5. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под ред. проф. Л.В. Шапковой. М.: Советский спорт, 2007.
Педагогика
УДК:378.2
магистрант Краснова Татьяна Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ КОММУНИКИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме развития коммуникативной компетентности старших дошкольников с ОНР, расширении имеющихся теоретических сведений о возможностях развития их коммуникативной компетентности в условиях ограниченного педагогического пространства, необходимости систематизированной совместной деятельности учителя - логопеда и педагога - психолога по работе в данном направлении и анализу результатов логопсихологической коррекционно - развивающей работы по развитию коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР, коррекции речевых средств, используемых детьми в общении со сверстниками.
Ключевые слова: ОНР, коммуникативная компетентность, компоненты коммуникативной компетентности, развитие коммуникативной компетентности, психологический аспект деятельности логопеда, логопсихологическая работа.
Annotation. The article is devoted to the problem of developing the communicative competence of senior preschoolers with ONR, expanding the available theoretical information about the possibilities of developing their communicative competence in a limited pedagogical space, the need for a systematic joint activity of a teacher -speech therapist and educator - psychologist in working in this direction and analyzing the results of a logopsychological correctional development work on the development of communicative competence in senior preschoolers with OHP , correction of speech means used by children in communication with peers.
Keywords: ONR, communicative competence, components of communicative competence, development of communicative competence, psychological aspect of speech therapist's activity, logopsychological work.
Введение. На сегодняшний день важное значение представляет изучение возможностей развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с ОНР, как заключительной ступени дошкольного образования, перед переходом на школьную, более сложную и ответственную ступень, дающую им возможность дальнейшего развития и успешной социализации в современном мире.
Изложение основного материала статьи. ФГОС определяет высокие требования к современному дошкольному образованию. Приоритетной задачей современной дошкольной образовательной организации является создание условий для успешной социализации, индивидуализации и творческой самореализации каждого ребенка дошкольного возраста. Стандарт направлен на решение задачи обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Стандартом учитываются индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
В современной коррекционной педагогике вопрос социализации детей с общим недоразвитием речи среди нормально развивающихся сверстников активно обсуждается в научной среде. Хотя данный вопрос не считается достаточно изученным, большинство исследователей (Е.Е. Дмитриева, О.В. Дзюба и другие) сходятся во мнении, что успешная социализация невозможна без овладения ребенком с общим недоразвитием речи (ОНР) достаточным уровнем коммуникативной компетентности.
Исследования Б.М. Гриншпуна, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других указывают на стойкие фонетико - фонематические, лексико - грамматические и семантические нарушения речи детей с ОНР. Вследствие этого спонтанное формирование речевых умений и навыков у таких дошкольников либо невозможно вовсе, либо осуществляется весьма дисгармонично. Это усугубляется дефицитом средств общения, несформированностью форм коммуникации (диалогической и монологической речи), отсутствием полноценных условий для накопления речевого опыта. Самостоятельная речь несовершенна по своей структурно - семантической организации, у большинства из них недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли, С.Н. Шаховская считает, что бедность словаря не обеспечивает детям возможности полноценного общения, а Л.Г. Соловьева делает вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений.
Немногочисленные исследования (Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Г.Х. Юсуповой и др.) по проблеме изучения коммуникативной компетентности у детей с ОНР свидетельствуют о том, что у них наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, снижена потребность в общении, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения, речевой негативизм и др. [4].
Анализ проблемы развития коммуникативной компетентности детей с ОНР, основанный на данных психолого - педагогических источников показал, что исследований развития коммуникативных умений, коммуникативных навыков детей проводится достаточно, но нет целостного подхода к изучению возможностей развития коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР в условиях социально -ограниченной педагогической среды, которую может создать взаимосвязанная работа специалистов -учителя - логопеда и педагога - психолога. «Профессиональное взаимодействие этих специалистов в ходе коррекционной работы определяет ее результативность как в достижении конкретных целей логопедической коррекции, так и в решении основной коррекционной задачи - социальной адаптации человека, имеющего речевое расстройство» [3].
Недостаточная разработанность сформулированной проблемы обусловили актуальность выбора темы исследования «Развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи».
Была поставлена цель исследования - экспериментально изучить возможности развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях реализации логопсихологической коррекционно - развивающей программы. Выдвинута гипотеза: реализация логопсихологической коррекционно - развивающей программы оптимизирует развитие коммуникативной компетентности, её компонентов (познавательного, эмоционального, поведенческого), развитие речевых средств, используемых в общении со сверстниками, у старших дошкольников с ОНР. Поставлены задачи исследования:
1. Оценить состояние проблемы развития коммуникативной компетентности у дошкольников с общим недоразвитием речи в психолого - педагогической литературе.
2. Экспериментально изучить особенности развития коммуникативной компетентности, её компонентов (познавательного, эмоционального, поведенческого) у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать и апробировать логопсихологическую коррекционно - развивающую программу, направленную на развитие компонентов коммуникативной компетентности (познавательного, эмоционального, поведенческого), развитие речевых средств, используемых старшими дошкольниками с ОНР в общении со сверстниками.
4. Оценить эффективность предложенной логопсихологической коррекционно - развивающей программы по данным контрольного эксперимента.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 95 «Алёнушка» г. Нижнего Новгорода. В исследовании приняли участие 60 детей в возрасте 6-7 лет: 30 детей с ОНР (II и III уровня речевого развития) и 30 детей без нарушений речевого развития.
По результатам диагностической программы изучения компонентов коммуникативной компетентности детей с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками, а также состояния речевого развития старших дошкольников выявлены качественные характеристики компонентов коммуникативной компетентности, речевых средств, используемых детьми в общении со сверстниками. Наблюдается системное нарушение всех компонентов коммуникативной компетентности и недоразвитие речевых средств, используемых детьми (отсутствие, бедность, несовершенство и т.д).
Опираясь на исследования Т.Н. Волковской о психологическом аспекте деятельности логопеда, а также на количественные и качественные данные констатирующего эксперимента, мы убедились в необходимости создания курса интегрированных занятий психолога и логопеда в вопросе развития коммуникативной компетентности старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
В эксперименте приняли участие 15 детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад № 95 «Алёнушка» города Нижнего Новгорода. Коррекционно -развивающая работа проводилась в течение 7 месяцев один раз в неделю.
Совместные интегрированные занятия, проводимые логопедом и психологом, были направленны на решение задач:
- формирования коммуникативных умений и навыков, речевого и социального поведения;
- развития речевых средств, используемых детьми в общении с партнером.
1 этап - развитие познавательного компонента коммуникативной компетентности, развитие речевых средств, используемых детьми в общении со сверстниками.
Задачи:
- расширение представлений детей о нормах и правилах общения (поведения) со взрослыми и сверстниками, развитие внимания к речевой деятельности сверстников, активизация навыков теоретического сотрудничества, воспитание потребности в общении.
- формирование лексики, отражающей оценочные суждения детей, развитие монологической речи, активизация словаря существительных, прилагательных, глаголов, отражающих качества личности и межличностные отношения.
2 этап - развитие эмоционального компонента коммуникативной компетентности, развитие речевых средств, используемых детьми в общении со сверстниками.
Задачи:
- развитие эмоционально - волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
- обогащение эмоционального словаря, развитие интонационной выразительности речи, невербальных средств общения, развитие связной речи.
3 этап - развитие поведенческого компонента коммуникативной компетентности, развитие речевых средств, используемых детьми в общении со сверстниками.
Задачи:
- формирование навыков регулирования процесса общения и взаимодействия с помощью правил и норм поведения, формирование у детей понятия о причинах возникновения конфликтов, поиск компромиссного решения, развитие произвольности и самоконтроля и т.д.
- развитие диалогической речи, формирование грамматического строя и развитие связной речи.
Были использованы разные методы и приемы: сказкотерапия, игровая психокоррекция, арттерапия, психокоррекционные игры и упражнения, театрализованные и подвижные игры, игры на развитие общей и мелкой моторики, элементы кейс - технологии, а также упражнения по развитию словаря, диалогической и монологической речи, на формирование грамматического строя речи, развитию связной речи и т.д.
Для оценки эффективности проведенной коррекционно - развивающей работы был проведен контрольный этап практического исследования.
Диагностический инструментарий контрольного эксперимента был тот же, что и в основе констатирующего эксперимента:
- Методика «Неоконченные ситуации» А.М. Щетининой, Л.В. Кирс,
- Методика «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей» В.М. Минаевой,
- Методика «Диагностика изучения навыков общения со сверстниками» И.А. Орловой и В.М. Холмогоровой,
- Система стандартизированного наблюдения (В.М. Холмогорова, Е.О. Смирнова).
Результаты контрольного эксперимента таковы: уровень развития коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР, участников логопсихологической программы, стал выше и качественно улучшился, чем у их сверстников, которые в программе не участвовали.
Наблюдение за выполнением заданий экспериментальных методик и стандартизированного наблюдения за общением в группе в течение времени формирующей программы показало: дети стали больше внимания обращать на качество организации речевой деятельности. Многие воспитанники с ОНР, стеснявшиеся своих речевых нарушений, стали смелее и внимательнее: с удовольствием вступают в диалог со сверстниками и взрослыми, при ошибках осуществляют речевую деятельность с самокоррекцией. К концу обучения дети значительно расширили словарь, быстрее автоматизировали звуки родного языка, улучшились концентрация и устойчивость внимания, повысилась длительность запоминаемого материала, повысилась мотивация к речевому общению. Многие дети, чувствуя улучшения в собственной речи, с удовольствием вступали в речевое общение не только с детьми, но и со взрослыми, стали внимательнее к речи сверстников, с удовольствием проявляли себя на занятиях. На контрольном этапе несколько улучшилось языковое оформление речевых высказываний дошкольников с ОНР: дети продолжают использовать простые предложения, но в их рассказах встречаются и предложения, состоящие из пяти и более слов, дети активно используют связующие звенья. Рассказы стали развернутыми, улучшилась их смысловая ценность. Дошкольники с ОНР стали больше внимания обращать на временные, причинно-следственные связи в событиях рассказа.
Несомненно, результаты воспитанников с ОНР все еще не достигают высоких результатов: в группе все еще имеются дошкольники, имеющие низкие коммуникативные навыки. Тем не менее, положительный результат отмечен, что подчеркивает необходимость проведения дальнейшей формирующей работы по представленным направлениям.
Выводы. Исследование показало, что предполагаемая гипотеза исследования подтвердилась: реализация логопсихологической коррекционно - развивающей программы оптимизирует развитие коммуникативной компетентности, её компонентов (познавательного, эмоционального, поведенческого), развитие речевых средств, используемых в общении со сверстниками, у старших дошкольников с ОНР.
Литература:
1. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида / Под ред. О.А. Денисовой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 64 с.
2. Волковская Т.Н. Организационно-методические основы психологической помощи лицам с недостатками речи: Учебно-методическое пособие. — М.: Национальный книжный центр, 2011. — 144 с.
3. Волковская Т.Н. Теоретико - методологические и методические основы логопсихологии. Монография. - М, 2009.
4. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004. - 104 с.
5. Дмитриевских Л.С. Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников с ОНР // Логопед. - 2010. - №2.
6. Краснова Т.Н. «Экспериментальное изучение особенностей коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 62.
7. Проектная деятельность педагога - психолога и учителя - логопеда ДОО. Познавательное и эмоционально - волевое развитие детей 5-7 лет. Комплексные занятия. Досуги/ авт. - сост. О.Д. Голубец, М.Ю. Жиличкина. - Волгоград: Учитель. - 103 с.
8. Щипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) - «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 1998. - 384 с.
Педагогика
УДК:37.02
кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Попенко Сергей Дмитриевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка Тимофеева Ксения Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ВЫБОР ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье обсуждаются варианты различных Интернет-платформ для размещения портфолио учебных и сетевых проектов. Это могут быть блоги, сайты, вики-среда. Рассмотрены плюсы и минусы каждого варианта. Приведены примеры проектов с использованием различных платформ. Ключевые слова: портфолио проекта, сетевые сервисы, блог, вики, Google-сайт.
Annоtation. The article discusses the options for various Internet platforms for hosting a portfolio of training and networking projects. These can be blogs, websites, wikis. The pros and cons of each option are considered. Examples of projects using various platforms are given.
Keywords: project portfolio, network services, blog, wiki, Google-site.