Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / ТРЕНИНГ / МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ДЕЛОВАЯ ИГРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бароненко Елена Анатольевна, Быстрай Елена Борисовна, Райсвих Юлия Александровна, Штыкова Татьяна Валентиновна, Белова Лариса Александровна

Введение. Социальный заказ современного общества ставит задачу подготовить такого специалиста, который был бы в состоянии не только организовать продуктивное общение со всеми субъектами образовательного процесса, но и был бы в состоянии преодолевать те или иные кризисы в профессиональной деятельности, уверенно идти к цели, быстро восстанавливаться после возможных педагогических неудач, реально оценивать сложившуюся ситуацию и перспективы выхода из нее с минимальными потерями. Это актуализирует необходимость формирования педагогической резильентности будущих педагогов, что представляется возможным путем внедрения в образовательный процесс специально разработанного модуля. Цель исследования - проанализировать оптимальные пути формирования педагогической резильентности путем разработки и внедрения в образовательный процесс специального тренинга, деловых игр, метода проектов, метода конкретных ситуаций. Материалы и методы. В педагогическом эксперименте приняли участие 58 студентов-бакалавров факультета иностранных языков, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Российская Федерация). Методы исследования: тест на диагностику уровня сформированности педагогической резильентности; статистический критерий χ2-Пирсона. Результаты исследования. Разработан и внедрен в образовательный процесс модуль «Резильентный педагог», реализованный в рамках учебной дисциплины «Методика обучения второму иностранному языку». Результаты диагностики на завершающем этапе формирующего эксперимента продемонстрировали повышение уровня сформированности педагогической резильентности, что свидетельствует о необходимости включения модуля в образовательный процесс подготовки будущих педагогов (χ2 = 5,9; p < 0,1). Заключение. Полагаем, что наличие педагогической резильентности является не только важным качеством личности педагога, но выступает в качестве основополагающей составляющей успешной педагогической деятельности в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бароненко Елена Анатольевна, Быстрай Елена Борисовна, Райсвих Юлия Александровна, Штыкова Татьяна Валентиновна, Белова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUTURE TEACHERS’ PEDAGOGICAL RESILIENCE IN MODERN CONDITIONS

Introduction. The social order of modern society sets the task of training a specialist who would be able not only to organize effective communication with all subjects of the educational process, but would also be able to overcome certain crises in the professional activity, confidently go towards the goal, quickly recover from possible pedagogical failures, realistically assess the current situation and the prospects for getting out of it with minimal losses. This actualizes the need for the formation of pedagogical resilience in future teachers, which is possible by introducing a specially developed module into the educational process. The research purpose is to analyze the optimal ways of forming pedagogical resilience through the development and introduction of special training, business games, a project method, a case method in the educational process. Materials and methods. The pedagogical experiment was attended by 58 bachelor students of the Faculty of Foreign Languages, studying in the field of study “Pedagogical Education” at the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Russian Federation). Research methods: a test for diagnosing the level of pedagogical resilience formation; χ2-Pearson statistical test. Research results. A module “Resilient teacher” has been developed and introduced into the educational process, implemented within the framework of the academic discipline “Methods of teaching a second foreign language”. The results of diagnostics at the final stage of the formative experiment showed an increase in the level of pedagogical resilience formation, which indicates the need to include the module in the educational process of training future teachers (χ2 = 5.9; p <0.1). Conclusion. It is concluded that pedagogical resilience is not only an important trait of a teacher’s personality, but it also serves as a fundamental component of successful pedagogical activity in the future.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-03/ Дата публикации: 30.06.2021 УДК 378.1

Е. А. Бароненко, Е. Б. Быстрдй, Ю. А. Рдйсвих, Т. В. ШтыковА, Л. А. Белова

Формирование педагогической резильентности будущих учителей в современных условиях

Введение. Социальный заказ современного общества ставит задачу подготовить такого специалиста, который был бы в состоянии не только организовать продуктивное общение со всеми субъектами образовательного процесса, но и был бы в состоянии преодолевать те или иные кризисы в профессиональной деятельности, уверенно идти к цели, быстро восстанавливаться после возможных педагогических неудач, реально оценивать сложившуюся ситуацию и перспективы выхода из нее с минимальными потерями. Это актуализирует необходимость формирования педагогической резильентности будущих педагогов, что представляется возможным путем внедрения в образовательный процесс специально разработанного модуля. Цель исследования - проанализировать оптимальные пути формирования педагогической резильентности путем разработки и внедрения в образовательный процесс специального тренинга, деловых игр, метода проектов, метода конкретных ситуаций.

Материалы и методы. В педагогическом эксперименте приняли участие 58 студентов-бакалавров факультета иностранных языков, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» на базе Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (Российская Федерация). Методы исследования: тест на диагностику уровня сформированности педагогической резильентности; статистический критерий х2-Пирсона.

Результаты исследования. Разработан и внедрен в образовательный процесс модуль «Резильентный педагог», реализованный в рамках учебной дисциплины «Методика обучения второму иностранному языку». Результаты диагностики на завершающем этапе формирующего эксперимента продемонстрировали повышение уровня сформированности педагогической резильентности, что свидетельствует о необходимости включения модуля в образовательный процесс подготовки будущих педагогов (х2 = 5,9; р < 0,1).

Заключение. Полагаем, что наличие педагогической резильентности является не только важным качеством личности педагога, но выступает в качестве основополагающей составляющей успешной педагогической деятельности в будущем.

Ключевые слова: педагогическая резильентность, кризисная ситуация, тренинг, метод конкретных ситуаций, метод проектов, деловая игра

Ссылка для цитирования:

Бароненко Е. А., Быстрай Е. Б., Райсвих Ю. А., Штыкова Т. В., Белова Л. А. Формирование педагогической резильентности будущих учителей в современных условиях // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 140-154. сЬк 10.32744/р$е.2021.3.10

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-03/ Accepted: 19 March 2021 Published: 30 June 2021

E. A. Baronenko, E. B. Bystrai, Yu. A. Raisvikh, T. V. Shtykova, L. A. Belova

Formation of future teachers' pedagogical resilience in modern conditions

Introduction. The social order of modern society sets the task of training a specialist who would be able not only to organize effective communication with all subjects of the educational process, but would also be able to overcome certain crises in the professional activity, confidently go towards the goal, quickly recover from possible pedagogical failures, realistically assess the current situation and the prospects for getting out of it with minimal losses. This actualizes the need for the formation of pedagogical resilience in future teachers, which is possible by introducing a specially developed module into the educational process. The research purpose is to analyze the optimal ways of forming pedagogical resilience through the development and introduction of special training, business games, a project method, a case method in the educational process.

Materials and methods. The pedagogical experiment was attended by 58 bachelor students of the Faculty of Foreign Languages, studying in the field of study "Pedagogical Education" at the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University (Russian Federation). Research methods: a test for diagnosing the level of pedagogical resilience formation; x2-Pearson statistical test.

Research results. A module "Resilient teacher" has been developed and introduced into the educational process, implemented within the framework of the academic discipline "Methods of teaching a second foreign language". The results of diagnostics at the final stage of the formative experiment showed an increase in the level of pedagogical resilience formation, which indicates the need to include the module in the educational process of training future teachers (x2 = 5.9; p <0.1).

Conclusion. It is concluded that pedagogical resilience is not only an important trait of a teacher's personality, but it also serves as a fundamental component of successful pedagogical activity in the future.

Keywords: pedagogical resilience, crisis situation, training, case method, project method, business game

For Reference:

Baronenko, E. A., Bystrai, E. B., Raisvikh, Yu. A., Shtykova, T. V., & Belova, L. A. (2021). Formation of future teachers' pedagogical resilience in modern conditions. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 51 (3), 140-154. doi: 10.32744/pse.2021.3.10

_Введение

Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам педагогических вузов, которые должны быть в состоянии реализовывать актуальные цели и задачи обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует пересмотра некоторых аспектов профессиональной подготовки будущих педагогов.

Инициатива ЮНЕСКО «Перспективы образования» направлена на разработку нового подхода к образованию и формированию будущего. Эта инициатива послужит катализатором глобальной дискуссии о том, как переосмыслить знания, образование и обучение в мире, которое становится все более сложным, неопределенным и нестабильным.

В настоящее время современной школе требуются педагоги со сформированной профессиональной компетентностью. В Федеральном государственном образовательном стандарте 44.03.05 «Педагогическое образование» акцентируется значимость таких качеств личности, как способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, активность, способность выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития, способность применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности. В этой связи на первый план выходит такое качество будущего педагога, как его педагогическая резильентность. Такой подход близок мировому тренду формирования компетенций и универсальных навыков (умения общаться, договариваться, понимать других людей, решать проблемы), чем традиционная ориентация на знания и предметные результаты.

В последнее десятилетие отмечается рост популярности исследований феномена «резильентность». Авторы все чаще обращаются к вопросу стрессоустойчивости личности под влиянием различных факторов в профессиональной деятельности [1; 2], связывая эту проблему с такой эмоционально-психологической характеристикой, как эмоциональная гибкость [3]. Л.Б. Райхельгауз изучает феномен «академической рези-льентности» как способность «успешно справляться с учебными задачами, несмотря на неудачи и проблемы», рассматривая ее с позиций дидактики [4, с. 32].

Исследователь Ф.И. Валиева определяет резильентность как «способность к быстрой адаптации в непредсказуемых и трудных жизненных ситуациях», подразумевая под данной способностью «продуктивное использование внутренней энергии человека в сложных жизненных обстоятельствах» [5, с. 97]. Особенно актуальным становится изучение этого феномена в педагогической деятельности, где личность учителя, способность противостоять внешним факторам и быстро адаптироваться к новым условиям выходят на первый план [6].

Под педагогической резильентностью понимают знания, умения и личностные качества педагога, позволяющие противостоять кризисам, связанными с профессиональной деятельностью и выходить из них, критически осмысливая создавшуюся ситуацию и конструктивно проектируя пути ее преодоления [7]. Педагогическая резильентность включает в себя способность использовать кризисные ситуации как импульс для собственного развития в педагогической деятельности. Сформированная педагогическая резильентность помогает преодолевать кризисы в профессиональной сфере за короткий период времени, не испытывать страх перед конфликтными ситуациями, конструктивно решать проблемы. Такие педагоги уверенно чувствуют себя в

профессиональной сфере и не впадают в ситуации бездействия. Отсутствие данного качества делает педагога уязвимым к воздействию негативных проявлений в профессиональной сфере [8].

Анализ педагогической [9], психологической [10; 11] и социологической [12] литературы позволяет сделать вывод о том, что понятие педагогической резильент-ности конгруэнтно таким понятиям как неуязвимость, жизнестойкость, твёрдость, способность преодолевать стрессы, стойкость перед трудностями. Перечисленные синонимы больше имеют отношение к чертам характера, в то время как резильент-ность можно определить как динамический процесс, адаптивный ответ на сложную ситуацию, способность достигать успеха в трудных условиях, вопреки обстоятельствам. Резильентный педагог может быстро ориентироваться в кризисных ситуациях, справляться с трудностями и в дальнейшем уверенно осуществлять профессиональную деятельность.

Мы выделяем следующие компоненты педагогической резильентности: когнитивный, практико-деятельностный, личностно-рефлексивный.

Когнитивный компонент включает в себя знания, которые помогают устанавливать контакты со всеми субъектами образовательного процесса, а также в случае возникновения конфликтно-кризисных ситуаций прогнозировать пути их развития и выхода из них, обогащая, тем самым свой профессиональный опыт педагогическим инструментарием.

Практико-деятельностный компонент включает в себя умение педагогического самоконтроля, умение анализа педагогических ситуаций, умение педагогического прогнозирования и умение устанавливать педагогический контакт. Умение педагогического самоконтроля предполагает наличие у педагога эмоциональной устойчивости [13]. Педагог, обладающий педагогической резильентностью, реагирует на кризисные ситуации вдумчиво и контролирует свои эмоции и действия, он организует процесс профессионального общения адекватно принятым в обществе нормам. Резильентные педагоги могут управлять своей эмоциональной сферой, воспринимая даже высокие нагрузки не как стресс, а как задачу, которую необходимо решить.

Умение анализа педагогических ситуаций позволяет идентифицировать и анализировать причины негативных событий, переживаний и кризисов. Это умение помогает педагогу находить альтернативное решение проблемы, выходить из кризиса без потерь и прогнозировать возможные будущие кризисные ситуации [14].

Умение педагогического прогнозирования позволяет мыслить на перспективу и ставить перед собой реалистичные цели [15; 16]. Это помогает конструктивно действовать и минимизирует возможные кризисные ситуации [17]. Резильентные педагоги никогда не делают обобщения при неудачах, они не говорят: «Я не справлюсь с этим никогда». Их педагогическим кредо является: «В следующий раз это обязательно получится» [18].

Умение устанавливать педагогический контакт дает возможность педагогам выстраивать долгосрочные и крепкие отношения с обучающимися и другими участниками образовательного процесса, правильно интерпретировать их поведение и свои поступки. Такие педагоги умеют работать в команде, оптимально используя свои сильные стороны и компенсируя свои слабые стороны [19].

Личностно-рефлексивный компонент включает в себя такие качества, как аналитичность, осознанность, активность, гибкость, перспективность, прогностичность и саморефлексия.

Профессиональная деятельность педагога сопряжена с кризисами различной этиологии. В этой связи необходимо подготовить будущих педагогов к адекватному восприятию кризисно-конфликтных ситуаций и поиску путей выхода из них, то есть выпускник педагогического вуза должен обладать педагогической резильентностью, позволяющей ему уверенно и комфортно чувствовать себя в профессии и способствующей его профессиональному росту.

Цель исследования - проанализировать оптимальные пути формирования педагогической резильентности путем разработки и внедрения в образовательный процесс специального тренинга, деловых игр, метода проектов, метода конкретных ситуаций.

_Материалы и методы

С целью формирования педагогической резильентности у студентов-бакалавров факультета иностранных языков, обучающихся по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), нами был разработан и внедрен в образовательный процесс модуль «Резильентный педагог», реализованный в рамках учебной дисциплины «Методика обучения второму иностранному языку».

Педагогическое исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», на факультете иностранных языков среди студентов четвертого и пятого курсов второй специальности (немецкий язык). Состав экспериментальной группы 28 человек, состав контрольной группы 30 человек. На занятиях со студентами экспериментальной группы в образовательный процесс был интегрирован модуль «Резильентный педагог», направленный на формирование педагогической резильентности.

Данный модуль обеспечивает сведение к минимуму последствий кризисных ситуаций, а именно: 1) кризисные ситуации в результате конфликта с обучающимися; 2) кризисные ситуации в результате конфликта с родителями; 3) кризисные ситуации в результате конфликта с коллегами; 4) кризисные ситуации в результате конфликта с администрацией образовательного учреждения.

Разработанный нами модуль включает в себя четыре блока: «SOS! Я потерпел фиаско в общении с детьми!», «Родители - реальная угроза педагогу?», «Коллеги - друзья или враги?», «А бывает ли директор хорошим?» Целостное содержание каждого блока являет собой интегративное единство когнитивного, практико-деятельностного, личностно-рефлексивного компонентов, направленных на формирование педагогической резильентности.

Практико-деятельностный компонент включал в себя такой интерактивный метод как тренинг [20]. Его целью является формирование педагогической резильентности обучающихся. Являясь интерактивным методом, тренинг способствует формированию педагогической резильентности, так как он базируется на деятельности, активизирует личностные качества будущего педагога, погружает в специфику педагогической деятельности, формирует необходимые установки для выхода из кризисных ситуаций без «педагогических потерь». Данный тренинг работает на подготовку обучающихся к педагогической деятельности, позволяет им качественно и продуктивно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса.

Г"» «-»V»

В процессе тренинга нами применялся метод конкретных ситуаций, включающий в себя два этапа. На первом этапе работы обучающиеся знакомятся с предложенными

им различными конфликтными и кризисными ситуациями и вариантами желательного и нежелательного выхода из них. Будущие педагоги учатся анализировать педагогическую ситуацию и находить возможные решения. Это влияет на формирование умения педагогического самоконтроля, что позволяет будущим педагогам применять в практической деятельности в кризисных ситуациях адекватные поведенческие образцы. Для первого этапа тренинга нами были разработаны около 20 конкретных ситуаций для каждого блока. Приведем в качестве примера следующие ситуации.

1. Блок «SOS! Я потерпел фиаско в общении с детьми!»

Обучающийся нарушает дисциплину, мешает объяснению нового материала. Педагог знает, что данный обучающийся имеет синдром гиперактивности и рассеянного внимания. Замечания не приводят к желаемому результату, ученик ведет себя все более агрессивно и вербально оскорбляет учителя. Ситуация становится кризисной. Будущим педагогам предлагаются несколько вариантов поведенческих образцов педагога с разным уровнем сформированной педагогической резильентности.

• Учитель выгоняет его из класса, в резких выражениях комментируя ситуацию.

• Учитель не обращает внимания и продолжает объяснять новый материал под комментарии ученика.

• Учитель, прервав урок, приглашает представителя администрации на занятие.

• Учитель, прервав урок, звонит родителям ученика.

• Учитель спокойным и доброжелательным тоном обращается к классу, разъясняя ситуацию и объясняя ее возможным душевным кризисом обучающегося и призывая сохранять спокойствие.

2. Блок «Родители - реальная угроза педагогу?»

На родительском собрании родители ученика обвиняют педагога в субъективной и пристрастной оценке ребенка. В качестве аргументов они приводят оценочные суждения по поводу успехов ребёнка репетиторов. Родители подкрепляют свои слова также цитатами из соцсетей, содержащими нелестные мнения родителей класса о педагоге. Учитель сталкивается с кризисной ситуацией.

• Учитель вступает в перепалку с родителями, нарушая установленные правила.

• Учитель начинает оправдываться, объясняя линию своего поведения.

• Учитель предлагает обсудить сложившуюся ситуацию и рассмотреть сделанную оценку по соответствующим образовательным стандартам и критериям в индивидуальном порядке.

• Учитель публично сомневается в компетенции репетиторов и в нелицеприятной форме отзывается об ученике.

• Учитель приглашает на родительское собрание представителя администрации.

Будущим педагогам предлагается проанализировать ситуацию и выбрать правильную линию поведения, объясняя свой выбор.

На втором этапе тренинга обучающимся предъявляется ситуация, которая может привести к кризису. Они должны спрогнозировать дальнейшее развитие кризисной ситуации, разработать самостоятельно поведенческие образцы. Таким образом, это способствует развитию умения педагогического прогнозирования. Приведем несколько примеров.

3. Блок «Коллеги - друзья или враги?»

Во время педагогического совета в адрес педагога звучит критика в проявлении лояльности при оценивании контрольных работ и несоблюдении критериев. Педагог считает критику безосновательной.

4. Блок «А бывает ли директор хорошим?»

На педагога поступила жалоба от родителей в том, что он позволяет себе отрицательные оценочные суждения в адрес учеников. Директор встает на сторону родителей и предлагает учителю уволиться.

Работа над моделированием поведенческих образцов формирует умение анализировать педагогическую ситуацию, прогнозировать её развитие, что позитивным образом скажется на установлении педагогических контактов со всеми участниками образовательного процесса.

Следующим методом, применяемым нами в процессе формирования педагогической резильентности обучающихся, является деловая игра как симулятор профессиональной педагогической деятельности, задающий контекст возможных кризисных ситуаций [21; 22]. В деловой игре участвует группа обучающихся, выполняющая разные роли. Деловые игры экстраполировались на каждый из вышеназванных блоков. Структура каждой деловой игры предполагает три этапа: введение, деловая игра, итоговое обсуждение. На этапе введения обучающимся предъявляется кризисная ситуация, определяются роли участников, выбираются два референта, которые отслеживают результативность игры с точки зрения резильентности и анализируют ошибки. Во время заключительной дискуссии по окончании деловой игры экспертами предъявляется детальный анализ поведения каждого из участников игры, особое внимание уделяется поведению педагога сточки зрения педагогической резильентности. В ходе коллективной дискуссии находится наиболее подходящий вариант. Участники анализируют такие аспекты, как: речь педагога, выбор тактики поведения, предпосылки успеха или неуспеха, причины возникших сложностей, достижение цели деловой игры - выход из сложившейся кризисной ситуации с минимальными потерями.

Таким образом, на занятии возникает активное сотрудничество, создается рефлектирующая среда, у обучающихся формируются умения педагогического самоконтроля и педагогического прогнозирования, то есть реализуются практико-деятельностный и личностно-рефлексивный компоненты.

Большими возможностями для формирования педагогической резильентности обладает метод проектов как совокупность учебно-когнитивных приемов, которые дают обучающимся в руки инструментарий для самостоятельного решения педагогической задачи [23]. Преимуществом проектной деятельности является самостоятельность обучающихся, что помогает им приобретать новые знания, раскрывать свой творческий потенциал, проявлять способность работать в команде. Обучающимся было предложено на выбор четыре тематических раздела: «Кризисные ситуации при общении педагогов и обучающихся», «Кризисные ситуации при общении педагогов и родителей обучающихся», «Кризисные ситуации при общении педагогов с коллегами», «Кризисные ситуации при общении педагогов и администрации образовательных учреждений». В качестве конечного продукта выступали презентация результатов проекта, стендовый доклад.

После реализации модуля «Резильентный педагог» обучающиеся проходят практику в образовательных учреждениях. Они не только проводят уроки и внеклассные мероприятия, но и ведут дневник педагогической резильентности, в котором фиксируют возникшие кризисные ситуации, описывают свое поведение, особое внимание уделяют своим переживаниям, анализируют успех или неудачу с точки зрения педагогической резильентности и ищут наиболее успешное решение проблемы. На данном этапе реализуется личностно-рефлексивный компонент педагогической резильент-

ности. В процессе саморефлексии будущим педагогам становится понятно, какими ресурсами и сильными сторонами они обладают. Описание своих чувств помогает им структурировать свои мысли и находить наиболее адекватное решение проблем. Это, несомненно, приводит к росту сопротивляемости кризисным ситуациям, что свидетельствует о высоком уровне сформированности педагогической резильентности. Приобретенные в ходе практики знания и умения позволили обучающимся сформулировать советы для развития педагогической резильентности. Обучающимися были сформулированы следующие рекомендации, вошедшие в методический сборник «В помощь молодому педагогу»:

• Проанализируйте предшествующие кризисные ситуации в педагогической деятельности. Даже незначительные негативные события, как например, конфликт с родителями, могут повысить Вашу педагогическую резильентность. В процессе саморефлексии Вы поймете, какие ситуации Вы уже смогли преодолеть, а также то, что Вам это удалось достойно пережить. Анализ кризисных ситуаций будет инструментом в поиске личных ресурсов для развития педагогической резильентности.

• Опишите все свои переживания. Многие люди воспринимают описание эмоций как шаг для выхода из кризиса. Это помогает им структурировать свои мысли и чувства.

• Учитесь принимать поражения в педагогической деятельности. Ситуации в профессиональной деятельности не всегда складываются так, как мы запланировали. Чем быстрее Вы это признаете, тем скорее сможете увидеть в ситуациях поражения новые шансы для педагогической деятельности.

• Направьте Ваше внимание на решение проблемы. Те, кто концентрируется на поиске выхода из создавшейся ситуации, тот лучше справляется с актуальными проблемами. И тогда решения становятся теми целями, к достижению которых Вы стремитесь в процессе педагогической деятельности.

• Выстраивайте стабильные отношения в процессе педагогической деятельности с обучающимися, коллегами, родителями и представителями администрации. Важным является то, что Вы должны быть готовы в кризисной ситуации принять их помощь.

• Ищите новые цели педагогической деятельности. Те педагоги, которые в своей жизни постоянно идут вперед, получают новый опыт, расширяют собственный спектр умений, становятся более устойчивыми в кризисной ситуации. Кроме того, повышается вера в собственные силы и, как следствие, уровень резильентности.

Внедрение в учебный процесс вышеназванных методов формирования педагогической резильентности способствует поиску педагогом эффективных путей выхода из кризисных ситуаций. Педагоги с высоким уровнем сформированности педагогической резильентности выходят из кризисных ситуаций быстрее, с наименьшими потерями и даже извлекают из этого уроки. С помощью имитирующих педагогическую деятельность проблемных ситуаций, деловых игр, применения метода проектов и педагогической практики в образовательной организации у будущих педагогов формируются умения самоконтроля, анализа педагогических ситуаций, педагогического прогнозирования и умения устанавливать педагогический контакт со всеми участниками образовательного процесса, что является составляющими педагогической резильентности.

_Результаты исследования

На этапе констатирующего эксперимента был проведен тест на диагностику уровня сформированности педагогической резильентности. Обучающимся было предложено дать ответ на 20 вопросов, положительный ответ оценивался в один балл, отрицательный ответ оценивался в ноль баллов.

Резильентны ли Вы как педагог? Какие из приведенных ниже высказываний присущи Вам?

• Я полагаю, что я сам контролирую свои действия как педагог.

• Я умею анализировать свои педагогические неудачи.

• Я преодолеваю все препятствия в процессе педагогической деятельности, вне зависимости от того, насколько они велики. Я умею ставить в педагогической деятельности реалистические цели и достигать их.

ГЛ «-»V»

• Я могу смириться с негативными моментами в процессе моей педагогической деятельности.

• Несмотря на возникающие неудачи я считаю себя успешным педагогом.

• Я не сомневаюсь в моих способностях осуществлять свою деятельность в воспитательной и образовательной сфере.

• Я умею выстраивать свои отношения с обучающимися, коллегами, родителями и руководством образовательного учреждения.

• У меня есть хорошие коллеги, на которых я могу положиться.

• Если у меня что-то не получается в работе, я начинаю это сначала.

• Каждый кузнец своего счастья, это мое профессиональное кредо.

• Я знаю свои сильные стороны как педагога и горжусь ими.

• Я результативен в стрессовой ситуации и могу выдерживать прессинг со стороны всех субъектов образовательного процесса.

ГЛ V» V»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Я даже в кризисной педагогической ситуации думаю о том, что все может измениться в лучшую сторону.

п w W

• В кризисной педагогической ситуации я активно ищу решение и нахожу его.

• Я умею управлять своей эмоциональной сферой.

• Я адекватно отношусь к временным педагогическим неудачам и с уверенностью смотрю в будущее.

• Я умею работать в команде и выстраиваю долгосрочные и крепкие отношения.

• Я не прерываю отношения с коллегами при возникающих сложностях и нахожу выход из сложных ситуаций.

• Я тонко чувствую психологический настрой партнера по общению и управляю возможной кризисной ситуацией.

ГЛ WW W

• Я умею извлекать уроки из каждой кризисной ситуации и в дальнейшем корректировать свое поведение.

С чем большим количеством высказываний обучающиеся могут согласиться, тем выше вероятность того, что им присущ более высокий уровень педагогической резильентности. Нами были определены три основных уровня педагогической резильентности: высокий уровень -15-20 баллов; средний уровень - 10-15 баллов; низкий уровень- 0-10 баллов.

Полученные результаты тестирования мы представили в таблице (см. табл. 1).

Таблица 1

Распределение студентов экспериментальной и контрольной групп по уровням сформированности педагогической резильентности в ходе констатирующего

эксперимента

Группа Уровни сформированности педагогической резильентности

Низкий Средний Высокий

Экспериментальная 19 7 2

67,9% 25% 7,1°%

Контрольная 21 7 2

70% 23,3% 6,7%

Анализ полученных данных свидетельствовал о том, что уровни сформированности педагогической резильентности в обеих группах были идентичны.

Значение критерия х2 составляет 0.031 при числе степеней свободы - 2. Критическое значение х2 при уровне значимости р<0.05 составляет 5.991. Связь между факторным и результативным признаками статистически не значима, уровень значимости р>0.05. Уровень значимости р=0.985.

Обучение в контрольной группе проводилось по традиционной схеме. Содержание обучения в экспериментальной группе было организовано в ракурсе формирования составляющих педагогической резильентности.

На завершающем этапе проведения эксперимента среди студентов экспериментальной и контрольной групп была проведена диагностика уровней сформированности педагогической резильентности.

В качестве критериев в нашем исследовании выступили: 1) когнитивный; 2) прак-тико-деятельностный; 3) рефлексивный.

Критериями знаний основ педагогической резильентности являются объём и качество знаний, необходимых для выхода из кризисных ситуаций.

Второй критерий - практико-деятельностный, позволил диагностировать умения обучающихся выдвигать и анализировать гипотезы развития кризисных педагогических ситуаций, моделировать развитие этих ситуаций и прогнозировать последствия. Нами использовались четыре вида педагогических задач.

1. Высказать и обосновать гипотезы о затруднениях, которые может испытывать педагог в результате конфликта с обучающимися, с родителями, с коллегами и с администрацией образовательного учреждения.

2. Высказать и обосновать гипотезы о возможном поведении оппонентов в данной конфликтной ситуации.

3. Спрогнозировать последствия кризисной ситуации для каждого из участников образовательного процесса решения.

4. Определить последствия конкретных словесных воздействий и педагогических действий в кризисной ситуации

Задачи 1 и 2 оценивалась по следующим показателям:

• широта поиска при выдвижении гипотез;

• гибкость и обоснованность гипотез.

В рамках оценивания задач 3 и 4 мы опирались на следующие показатели:

• уровень вербального обобщения следствий;

• обоснованность выводов;

• логистика построения перспектив развития конфликтной ситуации. Проанализировав ответы выполненной работы студентов экспериментальной и контрольной группы, мы получили результаты, которые представлены в таблице (см. табл. 2).

Таблица 2

Оценка уровня сформированности педагогической резильентности в экспериментальной и контрольной группах в ходе контрольного этапа эксперимента

Группа Уровни сформированности педагогической резильентности

Низкий Средний Высокий

Экспериментальная 19 7 2

67,9% 25% 7,1%

Контрольная 21 7 2

70% 23,3% 6,7%

Проанализировав данные констатирующего и формирующего экспериментов, мы можем сделать вывод, что после проведенного тренинга в экспериментальной группе уровень сформированности педагогической резильентности у 46,5% студентов экспериментальной группы повысился с низкого до среднего, а также у 25,1% студентов повысился со среднего до высокого. Уровень сформированности педагогической резильентности в контрольной группе повысился незначительно.

Значение критерия х2 составляет 5.885. Число степеней свободы равно 2. Критическое значение х2 при уровне значимости p<0.05 составляет 5.991. Связь между факторным и результативным признаками статистически не значима, уровень значимости р>0.05. Уровень значимости p=0.053. Таким образом распределения различаются на уровне значимости p<0,1.

_Обсуждение результатов

На современном этапе понятие резильентности дефинируется в различных отраслях научного знания - в экономике, психологии, психиатрии, в области социальной работы, что соответствует современной тенденции развития междисциплинарности в научных исследованиях.

В педагогических исследованиях термин «резильентный» используется с 2009 г. в международном сравнительном исследовании качества образования PISA [9]. Явление резильентности исследуется также применительно к учителям и директорам школ [11]. Одни исследователи отождествляют данный феномен с понятиями «жизнестойкость», «стрессоустойчивость», другие рассматривают его с точки зрения адаптации или анализируют возможности формирования нравственных ценностей.

Мы согласны с авторами Л.А. Бурмагиной и А.Б. Утеновой [6] в том, что изучение этого феномена в педагогической деятельности в наше время становится особенно актуальным, когда на первый план выходят личность учителя, способность противостоять внешним факторам и быстро адаптироваться к новым условиям. Вслед за Ф.И. Валиевой мы рассматриваем резильентность как способность успешно претерпевать давление со стороны негативных факторов и демонстрировать гибкость в стрессовых

ситуациях [5]. Мы предлагаем, как и Л.Б. Райхельгауз [4, с. 10], использовать данный термин шире, распространяя его с индивидуально-личностного уровня на уровень управления образовательным результатом.

Мы согласны с мнениями Fernandes L. и авт. [26] и Mansfield C., Beltman S. [27], что повышение резильентности педагогов необходимо осуществлять через обучающие программы без отрыва от профессиональной деятельности.

Изучение научной литературы показало, что данный феномен не рассматривался в рамках исследования проблем профессиональной подготовки студентов педагогических вузов. Наше исследование сосредоточено на преодолении недостаточно высокого уровня педагогической резильентности будущих учителей через разработку и внедрение в образовательный процесс модуля «Резильентный педагог», содержащего специальный тренинг, деловые игры, метод проектов, метод конкретных ситуаций.

Анализ результатов на этапе констатирующего эксперимента показал достаточно низкий уровень сформированности педагогической резильентности и подтвердил необходимость целенаправленной работы над ее формированием у будущих педагогов. Апробирование разработанного нами тренинга проходило в естественных условиях в процессе профессиональной подготовки учителей иностранного языка. Результаты диагностирования исходного уровня сформированности педагогической резильентности в контрольной и экспериментальной группах были приблизительно одинаковыми. Обучение с интеграцией специально разработанного модуля «Резильентный педагог», направленного на формирование исследуемого явления, осуществлялось в экспериментальной группе.

На обобщающем этапе эксперимента был проведен финальный срез уровня сформированности педагогической резильентности в контрольной и экспериментальной группах. По итогам внедрения разработанного нами модуля мы можем констатировать тот факт, что уровень сформированности педагогической резильентности как показатель готовности к встрече с возможными кризисными ситуациями в профессиональной сфере в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе. Что объясняется целенаправленным педагогическим воздействием.

Полагаем, что интеграция вышеназванного модуля в образовательный процесс подготовки будущих педагогов является наиболее оптимальным путем повышения уровня сформированности педагогической резильентности и поможет будущим педагогам достойно справляться с кризисными ситуациями и выходить из них без личностных и профессиональных потерь. Разработанный нами модуль «Резильентный педагог» отвечает запросам современных образовательных организаций и способствует успешному вхождению в педагогическую профессиональную деятельность выпускников педагогического вуза.

Заключение

Нами были проанализированы оптимальные пути формирования педагогической резильентности путем разработки и внедрения в образовательный процесс специального модуля «Резильентный педагог» в рамках учебной дисциплины «Методика обучения второму иностранному языку». Внедрение в учебный процесс описанных методов формирования педагогической резильентности способствует поиску педагогом эффективных путей выхода из кризисных ситуаций.

Содержание когнитивного компонента обеспечивает формирование системы конкретных знаний, учебно-когнитивных приемов и разнообразного инструментария для выхода из кризисных ситуаций в процессе педагогической деятельности. Практико-де-ятельностный компонент контекстно накладывается на полученные знания и позволяет интерактивно тренировать педагогическую резильентность. Личностно-рефлексив-ный компонент помогает раскрыть свои личностные ресурсы и качества, необходимые для педагогической резильентности. Это готовит студентов к включению в будущую педагогическую деятельность, результатом работы является сформированность у обучающихся более высокого уровня педагогической резильентности.

_Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсеева» в рамках научного проекта «Формирование резильентности будущих педагогов как фактор их профессионального становления», договор № МК-045-21 от 26.04.2021.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев Д.А. Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

2. Abi-Hashem N. Resiliency and culture: in interdisciplinary approach // RUDN Journal of Psychology and Pedagogic. 2020. Т. 17. № 4. С. 586-603.

3. Валиева Ф.И. Индивидуально-личностные предпосылки резильентного поведения // Вестник СевероОсетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. 2016. №4. С.97-101.

4. Райхельгауз Л.Б. Дефинитивный анализ понятия «академическая резильентность» // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 3 (114). С. 32-40.

5. Валиева Ф.И. Основы адаптивности: профессиональное выгорание: учебное пособие / Ф.И. Валиева. Санкт-Петербург, 2016.82с.

6. Бурмагина Л.А., Утенова А.Б. Современный учитель иностранного языка глазами учащихся, студентов и педагогов // Вестник КГПИ. 2015. № 4. С. 79-85.

7. Виноградов В.Л., Шатунова О.В. Феномен образовательной резильентности // Вопросы педагогики. 2020. № 10-1. С. 28-31.

8. Райхельгауз Л.Б. Резильентность образовательных результатов как новый принцип современной дидактики // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 8-14.

9. Agasisti T., Longobardi S. Equality of Educational Opportunities, Schools' Characteristics and Resilient Students: An Empirical Study of EU-15 Countries Using OECD-PISA 2009 Data // Social Indicators Research. 2017. Vol. 134, no 3, pp. 917-953.

10. Bajaj B., Pande N. Mediating role of resilience in the impact of mindfulness on life satisfaction and affect as indices of subjective well-being // Personality and Individual Differences. 2015. р. 93.

11. Steward J. Sustaining Emotional Resilience for School Leadership // School Leadership & Management. 2014. Vol. 34, no 1, pp. 52-68

12. Tarkhanova I. Yu., Koryakovtseva O. A. The development of universal competences of the adult population through education // The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences. 2018б p.1989-1996.

13. Хрисанова Е.Г. Формирование умений самоконтроля педагогической деятельности в системе профессиональной подготовки будущих учителей // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2007. № 1 (53). С. 73-79.

14. Махотин Д.А. Метод анализа конкретных ситуаций (кейсов) как педагогическая технология // Вестник РМАТ. 2014. № 1. С. 94-98.

15. Горбунова Н.В. Педагогическое прогнозирование: теоретический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-1. С. 79-82.

16. Булдакова Н.В. Проблема развития способности к прогнозированию у будущих педагогов: психолого-педагогический анализ // В мире научных открытий. 2011. № 5 (17). С. 281-288.

17. Регуш Л.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пед. института // Вопросы психологии. 1985. №1. С. 94-102.

18. Юдина Н.П. История педагогики и педагогическое прогнозирование // Психолого-педагогический поиск.

2016. № 4 (40). С. 40-49.

19. Belova L.A., Vlasenko O.N., Zasedateleva M.G., Shtykova T.V. Development of second-language communicative competence of prospective teachers based on the clil technology (from the experience of a pedagogic project at a department of history) // Espacios. 2018. Т. 39. № 52. С. 12.

20. Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А. Опыт организации межкультурного тренинга в образовательном пространстве вуза // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 3. С. 20-39.

21. Кабанова Е.В. Деловая игра как резерв реализации контекстного обучения иностранным языкам в высшей школе // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2008. № 7. С. 15-21.

22. Никулина Л.П. Организация деловой игры при обучении иностранному языку // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 112. С. 171-177.

23. Байгускарова Т.Б. Метод проектов как один из эффективных методов бучения и формирования личности школьника XXI века // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2018. № 4 (48). С. 77-88.

24. Wilcox K.C., Lawson H.A. Teachers' agency, efficacy, engagement, and emotional resilience during policy innovation implementation. J Educ Change, 2018, vol. 19, pp. 181-204. DOI: 10.1007/s10833-017-9313-0

25. Richards K.A.R., Levesque-Bristol C., Templin T.J. et al. The impact of resilience on role stressors and burnout in elementary and secondary teachers. Soc Psychol Educ, 2016, vol. 19, pp. 511-536 (2016). DOI: 10.1007/s11218-016-9346-x

26. Fernandes L., Peixoto F., Gouveia M.J. et al. Fostering teachers' resilience and well-being through professional learning: effects from a training programme. Aust. Educ. Res., 2019, 46, pp. 681-698. DOI: 10.1007/s13384-019-00344-0

27. Mansfield C., Beltman S. Promoting resilience for teachers: pre-service and in-service professional learning. Aust. Educ. Res., 2019, vol. 46, pp. 583-588. DOI: 10.1007/s13384-019-00347-x

REFERENCES

1. Leontiev D. A. Rasskazova, E. I. Test of resilience. Moscow, Smysl Publ., 2006. 63 p. (in Russ.)

2. Abi-Hashem N. Resiliency and culture: in interdisciplinary approach. RUDN Journal of Psychology and Pedagogic, 2020, vol. 17, no. 4, pp. 586-603. (in Russ.)

3. Valieva F. I. Individual-personal prerequisites of resistant behavior. Bulletin of the North Ossetian State University named after K. L. Khetagurov, 2016, no. 4, pp. 97-101. (in Russ.)

4. Raichelgauz L.B. Definitive analysis of the concept of "academic resilience". Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2020, no. 3 (114), pp. 32-40. (in Russ.)

5. Valieva F.I. The basics of adaptability: professional burnout: textbook. Saint-Petersburg, 2016, 82 p. (in Russ.)

6. Burmagina L.A., Utenova A.B. Modern teacher of a foreign language through the eyes of pupils, students and teachers. Bulletin of KSPI, 2015, no. 4, pp. 79-85. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Vinogradov V.L., Shatunova O.V. The phenomenon of educational resilience. Questions of pedagogy, 2020, no. 101, pp. 28-31. (in Russ.)

8. Raikhelgauz LB Resilience of educational results as a new principle of modern didactics. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2019, no. 4 (109), pp. 8-14. (in Russ.)

9. Agasisti T., Longobardi S. Equality of Educational Opportunities, Schools' Characteristics and Resilient Students: An Empirical Study of EU 15 Countries Using OECD-PISA 2009 Data. Social Indicators Research, 2017, vol. 134, no. 3, pp. 917-953.

10. Bajaj, B., Pande, N. Mediating role of resilience in the impact of mindfulness on life satisfaction and affect as indices of subjective well-being. Personality and Individual Differences. 2015. p. 93.

11. Steward J. Sustaining Emotional Resilience for School Leadership. School Leadership & Management, 2014, vol. 34, no. 1, pp. 52-68

12. Tarkhanova I. Yu., Koryakovtseva O. A. () The development of universal competences of the adult population through education. The European Proceedings of Social &Behavioural Sciences, 2018, pp.1989-1996.

13. Khrisanova E.G. Formation of the skills of self-control of pedagogical activity in the system of professional training of future teachers. Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Yakovlev, 2007, no. 1 (53), pp. 73-79. (in Russ.)

14. Makhotin D.A. The method of analysis of specific situations (cases) as a pedagogical technology. Bulletin of RMAT, 2014, no. 1, pp. 94-98.

15. Gorbunova N.V. Pedagogical forecasting: theoretical aspect. Problems of modern pedagogical education, 2019, no. 65-1, pp. 79-82. (in Russ.)

16. Buldakova N.V. The problem of developing the ability to predict in future teachers: psychological and pedagogical analysis. In the world of scientific discoveries, 2011, no. 5 (17), pp. 281-288. (in Russ.)

17. Regush L.A. The development of the ability to predict pedagogical phenomena among students ped. institute. Voprosy psikhologii, 1985, no. 1, pp. 94-102. (in Russ.)

18. Yudina N. P. History of pedagogy and pedagogical forecasting. Psychological and pedagogical search, 2016, no. 4 (40), pp. 40-49. (in Russ.)

19. Belova L.A., Vlasenko O.N., Zasedateleva M.G., Shtykova T.V. Development of second-language communicative competence of prospective teachers based on the clil technology (from the experience of a pedagogic project at a department of history). Espacios, 2018, vol. 39, no 52. pp. 12. (in Venezuela)

20. Baronenko E.A., Raisvikh, Yu.A., Skorobrenko, I.A. Experience of organizing intercultural training in the educational space of the university. Bulletin of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, 2019, no. 3, pp. 20-39. (in Russ.)

21. Kabanova E.V. Business game as a reserve for the implementation of contextual teaching of foreign languages in higher education. Foreign languages: linguistic and methodological aspects, 2008, no. 7, pp. 15-21. (in Russ.)

22. Nikulina L.P. Organization of a business game in teaching a foreign language. Izvestia of the Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen, 2009, no. 112, pp. 171-177. (in Russ.)

23. Baiguskarova T.B. The project method as one of the effective methods of teaching and shaping the personality of a schoolchild in the XXI century. Bulletin of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, 2018, no. 4 (48), pp. 77-88. (in Russ.)

24. Wilcox, K.C., Lawson, H.A. Teachers' agency, efficacy, engagement, and emotional resilience during policy innovation implementation. J Educ Change, 2018, vol. 19, pp. 181-204. DOI: 10.1007/s10833-017-9313-0

25. Richards, K.A.R., Levesque-Bristol, C., Templin, T.J. et al. The impact of resilience on role stressors and burnout in elementary and secondary teachers. Soc Psychol Educ, 2016, vol. 19, pp. 511-536 (2016). DOI: 10.1007/s11218-016-9346-x

26. Fernandes, L., Peixoto, F., Gouveia, M.J. et al. Fostering teachers' resilience and well-being through professional learning: effects from a training programme. Aust. Educ. Res., 2019, 46, pp. 681-698. DOI: 10.1007/s13384-019-00344-0

27. Mansfield, C., Beltman, S. Promoting resilience for teachers: pre-service and in-service professional learning. Aust. Educ. Res., 2019, vol. 46, pp. 583-588. DOI: 10.1007/s13384-019-00347-x

Информация об авторах Бароненко Елена Анатольевна

(Российская Федерация, г. Челябинск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения

немецкому языку ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: baronele@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-6638-6610

Быстрай Елена Борисовна

(Российская Федерация, г. Челябинск) Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: bistraieb@cspu.ru ORCID ID: 0000-0001-5976-3465

Райсвих Юлия Александровна

(Российская Федерация, г. Челябинск) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: raisvihya@cspu.ru ORCID ID: 0000-0001-5980-5450

Штыкова Татьяна Валентиновна

(Российская Федерация, г. Челябинск) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения

немецкому языку ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: shtykovatv@cspu.ru ORCID ID: 0000-0002-5256-5885

Белова Лариса Александровна

(Российская Федерация, г. Челябинск) Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения

немецкому языку ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» E-mail: telems74@rambler.ru ORCID ID: 0000-0002-2036-6937

Information about the authors

Elena A. Baronenko

(Russian Federation, Chelyabinsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of German Language and Methods of Teaching the German Language

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University E-mail: baronele@yandex.ru ORCID ID: 0000-0001-6638-6610

Elena B. Bystrai

(Russian Federation, Chelyabinsk) Professor, Doctor of Pedagogy, Head of the Department of German Language and Methods of Teaching the German Language South Ural State Humanitarian and Pedagogical University E-mail: bistraieb@cspu.ru ORCID ID: 0000-0001-5976-3465

Yulia A. Raisvikh

(Russian Federation, Chelyabinsk) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of German Language and Methods of Teaching German South Ural State Humanitarian and Pedagogical University E-mail: raisvihya@cspu.ru ORCID ID: 0000-0001-5980-5450

Tatiana V. Shtykova

(Russian Federation, Chelyabinsk) Associate Professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of German Language and Methods of Teaching the German Language South Ural State Humanitarian and Pedagogical University E-mail: shtykovatv@cspu.ru ORCID ID: 0000-0002-5256-5885

Larisa A. Belova

(Russian Federation, Chelyabinsk) Associate Professor, PhD In Philology, Associate Professor of the Department of German Language and Methods of Teaching the German Language South Ural State Humanitarian and Pedagogical University E-mail: telems74@rambler.ru ORCID ID: 0000-0002-2036-6937

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.