Использование информационно-коммуникационных технологий
в логопедической практике
Болилая Галина Львовна, ([email protected]), Онучкина Марина Викторовна ([email protected])
Набережночелнинская специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад V вида,
г. Набережные Челны
Аннотация
В статье излагается опыт использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) логопедов Набережночелнинской специальной (коррекционной) начальной школы - детского сада V вида в работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Представлены основные направления, виды и формы коррекционно-логопедической работы с применением ИКТ. В современных условиях логопеды активно осваивают и используют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения детей со сложными речевыми нарушениями.
Использование информационно-коммуникационных технологий открывает широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Для работы используются стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинеты оснащены компьютерами, создается медиатека - собрание образовательных и игровых ресурсов, заимствованных на сайтах, содержащих коррекционно-развивающую информацию, а также созданных логопедами нашего учреждения:
- текстовая (консультации, рекомендации для воспитателей и родителей, выступления, сценарии, стихи и т. п.);
- табличная (мониторинг, дифференциальные таблицы, мнемотаблицы и т. п.);
- графическая (речевые профили, графики обследования, диагностический материал);
- звуковая (мелодии без слов, песни, звуки и звукоподражания);
- видеоинформация (артикуляционная гимнастика, фильмы и клипы);
- анимация;
- картинки;
- фотографии;
- слайд-шоу (презентации по лексическим темам и направлениям коррекционно-развивающего обучения);
- логопедические программы «Игры для тигры», «Подготовка к школе» с Лунтиком и др.
Занятия с использованием компьютера проводятся в соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, длительность занятий 5-10 минут (в зависимости от возраста и особенностей нервной системы ребенка, но не более 2 раз в неделю). На индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, уточняются, формируются и закрепляются зрительно-пространственные ориентировки - презентации «Шалунишка», «Где спрятался?», «Где находится?», «Звездочет». В работе над звукопроизношением используются видеофильмы с артикуляционной гимнастикой, схемы и модели, презентации «Пение гласных», «Согласные согласились», «Звукарики». Все это помогает приучить детей к наблюдениям за языком, повышает интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т. е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память, способствует формированию правильных артикуляционных укладов. Для формирования слоговой структуры слова разработано мультимедийное пособие, где изложена авторская методика, позволяющая вырабатывать навыки правильного произношения слов различной слоговой структуры, создавать условия для формирования правильной звукослоговой наполняемости
48
ИТО Марий Эл -2010
слов, развивать как экспрессивную, так и импрессивную речь у детей с тяжелыми нарушениями речи. Одновременно отрабатываются навыки глобального чтения. Правильная организация занятий вырабатывает у ребенка необходимые учебные стереотипы. На первых занятиях ребенку предлагается только наблюдать за тем, как педагог выполняет задание, комментируя детально каждое выполняемое действие. После этого ребенку предлагается совместная работа по выполнению заданий. Логопед объясняет и показывает приемы работы с мышкой, контролирует движения пальцев рук ребенка, побуждая к совместной деятельности словами: «Будем работать вместе, помогать друг другу!». Затем ребенок самостоятельно осуществляет программные задания.
На занятии первоначально отрабатывается слоговая структура хорошо известных и знакомых слов, затем малоизвестных и неизвестных слов ребенку.
Используются следующие виды работ:
- упражнения на выполнение заданий с минимальным выбором;
- упражнения на выполнение заданий с усложнением (выбор 1 из 10 с изменением последовательности);
- упражнения на составление фразы по образцу;
- самостоятельное составление фразы.
Для формирования словообразовательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи используются презентации, слайд-шоу и компьютерные игры, которые применяются в коррек-ционной работе для моделирования ситуаций общения, предоставляют возможность создавать собственные сценарии мультфильмов, сказок. Главное в этом методе работы - сопровождающая роль логопеда, который должен ввести ребенка в игровую ситуацию, обсудить совершенные в игре действия, предложить как собственные незаконченные темы, которые дети должны продолжить, так и темы для создания сказочных и реальных историй. Использование этих программ способствует повышению эффективности обучения, формированию учебной мотивации, развитию интеллектуальных и творческих возможностей.
Важным моментом в работе логопедов стало применение компьютерной диагностики, которое позволяет высвободить огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, построение графиков и создания речевого профиля.
Используя стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, нами разработаны тетради на печатной основе для уроков произношения. Благодаря их применению увеличилась плотность урока, повысилась эффективность формирования, закрепления речевых, а также общих учебных умений и навыков.
Неоспоримым преимуществом информационно-коммуникационных технологий для логопедической практики является:
- использование игровой формы обучения;
- полисенсорное воздействие, т. е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
- дифференцированный подход к обучению;
- объективность - фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных состояния корригируемой функции;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- повышение самооценки ребенка (система поощрений - компьютерные герои, звуковые эффекты);
- формирование сотрудничества между ребенком, учителем-логопедом, педагогами и родителями;
- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-раз-вивающем процессе;
- экономия временных ресурсов.
Ресурсы, предоставляемые информационно-коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития: это возможность использования в логопедической практике электронных учебников, статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами
посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет-конференциях, семинарах и конкурсах.
Литература
1. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов // Дефектология. М., 2001. № 3.
2. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду. Л., 2006. № 6 (13).
3. Селянина С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи // Интерактивное образование: электронная газета. Вып № 14. Декабрь. 2008.
SCHOME PARK - школа будущего?
Богданова Диана Александровна ([email protected]), Федосеев Андрей Алексеевич ([email protected])
Институт проблем информатики Российской академии наук (ИПИ РАН), г. Москва
Аннотация
Рассматривается проект Schome Park, организованный Национальной ассоциацией одаренной и творческой молодежи Великобритании. Проект ставит своей задачей понимание того, какой будет школа XXI века, и разработку методологических основ такой школы.
Их часто называют «поколением Интернета» - детей, родившихся в цифровом мире, растущих в окружении и погруженных в цифровые технологии. Доступ детей к технологиям увеличился в последние годы: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются постоянной составляющей их школьной жизни. Пользование Интернетом в семьях также непрерывно растет, и возможность подключения к Интернету в общественных местах, таких, как библиотеки, молодежные клубы, уже стало обычным явлением. Равным образом, сближение технологий и снижения стоимости услуг означает, что, имея доступ к целому ряду онлайновых услуг - от мобильных телефонов до игровых консолей и аналогичных устройств, дети больше не имеют ограничений доступа к Интернету из фиксированного места. Происходящие перемены способствуют появлению новых, отличных от традиционных, существующих в настоящее время методов обучения. В 2007-2009 годах под эгидой Открытого университета (Open University UK) проходил образовательный проект Schome Park [1]. Его рассмотрению и будет посвящен этот доклад.
Проект был инициирован Национальной ассоциацией одаренной и творческой молодежи Великобритании (NAGTY). Организаторы позиционировали этот проект как «Не школа, не дом, это образовательная система для информационной эпохи». Фактически schome составлено из двух слов school, home - школа, дом. В качестве основополагающих идей в школе взяты педагогические опыты Мон-тессори, Кришнамурти и других мыслителей.
Проект состоял из серии исследовательских тем, ставящих своей целью понимание того, какой будет школа в XXI веке и разработку методологических основ такой школы. В разработке модели школы будущего принимали участие психологи, педагоги, сами учащиеся и их родители.
Темы проходили на протяжении двух лет и финансировались разными организациями. В первый год проект финансировала NAGTY, в следующий год - Британское образовательное агентство коммуникационных технологий. Глоссарий школы приведен в конце статьи.
Проект ставил своей задачей обеспечить группе учащихся-членов NAGTY возможность получения новых знаний и приобретения опыта на базе Teen Second Life в дополнение к их основному обучению в школе в рамках учебной программы. Second Life - это виртуальный мир, разработанный американской компанией Linden Lab и доступный через Интернет. Бесплатная клиентская программа позволяет пользователям, именуемым резидентами, взаимодействовать друг с другом через аватары. Резиденты могут учиться, общаться друг с другом, принимать участие в индивидуальных или групповых занятиях, создавать и продавать друг другу виртуальную собственность и услуги, путешествовать в рамках существующего виртуального мира. Second Life - продукт для людей от 18 лет и старше, в то время как Teen Second Life ориентирована на молодежь от 13 до 17 лет. Встроенное программное