Научная статья на тему 'РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
351
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Оксана Вячеславовна, Пупышева Евгения Леонидовна

Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью качественной профессиональной подготовки будущих учителей педагогических вузов, формирования у них способности применять предметные знания и умения в условиях глобальних изменений, происходящих в мире. Современный специалист должен правильно оценивать сложившуюся ситуацию, адекватно относиться к профессиональным неудачам. В связи с этим резильентность является неотъемлемой составляющей процессуальных характеристик педагога, относящихся к его профессиональной деятельности, и позволяет успешно и быстро адаптироваться различными способами к вызовам современного сложного мира. На основе анализа научных источников выявлены две ведущие тенденции понимания и содержания резильентности в практике вузовского обучения. Предложены практические рекомендации формирования педагогической резильентности будущего учителя русского языка и литературы на материале профильных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закирова Оксана Вячеславовна, Пупышева Евгения Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESILENCE AS A LEADING TREND IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

The relevance of the presented research is due to the need for high-quality professional training of future teachers of pedagogical universities, the formation of their ability to apply subject knowledge and skills in the conditions of global changes taking place in the world. A modern specialist should correctly assess the current situation, adequately treat professional failures. In this regard, resilience is an integral component of the procedural characteristics of a teacher related to his professional activity, and allows him to successfully and quickly adapt in various ways to the challenges of the modern complex world. Based on the analysis of scientific sources, two leading trends in the understanding and content of resistance in the practice of university education have been identified. Practical recommendations for the formation of pedagogical resistance of the future teacher of Russian language and literature on the material of specialized disciplines are proposed.

Текст научной работы на тему «РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

3. Золотарев, Р.И. Роль компьютерных учебных игр в структуре национального проекта «Образование» / Р.И. Золотарев // Школьные годы. Научно-методический журнал с электронным приложением. - 2007. - CD-диск

4. Петрищев, И.О. Цифровая педагогика как фактор повышения качества образовательных услуг в РФ / И.О. Петрищев // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 6(79). - С. 339-341

5. Сергеева, И.В. Цифровой педагог в онлайн образовании / И.В. Сергеева // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. - 2016. - № 6 (6). - С. 117-122.

6. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: издат. центр «Академия». - 2010. - 368 с.

7. Ходанович, А.И. Информатизация образования как научно-методическая проблема / А.И. Ходанович // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - № 6. - С. 259-268.

8. Tchoshanov M. Engineering of Learning: Conceptualizing e-Didactics. Moscow, RF: UNESCO Institute for Information Technologies in Education, 2013. // http://iite.unesco.org/pics/publications/en/files/3214730.pdf

Педагогика

УДК 378.2

кандидат филологических наук, доцент Закирова Оксана Вячеславовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Пупышева Евгения Леонидовна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Елабуга)

РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью качественной профессиональной подготовки будущих учителей педагогических вузов, формирования у них способности применять предметные знания и умения в условиях глобальних изменений, происходящих в мире. Современный специалист должен правильно оценивать сложившуюся ситуацию, адекватно относиться к профессиональным неудачам. В связи с этим резильентность является неотъемлемой составляющей процессуальных характеристик педагога, относящихся к его профессиональной деятельности, и позволяет успешно и быстро адаптироваться различными способами к вызовам современного сложного мира. На основе анализа научных источников выявлены две ведущие тенденции понимания и содержания резильентности в практике вузовского обучения. Предложены практические рекомендации формирования педагогической резильентности будущего учителя русского языка и литературы на материале профильных дисциплин.

Ключевые слова: резильентность, педагогическая резильентность, профессиональная компетентность, будущий учитель.

Annоtation. The relevance of the presented research is due to the need for high-quality professional training of future teachers of pedagogical universities, the formation of their ability to apply subject knowledge and skills in the conditions of global changes taking place in the world. A modern specialist should correctly assess the current situation, adequately treat professional failures. In this regard, resilience is an integral component of the procedural characteristics of a teacher related to his professional activity, and allows him to successfully and quickly adapt in various ways to the challenges of the modern complex world. Based on the analysis of scientific sources, two leading trends in the understanding and content of resistance in the practice of university education have been identified. Practical recommendations for the formation of pedagogical resistance of the future teacher of Russian language and literature on the material of specialized disciplines are proposed.

Keywords: resilience, pedagogical resilience, professional competence, future teacher.

Введение. Одной из ведущих тенденций модернизации российского современного образования является возрастание требований к уровню профессиональной подготовки специалиста. Данный фактор обусловлен тем, что современное мировой сообщество в условиях его нестабильности и непредсказуемости именно человеческий ресурс считает главной движущей силой его развития. На рынке труда востребованы специалисты, владеющие не только предметными знаниями, но и soft skills (надпрофессиональными навыками), которые помогают преодолевать жизненные трудности, успешно адаптироваться в социуме, решать нестандартные задачи, мотивировать себя на саморазвитие и самосовершенствование. Это актуализирует необходимость формирования педагогической резильентности будущих педагогов и является неотъемлемой составляющей его процессуальных характеристик, относящихся к его профессиональной деятельности, что позволяет успешно и быстро адаптироваться различными способами к вызовам современного сложного мира.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время многие научные исследования связаны с феноменом резильентности, а именно посвящены вопросам стрессоустойчивости личности под влиянием различных факторов в профессиональной деятельности. Внимание российских ученых к данному явлению актуализируется в начале XXI века и фокусируется в области высшего и школьного образования.

Отметим, что в отечественных работах трактовка понятия неоднозначна: чаще всего в психологии под резильентностью понимают, с одной стороны, врожденное качество личности (жизнестойкость, жизнеспособность, стрессоустойчивость), с другой стороны, приобретённую способность «преодолевать неблагоприятные обстоятельства и вызовы». На это обращают внимание авторы статьи «Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы», детально рассматривая содержание понятия в трудах зарубежных и отечественных исследователей и отмечая различия в его трактовке [10].

В ряде научных работ, в частности в статье А.С. Корезина и С.Б. Мурашова, отмечается междисциплинарный характер проблемы, так как резильентность является объектом изучения ряда наук: психологии, педагогики, социологии, экономики, управления экосистемами, социального и государственного управления и т.д. [6].

Л.Б. Райхельгауз акцентирует внимание на том, что академическая резильентность как дидактический принцип носит полипарадигмальный характер, поскольку находится не просто в сфере интересов различных предметных областей педагогики, а в точке пересечения парадигм развития человеческого капитала и социального развития, а также парадигмы онтогенеза научного знания [6, С. 12].

Как метакомпетенция резильентность рассматривается в статье О.А. Мельник и включает в себя, по мнению автора, следующие составляющие: «умение «отражать» негативные факторы, умение управлять эмоциями; понимание собственных

сильных сторон и достоинств; опору на эмоциональную вовлеченность; находчивость; ощущение собственного потенциала/субъектности; способность взаимодействовать с другими; умение решать проблемы» [7, С. 344].

Таким образом, резильентность является сложным, уникальным явлением интегративного характера, дефиниция его понятия включает в себя широкий спектр значений.

Анализ научных работ в данной области позволяет говорить о двух основополагающих тенденциях в направлении профессиональной подготовки:

1) резильентность как интегральная характеристика внутреннего и внешнего потенциала человеческих ресурсов;

2) резильентность как феномен образовательной деятельности в триаде: учитель, ученик, школа (вуз).

Говоря о первой тенденции, можно привести примеры исследований в сфере общей, практической и клинической психологии. В данном направлении выполнена диссертация Е.А. Рыльской, в которой на основе психологической концепции жизнеспособность (резильентность) человека представлена как интегральная способность сохранения человеком своей целостности, актуализируемая в связи с необходимостью решения жизненных задач и обеспечивающая динамическое удержание жизни в постоянном сопряжении с требованиями социального бытия и человеческого предназначения [9, С. 29].

Иллюстрацией второй тенденции являются многочисленные научные труды, в том числе преподавателей Казанского федерального университета. Так, В.Ф. Габдулхаков анализирует резильентность личности ребенка в условиях поликультурной среды дошкольного учреждения [3].

В статье Е.А. Бароненко, Е.Б. Быстрай, Ю.А. Райсвих, Т.В. Штыковой, Л.А. Беловой описаны следующие компоненты педагогической резильентности: когнитивный, практико-деятельностный, личностно-рефлексивный, а также проанализированы оптимальные пути её формирования путем разработки и внедрения в образовательный процесс специального модуля «Резильентный педагог» в рамках учебной дисциплины «Методика обучения второму иностранному языку» [1].

Не вызывает сомнение тот факт, что проблема резильентности личности педагога в условиях неустойчивости и нестабильности мировых процессов в настоящее время является центральной в педагогической сфере. В работе Е.В. Забелиной с педагогической точки зрения выявлены следующие способы развития резильентности:

- развитие саморефлексии и рефлексии;

- помощь в извлечении опыта из собственных неудач;

- создание атмосферы, когда личность хвалят за усилия, настойчивость и старание, а не только за результат, при этом подчеркивается ответственность за достигнутые результаты и вложенные в достижения усилия;

- обсуждение вопросов резильентности в контексте достижений, успешности и социальных изменений на примере известных людей;

- формирование поддержки по отношению к личности. Эта поддержка не только предметно ориентирована, но и эмоционально ориентирована [4].

Значимым для нас является определение, данное в работе В.Л. Виноградова и О.В. Шатуновой, которые под педагогической резильентностью понимают «...знания, умения и личностные качества педагога, позволяющие противостоять кризисам, связанными с профессиональной деятельностью и выходить из них, критически осмысливая создавшуюся ситуацию и конструктивно проектируя пути ее преодоления» [2].

В этом определении можно выделить два базовых компонента: профессиональные знания и умения + личностно значимые резильентные качества педагога, которые находятся в тесной связи друг с другом.

В Федеральном государственном образовательном стандарте 44.03.05 «Педагогическое образование» акцентируется значимость таких качеств личности, как способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, активность, способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития, способность применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности [11]. Исходя из представлений разработчиков ФГОС, педагог является носителем ряда профессиональных обязанностей перед обществом, осознает и реализует данные обязанности в профессиональной деятельности, что не может не оказать влияние на эмоциональное, интеллектуальное и даже физическое состояние преподавателя. Поэтому резильентность лежит в основе формирования как универсальных компетенций, так и общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Особую роль играют универсальные компетенции, переходящие в компетентности, позволяющие успешно осуществлять любую практическую деятельность.

Например, О.В. Закирова считает, что вырабатыванию и развитию резильентности личности педагога способствует формирование у учителя интерпретационной компетентности, под которой вслед Е.А. Васильевой, она понимает способность осмысливать профессиональные проблемы в широком контексте развития современного общества и жизнедеятельности конкретного человека, взвешивать преимущества того или иного способа их разрешения и на этой основе выбирать варианты корректировки собственных действий, способности находить эффективные способы разрешения ситуаций. При этом можно считать, что интерпретационная компетентность и резильентность взаимосвязаны, поскольку и в том и другом случае можно говорить о сформированной способности успешно преодолевать возникшие перед индивидом сложные ситуации, решать нестандартные задачи. Тем самым интерпретационная компетентность позволяет педагогу понимать, истолковывать различные информационные явления, события, изучаемые объекты, научные теории и т.д., а также находить способ эксплицировать для себя и для других это понимание, что позволяет преподавателю быть психологически и интеллектуально устойчивым в современном семантически и структурно сложном информационном поле. Умения и навыки интерпретационной компетентности, влияющие на развитие резильентности, должны быть доведены до автоматизма, чтобы в трудной ситуации индивид мог реагировать мгновенно. Для формирования обозначенных умений и навыков, она предлагает использовать алгоритм поиска и обработки информации, аналогичный алгоритму обучения интертекстуальному анализу, представленный в одной из недавних работ. Данный обучающий алгоритм основан на интерпретации информационных продуктов с целью преодоления сложностей, возникающих при выявлении интертекстуальных включений в художественном произведении [5].

В нашей статье мы также хотим обратить внимание на важность в области предметной подготовки, так как хорошие знания и сформированные умения позволят будущему учителю избежать многих кризисных ситуаций, с минимальными затратами решать нестандартные задачи или выполнять большой объем работы. Современный педагог - не только «урокодатель», но и наставник, тьютор, исследователь, работающий в инклюзивном пространстве с детьми цифрового поколения. Учитель нового поколения должен свободно ориентироваться в сложном и насыщенном информационном пространстве, поскольку в современном мире постоянно увеличивается объём информации, влияющей на сознание как обучающихся, так и педагога, который обязан материал не только воспринимать, но и уметь разграничивать сведения истинные и ложные, необходимые и бесполезные, обладающие новизной и устаревшие, а также адекватно интерпретировать поступающую информацию.

Анкетирование, проведенное среди 25 студентов 4 курса, показало, что будущие учителя правильно называют основные качества резильентного педагога, как стрессоустойчивость, работоспособность, креативность, умение работать в команде. Вместе с тем они отмечают значимость предметных знаний и наличие умений работать с детьми поколения Z.

Приведем пример того, какие тренинги-задания проводятся в процессе изучения предмета профильной подготовки «Методика обучения русскому языку». Контент данных заданий был составлен на основе анкетирования и бесед, проводимых ежегодно после прохождения педагогической практики.

Изучение темы «Конструирование современного урока русского языка» дает возможность преподавателю создать учебные задания и ситуации, максимально приближенные к действительности. Так, каждый студент разрабатывает урок открытия нового знания в форме технологической карты, презентует его на занятии, после чего проводится обсуждение. Данная работа занимает много времени и сил, но она дает ощутимые результаты, так как позволяет будущим учителям увидеть себя со стороны. Презентация урока предполагает не только проигрывание урока, но и учет нестандартных ситуаций, которые специально создаются преподавателем и решаются в ходе защиты урока.

Приведем примеры таких ситуаций:

- ученики не выполнили домашнее задание, а вы запланировали его проверить;

- ученики нарушают дисциплину, отвлекаются;

- ученики говорят, что им неинтересно (скучно) изучать эту тему;

- на уроке присутствуют родители (представители администрации);

- урок проходит не плану (например, в связи с праздничными днями сократили время урока, отсутствие Интернета, демонстрационного материала).

Решение и обсуждение таких ситуаций позволяет будущему педагогу находить возможные варианты выхода из таких ситуаций, а значит, применять в нестандартной ситуации разные адекватные пути решения.

Выводы. Резильентность является стрежневым компонентом современного образования на всех его уровнях. В этой связи особую актуальность приобретает задача подготовки бакалавров - будущих учителей русского языка и литературы к профессиональной деятельности. Нами были выявлены и рассмотрены основные тенденции понимания и содержания резильентности как мультидисциплинарного понятия. Обращено внимание на то, что педагогическая резильентность -симбиоз двух составляющих: хорошая предметная подготовка + личностные качества учителя, которые можно успешно формировать и развивать в ходе выполнения тренировочных личностно-ориентированных заданий. На примере ряда дисциплин профильной подготовки приведены конкретные примеры развития резильентности посредством формирования разного рода компетенций индивида. Внедрение в учебный процесс описанных методических рекомендаций, несомненно, будет способствовать формированию педагогической резильентности и эффективных путей выхода из сложных ситуаций.

Литература:

1. Бароненко Е.А., Быстрай Е.Б., Райсвих Ю.А., Шлыкова Т.В., Белова Л.А. Формирование педагогической резильентности будущих учителей в современных условиях //Перспективы науки и образования. - 2021. - № 3 (51). -С. 140-154. URL https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pedagogicheskoy-rezilientnosti-buduschih-uchiteley-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения 20.12.2021).

2. Виноградов В.Л., Шатунова О.В. Феномен образовательной резильентности // Вопросы педагогики. - 2020. -№ 10-1. - С. 28-31.

3. Габдулхаков В.Ф. Резильентность личности ребенка в условиях поликультурной среды дошкольного учреждения // Материалы Международной научно-практической конференции «Национальная безопасность и молодежная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-МИРЕ». - Челябинск. Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2021. - С. 174-180.

4. Забелина Е.В. Понятие психологической резильентности: основные теории / Е.В. Забелина, Д.К. Кузнецов // Вестник Челябинского гос. ун-та. Се-рия: Психология и педагогика. - 2015. - № 1. - С. 10-13.

5. Закирова О.В. Использование алгоритма в обучении интертекстуальному анализу художественного произведения студентов-филологов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2021. - № 12 (14). -С. 4042-4047.

6. Корезин А.С., Мурашов С.Б. Резильентность социальных систем: сущность концепта и его применимость на разных уровнях социума // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. - 2021 - № 1. URL https://cyberleninka.ru/article/n/rezilientnost-sotsialnyh-sistem-suschnost-kontsepta-i-ego-primenimost-na-raznyh-urovnyah-sotsiuma/viewer (дата обращения 19.12.2021).

7. Мельник О.А. Резильентность личности как ресурс учреждения образования в условиях новой информационной среды // Материлы IV Междунар. науч.-практ. семинар «Профессиональные компетенции современного руководителя как фактор развития образовательной сферы». - Минск, 22 апр. 2021 г. М-во образования Респ. Беларусь; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск: АПО, 2021. - С. 344-349. URL http://1.iuorao.ru/press-center/news/novosti/iv-mezhdunarodnyy-nauchno-prakticheskiy-seminar-professionalnye-kompetentsii-sovremennogo-rukovodite/ (дата обращения 18.12.2021).

8. Райхельгауз Л.Б. Резильентность образовательных результатов как новый принцип современной дидактики // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - № 4 (109). - С. 8-14.

9. Рыльская Е.А Психология жизнеспособности человека: дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2014. URL http://yspu.org/images/8/88/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%81% D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B0.pdf (дата обращения 20.12.2021).

10. Селиванова О.А., Быстрова Н.В., Дереча И.И., Мамонтова Т.С., Панфилова О.В. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. - №3. URL https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pdf (дата обращения 22.12.2021).

11. ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2020 г., 8 февраля 2021 г. URL http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440305_B_3_15062021.pdf (дата обращения 15.12.2021).

Педагогика

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Валентина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Демидова Анна Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); учитель Петрунина Людмила Сергеевна

МКОУ «Пятовская средняя общеобразовательная школа» (п. Пятовский)

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена проблемой подготовки дошкольников к обучению в начальной школе, а именно к усвоению математических представлений у детей с общим недоразвитием речи. Данная статья направлена на выявление особенностей формирования математических представлений у детей подготовительной группы с ОНР третьего уровня речевого развития. Разработанная коррекционная программа включает развитие логического мышления детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. А также формирование и развитие у дошкольников с ОНР 3 уровня речевого развития простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, формирование элементарных математических представлений у дошкольников, старший дошкольный возраст, дискалькулия, третий уровень речевого развития.

Annotation. The relevance of the study is due to the problem of preparing preschoolers for primary school education, namely, for the assimilation of mathematical concepts in children with general speech underdevelopment. This article is aimed at identifying the features of the formation of mathematical representations in children of the preparatory group with ONR of the third level of speech development. The developed correctional program includes the development of logical thinking of preschool children with ONR of the 3rd level of speech development at the elementary level through methods of comparison, generalization, classification, systematization and semantic correlation. As well as the formation and development of the simplest logical structures of thinking in preschoolers with ONR 3 levels of speech development through specially organized classes.

Keywords: general underdevelopment of speech, formation of elementary mathematical concepts in preschoolers, senior preschool age, dyscalculia, the third level of speech development.

Введение. Трудности в усвоении учебного материала в начальных классах обосновывают необходимость всесторонней и углубленной подготовки детей к школе. Математические понятия, необходимые для базовой подготовки к школьному обучению касаются различных содержательных линий: арифметической, геометрической, логической и других. Ведущим подходом к исследованию проблемы формирования элементарных математических представлений у дошкольников является деятельностный подход, разработчиками которого являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др. Этот подход позволяет комплексно рассмотреть получение математических представлений детьми дошкольного возраста не как готовый продукт, а как результат самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности в условиях логопедического взаимодействия. Собственное эмпирическое исследование было основано на выявлении недостатков в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью методик И.Н. Чеплашкиной и Л.Ю. Зуевой. Диагностические задания были направлены на выявление следующих умений:

- определять форму, воссоздавать фигуру из частей (элементов);

- пользоваться числами: считать, уравнивать, ориентироваться в цифрах;

- двигаться по лабиринту - решать логические задачи, проявлять догадку, объяснять свои действия.

В статье представлены материалы об особенностях речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня и специфике овладения ими математическими понятиями.

Изложение основного материала статьи. В работе с детьми возраста четырех лет учителя-логопеды могут формировать элементарные математические представления, задействуя речевой материал. Начиная с данного возраста активно формируются знания нумерации, например, при подсчете фишек, положенных в коробочку при произнесении слова на заданный звук. Дети учатся оперировать отношениями времени и пространства при ознакомлении с сезонными изменениями в природе или освоении названий дней недели. Процесс моделирования доступен дошкольникам в рамках составления простых предложений из слов-заменителей. По нашим наблюдениям дети активно участвуют в процессе, связанном с познавательной математической деятельностью при грамотной организации работы на логопедических занятиях. Учителя начальных классов отмечают, что особые затруднения у младших школьников вызывает освоение геометрического материала. Специалисты в области дошкольного и начального образования полагают, что это происходит из-за недостаточного развития первоначальных пространственных представлений. Они являются основой логически определенных понятий, на которых основано изучение геометрии в средней школе. Для того чтобы предотвратить трудности в освоении геометрического материала в школе, необходимо начинать работу уже в дошкольном возрасте [3].

Познавательные процессы, связанные с математическими знаниями, формируются и отрабатываются в том числе и на занятиях с учителем-логопедом. Большинство исследователей замечают, что что объем, качество и количество математических знаний, умений и навыков усваивается детьми с ОНР значительно медленнее по сравнению с нормотипичными школьниками.

В работе учителя-логопеда необходимо максимально ориентироваться на создание определенной среды для формирования способности сравнивать, подсчитывать, комбинировать и разделять различное количество объектов и событий. Поскольку основным видом деятельности у дошкольников является игра, то учет особенностей детей-логопатов необходимо требует частого использования на занятиях игровых методов и приемов работы. Цель логопеда на таких занятиях состоит в том, чтобы максимизировать и направлять математическую активность детей дошкольного возраста, а также осуществить профилактику и коррекцию дискалькулии.

В проведенном нами исследовании однозначно выявилась целесообразность и необходимость непрерывной работы учителя-логопеда в дошкольном и начальном образовании по преодолению недостатков речи на основе грамотного использования математической терминологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.