Создание и внедрение в педагогическую практику ЭОР «Великие композиторы. Эдвард Г риг»
Тараканов Николай Сергеевич аспирант кафедры психологии развития и образования, Марийский государственный университет, ул. Кремлевская, 44, г. Йошкар-Ола, 424002, (8362)660084 nick_tarakanov@mail. т
Аннотация
Статья посвящена актуальной области исследований - внедрению в практику работы образовательных организаций электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Указывается нормативно-правовая основа создания в школах электронной информационно-образовательной среды, в том числе посредством использования ЭОР. Анализируются причины, препятствующие активному внедрению ЭОР в образовательный процесс школы. Обобщаются разнообразные подходы к понятию «ЭОР», уточняется его содержание относительно проводимого исследования. Раскрывается практический опыт создания и внедрения в педагогическую практику авторского электронного образовательного ресурса «Великие композиторы. Эдвард Григ», созданного на базе программы AutoPlay Media Studio 8. Описываются все компоненты структуры тематического ЭОР, преимущества использования на уроках музыки, примеры. Рисунки отражают содержание разделов ЭОР. Обосновывается педагогическая целесообразность включения ЭОР в деятельность педагога.
Article is devoted to research - implementation in practice of the educational institutions of electronic educational resources (EER). Specifies the regulatory framework established in schools e- educational environment , including through the use of EER. Analyzes the causes that prevent the active introduction of the ESM in the educational process of the school. Summarizes the various approaches to the concept of «EER» clarifies its contents concerning ongoing research . Reveals practical experience in the creation and implementation of teaching practice copyright e-learning resources «The great composers. Edvard Grieg» created on the basis of the program AutoPlay Media Studio 8. Describes all the components of the structure of the thematic EER, the benefits of using music lessons, examples. Figures reflect the contents of the sections EER. Substantiates the feasibility of incorporating pedagogical work of the teacher in the EER.
Ключевые слова
учебный контент, инновационные компьютерные технологии, обучение в школе, электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
learning content, innovative computer technology, schooling and electronic educational resources (EER)
Введение
В настоящее время одним из наиболее актуальных направлений развития современного образования является информатизация. Благодаря принятию и реализации важных законов и инициатив: национального проекта «Образование»,
инициативы «Наша новая школа», проекта «Модернизация образования» значительно улучшилась материально-техническая база школ.
Именно поэтому в тексте Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 отмечается важность создания в образовательных учреждениях электронной информационно-образовательной среды, которая включает в себя электронные образовательные ресурсы (ЭОР).
Важным этапом модернизации российского образования стал переход на новые образовательные стандарты (ФГОС), которые предполагают расширение диапазона использования современных образовательных технологий, как во время уроков, так и во время внеурочной деятельности.
Ряд отечественных и зарубежные исследователей доказывают положительную роль использования компьютерных технологий в развитии личности ребенка в целом (В. П. Беспалько, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Л. Р. Лизунова, З. А. Репина и др.) [1], и интеллектуальных способностей в частности (С. Новоселова, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
Так же отмечается потенциал в использовании ЭОР для повышения эффективности образовательного процесса в современной школе.
Использование информационных образовательных технологий во всех сферах российского образования сегодня не модное веяние, а признак соответствия новым стандартам и законам, признак владения современными технологиями и средствами обучения. Однако существует ряд объективных причин, препятствующих активному внедрению ЭОР в образовательный процесс школы, среди них:
• неготовность учителей к применению ЭОР на уроках;
• отсутствие методической поддержки педагогов для использования ЭОР в процессе обучения школьников;
• недостаточное количество ЭОР по предметам и низкое качество их исполнения;
• несоответствие ЭОР программам школьного курса;
• отсутствие программного обеспечения для воспроизведения ЭОР.
Сущность и специфика электронных образовательных ресурсов
Существует множество определений ЭОР, в самом широком понимании ЭОР -учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Данное определение появилось в научной литературе в 90-е годы XX в., и сегодня требует значительного уточнения.
Более развернутое определение дает А.Е. Мосолков, ЭОР, по его мнению, «это совокупность средств программного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях или в сети» [2].
Электронные образовательные ресурсы - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Для более точного понимания возможностей использования ЭОР в процессе обучения детей необходимо сформировать представление об уровнях электронных образовательных ресурсов.
Первый уровень - текстографические ЭОР. Отличаются от обычных бумажных книг, тем, что информация (текст, иллюстрации) представлены в электронном варианте, т.е. для использования необходим компьютер.
Второй уровень - это текстографические ЭОР с возможностью навигации по тексту. Такие электронные образовательные ресурсы имеют систему ссылок и гиперссылок на разделы текста, что предоставляет возможность свободного (нелинейного) перемещения по тексту.
Третий уровень ЭОР - это ресурсы, содержащие в своей структуре технологию мультимедиа, т.е. помимо текста имеющие в своей основе графические изображения, аудио, фото и видео материал, а так же позволяющие пользователю активно взаимодействовать с мультимедиа - объектами.
ЭОР третьего уровня часто имеют название ЭОР нового поколения, так как в их содержании заложена ориентация на решение задач современной школы, они могут быть представлены в виде обучающих систем (электронные учебники, учебные пособия и.т.д.), образовательных сайтов, открытых образовательных модульных системах. Фактором, объединяющим все многообразие ЭОР является технология мультимедиа и возможность интерактивного взаимодействия.
Мультимедиа - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию.
К ЭОР нового поколения предъявляются некоторые общие требования, которые можно разделить на требования, предъявляемые к содержанию ЭОР, т.е. к контенту и технические (аппаратные) требования.
Контент (англ. content - содержание) - это информационное наполнение ЭОР (текст, графические изображения, объекты аудио и видео, анимация и т.д.), по отношению к Интернету обычно используют устоявшееся сочетание - контент сайта, т.е. всё, что предстаёт перед глазами пользователя, что он может почитать, посмотреть или послушать. К контенту предъявляются неизменные требования -которые связаны с тем или иным видом информации, так к текстовой информации предъявляются требования касающиеся правдивости или объективности излагаемых фактов, недопустимы грамматические и орфографические ошибки, нарушения правил пунктуации, стилистические погрешности. Вся приведенная информация должна соответствовать возрасту. Рекомендуется выбирать стандартные шрифты, размер не ниже 12 Текст должен быть контрастным и легко читаться. К графическим и фотоматериалам предъявляется следующие требования - низкая четкость (потеря важных деталей изображения), недосвеченность или пересвеченность фотоизображений, посторонние цветные точки (цифровой шум), нарушение цветового баланса, искажение цвета. Для аудиоматериала предъявляются следующие требования фоновый шум, гул, реверберация, скрипы и стуки, щелчки и другие посторонние звуки, эффект перегрузки сигнала (clip) в результате ошибок обработки или записи, неравномерный спектр - преобладание низких или высоких частот в конечной записи, слишком широкий динамический диапазон - большая разность уровней громкости между тихим и громким фрагментами речи.
Второй вид требований это технические или аппаратные требования, т.к. ЭОР функционирует на базе компьютера, безусловно, не маловажным является то, чтобы технические требования ЭОР соответствовали техническим возможностям компьютера, в случае не соответствия ЭОР может не запуститься, либо отображаться не правильно.
Стоит согласиться с Осиным А.В, в том, что современный электронный образовательный ресурс должен обладать инновационными качествами (интерактивность, мультимедийность, коммуникативность), благодаря внедрению которых возрастает эффективность учебной деятельности. [3]
На наш взгляд, особое внимание в рамках образовательной инициативы "Наша новая школа" стоит уделить разработке и внедрению ЭОР третьего уровня, содержащих технологию мультимедиа, как представляющие наибольший интерес для детей и обеспечивающие полноту дидактического цикла процесса обучения с
возможностью использования на уроках, во внеурочной деятельности и для самостоятельных занятий обучающихся.
Создание ЭОР «Великие композиторы. Эдвард Григ»
С 2011 года нами была начата работа над созданием электронного образовательного ресурса «Великие композиторы», который посвящен творчеству норвежского композитора Эдварда Грига. Данный ЭОР выполнялся в программе AutoPlay Media Studio 8, несмотря на то, что прямым назначением программы является создание меню автозапуска, она имеет широкий спектр возможностей, в том числе позволяющих создавать мультимедиа ЭОР.
Электронный образовательный ресурс «Великие композиторы. Эдвард Григ» используется при обучении младших и средних школьников на уроках музыки в ГБОУ РМЭ Лицея им. М.В. Ломоносова г. Йошкар-Ола (Республика Марий Эл).
При создании ЭОР учитывались возрастные и психологические особенности детей школьного возраста, гигиенические требования, направленные на сохранение зрения и предупреждение переутомления школьников. Ресурс имеет яркое, красочное оформление, для удобства использования нами был разработан интуитивно понятный интерфейс, который доступен обучающимся с разным уровнем компьютерной грамотности и не требует специального изучения возможностей компьютера.
Основной шрифт образовательного ресурса - Times New Roman, 15 кегль, текст четко различим.
Для удобства перемещения предусмотрены кнопки управления - «домашняя страница», «назад», «вперед», флеш-объекты «уголок» расположенные внизу окна по углам и появляющиеся при наведении на них курсором. Кнопка «помощь» призвана помочь пользователю разобраться с назначением каждой из кнопок управления. Помимо этого на панель управления интегрированы две кнопки - «пианино» и «музыкальная азбука», данные кнопки позволяют перейти к интерактивным разделам ресурса.
Весь образовательный материал ресурса разбит на основные разделы -«Биография», «Творчество», «Произведения», «Фотогалерея», «Проверь себя». Удобства перемещения между разделами ресурса мы достигли благодаря расположению соответствующих кнопок меню в правой части окна, оформив их в виде клавиатуры пианино. В виду того, что такое оформление является единым для всего ресурса, пользователь не испытывает проблем с перемещением по разным разделам ЭОР. Благодаря получению информации из разных разделов ЭОР в процессе уроков у обучающихся должно сложиться целостное восприятие о творчестве данного композитора.
В разделах «Биография» (Рис.1) и «Творчество» раскрываются основные вехи жизни и творчества композитора, представлены факты жизни, повлиявшие на становление и развитие таланта композитора, рассказывается об истории создания наиболее значительных музыкальных произведений. Данные разделы содержат разнообразные графические объекты (фотографии, гравюры, рисунки и пр.). В условиях традиционного урока данные разделы использовались для объяснения нового материала - знакомства с биографией и творчеством композитора. ЭОР предоставляет ребенку возможность для самостоятельного изучения материала в любое удобное время.
Раздел «Произведения» (Рис.2) содержит наиболее известные произведения композитора - «9 пьес для детей», «Лирические пьесы», «Концерт для фортепиано с оркестром», сюита «Из времен Хольберга», сюита «Пер Гюнт», «Симфонические танцы». Музыкальный материал ЭОР подобран таким образом, чтобы отразить
разнообразие творчества композитора, представив как инструментальные произведения («9 пьес для детей», «Лирические пьесы»), камерные (сюита «Из времен Хольберга»), а так же симфонические («Концерт для фортепиано с оркестром», «Симфонические танцы»). Подобранный музыкальный материал применим не только на уроках, посвященных творчеству Эдварда Грига, он так же будет полезен на других уроках для формирования представлений школьников о разнообразии музыкальных формах. Важно отметить, что ЭОР может быть использован как на уроках музыки и МХК, так и при изучении специальных дисциплин в музыкальных школах.
Рис.1. Раздел ЭОР «Биография»
«Фотогалерея» (Рис.3), данный раздел, обобщающий весь фотоматериал учебного пособия, раскрывает основные вехи жизни композитора в фотографиях, всего в ресурсе представлено 82 фотографии и 35 графических изображения. Фотографии содержатся не только в разделе «Фотогалерея», но и в разделах «Биография» и «Творчество» иллюстрируя текстовый материал. Каждая фотография при взаимодействии с ней может быть увеличена, эта возможность необходима для удобства просмотра изображений.
Рис.2. Раздел ЭОР «Произведения»
Рис.3. Раздел ЭОР «Фотогалерея»
Важной составляющей современного электронного образовательного ресурса является функция проверки знаний, обеспечивающая контроль за уровнем усвоения информации обучающимися. В связи с этим предусмотрен раздел «Проверь себя», направленный на выявление знаний, полученных учащимися во время знакомства с учебным материалом ресурса и обеспечивающий возможность контроля, а так же самоконтроля. Данный раздел предоставляет возможность выбора типа проверки знаний. Обучающийся может выполнить тест, либо выбрать более творческий вариант проверки знаний - решить кроссворд. Тесты (Рис.4) и кроссворды (Рис. 5) посвящены основным разделам образовательного ресурса.
Рис.4. Раздел ЭОР «Проверь себя» (Тест)
Рис.5. Раздел ЭОР «Проверь себя» (Кроссворд)
Раздел «Пианино» представляет собой клавиатуру пианино, состоящую из 12 клавиш. При нажатии на нужную клавишу её цвет изменяется, воспроизводятся звуки разной высоты, соответствующий звуковысотности нот первой октавы. Этот раздел ЭОР дает возможность ребенку отдохнуть, активизировать процесс восприятия звуков разной высоты. На уроках при проекции данного инструмента, на интерактивную доску обучающиеся могут активно взаимодействовать с данным инструментом - играя несложные мелодии, подбирая на слух.
В виду того, что музыкальное искусство, как область знания имеет свою терминологию, нами был предусмотрен раздел «Музыкальная азбука» (Рис.6). Целью данного раздела является знакомство обучающихся с основными музыкальными терминами и формирование у них, в процессе изучения музыки в школе, терминологической компетентности. Раздел содержит 57 информационных статей, посвященных основным музыкальным терминам (адажио, балет, опера и др.). В данном разделе также представлена информация об основных музыкальных инструментах (арфа, валторна, скрипка и др.), их строении, звучании, истории создания. Помимо текстовой информации данный раздел содержит множество графических объектов и музыкальных фрагментов, что позволяет сформировать у обучающихся полное представление о музыкальных терминах и музыкальных инструментах. На уроках музыки организована систематическая работа с музыкальным словарем. Обучающиеся ведут музыкальные словари, в которых фиксируют основные музыкальные термины.
Рис.6. Раздел ЭОР «Музыкальная азбука»
Внедрение в педагогическую практику
Современный урок музыки предполагает большое разнообразие видов деятельности, к основным относят: пение, слушание музыки, анализ музыкальных произведений. Большой блок на уроках музыки отведен видам информационной деятельности к ним относятся: знакомство с музыкальными жанрами и формами музыкальных произведений, знакомство с биографией и творчеством русских и зарубежных композиторов и музыкантов, знакомство с музыкальными инструментами, знакомство с музыкальными терминами и понятиями и др. Именно поэтому формирование информационной компетентности обучающихся может быть реализовано, в том числе и на уроках музыки при организации информационной деятельности с использованием ЭОР.
Работа с различными типами ЭОР на уроках музыки осуществлялась в следующих направлениях:
в условиях классно-урочная система (традиционные уроки и организация самостоятельной познавательной деятельности);
в условиях реализации нетрадиционных моделей обучения.
Традиционный урок является наиболее распространенной и содержательной формой организации деятельности обучающихся на уроках музыки. При реализации данной формы успешно решались различные образовательные задачи, которые были направлены на усвоение и закрепление полученных знаний по предмету музыка
В зависимости от типа урока ЭОР «Великие композиторы. Эдвард Григ» применялся в соответствии с задачами, помогая в их реализации. Использование разнообразных видов деятельности во взаимосвязи с использованием ЭОР на традиционных уроках позволяли сделать такие уроки более динамичными, осуществлять наглядности и визуализацию, удавалось мотивировать обучающихся на
активную и продуктивную деятельность. На уроках при объяснении нового материала использование ЭОР обеспечивало наглядность и визуализацию, была реализована возможность изучения информационных модулей, просмотра иллюстраций, фотографий, слайд-шоу, а так же видео материала. Пассивное восприятие информации учащимися при таком виде деятельности на уроке компенсировалось активностью обучающихся в уточнении деталей. Задавая вопросы, школьники интересовались рассказанными и проиллюстрированными фактами, демонстрируя тем самым интерес и увлеченность. С целью закрепления полученных знаний на уроках использовались как тестовые задания с выбором ответа предусмотренные в ЭОР, так и разнообразные творческие формы проверки знаний -кроссворды. Такого рода задания благодаря творческому характеру их выполнения были интересны детям, они выполнялись как непосредственно на уроке, так и в самостоятельной работе обучающихся.
В условиях современных образовательных стандартов для изучения музыки отводится 1 ученический час (40 мин.) в неделю, что является недостаточным для знакомства с большим объемом информации, поэтому важное значение в условиях реализации программы отводилось организации самостоятельной познавательной деятельности, которая была организована как непосредственно на уроках, так и в форме домашнего задания, целью которого являлось углубление и закрепление полученных на уроке знаний. Самостоятельная познавательная деятельность преследовала следующие задачи:
изучение нового учебного материала; отработку умений и навыков; проведение контроля и самоконтроля;
создание «собственных» продуктов учебной деятельности (конспекты, рефераты, проекты);
подготовку выступлений и презентаций; подготовку к интеллектуальным играм и викторинам; выполнение учебно-исследовательских работ.
Домашние задания носили творческий и практико-ориентированный характер. При знакомстве с творчеством Эдварда Грига обучающимся предлагалось выполнить задания по составлению списка из 10 наиболее известных произведений композитора с указанием года написания, названия и жанра музыкального произведения. При изучении тем «Музыкальные инструменты симфонического оркестра» и «Музыкальные инструменты народов мира» обучающиеся пользовались информацией ЭОР представленной в разделе «Музыкальная азбука»
Важной составляющей урока музыки является работа с музыкальными терминами, изучение терминов является деятельностью направленной на формирование терминологической компетентности. Начиная с 3 -его класса учащиеся ведут словарь музыкальных терминов, систематическая работа позволяет к 7-ому классу овладеть основными музыкальными терминами. Данная работа реализуется как непосредственно на уроке, так и самостоятельно. При знакомстве с музыкальными терминами так же использовался раздел «Музыкальная азбука».
Программой предусмотрены разнообразные формы организации учебных занятий, помимо традиционных уроков, это нетрадиционные модели обучения: уроки-концерты, музыкальные гостиные, интеллектуальные игры и д.р. Данные формы работы предполагали использование ЭОР, что делало уроки более разнообразными, реализуя наглядность, а также более функциональными, обеспечивая решение множества образовательных задач. Уроки-концерты предполагали музыкальное творчество детей, дети исполняли музыкальные произведения на разнообразных музыкальных инструментах (гитара, домра, скрипка, флейта, труба, саксофон), после следовал показ основных частей инструмента,
обучающиеся используя ЭОР, рассказывали о музыкальном инструменте, истории его происхождения, известных музыкантах игравших на данном инструменте.
Была организована музыкальная гостиная, посвященная творчеству Э.Грига, на которой демонстрировались фотографии представленные в ЭОР.
Использование традиционных и нетрадиционных форм обучения в купе с систематическим использованием ЭОР «Великие композиторы. Эдвард Григ» обеспечило повышение мотивации обучающихся, активизацию деятельности на уроках и в самостоятельной деятельности, обеспечило возможность самореализации и самостоятельном получении знаний. Возможность индивидуальной работы, которая была предоставлена благодаря непосредственному взаимодействию учащихся с ЭОР, удовлетворяла индивидуальным образовательным потребностям.
Анализ и оценка разработки
Работа с данным образовательным ресурсом предоставляет обучающимся возможность для свободного, не линейного знакомства с информацией, при котором пользователь сам выбирает порядок и темы для изучения. Ресурс может служить как основное, так и сопутствующее средство обучения при знакомстве с биографией композитора, основными этапами его творческого пути, наиболее известными произведениями, предоставляя возможность прослушивания фрагментов музыкальных произведений.
Уроки музыки с использованием ЭОР позволили решить ряд важных педагогических, методических и организационных задач: визуализация знаний;
организация индивидуального и дифференцированного подхода; организация доступа к большому объему информации, представленному в занимательной форме, благодаря использованию средств мультимедиа;
реализована возможность самоподготовки и самоконтроля учащихся; усиление мотивации обучения (посредством разнообразных средств мультимедиа);
экономия учебного времени.
Данный ресурс может быть использован не только в условиях общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, но и для организации образовательного процесса в условиях музыкальных школ, детских библиотек и центров дополнительного образования.
Нами планируется дальнейшая работа над серией ЭОР «Великие композиторы». Предусмотрена разработка ЭОР, посвященных творчеству великих зарубежных и русских композиторов (И.С. Бах, В.А. Моцарт, Н.А.Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.С.Прокофьев и др.).
Заключение
В условиях информатизации российского образования одной из наиболее актуальных проблем является недостаточное количество качественных электронных образовательных ресурсов по основным общеобразовательным предметам. Так как к создаваемым ЭОР предъявляются серьезные требования, соответствие которым является залогом их качества, это в большей степени влияет на ограниченную, не повсеместную распространённость внедрения ЭОР в учебный процесс.
Потенциал использования ЭОР в образовании состоит в создании широкого пространства для практического обучения школьников, на основе применения ЭОР возникают нетрадиционные модели уроков. Использование ЭОР значительно расширяет спектр деятельности педагога, благодаря аудио-визуальным компонентам ЭОР реализуются различные дидактические принципы, в том числе принципы наглядности, последовательности и постепенности. Благодаря инновационным характеристикам и качествам ЭОР педагогом могут быть реализованы новые образовательные возможности, в комплексе влияющие на усвоение и закрепление знаний, формирование необходимых умений и навыков, повышение интереса обучающихся к предмету, и, как следствие, улучшение качества обучения.
Литература
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютера (педагогика третьего тысячелетия) Текст. / Под ред. В.П. Беспалько. М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж : Модэк, 2002. - 352 с.
2. Мосолков, А. Е. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru/page-article-8.html (дата обращения: 23.01.14)
3. Осин A.B. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. - 320 с. - ISBN 5-98422-014-8.