Научная статья на тему 'Структура субъектной позиции будущего специалиста'

Структура субъектной позиции будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА / UNIVERSITY STUDENT'S SUBJECTIVE POSITION / SUBJECT / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванцова Наталья Александровна, Рыбакова Елена Валерьевна

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения проблемы становления субъектной позиции студента, структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject Position Structure of Experts To-Be

The article deals with the theoretical aspects of the problem of the students' subjective position forming, as well as the structure of professional subject position of experts to-be

Текст научной работы на тему «Структура субъектной позиции будущего специалиста»

УДК 378.013.78 ББК 74.580.22

Иванцова Наталья Александровна

аспирант кафедра педагогики Восточно-Сибирская государственная академия образования

г. Иркутск Рыбакова Елена Валерьевна аспирант кафедра педагогики Восточно-Сибирская государственная академия образования

г. Иркутск Ivantsova Natalya Alexandrovna Post-graduate Chair of Pedagogics East-Siberian State Education Academy Irkutsk

Rybakova Elena Valerievna

Post-graduate Chair of Pedagogics East-Siberian State Education Academy Irkutsk

Структура субъектной позиции будущего специалиста Subject Position Structure of Experts To-Be

В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения проблемы становления субъектной позиции студента, структура профессиональной субъектной позиции будущего специалиста.

The article deals with the theoretical aspects of the problem of the students’ subjective position forming, as well as the structure of professional subject position of experts to-be.

Ключевые слова: субъект, субъектность, субъектная позиция студента.

Key words: subject, subjectivity, university student’s subjective position.

В условиях быстрого изменения рыночных отношений, преобразования всех сфер жизни современной России, всё более актуальным становится вопрос о подготовке такого специалиста, который бы обладал высокой квалификацией, удовлетворяющей спрос работодателя в данный момент. Подготовка такого специалиста - это первостепенная задача высшего учебного заведения и поэтому, именно к высшему образованию предъявляются особенно

высокие требования. Чтобы подготовить будущих специалистов к деятельности в реальных условиях, необходимо учитывать их изменчивость и формировать у них такие личностные и профессиональные качества, которые позволят им своевременно, эффективно и безболезненно перестраивать себя и свою деятельность в соответствии с новыми требованиями.

Высшей ценностью общества должна стать личность специалиста с ее потребностью в самоактулизации, саморазвитии, реализации творческого потенциала, профессионального роста, духовного и физического совершенства. Профессиональное развитие личности будущего специалиста, его субъектность выступают основной целью высшего образования. Субъектная позиция будущего специалиста должна стать органичной частью его профессиональной деятельности.

Теоретико-методологический анализ психолого-педагогической

литературы показал, что не существует однозначного определения субъектности, а так же субъектной позиции студента, а соответственно выделяются разные доминантные компоненты и их критерии.

Синтезировав всю изученную нами информацию, взяв на вооружение определение субъектной позиции, субъектная позиция студента - это

устойчивая система отношений студента к действительности,

характеристиками которой могут являться его активность, целенаправленность, детерминированность, самостоятельность,

самоопределение, ответственность за принятие решений, творческость, свобода действий в практическом преобразовании окружающего мира и самого себя, а так же, направленность на развитие себя как будущего профессионала, мы выделяем следующие доминантные компоненты и критерии субъектной позиции студента: личностно-осознанный;

мотивационно-ценностный; операционно-деятельностный.

Субъект - это сознательно действующее лицо, которое реализуется в своей деятельности и в бытии, в поиске смысла, в постановке целей и их достижении. Основной характеристикой субъекта является способность

преобразования не только окружающей действительности, но в первую очередь самого себя. Таким образом, мы полагаем, что в списке критериев, личностно-осознанный критерий должен быть первостепенным и главенствующим. Раскрытие и рост внутреннего потенциала студента, на наш взгляд, может содействовать появлению и развитию личностно-значимых и профессиональных ориентаций и ценностей. К критериям личностноосознанного компонента мы относим стремление к: самоактулизации, самодетерминации (самоопределению), саморазвитию.

Все вышеперечисленные критерии имеют одинаковую приставку «само», что определяет интенцию на развитие собственной «самости». Однако, разделяя точку зрения Т.А.Ольховой [3], мы считаем, что становление субъектности, а также и субъектной позиции «... предполагает не только усиление автономности человека, но одновременно и развитие его социальности, то есть способности быть человеком в мире людей.», соответственно этот процесс «. не самодостаточный и не изолированный, а требующий поддержки, создания оптимальных внешних и внутренних условий.

Самоактулизация (self-actualization)- одно из проявлений внутреннего стремления развивать себя, т.е. потребность в осуществлении своих способностей и талантов, творческих потенций, воплощения «себя»(А.Маслоу). Стремление к самоактулизации ведёт к проявлению человека как «полноценно функционирующей личности», которая находится в процессе, при этом конструктивно изменяя себя.

Под самодетерминацией (self-determination) мы понимаем способность человека выбирать и иметь собственный выбор (направленный на саморазвитие), а затем и быть ответственным за принятие и результаты своего выбора. Согласно психологической теории, разработанной американскими психологами Э. Деси и Р. Райаном , человек способен ощущать и реализовывать в своём поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых

внутриличностных процессов. Предоставление человеку свободы выбора

активности, области интересов, без наложения ненужных ограничений, способствует становлению здоровой и полноценной личности, обладающей доверием к себе. В основе понятия самодетерминация лежит слово детерминация, что в переводе с английского обозначает установление, определение.

В работах С.Л. Рубинштейна, К.А.Абульхановой-Славской, Л.И. Божович самоопределение, так или иначе, неразрывно связано с выбором. Первых два учёных связывают самоопределение с выбором жизненной позиции человека, Л.И. Божович [1,с.380] говорит, что самоопределение это«...выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, в жизни».

Согласно словарю Р. С. Немова [2,с.200], самоопределение - есть выбор человеком для себя системы ценностей, норм морали, форм поведения, образа жизни и др., что делает его развитой, самостоятельной личностью. Следовательно, судя по определениям, можно считать, что понятия самодетерминация и самоопределение являются синонимами.

Саморазвитие и самодетерминация являются взаимообуславливающими понятиями, так как саморазвитие предполагает приобретение новых личностных свойств и качеств в условиях свободного выбора.

Следующий компонент субъектной позиции студента (ОПС) -мотивационно-ценностный предполагает наличие устойчивой мотивации субъекта, побуждающей к активной учебно-познавательной деятельности с элементами творчества, имеющую выраженную направленность на профессионально-личностное развитие. Так, мотивация - это совокупность побуждающих факторов, вызывающих активность личности и определяющих направленность деятельности, а под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. На наш взгляд, важно подчеркнуть, что, познавательные мотивы можно считать основой профессиональных. На основе

истинного интереса к познавательной деятельности, к познанию нового, можно развивать и приобретать профессиональный интерес в обучении. Таким образом, мы выделяем следующие критерии данного компонента: осознанность в выборе профессии, интерес к учебно-познавательной деятельности, устойчивая профессиональная мотивация, стремление к творческой, профессиональной самореализации.

Последним компонентом СПС является операционно-деятельностный. При определении основных критериев этого компонента мы исходили из того, что студент - это субъект активной, креативной, преобразующей деятельности, а любая деятельность должна иметь свою цель, задачи и результат. В успешном доверительном, эмпатийном взаимодействии студента с преподавателем и с сокурсниками происходит его успешное саморазвитие. Сопоставление своих точек зрения с другими, осознание своей правоты или заблуждений в процессе обсуждений, дискуссий, диалогов ведёт к саморефлексии, самосознанию.

Таким образом, мы выделяем следующие критерии операционнодеятельностного компонента:

- активность, креативность, инициативность, самостоятельность, ответственность,

- умение ставить перед собой определенные цели и задачи и добиваться результата,

- стремление к взаимодействию с другими субъектами обучения, рефлексия.

Для того чтобы определить динамику ССПС, оказалось необходимым выделить стадии ССПС, которые бы демонстрировали наличие или отсутствие у студентов выделенных нами компонентов и критериев СПС.

При определении стадий становления субъектной позиции студента (ССПС) мы опирались на выделенные нами этапы процесса педагогической поддержки ССПС, а именно: 1)диагностический, 2)решение выявленных трудностей, 3)целеполагание, 4)активная деятельность, 5)рефлексия, так как,

мы полагаем, что стадии ССПС обязательно должны соотноситься с этапами работы преподавателя по поддержке ССПС.

На основании изучения учебно-познавательной деятельности студентов, психолого-педагогической литературы, исследований проведённых Ольховой Т.А., Осиповой С.И, Сластёниным В.А., Школьника Г.И и др. мы выделяем следующие стадии ССПС, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 .

Стадии становления субъектной позиции студента.

Стадии становления субъектной позиции Краткая характеристика стадий

Информационно- адаптивная Наблюдается готовность субъекта к общению, к эмпатийной способности, формируются навыки самопознания, самообладания, развитие рефлексии, появляется интерес к изучаемым дисциплинам, в том числе и профессиональной направленности. Однако ещё слабо выражены личностноосознанный и мотивационно-ценностный компоненты

Идентификационная Эмоциональная вовлечённость в процесс обучения и осознание своей роли в нём, проявляется внутренняя мотивация в обретении ценностей и смыслов собственной образовательной деятельности. Однако пока активным транслятором субъектности является преподаватель. Таким образом, проявляются, но ещё не в полной мере, личностно-осознанный и мотивационноценностный компоненты субъектной позиции.

Преобразовательная Наблюдается выраженная готовность субъекта к взаимодействию с целью выработки общей тактики поведения, обмену суждениями, взглядами; к самостоятельной постановке и профессиональному решению теоретико-прикладных задач, критическому осмыслению происходящего, творческой и активной самореализации. Осуществляется преобразующая деятельность в становлении субъектной позиции личности и будущего профессионала. Проявляются все компоненты субъектной позиции,

но преобладающими являются личностноосознанный и мотивационно-ценностный.

Профессиональная самореализация Практическая реализация индивидуальных маршрутов личностно-профессионального роста, рефлексия учебно-профессиональных и жизненных достижений, принятие ответственности за принятые решения и за полученные результаты. Вносятся коррективы в планировании дальнейшей деятельности, происходит актуализация потребности в будущем самосовершенствовании. Наблюдается повышение статусного значения учебных дисциплин в связи с изменением личностных и профессиональных позиций студентов. Реализуются все компоненты субъектной позиции в полной мере.

Библиографический список

1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И.Божович.-М.,1968. - 464с.

2. Немов, Р. С. Психология: Словарь - справочник: в 2-х ч. [Текст] / Р. С.Немов. - М.: Изд-во Владос - пресс, 2003. - Ч. 1. - 304 с., Ч 2. - 352 с.

3. Ольховая, Т.А. Концептуальные основы и результаты исследования проблемы

становления субъектности студента университета [Текст] / Т.А.Ольховая// Педагогический журнал Башкортостана.- 2009. - №2. -С.10-21.

Bibliography

1. Bozhovich, L.I. Personality and Its Formation in Childhood [Text] / L.I. Bozhovich. - М.,

1968. - 464 p.

2. Nemov, R.S. Psychology: Dictionary-Handbook: In 2 Parts [Text] / R.S. Nemov. - M.: Vlados-Press, 2003. - Part 1 - 304 p.; Part 2 - 352 p.

3. Olkhovaya, T.A. Conceptual Bases and Research Results of the Problems of the University

Students’ Subjectivity Forming [Text] / T.A. Olkhovaya // Bashkortostan Pedagogical Journal. -2009. - №2. - P.10-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.