Анализ данных таблицы 2 показывает, что на заключительном этапе эксперимента по показателю готовности респондентов к жизни в брачно-семейном союзе обнаружены достоверные различия на высоком уровне значимости
(Р - 0,01), по показателю представлений о брачно-семейном союзе и отношениях в нем так же обнаружены достоверные
различия (р— 0,01). На констатирующем этапе исследования у большинства респондентов были отмечены невысокие показатели готовности к жизни в брачно-семейном союзе. Осуществление программы по формированию готовности студентов к жизни в брачно-семейном союзе, показала позитивные сдвиги в формировании брачно-семейных установок на супружество, деторождение, семейные ценности, увеличилось число респондентов с высокими и средними показателями готовности к жизни в брачно-семейном союзе.
Выводы. Готовности к жизни в брачно-семейном союзе предполагает подготовленность молодого человека, прежде всего, к супружеским связям как важное условие предупреждения дестабилизации семейно-брачных отношений. Прочность брака зависит от удовлетворения эмоционально-психологических потребностей супругов в психологической поддержке, взаимопонимании, заботе и внимании друг к другу, удовлетворении чувства собственного достоинства и ощущении своей важности и необходимости для супруга. Поэтому успешность брака и стабильность семьи зависят от личностной готовности к жизни в брачно-семейном союзе молодежи.
Подготовка учащейся молодежи к жизни в брачно-семейном союзе содержит развитие ряда элементов: признание семейных ценностей как естественной среды домашнего воспитания детей и личностных качеств супругов; позитивного настроя на создание прочной семьи, деторождение и их последующее воспитание, освоение определенной системы знаний и действенно-практических умений выстраивать отношения в брачно-семейном союзе (социально-правовых, морально-этических, психологических, физиолого-гигиенических, хозяйственно-экономических, педагогических и др.); обеспечение принятых обязательств в жизни семьи; самовоспитание личностных свойств, обязательных для выстраивания прочной супружеской жизни и здоровых семейных отношений.
Литература:
1. Беленкова, Л.Ю. Клубная деятельность как условие развития готовности к семейно-брачным отношениям студентов инклюзивного вуза / Л.Ю. Беленкова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: мат-лы Междунар. (заочной) науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.И. Вострецова. -Нефтекамск: Мир науки, 2019. - С. 152-169
2. Зубок, Ю.А. Отношение молодежи к семье в изменяющейся социальной реальности / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров // Семья в современном обществе. Сер. Демография. Социология. Экономика / под ред. С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской. -2018. - С. 103-108
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 года № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // URL: https://docs.cntd.ru/document/42021734 4 (дата обращения: 05.10.2022)
4. Сайфуллин, Г.П. Социальные практики семьеведения в развитии готовности молодежи к браку и семейной жизни: востребованность и потенциал / Г.П. Сайфуллин // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 2. -С. 60-66
5. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683з «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // URL: http://rg.ru/2015/1 2/31/nac-bezopasnost-sitedok.html (дата обращения 05.10.22).
Психология
УДК 37.015.3
кандидат педагогических наук Бисерова Галия Камильевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» (г. Елабуга)
СУБЪЕКТНАЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация. Современная ситуация в отечественном образовании актуализирует наличие такого профессионально-личностного качества для будущего педагога, как резильентность. Этот фактор, отражающий способность психики к быстрому восстановлению в кризисных ситуациях, является ключевым при подготовке будущих педагогов. На наш взгляд, профессиональное педагогическое образование должно быть направлено на подготовку такого учителя-профессионала, который будет способен справляться с жизненными трудностями, и сохранит позитивный взгляд на мир в ситуациях экономической, политической и социальной нестабильности. Учитель, обладающий резильентными характеристиками, является полноценным субъектом учебно-профессиональной деятельности. Он способен эффективно организовать свою профессиональную деятельность, выстраивать конструктивное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений. Он сможет конструктивно преодолевать стрессы и сложные профессионально-педагогические и личностные проблемы, сохранять активность и правильную жизненную позицию на пути к собственным долгосрочным целям, оставаясь эмоционально стабильным и творческим. Проведенное эмпирическое исследование уровня сформированности резильентности у студентов педагогического вуза позволило нам разработать и апробировать модель формирования субъектной резильентности будущих педагогов. Включение данной модели в процесс подготовки будущих учителей, при использовании специальных технологий и методов, будет способствовать формированию у них профессионально важных качеств резильентного педагога.
Ключевые слова: студенты, резильентность, субъектность, субъект профессиональной деятельности, учитель, стресс.
Annotation. The current situation in domestic education actualizes the presence of such a professional and personal quality for a future teacher as resilience. This factor, reflecting the ability of the psyche to recover quickly in crisis situations, is the key in the preparation of future teachers. In our opinion, professional teacher education should be aimed at preparing such a teacher-professional who will be able to cope with the difficulties of life and maintain a positive outlook on the world in situations of economic, political and social instability. A teacher with resilient characteristics is a full-fledged subject of educational and professional activity. He is able to effectively organize his professional activities, build constructive interaction with all participants in educational relations. He will be able to constructively overcome stress and complex professional, pedagogical and personal problems, remain active and have the right position in life on the way to his own long-term goals, while remaining emotionally stable and creative. The conducted empirical study of the level of formation of resilience among students of a pedagogical university allowed us to develop and test a model for the formation of subjective resilience of future teachers. The inclusion of this model in the
process of training future teachers, using special technologies and methods, will contribute to the formation of professionally important qualities of a resilient teacher in them.
Key words: students, resilience, subjectivity, subject of professional activity, teacher, stress.
Введение. Овладение профессиональной деятельностью подразумевает наличие определенного уровня ее компетентного исполнения. Это предполагает определенное конструирование целостного образа педагогической деятельности в сознании будущего учителя. При этом, глобальные изменения в политической, экономической и социальной сферах делают весьма актуальной для будущего педагога способность психики к быстрому восстановлению и умению адаптироваться к происходящему в мире, конструктивно взаимодействуя со всеми участниками образовательных отношений, развиваясь и как профессионал, и как личность. Очевидно, что эволюция педагогических технологий происходит одновременно с эволюцией субъектов образовательного процесса.
Проблема представлена тем обстоятельством, что сегодня государство и общество транслируют достаточно высокие требования к учителю, при сформированности определенных профессиональных компетенций. Однако очевидно, что учитель сегодня не всегда и не в полной мере умеет осуществлять социальное взаимодействие, работать в команде, быть активным, способным выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития, а также полноценно применять психолого-педагогические технологии в работе. Его профессиональная и личностная субъектность и, соотносящаяся с ней, субъектная резильентность, которую возможно рассматривать, как профессионально важное качество современного учителя. Это выражается в конструктивном преодолении неблагоприятных жизненных факторов, сохранении позитивного взгляда на мир и профессиональную деятельность в специфических условиях глобальных перемен, но при этом, адаптируясь и развиваясь, используя свои внутренние и внешние ресурсы.
В последнее время отмечено много работ по изучению феномена резильентности. Исследовалась стрессоустойчивость личности и влияние всевозможных средовых факторов на личность и на профессиональную деятельность [6, С. 594]; сохранение психического здоровья [10, С. 134]; адаптация индивида в сложных условиях и продуктивное использование внутренней энергии человека в сложных жизненных обстоятельствах [1, С. 97]. Р.С. Звягинцев писал о потенциальной или проявляемой способности индивида успешно адаптироваться различными способами к вызовам, которые угрожают его функционированию, выживанию или позитивному развитию. Такая способность работает как на уровне индивида, субъекта жизнедеятельности, так и на уровне любой системы, вовлеченной в адаптацию [2, С. 36].
Очевидно, что понятие резильентности выступает как многомерное, динамическое и мультидисциплинарное. Усложняются модели, которые включаются и в мультикультурные контексты, заимствующие методологию теории развивающихся систем.
Ряд авторов рассматривают этот феномен с позиций дидактики, актуализируя личность учителя, его способность противостоять внешним факторам и быстро адаптироваться к новым условиям. [6, С. 144; 4, С. 10]. Очевидно, что только резильентная личность способна ощущать себя истинным субъектом своей личностно-профессиональной деятельности, т.е. является носителем предметно-практической активности и познания. С.Л. Рубинштейн раскрыл понятия «субъект» через свои деяния и акты своей творческой самодеятельности, в которых он обнаруживается, проявляется, созидается и определяется, что, в свою очередь определяет и формирует его самого [3, С. 83]. Включение идеи субъектности в профессиональное образование предполагает создание для каждого студента индивидуальных условий, обеспечивающих целостность и результативность процесса его личностного и профессионального развития.
Мы предположили, что на профессиональное и личностное развитие будущего учителя, на становление его как профессионала влияет его психологическая устойчивость, умение эффективно организовать свою профессиональную деятельность, способность преодолевать стрессы и сложные профессионально-педагогические и личностные проблемы конструктивным путем и выступать полноценным субъектом учебно-профессиональной деятельности. Представленные характеристики являются определенными проявлениями феномена резильентности, который на наш взгляд, способствует пониманию студентами своей субъектности, осознанию себя субъектами учебно-профессиональной деятельности. Отсюда, «субъектная резильентость» рассматривается нами как отражение способности молодого человека, субъекта учебно-профессиональной деятельности, сопротивляться профессиональным и личностным деструкциям и защите своей целостности, проявлять эмпатию, эмоциональную стабильность, сохранять активность и правильную жизненную позицию на пути к собственным долгосрочным целям.
Несмотря на достаточно большое количество работ по резильентности, все же можно констатировать, что комплексный подход к формированию субъектной резильентности будущего педагога еще не представлен ни в одном исследовании. Таким образом, целью нашей работы является апробация модели формирования субъектной резильентности будущего профессионала в учебно-воспитательном процессе педагогического вуза и анализ полученных результатов. Представленная модель позволит ответить на вопрос, каким же образом можно сформировать эффективного, конкурентоспособного, стрессоустойчивого педагога - субъекта своей жизнедеятельности, способного самостоятельно строить полноценную профессиональную деятельность в трудных условиях, развиваться и созидать, планировать свою жизнь на основе осознанного целеполагания. Оттого, насколько успешно будущий учитель сможет справиться с трудностями, возникающими в процессе своего развития возможно будет судить о его профессиональном благополучии, самоэффективности, обеспечивающей улучшение показателей профессиональной деятельности, более ответственное отношение к работе, выбор более приемлемых стилей преподавания, что, на наш взгляд, обуславливает высокие академические результаты обучающихся.
Изложение основного материала статьи. Можно представить профессионально-педагогического образование, основанное на общих закономерностях, принципах и средствах дидактики в виде системы трех полей: поле значений (рефлексивная среда - активный субъект образовательного процесса); поле ценностей (студент - субъект творческой самоактуализации); поле смыслов (осуществление субъектной самореализации). Это обеспечивает будущему учителю осмысленное (понимаемое) освоение знаний, умений и навыков [5, С. 10]. Исходя из этого, организация, конструирование и реализация образовательного процесса будущих педагогов направлена на развитие у обучающихся своих возможностей в соответствии со своими способностями, самостоятельности в выборе различных видов деятельности и социальных отношений, а также умение противостоять негативным профессиональным ситуациям. Субъект Студент педагогического вуза (субъект) - это самоутверждающаяся, самореализующаяся в образовательном процессе вуза личность, способная к эффективной самоорганизации и саморегуляции своих действий [3, С. 84].
Профессиональная деятельность педагога, безусловно, сопровождается всевозможными кризисами различной этиологии. Поэтому очень важно формировать у студентов резильентные качества, которые позволяют уверенно и комфортно чувствовать себя в профессии.
Субъектную резильентность возможно рассматривать в предметном поле профессионального образования как часть общей теории резильентности. Личностное и профессиональное развитие студента в вузе непосредственно связано с
процессом обучения и становится возможным при наличии взаимодействия всех субъектов образовательных отношений. При этом, процесс обучения не является неким воздействие на личность, а скорее процессом управления развитием студента, который постоянно корректируется, регулируется педагогически организованной деятельностью и обогащается индивидуальным, групповым и коллективным общением, что приводит к субъектному преобразованию студентов. Возможность управления процессом обучения сегодня все более актуализируется: экономический кризис, военные кампании, нестабильная социальная обстановка. Эти факторы являются, определенно, стрессовыми, тогда как резильентность - есть важный аспект успешного преодоления субъектом образовательных отношений этих влияний. Феномен субъектной резильентности заключается в способности будущего педагога быстро восстанавливаться, адекватно реагировать на действительность, находя внутри себя источники развития.
Очевидно, что резильентность - это не какое-то врожденное качество, а качество, компетенция или умение, которые можно сформировать путем освоения определенных стратегий поведения в ситуациях сложностей и средовых вызовов. Субъектная резильентность педагога отражается в осознании им своей субъектности: опира на свой потенциал и способности, на умения взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений и конструктивно решать профессиональные и личностные проблемы в условиях нестабильности, становясь при этом сильнее и эффективнее.
Для формирования субъектной резильентности студентов, обучающихся по педагогическому направлению нами была разработана модель, включающая в себя три компонента: субъектно-знаниевый, практико-ориентированный и субъектно-рефлексивный. Эти компоненты представляют собой концептуальную схему взаимодействия и совокупного воздействия всех определенных факторов на будущего педагога. Субъектная позиция студента-педагога может проявляться через знания, инициирующие переход студента на более качественную ступень и умения, стимулирующие развитие молодых людей, через формируемые личностные качества, способствующие познанию себя, через критериальные показатели (знаниевый, практический, рефлексивный), отражающие их готовность к педагогической деятельности.
Субъектно-знаниевый, компонент включает в себя знания, которые помогают субъекту учебно-профессиональной деятельности взаимодействовать со всеми субъектами образовательного процесса, прогнозировать конфликтно-кризисные ситуации и находить пути их разрешения, обогащая педагогическим инструментарием свой профессиональный опыт. Практико-ориентированный компонент предполагает умение педагогического самоконтроля, умение анализа педагогических ситуаций, умение педагогического прогнозирования и умение устанавливать педагогический контакт.
Под педагогическим самоконтролем понимается нами наличие у педагога эмоциональной устойчивости. Учитель со сформированной субъектной резильентностью способен адекватно реагировать на кризисные ситуации, адаптироваться к ним, контролируя свои эмоции и действия, выполняя эффективно свои профессиональные обязанности. Такие педагоги вдумчиво управляют своей эмоциональной сферой, рассматривая сильные нагрузки не как стресс, а как задачу, которую нужно решить.
Под умением анализировать педагогические ситуации мы предполагаем возможность идентификации и понимание причин негативных событий, переживаний и кризисов.
Умение педагогического прогнозирования даст возможность субъекту учебно-профессиональной деятельности мыслить на перспективу и двигаться согласно поставленным реалистичным целям. Считаем, что учитель со сформированной субъектной резильентностью, предвидя будущие педагогические события, способен минимизировать, возникающие в процессе деятельности, педагогические конфликты и найти благоприятные выходы из них.
Установление педагогического контакта - это умение учителя выстраивать долгосрочные и крепкие отношения со всеми участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, администрацией и др.). Резильентный педагог умеет правильно интерпретировать поведение свое и окружающих, способен к командной работе, правильно используя свои сильные стороны и адекватно интерпретируя слабые.
Субъектно-рефлексивный компонент включает в себя такие качества, как активность, гибкость, саморефлексия, аналитичность, осознанность, перспективность, прогностичность, самоэффективность. Субъектная активность - есть собственная динамика, источник преобразования и поддержания своих жизненносмысловых связей. Это интегративное свойство личности, позволяющее вариативно прогнозировать педагогические результаты, рефлексивно влиять на педагогический процесс, анализировать педагогическую ситуацию, прогнозировать перспективы развития этой ситуации. Под самоэффективностью понимается уверенность субъекта в том, что он способен к выполнению педагогической задачи.
На основе представленной модели формирования субъектной резильентности нами было проведено исследование, к котором приняли участие 59студенто-бакалавров 4 курса, обучающихся по направлению 44.03.05 - Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности. Контрольная группа составила 29 человек, экспериментальная группа также, составила 29 человек.
На первом этапе (констатирующий эксперимент) нами была проведена диагностика уровня сформированности субъектной резильентности. Студенты ответили на 20 вопросов анкеты «Я - резильентый педагог». Положительный ответ оценивался в один балл, отрицательный ответ оценивался в ноль баллов. Полученные результаты тестирования можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1
Уровни сформированности субъектной резильентности студентов
Группа Уровни сформированности субъектной резильентности студентов-педагогов
низкий средний высокий
контрольная 20 7 2
69% 24,1% 7%
экспериментальная 19 8 2
65,5% 27,5 7%
Полученные данные показывают, что уровни сформированности субъектной резильентности в обеих группах имели незначительные различия.
Значение критерия х2 составляет 0,031 при числе степеней свободы - 2. Критическое значение х2 при уровне значимости р<0,05 составляет 5,991. Можно говорить о статистически не значимой связи факторных и результативных признаков; уровень значимости р>0,05. Уровень значимости р=0,985.
Студенты контрольной группы обучались в традиционном формате. Для студентов экспериментальной группы в содержание обучения были включен блок занятий, способствующих формированию субъектной резильентности, в рамках учебной дисциплины «Педагогическая психология». Идея интервенции этого блока в учебный процесс была направлена на
то, чтобы создавать вокруг субъектов учебно-профессиональной деятельности такую образовательную среду, которая располагала бы субъекта образовательной деятельности к поиску новых конструктивных стратегий разрешения педагогических кризисных ситуаций и тем самым способствовала бы развитию у него резильентных характеристик.
Экспериментальный блок включал четыре направления стратегии поведения в кризисных ситуациях через адаптивные, когнитивные, эмоциональные составляющие, минимизирующие последствия негативных педагогических взаимодействий. Первое направление: негативные педагогические ситуации в результате конфликта с обучающимися. Второе направление -конфликтные ситуации с родителями обучающихся. Третье - кризисные ситуации с учителями-коллегами. Четвертое направление - кризисные ситуации с администрацией учебного заведения. Целостное содержание каждого направления представляет собой интегративное единство субъектно-знаниевого, практико-ориентированного и субъектно-рефлексивного компонентов. Это единство способствует формированию субъектной резильентности современного педагога.
В содержание практико-ориентированного компонента мы включили такие интерактивные методы, как тренинги, деловые игры и моделирование поведенческих образцов.
Направленность тренинговых занятий носила характер педагогической деятельности, активизирующая личностные качества будущего педагога, способствующая погружению в атмосферу педагогической деятельности и адаптации в ней; использовался метод конкретных ситуаций и деловая игра.
Использование деловой игры и моделирование поведенческих образцов, по нашему мнению, вполне эффективно содействует формированию субъектной резильентности будущего учителя, ввиду того, что именно эта интерактивная составляющая выступает симулятором педагогической деятельности, задающий контекст возможных кризисных ситуаций.
Последний этап предполагал повторное исследование контрольной и экспериментальной групп на выявление уровней сформированности субъектной резильентности. Полученные данные показали, что проведенная в ходе формирующего эксперимента работа (тренинги, деловые игры, поведенческое моделирование) привела к определенной динамике: увеличение количественно-качественных резильентных показателей. У 27 студентов (46,4%) в экспериментальной группе констатируется повышение уровня сформированности субъектной резильентности с низкого уровня сформированности до среднего; а также у 15 студентов (25,3%) - со среднего уровня до высокого. В контрольной группе значительных изменений не зафиксировано. Значение критерия х2 - 5.885. Число степеней свободы равно 2. Критическое значение х2 при уровне значимости p0.05. Уровень значимости p=0.053, т.е. распределения различаются на уровне значимости p<0,1.
Выводы. Таким образом, наше исследование отразило определенные результаты. На первом этапе выявился достаточно низкий уровень сформированности субъектной резильентности у студентов педагогического направления, что подвело нас к необходимость целенаправленной работы над ее формированием у будущих педагогов. Была разработана модель ее формирования субъектной резильентности у будущих педагогов. Представленные в модели компоненты (субъектно-рефлексивный, субъектно-знаниевый и практико-ориентированный) отраженные в определенных критериальных показателях, подготавливают студентов к включению в будущую профессию и адаптацию в ней.
На втором этапе апробировали модель в естественных условиях со студентами педагогического направления путем экстраполяции в учебный процесс и педагогическую практику интерактивных методов (тренинги, деловые игры, моделирование ситуаций).
На последнем этапе эксперимента был проведен финальный срез уровня сформированности субъектной резильентности обеих групп. По итогам внедрения разработанной нами модели мы можем резюмировать, что уровень сформированности субъектной резильентности, транслируемый нами, как показатель устойчивости к возможными кризисными ситуациями в профессиональной сфере в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе. Это возможно объяснить целенаправленным педагогическим воздействием.
По нашему мнению, интеграция нашей модели в профессиональную подготовку будущих педагогов может служить наиболее оптимальным путем повышения уровня сформированности субъектной резильентности. Т.е. возможно подготовить такого педагога - субъекта своей жизнедеятельности, который обладал бы стрессоустойчивостью в условиях неопределенности, был бы способен самостоятельно выстраивать полноценную жизнь в трудных условиях, мог в будущем достойно справляться с кризисными ситуациями и выходить из них с позитивными результатами, развиваться, и как личность и как профессионал. Разработанная нами модель отвечает запросам современного педагогического вуза и помогает успешному вхождению выпускника в педагогическую профессию.
Литература:
1. Валиева, Ф.И. Индивидуально-личностные предпосылки резильентного поведения / Ф.И. Валиева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. - 2016. - №4. - С. 97-101
2. Звягинцев, Р.С. Личностные характеристики учащихся резильентных и неблагополучных школ: разные дети или разные школы / Р.С. Звягинцев // Вопросы образования. - 2021. - № 3. - С. 33-61
3. Медведева, Е.В. Становление субъектности студента в образовательном процессе вуза / Е.В. Медведева // Высшее образование в России. - 2013. - № 1. - С. 82-88
4. Райхельгауз, Л.Б. Резильентность образовательных результатов как новый принцип современной дидактики / Л.Б. Рейхелгауз // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 4 (109). - С. 8-14
5. Сережникова, Р.К. Трисубъектная дидактика креативного профессионально-педагогического образования / Р.К. Сережникова // Психолого-педагогический журнал «ГАУДЕАМУС». - 2017. - Т. 16. - № 4. - С. 9-14
6. Формирование педагогической резильентности будущих учителей в современных условиях / Бароненко Е.А., Быстрай Е.Б., Райсвих Ю.А. [и др.] // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 3 (51). - С. 140-154
7. Abi-Hashem, N. Resiliency and culture: in interdisciplinary approach / N. Abi-Hashem. - RUDN Journal of Psychology and Pedagogic. - 2020. - Т. 17. - № 4. - Р. 586-603
8. Mansfield, C. Promoting resilience for teachers: pre-service and in-service professional learning / C. Mansfield. - Aust. Educ. Res., 2019. - Vol. 46. - Р. 583-588
9. Cicchetti, D. Resilience under Conditions of Extreme Stress: A Multilevel Perspective / D. Cicchetti. - World Psychiatry: Official Journal of the World Psychiatric Association (WPA). - 2010. - Vol. 9. - № 3. - Р. 145-154
10. Feldman, R. What is resilience: an affiliative neuroscience approach / R. Feldman. - World Psychiatry. - 2020. - №19(2). - Р. 132-150