Научная статья на тему 'Использование специализированных компьютерных программ для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи в образовательных учреждениях Тувы'

Использование специализированных компьютерных программ для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи в образовательных учреждениях Тувы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специализированные компьютерные программы / обучающие / развивающие / диагностирующие / коррекционно-развивающая работа / нарушения речи / образовательные учреждения Тувы. / specialized computer programs / training / developing / diagnosing / correctional and developmental work / speech disorders / educational institutions of Tuva.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кара-Оол Любовь Салчаковна

В данной статье автор анализирует особенности, возможности и преимущества специализированных компьютерных программ и технологий(обучающих, развивающих и диагностирующих) для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Более подробно рассматривает возможности использования обучающего и развивающего интерактивного логопедического комплекса «Антошка», а также диагностирующей компьютерной программы «Логопедическое обследование детей». А также в данной работе автор попытался исследовать, какие специализированные компьютерные программы используются образовательных учреждениях Республики Тыва. Автор отметил, что использование специализированных компьютерных программ и технологий в коррекционно-развивающем процессе позволяет повысить эффективность работы учителя-логопеда и позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывая закономерности и особенности общего развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кара-Оол Любовь Салчаковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SPECIALIZED COMPUTER PROGRAMS FOR CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK SPEECH IMPAIRED CHILDREN IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF TUVA

In this article the author analyzes the features, capabilities and advantages of specialized computer programs and technologies (training, developing and diagnosing) for correctional and developmental work with children with speech disorders. Considers in more detail the possibility of using the training and developing interactive speech therapy complex "Antoshka", as well as the diagnostic computer program "Speech therapy examination of children". And also in this work the author tried to investigate what specialized computer programs are used by educational institutions of the Republic of Tuva. The author noted that the use of specialized computer programs and technologies in the correctional and developmental process can improve the efficiency of the teacher-speech therapist and allows you to combine correctional and educational tasks of speech therapy impact, taking into account the patterns and features of the overall development of children.

Текст научной работы на тему «Использование специализированных компьютерных программ для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи в образовательных учреждениях Тувы»

УДК 004.42:376.3(571.52)

doi 10.24411/2221-0458-2019-10012

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ТУВЫ

Кара-оол Л.С. Тувинский государственный университет, г. Кызыл

THE USE OF SPECIALIZED COMPUTER PROGRAMS FOR CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK SPEECH IMPAIRED CHILDREN IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF TUVA

Kara-ool L. S. Tuvan state University, Kyzyl

В данной статье автор анализирует особенности, возможности и преимущества специализированных компьютерных программ и технологий(обучающих, развивающих и диагностирующих) для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Более подробно рассматривает возможности использования обучающего и развивающего интерактивного логопедического комплекса «Антошка», а также диагностирующей компьютерной программы «Логопедическое обследование детей». А также в данной работе автор попытался исследовать, какие специализированные компьютерные программы используются образовательных учреждениях Республики Тыва.

Автор отметил, что использование специализированных компьютерных программ и технологий в коррекционно-развивающем процессе позволяет повысить эффективность работы учителя-логопеда и позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывая закономерности и особенности общего развития детей.

Ключевые слова:специализированные компьютерные программы;обучающие; развивающие; диагностирующие,коррекционно-развивающая работа, нарушения речи, образовательные учреждения Тувы.

In this article the author analyzes the features, capabilities and advantages of specialized computer programs and technologies (training, developing and diagnosing) for correctional and developmental work with children with speech disorders. Considers in more detail the possibility of using the training and developing interactive speech therapy complex "Antoshka", as well as the diagnostic computer program "Speech therapy examination of children". And also in this work the author tried to investigate what specialized computer programs are used by educational institutions of the Republic of Tuva.

The author noted that the use of specialized computer programs and technologies in the correctional and developmental process can improve the efficiency of the teacher-speech therapist and allows you to combine correctional and educational tasks of speech therapy impact, taking into account the patterns and features of the overall development of children.

Keywords: specialized computer programs, training, developing, diagnosing, correctional and developmental work, speech disorders, educational institutions of Tuva.

Внедрение специализированных компьютерных технологий - новая ступень в образовательном процессе России. Учителя, педагоги, логопеды, воспитателии др. специалисты активно включились в процесс широкого использования информационно-компьютерных технологий в обучении. Так как каждый из них знает, что они способствуют повышению мотивации к обучению, расширяют возможностиис-пользования наглядных материалов, испо-собствуют решению поставленных задач на занятиях.

Специализированная компьютерная программа - это перспективное средство кор-рекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций [1, с. 22].

В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах обучения использованием специализированных компьютерных программ (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.)

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекци-онного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Поэтому логопеды используют компьютерные программы и техноло-

гии с цельюоптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, а также для создания у ребенка более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, заинтересованности детей к логопедическим занятиям в современных условиях [1].

Основными преимуществами специализированных компьютерных программ и технологий являются:

1. Повышение мотивации детей (игровая форма, современная техника, отслеживание динамики, самоконтроль).

2. Возможность самореализации детей.

3. Индивидуализация (учёт глубины дефекта, компенсаторных возможностей ребёнка, зоны ближайшего развития).

4. Развивающий характер (работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, стимулирование ребёнка к более высоким достижениям).

5. Возможность оперативного изменения содержания структуры занятия, в соответствии с динамикой продвижения и с учётом самочувствия, а также психологического настроя ребёнка.

6. Сокращение сроков коррекционной работы.

7. Дидактическое оснащение (исключает оформления многочисленных карто-

чек и т.д.).

Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использования специализированных или адаптированных компьютерных программ, которые условно делятся на три вида:

- обучающие;

- развивающие;

- диагностирующие.

Эффект применения каждого их этих видов зависит от профессиональной компетенции педагога или логопеда, умения использовать новые возможности, включать информационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт.

Решение коррекционно-развивающих задач с помощью компьютерной технологии встраивается в систему учебной работы образовательных учреждений Тувы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

В дошкольных образовательных учреждениях, специальных коррекционных образовательных учреждениях, в начальных школах Тувы для развития кругозора ребенка, логики, световосприятия, составления целого предмета из отдельных частей, и конечно, для развития словарного запаса детей и связной речи используются следующие обучающие и развивающие компьютерные программы:

1) из серии «Раннее развитие детей по системе Монтессори»: «Мир вокруг нас», «Формы и цвета», «Занимательная логика» (2009) и т.д.Данные программынаправлены на общее развитие личности детей младшего возраста. Яркие анимации, динами-

ческие рисунки и красочные фотографии в программе сопровождаются пояснительными комментариями, отчего процесс обучения становится более интересным и познавательным [2];

2) «Баба Яга учится читать» - это интересная обучающая программа, в которой предложен своеобразный подход к изучению азбуки в стихах и играх. Рифмовки Бабы Яги на каждую букву алфавита научат ребенка быстро читать и составлять поэтические строчки;

3) «Учимся правильно говорить» - логопедические игры для развития речи. Они помогут сформировать у детей навыки правильного произношения, научать малыша связно и грамотно говорить, читать, обогатит словарный запас, а также помогут развить слуховую и зрительную память;

4) Речевой тренажер «Развиваем речь» - это серия развивающих игр, которые помогут развивать связную речь и словарный запас ребенка, подготовить его к школе;

5) «Мерсибо» - это развивающие игры для детей от 2-х до 10 лет, которые составлены с целью постановки звуков, развития дыхания и моторики, тренировки связной речи, обучение чтению и счету, развития связной речи, а также памяти, внимания и кругозора;

6) Интерактивный логопедический комплекс «Антошка»оснащен более чем 250 играми и заданиями,направленными на всестороннее развитие ребенка, большая часть из которых предназначена для применения логопедами и дефектологами для решения:

• коррекции звукопроизношения;

• формирования фонематического восприятия;

• развития навыков чтения;

• формирования связной речи;

• изучения речевых и неречевых звуков;

• выполнения артикуляционной гимнастики;

• тренировки воздушных струй и т.д.[3].

В комплекте есть обучающие разделы, как:

• познавательное развитие;

• лексические темы;

• формы и конструирование;

• коммуникативное развитие;

• эстетическое развитие;

• развитие психических функций и

др.

Помимо использования на занятиях встроенных игр и упражнений, с помощью обычной флешки педагоги могут загружать собственные задания или любые изображения - для раскраски, дорисовки, формирования пазлов.

Интерактивный логопедический комплекс «Антошка» оснащен антивандаль-ным монитором, который не сможет повредить ребенок. Качество оборудования подтверждено международным сертификатом менеджмента качества [3].

Компьютерные диагностирующие программы- это программы для проведения речевой диагностики детей от 4 до 7 лет, фиксирующие результаты в электронном виде. Они помогут провести обследование быстро и интересно, и самое важное заключается в том, что своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадапта-

ции в новых социальных условиях [4].

Из компьютерных диагностирующих программ широко начали использовать компьютерную программу «Логопедическое обследование детей», которая предназначена для диагностики речевого развития детей с 4 до 8 лет. Это уникальный инновационный продукт, разработанный производителем компьютерных обучающих технологий «ООО «Студия «ВиЭль» совместно с автором методики В.М. Акименко, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института. Методика награждена международным дипломом Британской Академии Образования, издается в компьютерном варианте впервые, обновлена и дополнена автором [5].

Обследование по данной программе проводится по 15 разделам:

1. Звукопроизношение.

2. Общая моторика.

3. Мелкая моторика.

4. Артикуляционная моторика.

5. Динамическая организация артикуляционного аппарата в процессе речи.

6. Мимическая мускулатура.

7. Строение артикуляционного аппарата.

8. Фонематическое восприятие.

9. Дыхательная и голосовая функции.

10. Просодические компоненты речи.

11. Слоговая структура слова.

12. Понимание речи.

13. Лексика.

14. Грамматический строй.

15. Связная речь [5].

После выполнения ребёнком каждого задания специалист может отметить не-

обходимые признаки, ввести собственные комментарии по каждому упражнению и оценить его выполнение.

Уровневый подход, реализованный методикой, существенно упрощает процедуру обследования и постановки логопедического заключения. В ходе анализа полученных результатов специалист имеет возможность обосновать заключение в рамках психолого-педагогической классификации и составить схему индивидуальной коррекцион-ной работы.

Компьютерные диагностические программы используются не во всех ДОУ и школах, это, прежде всего, связано с тем, что они требуют немалых средств для приобретения, а также недостаточностью специалистов, которые могли бы работать с ними. Но, тем не менее, их начали использовать в образовательных учреждениях и республиканских центрах.

Например, «Дэльфа- 142» и «Дэльфа -142.1» (О.Е. Грибова) - тренажер, помогающий сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений и компьютерная диагностирующая программа «Логопедическое обследование детей» (В.М. Акименко) используются в следующих образовательных учреждениях Тувы:

1) в специализированных коррекцион-ных образовательных учреждениях Тувы: с.Черби (и.о. директора Оюн Алена Чоо-дуевна), с. Кызыл-Арыг (директор Монге Марина Владимировна), с. Хондергей (директор Ондар Анна Чамыяновна), в «Школе-интернате для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» г. Ак-До-вурак (директор СарыгларАйланмаа Серге-

евна), в школе № 10 для детей с ограниченными возможностями здоровья г. Кызыла (директор Давыдкина Надежда Алексеевна);

2) в общеобразовательных школах Тувы: в МБОУ СОШ № 4 г. Кызыла (директор Масленникова Наталья Анатольевна);в МБОУ СОШ № 14-ой г. Кызыла (Александрова Ирина Николаевна); в МБОУ СОШ с. Алдан-Маадыр (Ондар Екатерина Ыйдым-буевна), с. Чаа-Холя (Кара-Сал Оксана Ху-ралчыевна), пгтКаа-Хема (Филиппова Елена Ивановна);

4) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) компенсирующего вида № 23 для умственно отсталых детей (директор Клюева Ольга Павловна).

Программно-дидактическим комплексом «Логомер», с помощью которого специалисты проводят обследование детей и проводят развивающие и коррекционные занятия работают логопеды и др. специалисты ДОУ № 4 и 23, также школы № 10 для детей с ОВЗ г. Кызыла.

Комплекс БОС «Комфорт-ЛОГО» для коррекции и предотвращения развития речевых нарушений есть в ДОУ № 4, 23 и 38, но данную программу запретили использовать в связи с тем, что нет специалиста, хорошо знающего программные возможности данного комплекса.

Специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» (автор: Лизунова Л.Р.), предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, до сих пор используется во многих образовательных учреждениях Тувы, хотя считается уже устаревшей, создана еще 2004 году, напри-

мер, в 10-ой школе для детей с ОВЗ и ДОУ № 40 г. Кызыла.

В республиканском центре диагностики и консультирования (заведущийСедии Р.Ш.) или в Центре психолого-медико-педагогического и социального сопровождения «Сайзырал» используются все специализированные компьютерные программы, рассмотренные выше.

В общеобразовательных школах № 10 для детей с ОВЗ и № 4 г. Кызыла и с Кы-зыл-Арыгской школе-интернате кабинеты логопедов полностью оснащены за счет

Библиографический список

1. Гаркушина Ю.Ф. Новые информационные технологии в логопедической работе / Ю. Ф. Гаркушина и др. - Текст: непосредственный // Логопед. - 2004. - № 2.

2. «Мир вокруг нас»:обучающая и развивающая игра из серии программ «Раннего развития детей по системе Мон-тессори» [сайт]. - URL: https://ncuxolog. ru/mir-vokrug-nas-formy-i-tsveta - семейный сайт ncuxolog.ru (дата обращения: 17.04.2019). - Текст: непосредственный.

3. Интерактивный логопедический комплекс «Антошка» [сайт]. - Режим доступа: https://nterparta.ru (дата обращения 12.04.2019). - Текст: непосредственный.

4. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобуль-барной дизартрии: специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика»: автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Лизунова Лариса

гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [6].

В «Детском университета» ТувГУоткрыт кабинет логопеда, который оснащен обучающими и развивающими программами.

Таким образом, практика показывает, что использование специализированных компьютерных программ в коррекцион-но-развивающейработе позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывая закономерности и особенности общего развития детей.

Рейновна; Уральский государственный педагогический университет. - Екатеринбург, 2004. - 20 с. [сайт]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/ pedagogika-13-00-03/dissertaciya (дата обращения: 13.04.2019). - Текст: непосредственный.

5. Акименко В. М. «Логопедическое обследование детей» [сайт]. - Режим доступа: https://mederia.ru (дата обращения 12.04.2019). - Текст: непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ооржак А. В. Особенности логопедического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / А. В. Ооржак. - Текст: непосредственный // Вестник ТувГУ Педагогические науки. - 2019. - № 2(47). - С. 27 -32.

References

1. Garkushina Yu. F. Novy e informacionny'e texnologii v logopedicheskoj rabote / Yu.F. Garkushina I dr. - Текст: непосредственный // Logoped. - 2004. - № 2.

2. «Mir vokrugnas»: obuchayushhaya i razvivayushhaya igra iz serii programm «Rannego razvitiya detej po sisteme

Montessori» [sait]. - URL: https:// ncuxolog.ru/mir-vokrug-nas-formy-i-tsveta - semejny'jsajt ncuxolog.ru (data obrashheniya: 17.04.2019). - Текст: непосредственный.

3. Interaktivny'j logopedicheskij kompleks «Antoshka» [sait]. - Rezhimdostupa: https://nterparta.ru (data obrashheniya 12.04.2019). - Текст: непосредственный.

4. LizunovaL.R.Komp'yuternayatexnologiya korrekcii obshhego nedorazvitiya rechi u detej starshego doshkolnogo vozrasta s legkojs tepenyu psevdobuFbarnoj dizartrii: avtoreferat dissertazia kandidata pedagogicheskih nauk / Lizunova L.R.

- Ekaterinburg, 2004. - 20 s [sait]. -Rezhimdostupa: http://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya (data obrashheniya: 13.04.2019). - Текст: непосредственный.

5. Akimenko V.M. «Logopedicheskoe obsledovanie detej» [sait]. - URL: https://mederia.ru (data obrashheniya 12.04.2019). - Текст: непосредственный.

6. Oorzhak A. V. Osobennosti logopedicheskogo soprovozhdeniya detej s rasstrojstvami autisticheskogo spectra / A. V. Oorzhak. - Текст: непосредственный // VestnikTuvGU. Pedagogicheskie nauki.

- 2019. - № 2(47). - S. 27 - 32.

Кара-оол Любовь Салчаковна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и методики языкового образования и логопедии Тувинского государственного университет, E-mail: lkaraool61@mail.ru

Kara-ool Lyubov" Salchakovna- candidate of philological Sciences, associate Professor of Department of theory and methodology of language education and speech therapy Tuvan state University, E-mail: lkaraool61@mail.ru

Дата поступления статьи в редакцию 31.08. 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.