Научная статья на тему 'Учебная мотивация и субъектность студентов'

Учебная мотивация и субъектность студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1059
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИД / ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНОСТЬ / СТАНОВЛЕНИЕ / ЭКОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / СВЯЗЬ С СУБЪЕКТНОСТЬЮ / INDIVIDUAL / MENTAL ACTIVITY / ACTION / SUBJECT / SUBJECTIVITY / DEVELOPMENT / ECOPSYCHOLOGICAL APPROACH / STUDENTS / ACADEMIC MOTIVATION / CONNECTION WITH SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сараева Надежда Михайловна

В статье предлагаются к обсуждению методологические положения, исходя из которых по-новому ставится проблема и проводится теоретический и эмпирический анализ процесса становления субъекта и субъектности. В отличие от имеющихся в отечественной психологии подходов, рассматривающих понятия «активность», «деятельность», «субъект», «субъектность» в качестве исходных оснований для построения разных концептуальных версий развития психики, экопсихологический подход к развитию психики (В. И. Панов) видит в них обозначение образующих континуум единых по своей природе форм психической активности, в которых она находит действительное своё существование. В процессе взаимодействия со средой индивид превращается из носителя активности в субъекта деятельности, которой он овладел. В статье названы этапы становления субъекта, обретения человеком субъектности. Среди критериев субъектности обозначены мотивы деятельности, автономная позиция при её выполнении, внутренний локус контроля и другие. На материале учебной деятельности студентов ЗабГУ проведён эмпирический анализ их учебной мотивации и уровня субъектности. По результатам диагностики (основной метод тестирование) установлено, что в системе мотивации учебной деятельности обследованных студентов преобладает мотив получения диплома о высшем образовании. Познавательные и профессиональные мотивы имеют у студентов в данной выборке меньшую значимость. Определён средний уровень субъектности большинства испытуемых. Они находятся на третьем этапе становления субъектности. Меньшая часть достигает четвёртого этапа. Проверена и подтверждена гипотеза о существовании связи между мотивацией учебно-профессиональной деятельности и субъектностью студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic Motivation and Students'' Subjectivity

The author discusses methodological grounds, according to which it is possible to raise the problem and to carry out theoretical and empirical analysis of the process of subject and subjectivity establishment in a new light. As opposed to the existing approaches in Russian psychology that consider the notions of 'activity', 'action', 'subject', 'subjectivity' as initial grounds to construct diverse mental evolution concepts, ecopsychological approach to mental evolution (V.I. Panov) reveals in them designation of single in their nature forms of mental activity which form continuum in which it finds its real existence. In the process of interaction with environment an individual turns from a bearer of activity into a subject of action which he has mastered. The author of the article names stages of the subject development, man's acquiring subjectivity. Among subjectivity criteria the author mentions activity motifs, autonomous position when performing it, interior control locus and others. An empirical analysis of academic motivation and subjectivity level is carried out using the material of academic activity of Transbaikal State University students. The diagnosing results (testing is the basic procedure) of the students examined showed that in the system of academic activity motivation the motif of getting a higher education diploma prevails. Cognitive and professional motifs are less significant for the sample students. An average level of subjectivity was found for greater majority of the students examined. They are on the third stage of subjectivity development. The lesser part reaches the fourth stage. The author verified and confirmed the hypothesis of connection between academic and professional motivation and the students' subjectivity.

Текст научной работы на тему «Учебная мотивация и субъектность студентов»

УДК 159.9.07 ББК 88.3 Ю9

Надежда Михайловна Сараева,

доктор психологических наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская,Э0),

e-mail: saraiewa@mail.ru

Учебная мотивация и субъектность студентов1

В статье предлагаются к обсуждению методологические положения, исходя из которых по-новому ставится проблема и проводится теоретический и эмпирический анализ процесса становления субъекта и субъектности. В отличие от имеющихся в отечественной психологии подходов, рассматривающих понятия «активность», «деятельность», «субъект», «субъектность» в качестве исходных оснований для построения разных концептуальных версий развития психики, экопсихологический подход к развитию психики (В. И. Панов) видит в них обозначение образующих континуум единых по своей природе форм психической активности, в которых она находит действительное своё существование. В процессе взаимодействия со средой индивид превращается из носителя активности в субъекта деятельности, которой он овладел. В статье названы этапы становления субъекта, обретения человеком субъектности. Среди критериев субъектности обозначены мотивы деятельности, автономная позиция при её выполнении, внутренний локус контроля и другие.

На материале учебной деятельности студентов ЗабГУ проведён эмпирический анализ их учебной мотивации и уровня субъектности. По результатам диагностики (основной метод - тестирование) установлено, что в системе мотивации учебной деятельности обследованных студентов преобладает мотив получения диплома о высшем образовании. Познавательные и профессиональные мотивы имеют у студентов в данной выборке меньшую значимость. Определён средний уровень субъектности большинства испытуемых. Они находятся на третьем этапе становления субъектности. Меньшая часть достигает четвёртого этапа. Проверена и подтверждена гипотеза о существовании связи между мотивацией учебно-профессиональной деятельности и субъектностью студентов.

Ключевые слова: индивид, психическая активность, деятельность, субъект, субъектность, становление, экопсихологический подход, студенты, учебная мотивация, связь с субъектностью.

Nadezhda Mikhailovna Saraeva,

Doctor of Psychology, Professor, Transbaikal State University, (30 Aleksandro-Zavodskaya St., Chita, Russia, 672039),

e-mail: saraiewa@mail.ru

Academic Motivation and Students' Subjectivity2

The author discusses methodological grounds, according to which it is possible to raise the problem and to carry out theoretical and empirical analysis of the process of subject and subjectivity establishment in a new light. As opposed to the existing approaches in Russian psychology that consider the notions of 'activity', 'action', 'subject', 'subjectivity' as initial grounds to construct diverse mental evolution concepts, ecopsychological approach to mental evolution (V.I. Panov) reveals in them designation of single in their nature forms of mental activity which form continuum in which it finds its real existence. In the process of interaction with environment an individual turns from a bearer of activity into a subject of action which he has mastered. The author of the article names stages of the subject development, man's acquiring subjectivity. Among subjectivity criteria the author mentions activity motifs, autonomous position when performing it, interior control locus and others.

An empirical analysis of academic motivation and subjectivity level is carried out using the material of academic activity of Transbaikal State University students. The diagnosing results (testing is the basic procedure) of the students examined showed that in the system of academic activity motivation the motif of getting a higher education diploma prevails. Cognitive and

'Работа выполнена при поддержке РГНФ. Проект № 14-06-00576 «Становление субъектности на разных этапах онтогенеза: экопсихологический подход».

2The work is supported by the Russian Foundation for Humanities. Project No. 14-06-00576 "Subjectivity Formation At Different Stages Of Ontogenesis: Ecopsychological Approach".

116

© Н. М. Сараева, 2015

professional motifs are less significant for the sample students. An average level of subjectivity was found for greater majority of the students examined. They are on the third stage of subjectivity development. The lesser part reaches the fourth stage. The author verified and confirmed the hypothesis of connection between academic and professional motivation and the students' subjectivity.

Keywords: individual, mental activity, action, subject, subjectivity, development, ecopsychological approach, students, academic motivation, connection with subjectivity.

В Психологическом институте РАО группой исследователей, в которую включён и автор статьи, выполняется под руководством В. И. Панова актуальный в научном и практическом планах проект, цель которого - изучение на новых методологических основаниях процесса становления субъектности человека и создание теоретической модели этого процесса.

Обращение к данной проблеме определяется необходимостью дальнейшего обсуждения важных для психологической науки вопросов - что есть субъектность человека и как, через какие этапы проходит её развитие? Эти вопросы ставятся в науке не впервые. На них даны самые разнообразные ответы. Область проблематики активности человека, его произвольности и субъектности в отечественной психологии активно и плодотворно разрабатывается представителями разных направлений и школ (С. Л. Рубинштейн [22]; К. А. Абуль-ханова [1; 2]; Л. И. Божович [4]; А. В. Бруш-линский [5; 6]; Е. Н. Волкова [7]; А. Л. Журавлев [8]; В. П. Зинченко [9]; В. В. Знаков [10]; А. Н. Леонтьев [11]; В. Д. Небылицын [13]; А. К. Осницкий [15]; А. В. Петровский [20]; З. И. Рябикина [23]; Е. А. Сергиенко [24; 25; 27]; Н. Е. Харламенкова [29] и др.). Несмотря на имеющиеся существенные достижения в понимании категорий субъекта и феноменологии субъектности, глубину разработок, методологическая разнородность позиций исследователей приводит к тому, что, как пишет В. И. Панов, базовые для отечественной психологии понятия «активность», «деятельность», их «субъект» в методологическом плане используются в качестве исходных оснований для построения разных концептуальных версий развития психики. Эти единые по своей природе психические реальности исследуются нередко обособленно (заявка на указанный грант РГНФ).

Между тем, методологические возможности экопсихологического подхода к развитию психики [18] позволяют преодолеть очевидные теоретические «разрывы» в видении проблемы развития субъектности, в трактовке самих понятий.

Основные идеи разработчиков проекта [16; 17; 19], разделяемые и его исполнителями, можно представить следующим образом.

С позиций экопсихологического подхода к развитию психики она является особой формой природного бытия, обретающей реальность своего существования в процессе и посредством взаимодействия индивида с окружающей средой. Отсюда активность, деятельность, субъект (как носитель активности и «исполнитель, деятель» деятельности), его субъектность представляют собой разные проявления одной и той же психической реальности, но на разных этапах её развития. Это разные формы обретения психической активностью действительной формы своего существования во взаимодействии со средой.

Развитие любого вида психической активности человека следует рассматривать как континуум, на одном полюсе которого она имеет спонтанную нецеленаправленную и непроизвольную форму, а на другом полюсе - форму целесообразной, осознанной и произвольной деятельности субъекта. В процессе развития индивид из обладателя активности становится субъектом деятельности. Становление субъектности индивида, превращение индивида в субъекта какой-либо деятельности происходит в процессе овладения ею. Сама же деятельность есть высшая форма произвольной активности человека-субъекта.

В процессе становления субъектности выделяются следующие стадии: 1) стадия развития субъекта восприятия; 2) стадия развития субъекта репродуктивного воспроизведения, субъекта подражания;

3) стадия развития субъекта произвольного выполнения действия при внешнем контроле со стороны другого, чаще - педагога;

4) стадия развития субъекта произвольного выполнения действия при внутреннем контроле; 5) стадия развития субъекта экстери-оризации контроля, т. е. субъекта экспертной оценки правильности выполнения требуемого действия другими индивидами; 6) ста-

дия творчества, когда освоенное действие-образец используется в качестве субъективного средства для творческого самовыражения. Каждая последующая стадия предполагает качественную сформирован-ность предыдущей [19].

Говоря о студентах вуза, обучающихся в стандартных условиях, не предполагающих специальной деятельности преподавателей по формированию у тех, кого они учат, свойств субъектности, мы исходим из предположения, что большая часть студентов, выполняя учебную деятельность в современной высшей школе, находится на третьем этапе развития субъектности. То есть они способны к целенаправленному, произвольному выполнению действия-образца при внешнем контроле за правильностью этого выполнения со стороны другого. Это позиция ученика. На этом этапе одновременно происходит интериоризация действия-образца, уже начавшаяся в школе, и функции контроля за правильностью его выполнения.

Часть студентов (или отдельные студенты) в процессе обучения в вузе может (могут) достичь четвёртой стадии развития субъектности. У них появляется способность к целенаправленному, произвольному выполнению действия-образца с опорой на собственный внутренний контроль и саморегуляцию.

Одной из трудных задач определения, на каком этапе развития субъектности находится человек, является выбор критериев, по которым можно судить об этом.

Согласно концептуальным позициям проекта, для третьего этапа развития субъ-ектности такими критериями могут быть владение умениями постановки целей и задач учебной деятельности, мотивация достижения, целеустремлённость, внешний локус контроля, добросовестность и ответственность.

Для четвёртого этапа развития субъектности предложены следующие критерии: внутренний локус контроля, осознанность регуляции произвольной активности, рефлексивные способности и рефлексивные умения (способность оценивать цели, способы деятельности и её результаты, исходя из внутренних и внешних критериев качества), владение умениями постановки целей и задач учебной деятельности, способность разработать программу собственной деятельности.

Выше названы общие критерии оценки этапа развития субъектности человека при выполнении любой деятельности. Применительно к учебно-профессиональной деятельности студента эти критерии можно конкретизировать и для эмпирического обоснования, проведения диагностики уровня субъектности, ограничить.

В работе, результаты которой мы представляем в данной статье, в качестве основных показателей субъектности были избраны уровень мотивации учебной деятельности, степень автономности-зависимости в учебной деятельности, локус контроля личности. По мнению Л. И. Анцыфе-ровой, основной характеристикой субъекта является переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определённых границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя [3].

Изучалась связь учебной мотивации студентов с уровнем их субъектности. Понятно, что от мотивов деятельности зависит её продуктивность и качество. Понятно также, что степень осознанности, деятельный характер мотивации во многом определяются уровнем субъектности человека. Но эмпирическое обоснование этой связи нельзя считать достаточным.

Известно, что система мотивации учения имеет свою иерархичность: интерес, отношение, эмоции, цель мотив учения, смысл учения, потребность в учении [4; 12; 30]. В этой иерархии отчётливо прослеживается движение от «простой» активности человека в учении к достижению уровня субъекта учения.

В системе учебной мотивации студентов исследователи выделяют общесоциальные мотивы (среди них - значимость высшего образования), познавательные, профессиональные, мотив личного престижа прагматический мотив «формально-академического» и творческого достижения и многие другие [14; 21; 30]. Все мотиваторы могут находиться в отношениях взаимодействия или конкуренции и иметь различное влияние на учебную деятельность человека в высшей школе. Не зря в последнее время всё чаще говорят о необходимости мотивационного обеспечения учебного процесса [28].

Среди субъективных психологических факторов учебной деятельности студента мы видим уровень его субъектности.

Целью исследования было установление наличия/отсутствия связи между учебной мотивацией студентов и уровнем их субъектности.

Согласно гипотезе исследования, такая связь существует.

Основным методом получения эмпирических данных было тестирование. Метод представлен следующими методиками: методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной; методика изучения мотивов учебной деятельности А. А. Ре-ана, В. А. Якунина; опросник изучения автономности-зависимости личности в учебной деятельности Г. С. Прыгина; опросник «Уровень развития субъектности личности» (УРСЛ) М. А. Щукиной; опросник уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера в модификации Е. Ф. Бажина.

Эмпирическая база исследования: диагностика проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет». Обследовалось 95 студентов второго-четвёртого курсов от 18 до 21 лет. Средний возраст испытуемых -19,7 ± 0,9 лет.

По методике изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной установлено, что у 82,7 % испытуемых в выборке преобладает мотивация получения диплома при формальном усвоении знаний; приобретение знаний является вторым по значимости в системе мотивации учения. Наименее значимым является стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества. Только у 17,1 % испытуемых баллы по шкалам «Приобретение знаний» и «Овладение профессией» выше, чем баллы по шкале «Получение диплома», что свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею. У этих студентов мотив овладения профессией является ведущим.

Согласно результатам, полученным по методике изучения мотивов учебной деятельности А. А. Реана, В. А. Якунина, наиболее значимым в выборке также является мотив получения диплома. Высокой значимостью обладают мотивы «стать высококвалифицированным специалистом», «приобрести глубокие и прочные знания», «не запускать предметы учебного цикла», «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности». Наименее важными являются мотивы «постоянно полу-

чать стипендию», «быть примером сокурсникам», «избежать осуждения и наказания за плохую учёбу».

По расчётам стандартных отклонений, наименьший разброс значений имеют три мотива: стать высококвалифицированным специалистом; получить диплом; не запускать предметы учебного цикла. Это говорит том, что средние значения оценки данных мотивов являются наиболее точными.

Эмпирическое определение показателей учебной мотивации студентов показало, что значительное количество студентов заинтересовано в большей степени лишь в том, чтобы получить диплом о высшем профессиональном образовании. На втором месте по важности стоят познавательные мотивы, на третьем - мотивы овладения профессиональными компетенциями.

Уровень субъектности обследованных студентов разнится в зависимости от применяемой методики диагностики.

Так, по данным опросника изучения автономности-зависимости личности в учебной деятельности, 42,8 % студентов определили себя как лица, независимые в данном виде деятельности. Они настойчивы, целеустремлённы, уверены в себе, имеют развитый самоконтроль, склонность к самостоятельному выполнению работы; 40,0 % студентов составили группу «неопределённых». О степени их автономности в учебной деятельности определённого заключения сделать нельзя; 17,2 % студентов можно назвать «зависимыми». Для «зависимых» студентов характерно то, что их учебная деятельность осуществляется преимущественно с опорой на указания педагога, ориентирована на его советы, подсказки.

При обработке данных в соответствии с руководством к опроснику М. А. Щукиной «Уровень развития субъектности личности (УРСЛ)» низкий уровень субъектности определён у 5,7 % студентов, демонстрирующих объектное поведение, средний уровень - у 94,3 % опрошенных. Испытуемых с высоким уровнем субъектности в выборке не обнаружено. Высоких баллов по отдельным шкалам опросника в выборке также не выявлено.

Однако, если, следуя рекомендации Е. В. Сидоренко, распределение уровней субъектности провести по критерию отклонения значений от средней величины и от её границ на ЛА стандартного отклонения

[26], то результаты могут быть иными. При применении указанного критерия были получены следующие результаты: 71,4 % студентов имеют низкий уровень общей субъектности; 22,9 % - средний уровень; 5,7 % - высокий уровень. По отдельным шкалам методики, большинство студентов также показало низкий уровень выраженности свойства, небольшое количество испытуемых имеют баллы среднего уровня, меньшая часть испытуемых в выборке имеет показатели высокого уровня свойств субъектности.

По опроснику «Уровень субъективного контроля» 65,7 % студентов имеют средний уровень общей интернальности. Показатели, соответствующие низкому уровню субъективного контроля, имеют 20,4 % испытуемых. Высокий уровень субъективного контроля свойственен 13,9 % студентов.

Показатели по отдельным шкалам опросника УСК представлены в табл. 1.

Таблица 1

Количество студентов (в %) с показателями по шкалам опросника УСК

Шкалы Низкий Средний Высокий

уровень уровень уровень

Ид 22,3 52,3 25,4

Ин 20,1 54,3 23,6

Ис 68,6 25,7 5,7

Ип 7,6 64,4 29,0

Им 8.6 77,1 14,3

Из 22,6 65,7 11,7

Судя по полученным с помощью опросника УСК данным, большая часть студентов достигает среднего уровня интерналь-ности. Более всего характеризуют субъектность испытуемых, по нашему мнению, показатели двух шкал: интернальность в области достижений и неудач. Не считает себя ответственной за собственные неудачи пятая часть опрошенных. Четверть испытуемых оценивает себя в области достижений как субъектов.

Подводя предварительные итоги, можно сказать, что полученные эмпирические данные подтверждают высказанное выше предположение о том, что большая часть студентов находится на третьем этапе развития субъектности. То есть они способны к целенаправленному, произвольному выполнению действия-образца при внешнем контроле за правильностью этого выполнения со стороны другого. Меньшая часть студентов (не отдельные из них) в процессе обучения в вузе достигает четвёртой стадии развития субъектности. У них появляется способность к целенаправленному, произвольному выполнению действия-образца с опорой на собственный внутренний контроль.

Для оценки связи показателей учебной мотивации с показателями уровня субъектности был использован метод ранговой корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа

Шкалы Мотив Коэффициент корреляции по Спирмену p-level

Автономность-зависимость Не запускать предметы учебного цикла 0,36 0,034722*

Активность-реактивность Успешно продолжить обучение на последующих курсах 0,53 0,00099***

Автономность-зависимость Успешно продолжить обучение на последующих курсах 0,39 0,021021*

Целостность-неинтегративность Получение диплома 0,47 0,004664**

Креативность-репродуктивность Успешно продолжить обучение на последующих курсах 0,44 0,007489**

Опосредствованность-непосредственность Успешно продолжить обучение на последующих курсах 0,5 0,002203**

Общая интернальность Овладение профессией 0,35 0,041991*

Общая интернальность Приобрести глубокие и прочные знания 0,44 0,007702**

Общая интернальность Быть постоянно готовым к очередным занятиям 0,34 0,046504*

Интернальность в области достижений Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 0,49 0,002771**

Интернальность в области достижений Быть постоянно готовым к очередным занятиям 0,34 0,046199*

Интернальность в области неудач Овладение профессией 0,39 0,020408*

Интернальность в области неудач Быть постоянно готовым к очередным занятиям 0,34 0,045863*

Интернальность в области неудач Быть примером сокурсникам 0,36 0,034329*

Интернальность в семейных отношениях Приобрести глубокие и прочные знания 0,41 0,01452*

Интернальность в семейных отношениях Быть постоянно готовым к очередным занятиям 0,37 0,02686*

Интернальность в области производственных отношений Получить диплом -0,36 0,033302*

Интернальность в области производственных отношений Добиться одобрения родителей и окружающих -0,35 0,039667*

Интернальность в области межличностных отношений Быть примером сокурсникам 0,39 0,022083*

Интернальность в области межличностных отношений Избежать осуждения и наказания за плохую учёбу 0,38 0,025442*

Примечание. * - уровень значимости 0,01 < р < 0,05; ** - уровень значимости 0,001 < р < 0,01; *** - уровень значимости р < 0,001.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют в пользу вывода о том, что существует связь между мотивацией учебно-профессиональной деятельности студентов и уровнем их субъектности. Наиболее тесно связаны мотивация и активность, непосредственность/опосредствованность студента, интернальность в области достижений.

Проведённое эмпирическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы.

Новые методологические основания изучения процесса становления субъект-ности человека, задаваемые основными положениями экопсихологического подхода к развитию психики (В. И. Панов), позволяют рассматривать понятия «активность», «деятельность», «субъект», «субъектность» (которые обычно используются в качестве исходных оснований для построения разных концептуальных версий развития психики) как обозначения находящихся на разных этапах развития, но единых по природе форм психической реальности. Это формы действительного существования, которые психическая активность человека обретает при взаимодействии со средой.

Становление субъектности представляет собой континуальный процесс превращения непроизвольной активности живого существа в целенаправленную произвольную деятельность субъекта, которое происходит в процессе овладения этой деятельностью.

Выделены этапы становления субъектности.

На материале учебно-профессиональной деятельности студентов вуза получены эмпирические данные о том, что 1) в системе учебной мотивации большей части обследованных студентов преобладает мотив получения диплома, познавательные и профессиональные мотивы в данной выборке имеют меньшую значимость; 2) большая часть испытуемых находится на третьем этапе становления субъектно-сти - являются субъектами произвольного выполнения деятельности при внешнем контроле со стороны педагога; 3) меньшая часть студентов достигла четвёртого этапа - они осуществляют внутренний контроль и регуляцию деятельности; 4) существует статистически достоверная связь между учебной мотивацией студентов и уровнем их субъектности.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Абульханова К. А. О субъекте психической деятельности: методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. 288 с.

2. Абульханова К. А. Рубинштейновская категория субъекта и её различные методологические значения // Психология субъекта: хрестоматия. Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2007. С. 63-79.

3. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. 364 с.

4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.

5. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994. 109 с.

6. Брушлинский А. В. Психология субъекта и его деятельность // Современная психология: справ. руководство / под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. С. 330-346.

7. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра пси-хол. наук: 19.00.07. М., 1998. 42 с.

8. Журавлев А. Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой, В. Н. Дружинина. М.: Академ. проект, 2000. С. 133-150.

9. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. 301 с.

10. Знаков В. В. Психология субъекта и психология человеческого бытия // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикиной. М.: Ин-т психологии РАН, 2005. С. 9-44.

11. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. Т. 2 / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1983. 320 с.

12. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.

13. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.

14. Орлов Ю. М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. М., 1984. 525 с.

15. Осницкий А. К. Проблемы исследования субъектной активности // Вопр. психологии. 1996. № 1. С. 5-19.

16. Панов В. И. От активности к становлению деятельности, от субъекта к становлению субъектности (теоретический анализ) // Проблемы и перспективы социальной психологии образования: материалы междунар. науч. конф. (г Саратов, 26-27 окт. 2010 г.). Саратов: Наука, 2010. Ч. 1. С. 13-27.

17. Панов В. И. От спонтанной активности к произвольному действию // Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы II Международной науч.-практ. конф. (11-14 нояб. 2009 г). Кисловодск; Ставрополь: Северо-Кавказ. гум.-техн. ун-т; М., 2009. Ч. 2. Субъект и личность в психологии саморегуляции. С. 277-285.

18. Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.

19. Панов В. И., Позднякова Г П., Лидская Э. В. Двигательная активность как системная детерминанта общего психического развития детей дошкольного возраста // Системная организация и детерминация психики / под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 396-419.

20. Петровский А. В. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

21. Печников А. Н., Мухина Г. А. Особенности учебной мотивации курсантов юридических вузов МВД [Электронный ресурс] // Психология: итоги и перспективы: Ананьевские чтения-1996. Режим доступа: http://psihologia.biz/psihologiya (дата обращения: 12.03.2015).

22. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. Ч. 2. 423 с.

23. Рябикина З. И. Субъектно-бытийный подход к изучению развивающих личность противоречий // Психол. журн. 2008. Т. 29. № 2. С. 78-87.

24. Сергиенко Е. А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психол. журн. 2013. Т. 34. № 2. С. 5-16.

25. Сергиенко Е. А. Системно-субъектный подход: обоснование и перспектива // Психол. журнал. 2011. Т. 32. № 1. С.120-132.

26. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. 220 с.

27. Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РаН, 2009. 619 с.

28. Суслина А. А. Мотивационное обеспечение учебной деятельности студента вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Калининград, 1999. 177 с.

29. Харламенкова Н. Е. Субъект и парадоксы его развития // Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, Е. А. Сергиенко. М.: Ин-т психологии РАН, 2009. С. 255-266.

30. Цветкова Р. И. Мотивационная сфера личности студента как субъективно-развивающаяся система. Хабаровск: Изд-во ДВаГс, 2006. 199 с.

References

1. Abul'khanova K. A. O sub''ekte psikhicheskoi deyatel'nosti: metodologicheskie problemy psikhologii. M.: Nauka, 1973. 288 s.

2. Abul'khanova K. A. Rubinshteinovskaya kategoriya sub''ekta i ee razlichnye metodologicheskie znacheniya // Psikhologiya sub''ekta: khrestomatiya. Vladivostok: Mor. gos. un-t, 2007. S. 63-79.

3. Antsyferova L. I. Psikhologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti. M.: Nauka, 1981. 364 s.

4. Bozhovich L. I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. M.: Prosveshchenie, 1968. 464 s.

5. Brushlinskii A. V. Problemy psikhologii sub''ekta. M.: In-t psikhologii RAN, 1994. 109 s.

6. Brushlinskii A. V. Psikhologiya sub'ekta i ego deyatel'nost' // Sovremennaya psikhologiya: sprav. rukovodstvo / pod red. V. N. Druzhinina. M.: INFRA-M, 1999. S. 330-346.

7. Volkova E. N. Sub''ektnost' pedagoga: teoriya i praktika: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk: 19.00.07. M., 1998. 42 s.

8. Zhuravlev A. L. Psikhologicheskie osobennosti kollektivnogo sub''ekta // Problema sub''ekta v psikhologicheskoi nauke / pod red. A. V. Brushlinskogo, M. I. Volovikovoi, V. N. Druzhinina. M.: Akadem. proekt, 2000. S. 133-150.

9. Zinchenko V. P., Morgunov E. B. Chelovek razvivayushchiisya: ocherki rossiiskoi psikhologii. M.: Trivola, 1994. 301 s.

10. Znakov V. V. Psikhologiya sub''ekta i psikhologiya chelovecheskogo bytiya // Sub''ekt, lichnost' i psikhologiya chelovecheskogo bytiya / pod red. V. V. Znakova i Z. I. Ryabikinoi. M.: In-t psikhologii RAN, 2005. S. 9-44.

11. Leont'ev A. N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya: v 2 t. T. 2 / pod red. V. V. Davydova, V. P. Zinchenko, A. A. Leont'eva, A. V. Petrovskogo. M.: Pedagogika, 1983. 320 s.

12. Markova A. K. Formirovanie motivatsii ucheniya v shkol'nom vozraste: posobie dlya uchitelya. M.: Prosveshchenie, 1983. 96 s.

13. Nebylitsyn V. D. Psikhofiziologicheskie issledovaniya individual'nykh razlichii. M.: Nauka, 1976. 336 s.

14. Orlov Yu. M. Potrebnostno-motivatsionnye faktory effektivnosti uchebnoi deyatel'nosti studentov vuza: dis. ... d-ra psikhol. nauk: 19.00.07. M., 1984. 525 c.

15. Osnitskii A. K. Problemy issledovaniya sub»ektnoi aktivnosti // Vopr. psikhologii. 1996. № 1. S. 5-19.

16. Panov V. I. Ot aktivnosti k stanovleniyu deyatel'nosti, ot sub''ekta k stanovleniyu sub»ektnosti (teoreticheskii analiz) // Problemy i perspektivy sotsial'noi psikhologii obrazovaniya: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Saratov, 26-27 okt. 2010 g). Saratov: Nauka, 2010. Ch. 1. S. 13-27.

17. Panov V. I. Ot spontannoi aktivnosti k proizvol'nomu deistviyu // Lichnostnyi resurs sub''ekta truda v izmenyayushcheisya Rossii: materialy II Mezhdunarodnoi nauch.-prakt. konf. (11-14 noyab. 2009 g.). Kislovodsk; Stavropol': Severo-Kavkaz. gum.-tekhn. un-t; M., 2009. Ch. 2. Sub»ekt i lichnost' v psikhologii samoregulyatsii. S. 277-285.

18. Panov V. I. Ekologicheskaya psikhologiya: opyt postroeniya metodologii. M.: Nauka, 2004. 197 s.

19. Panov V. I., Pozdnyakova G. P., Lidskaya E. V. Dvigatel'naya aktivnost' kak sistemnaya determinanta obshchego psikhicheskogo razvitiya detei doshkol'nogo vozrasta // Sistemnaya organizatsiya i determinatsiya psikhiki / pod red. V. A. Barabanshchikova. M.: Izd-vo IP RAN, 2009. S. 396-419.

20. Petrovskii A. V. Lichnost' v psikhologii: paradigma sub''ektnosti. Rostov n/D.: Feniks, 1996. 512 s.

21. Pechnikov A. N., Mukhina G. A. Osobennosti uchebnoi motivatsii kursantov yuridicheskikh vuzov MVD [Elektronnyi resurs] // Psikhologiya: itogi i perspektivy: Anan'evskie chteniya-1996. Rezhim dostupa: http://psihologia.biz/psihologiya (data obrashcheniya: 12.03.2015).

22. Rubinshtein S. L. Problemy obshchei psikhologii. M.: Pedagogika, 1973. Ch. 2. 423 s.

23. Ryabikina Z. I. Sub''ektno-bytiinyi podkhod k izucheniyu razvivayushchikh lichnost' protivorechii // Psikhol. zhurn. 2008. T. 29. № 2. S. 78-87.

24. Sergienko E. A. Problema sootnosheniya ponyatii sub»ekta i lichnosti // Psikhol. zhurn. 2013. T. 34. № 2. S. 5-16.

25. Sergienko E. A. Sistemno-sub»ektnyi podkhod: obosnovanie i perspektiva // Psikhol. zhurnal. 2011. T. 32. № 1. S.120-132.

26. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoi obrabotki v psikhologii. SPb.: Rech', 2000. 220 s.

27. Sub''ektnyi podkhod v psikhologii / pod red. A. L. Zhuravleva, V. V. Znakova, Z. I. Ryabikinoi, E. A. Sergienko. M.: In-t psikhologii RAN, 2009. 619 s.

28. Suslina A. A. Motivatsionnoe obespechenie uchebnoi deyatel'nosti studenta vuza: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Kaliningrad, 1999. 177 c.

29. Kharlamenkova N. E. Sub'ekt i paradoksy ego razvitiya // Sub''ektnyi podkhod v psikhologii / pod red. A. L. Zhuravleva, V. V. Znakova, Z. I. Ryabikinoi, E. A. Sergienko. M.: In-t psikhologii RAN, 2009. S. 255-266.

30. Tsvetkova R. I. Motivatsionnaya sfera lichnosti studenta kak sub''ektivno-razvivayushchayasya sistema. Khabarovsk: Izd-vo DVAGS, 2006. 199 s.

Статья поступила в редакцию 08.09.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.