Научная статья на тему 'Облачные технологии как средство взаимодействия педагога-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения'

Облачные технологии как средство взаимодействия педагога-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1441
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / РОДИТЕЛЬ / PARENT / ПЕДАГОГ-ЛОГОПЕД / SPEECH THERAPIST / РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ / SPEECH DISORDERS / ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CLOUD TECHNOLOGIES / ЛЕНТА ВРЕМЕНИ / TIMELINE / СРЕДСТВА / FACILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекузарова Наталья Владимировна, Ермолович Елена Владимировна, Соколова Дарья Алексеевна

Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современной логопедии теме взаимодействия между педагогом-логопедом и родителями детей, имеющих речевые нарушения. Предметом анализа выступают виды взаимодействия педагога-логопеда с родителями. Автор ставит целью выявить актуальность применения облачных технологий в взаимодействии педагога-логопеда с родителями на примере собственного опыта с использованием ленты времени. Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют эмпирический и теоретический методы. Результаты. Результаты работы заключаются в том, что авторы рассматривают наиболее распространённые виды речевых нарушений у детей, описывая основные направления работы по их исправлению. Авторами было выявлено, что при правильном взаимодействии педагога-логопеда с родителями, результаты работы будут намного эффективнее. Исходя из этого, рассматриваются наиболее распространённые виды взаимодействия педагога-логопеда с родителями. Делается вывод о том, что облачные технологии смогут разнообразить формы взаимодействия логопеда и родителей. Кроме того, повысится качество коррекционной работы с детьми, и появится возможность отследить результативность логопедической работы, как родителям, так и самим педагогам. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены педагогами-логопедами при построении взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекузарова Наталья Владимировна, Ермолович Елена Владимировна, Соколова Дарья Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLOUD TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INTERACTION BETWEEN A SPEECH THERAPIST AND PARENTS OF CHILDREN WHO HAVE SPEECH DISORDERS

Target. The article is devoted to the topic of interaction between the teacher and parents of children who have speech disorders. The subject of analysis are the types of interaction between the speech therapist and parents. The author’s target is to find the topically of using cloud technologies in the interaction of the speech therapist and parents. The main example will be the experience of a speech therapist where he uses the timeline. Method or methodology of the work. The basis of the research is formed by empirical and theoretical methods. Results. The results of the work are that the authors describe the most common types of speech disorders of children and describes the main directions of work to correct them. The authors have revealed that the results of the work will be much more effective with the correct interaction of the speech therapist and parents. On this basis, the author considers the most common types of interaction between a speech therapist and parents. We can conclude that cloud technologies will be able to diversify the forms of interaction between the speech therapist and parents. Moreover, the quality of correctional work with children may increase, and it will be possible to track the effectiveness of speech therapy work, both for parents and for teachers. Scope of application of results. The results of the research can be applied to the speech-therapy educators when building interaction with the parents of students of early childhood education.

Текст научной работы на тему «Облачные технологии как средство взаимодействия педагога-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения»

БО!: 10.12731/2218-7405-2018-1-90-107 УДК 378

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В., Соколова Д.А.

Цель. Статья посвящена актуального в условиях современного логопедии теме взаимодействия между педагогом-логопедом и родителями детей, имеющих речевые нарушення. Предметом анализа выступают виды взаимодействия педагога-логопеда с родителями. Автор ставит г{елью выявить актуальность прнменення облачных технологгш в взаимодействии педагога-логопеда с родителями на примере собственного опыта с использованием ленты временг1.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют эмпирическгш и теоретическгш методы.

Результаты. Результаты работы заключаются в том, что авторы рассматривают наиболее распространённые виды речевых нарушений у детей, описывая основные направления работы по их исправлению. Авторами было выявлено, что при правильном взаимодействии педагога-логопеда с родителями, результаты работы будут намного эффективнее. Исходя из этого, рассматриваются наиболее распространённые виды взаимодействия педагога-логопеда с родителями. Делается вывод о том, что облачные технологии смогут разнообразить формы взаимодействия логопеда и родителей. Кроме того, повысится качество коррекционной работы с детьми, и появится возможность отследить результативность логопедического работы, как родителям, так и самим педагогам.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены педагогами-логопедами при построении взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Ключевые слова: взаимодействие; родитель; педагог-логопед; речевые нарушения; облачные технологии; лента времени; средства.

CLOUD TECHNOLOGIES AS A MEANS OF INTERACTION BETWEEN A SPEECH THERAPIST AND PARENTS OF CHILDREN WHO HAVE SPEECH DISORDERS

Bekuzarova N. V, Ermolovich E. V, Sokolova D.A.

Target. The article is devoted to the topic of interaction between the teacher and parents of children who have speech disorders. The subject of analysis are the types of interaction between the speech therapist and parents. The author's target is to find the topically of using cloud technologies in the interaction of the speech therapist and parents. The main example will be the experience of a speech therapist where he uses the timeline.

Method or methodology of the work. The basis of the research is formed by empirical and theoretical methods.

Results. The results of the work are that the authors describe the most common types of speech disorders of children and describes the main directions of work to correct them. The authors have revealed that the results of the work will be much more effective with the correct interaction of the speech therapist and parents. On this basis, the author considers the most common types of interaction between a speech therapist and parents. We can conclude that cloud technologies will be able to diversify the forms of interaction between the speech therapist and parents. Moreover the quality of correctional work with children may increase, and it will be possible to track the effectiveness of speech therapy work, both for parents and for teachers.

Scope of application of results. The results of the research can be applied to the speech-therapy educators when building interaction with the parents of students of early childhood education.

Keywords: interaction; parent; speech therapist; speech disorders; cloud technologies; timeline; facilities.

Введение

В последнее время увеличивается число детей, имеющих дефекты в речевом развитии. Это становится настоящей проблемой как для родителей и воспитателей, так и для самих детей. Находясь в группе своих сверстников, ребенку с дефектом речи сложно адаптироваться, и вливаться в новый коллектив. Ребенка с дефектом речи могут не понять, или же начнут высмеивать его, что может повлечь за собой ряд достаточно серьезных проблем. К примеру, ребенок может стать более замкнутым, что впоследствии станет препятствием для его дальнейшей социализации в обществе [14, 19].

Для предотвращения данных проблем родителям и педагогам необходимо не упустить наиболее благоприятные моменты для коррекции речи детей с нарушениями речи. Кроме того, родителям желательно ориентироваться в многообразии этих нарушений, с тем, чтобы вовремя отслеживать и предпринимать меры по их коррекции. Чем раньше начнется работа с ребенком, тем быстрее будет заметен желаемый результат. Как правило, активная логопедическая работа с детьми начинается с 4-5 лет. Нет необходимости изнурять ребенка логопедическими занятиями если в два года у него несвязная речь, и он не произносит правильно какие-то слова. В этом возрасте основной упор работы с ребенком делается на пополнение словарного запаса, через игровую деятельность, которая включает в себя логопедические приемы (пальчиковая гимнастика, развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, звукоподражание и др.) [1,5].

В логопедической практике существует огромное количество речевых нарушений у детей. И для того чтобы выстраивать наиболее эффективную и приемлемую работу с ребенком по исправлению того или иного дефекта, необходимо уметь выявлять и классифицировать их [12, 15].

Анализ нарушений речи у детей дошкольного возраста

Рассмотрим нарушения речи, которые встречаются на практике наиболее часто.

Дислалия наиболее распространенная логопедическая проблема детей, начиная с 4-5 лет. Данный термин означает, что ребенок

обозначает неправильное произношение звуков, иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита [8].

Если кроме дефектного произношения звуков, есть другие нарушения, то речь может идти об общем недоразвитии речи. Это комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся такими характерными чертами: неразвитая связная речь; нарушение произношения и дифференциации звуков; словарный запас беден и не соответствует возрасту; словообразование и словоизменение затруднены [16].

При общем недоразвитии речи страдают все компоненты системы: фонетика, лексика, грамматика. Такие дети поздно начинают говорить. Они понимают речь окружающих, но сами оформить высказывание не могут [7, 6].

Алалия - это полное или частичное отсутствие речи, которое вызвано недоразвитием речевой зоны коры головного мозга (зона Вернике и Брока). Алалия бывает одной из двух форм:

• Моторная - речь окружающих людей понятна ребёнка, но он не может ее воспроизвести;

• Сенсорная - ребенок не понимает чужую речь [2, с. 124].

Ринолалия. В результате анатомических дефектов или особенностей развития неба, носоглотки, губ звучание фонем приобретает гнусавый оттенок, со своеобразным «носовым» звучанием.

Нарушения темпа и ритма речи. Эти логопедические проблемы детей заметны даже не специалисту. Среди них:

• Тахилалия - ускоренное произношение слов и предложений;

• Брадилалия - замедленное произношение, сопровождаемое такой же внутренней речью (думает такой ребенок тоже медленно);

• Спотыкание - остановки в речи не судорожного характера;

• Заикание - одна из самых тяжело поддающихся коррекции речевых патологий, вызванная судорогами всех отделов речевого аппарата.

Причина заикания - неправильное речевое воспитание, психические травмы [3, 4].

Анализ форм взаимодействия педагога-логопеда и родителей

На данный момент ведется работа с детьми 2-Зх лет в группе кратковременного пребывания по развитию речи. Именно в этом возрастном промежутке происходит значительный прорыв в развитии речи и внимания ребенка. Дети, которые не получили в этом возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание, выражает свое отношение к происходящему. На занятиях с детьми мне необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи детей. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно. Помимо пополнения словарного запаса детей, на занятиях применяется технология раннего вмешательства. Цель данной технологии - выявить имеются или у ребенка какие-либо нарушения, которые могут повлиять на его речевое развитие. Но стоит отметить, что для более успешной и быстрой коррекции необходима не только работа специального педагога, но и родителей. Причем работа родителей будет играть важную роль в коррекции выявленных речевых дефектов у ребенка, так как ребенок проводит в семье больше времени, чем в дошкольном учреждении, и, именно в семье он осуществляет свои речевые пробы. Исходя из этого, педагогу-логопеду необходимо не только планировать свою работу, но и правильно организовывать взаимодействие с родителями. Как правило, ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не будет задействована семья. В современных условиях модернизации дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально [15].

Согласно Подобеду С.С. организация взаимодействия педагога с родителями должна строиться в четыре этапа. Данные этапы включают в себя сбор необходимой информации педагога-логопеда о семье ребенка (возможно из-за климата в семье у ребенка образовались те или иные речевые дефекты). Также родители получают от педагога необходимую информацию о своем ребенке, и о том, как правильно строить коррекционную работу с ним. Рассмотрим каждый из этапов подробнее:

• «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Задача педагога не отзываться о ребенке с негативной стороны, делая акцент на его проблеме.

• «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье». Педагог-логопед рассказывает об успехах и развитии ребенка на занятиях, особенностях общения его с другими детьми.

• «Ознакомление педагога- логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка». Данный этап подразумевает активную позицию со стороны родителей. Педагог здесь выступает активным слушателем, не дает оценочных суждений.

• «Совместное исследование и формирование личности ребенка». На данном этапе педагог, сумевший завоевать доверие родителей, может приступать к совместной работе с родителями для устранений речевых дефицитов ребенка [11].

После того как контакт с родителями налажен, необходимо приступать к основной части работы с ними. Данная работа организуется через следующие формы взаимодействия:

• Родительские собрания, которые включают в себя темы, связанные с логопедическими проблемами: «Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы», «Развитие мелкой моторики», «Итоги коррекционной работы за год», и др.

• Дни открытых дверей. Родителям предоставляется возможность посетить занятия своего ребенка. Это необходимо для того, чтобы родитель мог видеть, как в домашних условиях можно организовывать занятие с ребенком.

• Консультации - практикумы. Педагог-логопед создает мини группы в которых присутствуют родители и дети с идентичными логопедическими проблемами. Суть в том, что каждый может делиться собственным опытом, задавать вопросы, и вместе педагогом их решать, при помощи разнообразных методик [9, 10].

Вышеперечисленные формы взаимодействия не способствуют эффективному привлечению родителей к участию в коррекционном процессе детьми. Не всем современным родителям интересны назидательные доклады педагога о том, как необходимо заниматься с ребёнком. Зачастую, у некоторых просто нет времени на посещение собраний, открытых дверей, и практикумов. Но как было сказано ранее - только при эффективном взаимодействии педагога-логопеда и родителей можно достичь желаемого результата в устранении дефицитов речи ребенка. Отсюда возникает проблема: педагогу-логопеду необходимо обеспечить определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей родителям, без личного контакта с последними. На данном этапе развития современного общества, определенных требований к организации взаимодействия родителей и педагогов не предъявляется. Педагог вправе самостоятельно выбирать то направление взаимодействия, которое наиболее подходит для него и родителей ребенка [15].

Вопрос о том, какими инструментами необходимо пользоваться педагогу-логопеду при взаимодействии с родителями на сегодняшний день достаточно актуальный. Многие современные педагоги раскрывают его в своих научных работах. К примеру, в работе Ба-чиной О.В. и Самородовой Л.Н. «Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи», рассматриваются вопросы психолого-педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в целях преодоления имеющихся у ребенка нарушений речевого развития. Выделяются методы и приемы изучения особенностей родителей таких детей, методические рекомендации родителям, традиционные и инновационные формы и методы педагога-логопеда с семьей. В научной статье «Медиатека - способ взаимодействия логопеда с родителя-

ми» разработанной Тихомировой A.C. говорится о том, что одним из основных направлений информатизации современного образования является использование информационных технологий, как метода эффективного воздействия на психо-речевое развитие детей-логопатов.

В современных условиях информационные технологии активно используются не только для взаимодействия в личных целях, но и в профессиональной деятельности [17]. Педагоги используют интернет, облачные и мобильные технологии для решения множества профессиональных задач. Просматривается и тенденция применения информационных технологий в работе педагога-логопеда. Многие педагоги используют интернет-технологии для информирования родителей, некоторые - для консультирования. Для этого используются такие средства как блоги, сайты, скайп-встречи, общения в социальных сетях [10].

Все больше педагогов-логопедов создают блоги (сетевой журнал или дневник событий). Использование блога в работе педагога-логопеда помогает получать ему обратную связь от коллег, родителей, авторов других блогов с похожей тематикой. В блоге размещаются материалы, которые помогают родителям в построении коррекционной работы с детьми [18]. Это могут быть образовательные фото, видео, ссылки на литературу, развивающие игры для детей. Каждый родитель в любое время имеет возможность пользоваться предложенным материалом блога, задавать вопросы педагогу-логопеду и получать обратную связь. На сегодняшний день, блог становится новым эффективным информационным пространством для организации взаимодействия педагога и родителей. Однако в качестве недостатков применения блога в деятельности логопеда можно выделить следующие: как правило блог отображает ограниченное число записей на главной странице, также ведение блога, требует определенных знаний и умений в области веб-конструирования.

Рассмотрим еще один инструмент, позволяющий организовать взаимодействие педагога-логопеда и родителей - социаль-

ные сети. Их значимость трудно недооценить, ведь практически каждый использует их в своей повседневной жизни, а многие -и в профессиональной деятельности. Использование социальных сетей помогает педагогу-логопеду без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации. К инструментам для обеспечения коммуникации можно отнести скайп-встречи. Особенно это актуально для тех родителей, которые не имеют возможности регулярно встречаться со специалистом (работа родителей, связанная с постоянными отъездами, родители-инвалиды, многодетные семьи и др.). Для большинства родителей скайп-встречи являются наиболее приемлемым и достаточно информативным инструментом взаимодействия с педагогом-логопедом. Скайп-встречи отвечают всем требованиям, предъявляемым родителями к процессу взаимодействия с педагогом: доступность - если у родителей есть интернет, значит, у них есть возможность личного общения со специалистом; удобство - в любом месте можно проконсультироваться у специалиста; экономия времени - нет необходимость в затрате времени на дорогу, мобильность - многие коммуникационные инструменты доступны на мобильных устройствах.

Особое значение приобретают новые инструменты для консультирования и просвещения родителей. Так для более эффективного усвоения родителями определенных логопедических знаний и умений педагог-логопед записывает на электронные носители видео консультации по различным темам, картотеки с заданиями для закрепления того или иного материала и рассылает их в социальных сетях, либо отдает материалы на электронном носителе. Когда ребенок болен и не может посетить занятие педагог-логопед может предоставить родителям необходимые задания для самостоятельной работы с ребенком, которые они смогут реализовать без участия педагога и тем самым не допустить отставания от программы [20].

Облачные технологии как средство взаимодействие педагога-логопеда с родителями

Проанализировав имеющиеся инструменты и возникающие перед педагогом-логопедом проблемы, можно сделать вывод о необходимости включения родителей во взаимодействие, направленное на повышение эффективности развития правильной и связной речи у детей. Взаимодействие будет более результативным, если в качестве средств для его организации использовать облачные технологии.

Для организации взаимодействия педагога-логопеда с родителями мы предлагаем использовать медиахостинги и ленты времени. На наш взгляд эти инструменты помогут отследить изменения, которые происходят с ребенком за определенный промежуток времени, увидеть проблемы и понять, как происходит коррекция. Родители смогут проследить динамику успешности ребенка и получить своевременные консультации педагога по наиболее важным проблемам.

Логопед создает канал на УоиТиЬс. предназначенный для родителей детей с которыми он производит логопедическую работу. На канале создаются разделы для каждого ребенка. Данные разделы будут в ограниченном доступе (только родитель ребенка может просматривать информацию о нем). Структура каждого раздела включает в себя видеозаписи занятий с ребенком, комментарии логопеда, и рекомендации родителям по работе с ребенком. Первые два-три видео посвящаются вводным занятиям с ребенком. Цель данных занятий выявить имеются ли у ребенка какие-либо нарушения в речевом развитии. Это происходит через беседу, игровую деятельность, которая направлена на проверку определенных логопедических проблем (о них мы говорили ранее). Логопед определяет проблемы, затем при обработке видеозаписи педагог выделяет те фрагменты занятия, где четко видны речевые дефициты ребенка. При помощи определенных инструментов есть возможность прямо в видео сделать акценты и подписи, которые будут видны в процессе просмотра. Родители просматривают видео, соглашаются либо не соглашаются с заключением педагога (оставляя свои комментарии под видео). После чего происходит выстраивание взаимодействия работы педагога-логопеда

и родителей ребенка. Логопед разрабатывает цикл занятий, направленных на устранение выявленных речевых дефектов.

Кроме того, на УоиТиЬе возможна прямая трансляция. Для современных родителей, которые желают своему ребенку только самых лучших специалистов, данный вид взаимодействия является наиболее приемлемым. Родители видят, все то что происходит с ребенком на занятии. Как педагог выстраивает свою работу с ним, какие применяет техники, насколько занятие с педагогом интересно самому ребенку, включен в он процесс или же ему некомфортно на занятие. Также родители после занятия могут задавать вопросы логопеду, для чего он применяет то или иное упражнение с ребенком, и насколько оно будет эффективно.

Мы считаем, что для структурирования и упорядочивания информации о развитии речи ребенка, можно воспользоваться таким инструментом как лента времени. Это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события. Лента времени представляет собой горизонтальную линию с разметкой по датам (или периодам) с указанием, того что происходило в то или иное время. Педагог-логопед после занятия на ленту переносит звукозапись, видео и фотосъемку. Обязательно указывает дату, тему, основные задачи занятия. Описывает выявленные проблемы у каждого ребенка на занятие, и основные направления работы с ним по их исправлению. Последующие фрагменты ленты времени будут направлены на использование тех или иных логопедических методик, которые будут способствовать устранению выявленного ранее речевого дефицита.

Как было сказано ранее, для публикации на ленте времени могут использоваться различные мультимедийные ресурсы. Мы предлагаем записанное видео с занятий сделать интерактивным. Процесс просмотра будет оживлен при помощи добавления в видео тегов. На значимых временных промежутках вставляется тег, в котором делается отсылка на более подробное описание происходящего в видео. Ссылка может быть дана на методическую литературу, которой пользуется педагог; на подробное описание выбранной методи-

ки работы с ребенком; рекомендации для родителей; ряд домашних упражнений. Интерактивное видео позволит с одной стороны систематизировать информацию о ребенке, и с другой стороны сделать процесс работы с ребенком максимально прозрачным для родителей.

Ленты времени создаются с использованием специальных сервисов, которых на сегодняшний день огромное количество. Мы рекомендуем сервис TimeLine (http://timeline.knightlab.com) так как он достаточно прост в использовании, и предоставляет пользователям пошаговый понятный алгоритм по работе с ним. Достаточно иметь учетную запись в Google для начала работы с сервисом. После регистрации пользователь получает шаблон в виде таблицы, куда необходимо внести метки события ленты времени.

На данный момент в разработке имеется три ленты времени, по одной ленте на каждого ребенка. Следует отметить, что прежде всего, для их создания, необходимо получить согласие родителей, на съемку, фото, и звукозаписи их ребенка. Если согласие получено, то можно начинать работу по ее созданию. Каждое занятие проходит в три этапа. На первом этапе занятия включается диктофон, педагог проводит сюжетную разминку, которая обязательна должна сопровождаться речевыми действиями педагога (стихи, песни). Песни и стихи на данном этапе направлены на выявления той или иной речевой проблемы у ребенка. После прослушивая записи, можно выявить с какой логопедической проблемой необходимо работать. Второй этап - пальчиковая гимнастика, необходимо «разогреть» пальчики ведь они наиболее чувствительны и связаны с речевым аппаратом. Здесь необходимо изображать какие-либо действия, обязательно сопровождая их словами. Просим повторять детей движения и произносимые слова. На данном этапе необходимо производить видео съемку. Отследить может ли ребенок одновременно работать пальчиками и произносить слова. Третий этап - основная часть занятия. Она включает в себя: рисование (желательно в нетрадиционной технике), лепка (из пластилина, слоеного теста, глины), разучивание песенок, сюжетные игры. На данном этапе возможны фото или видео съемка.

10 00 бря 2017 10 30

ш* Грузинцева Валерия, з

< года. Тема "Продуты пигания" Цель Звук Э Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука Развитие слухового внимания, артикуляторной, мелкой и общей моторики. Напрвление работы: составление предложений по сюжетной картинке "Повар".11апьчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим, я «Ладушки»

Рис. 1. Фрагмент ленты времени

Использование ленты времени помогает как педагогу-логопеду, так и родителям отслеживать прогресс или же его отсутствие в работе с ребенком по устранению речевых дефектов. Можно каждый месяц вставлять в ленту времени видео занятия с ребенком. В первом видео мы видим, какие у ребенка речевые дефекты. Приводится пример какого-либо упражнения с ребенком, где четко зафиксирован этот дефект. Логопед описывает, какими способами (игры, упражнения) их можно устранить. И как необходимо строить работу с ребенком родителям в домашних условиях. Ровно через месяц в ленте появляется новое видео, на котором ребенок выполняет тоже самое упражнение. Просматривая видео, мы замечаем, что упражнение выполняется ребенком чуть лучше. Педагог-логопед описывает результаты работы за прошедший месяц. Рассказывает о трудностях работы и как они были предотвращены. Затем также дает рекомендации, полезные советы родителям. И предоставляет план работы с ребенком на следующий месяц. И так каждый месяц. Предполагается, что работа педагога-логопеда с ребенком длится в течение одного-двух лет, за этот промежуток времени, вполне возможно, что речевой дефект будет полностью исправлен. В идеале в ленте времени должно появиться от 12 до 24 видео. В которых можно отследить динамику избавления ребенка от тех или иных речевых дефектов. Педагог-логопед может совместно с родителями работать над лентой времени, открыв для них доступ для ее редактирования. Не только педагог демонстрирует видео с занятий, но и родители смогут прикреплять результаты работы с ребенком, которую они проводят согласно ре-

комендациям логопеда. Для оперативного сотрудничества в ленту времени возможно интегрировать форум, который будет предназначен для вопросов и ответов как со стороны педагога, так и со стороны родителей.

Благодаря совместной деятельности педагога-логопеда и родителей, можно добиться желаемого результата в работе с ребенком по исправлению логопедических проблем. Педагог должен правильно организовать это взаимодействие (учесть семейную ситуацию, занятость родителей, и др). Расположив к себе не только ребенка, но и его родителей, педагог сможет организовать процесс коррекции намного эффективнее. Педагогу необходимо правильно подобрать инструменты взаимодействия, и заранее продумать будут ли они эффективны для определенной семьи.

На сегодняшний день, информационные технологии стали одним из наиболее эффективных средств взаимодействия. Но у некоторых педагогов, зачастую, нет возможности освоить их. Это становится неким барьером между педагогом и родителями. Ведь собрания, дни открытых дверей и подобные очные встречи, могут быть дополнены эффективными инструментами дистанционного взаимодействия и усилены возможностями визуализации и мультимедиа технологий. В силу занятости современных родителей, им намного удобнее получить видео-консультацию от логопеда, дистанционно задавать интересующие его вопросы, видеть, как ребенок выполняет упражнения с педагогом, анализировать успешность ребенка, получить необходимые рекомендации для совместной деятельности с ребенком.

Мы считаем, что предложенные нами инструменты, смогут повысить эффективность коррекции речи у детей. Включение родителей в этот процесс, их активное участие в логопедической работе со своим ребенком поможет на ранней стадии устранить речевые дефекты.

Облачные технологии позволят разнообразить формы взаимодействия логопеда и родителей, повысить качество коррекционной работы с детьми, и реализовать возможность интерактивной оценки результативности логопедической работы.

Список литературы

1. Александрова JI. Колыбельные в системе логопедической помощи: дети раннего возраста в условиях материнской депривации различной степени выраженности // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 89-95.

2. Винарская E.H. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1987. 365 с.

3. Громова О. Е. Произвольная артикуляция и усвоение первых слов в начальном детском лексиконе//Дефектология. 2007. № 5. С. 57-66.

4. Иванова О.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками // Альманах научных работ молодых ученых университета ИТМО: электронный журнал, 2016. № 1. URL: http://www.iprbookshop.ru/26760.html (дата обращения: 20.12.2017)

5. Киселева В.В. Ваш ребенок не говорит? // Дошкольное воспитание.

2007. №6. С. 103-112.

6. Киселева В.В. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития // Дошкольное воспитание. 2007. № 11. С. 103-112.

7. Китик Е.Е. Информационные технологии и подготовка логопедов: обучающая компьютерная программа «Дислалия» // Дефектология.

2008. № 1. С. 79-84.

8. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками // Альманах научных работ молодых ученых университета ИТМО: электронный журнал, 2016. № 1. URL: http://www.iprbookshop.ru/26760.htinl (дата обращения: 12.12.2017).

9. Перчаткина Е.А. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 2008. № 10. С. 102-108.

10. Перчаткина Е.А. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 2009. № 10. С. 102-108.

11. Подо бед С. С. Помогаем детям с тяжелыми нарушениями речи // Дошкольное воспитание. 2005. № 1. С. 71-73.

12.Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка: для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей. СПб.: КАРО, 2006. 640 с.

13. Ромусик M.A. Коррекция общего недоразвития речи: младший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание. 2008. № 3. С. 76-83.

14. Светлова И.А. Домашний логопед: эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению. М. ЭКСМО, 2002. 256 с.

15.Шохор-Троцкая М. К. Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас // Наука и жизнь. 2006. № 8. С. 39-43.

16. Ayrcs J. Sensory Integration and the Child. Los Angeles, WPS, 1994.

17. Occupational Therapy Education in Europe: Curriculum guidelines. Amsterdam, the Netherlands, 2000.

18. Behavioral Phenotypes / Eds. C. O'Brien and W. Yule. Mac Keith Press, 1995.

19. Brennan R.L. Educational measurement. National Council on Measurement in Education. American Council on Education. Westport, CT: Prae-ger Publishers, 2006.

20.Bennan J. Empathic teaching: education for life. Amherst: University of Massachusetts Press, 2004.

References

1. Aleksandrova L. Doshkol 'noe vospitanie. 2010. № 10, pp. 89-95.

2. Vinarskaya E.N. Ranee rechevoe razvitie rebenka iproblemy defektologii [Earlier, the child's speech development and problems of defectology]. M.: Prosveshchenie, 1987. 365 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gromova O.E. Defektologiya. 2007. № 5, pp. 57-66.

4. Ivanova O.V. Al 'manakh nauchnykh robot molodykh uchenykh univer-siteta ITMO, 2016. № 1. http://www.iprbookshop.ru/26760.htinl

5. Kiseleva V.V. Doshkol 'noe vospitanie. 2007. № 6, pp. 103-112.

6. Kiseleva V.V. Doshkol 'noe vospitanie. 2007. № 11, pp. 103-112.

7. Kitik E.E. Defektologiya. 2008. № 1, pp. 79-84.

8. Lopatina L.V. Al 'manakh nauchnykh rabot molodykh uchenykh univer-sitetalTMO, 2016. № 1. URL: http://www.iprbookshop.ru/26760.htinl

9. Perchatkina E.A. Doshkol'noe vospitanie. 2008. № 10, pp. 102-108.

10.Perchatkina E.A. Doshkol'noe vospitanie. 2009. № 10, pp. 102-108.

11.Podobed S.S. Doshkol 'noe vospitanie. 2005. № 1, pp. 71-73.

12.Pozhilenko Е.А., Entsiklopediya razvitiya rebenka: dlya logopedov, vospitateley.; uchiteley nachal 'nykh klassov i roditeley [Encyclopedia of Child Development: for speech therapists, educators, primary school teachers and parents], SPb.: KARO, 2006. 640 p.

13.Romusik M.A. Doshkol 'noe vospitanie. 2008. № 3, pp. 76-83.

14. Svetlova I A. Domcishniy logoped: effektivnciya programme/ scimostoya-tel 'nykh zanyatiy roditeley s rebenkom po zvukoproiznosheniyii [Home speech therapist: an effective program for independent studies of parents with a child on soundproofing]. M. EKSMO, 2002. 256 p.

15. Shokhor-Trotskaya M.K. Nauka i zhizn '. 2006. № 8, pp. 39-43.

16.Ayres J. Sensory Integration and the Child. Los Angeles, WPS, 1994.

17. Occupational Therapy Education in Europe: Curriculum guidelines. Amsterdam, the Netherlands, 2000.

18. Behavioral Phenotypes / Eds. C. O'Brien and W. Yule. Mac Keith Press, 1995.

19. Brennan R.L. Educational measurement. National Council on Measurement in Education. American Council on Education. Westport, CT: Prae-ger Publishers, 2006.

20.Bennan J. Empathic teaching: education for life. Amherst: University of Massachusetts Press, 2004.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Бекузарова Наталья Владимировна, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, кандидат педагогических наук, доцент Сибирский федеральный университет пр. Свободный, 79, Красноярск, 660041, Российская Федерация bekuzarova(d)mail. ги

Ермолович Елена Владимировна, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования, кандидат педагогических наук, доцент Сибирский федеральный университет пр. Свободный, 79, Красноярск, 660041, Российская Федерация e-learn(d)mail.ru

Соколова Дарья Алексеевна, студент четвертого курса, кафедра информационных технологий обучения и непрерывного образования

Сибирский федеральный университет

пр. Свободный, 79, Красноярск, 660041, Российская Федерация

darisokoll 90 7@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Bekuzarova Natalya Vladimirovna, Associate Professor, Department of Information Technologies in Education and Lifelong Learning, Candidate of Education, Docent

Institute of education. Psychology and Sociology, Siberian Federal University

79, Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation bekuzarova(d)mail. ru SPIN-code: 3224-4248 ORCID: 0000-0001-5509-8904

Ermolovich Elena Vladimirovna, Associate Professor, Department of Information Technologies in Education and Lifelong Learning, Candidate of Education, Docent

Institute of education. Psychology and Sociology, Siberian Federal University

79, Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation

[email protected]

ORCID: 0000-0003-3808-5401

Sokolova Darya Alekseevna, Fourth-Year Student, Department of Information Technologies in Education and Lifelong Learning

Institute of education. Psychology and Sociology, Siberian Federal University

79, Svobodny pr., Krasnoyarsk, 660041, Russian Federation darisokoll90 7@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.