Научная статья на тему 'Формирование субъектной позиции студента медицинского вуза'

Формирование субъектной позиции студента медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
338
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / SUBJECTIVE POSITION / КОМПОНЕНТЫ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ / COMPONENTS SUBJECTIVE POSITION / SOVEREIGNTY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калмыкова Е.М.

Идея развития и саморазвития субъектности пронизывает Национальную доктрину образования в Российской Федерации до 2025 года. Подчеркивается необходимость мобилизации личностного потенциала, сохранения целостности, воспроизводства в каждом человеке качества субъектности. Задача образования состоит в создании условии обретения студентом-медиком личностных смыслов, ценностей и целей своего развития. Реальным результатом образования в этих условиях является развитие способности студента-медика (будущего профессионала) чувствовать образ меняющего мира и себя как части этого мира, готовность к встрече с неожиданностями и умением ответить на эти встречи позитивной инновационной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE POSITION FORMATION OF THE MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

The idea of development and self-development of subjectivity permeates the National doctrine of education in the Russian Federation up to 2025. Stresses the need for the mobilization of personal potential, integrity preservation, reproduction in every person’s quality of subjectivity. The challenge of education is to create the condition for gaining medical student personal meaning, values and goals of its development. The real result of education in these conditions is the development of the ability of medical students (future professional) to feel the way in changing the world and oneself as a part of this world, the willingness to meet with surprises and ability to respond to these meetings a positive innovation.

Текст научной работы на тему «Формирование субъектной позиции студента медицинского вуза»

УДК 371.711.8-057.875

Е.М. Калмыкова

ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Ростовский государственный медицинский университет, кафедра физической культуры, лечебной физической культуры и спортивной медицины Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29. E-maihokt@Tostgmu.Tu

Идея развития и саморазвития субъектности пронизывает Национальную доктрину образования в Российской Федерации до 2025 года. Подчеркивается необходимость мобилизации личностного потенциала, сохранения целостности, воспроизводства в каждом человеке качества субъектности. Задача образования состоит в создании условии обретения студентом-медиком личностных смыслов, ценностей и целей своего развития. Реальным результатом образования в этих условиях является развитие способности студента-медика (будущего профессионала) чувствовать образ меняющего мира и себя как части этого мира, готовность к встрече с неожиданностями и умением ответить на эти встречи позитивной инновационной деятельностью.

Ключевые слова: субъектность, субъектная позиция, компоненты субъектной позиции.

E.M. Kalmykova

SUBJECTIVE POSITION FORMATION OF THE MEDICAL

UNIVERSITY STUDENTS

Rostov State Medical University - Physical Training, Therapeutic Physical Training and Sports Medicine Department 29 Nakhichevansky st., Rostov-on-Don, 344022, Russia. E-mail:okt@rostgmu.ru

The idea of development and self-development of subjectivity permeates the National doctrine of education in the Russian Federation up to 2025. Stresses the need for the mobilization of personal potential, integrity preservation, reproduction in every person's quality of subjectivity. The challenge of education is to create the condition for gaining medical student personal meaning, values and goals of its development. The real result of education in these conditions is the development of the ability of medical students (future professional) to feel the way in changing the world and oneself as a part of this world, the willingness to meet with surprises and ability to respond to these meetings a positive innovation.

Key words: sovereignty, subjective position, components subjective position.

Введение

Современный период развития общества характеризуется глобальными социально-экономическими преобразованиями, происходящими во всех сферах человеческой жизни. В этих условиях образованию как ведущему социальному институту, создающему и поддерживающему интеллектуальный потенциал страны, отводится ведущая роль. В современных условиях подготовка специалистов с высоким уровнем профессиональной компетентности и разносторонним личностным развитием, способных к непрерывному самосовершенствованию, постоянному пополнению и расширению спектра своих знаний и умений, т. е. способных

учиться всю жизнь, является одной из важных целей современного высшего образования, актуальность которой обусловливается, с одной стороны, возрастанием неопределенности, динамичности и неустойчивости существования и развития человека в современном мире, а с другой - потребностью человека в устойчивости своего личного развития, стремлением к самореализации и самоутверждению.

Реформирование медицинского образования, внедрение новых государственных стандартов, переход на кредитную систему оценки знаний требует новый подход к обучению студентов. В условиях социально-экономических и медицинских преобразований, осуществляемых в современном российском обществе, от системы высшего

медицинского образования требуется развитие индивидуальности каждого студента, подготовка высокообразованных профессионалов в обрасти медицины, не только обладающих глубокими и прочными знаниями, но и способных реализовать устойчивое динамичное развитие медицинской технологии, готовых к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности на протяжении всей жизни. Чтобы подготовить будущих специалистов к деятельности в реальных условиях, необходимо учитывать их изменчивость и формировать у них такие личностные и профессиональные качества, которые позволят им своевременно, эффективно и безболезненно перестраивать себя и свою деятельность в соответствии с новыми требованиями. «Концепция модернизации образования Российской Федерации», материалы Болонской декларации актуализируют задачу формирования специалиста, способного преобразовать профессиональную деятельность, руководствуясь субъектной позицией, то есть усиливается субъективная сторона подготовки.

В «Концепции Государственной молодежной политики Российской Федерации» подчеркивается, что в настоящее время значительно снизилось становление субъектной позиции, происходит разрушение духовных и нравственных ценностей молодых людей. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально - экономическими условиями. Ориентация на данную тенденцию ставит перед медицинскими вузами задачу формирования субъектной позиции студентов как социальной группы в реализации собственных, государственных и общественных.

Понятие «субъект» (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе, от sub - под и jacio - бросаю, кладу основание) исходно является философской категорией, а размышление о сущности человека как субъекта уходят своими корнями в далекое прошлое. В.А. Татенко , анализируя отличия субъекта от индивидуальности, отмечает, что именно категория субъекта интегрирует все другие, связывая их в единую систему: «Индивидуальность не достигается, она творится субъектом».[1]. Субъект определяется как человек, вступающий в контакт с миром, изменяющий предметную обстановку бытия и самого себя.

Высшей ценностью общества должна стать личность студента с ее потребностью в самоактуализации, саморазвитии, реализации творческого потенциала, профессионального роста, духовного и физического совершенства. Личностное развитие обучающихся, их субъектность выступает основной целью высшего образования.

Философское представление о субъектности не оставались неизменными. К примеру, в философии стоицизма субъектность определялась как чувство внутренней свободы, способность отстаивать себя вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Схоласты средневековья субъектную сущность человека видели в его стремлении к нравственному очищению, к совершению нравственных поступков на основе уважения естественного порядка в личной жизни и в обществе. В эпоху Возрождения субъект определялся как активно творящий, преобразующий, в том числе, собственную природу (Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский и др.).

В немецкой классической философии существенно изменилось представление о субъектности человека. И. Кант выдвинул идею свободы человека. Для И. Канта мир свободы базируется на моральном законе, выраженном

в виде требования - человек должен. Свободный поступок индивида основан на преодолении эгоистического интереса и следовании всеобщему моральному закону. В философии экзистенциализма в качестве важных характеристик субъектности выступает стремление к самосовершенствованию своей личности (С. Кьеркегор); к самоопределению, творчеству (М. Хайдеггер). В российской философии проблема субъекта рассматривалась во взаимосвязи с активностью человека, с любовью к жизни, к Богу (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев и др.); с естественным стремлением человека к самосовершенствованию (В.С. Соловьев), к свободе (Н.А. Бердяев).

В психологии «субъект» определяется как носитель активности в том или ином виде деятельности. Субъект может проявлять инициативу и самостоятельность, принять и реализовать решение, оценить последствия своего поведения, самоизменяться, самосовершенствоваться. В психологической науке разработана концепция человека как субъекта деятельности (С.Л. Рубинштейн); подчеркивается значимость внутренней детерминации субъекта в процессе осуществления им предметной деятельности (А.Н. Леонтьев); делается акцент на значимости основных видов социальной деятельности (труд, общение, познание), посредством которых осуществляется интериориза-ция внешних действий и экстеоризация внешней жизни человека (Б.Г. Ананьев).

В педагогике понимание субъектной позиции также связывается с наделением индивида такими качествами, как активность, самостоятельность, свобода и способность творчески осуществлять специфические формы жизнедеятельности (Р.Ш. Акбашева, С.И. Осипова, Г.И. Аксенов и др.).

В настоящее время категорию «субъект» можно назвать одной из центральных в психологии и педагогике.

Субъектность как научная проблематика занимает сегодня одно из центральных мест в теоретико-прикладных исследованиях о наук о человеке - педагогике, психологии, социологии, являясь приоритетным направлением в изучении психолого-педагогических механизмов личностного, жизненного и профессионального становления и самоосуществления будущего специалиста. По мнению А.В. Брушлинского, под субъектностью чаще всего понимается « качество личности, обозначающее способность человека отдавать отчет в собственных действиях, быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели, выстраивать планы жизни» [2].

Значительный вклад в развитие теории субъектности внес Б.Г. Ананьев, введя понятие «человек как субъект деятельности» и проанализировав историю деятельности человека от игры и учебы до таких форм деятельности, как общение и труд. «Субъект деятельности, по мнению Б.Г. Ананьева, формируется в тесной связи с индивидными и личностными особенностями человека». [3]. Этот исследователь акцентировал внимание на формировании в процессе профессиональной деятельности у специалиста психологических свойств и механизмов субъекта и влиянии сформированных способностей на качество выполняемой работы, обосновав, таким образом, взаимосвязь характера профессиональной деятельности и субъ-ектности как интегральной способности быть субъектом по отношению к определенному (в том числе и рабочему) процессу.

Кроме того, в ряде научных работ рассматриваются различные характеристики субъектов профессиональной медицинской деятельности. В числе наиболее значимых профессиональных качеств чаще всего называют эмоциональную устойчивость (Г.С. Абрамова, Т.В. Большакова, С.А. Лигер, В.Л. Марищук), коммуникативные характеристики (Л.Л. Алексеева, Л.А. Цветкова), особенности по-требностно - мотивационной сферы (М.Н. Демина, В.М. Зайцева, Б.А. Ясько и др.). В частности О.С. Яркина рассматривает субъектность как психолого-акмеологическое условие личностно-профессионального развития врача

[4].

Субъектность как сущностное понятие представляет собой целостное качество личности, интегральную способность человека быть субъектом по отношению к определенным жизненным процессам.

Как видно, субъектность выступает категорией, раскрывающей высший уровень развития личности. И.А. Зимняя, рассматрив ая про блему ф ормиров ания субъектной позиции участников образовательного процесса в педагогическом контексте подчеркивает, что «субъект -сознательно действующее лицо, самосознание которого -это осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его» [5].

Мы предполагаем, что достижение субъектности, ее действенность раскрывается и способствует формированию у студента определенной позиции, точки зрения на собственную жизнедеятельность, которые могут быть реализованы в виде системы отношений индивидуума с окружающей действительностью. При подготовке специалиста в современных условиях особое внимание должно уделяться формированию субъектной позиции личности студента. В словаре иностранных слов дается следующее толкование: «Позиция ( от лат. positio) - положение, расположение;... точка зрения, отношение к чему-либо; действия, поведение, обусловленные этим отношением» [6]. Понятие «позиция личности» в психолого-педагогической литературе определяется на основе теории отношений как устойчивая, осознанная эмоционально - ценностная система отношений личности к тем или иным сторонам действительности, проявляющаяся в поведении, действиях и поступках. Позиция личности оказывает существенное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, определяет его мировоззрение, принципы и поступки. Позиция - это предпосылка и условие развитие личности. Осознав свою позицию, человек поднимается на новый уровень своего развития. От позиции личности зависит эффективность ее социальной и профессиональной жизнедеятельности, поэтому она является предметом научного исследования ученых уже много десятилетий.

Выделяют несколько типов позиций: жизненная (К.А. Абульханова - Славская, Д.Н. Узнадзе, Н.Н. Шеван-дин); социальная (Д.И. Фельдштейн, Г.И. Андреева, А.В. Петровский и др.); личностная (Б.Г. Ананьев, Г.И. Аксенова, С.А. Капустин, В.В. Чудновский и др.); внутренняя (Л.С. Славина, Л.С. Выготский М.С. Неймарк); субъектная (Л.И. Анциферова, С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбухано-ва - Славская и др.).

Специфика каждой позиции, рассматриваемой как взаимодействие определенных систем отношений личности, но основе которого формируются способы организации ее жизни, методы самовыражения, обусловлена особенностями самосознания личности (жизненные

смыслы, цели, ценности, идеалы, потребности, система установок и мотивов).

Особое значение на современном этапе развития общества приобретает формирование субъектной позиции. Субъектная позиция представляет собой активно-избирательное, инициативно-ответственное преобразовательное отношение личности к самой себе, к действительности, к миру и жизни в целом.

Субъектная позиция студента рассматривается нами как сложная интегративная характеристика личности, отражающая его отношение к самому себе, к деятельности человека к миру и жизни в целом. Она актуализирует его стремление к общеличностному развитию и определяет положение в статусно-ролевой, внутригрупповой структуре социума.

Установлено, что субъектность студента в личностном самоопределении в своей структуре имеет три компонен-

- мотивационно-ценностный компонент включает в себя осознание труда и будущей профессии как важнейшей ценности жизни, осознанный выбор профессии на базе выраженных склонностей и намерений;

- отношенческий компонент характеризуется наличием у студента отношение к самому себе как к субъекту выбора профессионального пути, удовлетворенностью своим профессиональным выбором, положительным эмоциональным настроем в профессиональном самоопределении. Одновременно с этим формируется отношение к педагогам, другим взрослым и сверстникам как к субъектам;

- регулятивно-деятельностный компонент представлен достаточным уровнем интеллектуального развития, умением создавать обоснованные личные профессиональные планы, предусматривающие «запасные» варианты профессиональной карьеры, высоким уровнем ин-тернальности, саморефлексии, стремлением участвовать в профессиональных пробах.

Один из главных компонентов субъектной позиции студента, на наш взгляд, является мотивационно - ценностный, который предполагает наличие устойчивой мотивации субъекта, побуждающей к активной учебно-познавательной деятельности с элементами творчества, имеющую выраженную направленность на индивидуально-личностное развитие. Мотивация рассматривается как совокупность побуждающих факторов, вызывающих активность личности и определяющих направленность деятельности, в результате которой индивидуум будет проявлять себя максимально выражено.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что научный поиск выявления оптимальной структуры и содержания субъектной позиции студента опирался на идеи личностной педагогики, психологии, в которых отражены основные признаки субъектности личности: 1) осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять; 2) осознание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, причастности и ответственности за явления природной и социальной деятельности, способность к нравственному выбору, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего «Я»; 3) способность и стремление инициативно, критически и инновационно

рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений.

Под субъектной позицией в образовательном процессе нами понимается наличие у студентов права, способность и возможность быть субъектом своей учебной деятельности - заявлять личностный смысл своего образования и, совместно с преподавателем, при его помощи и во взаимодействии с ним, строить это образование в соответствии с собственной индивидуальностью.

Таким образом, можно заключить, что основными условиями формирование субъектности студентов яв-

ляется практико-ориентированный и личностно-ин-дивидуальный характер обучения с применением активных форм и методов обучения, с помощью которых активизируется личностный смысл для каждого из обучаемых, формируются возможности для самораскрытия студентов и осознание не только осуществляемой учебной деятельности, но и ее значимости для выстраивания жизненных стратегий, а также личностных качеств, жизненной позиции, смысложизненных ориен-таций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении: монография. - К.: Видавничий центр «Просвита», 1996. - 404 с.

2. Брушлинский, A.B. О критериях субъекта и его деятельности / A.B. Брушлинский // Психология субъекта профессиональной деятельности. Москва - Ярославль: ДИА-пресс, 2001. - С. 5-23;

3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. -384 с.

Яркина О.С. Субъектность как психолого-акмеологиче-ское условие личностно-профессионального развития врача: дисс. канд.псих.наук. - Тамбов, 2009. - 199 с. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - С. 125. Новейший словарь иностранных слов и выражений [Текст] . - М.: Современный литератор, 2005. - 976 с.

ПОСТУПИЛА 11.03.2014

УДК 616-058

Е.В. Морозова

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОБЩЕЙ АДАПТАЦИОННОЙ РЕАКЦИИ НА ПОЛУЧЕНИЕ

ИНВАЛИДНОСТИ

ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Минтруда РФ Россия, 127486, г. Москва, ул. Ивана Сусанина, 3. E-mail: elva@hotbox.ru

Одной из важнейших проблем больных, находящихся в условиях инвалидизирующего заболевания является личностное самоопределение в отношении социального статуса инвалида. Множественные случаи необоснованных обжалований больными экспертных решений по поводу снятия инвалидности, не соответствия установления группы ожиданиям больного либо первичному отказу в получении группы свидетельствуют об актуальности данного вопроса, особенно с учетом работоспособного возраста претендующих на инвалидность людей, реабилитация которых (и их интеграция в широкий контекст социально-профессиональных отношений) является стратегическим направлением социальной политики государства. В данной статье обсуждаются результаты личностного реагирования в виде репертуара совладающих копинг-стратегий и субъективного переживания социальной фрустрированности больных, фиксированных на возврате, установлении, усилении группы, и больных, имеющих аналогичные заболевания, но не считающих себя инвалидами.

Ключевые слова: инвалидность, внутренняя картина инвалидности, социальный статус «инвалид», совладающие стратегии, адаптация, реабилитация, коррекция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.