Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителей-логопедов'

Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителей-логопедов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1186
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ЛОГОПЕДИЯ / SPEECH THERAPY / ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ / REQUIREMENTS FOR ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Екатерина Евгеньевна

В статье рассматриваются электронные образовательные ресурсы в контексте деятельности современного логопеда, как педагога образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителей-логопедов»

свой опыт и интуицию. Репетиционное исполнение выученного музыкального произведения -закрепление музыкально-образных ассоциаций с опорой на исполнительскую волю, мышечную и слуховую память ребенка. Именно во время репетиций педагог может что-то поправить в исполнении ученика: успокоить и подбодрить его, освежить музыкальную память и произвольное внимание, направив их на кульминационные точки произведения, активизируя тем самым исполнительское мышление ребенка на «рассказ» музыкального произведения от начала до конца. Таким образом, «поверяя алгеброй гармонию», выстраивая индивидуальную тактику и стратегию исполнительского музыкального мышления для каждого учащегося, заинтересованный в музыкальном развитии своих учеников преподаватель сумеет получить ожидаемый результат.

Литература

1. Коган Г. М. Избранные статьи, выпуск второй. М.: Советский композитор, 1972. 265 с.

2. Мильштейн Я. И. Константин Николаевич Игумнов. М.: Музыка, 1975. 471 с.

3. Брайнин В. Б. Уметь «предслышать» музыку (источники понимания в музыке). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://brainin.org/Method/method_pro_ru/texts_ru1 .html.

4. Брайнин В. Б. Тени на стене: заметки о возможном подходе к развитию музыкального мышления у детей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://brainin.org/Method/method_pro_ru/texts_ru1.html.

5. Проблемы музыкального мышления: Сборник статей. / Сост. и ред. М. Г. Арановский. М.: «Музыка», 1974. 336 с.

E-learning resources in activities teacher-speech therapists Melnikova E.

Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителей-логопедов Мельникова Е. Е.

Мельникова Екатерина Евгеньевна /Melnikova Ekaterina — студент, Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск

Аннотация: в статье рассматриваются электронные образовательные ресурсы в контексте деятельности современного логопеда, как педагога образовательной организации.

Abstract: the article deals with e-learning resources in the context of modern speech therapist, as a teacher of an educational institution.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, логопедия, требования к электронным образовательным ресурсам, дети с нарушениями речи.

Keywords: electronic educational resources, speech therapy, requirements for electronic educational resources, children with speech disorders.

Электронные образовательные ресурсы (далее - ЭОР) бурно вошли и прочно укрепились в отечественной системе образования. Введена в действие целая серия национальных стандартов «Электронные образовательные ресурсы в образовании», регламентирующая различные виды и способы использования ЭОР образовательными учреждениями. На сегодняшний день создание качественных и эффективных электронных образовательных ресурсов является одной из главных задач в области информатизации образования в РФ. Если брать во внимание «эволюцию» электронных продуктов, то на смену текста графическим приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные электронные образовательные ресурсы. При этом необходимо обеспечить возможность их сетевого распространения.

Использование ЭОР требует от профессионала сформированности определенной системы знаний и умений, а также особых личностных качеств. Роль электронных образовательных ресурсов в современном образовании закреплена в нормативных документах. В статье 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодательно установлено, что приоритетными признаются такие виды профессиональной педагогической деятельности как экспериментальная и инновационная, основной формой которой является реализация инновационных проектов. В данной статье определяется направленность инновационной деятельности педагогов на «разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов...», целью которой является «...обеспечение

модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации в сфере образования» [3, с. 11].

О. В. Витченко дает следующее определение электронных образовательных ресурсов -совокупность средств программного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сеть. Более простым языком, ЭОР - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства [1, с. 67].

А. В. Кузнецова отмечает, что в узком смысле электронным образовательным ресурсом будет только та часть этого программного обеспечения, которая может быть непосредственно спроектирована и использована педагогом. Тогда ЭОР могут быть представлены двумя значительно отличающимися аспектами:

Первый аспект - электронный образовательный ресурс может рассматриваться как авторский учебный материал, оформленный в электронном виде (образовательный контент). В этом случае проектировщик ЭОР становится их автором. А на сами ресурсы, так же, как и на другие научно -методические материалы: учебники, пособия, методические указания распространяются определенные правила оформления, например, согласованные в установленном порядке выписки из заседания кафедры, рецензии на подготовленный электронный учебный материал, в частности может быть получен ISBN.

Второй аспект - электронный образовательный ресурс может рассматриваться как компьютерная программа или программы на носителе данных. В этом случае проектировщик ЭОР становится их разработчиком, а на сами ресурсы, как на программы распространяются определенные правила оформления. Например, наличие программной и инструктивно-методической документации, разработанной по действующим стандартам и другим нормативным документам; процедур прохождения опытной проверки и экспертизы [4, с. 23].

Рассмотрим использование ЭОР в различных направлениях деятельности учителя-логопеда. В своей методической работе педагог может использовать информационные интернет-ресурсы. Контент Intemet-порталов правовой информации: нормативно-правовое обеспечение деятельности логопеда. Контент баз данных, информационно-справочных и поисковых систем. Контент образовательных порталов и сайтов: новации в научном и методическом обеспечении, обмен опытом, подбор дидактического материала. Работа с контентом: клуб логопедов «Логобург», ТЦ «Сфера», сайт «Игробуквотека», портал «Логопед.ги», Логопедический портал, сайт «Логопедия для всех», сайт «Логопункт», портал «Логопеды.ги», сайт УЦ «Логопед-мастер», сайт «Заикание.ги», сайт «Логозаврия», сайт «logopediya.com: Логопед», развивающий портал «Мерсибо». Личные сайты теоретиков и практиков логопедии.

В диагностической деятельности учитель-логопед может использовать следующие ЭОР: «Видимая речь», «Технология экспресс-диагностики речевого развития старших дошкольников» Т. Л. Вербицкой. Также работа с контентом развивающего портала «Мерсибо»: применение предлагаемых порталом речевых карт и диагностических дидактических материалов.

Учитель-логопед может адаптировать электронные образовательные ресурсы для решения практических задач. Работа над звукопроизношением: артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков. Обучение грамоте: формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Формирование лексико-грамматических категорий: наращивание словарного запаса, словоизменение, словообразование. Развитие связной речи: пересказ (составление) текста с опорой на наглядность. Формирование зрительно-пространственных координаций: умение следить взглядом за перемещением объектов. Коррекционно-оздоровительное: использование манипулятора «мышь» и клавиатуру как тренажёра для развития мелкой моторики рук [2, с. 121].

Задачи, решаемые в процессе использования информационно-компьютерных технологий на коррекционно-развивающих занятиях: в последнее время при устранении речевых недостатков всё большая роль отводится новым технологиям. Так компьютерные технологии выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Учителю-логопеду, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить задачи специального обучения.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровье. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребенка.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных

процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к

жизни в современном обществе.

Литература

1. Витченко О. В. Интерактивность как одно из основных требований к современным электронным образовательным ресурсам / О. В. Витченко // Международный журнал экспериментального образования, 2013. № 4. С. 66-68.

2. Душкина И. Е. Использование информационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда / И. Е. Душкина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2013. № 30. С. 120-124.

3. Жукова М. А. Информационно-коммуникационные технологии в коррекционной педагогике: современные возможности визуализации речи в обучении произношению / М. А. Жукова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки, 2014. № 4. С. 10-12.

4. Кузнецов А. В. Электронные образовательные ресурсы: перспективы и направления развития / А. В. Кузнецов // Высшее образование сегодня, 2014. № 8. С. 20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.