Научная статья на тему 'Современные информационные и коммуникационные технологии как инструментарий педагога-логопеда'

Современные информационные и коммуникационные технологии как инструментарий педагога-логопеда Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1921
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОПЕДИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИГРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SPEECH THERAPY / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / GAME EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лутовинова Анастасия Михайловна

В статье рассмотрены проблемы и возможности применения современных средств информационных и коммуникационных технологий педагогами-логопедами для устранения дефектов речи у детей. Проанализированы различные компьютерные комплексы, которые предназначены для работы с детьми дошкольного возраста в области логопедии. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить новый класс игровых компьютерных технологий, которые должны использовать в коррекционной деятельности педагоги-логопеды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лутовинова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS AN WORKING INSTRUMENT FOR SPEECH THERAPIST

The article discusses the problems and possibilities of using modern means of information and communication technologies by speech therapists to eliminate speech defects in children. Analyzed a variety of computer systems, which designed to work with children of preschool age in the field of speech therapy. Based on the study's authors proposed for the new class of computer gaming technology used in correctional work of the teacher and speech therapist.

Текст научной работы на тему «Современные информационные и коммуникационные технологии как инструментарий педагога-логопеда»

УДК 627.8

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПЕДАГОГА-ЛОГОПЕДА

А.М. Лутовинова

MODERN INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES AS AN WORKING INSTRUMENT FOR SPEECH THERAPIST

A.M. Lutovinova

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы и возможности применения современных средств информационных и коммуникационных технологий педагогами-логопедами для устранения дефектов речи у детей. Проанализированы различные компьютерные комплексы, которые предназначены для работы с детьми дошкольного возраста в области логопедии. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить новый класс игровых компьютерных технологий, которые должны использовать в коррекционной деятельности педагоги-логопеды.

Ключевые слова: логопедия; информационно-коммуникационные технологии; игровые образовательные технологии.

Abstract: The article discusses the problems and possibilities of using modern means of information and communication technologies by speech therapists to eliminate speech defects in children. Analyzed a variety of computer systems, which designed to work with children of preschool age in the field of speech therapy. Based on the study's authors proposed for the new class of computer gaming technology used in correctional work of the teacher and speech therapist.

Key words: speech therapy; information and communication technologies; game educational technologies.

Компьютерные технологии в настоящее время - перспективный инструмент, средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи [1]. Непрерывное развитие компьютеризации открывает новый, еще не исследованный дидактико-методический потенциал, обусловленный уникальными возможностями современных программно-аппаратных средств и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Дефектологи выясняют, какая речевая проблема есть у ребенка, определяют ее причину и выбирают стратегию лечения. Педагоги-логопеды, в свою очередь, могут помочь детям развить навыки, работая с ними один на один или в небольших группах. Проблемы, выявляемые логопедом-дефектологом [2]:

• Проблемы с артикуляцией: нечеткая речь и ошибки в звуках;

• Проблемы с беглостью речи: проблемы с речью, такие как заикание;

• Проблемы с резонансом или голосом: проблема с высотой звука, громкостью и качеством и др.

Педагоги-логопеды могут помочь в лечении:

• рецептивных языковых проблем, т. е. проблем с пониманием языка;

• выразительных языковых проблем, связанных с выразительностью речи;

• прагматических языковых проблем, обусловленных использованием языка социально приемлемыми способами и др. [2].

Средства ИКТ в настоящее время эффективно используются в образовательном процессе для изучения сущности, закономерностей, тенденций развития детей, имеющих

http://vestnik

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

отклонения в развитии и ограниченные возможности здоровья и нуждающихся в специализированных, индивидуальных методах воспитания и развития [2].

В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления педагогов-логопедов [1]. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е. Левина [3], А.Н. Корнев [4]); деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский [5], П.Я. Гальперин [6], Н.Ф. Талызина [7]); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В. Давыдов [8], В.В. Рубцов [9], И.А. Морев [10] и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина

Корректирующая и воспитательная работа с детьми с нарушениями развития уже в течение длительного времени ведется с использованием специализированных или адаптированных компьютерных программ (в основном обучающих, диагностических и развивающих) [1]. Результативность такой работы зависит от опыта педагога-логопеда, его понимания возможностей современных инструментов ИКТ и способности персонализировать работу с каждым ребенком в среде обучения, которая должна мотивировать к решению существующих проблем, а также способствовать формированию благоприятной психологической атмосферы, дающей ученику некоторую свободу в выборе форм и средств проведения образовательных мероприятий.

На наш взгляд, взаимодействие ребенка с компьютером создает более комфортные условия для успешного выполнения коррекционных упражнений:

1. Информационные и коммуникационные технологии способствуют повышению мотивации у ребенка, когда дело касается сложной для него работы с исправлением дефекта речи. Он стремится к эталонному произношению, подсознательно анализирует свои ошибки и старается выполнить задание намного лучше, потому что стремится соответствовать эталонному герою игры.

2. Из-за того, что ИКТ сейчас интересны для ребенка (за счет красочной графики, продуманных игровых историй, современного подхода к разработке методических игр), он меньше утомляется, а концентрация внимания и работоспособность сохраняются на протяжении большего времени, чем на традиционных занятиях.

3. Программы для детей создаются с использованием дружественного интерфейса с учетом соответствующих конкретному возрасту ментальных и психофизиологических особенностей, что способствует формированию подсознательного стремления ребенка учиться говорить правильно, появляется стремление исправить собственные ошибки. Особенно стоит отметить категории игр, в которых есть герой, рассматриваемый ребенком как эталон, которому нужно соответствовать.

4. ИКТ позволяют обеспечить интересные, красочные, занимательные для дошкольника формы экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения.

5. У педагога-логопеда появляется возможность моделировать коммуникацию между ребенком и вымышленным компьютерным героем, формировать либо корректировать целевые модели межличностной коммуникации.

6. С помощью игровых компьютерных технологий можно существенно уменьшить негативное отношение ребенка к логопедическим занятиям за счет возникновения уверенности в себе и желания научиться говорить правильно. Для дошкольника становится более интересным повторение определенных звуков и слогов (что само по себе составляет основу коррекционной деятельности).

7. С помощью устройства вывода можно наглядно и доступно показать ребенку результат его работы на занятии.

[11,12]).

http://vestnik-

;-nauki.ru

ISSN 2413-9858

8. Возможность в определенных пределах проводить компьютерную корректировку голоса ребенка и изменять чувствительность микрофона в зависимости от индивидуальных особенностей можно дополнительно повышать качество проделанной им работы («Послушай, как ты можешь говорить!») и, тем самым, дополнительно мотивировать его к участию в логопедических занятиях.

Совместное использование современных компьютерных и информационных технологий на логопедических занятиях должно осуществляться на основе следующих принципов, как отмечалось Абрамовой Л.И. в ее статье [1]:

• «Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. ИКТ выступает как инструмент для коррекционной работы, которая ведется с опорой на различные анализаторы.

• Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием всех речевых характеристик.

• Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей. Способность объективно определять область текущего и ближайшего развития детей.

• Принцип системности и последовательности обучения. Использование раннее полученных знаний при изучении нового материала, который изменяется от простого к сложному.

• Принцип доступности обучения. Соответствие возрастным особенностям детей, задания предъявляются детям в игровой форме.

• Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяет построить коррекционную работу с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

• Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. ИКТ позволяют объективно оценить результативность деятельности ребенка с помощью составления графиков или таблиц, которые наглядно показывают весь процесс обучения.

• Принцип игровой стратегии и введение ребёнка в проблемную ситуацию

• Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.

• Принцип воспитывающего обучения. Воспитание у детей волевых и нравственных качеств.

• Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности».

Следует отметить, при использовании информационных и коммуникационных технологий на логопедических занятиях Абрамовой Л.И. ставятся следующие задачи [1]:

«Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

• ознакомление детей с компьютерными программами;

• преодоление психологического барьера между ребёнком и компьютером с помощью создания искусственной ситуации успеха;

• формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием манипулятора "мышь" и "клавиатура".

• происходит знакомство детей с компьютерными средствами и правилами работы с ним.»

«Задачи коррекционно-образовательного цикла:

• воспитание и развитие языка у детей: фонетическое произношение, просодические компоненты речи, фонематический анализ и синтез, лексико-грамматическая структура языка;

• формирование и развитие умений и навыков для образовательной деятельности: знание цели, самостоятельное решение задач, достижение цели, оценка результативности;

• развитие знаковой функции сознания;

• развитие психических функций.»

«Задачи творческого цикла:

• развитие воображения и творческого мышления;

• развитие познавательной активности.»

На логопедических занятиях педагогами используются различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это могут быть как готовые продукты, так и самостоятельно разработанные инструменты.

1. Самостоятельно разработанный инструментарий:

• составленные с помощью программного комплекса Microsoft Office карточки или презентации;

• логопедические интернет-страницы, которые создает сам педагог;

• разработанные тесты, которые запускаются на компьютере;

• тематические цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

2. Готовые продукты:

• компьютерные логопедические тренажеры;

• компьютерные тесты;

• приключенческие квесты и обучающие игры;

• книги, учебники и энциклопедии;

• электронные рассылки;

• логопедические ресурсы.

Среди развивающих и обучающих компьютерных программ в современной коррекционной деятельности педагогами-логопедами используются следующие:

Программа «Игры для Тигры» «предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»[13]. Она позволяет эффективно организовать индивидуальную и групповую работу с детьми. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры» встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

Для работы над звукопроизношением можно использовать программу «Домашний логопед» [14]. Программа помогает в коррекции звуков предоставляя более 500 красочных слайдов-картинок. Ребенок сам или с помощью взрослого находит нужные звуки.

Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» [15] представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Курс «Супердетки: тренировка быстрого чтения» [16], включает в себя ряд увлекательных занятий и упражнений, которые помогают ребенку улучшить навыки чтения вслух. Упражнения представлены в виде мини-игр, которые не занимают много времени. Веселый персонаж сопровождает ребенка во время игры и не дает ему скучать. Для каждой игры существуют разные уровни сложности, причем ребенок может выбрать тот уровень, который подходит ему больше всего.

В сети Интернет также можно найти проверенные, давно разработанные логопедические сайты. Их содержание разнообразно, от презентаций для проведения занятия, до различных логопедических игр:

• www.logozavr.ru [17];

• www.solnet.ee [18];

• www.detiseti.ru [19];

• www.teremoc.ru [20];

• www.lohmatik.ru [21];

• mersibo.ru [22].

Особое место среди данного перечня занимает «Мерсибо». На главной странице сайта указано, что: «Мерсибо - это развивающие игры для детей от 2-х до 8 лет. Игры Мерсибо состоят из двух частей: мотивационной и развивающей. Ребенок видит только первое: он ищет сокровища, очищает море и помогает индейцам. В то же время дети исправляют звуки, тренируют предлоги, учатся считать - это развивающаяся часть игр. Игры подходят для занятий с обычными детьми и детьми с трудностями в психологическом развитии, в здоровье и в интеллекте. Такие игры легко заинтересовывают ребенка и вовлекают его в занятие. Для адаптации игры к способностям детей используются следующие настройки: продолжительность, скорость, сложность.» [22]

Анализ некоторых иностранных источников, выявил также тенденцию к тому, что педагоги-логопеды начинают использовать средства ИКТ в своей работе. Так [23] внедрили систему электронного обучения для улучшения артикуляция у греческих дошкольников. Программное обеспечение, которое можно скачать из интернета, воссоздает игру под названием «У тебя есть талант», которая помогает тренировать, а также обеспечивает обратной связи. Результаты исследования этого программного обеспечения показали, что дети не только улучшили свою артикуляцию, но и увеличили словарный запас.

Результаты исследований показывают, что по мере того, как развитие новых коммуникационных технологий прогрессирует, компетентность детей и их осведомленность о таких технологиях также неизбежно возрастают - зачастую в несколько раз превышая компетенцию их родителей. Растущее использование детьми технологий влияет как на образовательную, так и на коммуникативную практику, поскольку в настоящее время они являются преобладающим фактором окружающей среды в их жизнь. Сегодня детей часто называют носителями технологий.

В логопедической деятельности очень важно сохранить интерес ребенка и направить его в правильное русло, то есть добиться, чтобы ребенок захотел исправить дефект сам. Такого эффекта можно достичь, если педагог-логопед будет в своей работе использовать не просто современные игры на основе ИКТ, но новые психолого-дидактические подходы к их построению. По нашему мнению, главным принципом построения таких игр должно стать не соперничество, а сотрудничество ребенка и героя. При таком подходе ребенок подсознательно стремится достичь максимально возможный результат за счет помощи полюбившемуся персонажу и довести его до победы. Анализ упомянутых выше и многих других игр логопедического назначения свидетельствует, что этот принцип реализуется очень редко и не в полной мере, что снижает результативность их применения в коррекционно-образовательном процессе.

В последнее десятилетие в речевой и языковой логопедической терапии заметно возрос интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий для диагностики и устранения выявляемых дефектов. Тем не менее, средства ИКТ чаще всего применяются в качестве вспомогательных, т. е. второстепенных инструментов педагога-логопеда. Мы считаем, что дидактический и коррекционно-логопедический потенциал этих средств недостаточно изучен, поэтому представляется чрезвычайно актуальной задачей разработать новый класс коррекционно-образовательных компьютерных игровых средств и технологий их применения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Л.И. Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда [Электронный ресурс]. URL: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsultatsiia_ikt_v_korrektsionnoi_rabot e_uchitelia_logopeda (Дата обращения: 29.05.2019).

2. Glykas, M., & Chytas, P. Technology assisted speech and language therapy. International Journal of Medical Informatics. 2004. 73(6), pp. 529-541.

3. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии. Москва: Просвещение, 2008. 367 с.

4. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей. Санкт-Петербург: РЕЧЬ,

2003. 330 с.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Избранные психологические исследования. Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 520 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Гальперин П.Я. Программированное обучение и задачи коренного усовершенствования методов обучения //К теории программированного обучения. Москва: Просвещение, 1967. С.3-11.

7. Талызина Н.Ф. Развитие П.Я. Гальпериным деятельностного подхода в психологии // Вопросы психологии. 2002. № 5. С. 42-49.

8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: теоретического и экспериментального исследования. Москва: Педагогика, 1986. 239 с.

9. Рубцов В.В. и др. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения // Информатика и образование. 1989. № 3. С. 3-16.

10. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть 2. Педагогические измерения: учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та,

2004. 174 с.

11. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов // Дефектология. 2001. № 3 С. 44-52.

12. Информационные технологии в обучении произношению / Кукушкина О. И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. М: Полиграф сервис, 2004 159 с.

13. Игры для тигры [Электронный ресурс]: Электронный практический курс. Москва: ООО «Новый Диск», 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

14. Домашний логопед [Электронный ресурс]: Электронный практический курс. Москва: ООО «Новый Диск», 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

15. Развитие речи. Учимся говорить правильно. [Электронный ресурс]: Электронный практический курс. Москва: ООО «Новый Диск», г. 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

16. Супердетки: тренировка быстрого чтения [Электронный ресурс]: Электронный практический курс. Москва: ООО «Новый Диск», г. 2008. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

17. Логозаврия [Электронный ресурс]. URL: http://www.logozavr.ru/ (Дата обращения: 29.05.2019).

18. Портал солнышко [Электронный ресурс]. URL: http://www.solnet.ee (Дата обращения: 29.05.2019).

19. Дети сети [Электронный ресурс]. URL: www.detiseti.ru (Дата обращения: 29.05.2019).

20. Теремок [Электронный ресурс]. URL: www.teremoc.ru (Дата обращения: 29.05.2019).

21. Сайт для родителей про развитие детей [Электронный ресурс]. URL: www.lohmatik.ru (Дата обращения: 29.05.2019).

22. Мерсибо [Электронный ресурс]. URL: https://mersibo.ru (Дата обращения: 29.05.2019).

23. Schipor, O. A., Pentiuc, S. G., & Schipor, M. D. Improving computer based speech therapy using a fuzzy expert system. Computing and Informatics, 29(2), 303-318, 2012.

REFERENCES

1. Abramova L.I. Ispolzovanie informacionno-kommunikativnyx texnologij v korrekcionnoj rabote uchitelya-logopeda. [The use of information and communication technologies in the correctional work of a speech therapist] Available at: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsultatsiia_ikt_v_korrektsionnoi_rabot e_uchitelia_logopeda (Data accessed: 29.05.2019).

2. Glykas, M., & Chytas, P. Technology assisted speech and language therapy. International Journal of Medical Informatics. 2004. 73(6), pp. 529-541.

3. Levina R.E. Osnovy teorii i praktiki logopedii [Fundamentals of the theory and practice of speech therapy]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 2008. 367 p.

4. Kornev A.N. Narusheniya chteniya ipis'ma u detei [Disorders of reading and writing in children]. Saint-Petersburg: RECh Publ., 2003. 330 p.

5. Vygotskii L.S. Myshlenie i rech'. Izbrannye psikhologicheskie issledovaniya [Thinking and Speech. Selected psychological research.]. Moscow: APN RSFSR Publ., 1956. 520 p.

6. Gal'perin P.Ya. Programmirovannoe obuchenie i zadachi korennogo usovershenstvovaniya metodov obuchenzya[Programmed training and tasks of radical improvement of teaching methods]. K teorii programmirovannogo obucheniya. Moscow: Prosveshchenie Publ., 1967, pp. 3-11.

7. Talyzina N.F. Razvitie P.Ya. Gal'perinym deyatel'nostnogo podkhoda v psikhologii [Development P.Ya. Halperin activity approach in psychology]. Voprosy psikhologii. 2002. No 5, pp. 42-49.

8. Davydov V.V. Problemy razvivayushchego obucheniya: teoreticheskogo i eksperimental'nogo issledovaniya. [Problems of developing education: theoretical and experimental research]. Moscow: Pedagogy Publ., 1986. 239 p.

9. Rubtsov V. V. i dr. Logiko-psikhologicheskie osnovy ispol'zovaniya komp'yuternykh uchebnykh sredstv v protsesse obucheniya [The logical and psychological basis for the use of computer-based teaching aids in the learning process]. Informatika i obrazovanie. 1989. No 3, pp. 3-16.

10. Morev I. A. Obrazovatel'nye informatsionnye tekhnologii. Chast' 2. Pedagogicheskie izmereniya: Uchebnoe posobie. [Educational information technology. Part 2. Pedagogical measurements: Textbook].-Vladivostok: Far Eastern Institute Publ., 2004. 174 p.

11. Kukushkina O.I. Komp'yuternye tekhnologii v kontekste professii: obuchenie studentov [Computer technology in the context of the profession: student education] // Defektologiya. 2001. No 3, pp. 44-52.

12. Informatsionnye tekhnologii v obuchenii proiznosheniyu[Information technology in pronunciation training]. Kukushkina O.I., Korolevskaya T.K., Zelenskaya Yu.B. Moscow: Poligraf servis Publ., 2004 159 p.

13. Igry dlya tigry: Elektronnyi Prakticheskii kurs [Games for tigers: electronic practical course]. Moscow: OOO «Novyi Disk», 2008. - 1 electronic optical disc (CD-ROM).

14. Domashnii logoped: Elektronnyi Prakticheskii kurs [Home speech therapist: electronic practical course]. Moscow: OOO «Novyi Disk», 2008. - 1 electronic optical disc (CD-ROM).

15. Razvitie rechi. Uchimsya govorit' pravil'no: Elektronnyi Prakticheskii kurs [Speech development. Learning to speak correctly: electronic practical course]. Moscow: OOO «Novyi Disk», 2008. - 1 electronic optical disc (CD-ROM).

16. Superdetki: trenirovka bystrogo chteniy: Elektronnyi Prakticheskii kurs [Super kids: quick read training: electronic practical course ]. Moscow: OOO «Novyi Disk», 2008. - 1 electronic optical disc (CD-ROM).

Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2020, Т.6, №1

- http://vestnik-nauki.ru -^ 2413-9358

17. Logozavriya [Logoosaurus]. URL: http://www.logozavr.ru/ (Date accessed: 29.05.2019).

18. Portal solnyshko [Portal Sun]. URL: http://www.solnet.ee (Date accessed: 29.05.2019).

19. Deti seti [Kids network]. URL: www.detiseti.ru (Date accessed: 29.05.2019).

20. Teremok [Teremok]. URL: www.teremoc.ru (Date accessed: 29.05.2019).

21. Website for parents about the development of children [Elektronnyi resurs]. Available at: www.lohmatik.ru (Date accessed: 29.05.2019).

22. Mersibo [Mersibo]. URL: https://mersibo.ru (Date accessed: 29.05.2019).

23. Schipor O.A., Pentiuc S.G. & Schipor M.D. Improving computer based speech therapy using a fuzzy expert system. Computing and Informatics. 2012. 29(2), pp. 303-318.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Лутовинова Анастасия Михайловна Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, г. Калининград, Россия, магистрант

E-mail: lutovinova.asya@yandex.ru

Lutovinova Anastasia Mikhailovna Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russia, graduate student E-mail: lutovinova.asya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.