Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ)'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / ИНОЯЗЫЧНОЕ РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ДИСКУССИОННЫЕ МЕТОДЫ / ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрай Е. Б., Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А.

Введение. В контексте обеспечения качества подготовки будущих учителей, а именно их профессионального становления актуальным является формирование коммуникативных умений будущих педагогов. В данной статье авторы обосновывают эффективность применения интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для подготовки обучающихся к встрече с иноязычной культурой, для организации межкультурного общения, для успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса, что будет свидетельствовать о готовности будущего учителя к профессиональной деятельности. Цель статьи - рассмотреть аспекты формирования коммуникативных умений как основу для успешного профессионального становления будущих учителей. Материалы и методы. Основными методами исследования являются обзор современной литературы по проблеме статьи, диагностические методики, мониторинг, собеседование, анализ полученных данных. Авторами дано обоснование целесообразности применения интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для формирования коммуникативных умений будущих педагогов, которые являются залогом их успешного профессионального становления. Результаты. Применение интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения, целью которых является формирование коммуникативных умений будущих учителей, позволяет им не только организовать процесс коммуникации согласно нормам, принятым в определенной культуре, но и научить обучающихся речевому взаимодействию с представителями иной культуры. Обсуждение. Проблема коммуникативной подготовки будущих учителей иностранного языка в межкультурном контексте и с использованием современных средств и технологий обучения активно изучается в педагогической науке и лингводидактике. Анализ современных научных работ по проблеме профессионального становления учителей иностранного языка в коммуникативном контексте подтвердил высокую актуальность, научную новизну и научный потенциал темы. Заключение. Использование социокультурных стереотипов в процессе формирования речевых умений, а также применение интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для формирования коммуникативных умений будущих педагогов позволяет им как успешно организовать межкультурное общение, так и оказывает положительное влияние на профессиональное становление будущих учителей. Основные положения: - обоснована необходимость формирования коммуникативных умений как фактора профессионального становления будущих педагогов; - обоснованы преимущества интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для формирования коммуникативных умений будущих педагогов; - проанализирована эффективность интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для формирования коммуникативных умений будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрай Е. Б., Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL FORMATION OF A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER (COMMUNICATIVE ASPECT)

Introduction. In the context of ensuring the quality of future teachers’ training, namely their professional development, formation of future teachers’ communicative skills is relevant. In this article, the authors substantiate the efficiency of the use of interactive, discussion and creative teaching methods to prepare students for meeting with a foreign language culture, for the organization of intercultural communication, for successful interaction with all participants in the educational process, which will indicate future teacher’s readiness for professional activities. The purpose of the article is to consider aspects of communication skills’ formation of as the basis for future teachers’ successful professional development. Materials and methods. The main research methods are review of modern literature on the problem of the article, diagnostic techniques, monitoring, interview, analysis of the obtained data. The authors substantiated the expediency of using interactive, discussion and creative teaching methods to form future teachers’ communicative skills, which are the key to their successful professional development. Results. The use of interactive, discussion and creative teaching methods, the purpose of which is to form future teachers’ communicative skills, allows them not only to organize the communication process according to the norms adopted in a particular culture, but also to teach students to verbal interaction with representatives of another culture. Discussion . The problem of future foreign language teachers’ communicative training in an intercultural context and using modern teaching tools and technologies is actively studied in pedagogical science and linguodidactics. Analysis of modern scientific works on the problem of professional development of foreign language teachers in a communicative context confirmed the high relevance, scientific novelty and scientific potential of the topic. Conclusion. The use of sociocultural stereotypes in the process of speech skills’ formation, as well as the use of interactive, discussion and creative teaching methods for the future teachers’ communicative skills’ formation allows them both to organize intercultural communication successfully and have a positive impact on the professional development of future teachers. Highlights: The need for the formation of communication skills as a factor of future teachers’ professional development is substantiated; The advantages of interactive, discussion and creative teaching methods for future teachers’ communicative skills’ formation is substantiated; The efficiency of interactive, discussion and creative teaching methods for the formation of future teachers’ communicative skills is analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ)»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

3

DOI 10.25588/CSPU.2021.163.3.001

УДК 378 : 42-8 ББК 74.480 : 81.432.1-92

Е. Б. Быстрай1, Е. А. Бароненко2, Ю. А. Райсвих3

1ORCID № 0000-0001-5976-3465 Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой немецкого языка и методики обучения немецкому языку, ^ Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, о

г. Челябинск, Российская Федерация. §

E-mail: [email protected] g

§

2ORCID № 0000-0001-6638-6610 о

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка S

и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный §

»

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. g

E-mail: [email protected] е

У

3ORCID № 0000-0001-5980-5450 у

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики е

г

обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный у

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. к

E-mail: [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ)

к

ж §

о 3

а ж

ж §

г §

з

о-(

§

Аннотация

Введение. В контексте обеспечения качества подготовки будущих учителей, а именно их профессионального становления актуальным является формирование коммуникативных умений бу- Н дущих педагогов. В данной статье авторы обосновывают эффективность применения интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для подготовки обучающихся к

о

встрече с иноязычной культурой, для организации межкультурного | общения, для успешного взаимодействия со всеми участниками

§

о

а

образовательного процесса, что будет свидетельствовать о готовности будущего учителя к профессиональной деятельности. Цель статьи — рассмотреть аспекты формирования коммуникативных умений как основу для успешного профессионального становления будущих учителей.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются обзор современной литературы по проблеме статьи, диагностические методики, мониторинг, собеседование, анализ полученных данных. Авторами дано обоснование целесообразности применения интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для формирования коммуникативных умений будущих педагогов, которые являются залогом их успешного профессионального становления.

Результаты. Применение интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения, целью которых является формирование коммуникативных умений будущих учителей, позволяет им не только организовать процесс коммуникации согласно нормам, принятым в определенной культуре, но и научить обучающихся речевому взаимодействию с представителями иной культуры.

Обсуждение. Проблема коммуникативной подготовки будущих учителей иностранного языка в межкультурном контексте и с использованием современных средств и технологий обучения активно изучается в педагогической науке и лингводидактике. Ана-

а «о и

лиз современных научных работ по проблеме профессионального

становления учителей иностранного языка в коммуникативном контексте подтвердил высокую актуальность, научную новизну и

о ж

ж научный потенциал темы.

Заключение. Использование социокультурных стереотипов в процессе формирования речевых умений, а также применение ин-

« терактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для

формирования коммуникативных умений будущих педагогов позво-^ ляет им успешно организовать межкультурное общение и оказывает положительное влияние на профессиональное становление будущих

учителей.

Ключевые слова: межкультурное общение; иноязычное речевое поведение; коммуникативные умения; социокультурные стереотипы; интерактивные методы; дискуссионные методы; творческие методы.

Основные положения:

- обоснована необходимость формирования коммуникативных умений как фактора профессионального становления будущих педагогов;

- обоснованы преимущества интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для формирования коммуникативных умений будущих педагогов;

- проанализирована эффективность интерактивных, дискуссионных и творческих методов обучения для формирования коммуникативных умений будущих педагогов.

о

№ о о к о

ж §

о* ж о №

а ж о

1 Введение (Introduction) К

В современных условиях в профессиональной сфере востре- ^

д

бованы личности с социально активной позицией, обладающие такими компетенциями, как умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию и критически ее оценивать, проявляя таким образом умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности.

В современных условиях процесс обучения иностранному "а языку только тогда будет конкурентоспособным, если он будет включать целый спектр составляющих детерминант успешного межкультурного общения, без способности к которому сложно

ж н

о г о ^

з о*

I

представить современного специалиста, так как «в настоящее вре- § мя глобализационные процессы являются неизбежными и влияют н на область межкультурной коммуникации в жизнедеятельности к

к

№ ж

человека» [1, 53]. Без использования культурно обусловленных моделей речевого поведения невозможно говорить о полноценном и аутентичном межкультурном общении. Современный педагог | должен не только владеть инструментарием для организации меж-

а о

культурного общения, но и уметь взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, что свидетельствует о готовности к профессиональной деятельности.

Иноязычное речевое поведение играет довольно весомую роль в процессе изучения иностранного языка, поскольку данный процесс предполагает знакомство с культурой и менталитетом другого народа.

Перед методикой преподавания иностранных языков стоит значимая задача: развить у студентов готовность принять иную культуру, иные образцы социального поведения, не теряя собственной идентичности, развить умение анализировать имеющиеся в сознании существующие стереотипы с целью их принятия или их отрицания, что приведет к расширению страноведческого кругозора, но и будет способствовать достижению конечной цели — возникновению способности и желания принимать участие в эффективной межкультурной коммуникации. В наших предыдущих работах мы уже неоднократно делали акцент на том, что, «акцентируя значимость подготовки педагогов к межкультурному взаимодействию, следует обращать внимание на формирование у них умения выбирать стратегию и тактику общения, адекватные формальным и неформальным ситуациям», причем «при выборе стратегии необходимо учитывать социокультурные особенности партнеров по общению, ведь это прямым образом будет отражаться на успешно-

а «о и »а

а, сти самого акта делового или межличностного общения» [2, 22].

2>

о «

а

а

о ^

При встрече с иной культурой у обучающихся возникает либо принятие, либо отторжение некоторых культурологических особенностей, что объясняется определенными сходствами и различиями культур. При этом важным считается объяснение такого ^ феномена, как социокультурный стереотип. Социокультурные сте-« реотипы являются частью ценностных ориентаций каждого общества, они, с одной стороны, позволяют сохранять аутентичную культуру, а с другой стороны, создают условия для интеграции в ^ иную культурную среду. Стереотипы приписываются определен-

ным культурным группам либо сообществам. Всем стереотипам присущи обобщенность оценки, жесткая фиксированность, характерные эмоциональные установки. Как справедливо отмечает Л. Н. Федосеева, «восприятие и осознание человеком окружающей действительности в различных его формах зависят от культурно-исторического фона и социокультурных стереотипов, стимулирующих закрепление за словом различных коннотаций» [3, с. 103].

Стереотипы связаны с наличием в сознании у представителей различных культурных групп представлений об этикетных и П моральных нормах, об окружающем мире. В социокультурных сте- ^ реотипах отражены особенности темперамента и манеры жизни, те с

ио

или иные ментальные качества представителей различных нацио- на нальностей. Положительная роль стереотипов заключается в том, | что они расширяют индивидуальную картину мира за счет приоб- | ретения нового опыта. Следовательно, ознакомление с социокуль- |

турными стереотипами будет способствовать встрече с иноязычной культурой, подтверждению существующих стереотипов, либо их

е н и е

д

отрицанию, что так или иначе будет оказывать влияние на ино- ^

е

язычное речевое поведение коммуникантов и на успешность меж- о

уч

этнических контактов. и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поэтому в процессе обучения иностранному языку необходимо знакомить обучающихся с социокультурными стереотипами, но

с

сознательно использовать их в ситуации в процессе межкультурно- Ц

го общения, либо отказываться от них как от несостоятельных и но

го

мешающих достичь успеха в коммуникации. з

ка

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В данной связи актуальной представляется проблема подготовки бакалавров по направлению 44.03.05 — «Педагогическое об- ЖЖ разование (с двумя профилями подготовки)» к встрече с иноязычной культурой, а также формирование у них иноязычного речевого поведения.

о

В процессе профессиональной подготовки студентов необхо- №

димо стремиться к достижению такого уровня сформированности

2>

,о к н

иноязычного речевого поведения на основе социокультурных стереотипов, при котором студент в дальнейшем без труда сумел бы выстроить общение с представителем страны изучаемого языка и при этом не испытал «культурного шока». Особенно важным представляется в данной связи коммуникативный аспект как фактор профессионального становления, включающий в себя мотивацион-но-когнитивный, поведенческо-процессуальный и результативно-рефлексивный компоненты.

В рамках мотивационно-когнитивного компонента мы влияем на мотивационную сферу будущих учителей, стимулируем их познавательную активность, развитие которой, с точки зрения современной психолого-педагогической науки есть «многогранный и комплексный процесс, который происходит в активной связи теории с практикой, опосредован реализацией деятельностного и компе-тентностного подходов в организации процесса обучения» [4, 242]. Мотивационно-когнитивный компонент выражен в мотивационной направленности на результативное общение обучающихся, а также на формирование их речевого поведения. Успешность в профессиональной деятельности вообще и в межкультурном общении в частности определяется совокупностью предметных знаний, а именно знаний в области лингвистики, этнопсихологии, страноведения.

Мотивационно-когнитивный компонент определяет те знания, которые необходимо усвоить обучающимся в процессе форми-

х

и в с

»а

а

рования иноязычного речевого поведения на основе социокультур-

ных стереотипов. Основной задачей данного компонента является овладение студентами системными знаниями, формирование у них ж соответствующих умений и значимых качеств для их профессио-а нального становления.

« определяет содержательное наполнение процесса обучения в целом. ^ Другими словами, в нём будут представлены тексты, а также аутен-^ тичные аудио-и видеоматериалы, которые отражают реалии жизни страны, изучаемого языка, знания о стране в общем и о социокуль-

Таким образом, мотивационно-когнитивный компонент

турных стереотипах, которые часто встречаются при описании страны и людей, живущих на территории этой страны. В частности, студенты должны быть проинформированы о том, какие стереотипы, нормы поведения и правила этикета существуют, чтобы в дальнейшем не совершать ошибок при общении с представителем страны изучаемого языка. Кроме того, в современной лингводидактике неоднократно подчеркивается тот факт, что именно благодаря использованию аутентичных аудио- и видеоматериалов «достаточно объемный и сложный теоретический материал по предмету становится

но и через зрительные, а также кинестетические, сочетая в себе интеграцию различных образовательных областей» [5, 33]. §

доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, о

л с

с

ж о

ж §

Поведенческо-процессуальный компонент направлен на о формирование у обучающихся конкретных умений речевого ино- | язычного поведения. Содержание поведенческо-процессуального о

компонента иноязычного речевого поведения выражается в общении, которое осуществляется в устной и письменной формах. Уст-

й л ж ж №

д

ное общение обучающихся предполагает участие в диалогах и по- ^

л

о

лилогах, публичные выступления, групповые выступления, выражение собственной точки зрения и её аргументацию. Пись- Ж менное общение — это написание писем личного характера, рассуждение на какую-нибудь тему, написание электронных посланий или же ведение деловой переписки. Таким образом, данный компо- § нент гарантирует формирование у студентов поведенческих образ- °

цов, умений адекватно вести себя в общении с представителями страны изучаемого языка.

Рефлексивно-оценочный компонент ориентирован на оценивание степени сформированности иноязычного речевого поведения, Жж соотношение полученных и запланированных результатов. Рефлексивно-оценочный компонент нацелен на подготовку обучающихся к

успешной профессиональной деятельности, что определяется форс

мированием у них положительной мотивации к дальнейшему овла- е

з

дению выбранной профессией, стремлением к самосовершенствова-

о р

а

а р

нию и саморазвитию, объективной оценке самого себя, что позволит будущим учителям иностранного языка дать адекватную оценку существующим социокультурным стереотипам, принять их либо отказаться от них.

Анализ теории и практики подготовки специалистов в вузе подтвердил необходимость формирования иноязычного речевого поведения на основе социокультурных стереотипов. Для формирования иноязычного речевого поведения необходимым выступает использование интерактивных методов обучения иностранному языку, что позволяет вовлекать обучающихся в учебную деятельность и таким образом способствовать их профессиональному становлению. Интерактивные методы обучения иностранному языку, в свою очередь, предоставляют преподавателю «возможность организовать особое образовательное пространство, которое способствует вовлечению всех субъектов образовательного процесса в активное и творческое обучение иностранному языку» [6, 35].

В процессе обучения обучающийся и обучаемый выступают в качестве полноправных субъектов, поскольку современная педагогика делает акцент на том, что «необходимо построение образовательного процесса на принципах взаимодействия и сотрудничества обучающихся и учителя» [7, 101]. Субъект-субъектные отношения мотивируют обучающихся к самостоятельному получению знаний, их критическому анализу и формированию через призму этого соб-

и в с

^ ственных представлений о предметах или явлениях. Преподаватель

выполняет при этом функцию модератора.

К интерактивным методам обучения мы относим следующие: | игровые, дискуссионные, творческие, проектировочные, информационно-компьютерные. Игровые методы обучения коррелируют с тематическим наполнением, активизируют учебный процесс, при-

« вносят в него элементы квазипрофессиональной деятельности.

Применяемые в процессе работы дискуссионные методы ^ обучения (дебаты, кейс-метод, эвристическая беседа, анализ ситуаций, лекция в форме пресс-конференции, круглый стол, лекция-

диалог, диспут) направлены на развитие коммуникативных умений обучающихся, на формирование у них педагогической резильентно-сти, а также на формирование их толерантного отношения к партнеру-коммуниканту.

В свою очередь, творческие методы обучения (мозговой штурм, синквейн, выступление на общественно значимую тему, презентация продукта) активизируют познавательный интерес обучающихся, мотивируют их к творческому взаимодействию, моделируют ситуации квазипрофессиональной деятельности.

Суммируя все вышеперечисленное, мы можем констатиро- ^ вать, что применение интерактивных методов в обучении является сс

ио

основополагающим для формирования иноязычного речевого пове- жа

§

дения студентов на основе социокультурных стереотипов. В каждой жо

е

культуре имеется определенный негласный свод коммуникативного с

поведения, который в самом общем виде можно представить как жо

§

е ж и е

д

никативном взаимодействии. Соблюдение правил, умение адекватно ^

е

о

наличие обусловленных культурологическими и национальными особенностями правил, которым необходимо следовать при комму-

выстроить процесс общения с инокоммуникантом определяет

уч

успешность иноязычного общения между представителями различ- и

ных лингвокультур.

Знание основных стереотипов, умение их анализировать с

точки зрения соответствия либо несоответствия культурологиче- ^

ж

ским и национальным особенностям необходимы будущим препо- жо

го

давателям иностранного языка. Именно это даст возможность адек- ^ ватно действовать в той или иной коммуникативной ситуации, § позволит прогнозировать развитие ситуации и корректировать воз- о никающие сложности, способствовать резильентному поведению. Ж

Исходя из этого, интеграция социокультурных стереотипов в к процесс профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка будет гарантией их успешности как коммуникантов

с

и, следовательно, будет способствовать их профессиональному ста- е

к

новлению. Следовательно, в процесс обучения иностранному языку

ж

№ ж

15

должны быть интегрированы стереотипы, которым можно обучить и владение которыми будет гарантией эффективного межкультурного общения.

3 Результаты (Results )

Результаты ежегодного мониторинга на предмет степени удовлетворенности работодателей выпускниками факультета иностранных языков наглядно свидетельствуют о росте уровня сфор-мированности профессионализма и об их успешном становлении как педагогов. Ведущую роль при этом играет коммуникативный аспект, что для учителей иностранного языка является залогом для реализации целей речевого общения как с представителями иных культур, так и с обучающимися в рамках учебного процесса. С этой целью в учебный процесс были интегрированы интерактивные методы обучения, аутентичные материалы, знакомящие с социокультурными стереотипами и частично разрушающими их.

4 Обсуждение (Discussion)

Проблема коммуникативной подготовки будущих учителей иностранного языка в межкультурном контексте и с использованием современных средств и технологий обучения активно изучается в современной педагогической науке и лингводидактике. Г. И. Михайлова обозначает вектор реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку и коммуникации, где главной задачей в ходе освоения компетенций становится «формирование

s «о SJ

специалиста нового типа: самостоятельного, способного формули

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ровать и отстаивать свою точку зрения, работать в команде, осу-

2>

,о ществлять поиск и анализ передовой научной и технической ин-

нк

ж формации, а также участвовать в профессиональном и а межкультурном взаимодействии с учетом всех его социальных и

« обучение иностранному языку в высшей школе не должно быть

ар

самоцелью, а должно включать как коммуникативный, так и соци-^ окультурный аспект, что позволит более эффективно подготовить будущих учителей к межкультурному взаимодействию с носителя-

культурных особенностей» [8, 228]. В этой связи мы полагаем, что

о

о

е

о о ж о

ми иностранного языка, а также к взаимодействию со всеми субъектами образовательного процесса.

З. И. Сариева в своих работах актуализирует проблему управления качеством коммуникативной подготовки бакалавров, в чем достаточно ярко отражается коммуникативный аспект профессионального становления будущего учителя иностранного языка. Автор высказывает мнение, что «для решения проблемы обеспечения качества коммуникативной компетенции обучающихся необходимо разработать новые методические системы обучения и воспитания в соответствии со стратегическими направлениями информатизации и модернизации отечественного образования», причем

«такая система должна быть построена на реализации принципов §

§

интеллектуальной деятельности и практических умений» [9, 44]. О

е

С вышеупомянутой научной точкой зрения коррелируется |

позиция Н. Н. Нечаева. В работе «Психологические аспекты комму- О

§

никативной подготовки студентов высшей школы» автор аргумен- еж

е

тированно поясняет, что «развитие коммуникативной компетенции у приобретает как бы два измерения: одно связано с движением «в ^ глубину» предмета коммуникации от общего к специальному и по- 0 следующему профессиональному его пониманию; а другое - с более | широким охватом предмета на межкультурном уровне» [10, 126]. Соглашаясь с методической позицией автора и разделяя ее, в контексте нашей работы мы считаем целесообразным обращение к со- ^

ж

циокультурным стереотипам для более эффективного обучения сту- 0

О

дентов иностранному языку и подготовки их к межкультурному ^

§

взаимодействию на качественно более высоком уровне. Этой точки зрения придерживается наша коллега из Луганского государственного университета имени Тараса Шевченко Н. И. Пантыкина. Автор ЖЖ анализирует проблему использования интерактивных методов обучения при формировании социокультурной профессиональной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка и

о

подчеркивает, что «использование интерактивных методов обуче- е

з

ния показывает широкие возможности их применения в формиро-

о

а

вании социокультурной профессиональной компетентности выпускников вуза» [11, 189].

В современной методике обучения иностранному языку также остается открытым вопрос об использовании интерактивных методов обучения в процессе коммуникативной подготовки будущих педагогов. Теоретический анализ ряда научных и методических работ позволяет нам говорить о том, что большинство ученых и методистов сходятся во мнении, что интерактивные методы обучения иностранному языку позволяют сделать образовательный процесс более интенсивным и более эффективным, способствуя активной речемыслительной деятельности обучающихся и их взаимодействию друг с другом. По выражению Н. У. Ярычева и Г. С. Х. Дудаева, «интерактивные методы, благодаря активизации комплексного взаимодействия всех субъектов обучения, создают благоприятную среду для формирования и совершенствования профессиональной компетентности будущего специалиста» [12, 88].

Комплексность и многофункциональность применения интерактивных методов в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов актуализируется в работах Н. В. Горбовой, где автор неоднократно отмечает, что подготовка будущих учителей на основе интерактивных методов обучения должна являть собой «системную подготовку, нацеленную на развитие у будущих учителей творческих способностей и метапредметных умений и навыков,

а «о и

о- необходимых для дальнейшего использования научно

теоретических и предметно-практических знаний с целью повышения качества иноязычного образования в условиях стремительно | меняющейся профессионально-педагогической среды» [13, 89].

Таким образом, проблема коммуникативной подготовки будущих учителей иностранного языка в межкультурном контексте и

« с использованием современных средств и технологий обучения ак-

туальна на современном этапе развития высшего образования, ак-^ тивно разрабатывается в современной лингводидактике и обладает высоким научным и методическим потенциалом.

5 Заключение (Conclusion)

Повышение требований к уровню и качеству подготовки будущих учителей актуализируют проблему формирования иноязычного речевого поведения. Применение в процессе обучения социокультурных стереотипов, несомненно, способствуют повышению готовности к успешной коммуникации, что в дальнейшем окажет положительное влияние на профессиональное становление будущих учителей. Для решения данной проблемы нами использовались интерактивные методы обучения и осуществлялась деятельность, ^ направленная на формирование иноязычного речевого поведения на ^

основе социокультурных стереотипов. С

s

Интерактивные методы моделируют процесс общения, со- |

g

гласно всем нормам и правилам этикета, а социокультурные стерео- О

типы позволяют погрузиться в культуру изучаемого языка, углубить g

|

свои знания и расширить кругозор. S

g

Таким образом, процесс профессионального становления бу- §

s

дет более успешным, если процесс обучения направлен на усиление У коммуникативного аспекта профессиональной подготовки будущих ^

учителей. S

у g

Библиографический список

1. Формирование межкультурной компетенции у студентов вузов в процессе преподавания иностранных языков / Р. И. Кусарбаев [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 9. С. 53-60.

s ж о

о |

2. Аксиологические аспекты подготовки бакалавров педагогики к меж- ж

о

г о

ренции, 18-19 апреля 2018 года. Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ. 2018. С. 240-245.

5. Власенко О. Н., Орлова И. А., Скоробренко И. А. Видеоматериалы как современный цифровой ресурс в обучении студентов факультета иностранных

культурному взаимодействию в рамках курса «Основы межкультурной коммуникации» / Е. А. Бароненко [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 21-26.

3. Федосеева Л. Н. Символы в русском лингвокультурном сообществе // Язык и культура. 2015. № 2 (30). С. 98-104.

4. Скоробренко И. А., Ворожейкина А. В. Активизация познавательной Ж

деятельности современных школьников как условие развития мотивации твор- к

а

чества // Психология в меняющемся мире: проблемы, гипотезы, исследования . сборник материалов международной студенческой научно-практической конфе- ж

языков лингвострановедению // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании : труды IV Международной научной конференции, 06-09 октября 2020 года. Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2020. С. 29-33.

6. Еловская С. В., Круглова Е. А. Использование интерактивных методов в обучении иностранному языку // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Т. 17. № 38. С. 35-39.

7. Быстрай Е. Б., Скоробренко И. А. Речевая направленность урока иностранного языка как условие формирования коммуникативной компетенции обучающихся // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. № 2. С. 99-102.

8. Михайлова Г. И. Пути реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку в техническом вузе // Вестник педагогических наук. 2021. № 3. С. 226-229.

9. Сариева З. И. Управление качеством коммуникативной подготовки бакалавров // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 10-2 (88). С. 43-46.

10. Нечаев Н. Н. Психологические аспекты коммуникативной подготовки студентов высшей школы // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 120-140.

11. Пантыкина Н. И. Использование интерактивных методов обучения при формировании социокультурной профессиональной компетентности студентов в процессе изучения иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета. 2016. Т. 22. № 1. С. 186-189. (Педагогика. Психология. Социокинетика).

12. Ярычев Н. У., Дудаев Г. С. Х. Развитие коммуникативных качеств обучающихся в образовательном процессе средствами интерактивных методов обучения // Гуманитарные науки. 2017. № 3 (39). С. 85-89.

13. Горбова Н. В. К вопросу о внедрении интерактивных методов обучения в процесс подготовки будущих учителей иностранного языка в условиях магистратуры // Гуманитарные науки. 2017. № 1 (37). С. 85-90.

Ye. B. Bystraj1, Ye. A. Baronenko2, Yu. A. Reiswich3

:ORCID No. 0000-0001-5976-3465 ^ Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences,

Head of the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,

E-mail: [email protected]

50 £

Chelyabinsk, Russia.

50 R O

2ORCID No. 0000-0001-6638-6610 ^ Docent, Candidate of Pedagogic Sciences,

¡¿i Associate Professor at the Department of German Language and German

'S? Language Teaching Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical

sy University, Chelyabinsk, Russia.

^ E-mail: [email protected]

£ 3ORCID No. 0000-0001-5980-5450

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: [email protected]

PROFESSIONAL FORMATION OF A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER (COMMUNICATIVE ASPECT)

Abstract

Introduction. In the context of ensuring the quality of future teachers' training, namely their professional development, formation of future teachers' communicative skills is relevant. In this article, the authors substantiate the efficiency of the use of interactive, discussion and creative teaching methods to prepare students for meeting with a foreign language culture, for the or- r ganization of intercultural communication, for successful interaction with all participants in the educational process, which will a

l

indicate future teacher's readiness for professional activities. The o purpose of the article is to consider aspects of communication

t

o

skills' formation of as the basis for future teachers' successful s

professional development. a

Materials and methods. The main research methods are

review of modern literature on the problem of the article, diag- ^ nostic techniques, monitoring, interview, analysis of the obtained data. The authors substantiated the expediency of using interactive, discussion and creative teaching methods to form future teachers' communicative skills, which are the key to their successful professional development.

Results. The use of interactive, discussion and creative teaching methods, the purpose of which is to form future teachers' communicative skills, allows them not only to organize the | communication process according to the norms adopted in a particular culture, but also to teach students to verbal interaction with representatives of another culture.

o

Î h

a s

a

t

t

a

o ^

e

-s 00

S

■s:

SJ

50 £

Discussion. The problem of future foreign language teachers' communicative training in an intercultural context and using modern teaching tools and technologies is actively studied in pedagogical science and linguodidactics. Analysis of modern scientific works on the problem of professional development of foreign language teachers in a communicative context confirmed the high relevance, scientific novelty and scientific potential of the topic.

Conclusion. The use of sociocultural stereotypes in the process of speech skills' formation, as well as the use of interactive, discussion and creative teaching methods for the future teachers' communicative skills' formation allows them both to organize intercultural communication successfully and have a positive impact on the professional development of future teachers.

Keywords: Intercultural communication; Foreign language speech behavior; Communication skills; Sociocultural stereotypes; Interactive methods; Discussion methods; Creative methods.

Highlights:

The need for the formation of communication skills as a factor of future teachers' professional development is substantiated;

The advantages of interactive, discussion and creative teaching methods for future teachers' communicative skills' formation is substantiated;

The efficiency of interactive, discussion and creative teaching methods for the formation of future teachers' communicative skills is analyzed.

Ü

s

50 S

o a

^ References

£

1. Kusarbaev R.I., Dovgopolova L.B., Demakova G.A. & Mukhamet-shina O.V. (2017), Formirovanie mezhkul'turnoj kompetencii u studentov

-S vuzov v processe prepodavaniya inostrannyh yazykov [Developing cross-st

ay cultural competence among students of higher education institutions in the

ttj course of teaching foreign languages], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstven-

^ nogo pedagogicheskogo universiteta, 9, 53-60. (In Russian).

2. Baronenko Ye.A., Bystraj Ye.B., Rajsvih Yu.A. & Shtykova T.V. (2017), Aksiologicheskie aspekty podgotovki bakalavrov pedagogiki k mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu v ramkah kursa "Osnovy mezhkul'turnoj kommunikacii" [Axiological aspects of preparing bachelores in education to intercultural interaction within the framework of t he "Fundamentals of intercultural communication" course], Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 6, 21-26. (In Russian).

3. Fedoseeva L.N. (2015), Simvoly v russkom lingvokul'turnom soob-shchestve [Symbols in the Russian community linguocultural]. Yazyk i kul'tu-ra, 2 (30), 98-104. (In Russian).

4. Skorobrenko I.A. & Vorozhejkina A.V. (2018), Aktivizaciya pozna-vatel'noj deyatel'nosti sovremennyh shkol'nikov kak uslovie razvitiya motivacii tvorchestva [Activation of cognitive activity of modern schoolchildren as a condition for the development of creative motivation], Sbornik materialov mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii "Psihologi-ya v menyayushchemsya mire: problemy, gipotezy, issledovaniya", 18-19 aprelya 2018 goda [A collection of materials of the international student's scientific-practical conference "Psychology in a changing world: problems, hypothe- p ses, research", April 18-19, 2018 ], Izdatel'skiy tsentr Yuzhno-Ural'skogo ^ gosudarstvennogo universiteta, Chelyabinsk, 240-245. (In Russian). i

5. Vlasenko O.N., Orlova I.A. & Skorobrenko I.A. (2020), Video- § materialy kak sovremennyj cifrovoj resurs v obuchenii studentov fakul'teta ^ inostrannyh yazykov lingvostranovedeniyu [Video materials as a modern dig- | ital resource in teaching foreign languages faculty students' to culture -oriented linguistics]. Trudy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii "In-formatizaciya obrazovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: cifrovye tekhnologii v obrazovanii", 06-09 oktyarya 2020 goda [Proceedings of the ^ IVth International Scientific Conference " Informatization of education and E-learning methodology: digital technologies in education", 06-09 October 2020], Sibirskiy federal'nyy universitet, Krasnoyarsk, 29-33. (In Russian).

6. Elovskaya S.V. & Kruglova E.A. (2018), Ispol'zovanie inter- n

s

aktivnyh metodov v obuchenii inostrannomu yazyku [Use of interactive meth- a

ods in training the foreign language], Psihologo-pedagogicheskij zhurnal g

u

Gaudeamus, 17, 38, 35-39. (In Russian). g

7. Bystraj Ye.B. & Skorobrenko I.A. (2018), Rechevaya napravlen- ^ nost' uroka inostrannogo yazyka kak uslovie formirovaniya kommunikativnoj c kompetencii obuchayushchihsya [The speech orientation of the foreign lan- r guage lesson as the condition for forming the particip ants' communicative competence], Evrazijskij gumanitarnyj zhurnal, 2, 99-102. (In Russian).

8. Mihajlova G.I. (2021), Puti realizacii kompetentnostnogo podhoda u

ni

v obuchenii inostrannomu yazyku v tekhnicheskom vuze [Ways to implement ca

the competence based approach in teaching a foreign language in a technical t high school], Vestnikpedagogicheskih nauk, 3, 226-229. (In Russian). a

9. Sarieva Z.I. (2019), Upravlenie kachestvom kommunikativnoj pod- e

ct

gotovki bakalavrov [Quality management in communicative training of ba-

o

chelors], Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, 10-2 (88), 43-46. (In Russian).

10. Nechaev N.N. (2017), Psihologicheskie aspekty kommunikativnoj podgotovki studentov vysshej shkoly [Psychological aspects of higher school students' communicative training], Obrazovanie i nauka, 19, 3, 120-140. (In Russian).

11. Pantykina N.I. (2016), Ispol'zovanie interaktivnyh metodov obucheniya pri formirovanii sociokul'turnoj professional'noj kompetentnosti studentov v processe izucheniya inostrannogo yazyka [Using interactive learning methods in the formation of sociocultural professional competences of students in the process of learning a foreign language], Vestnik Ko-stromskogo gosudarstvennogo universiteta, Seriya "Pedagogika. Psihologi-ya. Sociokinetika ", 22, 1, 186-189. (In Russian).

12. Yarychev N.U. & Dudaev G.S.H. (2017), Razvitie kommu-nikativnyh kachestv obuchayushchihsya v obrazovatel'nom processe sredstvami interaktivnyh metodov obucheniya [Development of the communicative qualities of students in the educational process by means of interactive teaching methods], Gumanitarnye nauki, 3 (39), 85-89. (In Russian).

13. Gorbova N.V. (2017), K voprosu o vnedrenii interaktivnyh metodov obucheniya v process podgotovki budushchih uchitelej inostrannogo yazyka v usloviyah magistratury [On the issue of the introduction of interactive teaching methods in the process of training future foreign language teachers in a master's program], Gumanitarnye nauki, 1 (37), 85-90. (In Russian).

h

c

e

R £

,ko n e n o r a

Qq £

tr

yst £

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.