1. Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве: сб. ст. М., 2007. Т. 1.
2. Мангер Т.Э. Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе. Тамбов, 2006.
3. Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы: областная программа / под ред. Н.Е. Астафьевой. Тамбов, 2004.
4. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. Псков, 1996.
Поступила в редакцию 11.10.2008 г.
Vlasenko V.L. On the problem of the system of continuous musical education in domestic practice. The questions of perfection of the system of continuous musical
education are examined in the article, its problems and contradictions are analyzed. Theoretical and methodical materials and conclusions, present in this article, will allow promoting the efficiency of this system functioning.
Key words: system of continuous musical education, perfection, problems, contradictions, humanizing and humanitarization, modern technologies.
Literature
1. Higher education institutions of culture and arts in the common education space: collection of articles. Мoscow, 2007. Vol. 1.
2. Manger T.E. Improvement of the system of continuous professional education of culture and arts specialists in multilayered higher education institution. Tambov, 2006.
3. Modernization of educational system of Tambov Region for the period of 2004-2008: regional program / edited by N.R Astafieva. Tambov, 2004.
4. Konarzhevsky Yu.A. System. Lesson. Analysis. Pskov, 1996.
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ТЕХНИКУМА: СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ ПРОЯВЛЕНИЯ
Е.В. Кулакова
На основе анализа актуальной психолого-педагогической литературы выявлены и описаны структура, содержание, показатели и уровни субъектной позиции студента профессионального техникума, которые могут служить ориентиром личностного и профессионального роста будущих специалистов.
Ключевые слова: субъект, субъектная позиция личности студента, уровни субъектной позиции личности студента.
Субъектная проблематика занимает сегодня одно из центральных мест в теоретикоприкладных исследованиях наук о человеке -педагогике, психологии, акмеологии, являясь приоритетным направлением в изучении пси-холого-педагогических механизмов личностного, жизненного и профессионального становления и самоосуществления специалиста.
На основе анализа работ К.А. Абульха-новой-Славской, Г.С. Батищева, А.В. Бруш-линского, Э.В. Ильенкова, В.А. Лекторского можно заключить, что субъект как философская категория раскрывает определенное качество активности человека, его способность к самоопределению и саморазвитию, способность достраивать субстанцию, созидать, развивать и реализовывать ее новые возможности. При этом, согласно А.В. Брушлин-скому, стать субъектом раз и навсегда невоз-
можно, человеку приходится порождать себя в этом качестве в каждом своем действии. Принципиальное значение приобретают выдвинутые А.В. Брушлинским положения: человек не рождается субъектом, а становится им в процессе своей жизнедеятельности; субъект - всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство и высший уровень всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных; существуют три уровня активности субъекта: теория, эксперимент и практика, а его важнейшая характеристика - способность к саморегуляции [1].
Анализ актуальной педагогической, психологической литературы дает основание представить субъектность как центральное образование человеческой субъективности,
сложную интегративную характеристику личности, отражающую ее активно-избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самой себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом (Г.И. Аксенова, А.В. Брушлинский, В.А. Сластенин, А.С. Огнев и др.). Л.В. Аб-далина отмечает, что: «Субъектность способствует осуществлению естественного состояния человеческого потенциала - реализуемости. Самореализация как одна из основных ценностей человека, отражает его способности более полно проявлять свои возможности и потенциал и претворять их в жизнь в процессе продуктивной профессиональной, общественной, семейной, духовной деятельности» [2].
Научный поиск выявления оптимальной структуры и содержания субъектной позиции личности студента опирался на идеи субъектной педагогики, психологии, в которых отражены основные признаки субъектности личности, отражающие различные аспекты и характер ее отношений:
- способность не только присваивать мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, созидать новые;
- осознание и принятие задач, установок деятельности на всех этапах ее осуществления, способность и стремление личности в необходимых случаях самостоятельно их определять;
- владение умениями, ориентировочными основами деятельностей, реализуемых в соответствии с принятыми установками и задачами;
- осознание собственной значимости для других людей, ответственности за результаты деятельности, причастности и ответственности за явления природной и социальной действительности, способность к нравственному выбору в ситуациях коллизий, стремление определиться, обосновать выбор внутри своего «Я»;
- способность к рефлексии, потребность в ней как условии осознанного регулирования своего поведения, деятельности в соответствии с желаниями и принятыми целями, с одной стороны, «осознанием пределов собственной несвободы» - с другой;
- «интегративная активность» (К.А. Абуль-ханова-Славская), предполагающая активную позицию личности во всех вышеуказанных
проявлениях, от осознанного целеполагания до оперирования и конструктивной корректировки способов деятельности;
- стремление и способность инициативно, критически и инновационно рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений;
- направленность на реализацию «само...» - самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, саморазвития, самоопределения, самоидентификации, само-детерминации и др.;
- способность самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, обстоятельства ей сопутствующие, с учетом поставленной цели; внутренняя независимость от «внешнего мира», внешних влияний, независимость не в смысле их игнорирования, а в устойчивости взглядов, убеждений, смыслов, их коррекции, изменения;
- творческий потенциал, уникальность, неповторимость, которые являются основой для плодотворных межсубъектных отношений, взаимодействия, сотрудничества, общения (Г.И. Аксенова, Е.Н. Волкова, В.А. Сластенин, А.С. Огнев и др.).
Как видно, субъектность выступает категорией, раскрывающей высший уровень развития личности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абуль-ханова, Б.Г. Ананьев и др.) в виде реализации собственной сущности в своей жизни.
Мы полагаем, что достижение субъект-ности, ее действенность раскрывается и предполагает сформированность у студента определенной позиции, точки зрения на собственную жизнедеятельность, которые могут быть реализованы в виде системы отношений человека с окружающей действительностью. Согласно В.Н. Мясищеву, именно доминирующие отношения раскрывают направленность, ядро личности и являются ее движущей силой [3].
Г.М. Коджаспирова рассматривает позицию личности как «... устойчивую систему отношений человека к различным проявлениям окружающей действительности, людям и самому себе» [4]. Позиция в структуре личности отражает смысложизненные ценности, знания, умения, способы и приемы, предписывающие то, как нужно действовать в жизнедеятельности, чтобы достичь максимального полного самоосуществления в различных ролях - как гражданина, как родите-
ля, супруга, специалиста. Сформированная субъектная позиция во многом определяет показатели качества взаимодействия студента с окружающим миром и самим собой. На наш взгляд, она позволяет человеку в юношеском возрасте найти ответ на три важнейших вопроса своей жизни: Каким быть? Кем быть? Как жить?
В первую очередь речь идет о личностном самоопределении студента, т. е. о выявлении и утверждении собственной позиции в самых различных жизненных ситуациях, о выборе способов самоосуществления. Профессиональное самоопределение предстает как определение в сфере труда, связанное с выбором и освоением какой-либо профессии. Соответственно, жизненное самоопределение представляет собой выбор собственного жизненного пути, дающего возможность в той или иной мере реализовать себя, ответить на вопрос «Как жить?», как построить свой образ жизни. Психологи считают, что личностное самоопределение шире профессионального и на его основе складываются требования к профессии. Личностное самоопределение - это определение человеком того, что он хочет, что может, что от него хочет общество. Без такого личностного самосознания, если оно не сложилось, профессиональное самоопределение затруднено. Согласно взглядам психологов, наиболее оптимальной и гармоничной является ситуация, когда «профессиональное вписывается в личностное» как одна из его сторон, т. е. происходит полное включение допрофессиональ-ных ценностей в личное пространство, значительно более широкое и многомерное [5].
Очевидно, что сформированная субъектная позиция студента в выделенных аспектах является основанием наиболее полноценного адекватного самопознания, саморазвития, самоутверждения и самореализации в последующей жизнедеятельности.
В настоящем исследовании субъектную позицию личности студента мы рассматриваем как систему устойчивых отношений личности, интегрирующую субъективно-оценочные, сознательно-избирательные связи с окружающим миром, другими людьми и самим собой, проявляющуюся в активности, самостоятельности, ответственности, гуманизме, осознанной саморегуляции и обеспе-
чивающую полноценную самореализацию личности в жизнедеятельности.
Мы полагаем, что наиболее устойчивые отношения личности студента к различным проявлениям окружающей действительности, людям и самому себе обнаруживаются, в первую очередь, в психических чертах и качествах его личности. Они определяют в большей степени линию, способы поведения студента в определенных жизненных условиях и обстоятельствах, отражая единство индивидуального и типологического своеобразия в его личности. Основу таких отношений личности студента, безусловно, составляют ведущие и устойчивые направленности личности, ее установки, потребности, цели и интересы, взгляды и убеждения. В системе отношений, связей личности студента с окружающим миром, другими людьми, самим собой правомерно выделить также знания, умения, способы, приемы, придающие его поведению и деятельности активный, уверенный, созидательный стиль жизнедеятельности в целом.
Как видно, субъектная позиция личности студента - это сложная целостная система, структурно объединяющая в себе различные компоненты и способы взаимодействия между ними. Мы полагаем, что структуру субъектной позиции студента можно проиллюстрировать через ценностный, содержательный и регулятивный компоненты. Ценностный компонент раскрывает мотивы, ценности, идеалы, на основе которых студенту следует взаимодействовать с окружающим миром. Содержательный компонент составляет совокупность следующих качеств студента - активность, ответственность, инициативность, отношение к себе и другим как субъектам жизнедеятельности. Регулятивный компонент субъектной позиции включает умения, способы, приемы саморегуляции и самореализации студента в жизнедеятельности.
Выявленные в исследовании компоненты рассмотрены и как основные показатели, на основе которых развивается идея уровне-вого подхода к субъектной позиции личности студента. Мы полагаем, что субъектная позиция личности студента как сложное системное образование может быть представлена следующими уровнями ее проявления -объектным (как стабильно неустойчивым типом отношений), субъектно-функциональ-
ным (как относительно устойчивым типом отношений), субъектным (как достаточно устойчивым типом отношений) и субъектно-преобразующим (как стабильно устойчивым типом отношений). Методологическим ориентиром выделения данных уровней проявления субъектной позиции личности студента явился философский закон развития систем, который гласит: «Действие законов диалектики проявляется во всех системах в виде дифференциации и интеграции элементов и связей системы, в делении систем, в смене их структур и элементов. Кроме того, для всех систем едина последовательность развития: возникновение, становление, период зрелости и преобразование. Значение этих общих черт в развитии систем дает отправную точку для глубокого конкретного познания и создает возможность предвидения» [6].
Объектный (стабильно неустойчивый) уровень субъектной позиции личности студента формируется на фазе возникновения системы. Становление субъектной позиции -суть проявления ее субъект-функциональ-ного (относительно устойчивого) уровня. Зрелость обнаруживает субъектный (достаточно устойчивый) уровень ее проявления, а фаза преобразования системы сопровождается все более активным проявлением субъектной позиции личности и характеризует ее собственно субъектно-преобразующий (стабильно устойчивый) уровень.
Динамика роста уровней состоит в объектно-субъектном преобразовании субъектной позиции личности студента, которое заключается в том, что студент, первоначально являясь объектом воздействия преподавателей, студентов, постепенно и последовательно преобразуется в субъекта личностного, жизненного и профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации. Это создает предпосылки для эффективной реализации принципа преемственности, поскольку характеризует природу «зоны актуального развития» субъектной позиции личности студента и ориентирует на формирование (саморазвитие) «зоны ближайшего
развития». При этом предполагается разрешение противоречий между фазами с уже достигнутым и еще предстоящим приобретением личностных и профессиональных ценностей, качеств, умений и способов проявления субъектной позиции личности в процессе
самоосуществления в жизнедеятельности в следующей фазе.
На основе выявленных структурно-содержательных и уровневых характеристик субъектной позиции личности студента обнаруживаются направления дальнейшего научно-практического поиска решения проблемы ее формирования: выявление психо-лого-педагогических условий, стимулирующих субъектное становление студента; разработка содержательного и технологического обеспечения процесса; построение и апробация модели формирования субъектной позиции личности студента в условиях образовательного процесса техникума.
1. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М., 2003.
2. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике. М., 2008.
3. Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М., 1995.
4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
5. Психологическое сопровождение выбора профессии: науч.-метод. пособие / Л.М. Митина [и др.]. М., 2003.
6. Страницы современной педагогики: диалог теории и практики / под ред. С.М. Годника. Воронеж, 1998.
Поступила в редакцию 20.10.2008 г.
Khulakova Y.V. The subjective position of a technical college student’s personality: substance and levels of its display. On the basis of analysis of the actual psychological and pedagogical literature, the author reveals and describes structures, substance and levels of a technical college student’s subjective position which may serve as a guide to the personal and professional advancement of future specialists.
Key words: subject, subjective position of a student’s personality, levels of a student’s personality’s subjective position.
Literature
1. Brushlinskiy А.V. Psychology of a subject. Мoscow, 2003.
2. Abdalina L.V. Pedagogue's professional development: bedside approach. Мoscow, 2008.
3. Myasischev V.N. Psychology of relations / edited by А.А. Bodalev. Мoscow, 1995.
4. Kodzhaspirova G.М., Kodzhaspirov А^ы. Dictionary of Pedagogy. Moscow, 2000.
5. Psychological accompaniment of vocational choice: study guide / L.М. Mitin, et al. Moscow, 2003.
6. Pages of modern Pedagogy: theory and practice dialogue / edited by Б.М. Godnik. Voronezh, 1998.