Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
115
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ ЦЕПОЧКА / КОМПЕТЕНЦИИ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Райсвих Ю.А., Бароненко Е.А., Скоробренко И.А.

Введение. В данной статье речь идёт о применении такой интерактивной формы контроля, как «коррекционная цепочка». Цель статьи - показать преимущества данной формы контроля в контексте организации образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по проблеме, изучение нормативно-законодательных актов в сфере образования Российской Федерации, сравнение эффективности традиционных форм и интерактивных форм контроля с целью достижения поставленных образовательных целей, диагностические методики, включающие анкетирование, наблюдение, тестирование. Авторами проанализирован и обобщен собственный педагогический опыт преподавания в высшей школе. Результаты. Опыт педагогической деятельности авторов продемонстрировал эффективность применения формы контроля «коррекционная цепочка»,которая выступает и как форма контроля, и как средство обучения в процессе профессиональной подготовки студентов факультета иностранных языков. «Коррекционная цепочка» является залогом успешного формирования необходимых компетенций, умений и навыков. Систематическое использование «коррекционной цепочки» способствует созданию квазипрофессиональной среды с целью погружения обучающихся в будущую педагогическую деятельность, что развивает у них необходимые профессиональные качества. Авторами сформулированы рекомендации по использованию данной формы контроля. Обсуждение. В статье подробно рассмотрены и проанализированы точки зрения ученых и практикующих педагогов на проблему синтеза традиционных и нетрадиционных форм контроля, а также на проблему интерактивности процедуры контроля, большинство из которых сводятся к тому, что поиск новых форм контроля результатов учебной деятельности обучающихся актуален, необходим и продиктован современными требованиями системы образования, государства и общества. Заключение. Внедрение «коррекционной цепочки» в образовательный процесс педагогического вуза подтвердило эффективность использования данной интерактивной формы контроля как для получения объективной информации о результативности образовательного процесса, так и для формирования необходимых компетенций. Основные положения: - выявлены преимущества интерактивных форм контроля для более эффективного формирования необходимых компетенций, умений и навыков; - разработаны рекомендации по применению «коррекционной цепочки» в образовательном процессе педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Райсвих Ю.А., Бароненко Е.А., Скоробренко И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE FORMS OF CONTROL AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER SCHOOL

Introduction. In this article we are talking about the use of such interactive form of control as "correctional chain". The purpose of the article is to show the advantages of this form of control in the context of organizing the educational process based on subject-subject relations. Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature on the problem, the study of regulatory and legislative acts in the field of education in the Russian Federation, the comparison of the efficiency of traditional forms and interactive forms of control in order to achieve the educational goals, diagnostic methods, including questioning, observation, testing. The authors also analyzed and summarized their own pedagogical experience of teaching in higher education. Results. The experience of the authors' pedagogical activity has demonstrated the efficiency of the use of the form of control "correctional chain", which acts as a form of control and as a means of learning in the process of professional training of Foreign Languages Faculty's students. The "correctional chain" is the key to the successful formation of the necessary competencies, skills and abilities. The systematic use of "correctional chain" contributes to the creation of a quasi-professional environment in order to immerse students in future pedagogical activities, which develops the necessary professional qualities in them. The authors formulated recommendations on the use of this form of control. Discussion . The article discusses and analyzes in detail the points of view of scientists and practicing teachers on the problem of synthesis of traditional and non-traditional forms of control, as well as on the problem of interactivity of the control procedure, most of which come down to the fact that the search for new forms of control of the results of students' educational activities is relevant, necessary and is dictated by modern requirements of the education system, state and society. Conclusion. The implementation of “correctional chain” into the educational process of a pedagogical university confirmed the efficiency of using this interactive form of control both to obtain objective information about the efficiency of the educational process and to form the necessary competencies, skills and abilities. Highlights: The advantages of interactive forms of control for more effective formation of the necessary competencies, skills and abilities are revealed; Recommendations on the use of “correctional chain” in the educational process of a pedagogical university have been developed.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

Научная статья УДК 378

ББК 74.480.215 |

DOI 10.25588/CSPU.2022.167.1.011 1

s

2

ORCID № 0000-0001-6638-6610

Ю. А. Райсвих1, Е. А. Бароненко2, И. А. Скоробренко3 §

! Ы

:ORCID № 0000-0001-5980-5450 К

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики о

Р

обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный s

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. о

E-mail: tolljulia@mail.ru

о §

р 0

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка |

и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный 1

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. |

E-mail: baronele@yandex.ru р

0

в

§

3

ь

о*

К

в §

о

о

3ORCID № 0000-0001-6644-4091 Аспирант кафедры педагогики и психологии, преподаватель кафедры немецкого языка и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: skorobrenkoia@cspu.ru

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ й

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 3

0

Аннотация §

Введение. В данной статье речь идёт о применении такой интерактивной формы контроля, как «коррекционная цепочка». Цель статьи — показать преиму- 0 щества данной формы контроля в контексте организации образовательного про- о цесса на основе субъект--субъектных отношений. о

Материалы и методы. Основными методами исследования являются С анализ научной литературы по проблеме, изучение нормативно-законодательных актов в сфере образования Российской Федерации, сравнение эффективности традиционных форм и интерактивных форм контроля с целью достижения поставленных образовательных целей, диагностические методики, включающие анкетирование, наблюдение, тестирование. Авторами проанализирован и обобщен ^ собственный педагогический опыт преподавания в высшей школе. е

© Райсвих Ю. А., Бароненко Е. А., Скоробренко И. А., 2022

Результаты. Опыт педагогической деятельности авторов продемонстрировал эффективность применения формы контроля «коррекционная це-почка»,которая выступает и как форма контроля, и как средство обучения в процессе профессиональной подготовки студентов факультета иностранных языков. «Коррекционная цепочка» является залогом успешного формирования необходимых компетенций, умений и навыков. Систематическое использование «коррек-ционной цепочки» способствует созданию квазипрофессиональной среды с целью погружения обучающихся в будущую педагогическую деятельность, что развивает у них необходимые профессиональные качества. Авторами сформулированы рекомендации по использованию данной формы контроля.

Обсуждение. В статье подробно рассмотрены и проанализированы точки зрения ученых и практикующих педагогов на проблему синтеза традиционных и нетрадиционных форм контроля, а также на проблему интерактивности процедуры контроля, большинство из которых сводятся к тому, что поиск новых форм контроля результатов учебной деятельности обучающихся актуален, необходим и продиктован современными требованиями системы образования, государства и общества.

Заключение. Внедрение «коррекционной цепочки» в образовательный процесс педагогического вуза подтвердило эффективность использования данной интерактивной формы контроля как для получения объективной информации о результативности образовательного процесса, так и для формирования необходимых компетенций.

Ключевые слова: контроль; функции контроля; интерактивные формы контроля; коррекционная цепочка; компетенции; умения; навыки; квазипрофессиональная среда; мотивация.

Основные положения:

к - выявлены преимущества интерактивных форм контроля для более эфе

^ фективного формирования необходимых компетенций, умений и навыков;

^ - разработаны рекомендации по применению «коррекционной цепочки»

tj в образовательном процессе педагогического вуза.

1 Введение (Introduction)

§ При использовании любой технологии в образовательном про-

нк

§ цессе особая роль отводится педагогическому контролю, который являем

ется результативным компонентом педагогического процесса и без ко-

торого невозможен мониторинг эффективности формирования тех или

§ иных компетенций.

«о

Вслед за Н. А. Сеногноевой мы полагаем, что «фундаментом пе-

йн

^ дагогического контроля являются, во-первых, качество усвоения студен-

s>

тами программного материала, во-вторых, соответствие итогов заплани-

1

к® а

3

№ Ж О*

а

а к

рованным педагогическим результатам» [1, 134]. Педагог в процессе контроля получает необходимые сведения, которые позволяют после детального анализа внести коррективы в дальнейшую организацию образовательного процесса. Эти изменения касаются содержательной стороны, а также дают педагогу возможность выбирать те формы и методы работы, которые в наибольшей степени соответствуют поставленным целям и учитывают индивидуальные особенности обучающихся. Расши- ^

рились также и функции контроля, очень часто его трактуют с точки зре- К

о

Ж

ния положительной коннотации, что оказывает влияние на создание по- з

о

ложительной мотивации студентов к обучению. *

Опыт работы в высшей школе позволил выявить ряд проблем, с

которыми сталкиваются субъекты образовательного процесса как на

з

этапе текущего, так и промежуточного контроля. Так, например, на этапе 3

о

контроля субъект-субъектные отношения трансформируются в субъ- | ект-объектные отношения, нарушая дидактический резонанс обучаю- |

щихся и обучающих. Количественная оценка, принятая в системе об- 33

2

разования, не может объективно оценить результаты учебно-познава- ^ тельной деятельности обучающихся. Констатация результатов контроля не способствует развитию рефлексии и что особенно важно, саморефлексии обучающихся, так как превращает обучающихся из субъекта в объект образовательного процесса, нарушая логику предыдущих

за

этапов деятельности. О

а

Вышеназванные факты обосновывают актуальность обращения 3 к теме контроля в высшей школе, потенциал которого включает в себя развивающую и обучающую функции. Будущие педагоги должны быть готовы к разработке такой системы контроля, которая не будет восприниматься обучающимися как карательная система, а даст им необходимую информацию для корректировки учебно-познавательной деятельности. Педагог может комбинировать традиционные формы контроля с нетрадиционными для более эффективного достижения поставленных целей. На каждом этапе образовательного процесса обучающиеся

8 № Ж О О

3 3

о

ж о

г

о з

о

е

О

О а

№ Й

е

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

должны получать информацию о том, правильны ли их действия. Это предотвратит неадекватную самооценку и формирование у обучающихся «неправильных» навыков.

Одним из основных положений Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования являются требования к результатам образовательной деятельности, а именно: сформирован-ность универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетентций, умений и навыков, наличие рефлексии и саморефлексии, мотивации к саморазвитию. Будучи важным компонентом процесса обучения, контроль не только оценивает результаты, но и может выступать в качестве средства обучения, и что безусловно способствует повышению качества образования. Контроль, помогая оценивать собственные знания и стимулировать учебную деятельность, приучает обучающихся к планированию и самостоятельной организации учебной работы по предмету.

2 Материалы и методы (Materials and methods) В процессе профессиональной подготовки будущих учителей необходимо стремиться к организации контроля на субъект-субъектном базисе, что позволит избежать монокорректирующей деятельности

о

» со стороны педагога и даст возможность организовать взаимодействие

50 р

о

оро

а

¡S3

о «

ж

всех субъектов образовательного процесса.

Опыт работы на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета по направлению 44.03.05. «Педагогическое образование (с двумя профи-^ лями подготовки)» подтвердил необходимость внедрения интерактив-

ра ных форм контроля в образовательный процесс профессионального об-

^ разования: от формирования нового опыта к его теоретическому к" осмыслению через использование.

со

>| Интерактивные формы контроля позволяют обучающимся стать

^ полноправными субъектами образовательного процесса, они побуждают обучающихся к когнитивному поиску и выполняют не столько импера-

Ж 3 е з а к

а к ^ а к

тивно-контролирующую, сколько обучающее-мотивирующую функцию. Спектр положительного воздействия интерактивных форм контроля достаточно широк, они мотивируют обучающихся к деятельности через их

эмоциональную сферу, выполняют поощряющую функцию, формируют

и

жизненный опыт и учат резильентному поведению при столкновении с Ж

ошибками, которое способствует конструктивному и бесконфликтному е

о

решению педагогических проблем, а также снятию эмоционального 3

напряжения в профессионально-педагогической деятельности [2]. Такой К

о

контроль является гарантией успешного формирования необходимых 3

зо

профессиональных компетенций. *

Систематическое применение авторами такого приёма контроля, как «коррекционная цепочка», зарекомендовало себя как эффек-

о

тивное средство организации учебного процесса с целью контроля 3

о

уровня сформированности компетенций, умений и навыков. Первый | этап «коррекционной цепочки» не предполагает исправления ошибок еЖ

педагогом при анализе продуктов деятельности обучающихся. Педагог 3

2

маркирует допущенные обучающимися ошибки и возвращает задание ^ на доработку, на следующем этапе корректировки того же самого задания педагог вновь маркирует ошибки, делая ссылку на конкретное правило, которым нужно руководствоваться при исправлении ошибок. Этот этап «коррекционной цепочки» позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся (каждый может работать в своем темпе), создавать благоприятную эмоциональную атмосферу, мотивировать обучающихся к самостоятельности в процессе преодоления трудностей. Таким образом, это способствует интериоризации полученных знаний и приводит к более успешному формированию умений и навыков.

На втором этапе «коррекционной цепочки» обучающиеся заполняют индивидуальный протокол допущенных ошибок. Педагог объясняет обучающимся правила его заполнения. В первую колонку заносится пример с маркированной ошибкой, во второй колонке они обозначают коррекционный значок, чтобы понимать, о каком типе ошибок

8

№ Ж

о О 3 и о

а

о

о

№ а

ж о

г о 3 о

к е

О О а

№ Й

ее е

идет речь и иметь возможность получить информацию в учебнике или справочных материалах. В третьей колонке следует записать объяснение или правило, которым они руководствовались при анализе ошибок. В четвертую колонку вносится правильный вариант, а в пятую вписывается еще один пример на данное правило. Педагог проверяет индивидуальные протоколы и вновь маркирует ошибки, если таковые имеются. Индивидуальные протоколы помогают обучающимся целенаправленно работать над проблемными местами, уметь осуществлять анализ допущенных ошибок и систематизировать полученные знания, расширять их, переходя на новый уровень овладения формируемыми компетенциями.

На третьем этапе «коррекционной цепочки» обучающиеся проводят качественный и количественный анализ допущенных ошибок, определяют проблемные для себя темы. После согласования с педагогом по итогам индивидуальной результативности отбирают определённое количество тем для более детальной проработки. Их задачей является подготовка презентации по теоретическому материалу выбранных тем с указанием сложных случаев и с прогнозированием возможных

ошибок, формулировка возможных вопросов по теме, разработка комо

к плекса упражнений по теме, сгруппированных по принципу «от про-

50

О

а

о «

ж

стого к сложному». Цель данного этапа - формирование умений речевой деятельности, когда обучающиеся имеют возможность применить полученные навыки в процессе решения коммуникативной задачи.

На завершающем этапе обучающиеся представляют продукт индивидуальной деятельности, что создает квазипрофессиональную среду,

^ тем самым способствуя формированию профессиональных компетенций

^ будущих педагогов. Каждый обучающийся выступает в роли педагога к" и предъявляет группе выбранную им тему, проходя все стадии работы

со

>| над ней, а именно: введение, объяснение и закрепление теоретической ^ части (презентация с подготовленными вопросами), отработка правил с помощью специально разработанных упражнений, мотивирующих

S 1

а

3

к

№ Ж О*

а о

Ж 0

обучающихся к дальнейшему их использованию в процессе речевой деятельности. В процессе квазипрофессиональной деятельности обучающийся выступает в качестве педагога, предъявляющего и актуализирующего ту или иную тему, а также выполняет контролирующую функцию. Однако, этот контроль для других субъектов образовательного процесса является «позитивным», так как он направлен на сотрудничество ^ и совместное преодоление допущенных ранее ошибок. Это в конечном ^ итоге повысит резильентность обучающихся и подготовит их к будущей профессиональной деятельности.

Достоинство такой интерактивной формы контроля, как «кора

рекционная цепочка» состоит в том, что она позволяет проанализировать § и систематизировать большой по объёму учебный материал, вовлечь всех §

о

субъектов образовательного процесса в учебную деятельность. Также мы 3

о

полагаем, что «коррекционная цепочка» позволит формировать у обуча- | ющихся информационно-аналитическую компетенцию, предполагаю- Ж

щую способность и готовность специалиста работать с достаточно боль- 3

2

шим количеством информации, перерабатывать ее, грамотно интерпре- g тировать и практически использовать для решения профессионально-педагогических задач, с которыми учителя сталкиваются в профессиональной деятельности [3]. Данная форма контроля предполагает креативную совместную работу, в результате чего возникает психологически комфортная атмосфера: обучающиеся становятся более уверенными и открытыми, у них исчезает страх перед ошибками и неверными суждениями. Одновременно с этим обучающиеся приобретают навык постановки цели, адекватной оценки результатов деятельности и их коррекции.

Таким образом, «коррекционная цепочка» охватывает разнообразные формы контроля, которые являются одновременно средством формирования необходимых компетенций. Это позволяет в значительной степени повысить эффективность обучения. 3 Результаты (Results)

На этапе анализа эффективности внедрения интерактивных

к

№ Ж

о

О

S 3

о

а

о

о

№ а

ж о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г о

3 о

л

О

О а

№ Й

I

е

форм контроля в образовательный процесс получены следующие результаты. Уровень сформированности компетенций оказался значительно выше, чем до внедрения интерактивных форм контроля. Контроль, реализуя обучающую и развивающую функции, позволяет улучшить результативность образовательного процесса, повышает мотивацию, стимулирует познавательную активность, выводит обучающихся на более высокий уровень самоконтроля и, таким образом, создаёт условия для формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов.

Опыт работы в высшей школе позволил экстрагировать следующие рекомендации по применению интерактивных форм контроля в учебном процессе:

- педагог должен владеть интерактивными формами контроля, уметь их комбинировать и подбирать в соответствии с учебными целями;

- задачей педагога является создание такой атмосферы на занятии, которая бы позволила студентам окунуться в квазипрофессиональную деятельность;

- применение интерактивных форм контроля не должно носить

ность применения такой формы контроля, как «коррекционная це-

- не стоит пренебрегать традиционными формами контроля,

о

нк фрагментарный характер, педагогу следует строго соблюдать поэтап-

ер

о

оро

к почка»;

,о следует продумывать, насколько рациональным является использова-

нк

не ние интерактивных форм контроля в каждой конкретной ситуации;

о

ра - в рамках парадигмы профессиональной подготовки обучаю-

^ щихся педагогу необходимо реализовывать в практической деятельности принцип субъект-субъектных отношений.

ив

>| Таким образом, соблюдение данных рекомендаций позволит

^ эффективно организовать контроль формируемых у обучающихся компетенций, умений и навыков.

s kffi

а а

4 Обсуждение (Discussion)

В современной педагогике высшей школы и методике обучения иностранному языку большое внимание уделяется проблеме контроля

уровня сформированности компетенций у обучающихся. Большинство

s

педагогов и методистов едины во мнении: активное использование I

ж

s

контроля в образовательном процессе позволяет осуществлять кон- g троль как собственно профессиональных, так и надпрофессиональных |

компетенций, сформированность которых на достаточно высоком а

о

уровне отличает высококвалифицированного специалиста [4]. s

о

Сегодня многие ученые считают актуальным расширение педа- g гогического арсенала форм организации контроля, обновление педагогического феномена контроля как с содержательной стороны (внут-

о

ренне), так и с точки зрения подходов к формам его организации 3

о

(внешне). Многие ученые-педагоги единогласны во мнении, что тради- | ционная система контроля уровня сформированности компетенций, |

знаний, умений и навыков обучающихся должна быть подвергнута ра- 3

2

зумной критике и существенному обновлению, поскольку не удовле- "g творяет в полной мере требованиям субъектов образования, будучи

направленной на простую констатацию уровня определенной суммы I|

о

знаний и на их воспроизведение в соответствии с задачами, предъяв- s ленными в контрольно-измерительных материалах. Решить эту проблему позволило бы использование в образовательном процессе вуза интерактивных форм контроля, доля которых должна быть суще-

«

а g

^

а а

ственно увеличена. Ж

ог

Многими учеными сегодня подчеркивается актуальность интер- о

3

активных форм контроля. Ученые полагают, что интерактивные ин- К

с

струменты контроля знаний обучающихся способствуют активизации а коммуникативного взаимодействия обучающихся, способствуют развитию у них умений критического и аналитического мышления [5]. В современной педагогике высшей школы и методике обучения иностранному языку делается акцент на том, что использование нетрадиционных

Kl

I

Педагогичесаие шуаи 171

форм контроля обеспечивает более качественное и глубокое усвоение учебного материала обучающимися, а также позволяет более эффективно и продуктивно реализовать все педагогические функции процесса профессиональной подготовки. Их использование позволяет обновить как форму, так и содержание образования, позволяет поддерживать и развивать познавательный интерес обучающихся к изучаемым предметам, который, бесспорно, является ключом к формированию мотивации учения и условием дальнейшего формирования личности профессионала. Многими педагогами-практиками отмечается тот факт, что нетрадиционные, в частности, интерактивные формы контроля позволяют создать атмосферу сотрудничества и сотворчества преподавателя и обучающихся, а также обучающихся между собой, что будет способствовать формированию инновационной образовательной среды, обладающей такими характеристиками, как психологический комфорт и безопасность, коммуникативность, а также преимущество субъект-субъектных отношений между участниками образовательного процесса [6].

Следует отметить, что сегодня многие ученые отстаивают позицию необходимости обеспечения вариативности контроля. Контроль, о хотя и должен констатировать и подтверждать наличие определенного

н

е р

уровня сформированности компетенций обучающихся, не должен

оро быть строго однообразным, безальтернативным и жестко регламенти-

о

рованным. Наиболее остро эта проблема проявилась в 2020-2022 годы,

¡5; в периоды волн особо сильного распространения новой коронавирус-

,о к н е н

о р

а

к" и в с

»а

умений и навыков обучающихся в зависимости от ситуации обучения,

ной инфекции и введения ограничительных мероприятий, которые в высшей школе проявлялись в основном в виде перевода студентов на дистанционное обучение. В связи с этим, все чаще учеными, методистами и педагогами-практиками поднимается вопрос о возможности корректировки методов и содержания процедуры контроля знаний,

§

образовательных потребностей обучающихся и их уровня подготов-

ленности по тому или иному предмету [7]. Такая позиция научной общественности в целом коррелирует с особенностями реализации интерактивной формы контроля «коррекционная цепочка», предложенной в

кого приёма контроля, как «коррекционная цепочка», позволяющего получить не только объективную информацию об усвоенных знаниях, умениях и навыках, но и оказать воздействие на когнитивную сферу обучающихся.

§

кй

ра

данной статье, что подтверждает ее актуальность и новизну в русле со- §

и

временных педагогических идей и тенденций. вн

Анализ отмеченных выше педагогических позиций и взглядов различных ученых и методистов на проблему контроля в свете требо-

о;

ваний к современному образованию позволяет сделать вывод о том, что g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж

большинство из них единогласно констатируют необходимость поиска £

р

новых форм контроля результатов учебной деятельности обучающихся. Это должны быть такие формы контроля, которые способствуют формированию и развитию мотивации обучающихся к дальнейшему обучению и получению новых знаний, позволяют сделать образовательную среду психологически комфортной и безопасной, а также удовлетворяют образовательным потребностям и запросам всех § субъектов образовательного процесса. е

у

5 Заключение (Conclusion) |

Актуальность проблемы контроля определяется тем фактом, что он непосредственно влияет на результативность образовательного про- § цесса. Реализуя как контролирующую, так и обучающую функции, кон-

£

«

а «

а «

S £

а о

S

S

троль воздействует на познавательную активность обучающихся и их £

g

о

№ а

мотивационную сферу. У обучающихся повышается уровень самоконтроля и профессионально значимых качеств личности будущего учителя (педагогическая резильентность, критическое мышление, са- |

мокритичность, организованность). Опыт работы в педагогическом я

р|

вузе подтвердил эффективность систематического использования та- е

л Kl

з

з

Библиографический список

1. Сеногноева Н. А. Характеристика многомерности дефиниции «педагогический контроль» при помощи контент-анализа и кластерного анализа // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7, № 1. С. 131-136.

2. Быстрай Е. Б., Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А. Формирование интерактивной компетенции будущих педагогов как основа педагогической резильентно-сти // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 1 (161). С. 46-64.

3. Скоробренко И. А., Ворожейкина А. В. Роль самостоятельной работы студентов педагогического вуза в процессе формирования информационно -аналитической компетенции будущих учителей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (44). С. 169-174.

4. Моделирование системы контроля при компетентностно-ориентиро-ванном подходе к образованию / Е. М. Лещенко [и др.] // Регион: системы, экономика, управление. 2020. № 4 (51). С. 184-190.

5. Ваганова О. И., Воронина И. Р., Лошкарева Д. А. Интерактивные средства обучения как эффективный инструмент образовательной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 3 (32). С. 135-139.

6. Свешникова С. А. Формы закрепления и контроля лексического минимума по специальности на уроках иностранного языка в неязыковом вузе // Вопросы педагогики. 2018. № 4-2. С. 72-76.

7. Дюндин А. В., Савченкова Н. Н. Организация текущего и промежуточного контроля знаний студентов в дистанционном обучении // Системы компьютерной математики и их приложения. 2021. № 22. С. 346-351.

о Yu. A. Reiswich1, Ye. A. Baronenko2, I. A. Skorobrenko3

§ !ORCID No. 0000-0001-5980-5450

-§ Candidate of pedagogic Sciences,

Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: tolljulia@mail.ru

§

g 2ORCID No. 0000-0001-6638-6610

Docent, Candidate of pedagogic Sciences, ^ Associate Professor at the Department of German Language and German

¡^ Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical

University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: baronele@yandex.ru ^ 3ORCID No. 0000-0001-6644-4091

^ Postgraduate of the Department of Pedagogics and Psychology,

¡¿5 Lecturer of the Department of German Language and German Language

Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: skorobrenkoia@cspu.ru

INTERACTIVE FORMS OF CONTROL AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER SCHOOL

Abstract

Introduction. In this article we are talking about the use of such inter- ^

active form of control as "correctional chain". The purpose of the article is to |

show the advantages of this form of control in the context of organizing the 0

educational process based on subject-subject relations. o Materials and methods. The main research methods are the analysis of t

scientific literature on the problem, the study of regulatory and legislative acts l

in the field of education in the Russian Federation, the comparison of the ef- s

ficiency of traditional forms and interactive forms of control in order to ^

achieve the educational goals, diagnostic methods, including questioning, ob- t

servation, testing. The authors also analyzed and summarized their own peda- o

gogical experience of teaching in higher education. 1

a

Results. The experience of the authors' pedagogical activity has r

e

demonstrated the efficiency of the

use of the form of control " correctional s

chain", which acts as a form of control and as a means of learning in the pro- J5'

cess of professional training of Foreign Languages Faculty's students. The h

e

"correctional chain" is the key to the successful formation of the necessary ^ competencies, skills and abilities. The systematic use of "correctional chain" c contributes to the creation of a quasi-professional environment in order to im- C merse students in future pedagogical activities, which develops the necessary professional qualities in them. The authors formulated recommendations on the use of this form of control. ^ Discussion. The article discusses and analyzes in detail the points of C view of scientists and practicing teachers on the problem of synthesis of traditional and non-traditional forms of control, as well as on the problem of a interactivity of the control procedure, most of which come down to the fact ^

3

that the search for new forms of control of the results of students' educational o

e

s s

activities is relevant, necessary and is dictated by modern requirements of the education system, state and society.

Conclusion. The implementation of "correctional chain" into the educational process of a pedagogical university confirmed the efficiency of using this interactive form of control both to obtain objective information about the c

e

a-

efficiency of the educational process and to form the necessary competencies, o skills and abilities. l

£

R

-Q O

•Si

ii R 50 R O

a

£

-R~

sj

50

Keywords: Control; Control functions; Interactive forms of control; "Correctional chain"; Competencies; Abilities; Skills; Quasi -professional environment; Motivation.

Highlights:

The advantages of interactive forms of control for more effective formation of the necessary competencies, skills and abilities are revealed;

Recommendations on the use of "correctional chain" in the educational process of a pedagogical university have been developed.

References

1. Senognoeva N.A. (2022), Harakteristika mnogomernosti definicii «pedagogicheskij kontrol'» pri pomoshchi kontent-analiza i klasternogo analiza [Characterising the Multidimensional Nature of the "Pedagogical Control" Definition Using Content Analysis and Cluster Analysis], Pedagogika. Vo-prosy teorii i praktiki, 7, 1, 131 -136. (In Russian).

2. Bystraj Ye.B., Baronenko Ye.A. & Rajsvih Yu.A. (2021), Formiro-vanie interaktivnoj kompetencii budushchih pedagogov kak osnova pedagog-icheskoj rezil'entnosti [Formation of future teacher interactive competence as a basis of pedagogical resilience], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, 1 (161), 46-64. (In Russian).

3. Skorobrenko I.A. & Vorozhejkina A.V. (2019), Rol' sa-mostoyatel'noj raboty studentov pedagogicheskogo vuza v processe formiro-vaniya informacionno-analiticheskoj kompetencii budushchih uchitelej [The role of pedagogical university's students' independent work in the process of forming the future teachers' information-analytical competence], Vestnik Sha-drinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 4 (44), 169-174. (In Russian).

4. Leshchenko E.M., Marar O.I., Potanina I.V. & Barkalov R.V.

(2020), Modelirovanie sistemy kontrolya pri kompetentnostno-orientirovan-nom podhode k obrazovaniyu [Modeling of a control system with a competence-oriented approach to education], Region: sistemy, ekonomika, uprav-lenie, 4 (51), 184-190. (In Russian).

5. Vaganova O.I., Voronina I.R. & Loshkareva D.A. (2020), Inter-aktivnye sredstva obucheniya kak effektivnyj instrument obrazovatel'noj deyatel'nosti /Interactive learning tools as an effective tool for educational activities], Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, 9, 3 (32), 135-139. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sveshnikova S.A. (2018), Formy zakrepleniya i kontrolya leksicheskogo minimuma po special'nosti na urokah inostrannogo yazyka v ne-yazykovom vuze [Forms of consolidation and control of the lexical minimum in the specialty in foreign language lessons in a non-linguistic university], Voprosypedagogiki, 4-2, 72-76. (In Russian).

7. Dyundin A.V. & Savchenkova N.N. (2021), Organizaciya tekush-chego i promezhutochnogo kontrolya znanij studentov v distancionnom obuchenii [The organization of students current and midpoint control in distance learning], Sistemy komp'yuternoj matematiki i ih prilozheniya, 22, 346-351. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 25.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 28.02.2022.

The article was submitted 25.02.2022; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 28.02.2022.

л r

a c

o

c o n

a

cc c

to r

c

re a

g

th

e

8

ci e

n

cy

th

e

duc c

a

i

o

n

a

c

c

e s s

ghe e

r

Sc

о h

o o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.