Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрай Е.Б., Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А.

Введение. В данной статье речь идет о проблемах формирования интерактивной компетенции будущих педагогов как основы педагогической резильентности. Педагог, обладающий педагогической резильентностью, может эффективно организовать образовательный процесс, так как он способен выходить из возникающих кризисных ситуаций в профессиональной деятельности, используя интерактивные умения для быстрого преодоления кризисов и извлечения положительного опыта. Цель статьи - рассмотреть аспекты формирования интерактивной компетенции как основу для развития педагогической резильентности и готовности будущего педагога к включению в успешную педагогическую деятельность. Материалы и методы . Основными методами исследования являются обзор научной литературы по проблеме интерактивной компетенции, выявление преимуществ интерактивных методов для формирования интерактивной компетенции и педагогической резильентности, диагностические методики, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, методы обработки данных. Результаты . Отмечается значимая роль интерактивной компетенции для повышения уровня педагогической резильентности, без которой невозможно конструктивное решение возникающих кризисных ситуаций со всеми участниками образовательного процесса. Обсуждение . Анализ современных научных работ по проблеме формирования интерактивной компетенции будущих педагогов как основы педагогической резильентности подтвердил высокую актуальность, научную новизну и психолого-педагогический потенциал заявленной темы. Заключение . Сформированная интерактивная компетенция позволяет будущим учителям использовать приобретенные знания, умения и навыки для успешной организации образовательного процесса и для выхода с минимальными потерями из кризисных ситуаций, которые возникают в процессе профессионально-педагогической деятельности. Успешное преодоление кризисных ситуаций свидетельствует о сформированной педагогической резильентности. Основные положения: - обоснована необходимость формирования педагогической резильентности будущих педагогов как залог их успешной профессиональной деятельности; - выявлена взаимосвязь интерактивной компетенции и педагогической резильентности; - выделены компоненты интерактивной компетенции; - проанализирована эффективность интерактивных методов как для формирования интерактивной компетенции, так и для развития педагогической резильентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрай Е.Б., Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUTURE TEACHER INTERACTIVE COMPETENCE AS A BASIS OF PEDAGOGICAL RESILIENCE

Introduction. This article deals with problems of forming future teachers’ interactive competence as the basis of pedagogical resilience. Teacher with pedagogical resilience can organize the educational process effectively because he is able to get out of emerging crisis situations in professional activity, using interactive skills to overcome crises quickly and to gain positive experience. The purpose of the article is to consider aspects of interactive competence’s formation as the basis for the development of pedagogical resilience and future teacher’s readiness to be included in successful pedagogical activity. Materials and methods. The main research methods are scientific literature review on the problem of interactive competence, revealing of the advantages of interactive methods for the formation of interactive competence and pedagogical resilience, diagnostic techniques, including observation, questioning, testing, data processing methods. Results. The significant role of interactive competence for increasing the level of pedagogical resilience is noted, without which a constructive solution to emerging crisis situations with all participants in the educational process is impossible. Discussion. Analysis of scientific works on the problem of modern teachers’ interactive competence’s formation as the basis of pedagogical resilience confirmed high relevance, scientific novelty, psychological and pedagogical potential of declared topic. Conclusion. The formed interactive competence allows future teachers to use the acquired knowledge, abilities and skills for the successful organization of the educational process and for getting out of crisis situations that arise in the process of professional and pedagogical activities with minimal losses. Successful overcoming of crisis situations indicates the formed pedagogical resilience. Highlights: The need for the formation of future teachers’ pedagogical resilience as a guarantee of their successful professional activity is substantiated; The relationship between interactive competence and pedagogical resilience is revealed; Components of interactive competence are highlighted; The efficiency of interactive methods has been analyzed both for the formation of interactive competence and for the development of pedagogical resilience.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ»

DOI 10.25588/CSPU.2021.161.1.003

УДК 378 ББК 74.480.26

Е. Б. Быстрай1, Е. А. Бароненко2, Ю. А. Райсвих3

:ORCID № 0000-0001-5976-3465 Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: bistraieb@cspu.ru

2ORCID № 0000-0001-6638-6610 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: baronele@yandex.ru

3ORCID № 0000-0001-5980-5450 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: raisvihya@cspu.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ

Аннотация

Введение. В данной статье речь идет о проблемах формиро-* вания интерактивной компетенции будущих педагогов как основы

50

>| педагогической резильентности. Педагог, обладающий педагогиче-

^ ской резильентностью, может эффективно организовать образова-

S> тельный процесс, так как он способен выходить из возникающих

| кризисных ситуаций в профессиональной деятельности, используя

Ж

о

^ чения положительного опыта. Цель статьи — рассмотреть аспекты

«

а &

интерактивные умения для быстрого преодоления кризисов и извле-

формирования интерактивной компетенции как основу для развития педагогической резильентности и готовности будущего педагога к § включению в успешную педагогическую деятельность.

Материалы и методы. Основными методами исследования ^ являются обзор научной литературы по проблеме интерактивной ком-

петенции, выявление преимуществ интерактивных методов для формирования интерактивной компетенции и педагогической ре-зильентности, диагностические методики, включающие наблюдение, анкетирование, тестирование, методы обработки данных.

Результаты. Отмечается значимая роль интерактивной компетенции для повышения уровня педагогической резильентности, без которой невозможно конструктивное решение возникающих кризисных ситуаций со всеми участниками образовательного процесса.

£

Обсуждение. Анализ современных научных работ по про- § блеме формирования интерактивной компетенции будущих педаго-

ситуаций, которые возникают в процессе профессионально-педаго-

как для формирования интерактивной компетенции, так и для развития педагогической резильентности.

£

о

§

н

гов как основы педагогической резильентности подтвердил высокую £

н

§

актуальность, научную новизну и психолого-педагогический потен- £

а

циал заявленной темы. §

Заключение. Сформированная интерактивная компетенция | позволяет будущим учителям использовать приобретенные знания, § умения и навыки для успешной организации образовательного | процесса и для выхода с минимальными потерями из кризисных н

»К

и и

у

гической деятельности. Успешное преодоление кризисных ситуаций дУ

45

свидетельствует о сформированной педагогической резильентности.

Ключевые слова: педагогическая резильентность; интерак- § тивная компетенция; интерактивные методы; кризисная ситуация; коммуникативное взаимодействие.

Основные положения:

- обоснована необходимость формирования педагогической резильентности будущих педагогов как залог их успешной профессиональной деятельности;

- выявлена взаимосвязь интерактивной компетенции и педа-

е

с §

гогической резильентности; £ <

выделены компоненты интерактивной компетенции; и

л

- проанализирована эффективность интерактивных методов 1

ж

о

с

1 Введение (Introduction)

Современное общество предъявляет высокие требования к выпускникам педагогических вузов, которые должны быть в состоянии реализовывать актуальные цели и задачи обучения и воспитания, что, в свою очередь, ставит своей задачей пересмотр некоторых аспектов профессиональной подготовки будущих педагогов.

В настоящее время современной школе требуются педагоги со сформированной профессиональной компетентностью. В Федеральном государственном образовательном стандарте специальности 44.03.05 «Педагогическое образование» акцентируется значимость таких качеств личности, как способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, активность, умение выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития, наличие интерактивной компетенции, а также умение применять психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности. В этом контексте особое значение приобретает педагогическая резильентность будущего педагога.

Под психологической резильентностью в современной науке понимается «врожденное динамическое свойство личности, выражающееся в способности преодолевать неблагоприятные жизненные обстоятельства с возможностью восстанавливаться и развиваться, используя внутренние и внешние ресурсы» [1, 72]. Под

8 педагогической резильентностью обычно понимают знания, уме-§

ния и личностные качества педагога, позволяющие противостоять ^ кризисам, связанным с профессиональной деятельностью и выхо-g дить из них, критически осмысливая создавшуюся ситуацию и кон-

ж

50

ж структивно проектируя пути ее преодоления.

а

« риод времени, не испытывать страх перед конфликтными ситуаци

Г

с

Сформированная педагогическая резильентность помогает преодолевать кризисы в профессиональной сфере за короткий пе-

ями, конструктивно решать проблемы. Такие педагоги уверенно ^ чувствуют себя в профессиональной сфере и не впадают в ситуации бездействия. Отсутствие данного качества делает педагога уяз-

вимым к воздействию негативных проявлений в профессиональной сфере. В качестве основы для формирования педагогической ре-зильентности выступает сформированная интерактивная компетенция будущего учителя, которую профессор Е. Б. Быстрай и наши коллеги, преподаватели кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, определяют как «совокупность знаний, умений и его личностных качеств, которые находятся р

и

во взаимосвязи друг с другом, и позволяют будущему учителю ква- О лифицированно, качественно и продуктивно взаимодействовать с а обучающимися и использовать интерактивные методы обучения, что способствует повышению эффективности процесса формирования речевых умений и навыков обучающихся» [2, 240]. Развивая

к

эту точку зрения, под интерактивной компетенцией мы понимаем О сформированные умения устанавливать контакт со всеми субъек- о тами образовательного процесса, а именно: обучающимися, их ро- | дителями, руководством образовательной организации и коллегами, | поддерживать его с целью эффективного взаимодействия с учетом

а

ж

и

е и

ж

3

е

р а

и

и У

установленных норм и правил, при необходимости использовать дУ

45

существующие коммуникативные стратегии для более эффективного коммуникативного взаимодействия. Заметим, что необходимость а формирования интерактивной компетенции будущих учителей продиктована требованиями действующих Федеральных государственных образовательных стандартов и неоднократно подчеркивается в работах отечественных ученых. Так, например, В. П. Зайцева

а

справедливо отмечает, что «внедрение интерактивных методов д

а

обучения предусмотрено образовательными стандартами нового а поколения и становится одним из важнейших направлений совер-

шенствования подготовки студентов в современном вузе» [3, 136]. &

р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что большую роль в развитии профессиональной резильентности будущих учителей играет формирование не просто специальных знаний и умений, а интерактивной компетенции, которая включает в

§

о*

е

ж 3

ж о

о

и

«о

с

»а

а

§

себя информационно-когнитивный компонент, деятельностно-операциональный и личностно-ориентированный компоненты.

Информационно-когнитивный компонент определяет предметное содержание системы формирования интерактивной компетенции будущего учителя, поскольку для организации эффективного образовательного процесса от всех участников требуется владение определенными знаниями, умениями и навыками. К интерактивным знаниям относятся следующие:

- лингвосоциокультурные знания — знания об особенностях и нормах речевого поведения, принятых в обществе, в той или иной коммуникативной ситуации;

- знания правил поведения в процессе образовательной деятельности;

- знания методических основ интерактивного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса;

- знания путей выхода из кризисных ситуаций и способов предотвращения конфликтов.

Воздействие на мотивационную сферу происходит в рамках личностно-ориентированного компонента, когда мы мотивируем обучающихся к познавательной деятельности, формулируем ее цель, в процессе чего у обучающихся возникает высокий интерес к овладению интерактивной компетенцией. Заметим, что целепола-гание является важным аспектом для формирования и развития

устойчивого познавательного интереса студентов к изучаемым на ^ иностранном языке психолого-педагогическим проблемам, посколь-

ку «цель играет определяющую роль в успешном формировании по-

ко

н

ж знавательного интереса и познавательной деятельности студентов,

а

« компетенции будущего учителя обусловлен парадигматическим

направляя их при получении и использовании знания» [4, 147].

Личностно-ориентированный компонент интерактивной

единством его потребностей, желаний, ценностных ориентиров и ^ движущих сил. Это способствует формированию его позиции как личности и профессионала. Мотивация студентов-будущих учите-

лей повышается с помощью стимулирующих средств (например, обращение к личностным интересам и потребностям студента). Мотивационный компонент дефинируется как стремление к когнитивной активности, осознанная потребность в деятельности. Большую роль играет адаптивность поведения к возможным кризисным ситуациям в процессе общения. У учителя со сформированной интерактивной компетенцией выше уровень педагогической резиль-ентности, а, следовательно, выше его способность противостоять

и

кризисным ситуациям и успешно выходить из них. О

а

ж и е и ж

вательный процесс так, чтобы выявить имеющиеся у студента знания и способности, активизировать их, а потом добавить то, чего не хватает» [5, 4]. Овладение этими умениями и навыками у будущих учителей происходит через ролевое общение, которое осуществля-

ор

кй р

а к

Личностно-ориентированный компонент способствует личностному включению обучающихся сначала в квазипрофессиональную, а затем в собственно педагогическую деятельность, раскрывая личностный потенциал каждого из них и мотивируя к

к

саморазвитию и профессиональному совершенствованию. В струк- О туре личности учителя должны быть выражены следующие про- ко фессионально значимые личностные качества: коммуникабель- е

е

ность, ответственность, толерантность, тактичность, искренность, ж

и

и

У

дружелюбие, объективность, стрессоустойчивость, креативность, интерактивность (умение взаимодействовать с различными типами ду людей, легко приспосабливаться к изменяющимся ситуациям общения), оптимизм (уверенность в себе, жизнерадостность). да

Деятельностно-операциональный компонент ориентирован на формирование знаний, умений будущих учителей как составляющих интерактивной компетенции с помощью определенных методов и средств. Деятельностно-операциональный компонент подразумевает овладение будущими учителями определенными умениями и навыками осуществления успешной деятельности на основе имеющихся знаний. Как мы уже отмечали в своих предыдущих ра-

е с

ко

ботах, «преподаватель должен организовать воспитательно-образо- &

р

§

о*

е

ж

3 ж

о с

51

р тр

с

ется в устной и письменной формах. Устное ролевое общение учителя подразумевает не только проведение уроков, но и субъект-субъектное взаимодействие всех участников образовательного процесса. Письменное формально-ролевое общение учителя — это документация, составление заданий и упражнений, проведение письменных работ и их проверка, портфолио и так далее.

Таким образом, формирование интерактивной компетенции, состоящей из информационно-когнитивного, деятельностно-опера-ционального и личностно-ориентированного компонентов, будет способствовать росту педагогической резильентности будущих педагогов.

2 Материалы и методы (Materials and method s)

Для повышения уровня сформированности интерактивной компетенции у студентов-бакалавров факультета иностранных языков, обучающихся по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», на занятиях по иностранному языку нами применялась серия интерактивных методов, способствующая развитию каждого из выделенных нами компонентов вышеназванной компетенции. Это, по нашему мнению, способствует более эффективному формированию педагогической резильентности.

Наличие интереса стимулирует мотивацию, что является залогом эффективности педагогической деятельности. Данные ме-

и в с

тоды дают возможность раскрыть творческий потенциал обучаю

щихся, повысить у них интерес к профессиональной деятельности и развить их креативные способности. Вслед за заслуженным дея-ж телем науки Российской Федерации, профессором В. Г. Рындак ^ мы полагаем, что «студенты, которым присуща креативность,

предпочитают эксперимент, поиск нового, осознанное решение

« проблем оригинальным способом, предполагая результат, пыта-

ются организовать деятельность соответственно своим возможно-^ стям и потребностям» [6, 6].

В рамках активизации личностно-ориентированного компо-

нента мы использовали различные интерактивные методы, среди которых наиболее успешным был «Аукцион идей», посвященный теме «Моя профессия - учитель иностранного языка». В «сундук учителя» мы должны были положить личностные качества, знания и умения, которые необходимы, чтобы быть учителем иностранного языка. Таким образом, наша цепочка слов выглядела следующим образом: «В наш сундук учителя иностранного языка

мы кладем необходимые для педагога знания о возрастных психо-

£

лого-педагогических особенностях обучающихся, о возможных О конфликтах и путях выхода из них, о кризисах различной этиологии в профессиональной педагогической деятельности, о педагогической резильентности, о нормах профессионально-педагогического общения, такие профессиональные умения, как умения

к

профессионально-педагогического самоконтроля, аналитико-прог- О ностические умения, умения педагогического общения, а также о такие личностные качества, такие, как терпение, педагогический е

е

оптимизм, гибкость, педагогический реализм, педагогическая ре- ж зильентность, рефлексия и саморефлексия».

Обязательной составляющей в формировании интерактивной у компетенции будущих учителей, а именно ее деятельностно-опера-

вить М^Мар, под которым понимается систематизация какого-либо термина или понятия. Обучающимся было предложено в группах заполнить такой MindMap, где ключевым словом является «Педагогическая резильентность».

в

У

ционного компонента, является ролевая игра. Ролевая игра — это а интерактивный прием погружения в будущую профессиональную деятельность с целью формирования умений педагогического общения. В процессе лекционных занятий по методике преподавания иностранного языка были рассмотрены следующие вопросы: интерактивная компетенция, интерактивные методы обучения, примеры ролевых игр. С целью формирования информационно-когнитивного компонента интерактивной компетенции мы использовали также

л

е

о о

часто метод «Бином фантазий». Обучающиеся должны были соста- &

§

о*

е

ж 3

ж о

о

«Карусель» — интерактивный прием, в процессе которого обучающиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Внутренний круг образуют стоящие неподвижно обучающиеся, а во внешнем кругу обучающиеся по хлопку преподавателя меняются местами по часовой или против часовой стрелки. Таким образом, задачей обучающихся является решение определенного конфликта или кризисной ситуации за несколько минут. Использование данного метода позволяет эффективно формировать педагогическую ре-зильентность на основе интерактивной компетенции.

Синквейн — это прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии. Синквейн — это маленькое стихотворение из пяти строк, в котором обучающийся может выразить все, что он знает по данной теме, может выразить и свое отношение к ней, проанализировав имеющийся материал и личный опыт, сделать выводы, обобщить, а также проявить свое творчество. Обучающемуся дается время на составление синквейна. Затем все имеют возможность представить результаты своей работы, назвать наиболее понравившийся синквейн.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хотелось бы отметить направляющую роль педагога в процессе формирования интерактивной компетенции. Преподаватель помогает обучающимся овладеть необходимыми знаниями и умениями, создает творческую атмосферу, мотивирует обучающихся к ак-

* тивной познавательной деятельности и помогает справиться с воз-

ви

« никающими кризисными ситуациями в процессе обучения. С точки

• зрения А. В. Ворожейкиной и И. А. Скоробренко, «развитие позна-

N

вательной активности личности направлено на формирование об-| щекультурных компетенций обучающихся, расширение их кругозора и способствует подготовке грамотного, готового к жизни в инфор-

н

е

н

о р

^ мационном обществе и столь быстро меняющемся современном

а р

тр с

г3 3

мире человека» [7, 242]. Разделяя эту психолого-педагогическую позицию, смеем предположить, что применение интерактивных методов в сочетании с непрерывным педагогическим сопровождением способствует не только формированию интерактивной компетенции,

13

но и развитию педагогической резильентности будущих учителей.

В процессе обучения будущие учителя проходят практику в образовательных учреждениях, в процессе которой реализуются все компоненты интерактивной компетенции, а именно информационно-когнитивный, деятельностно-операциональный и личност-но-ориентированный компоненты. Переход от квазипрофессиональной деятельности к профессиональной позволяет обучающимся применить на практике приобретенные знания и умения, проявить личностные качества, необходимые для успешной профессиональ- ^

ной деятельности педагога. |1

о

ка ж

и е и ж

3 Результаты (Results)

Многолетняя педагогическая деятельность на факультете иностранных языков доказала целесообразность формирования интерактивной компетенции для развития педагогической резильент-ности на более высоком уровне. Внедрение интерактивных методов

преодолевать кризисы в профессиональной сфере без длительного периода депрессии, не испытывать страх перед конфликтными ситуациями, конструктивно решать проблемы. Такие педагоги уверенно чувствуют себя в окружающем мире и не впадают в ситуации бездействия. Отсутствие данного качества делает педагога

ют запросам современных образовательных организаций и способствуют успешному вхождению в педагогическую профессиональную деятельность выпускников педагогического вуза.

Будущие педагоги отмечают значимую роль интерактивной

кй

а *

к

№ Ж

в образовательный процесс подготовки будущих педагогов способ- к<

Ж

ствует повышению уровня сформированности педагогической ре-зильентности и помогает будущим педагогам достойно справляться с кризисными ситуациями и выходить из них без личностных и £ профессиональных потерь.

а

е

е ж

ж и

и

д У

Сформированная педагогическая резильентность помогает ^

ж

е

д а г о г о к

ка к

о

с ж

ок

уязвимым к воздействию негативных проявлений в профессио- а

е

нальной сфере. Применяемые нами интерактивные методы отвеча- да

г

о

Л

о *

о

Й 3

g о*

компетенции для повышения уровня педагогической резильентности, §

без которой невозможно конструктивное решение возникающих жо проблем со всеми субъектами образовательного пространства.

о

о 3

а Ss

SJ

Авторы подчеркивают преимущества интерактивных методов, так как они позволяют мотивировать обучающихся активнее включаться в квазипрофессиональную деятельность и быстрее войти в профессиональную жизнь, не испытывая при этом существенных психологических трудностей.

4 Обсуждение (Discussion)

Проблема формирования интерактивной компетенции будущих педагогов в контексте педагогической резильентности активно разрабатывается в современных психолого-педагогических исследованиях. О высокой актуальности темы свидетельствует относительно большое количество публикаций по данной проблематике за последние десять лет.

По выражению А. А. Муравьевой и О. Н. Олейниковой, ре-зильентность является метакомпетенцией, значимость которой, к сожалению, недооценивается педагогами. Теоретический анализ научных изысканий авторов в рамках данной темы позволяет говорить, что метакомпетенция резильентность «представляет особую важность для успешной самореализации людей в современном мире, в связи с чем ей необходимо уделять особое внимание в образовательных программах всех уровней, а также в части управления образовательными организациями и создания в них соответствующей обучающей среды, способствующей формированию резиль-ентности» [8, с. 20].

s

«о

^ Л. Б. Райхельгауз рассматривает резильентность образова-

тельных результатов как новый принцип современной дидактики. Относясь к резильентности как к неоднозначному психолого-| педагогическому феномену, автор высказывает мнение, что «феномен резильентности на уровне дидактического принципа целесообразно рассматривать в поле исследований проектирования процес-

hq

« са формирования образовательных результатов» [9, 11].

Анализируя особенности феномена резильентности в услови-^ ях дистанционного обучения, исследователи О. В. Лебедева, А. А. Никитина и И. В. Калинина отмечают, что «существуют вероятные

негативные последствия реализации дистанционного обучения, которые угрожают психологической безопасности участников образовательного процесса» [10, 290]. Это актуализирует проблему необходимости формирования резильентности у всех субъектов образования на современном этапе развития психологии и дидактики в условиях новых эпидемиологических угроз и вызовов. Сказанное определяет значимость формирования интерактивной компетенции будущих учителей как основы педагогической резильентности в

и

процессе их профессионально-педагогической подготовки. О

языку, но и ресурсом, в котором заложен большой методический потенциал совершенствования данного образовательного процес-

в

о

Исследования О. В. Макаренко дают развернутую характе- £

ристику интерактивной компетенции, которая рассматривается ав- £

ж

тором как важная составляющая профессиональной культуры специалиста. В работах автор поясняет, что «интерактивная компе-

к

тенция проявляется в готовности и способности к эффективному ж

К!

кй

а

взаимодействию», причем «надо учитывать, что взаимодействие ж многогранно, и это не просто действие или противодействие, это е

е

может быть притяжение, взаимодополнение, взаимоподдержка, а ж

»К

г*

может и взаимоотталкивание, взаимоисключение» [11, 143]. Учиты-

Уд

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вая эту точку зрения, мы полагаем, что интерактивная компетенция У

45 8

будущих педагогов позволит им более эффективно выстраивать коммуникативное взаимодействие с другими субъектами образова- а тельного процесса, способствовать взаимопониманию и взаимоподдержке коммуникантов в ситуациях педагогического общения, в чем, собственно и будет проявляться сформированная педагогическая резильентность.

Интересны точки зрения авторов Д. А. Гусева, Е. С. Пологих и О. В. Флерова на проблему интерактивности в современной лингводидактике. Авторы рассматривают интерактивность как но-

л

е

с ж

вую парадигму обучения коммуникации на иностранном языке. Ав- ^ < торами подчеркивается, что «интерактивная парадигма может £ представляться не просто требованием к обучению иностранному е

ж ж

с

о р

а

3

са» [12, 24]. В другой работе, посвященной детальному рассмотрению основных иноязычных компетенций и особенностей их формирования в дополнительном профессиональном образовании, авторы еще раз акцентируют внимание педагогической общественности на интерактивном характере современного языкового образования и приводят пример, иллюстрирующий интерактивный характер занятий по иностранному языку: «на уровне содержания обучения все чаще создаются ситуации, которые обучающиеся могут именно разрешить, например, при помощи диалогов» [13, 245]. Педагогическая позиция авторов подтверждает глубокое проникновение в значимость исследуемой нами проблемы и позволяет говорить о важности формирования интерактивной компетенции будущих педагогов в контексте оптимизации современного лингвообразования и значительного обновления его содержания, что, безусловно, предполагает также и формирование педагогической резильентности у будущих учителей.

Указанных выше точек зрения придерживается также А. В. Тихомирова, которая в своих трудах отмечает, что «именно интерактивные методы позволяют реализовывать формирование профессиональной компетентности» [14, 116]. В самом деле, нельзя не согласиться с автором, поскольку только современный учитель, владеющий интерактивной компетенцией на достаточно высоком уровне, способен организовать эффективное субъект-субъектное взаимодейст-

и

в с

вие с обучающимися, их родителями и администрацией образова-

тельного учреждения в образовательном процессе. Именно поэтому применение интерактивных методов обучения представляется край-| не важным на этапе профессиональной подготовки будущих педагогов в аспекте формирования их педагогичес-кой резильентности. Рассмотрев различные точки зрения, мы полагаем, что педа-

« гогическая резильентность является важным компонентом готовно-

ар

сти будущего педагога к профессиональной деятельности, а ее каче-^ ственной основой, фундаментом, базисом может служить интерактивная компетенция, которую необходимо формировать на этапе

профессиональной подготовки будущего учителя в вузе. Таким образом, анализ современных научных достижений, основных подходов к проблеме формирования интерактивной компетенции будущих педагогов как основы педагогической резильентности показывает, что эта проблема обладает высокими актуальностью, научной новизной и психолого-педагогическим потенциалом в современном научном сообществе.

5 Заключение (Conclusion)

s

Социальный заказ современного общества ставит задачу под- о готовить такого специалиста, который был бы в состоянии не только организовать продуктивное общение со всеми субъектами образовательного процесса, но и был бы в состоянии преодолевать те или

иные кризисы в профессиональной деятельности, уверенно идти к

к

цели, быстро восстанавливаться после возможных педагогических ж

Kl

неудач, реально оценивать сложившуюся ситуацию и перспективы ж

к

выхода из нее с минимальными потерями. S

S

Это актуализирует необходимость формирования педагогиче- | ской резильентности будущих педагогов, что представляется возможным путем формирования интерактивной компетенции на более У высоком уровне. Комплементарность информационно-когнитивного.

компонентов позволяет сформировать у обучающихся интерактивную компетенцию на более высоком уровне, готовит их к вступлению в будущую профессию. Будущие учителя со сформированной интерактивной компетенцией будут владеть разнообразным инстру-

из сложившейся кризисной ситуации с минимальными потерями для всех субъектов образовательного процесса, но и получить новый

профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы / О. А. Селиванова [и др.] // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 3. С. 72-81.

в

s s

У

g S

деятельностно-операционального и личностно-ориентированного а

г о г о

к §

g

о о ж о к а ж

ментарием, с помощью которого они смогут не только найти выход д

а г о

л

S

о о

опыт, который позволит им быть более резильентными в процессе к

§

о* S

ж

S ж

о

о

и

в с

»а

а

йн

^

2>

,ко

н

е

н

о р

а

>а~

а р

тр с

г®

2. Быстрай Е. Б., Белова Л. А., Власенко О. Н., Штыкова Т. В. Использование интерактивных методов обучения в процессе формирования вторичной языковой личности // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 237-252.

3. Зайцева В. П. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций будущего учителя // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2016. № 2 (90). С. 131-138.

4. Быстрай Е. Б., Скоробренко И. А. Формирование познавательного интереса будущих учителей к изучению иностранного языка с использованием кейс-стади // Теоретические и прикладные аспекты лингвообразования : сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции, 27-28 мая 2019 г. / под редакцией Л. С. Зникиной. Кемерово : Кузбасский государственный технический университет, 2019. С. 146-150.

5. Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А. Метод проектов как ресурс формирования личности будущего учителя иностранного языка // Проектирование и экспертиза в современном образовании: методология, методы, практики : материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции, 2324 мая 2018 г. Калуга : Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, 2019. С. 3-11.

6. Рындак В. Г. Формирование креативности будущего учителя при изучении педагогических дисциплин // Человек и образование. № 2 (39). 2014. С. 4-9.

7. Скоробренко И. А., Ворожейкина А. В. Активизация познавательной деятельности современных школьников как условие развития мотивации творчества // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования : сборник материалов международной студенческой научно-практической конференции, 18-19 апреля 2018 г. Челябинск : Южно-Уральский государственный университет. 2018. С. 240-245.

8. Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Недооцененная компетенция или педагогические аспекты формирования резильентности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 16-21.

9. Райхельгауз Л. Б. Резильентность образовательных результатов как новый принцип современной дидактики // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 4 (109). С. 8-14.

10. Лебедева О. В., Никитина А. А., Калинина И. В. Развитие навыков психологической резильентности обучающихся в условиях дистанционного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69-3. С. 289-292.

11. Макаренко О. В. Об интерактивной компетенции как одной из составляющих профессиональной культуры специалиста // Философия образования. 2010. № 3 (32). С. 143-147.

12. Пологих Е. С., Флеров О. В. Интерактивность как новая парадигма обучения коммуникации на иностранном языке // Глобальный научный потенциал. 2016. № 3 (60). С. 23-25.

13. Гусев Д. А., Флеров О. В. Основные иноязычные компетенции и особенности их формирования в дополнительном профессиональном образовании // Преподаватель XXI век. 2016. № 4-1. С. 236-252.

14. Тихомирова А. В. Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов интерактивными методами // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 1. С. 111-116.

Ye. B. Bystraj1, Ye. A. Baronenko2, Yu. A. Reiswich3

^RCID No. 0000-0001-5976-3465 Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: bistraieb@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0001-6638-6610 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: baronele@yandex.ru

3ORCID No. 0000-0001-5980-5450 О

r

Candidate of Pedagogic Sciences, a

Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o

s ^

University, Chelyabinsk, Russia. u

E-mail: raisvihya@cspu.ru I

FORMATION OF FUTURE TEACHER g

INTERACTIVE COMPETENCE IT

AS A BASIS OF PEDAGOGICAL RESILIENCE ""

ra

Abstract i

Introduction. This article deals with problems of forming ^ future teachers' interactive competence as the basis of pedagogi- p cal resilience. Teacher with pedagogical resilience can organize s the educational process effectively because he is able to get out c of emerging crisis situations in professional activity, using interactive skills to overcome crises quickly and to gain positive experience. The purpose of the article is to consider aspects of in- ^

teractive competence's formation as the basis for the

c a

development of pedagogical resilience and future teacher's readi-

R> Ö

ness to be included in successful pedagogical activity. ^

Materials and methods. The main research methods are

scientific literature review on the problem of interactive compe-

№ a о л

tence, revealing of the advantages of interactive methods for the formation of interactive competence and pedagogical resilience, diagnostic techniques, including observation, questioning, testing, data processing methods.

Results. The significant role of interactive competence for increasing the level of pedagogical resilience is noted, without which a constructive solution to emerging crisis situations with all participants in the educational process is impossible.

Discussion. Analysis of scientific works on the problem of modern teachers' interactive competence's formation as the basis of pedagogical resilience confirmed high relevance, scientific novelty, psychological and pedagogical potential of declared topic.

Conclusion. The formed interactive competence allows future teachers to use the acquired knowledge, abilities and skills for the successful organization of the educational process and for getting out of crisis situations that arise in the process of professional and pedagogical activities with minimal losses. Successful overcoming of crisis situations indicates the formed pedagogical resilience.

Keywords: Pedagogical resilience; Interactive competence; Interactive methods; Crisis situation; Communicative interaction.

Highlights:

The need for the formation of future teachers' pedagogical resilience as a guarantee of their successful professional activity is substantiated;

« The relationship between interactive competence and ped-

^ agogical resilience is revealed;

Components of interactive competence are highlighted; The efficiency of interactive methods has been analyzed both for the formation of interactive competence and for the development of pedagogical resilience.

£

ß?

Hj £

References

1. Selivanova O.A., Bystrova N.V., Derecha I.I., Mamontova T.S. & Panfilova O.V. (2020), Izuchenie fenomena rezil'entnosti: problemy i perspek-tivy [Studying the phenomenon of resilience: problems and prospects], Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, 8, 3, 72-81. (In Russian).

2. Bystraj E.B., Belova L.A., Vlasenko O.N. & Shtykova T.V. (2020), Ispol'zovanie interaktivnyh metodov obucheniya v processe formirovaniya vtorichnoj yazykovoj lichnosti [The use of interactive teaching methods in the formation process of the secondary linguistic personality], Perspektivy nauki i obrazovaniya, 4 (46), 237-252. (In Russian).

3. Zajceva V.P. (2016), Interaktivnye tekhnologii kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij budushchego uchitelya [Interactive and information technology as a means of formation of professional competence at future teachers], Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni I. Ya. Yakovleva, 2 (90), 131-138. (In Russian).

4. Bystraj E.B. & Skorobrenko I.A., Edr. L.S. Znikina (2019), Formi-rovanie poznavatel'nogo interesa budushchih uchitelej k izucheniyu inostran-

nogo yazyka s ispol'zovaniem kejs-stadi [Formation of the future teachers' o

cognitive interest to the foreign language study by using case studies]. Sbornik a nauchnyh statej Mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Teoretich- S"

eskie i prikladnye aspekty lingvoobrazovaniya " [A Collection of scientific ar- f ticles of the Interuniversity scientific-practical conference "Theoretical and u applied aspects of linguistic education"], Kuzbasskiy gosudarstvennyy &

tekhnicheskiy universitet, Kemerovo, 146-150. (In Russian). T

5. Baronenko E.A., Reiswich Yu.A. & Skorobrenko I.A. (2019), Metod c proektov kak resurs formirovaniya lichnosti budushchego uchitelya inostran- e

nogo yazyka [The method of projects as a resource for the formation of a future foreign language teacher's personality], Materialy I-j Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Proektirovanie i ekspertiza v sovremen-nom obrazovanii: metodologiya, metody, praktiki" [Materials of the IInd All- e Russian Scientific-Practical Conference "Design and expertise in modern education: methodology, methods, practices"], Kaluzhskiy gosudarstvennyy uni- P

C6

versitet imeni K. E. Tsiolkovskogo, Kaluga, 3-11. (In Russian). n

s

6. Ryndak V.G. (2014), Formirovanije kreativnosti budushego e uchitelja pri izuchenii pedagogicheskih disciplin [Formation of a future teacher's creativity in the study of pedagogical disciplines], Chelovek i obra- ^ zovanie, 2 (39), 4-9. (In Russian). s

7. Skorobrenko I.A. & Vorozhejkina A.V. (2018), Aktivizaciya pozna- f vatel'noj deyatel'nosti sovremennyh shkol'nikov kak uslovie razvitiya motivacii Pi tvorchestva [Activation of cognitive activity of modern schoolchildren as a gg condition for the development of creative motivation], Sbornik materialov mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Psihologiya v menyayushchemsya mire: problemy, gipotezy, issledovaniya" [A Collec- e tion of ma terials of the international student's scientific -practical conference "Psychology in a changing world: problems, hypotheses, research"], Yuzhno- n

Ci

Ural'skij gosudarstvennyj universitet, Chelyabinsk, 240-245. (In Russian).

50 £

R

50 R O

a

a?

£ ^

tt? ttj

£

8. Murav'eva A.A. & Olejnikova O.N. (2017), Nedoocenennaya kom-petenciya ili pedagogicheskie aspekty formirovaniya rezil'entnosti [Under estimated competence or pedagogical aspects of developing resilience], Kazan-skij pedagogicheskij zhurnal, 2 (121), 16-21. (In Russian).

9. Rajhel'gauz L.B. (2019), Rezil'entnost' obrazovatel'nyh rezul'tatov kak novyj princip sovremennoj didaktiki [Resistance of educational results as a new principle of modern didactics], Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, 4 (109), 8-14. (In Russian).

10. Lebedeva O.V., Nikitina A.A. & Kalinina I.V. (2020), Razvitie na-vykov psihologicheskoj rezil'entnosti obuchayushchihsya v usloviyah dis-tancionnogo obucheniya [Development of psychological stability skills of students in the conditions of distance learning], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 69-3, 289-292. (In Russian).

11. Makarenko O.V. (2010), Ob interaktivnoj kompetencii kak odnoj iz sostavlyayushchih professional'noj kul'tury specialista [On the interactive competence as a part of professional culture of the specialist], Filosofiya obrazovaniya, 3 (32), 143-147. (In Russian).

12. Pologih E.S. & Flerov O.V. (2016), Interaktivnost' kak novaya paradigma obucheniya kommunikacii na inostrannom yazyke [Interaction as a new paradigm of teaching communication in a foreign language], Global'nyj nauchnyj potencial, 3 (60), 23 -25. (In Russian).

13. Gusev D.A. & Flerov O.V. (2016), Osnovnye inoyazychnye kompetencii i osobennosti ih formirovaniya v dopolnitel'nom professional'nom obra-zovanii [Main foreign language competences and peculiarities of their forming in further professional education], Prepodavatel' XXI vek, 4-1, 236-252. (In Russian).

14. Tihomirova A.V. (2011), Formirovanie professional'noj kompe-tentnosti molodyh pedagogov interaktivnymi metodami [Formation of professional competence of young teachers using interactive methods], Sovremenna-ya vysshaya shkola: innovacionnyj aspekt, 1, 111-116. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.