Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ИЗУЧАТЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ'

МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ИЗУЧАТЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОТИВАЦИЯ / ОПРОС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Садовой Никита Геннадиевич

В публикации исследуются специфика мотивации будущих учителей-логопедов изучать информационно-коммуникационные технологии. Анализируется роль и важность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя-логопеда в методической и специальной психолого-педагогической литературе, а также в нормативно-правовых документах. Описывается исследование, которое проводилось в рамках опроса с помощью google формы со студентами Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», специальности «Логопедия». Выполнен количественно-качественный анализ проведенного опроса. Результаты исследования показали, что большинство будущих учителей-логопедов планируют изучать информационно-коммуникационные технологии, как в учебное время, так и самостоятельно (дополнительно), в рамках внеучебной деятельности. Будущие специалисты выделили направления логопедической работы, в которых, по их мнению, целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии, а также те направления логопедической работы, которые вызывают у них интерес. Анализ изученной литературы выявил существенную важность и ценность использования информационно-коммуникационных технологий в логопедической деятельности, результаты проведенного опроса также показали повышенный спрос и интерес среди будущих учителей-логопедов изучать и использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Данные аспекты обуславливают целесообразность дальнейших исследований в рассматриваемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Садовой Никита Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION OF FUTURE SPEECH TEACHERS TO STUDY INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article examines the specifics of the motivation of future speech therapy teachers to study information and communication technologies. The article analyzes the role and importance of the use of information and communication technologies in the professional activity of a speech therapist teacher in methodological and special psychological and pedagogical literature, as well as in regulatory documents. The article describes a study that was conducted as part of a survey using a google form with students of the State Budget Educational Institution of Higher Education of the Republic of Crimea "Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov", specialty "Speech Therapy". A quantitative and qualitative analysis of the survey was performed. The results of the study showed that the majority of future speech therapy teachers plan to study information and communication technologies, both during school hours and independently (additionally), as part of extracurricular activities. Future specialists identified areas of speech therapy work in which, in their opinion, it is advisable to use information and communication technologies, as well as those areas of speech therapy work that arouse their interest. The analysis of the studied literature revealed the essential importance and value of the use of information and communication technologies in speech therapy, the results of the survey also showed an increased demand and interest among future speech therapy teachers to study and use information and communication technologies in their professional activities. These aspects determine the feasibility of further research in this area.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ИЗУЧАТЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Межпонятийные связи испытуемые самостоятельно установить не могут. Низкий (пятый) уровень зафиксирован у 15% детей с ОНР, данный контингент не способен адекватно понимать семантические категории, не устанавливает межпонятийные связи, страдает фонематический и звуко-слоговый анализ.

Выводы. Результаты проведенного экспериментального исследования выявили различный характер сформированности семантического развития у дошкольников с общим недоразвитием речи. Обследование по методике Р.И. Лалаевой выявило следующие уровни сформированности семантической способности и языкового оформления текста: выше среднего (18%), средний 28%, ниже среднего (43%) и низкий (11%). Высокий уровень отсутствует. Отмечена бедность семантического поля, примитивность синтаксических конструкций, неточность формулировок, особо следует обратить внимание на отсутствие глубины и развернутости изложения, скудности языкового оформления.

По методике А.В. Павловой высокий уровень смыслового восприятия словесных категорий показали 7% дошкольников с ОНР, выше среднего - также 7%, средний 28%, ниже среднего 43%, низкий 15%. Для данного контингента характерна неспособность самостоятельно верифицировать слово, испытуемые выбирали неправильные варианты интерпретации, отмечена слабость анализа смыслового значения слова на основе его внешних грамматических признаков. Межпонятийные связи испытуемые самостоятельно установить не могут. В целом, у детей с ОНР отмечена ограниченность семантических связей, неточности понимания и употребления слов в собственной речи.

В целях коррекции выявленных нарушений семантического развития необходимо уделять большое внимание формированию значения слова как семантической единице. Если вовремя не начать коррекцию, в дальнейшем недоразвитие семантики будет мешать овладению правильной, грамотной речью и негативно повлияет на обучение детей с общим недоразвитием речи.

Литература:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 369 с.

2. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов // Дефектология. - № 2. - 1994. - С. 56-73

3. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева. -Изд.: Наука-Питер. - 2006. - 102 с.

4. Лесун Е.Л. Отечественные подходы к проблеме изучения и развития семантических полей у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Новокузнецк: Изд. ИПК, 2003. - С. 83-85.

5. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Своеобразие семантического развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.Ю. Медведева, Е.А. Ольхина // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№ 59 (4). - С. 68-71.

6. Павлова А.В. Методы выделения и исследования лексико-семантических полей / А.А. Павлова // Альманах современной науки и образования. - Изд.: Грамота. - 2008. - № 2 (9): в 3-х ч. - Ч. I. - C. 159-160.

7. Свиридова Д.В., Медведева Е.Ю. Экспериментальное исследование лексико-семантической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Д.В. Свиридова, Е.Ю. Медведева // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов. - Ялта, 2019. - Вып. 63. -С. 146-149.

8. Ткаченко Д.А., Родин Ю.И. О месте и значении психомоторной функции в формировании навыка письма у детей с общим недоразвитием речи. Вестник Мининского университета. - 2020. - Том 8, № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1118

Педагогика

УДК 378.14

доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики

Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь);

ассистент кафедры специального (дефектологического) образования Садовой Никита Геннадиевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

МОТИВАЦИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ИЗУЧАТЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация. В публикации исследуются специфика мотивации будущих учителей-логопедов изучать информационно-коммуникационные технологии. Анализируется роль и важность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя-логопеда в методической и специальной психолого-педагогической литературе, а также в нормативно-правовых документах. Описывается исследование, которое проводилось в рамках опроса с помощью google формы со студентами Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», специальности «Логопедия». Выполнен количественно-качественный анализ проведенного опроса. Результаты исследования показали, что большинство будущих учителей-логопедов планируют изучать информационно-коммуникационные технологии, как в учебное время, так и самостоятельно (дополнительно), в рамках внеучебной деятельности. Будущие специалисты выделили направления логопедической работы, в которых, по их мнению, целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии, а также те направления логопедической работы, которые вызывают у них интерес. Анализ изученной литературы выявил существенную важность и ценность использования информационно-коммуникационных технологий в логопедической деятельности, результаты проведенного опроса также показали повышенный спрос и интерес среди будущих учителей-логопедов изучать и использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Данные аспекты обуславливают целесообразность дальнейших исследований в рассматриваемой области.

Ключевые слова: учитель-логопед, профессиональная деятельность, информационно-коммуникативные технологии, мотивация, опрос.

Annotation. The article examines the specifics of the motivation of future speech therapy teachers to study information and communication technologies. The article analyzes the role and importance of the use of information and communication technologies in the professional activity of a speech therapist teacher in methodological and special psychological and pedagogical literature, as

well as in regulatory documents. The article describes a study that was conducted as part of a survey using a google form with students of the State Budget Educational Institution of Higher Education of the Republic of Crimea "Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov", specialty "Speech Therapy". A quantitative and qualitative analysis of the survey was performed. The results of the study showed that the majority of future speech therapy teachers plan to study information and communication technologies, both during school hours and independently (additionally), as part of extracurricular activities. Future specialists identified areas of speech therapy work in which, in their opinion, it is advisable to use information and communication technologies, as well as those areas of speech therapy work that arouse their interest. The analysis of the studied literature revealed the essential importance and value of the use of information and communication technologies in speech therapy, the results of the survey also showed an increased demand and interest among future speech therapy teachers to study and use information and communication technologies in their professional activities. These aspects determine the feasibility of further research in this area.

Keywords: teacher-speech therapist, professional activity, information and communication technologies, motivation, survey.

Введение. Мотивационный аспект профессиональной подготовки будущих учителей, а также учителей-логопедов, рассматривали в своих работах Е.А. Борисова, А.П. Шмакова, B. Grigas, E.W. Jennifer [2, 11, 12, 13].

Е.А. Борисова отмечала, что готовность будущего учителя-логопеда включает в себя мотивационно-личностный, содержательный, а также коррекционно-диагностический составляющие, которые являются взаимосвязанными и взаимообусловленными аспектами полноценной профессиональной подготовки будущих специалистов [2].

A.П. Шмакова в своей работе также выделяла мотивационный компонент готовности будущих учителей к использованию информационных технологий. Исследователь отмечает, что мотивационный компонент отражает профессионально-ценностные ориентации, установки будущих учителей, а также их профессиональную позицию, интересы и потребности, в том числе в направлении изучения и использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности [11].

B. Grigas также пишет, что в профессиональной деятельности учителя, мотивация - ведущий фактор, без которого работа учителя неэффективна [12].

E.W. Jennifer отмечает в работе, что внутренняя мотивация учителя более значима, чем внешняя. В исследовании E.W. Jennifer наиболее оригинальные способы решения представленной задачи демонстрировали студенты, которые за свою деятельность не получали вознаграждение. Это свидетельствует о том, что сущность подлинной мотивации учителя определяется его внутренними установками, а также направленностью его личности, профессионально-ценностными ориентациями. Автор отмечает, что внешняя мотивация в некоторых случаях бывает даже вредной, так как может смещать фокус внимания с поставленной цели [13].

Роль и важность использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя-логопеда, а также специфику подготовки будущих специалистов к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) изучали в своих трудах Н.Н. Баль, М.Н. Гайдай, О.В. Елецкая, М.В. Матвеева, А.А. Тараканова [1, 3, 5].

Н.Н. Баль отмечает, что в последнее время достаточно активно осуществляется внедрение информационных технологий в профессиональную деятельность учителя-логопеда. Автор пишет, что данный аспект обуславливается современным этапом процесса информатизации образования. На данном этапе информатизации, как образования в целом, так и логопедического образования, стала особенно актуальна проблема выбора информационных технологий, наиболее подходящих для определенных целей и задач логопедии. Правильно выбрать информационно-коммуникационную технологию и грамотно включить ее в логопедический процесс могут лишь сами учителя-логопеды. Соответственно, учителя должны уметь оценивать потенциальные перспективы использования информационных технологий, критически анализировать и сравнивать их с возможностями других технологий [1].

О.В. Елецкая, М.В. Матвеева, А.А. Тараканова отмечают, что применение специализированных информационных технологий предоставляет возможность повысить эффективность диагностической и коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда. Компьютер обладает широкими возможностями, которые при грамотном применении значительно могут повысить качество процесса коррекции речи, по большинству направлениям логопедической работы [5].

М.Н. Гайдай, в свою очередь, отмечает, что традиционная система подготовки специалистов-логопедов, которая отличалась единообразием, неизменностью учебных дисциплин, в настоящее время неконкурентоспособна и устарела. Автор пишет, что стремительно развивающийся рынок труда диктует правила подготовки специалистов нового формата -разносторонних, компетентных, быстро ориентирующихся в изменчивом информационном пространстве. Соответственно, будущий учитель-логопед должен обладать информационно-коммуникационной компетентностью (ИК-компетентностью), то есть способностью применять информационно-коммуникационные технологии для оперирования информацией, в условиях информационного общества, с целью достижения успехов в образовательной практике. М.Н. Гайдай пишет, что процесс становления компетентности будущего учителя-логопеда подразумевает развитие мотивации, потребностей и интереса к приобретению знаний, умений и навыков не только в области логопедии, но и в области технических аспектов применения ИКТ [3].

Специфика подготовки будущих учителей-логопедов, а также место информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности учителя-логопеда отражены в ФГОС высшего образования - бакалавриата по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, а также в Распоряжении Министерства просвещения РФ от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». Согласно данным документам будущие учителя-логопеды должны уметь использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, если данные ИКТ повышают качество логопедической деятельности [8, 9].

Цель работы - исследовать мотивацию будущих учителей-логопедов изучать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу, а также нормативно-правовую базу, по проблеме исследования мотивационного аспекта изучения будущими учителями-логопедами информационно-коммуникационных технологий, было выявлено, что данное направление в подготовке будущих специалистов актуально и социально значимо, а также формируется в процессе обучения в высшей школе [1, 3, 4, 5, 10].

В структуре подготовки будущих учителей-логопедов неотъемлемым компонентом является мотивационный компонент, который отражает внутреннюю глубинную мотивацию учащихся, профессионально-ценностные установки и ориентации студентов, направленность их личности. Мотивационный компонент также необходим и в процессе изучения будущими учителями-логопедами информационно-коммуникационных технологий. Целью подготовки будущих

специалистов к информационно-образовательной среде информационного образования является формирование ИК-компетентности студентов. ИК-компетентность включает мотивационную составляющую, которая определяет профессионально-ценностные ориентации будущего учителя направленные на изучение инноваций в профессиональной сфере и улучшения качества педагогического процесса, а также направленность личности на самосовершенствование и изучение нового [3].

В документах, регламентирующих подготовку будущих учителей-логопедов, а также профессиональную деятельность учителей-логопедов, отмечено, что информационно-коммуникационные технологии дополняют другие логопедические технологии, а в некоторых случаях - являются необходимыми компонентами профессиональной деятельности учителя-логопеда [8, 9].

Соответственно, в процессе подготовки будущих учителей-логопедов к профессиональной деятельности формируется мотивационный компонент, также будущие специалисты осваивают все аспекты логопедической деятельности, изучают информационные технологии, формируют профессиональные способности к использованию информационно-коммуникационных технологий в области логопедии. Осознавая возможности информационно-коммуникационных технологий в логопедии у студентов повышается мотивация изучать их, осваивать различные инновации, которые могут усовершенствовать и улучшить коррекционно-развивающую работу с детьми имеющими нарушения речи [7, 10].

Таким образом, в рамках исследования, которое проводилось с помощью google формы, со студентами 1-4 курсов ГБОУВО РК КИПУ имени Февзи Якубова, специальности «Логопедия», в 2020-2021 г., был проведен опрос на тему «Мотивация будущих учителей-логопедов изучать информационно-коммуникационные технологии». Обучающимся необходимо было ответить на четыре вопроса (четвертый вопрос ранжированный). В процессе опроса исследовалось, планируют ли будущие специалисты изучать ИКТ в учебной и во внеучебной деятельности. Также студенты оценивали наиболее интересные и перспективные направления использования информационно-коммуникационных технологий в логопедии.

Первый вопрос в опросе - «Планируете изучать инновационные информационно-коммуникационные технологии в процессе Вашей учебной деятельности?». Вариантов ответа было три: да, иногда и нет. Количественный анализ ответа на первый вопрос среди будущих учителей-логопедов изображен на см. рис. 1.

Рисунок 1. Количественный анализ ответов студентов на первый вопрос в опросе

Результаты ответов на первый вопрос показывают, что большинство 46 будущих учителей-логопедов (80,7%) планируют изучать инновационные информационно-коммуникационные технологии в процессе учебной деятельности. Данный факт обуславливается не только необходимостью освоения программы бакалавриата, но и осмыслением важности и значимости информационно-коммуникационных технологий в процессе комплексной и всесторонней подготовки специалиста [1, 8].

Учебная деятельность - основная деятельность в процессе подготовки будущих учителей-логопедов, соответственно, в рамках информатизации образования, изучение информационно-коммуникационных технологий является необходимым аспектом формирования профессионализма будущего учителя-логопеда [3].

Второй вопрос в исследовании - «Планируете изучать инновационные информационно-коммуникативные технологии в процессе Вашей внеучебной деятельности (самостоятельно, дополнительно)?». Вариантов ответа было также три: да, иногда и нет. Количественный анализ ответов на второй вопрос среди будущих учителей-логопедов представлен см. рис. 2.

Рисунок 2. Количественный анализ ответов студентов на второй вопрос в опросе

Результаты ответов на второй вопрос показывают, что больше половины учащихся 36 будущих учителей-логопедов (63,2%) планируют изучать информационно-коммуникационные технологии в процессе внеучебной деятельности

(самостоятельно, дополнительно) и 20 будущих учителя-логопеда (35,1%) иногда планируют самостоятельное, дополнительное изучение ИКТ.

Мотивационная составляющая профессиональной подготовки будущего специалиста включает формирование профессионально-ценностных ориентаций, интересов, которые отражаются в непрерывном личностном саморазвитии, изучении инноваций относящихся к профессиональной сфере, постоянном профессиональном росте. Конкурентоспособный квалифицированный специалист в современном мире постоянно самосовершенствуется и дополнительно изучает околопрофессиональные аспекты научных достижений, которые могут помочь ему в выполнении своих непосредственных профессиональных обязанностей [10, 11].

В рамках третьего вопроса необходимо было выделить направления в логопедической деятельности, в которых целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии (имеется возможность выбирать несколько направлений). Количественный анализ ответов на тритий вопрос, среди будущих учителей-логопедов представлен на рис. 3.

45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Для расширения мировоззрения и познания нового, инновационного в профессиональной деятельности Для повышения эффективности профессиональной деятельности В процессе учебно-методической раб01ы {календарно-гематического планирования, планов-конспектов, отчетов, ведения журналов,... Для 0111 имизации профессиональной деятельности

■ Студенты 35 44 42 35

Рисунок 3. Количественный анализ ответов студентов на третий вопрос в опросе

Результаты ответов на третий вопрос показывают, что большинство 77,2% (44) будущих учителей-логопедов считают, что наиболее целесообразно применять ИКТ в логопедии для повышения эффективности профессиональной деятельности, а также в процессе учебно-методической работы 73,7% (42). Это обусловливается спецификой ИКТ, которая значительно повышает результативность коррекционно-логопедической работы, однако требует дополнительных знаний, умений и навыков использования. По мнению будущих учителей-логопедов, наименьшая целесообразность использования ИКТ в логопедии заключается в оптимизации логопедической работы.

Информационно-коммуникационные технологии хоть и повышают качество образования, однако не упрощают его процесс, а наоборот, требуют от специалиста дополнительных знаний, умений и навыков, а также материально-технической оснащенности. Первичная цель ИКТ в логопедии не облегчить, не редуцировать процесс коррекции, а повысить его качество. Также в рамках учебно-методической работы, которая занимает значительное место в работе учителя-логопеда, использование ИКТ в современном образовании - необходимое и обязательное условие, без которого невозможна работа учителя [5, 10].

В рамках четвертого ранжированного вопроса студентам необходимо было оценить наиболее интересные для них направления использования информационно-коммуникационных технологий (имеется возможность выбирать несколько направлений). Оценка осуществлялась по трем уровням, достаточно интересное направление - 2 балла, удовлетворительно интересное направление - 1 балл, неинтересное направление - 0 баллов (см. рис. 4).

■ Развшие и коррекция речи обучающихся с нарушениями речи

Развшие и коррекция познавательных {когнитивных) функций, а также психоэмоциональной сферы

■ Повышение мотивации обучающихся с нарушениями речи

■ Возможность использовать дистанционные технологии обучения

46 35

1 балл

О баллов

Рисунок 4. Количественный анализ ответов студентов на четвертый вопрос в опросе

Результаты ответов на четвертый вопрос показывают, что наиболее интересным направлением работы для будущих учителей-логопедов в процессе использования ИКТ является повышение мотивации обучающихся с нарушениями речи. 46 студента оценили данное направление работы как достаточно интересное, всего 7 студентов оценили его как удовлетворительно интересное и ни один студент не оценил его как неинтересное направление.

Информационно-коммуникационные технологии обладают всеми необходимыми свойствами и качествами необходимыми для повышения мотивации обучающихся. Интерактивность, мультимедийность, геймификация, а также индивидуализация процесса обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения материала в индивидуальном темпе. Также отличительной чертой ИКТ на уроках является новизна, необычность и разнообразие форм работы [7]. Изучая данные особенности логопедической работы с ИКТ большинство будущих учителей-логопедов воспринимают ИКТ как эффективное средство повышения активности, участия и интереса учащихся с нарушениями речи на логопедических занятиях.

Выводы. Результаты проведенного исследования подтверждают важность и значимость изучения информационно-коммуникационных технологий для будущих учителей-логопедов, а также повышенную мотивацию самих студентов к данному направлению работы. Информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемым элементом, как процесса подготовки будущих специалистов, так и работы учителя-логопеда. Освоение такой сложной и непростой сферы, как использование ИКТ в логопедической деятельности, требует значительной мотивации со стороны обучающегося, активности его личностной и профессиональной позиции, заинтересованности в нововведениях и инновациях, которые могут повысить качество логопедической работы.

Результаты исследования показали, что подавляющее большинство студентов планирует изучать информационно-коммуникационные технологии, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Основная мотивация изучения информационно-коммуникационных технологий у будущих учителей-логопедов, согласно результатам опроса, заключается в повышении эффективности логопедической работы, а также в повышении мотивации у детей с нарушениями речи. Современные тенденции в образовании показывают, что значимость ИКТ в логопедии будет увеличиваться, а соответственно, и будет повышаться мотивация у студентов изучать данные технологии. Таким образом, прогнозированное совершенствование и увеличение применения информационных технологий в образовании, обуславливает дальнейшую активную научно-исследовательскую работу в данном направлении.

Литература:

1. Баль Н.Н. Повышение информационной грамотности студентов-логопедов в процессе изучения учебной дисциплины «Информационные технологии как средство логопедической работы» / Н.Н. Баль // Специальное образование: опыт и перспективы развития материалы II республиканской научно-практической конференции. - 2017. - С. 7-11.

2. Борисова Е.А. Подготовка будущих учителей-логопедов к самостоятельной профессиональной деятельности / Е.А. Борисова // Специальное образование. - 2013. - № 4. - С. 80-86.

3. Гайдай М.Н. Подготовка студентов - будущих логопедов к применению информационных технологий в коррекционной педагогической работе / М.Н. Гайдай // Вестник университета. Педагогика, психология, социология, история, политология. - 2012. - № 7. - С. 212-215.

4. Гордиенко Т.П. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе высшей школы: монография // Гордиенко Т.П. и др. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 2019. - 232 с.

5. Елецкая О.В. Информационные технологии в специальном образовании. Учеб. пособие с практикумом для вузов / О.В. Елецкая, М.В. Матвеева, А.А. Тараканова; под общей редакцией О.В. Елецкой. - М.: Издательство ВЛАДОС, 2019. - 319 с.

6. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. - 5-еизд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 703 с.

7. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования: монография / И.В. Абрамова, С.В. Архипова, Е.В. Барцаева и др.; под общ. ред. Н.В Рябовой; Мордов. гос. пед. ин-т. -Саранск, 2015. - 212 с.

8. Приказ от 22.02.2018 г. № 123 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование». - М.: Минобрнауки РФ, 2018. - 20 с.

9. Распоряжение от 06.08.2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность». - М.: Минпросвещения РФ, 2020. - 15 с.

10. Рябова Н.В. Теория и практика подготовки дефектологов в условиях модернизации образования: монография / Н.В. Рябова и др.: под ред. Н.В. Рябовой; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2017. - 159 с.

11. Шмакова А.П. Формирование готовности будущего учителя к педагогическому творчеству средствами информационных технологий: монография. 2-е изд., стер. / А.П. Шмакова. - М.: ФЛИНТА, 2019. - 184 с.

12. Grigas B. Collaboration begins in the classroom: future teachers discuss their knowledge, preparedness, and perceptions regarding speech-language concepts and collaboration with speech-language pathologists, Abstract of Ph.D. dissertation. - California State University, Long Beach, 2015. - 116 p.

13. Jennifer E.W. An Investigation of Struggling Learners' Motivation to Read, Abstract of Ph.D. dissertation. - University of Louisiana at Lafayette, Louisiana, 2015. - 317 p.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Губарева Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Веряскина Наталья Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Губарев Алексей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ПО

ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития двигательной активности у обучающихся в условиях дополнительного образования при изучении безопасности жизнедеятельности. В результате анализа современной образовательной ситуации, касающейся малоподвижного образа жизни, обосновывается актуальность внимания к преодолению гиподинамии и статичных нагрузок на детский организм, рассматриваются возможности совместного развития физической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни. Предлагаемая авторами статьи программа дополнительного образования «Движение к безопасности» реализует принципы добровольности и свободы выбора, природосообразности, вариативности, интеграции, модульности, ориентации на здоровьесбережение, предметные, метапредметные и личностные результаты. Содержание программы объединяет три модуля, каждый из которых включает разнообразную двигательную активность при изучении угроз природного, техногенного и социального окружения. Используются как традиционные для дополнительного образования виды туристско-краеведческой работы, так и инновации, представленные современными игровыми формами. В рамках содержания модулей раскрывается методика организации квестов и геокэшинга. В заключение отмечается, что предложенная программа дополнительного образования решает задачи понимания необходимости двигательной активности в курсе основ безопасности жизнедеятельности, формирования знаний в сфере физической культуры и культуры безопасности, освоения рациональных правил безопасного поведения.

Ключевые слова: двигательная активность, безопасность жизнедеятельности, здоровый образ жизни, интеграция, модуль, квест, геокэшинг.

Annotation. The article is devoted to the problem of the development of motor activity in students in conditions of additional education in the study of life safety. As a result of the analysis of the modern educational situation concerning a sedentary lifestyle, the urgency of attention to overcoming physical inactivity and static loads on the child's body is substantiated, the possibilities of joint development of physical culture and culture of a healthy and safe lifestyle are considered. The program of additional education «Movement to safety» proposed by the authors of the article implements the principles of voluntariness and freedom of choice, conformity to nature, variability, integration, modularity, orientation to health preservation, subject, meta-subject and personal results. The content of the program combines three modules, each of which includes a variety of physical activity in the study of threats to the natural, technogenic and social environment. Both types of tourism and local lore work, traditional for additional education, and innovations presented by modern game forms are used. Within the framework of the content of the modules, the methodology of organizing quests and geocaching is revealed. In conclusion, it is noted that the proposed program of additional education solves the problems of understanding the need for physical activity in the course of the basics of life safety, the formation of knowledge in the field of physical culture and safety culture, the development of rational rules of safe behavior.

Keywords: motor activity, life safety, healthy lifestyle, integration, module, quest, geocaching.

Введение. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье обучающихся является приоритетным направлением государственной политики в области образования. Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни в процессе освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования является важным личностным результатом [8]. В период школьного обучения закладываются основы особого стиля поведения, направленного на ответственное отношение к своему здоровью, осознание ценности здорового образа жизни (ЗОЖ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.