Научная статья на тему 'Электронные образовательные ресурсы, определяющие образовательный результат в системе НПО /СПО'

Электронные образовательные ресурсы, определяющие образовательный результат в системе НПО /СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
721
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / INTERNET RESOURCES / СИСТЕМА НПО / СПО / SYSTEM OF PPE / SPE / КОНЦЕПЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭОР / ЛИЦЕНЗИРОВАННЫЕ ЭОР / LICENSED EER / ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "АКАДЕМИЯ" / PUBLISHING CENTER "ACADEMY" / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES (EER) / CONCEPTS OF EER USE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каплина Светлана Евгеньевна

Актуализировано представление об использовании ЭОР в системе НПО / СПО как средства, определяющего образовательный результат. Показано, что значительная часть потребностей НПО / СПО в ЭОР нового поколения может быть обеспечена в процессе реализации различных проектов по развитию электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями. Исследованы различные концепции использования ЭОР в таких странах, как США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Канада и Россия. Выявлены основные лицензированные ЭОР, представленные для использования целевой аудиторией НПО / СПО России. Установлено, что на Российском рынке ЭОР ведущим разработчиком ЭОР для учреждений НПО и СПО выступает издательский центр «Академия». В статье описана и проанализирована структура ЭОР на примере УМК «Материаловедение» для специальности «Технология машиностроения» (СПО) вышеуказанного издательского центра. Сделан вывод о том, что ЭОР «Академии» легко встраиваются в образовательный процесс, имеют широкие возможности для освоения обучающимися, содействуют формированию компетенций в соответствии с Федеральными государственными стандартами и могут быть использованы в качестве шаблона аналогично зарубежным ЭОР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каплина Светлана Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELECTRONIC RESOURCES DEFINING EDUCATIONAL RESULT IN THE SYSTEM OF PRIMARY AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The idea of electronic educational resources (EER) use in the system of primary (PPE) and secondary (SPE) professional education as the means determining educational result is actualized. It is shown that a considerable part of needs of PPE / SPE in EER of new generation can be provided in implementation process of various projects on the development of electronic educational Internet resources of new generation, including cultural and informative services, systems of distance general and professional training (e-learning), which can be also used by physically disabled people. Various concepts of EER use in such countries as the USA, Great Britain, Australia, New Zealand, France, Canada and Russia are described. The main licensed EER developed for the use by target audience of PPE / SPE of Russia are revealed. It is established that the leading developer of EER for organizations of PPE and SPE at the Russian market of EER is the publishing center "Academy". In the article the structure of EER on the example of methodological study complex "Materials study" for specialty "Technology of Mechanical Engineering" (SPE) of the above-stated publishing center is described and analysed. The conclusion is drawn that EER, developed by the "Academy" can easily be used in educational process, have ample opportunities to be developed by the students, promote forming of competences according to Federal state standards and can be used as a template of similar foreign EER.

Текст научной работы на тему «Электронные образовательные ресурсы, определяющие образовательный результат в системе НПО /СПО»

УДК 377.169.3

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

РЕЗУЛЬТАТ В СИСТЕМЕ НПО /СПО

© 2017

Каплина Светлана Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Забайкальский государственный университет (672039, Россия, Чита, ул. Александро-заводская,30, e-mail: [email protected])

Аннотация. Актуализировано представление об использовании ЭОР в системе НПО / СПО как средства, определяющего образовательный результат. Показано, что значительная часть потребностей НПО / СПО в ЭОР нового поколения может быть обеспечена в процессе реализации различных проектов по развитию электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями. Исследованы различные концепции использования ЭОР в таких странах, как США, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Франция, Канада и Россия. Выявлены основные лицензированные ЭОР, представленные для использования целевой аудиторией НПО / СПО России. Установлено, что на Российском рынке ЭОР ведущим разработчиком ЭОР для учреждений НПО и СПО выступает издательский центр «Академия». В статье описана и проанализирована структура ЭОР на примере УМК «Материаловедение» для специальности «Технология машиностроения» (СПО) вышеуказанного издательского центра. Сделан вывод о том, что ЭОР «Академии» легко встраиваются в образовательный процесс, имеют широкие возможности для освоения обучающимися, содействуют формированию компетенций в соответствии с Федеральными государственными стандартами и могут быть использованы в качестве шаблона аналогично зарубежным ЭОР.

Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, система НПО / СПО, интернет-ресурсы, концепции использования ЭОР, лицензированные ЭОР, издательский центр «Академия».

THE ELECTRONIC RESOURCES DEFINING EDUCATIONAL RESULT IN THE SYSTEM OF PRIMARY AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

© 2017

Kaplina Svetlana Evgenievna, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the chair «Foreign languages and intercultural communication» Transbaikal State University (672039, Russia, Chita, street Alexandro-zavodskaya, 30, e-mail: [email protected])

Abstract. The idea of electronic educational resources (EER) use in the system of primary (PPE) and secondary (SPE) professional education as the means determining educational result is actualized. It is shown that a considerable part of needs of PPE / SPE in EER of new generation can be provided in implementation process of various projects on the development of electronic educational Internet resources of new generation, including cultural and informative services, systems of distance general and professional training (e-learning), which can be also used by physically disabled people. Various concepts of EER use in such countries as the USA, Great Britain, Australia, New Zealand, France, Canada and Russia are described. The main licensed EER developed for the use by target audience of PPE / SPE of Russia are revealed. It is established that the leading developer of EER for organizations of PPE and SPE at the Russian market of EER is the publishing center "Academy". In the article the structure of EER on the example of methodological study complex "Materials study" for specialty "Technology of Mechanical Engineering" (SPE) of the above-stated publishing center is described and analysed. The conclusion is drawn that EER , developed by the "Academy" can easily be used in educational process, have ample opportunities to be developed by the students, promote forming of competences according to Federal state standards and can be used as a template of similar foreign EER.

Keywords: electronic educational resources (EER), system of PPE / SPE, Internet resources, concepts of EER use, licensed EER, publishing center "Academy".

Требования, предъявляемые к современной системе образования, обусловлены различными факторами. Одним из ведущих при этом является информатизация образования в России и, в частности, подготовка обучающихся на основе использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Целевой аудиторией по использованию ЭОР могут выступать: учреждения ВО, НПО и СПО, организации, заинтересованные в квалифицированном обучении и переподготовке своих сотрудников, обучающиеся, преподаватели и непосредственно сами авторы и разработчики ЭОР [1]. Значительная часть их потребностей в ЭОР нового поколения и других учебных и методических материалах может быть обеспечена в процессе реализации различных проектов по развитию электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, систем дистанционного общего и профессионального обучения (е-1еагт^), в том числе для использования людьми с ограниченными возможностями [2].

Важным условием достижения современных образовательных результатов с использованием ЭОР в системе образования является использование в учебном процессе различных конструктивных творческих сред и тренажеров, которые позволяют поддерживать различные формы организации образовательного процесса (аудиторную, проектную, дистанционную, самообразо-

вание); обеспечивают возможность изучения предмета на основе деятельностного подхода за счет внедрения элементов эксперимента и исследования в учебный процесс; способствуют быстрому и эффективному освоению школьного курса, повышают запоминаемость материала; степень эмоциональной вовлеченности учеников, обеспечивают возможность постановки творческих задач и организации проектной работы [3].

Так, например, анализ материалов международной конференции по вопросам использования ЭОР в системе профессионального образования в Канаде [4] свидетельствует о том, что работники приобретают 70% навыков, необходимых им для рабочего места через неформальное обучение. Работодатели все чаще принимают решения в пользу электронного обучения для удовлетворения этой потребности непосредственно на рабочем месте. В другом исследовании [5] 29 стран с развитой экономикой (Австрия, Германия, Канада, Новая Зеландия и др.) обнаружили два самых важных стимула для интеграции электронного обучения в сферу профессиональной деятельности: сокращение расходов на подготовку будущих специалистов и повышение гибкости получения образования за счет различных форм ЭОР. Это мотивирует канадских работодателей намеренно увеличить использование электронного обучения с 17% до 24%. Их американские коллеги также предусматривают рост

использования ЭОР для обучения на рабочем месте - с 19,8 % до 24% . Подсчитано, что 50 % - 70% американских фирм используют Интернет для получения образования или повышения квалификации, корпоративные расходы на онлайн-обучение в этой стране достигают $ 11,4 млрд. [6].

Исследования, проведенные в Канаде [7] а) указывают, что наиболее важными причинами, указанными работодателями для использования ЭОР в обучении и развитии являются: улучшение качества срочного обучения на рабочем месте (60%) , рентабельность (45%) , больший контроль над обучением сотрудников (35%), и удовлетворение потребностей организации в обучении сотрудников (33%).

Для удобства получения профессионального образования обучающимися, за рубежом широко применяется система домашнего он-лайн обучения. Особенно это подходит для категории граждан с ограниченными возможностями. Программы домашнего он-лайн обучения доступны в широком диапазоне отраслей и профессий, от автомеханика до бухгалтерского учета.

Преподаватели также используют ЭОР в своей работе. Например, когнитивные навыки обучающихся оцениваются с использованием электронных тестов. Компьютер с соответствующим программным обеспечением может использоваться для проектирования, разработки, управления, оценки, а также и экспертизы проделанной работы. Электронные записи позволяют преподавателям регулярно отслеживать прогресс обучающихся, закономерности и тенденции, которые привели бы к улучшению преподавания. ЭОР широко используются за рубежом для оказания помощи обучающимся в создании электронного портфеля.

Во многих странах, включая США, Великобританию, Австралию, Новою Зеландию, Францию и Канаду, принята такая форма использования ЭОР, как оценка и признание результатов предшествующего обучения посредством ЭОР [8]. Эта концепция за рубежом выросла из необходимости осуществления непрерывного обучения, позволяя лицам получить признание за те навыки и знания, которые они приобрели ранее, а теперь их подтвердили благодаря тем или иным ЭОР. Кроме того, эта концепция предполагает тесное сотрудничество с социальными партнерами в целях разработки единой стратегии оценки, которая способствовали бы мобильности и формированию необходимых компетенций.

В России на сегодняшний день все ЭОР можно разделить на лицензионные и самостоятельно сделанные [9]. Лицензированные ЭОР:

1. Это коммерческие продукты - могут быть куплены на диске или в сети Интернет, например: обучающие игры, викторины, тренажеры, образовательные комплексы, конструкторские творческие среды. На сайте фирмы 1С (http://obr.1c.ru/) мы видим большое количество предлагаемых ресурсов для обучающихся разной возрастной категории. Они предлагаются пользователю на основе лицензионного соглашения, основным пунктом которого является условие 1 диск - 1 компьютер, т.е. педагог не имеет право тиражировать образовательный ресурс. Платность коммерческих ЭОР не гарантирует высокого качества. При подборе таких ресурсов можно поискать в сети Интернет отзывы пользователей (http://didaktor.ru/ category/kollekcii/)

2. Кроме коммерческих существуют и бесплатные лицензионные ресурсы, например в хранилищах электронных образовательных ресурсов. К ним относятся Единая коллекция образовательных ресурсов (http:// school-collection.edu.ru/). При работе с этим ресурсом необходимо учитывать, что пользователь Коллекции может загружать («скачивать») материалы Коллекции только для личного использования в образовательных целях. Пользователь может включать отдельные материалы Коллекции в свои разработки для проведения уроков с обязательным указанием их авторов и источ-

ника заимствования при условии осуществления исключительно некоммерческого использования, в том числе для участия в различных образовательных конкурсах. Пользователь вправе также осуществлять цитирование текстовых материалов Коллекции в объеме не более 300 (трехсот) знаков без учета знаков препинания.

Проект Федерального центра информационно-образовательных ресурсов [10] направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных.

Ресурсы, представленные на сайте - это открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт - ОМС-плеер.

На данный момент каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра информационно-образовательных ресурсов включает:

- Основное общее образование 10 040 модулей

- Среднее (полное) общее образование 5 938 модулей

- Начальное профессиональное образование 5 461 модуль

- Среднее профессиональное образование 6 870 модулей

- Дополнительное образование 32 модуля.

На Российском рынке ЭОР для учреждений НПО и СПО разрабатывает и реализует издательский центр «Академия». Это современные программные продукты, предназначенные для образовательных учреждений НПО и СПО и соответствующие требованиям ФГОС. Они включены в учебно-методические комплекты (УМК) по дисциплинам и профессиональным модулям ОПОП, в федеральный перечень рекомендованной учебной литературы.

В настоящее время издательством разработаны более 10 ЭОР для начального и 9 ЭОР для среднего профессионального образования как для обеспечения учебных дисциплин, так и профессиональных модулей; 1 ЭОР по общепрофессиональной дисциплине для НПО и СПО. Все ЭОР проходят апробацию на базе учреждений профессионального образования. Рассмотрим структуру ЭОР на примере УМК «Материаловедение» для специальности «Технология машиностроения» (СПО) [11].

На титульной странице ЭОР указаны его название, уровень профессионального образования и специальность, для которой предназначен данный ЭОР. Вкладка «Содержание» отображает основные разделы и темы ЭОР. Структура «Содержания» отвечает требованиям ФГОС и рабочей программы дисциплины. Можно увидеть, что раздел «Неметаллические конструкционные материалы» состоит из теоретического блока «Классификация материалов с особыми физическими свойствами», практической и контрольной работ.

При выборе необходимого содержательного элемента в правой области экрана ЭОР появляется первая страница, по которой кнопкой «Перейти» осуществляется переход к полноразмерному отображению соответствующей контентной части ЭОР.

Вкладка «Ресурсы» предоставляет возможность линейного и нелинейного освоения ЭОР, что расширяет возможности ресурса для проектирования индивидуальной образовательной траектории. Ресурсы аккумулируют основные учебные объекты, практические и контрольные работы. Медиаобъекты распределены в зави-

симости от типа интерактива по группам «Слайд-шоу», «Анимации», «Интерактивные схемы», «Интерактивные вкладки». При выборе соответствующей группы медиа-объектов, например, «Интерактивные вкладки» открывается список всех интерактивных вкладок ЭОР.

Статистика прохождения отельных тем ЭОР фиксируется во вкладке «Журнал». С помощью данного компонента реализуются функции педагогического контроля и оценивания успешности процесса обучения, самоконтроля результатов учебной деятельности. Информация в Журнале отображается в формате: элемент - дата - время работы - количество попыток - получено подсказок - процент изучения - результат (сдан/не сдан, изучен/изучен не полностью). Удаление учебной статистики при необходимости производится с помощью размещенного в этой же вкладке специального инструмента.

Посредством компонента «Ссылки» осуществляется взаимодействие ЭОР с внешними сетевыми образовательными ресурсами, что способствует дополнению и углублению основного учебного материала курса. В «Ссылках» отображается название общедоступного сетевого ресурса, его краткая характеристика и непосредственный URL. Например, при переходе на ресурс с названием «МГТУ» открывается страница источника, содержащая программу и методические указания к курсу «Материаловедение и технология конструкционных материалов».

Компонент ЭОР «Словарь» содержит основные термины и определения учебного курса в алфавитном порядке. Пиктограмма данного компонента всегда находится в левой нижней части экрана ЭОР, что позволяет перейти к Словарю из любой темы курса.

Вкладка «Избранное» содержит информацию о пользовательских закладках и представлена списком гиперссылок на соответствующие страницы ЭОР. Создание пользовательских закладок осуществляется в ходе работы с ЭОР посредством пиктограммы «Добавить в «Избранное».

Объем теоретического материала оптимизирован, содержит основные тезисы и не перегружен избыточной информацией. Например, в разделе «Классификация материалов для штампов и пресс-форм» отображаются базовые сведения о материалах для холодной и горячей штамповки.

Компонент «Слайд-шоу» представлен иллюстративным материалом с пояснениями. Переход между отдельными слайдами осуществляется с помощью элементов навигации (стрелок). Время просмотра слайд-шоу в ЭОР не регламентировано, что дает возможность преподавателю комментировать иллюстративный учебный материал.

Компонент «Анимации» позволяет демонстрировать изучаемые процессы и явления в динамике, что повышает эффективность восприятия и усвоения изучаемых знаний. Например, анимация «Получение полупроводника из монокристалла» активируется при нажатии кнопки «Посмотреть» и представляет указанный процесс в развитии.

Вкладка «Практические работы» отображает список всех практико-ориентированных заданий и упражнений ЭОР из разных тематических разделов. В содержании практических работ представлены задания на установление соответствия (соотнесение объектов с их описаниями и характеристиками), распределение объектов (перенос объектов в обозначенные заданием области), ввод ответа с клавиатуры. Правильность выполнения практических заданий отображается всплывающими надписями «Верно!»/ «Неверно!», по итогам работы с заданиями появляется информационное окно с данными о количествах правильных ответов, полученных подсказок, затраченном интервале времени и общем итоге выполнения (сдан/не сдан). После закрытия информационного окна эта статистика доступна в Журнале.

Проверка результатов усвоения учебного матери-

ала ЭОР осуществляется посредством выполнения контрольных заданий, представленных во вкладке «Контрольные работы».

Таблица 1 - Перечень УМК с ЭОР

ЭОР б структуре УМК

Печа]

е издания б структуре УМК

Электрон «Химия»

специальностей

ГабрнелянО.С.,ОстроумовИ.Г. «Химия для профессийн специальностей технического профиля». Учебник

Г а брие лянО. С. и др. '«Химия. Пр а ктикум» ГабриелянО.С.идр. «Химия.Пособнедля подготовки к ЕГЭ »

Г а брие лянО. С., Лы соваГ.Г. -«Химия. Книга для

СПО для всех специальностей

Электронное приложение «Электр о техника и электроника»

Немцов М.В., Немцова МЛ. «Электр со электроника« Учебник

ЛапынинЮТ.идр. «Контрольные материалы по электр отехники и электроники» ПолещукВ.И. «Задачник по электротехнике и электроники»

Лобзин С А. «Электротехника. Лабораторный практикум»

БутыринП.А. и др. «Электротехнякаиэлектроника.

БутыринП.А. и др. «Электротехника н электронша. Плакаты»

СПО для всех специальностей

Электронное приложение «Инженерная графика»

Пуйческу Ф.И. и др. «Инженернаяграфика>;

СПО для специаль

ли 150901 «Технология машиностроения»

Электронное приложение «Технологиче»

МироновБ JT.. Панфилова Е.С. «Сборник упражненнйдлячтениячертежейпо инженерной графике»

Чекмарев A.A., Осипов В.К. «Справочникпо

Аверин В.Н. «Компьютерная инженерная график а» БродскийАМ., ФазлулинЭМ., Халдинов В.А. «Пр а ктикум по инженерной гр афнке»

СПО для специально сти 150901 «Технология

Электронное приложение «Метрология,

с тандартизация и с ер т ификацш в

в В.В. «Технологиче Ермолаев В.В «Технологиче Практикум»

Ермолаев В.В. «Технологическая оснастка. Л аб оратор но-практнч ескне р аботы и кур coi пр о е ктирование »

Уч(

Зайцев С.А. и др. («Метрология, стандартизация и сер тнфнкацняв машиностроении». Учебник Ильянко в АИ. Map сов Н.Ю.. Гуном Л.В. «Метрология, стандартизация^! сертификация в машиностроении. Практикум»_

Контрольные работы построены в форме тестов с одним или несколькими вариантами ответов, заданий на

установление соответствия. Правильность выполнения отображается по окончании выполнения заданий в формате: всего вопросов - правильных ответов - затрачено времени - результат (сдан/не сдан). Эта информация появляется в информационном окне и после его закрытия доступна в Журнале.

Визуализации знаний способствует работа с интерактивными элементами. Компоненты ЭОР «Интерактивные схемы» и «Интерактивные вкладки» демонстрируют изучаемые объекты, процессы наглядно и компактно в виде интерактивных схем и таблиц. При активизации элементов схем или вкладок можно ознакомиться с более подробными описанием и характеристикой изучаемых объектов. Так, интерактивная схема «Виды термической обработки металлов и сплавов» отображает и характеризует виды указанного процесса. Интерактивная вкладка «Классификация материалов для режущих инструментов» содержит таблицы, характеризующие виды обозначенных материалов.

Таким образом, как мы видим, ЭОР «Академии» легко встраиваются в образовательный процесс, имеют широкие возможности для освоения обучающимися, содействуют формированию компетенций в соответствии с Федеральными государственными стандартами и могут быть использованы в качестве шаблона аналогично зарубежным ЭОР.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баранова И.В., Корнилов В.М. Электронные образовательные ресурсы в современном образовании // Режим доступа: http://www.strogin.ru/methods/eor/eor.html

2. Описание потребностей основного общего образования в электронных образовательных ресурсах // Режим доступа: http://eor-np.ru/node/2699

3. Середина М. Н. Интеграция электронного образовательного ресурса в учебный процесс // Режим доступа: http://www.krirpo.ru/etc.htm?id=815

4. Debbie Murray, Michael Bloom Conference Board of Canada. Solutions for employers. Effective strategies for using learning technologies in the workplace. Knowledge Review Report, 2000. - 46p.

5. OECD. (1999). Education policy analysis: 1999 Edition. Paris // Access: https://www.oecd.org/edu/school/ educationpolicyanalysis-2003edition.htm

6. Zirkle, C. Distance education and career/technical education: A good match? National Research Center/ National Dissemination Center. College of Education, The Ohio State University. - 2000.

7. Brain Gain Conference Board of Canada. Brain Gain. The Economic Benefits of Recognizing Learning and Learning Credentials in Canada. - 2001. - 54p.

8. Conference Board of Canada. Exploring the Learning Recognition gap in Canada. Recognizing learning: the economic costs of not recognizing learning and learning credentials in Canada, Phase 1 Report, January 7, 2001.

9. Электронные образовательные ресурсы нового поколения для начального общего образования: типология, потребности и разработки // Режим доступа: http:// eor-np.ru/node/1641

10. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов// Режим доступа: http://fcior.edu.ru/

11. Волков В.В., Тумаева О.В. Использование электронных образовательных ресурсов «Академии» в учебном процессе колледжа // Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/eor/methodical_support/eor_publrcations/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.