Научная статья на тему 'Опыт разработки и использования электронных образовательных ресурсов нового поколения для дистанционной технологии обучения'

Опыт разработки и использования электронных образовательных ресурсов нового поколения для дистанционной технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ЭОР / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баринов Кирилл Александрович, Буров Дмитрий Анатольевич, Краснянский Михаил Николаевич, Остроух Андрей Владимирович

В статье изложены подходы к разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения, которые базируются на применении модульно-компетентностного подхода к их структуре и активно-деятельностной форме обучения с использованием современных компьютерных технологий, в том числе и дистанционных. Приводятся примеры ЭОР нового поколения для различных видов учебной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баринов Кирилл Александрович, Буров Дмитрий Анатольевич, Краснянский Михаил Николаевич, Остроух Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF WORKING OUT AND USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES OF NEW GENERATION FOR REMOTE TECHNOLOGY OF TRAINING

In article approaches to working out of electronic educational resources of new generation which are based on application module-competence the approach to their structure and actively mode of study with use of modern computer technologies, including the remote are stated. Examples of electronic educational resources of new generation for various kinds of educational activity are resulted.

Текст научной работы на тему «Опыт разработки и использования электронных образовательных ресурсов нового поколения для дистанционной технологии обучения»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности ВС

№141

УДК 004.89

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

К.А. БАРИНОВ, Д.А. БУРОВ, М.Н. КРАСНЯНСКИЙ, А.В. ОСТРОУХ

Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.

В статье изложены подходы к разработке электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения, которые базируются на применении модульно-компетентностного подхода к их структуре и активнодеятельностной форме обучения с использованием современных компьютерных технологий, в том числе и дистанционных. Приводятся примеры ЭОР нового поколения для различных видов учебной деятельности

Ключевые слова: дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы ЭОР, деловые игры, программное обеспечение.

Введение

В последние несколько лет одним из приоритетных направлений развития современного российского образования является внедрение и повсеместное использование технологии дистанционного обучения.

Предпосылкой возникновения и последующего развития дистанционного обучения стало расширение сферы использования Интернет-технологий во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Для решения проблемы совершенствования образовательных технологий, одной из важнейших задач является создание и внедрение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения, под которыми понимается полный набор учебных и методических материалов, необходимых для организации и проведения образовательного процесса в условиях компьютерной среды.

ЭОР нового поколения являются высоко интерактивными, мультимедийно насыщенными электронными учебными продуктами, распространяемые в глобальной компьютерной сети. Решение задачи создания сетевых мультимедиа ЭОР требует разработки новой архитектуры, унификации структуры содержательных компонентов электронных образовательных продуктов, а также разработки единой программной среды функционирования.

Для разработки новой архитектуры и унификации структуры ЭОР предлагается использовать модульно-компетентностный подход, который решает задачу формирования конкретной профессиональной квалификации, дает возможность управлять качеством подготовки будущего специалиста.Предлагается увязка видов профессиональной деятельности и соответствующих им профессиональных компетенций путем введения модулей, которые представляют целостный набор подлежащих освоению умений теоретических и практических знаний и опыта, необходимых для выполнения конкретной функции, значимой для сферы труда. Обычно учебная дисциплина включает несколько разнородных разделов, поэтому нами используется понятие модуля, как однородного, функционально законченного раздела дисциплины.

Описание возможных педагогических методов и технологий использования ЭОР в практике преподавателей

Современные требования к учебному процессу включают в себя организацию активной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения всем предметам, в том числе по об-

щепрофессиональным и специальным дисциплинам. Он предполагает использование следующих современных методов, приемов и технологий обучения.

Деловые игры

Одним из важных критериев профессиональной готовности будущего специалиста является уровень его подготовки к применению конкретных дисциплин в деятельности, связанной с выбранной обучаемым профессией.

В последние годы при подготовке управленческих кадров особенно широко стали использоваться деловые игры(ДИ). Деловую игру можно рассматривать как моделирование реальной деятельности специалиста в тех или иных специально созданных педагогических или производственных ситуациях. Деловая игра выступает как средство и метод подготовки и адаптации к педагогической деятельности и социальным контактам. Отличие деловой учебной игры от традиционных методов обучения, ее обучающие возможности заключаются в том, что в игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебной ситуации. Данные ситуации будут реализованы в практических ЭОР. Игровые ситуации могут быть основаны, например, на использовании виртуальных тренажеров. Это могут быть графические игровые приемы, такие как головоломки, кроссворды, ребусы и т.п.

Индивидуализированное обучение

Это организация учебного процесса, при которой преподаватель взаимодействует лишь с одним обучаемым (в рамках современного развития образовательных учреждений его возможно реализовать только на дополнительных занятиях), либо один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством данной технологии является тот факт, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности учащегося к его индивидуальным особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач, следить за его продвижением к знаниям, вовремя вносить необходимые коррективы. Компьютерные технологии в наибольшей степени позволяют использовать возможности индивидуализированного обучения. Предлагаемые ЭОР, как уже отмечалось выше, позволяют конструировать индивидуальную образовательную траекторию каждого ученика.

Групповые технологии

Для групповых технологий важна реализация основных условий коллективного взаимодействия: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимозависимость и взаимопомощь, контроль. Изучение содержания урока на основе разнообразных ЭОР позволит учителю организовать групповую деятельность с распределением обязанностей и ролей. Например, разные учащиеся группы изучают разные аспекты проблемы, а затем знакомят остальных участников группы с результатами своей деятельности.

Метод проектов

Аналогичной по организации является и работа группы над проектом. Но метод проектов отличается от традиционной групповой работы. Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения определённой проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего

конечного продукта. Именно метод проектов позволяет органично соединить исследовательскую, поисковую деятельность по решению определенной проблемы и достижение вполне прагматичного результата этой проектной деятельности — продукта, т.е. соединить теорию с практическим ее применением.

Таким образом, учащиеся имеют возможность не просто применить свои знания из разных областей для решения той или иной проблемы, но увидеть, ощутить результаты своего труда, увидеть, где и каким образом их знания могут быть применимы практически. Богатый иллюстративный ряд электронных учебных модулей, проблемный подход к получению профессиональных знаний, умений, навыков позволят преподавателю предложить, а учащимся реализовать проекты на различные темы. Использование в ряде случаев мнений преподавателей по ключевым проблемам подготовки профессиональных рабочих позволит ученикам выйти на новый уровень в изучении темы. Безусловно, проектная деятельность требует изучения большего количества информации, в т.ч. из книг, но предлагаемые ЭОР позволят ученикам ярко оформить результаты проектной деятельности, снабдив текст работы иллюстрациями, схемами, таблицами.

Развивающее обучение

Развивающее обучение это тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Среди особенностей развивающего обучения можно назвать такие важные моменты, как превращение учащегося в субъекта познавательной деятельности, формирование у него механизмов мышления, а не эксплуатация памяти, процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания, а основой процесса обучения является учебная деятельность учащихся в ходе выполнения учебных заданий. Из всего перечисленного становится очевидно, что практические модули направлены на реализацию именно этого типа обучения. Как уже отмечалось выше, они предполагают приобретение знаний учащимися в ходе самостоятельной практической деятельности, т.е. операций с объектами (работа с картой, анализ иллюстрации и т.п.).

Информационные и коммуникационные технологии

Очевидно, что сама форма представления учебного материала по указанным профессиям в форме электронных учебных модулей, в которых использовано большинство современных возможностей ИКТ для организации процесса обучения, позволит учащимся лучше овладеть этими технологиями.

Пример ЭОР для различных видов учебной деятельности

С сентября 2007 года, созданный в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете) Центр дистанционного обучения

(http://www.cdomadi.ru) в порядке апробации начал подготовку студентов с применением дистанционной технологии по следующим направлениям и специальностям:

190600 - Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования.

190601 - Автомобили и автомобильное хозяйство.

230100 - Информатика и вычислительная техника.

230102-Автоматизированные системы обработки информации и управления.

Разработаны фрагменты более, чем для 20 учебных курсов, указанных специальностей. Структура курсов выполнена в соответствии с рабочими программами, разработанными и утвержденными в МАДИ (ГТУ).

В качестве среды для размещения и управления учебными курсами используется LMS Moodle.

Moodle - это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Такие е-learning системы часто называются системами управления обучением (Learning Management Systems - LMS) или виртуальными образовательными средами (Virtual Learning Environments - VLE).

В настоящий момент система Moodle используется многими крупнейшими университетами мира (например, Open University), имеет более 100 000 зарегистрированных пользователей, 5000 инсталляций на 70 языках в 150 странах мира, объединяет более 300 программистов-разработчиков, в том числе и из России.

Moodle распространяется как программное обеспечение с открытыми исходными кодами. Это означает, что для использования Moodle необходимо соблюдать авторские права, но с определенными свободами.

Для того чтобы увидеть содержимое учебного курса сначала необходимо зарегистрироваться в системе (рис. 1). Для этого обучаемый вводит свой логин и пароль, которые ему назначил администратор системы. Далее обучаемый выбирает свою специальность и учебный курс, с которым он хочет работать.

£§ Центр дистанционного обучения МАДИ(ГТУ) - Windows Internet Explorer "" ^ I 1=1 I 111 ШМ]

w | Тп http://80.250,166,15/moodle/index,php »| | X |l| Поиск 'Live Search' P »

Ф & |gg[-r|jg> ПоискфМАШШгЖурна... Одноклассники.™_| Trt Центр дистанционног... X | |_Qr ^ ED *' # т У* Страница - Севшие -

Вы не прошли идентификацию (Вход) Н Русский (га) -г

Центр дистанционного обучения МАДИ(ГТУ)

Центр проводит обучение студентов МАДИ(ГТУ) с применением дистанционной технологии, а также научные и практические исследования в области создания и использования компьютерных информационных технологий для различных ступеней и форм образования, Обучение ведут преподаватели кафедр МАДИ(ГТУ).

В центре дистанционного обучения проводится подготовка по следующим направлениям и специальностям:

080500 ■ Менеджмент

Специалисты получают подготовку к профессиональной работе в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, к работе на преподавательских и административных должностях в средних общепрофессиональных и профессиональных учебных за ведениях, в государственных органах федерального и муниципального уровня на должностях, требующих базового высшего экономического образования.

Ш 080502 - Экономика и управление на предприятии (на транспорте, в строительстве)

Щ 080505 - Управление персоналом 11080507 - Менеджмент организации

190600 • Эксплуатация наземного транспорта и транспортного оборудования

Подготовка специалистов для предприятий и организаций проводящих эксплуатацию, хранение, заправку, техническое обслуживание, ремонт и сервис транспортных и технологических машин, а также материально-техническое обеспечение эксплуатационных предприятий и владельцев транспортных средств всех форм собственности.

1190601 - Автомобили и автомобильное хозяйство

Ш 190603 - Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)

190700 - Организация перевозок и управление на транспорте

Подготовка специалистов для государственных организаций и предприятий по перевозке грузов и пассажиров, транспортных организаций и предприятий других форм собственности, службы безопасности движения, транспортно-

Рис. 1. Регистрация в СДО

В содержании учебных курсов представлены учебные материалы, предполагающие использование активно-деятельностных форм обучения. В качестве формы представления излагаемого материала применяется гипермедиа с введенными в него статическими изображениями (иллюстрациями), видео- и аудиосюжетами, элементами анимации и др. Разработку дидактического обеспечения преподаватель осуществляет в различных редакторах: в стандартных офисных редакторах (Microsoft Word, Excel, PowerPoint, PhotoShop и др.) и в специальных редакторах для разработки различных мультимедийных приложений и тестовых заданий (Macromedia Flash, Adobe Acrobat, Luca Galli's QuizFaber и др.).

Лекционный материал (рис. 2) содержит описание, изучаемых в данной теме объектов в виде набора фрагментов, содержащих мультимедиа-компоненты, такие как: статическая графика;

Календарь

Апреля 2008 ►

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

1 2 3 4 5 6

7 8 9 10 11 12 13

14 16 17 18 19 20

21 22 23 24 25 26 27

28 29 30

Вход

Логин: admin Пароль:

Г Вход |

Забыли пароль?

Документы

Приказ о создании ЦДО МАДИ(ПУ)

Положение о ЦДО МАДИ (ПУ)

Договор об оказании услуг обучения

флэш-анимация; и возможно видеофрагменты. Лекционный материал, как правило, озвучивается диктором.

Рис. 2. Пример лекционного материала

Практические работы (рис. 3) представляют из себя компьютерную модель занятий, проводимых в реальных учебных условиях. В наиболее сложных и ответственных шагах практических работ возможно предусмотреть подсказки. Результаты выполнения работы обучаемый присылает в виде файла. Преподаватель проверяет работы, пишет короткий отзыв и выставляет оценку.

Рис. 3. Пример лабораторной работы

Самоконтроль (рис. 4) предполагает выполнение набора тестовых заданий с целью самоподготовки обучаемого. Выполнение возможно до полностью правильного решения. Результаты выполнения не заносятся в журнал успеваемости.

Рис. 4. Пример задания для самоконтроля

Для обеспечения обратной связи с преподавателем и общения с преподавателем в системе предусмотрены форумы (рис. 5) и чаты. Преподаватель задает тему для обсуждения, а студенты отвечают. Преподаватель в зависимости от настроек может производить оценивание ответов по заданной шкале.

Рис. 5. Тематический форум

Учет учебных достижений обучаемого записывается в журнал (рис. 6). Преподаватель может посмотреть как обучаемый занимался, какие задания выполнял, сколько времени потратил на их выполнение и каковы результаты этого выполнения. Теоретически можно посмотреть и адрес компьютера, с которого производилось подключение к системе.

Рис. 6. Подробный отчет о результатах обучения

Среди преимуществ дистанционной технологии студенты отмечали новизну подхода к технологии обучения; возможность выполнять задания в удобное время; хорошее качество учебных материалов; новые возможности для общения посредством сети Интернет.

Вместе с тем, некоторые студенты отмечали недостаточность очных контактов с преподавателем, не всегда удачные (понятные) формулировки заданий, возрастание учебной нагрузки за счет введения новых учебных компонентов.

Мы также можем отметить преимущество творческой работы над учебным курсом и вместе с тем снижение воспитательной функции образования и существенное увеличение нагрузки на преподавателя.

Заключение

С точки зрения использования ЭОР нового поколения открывают перспективы развития новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, прежде всего, активнодеятельностных форм обучения. ЭОР обеспечивают решение задачи создания контент-индустрии, переход от разработок локальных мультимедиа изданий и сетевых текстографических ресурсов разрозненными производителями к широкомасштабной согласованной деятельности по производству образовательного контента на базе унификации и стандартизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

2. Растригин Л. С. Адаптивное обучение с моделью обучаемого. - Рига: Знание, 1988.

3. Строганов В.Ю., Алексахин С.В., Николаев А.Б. Развитие системы дистанционного обучения // Человеческие ресурсы. - Саратов, 2002, №3.

4. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектирование стандартов высшего профессионального образования. - М., 2004.

EXPERIENCE OF WORKING OUT AND USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES OF NEW GENERATION FOR REMOTE TECHNOLOGY OF TRAINING

Barinov K. A., Burov D.A., Krasniansky M. N., А.V. Ostroukh

In article approaches to working out of electronic educational resources of new generation which are based on application module-competence the approach to their structure and actively mode of study with use of modern computer technologies, including the remote are stated. Examples of electronic educational resources of new generation for various kinds of educational activity are resulted.

Список исполнителей

Баринов Кирилл Александрович, 1978 г.р., окончил МВТУ им. Баумана (1989), кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизированных систем управления МАДИ (ГТУ), автор 50 научных работ, область научных интересов - автоматизация управления строительными предприятиями, проектирование баз данных и информационных систем, разработка образовательных ресурсов.

Буров Дмитрий Анатольевич, 1967 г.р., окончил МАДИ (1989), доцент кафедры корпоративных информационных систем Российского нового университета, автор 10 научных работ, область научных интересов - консалтинг, проектирование корпоративных информационных систем.

Краснянский Михаил Николаевич, 1973 г.р., окончил МАИ (1993), кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизированного проектирования технологического оборудования Тамбовского государственного технического университета, автор 50 научных работ, область научных интересов -автоматизация промышленных предприятий, проектирование баз данных и информационных систем, разработка электронных образовательных ресурсов.

Остроух Андрей Владимирович, 1975 г.р., окончил МАДИ (1996), кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизированных систем управления МАДИ (ГТУ), автор 137 научных работ, область научных интересов - автоматизация управления строительными предприятиями, проектирование баз данных и информационных систем, разработка электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.