Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ В РЕЗИЛЬЕНТНОЙ ШКОЛЕ'

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ В РЕЗИЛЬЕНТНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗИЛЬЕНТНАЯ ШКОЛА / ШКОЛА С НИЗКИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шатунова Ольга Васильевна, Панфилов Алексей Николаевич, Панфилова Валентина Михайловна

Исследование посвящено изучению качества образования в особой группе школ: резильентные школы и школы с низкими образовательными результатами. Раскрывается необходимость организационного и психолого-педагогического сопровождения таких школ и организация системной работы с ними. Проводится анализ понятия школа с низкими образовательными результатами. Предлагается переход от описания преодоления школьной неуспешности к академической резильентности. В работе актуализируется необходимость подготовки будущих учителей к работе в данных группах школ. Предлагается вариант учебного модуля, направленного на подготовку будущих учителей к работе в резильентных школах и школах с низкими образовательными результатами. Описывается архитектура учебного модуля как результат полевого исследования. В учебный модуль «Феномен образовательной резильентности» входит: теория, технологический практикум, научно-исследовательский практикум, учебная практика. Обучающиеся освоившие предлагаемый учебный модуль будут готовы эффективно выполнять трудовые функции в школах с низкими образовательными результатами. Обучающиеся педагогических образовательных программ будут способны участвовать в перенастройке образовательных технологий для преодоления школьной неуспешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шатунова Ольга Васильевна, Панфилов Алексей Николаевич, Панфилова Валентина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING MODULE AS A MEANS OF PREPARATION FOR WORK IN A RESILENT SCHOOL

The study is devoted to the study of the quality of education in a special group of schools: resilient schools and schools with low educational results. The need for organizational, psychological and pedagogical support of such schools and the organization of systematic work with them are revealed. The concept of a school with low educational results is analyzed. A transition from describing overcoming school failure to academic resilience is proposed. The work actualizes the need to prepare future teachers for work in these groups of schools. A variant of the training module is proposed, aimed at preparing future teachers for work in resilient schools and schools with low educational results. The architecture of the training module is described as the result of a field study. The educational module "The Phenomenon of Educational Resilience" includes: theory, technological workshop, research workshop, educational practice. Students who have mastered the proposed training module will be ready to effectively perform labor functions in schools with low educational results. Students of pedagogical educational programs will be able to participate in the reconfiguration of educational technologies to overcome school failure.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ В РЕЗИЛЬЕНТНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Шатунова Ольга Васильевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Панфилов Алексей Николаевич Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Панфилова Валентина Михайловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ В РЕЗИЛЬЕНТНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Исследование посвящено изучению качества образования в особой группе школ: резильентные школы и школы с низкими образовательными результатами. Раскрывается необходимость организационного и психолого-педагогического сопровождения таких школ и организация системной работы с ними. Проводится анализ понятия школа с низкими образовательными результатами. Предлагается переход от описания преодоления школьной неуспешности к академической резильентности. В работе актуализируется необходимость подготовки будущих учителей к работе в данных группах школ. Предлагается вариант учебного модуля, направленного на подготовку будущих учителей к работе в резильентных школах и школах с низкими образовательными результатами. Описывается архитектура учебного модуля как результат полевого исследования. В учебный модуль «Феномен образовательной резильентности» входит: теория, технологический практикум, научно-исследовательский практикум, учебная практика. Обучающиеся освоившие предлагаемый учебный модуль будут готовы эффективно выполнять трудовые функции в школах с низкими образовательными результатами. Обучающиеся педагогических образовательных программ будут способны участвовать в перенастройке образовательных технологий для преодоления школьной неуспешности.

Ключевые слова: резильентная школа, школа с низкими образовательными результатами, учебный модуль.

Annotation. The study is devoted to the study of the quality of education in a special group of schools: resilient schools and schools with low educational results. The need for organizational, psychological and pedagogical support of such schools and the organization of systematic work with them are revealed. The concept of a school with low educational results is analyzed. A transition from describing overcoming school failure to academic resilience is proposed. The work actualizes the need to prepare future teachers for work in these groups of schools. A variant of the training module is proposed, aimed at preparing future teachers for work in resilient schools and schools with low educational results. The architecture of the training module is described as the result of a field study. The educational module "The Phenomenon of Educational Resilience" includes: theory, technological workshop, research workshop, educational practice. Students who have mastered the proposed training module will be ready to effectively perform labor functions in schools with low educational results. Students of pedagogical educational programs will be able to participate in the reconfiguration of educational technologies to overcome school failure.

Key words: resilient school, school with low educational results, educational module.

Введение. Повышение качества школьного образования как глобальная мировая проблема становится чрезвычайно актуальной в настоящее время. Акценты её решений имеют разнообразный характер и касаются нормативной базы, содержания образования, технологий, условий, форм, видов взаимодействия, а также субъектов, среди которых существенное внимание сегодня уделяется особой группе - школам с низкими образовательными результатами. Понимание необходимости сопровождения таких учреждений и организация системной работы с ними становится устойчивым образовательным трендом, определяемым динамическими изменениями системы образования на всех ее уровнях.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования» реализует проект адресной помощи школам с низкими образовательными результатами (ШНОР) в соответствии с паспортом федерального проекта «Современная школа» [5]. В современных педагогических исследованиях школа с низкими образовательными результатами определяется как общеобразовательная организация, которая за отчётный год демонстрирует недостаточный уровень образовательных результатов в сравнении со значениями и весовыми коэффициентами установленных показателей [6].

Под «низкими результатами» понимаются результаты оценочной процедуры, при которых не менее 30% от общего числа участников получили отметку «2» (ВПР) или не преодолели минимальный порог, предусмотренный спецификацией соответствующей оценочной процедуры (ОГЭ, ЕГЭ).

Анализ проводится по результатам следующих процедур:

- ВПР по математике (5 класс);

- ВПР по математике (6 класс);

- ВПР по русскому языку (5 класс);

- ВПР по русскому языку (6 класс);

- ОГЭ по математике;

- ОГЭ по русскому языку;

- ЕГЭ по математике (базовой);

- ЕГЭ по математике (профильной);

- ЕГЭ по русскому языку.

В соответствии с нормативными и методическими документами федерального уровня [7, 12, 11] контекстными факторами, обусловливающими идентификацию общеобразовательных организаций как ШНОР, являются:

- наличие обучающихся, находящихся в состоянии риска образовательной неуспешности (дети с проблемами обучения и поведения, дети из многодетных, неполных семей, семей с низким социально-экономическим статусом, семей, в которых русский язык является неродным);

- кадровые дефициты (открытые вакансии, недостаточный уровень сформированности профессиональных компетенций, высокий объем нагрузки учителей, преподавание учителями нескольких предметов, отсутствие базового профессионального образования по преподаваемым учебным предметам);

- недостаточный уровень готовности управленческой команды;

- низкий уровень материально-технического оснащения школы и др.

На решение проблемы сопровождения ШНОР направлен проект «500+», являющийся частью Федерального проекта «Современная школа» (01.01.20l9 - 30.12.2024), ориентированного на получение детьми качественного общего образования в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, а также на профессиональное развитие педагогических работников. Положительным результатом проекта является то, что ШНОР, работающие в сложных социально-экономических условиях, используя ресурсы проекта «500+» и научно-методические разработки Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), получая адресную методическую поддержку проекта, начинают использовать новые педагогические технологии работы с обучающимися, испытывающими трудности в учении. Однако данная позиция сопровождения ШНОР имеет методологические и технологические изъяны: осуществляется профилактика рисков низких результатов только в отдельных школах; приходится учитывать большее количество определяющих негативных факторов, имеющих собственную динамику в разных школах; перспективные факторы развития образовательных организаций в этом случае могут выпасть из поля зрения системы образования.

Различия в стартовых возможностях школ, обусловленные их территориальным расположением (сельская местность, город), социальным контекстом (дети с неродным русским языком, с ограниченными возможностями здоровья, родители с низким уровнем образования), наличием кадровых и финансовых ресурсов, приводят к тому, что управленческим и педагогическим коллективам приходится прикладывать неравнозначные усилия для перевода школ в режим эффективного функционирования.

В европейской психолого-педагогической традиции основную причину школьной неуспешности видят в социально-экономических факторах. Так, например, очевидной считается связь между академической успешностью учащихся и социально-экономическими характеристиками семей, их социальным благополучием [14, 18].

Развитие исследований причин школьной неуспешности с учетом социально-экономических характеристик семей при оценке образовательных достижений обучающихся, позволило выделить феномен академической резильентости, понимаемой как способность учащихся демонстрировать высокие результаты, несмотря на внешние, ограничивающие обстоятельства [15].

Научные исследования индивидуальной резильентности начались во второй половине XX века. Исследования показывают, что резильентность является не врожденной характеристикой [16], а приобретаемым качеством, связанным с индивидуальными характеристиками человека, обеспечивающими ему гибкость и устойчивость в ситуациях риска, стресса, кризиса, способствующими быстрой нормализации состояния, с одной стороны, и обеспечивающими дальнейшее эффективное развитие с другой [17]. Новая исследовательская модель, нацеленная на условия успеха, позднее была названа моделью резильентности [3].

Если понятие резильентности как способности человека с достоинством преодолевать жизненные трудности достаточно прочно утвердилось в современных исследованиях, то в отношении образовательных организаций оно используется с некоторой осторожностью. Исключение составляет цикл статей, посвященных школам, способным добиваться высоких образовательных результатов работая в сложных социальных условиях [8].

В международном сравнительном исследовании качества образования PISA используются следующие термины [13]:

- рисковыми считаются такие образовательные организации, в которых не менее 30% учащихся принадлежат к нижнему квартилю индекса социально-экономического и культурного статуса ESCS ((index of economic, social and cultural status) - индекс экономического, социального и культурного статуса семьи учащегося PISA (высокая концентрация школьников с рисками проявления неуспешности в обучении);

- резильентными образовательными организациями являются рисковые образовательные организации, в которых не менее 10% учащихся проявляют резильентность: будучи представителями нижнего квартиля ESCS, они достигают уровня 3 и выше по шкале PISA по всем трем исследуемым видам грамотности (читательская, математическая, естественнонаучная).

В работе М.А. Пинской и др. «Поверх барьеров: исследуем резильентные школы» [8] феномен резильентности на уровне школы рекомендуется рассматривать в контексте исследований эффективности обучения и школьной эффективности.

Выявленные исследователями критерии результативности являются общими для всех школ независимо от социального контекста их деятельности. Это сравнение долей учащихся, зачисленных в старшую школу и проходивших обучение в средней школе [8], высокие позиции в рейтинге по результатам тестирования (прежде всего по математике), показатели участия в олимпиадах и конкурсах [10]. В качестве факторов, обеспечивающих высокую результативность резильентных школ, отмечаются: высокий уровень квалификации учителей [2], позитивный школьный климат, высокие ожидания относительно достижений школьников со стороны школы, родителей и самих учащихся [10], высокий уровень образования родителей, доходы семьи [9], мотивированность руководителей, педагогов и учащихся [4], обмен опытом с коллегами в ходе очных встреч [1] и некоторые другие.

Способность компенсировать негативные факторы определяет эффективность, с которой система образования в целом осуществляет профилактику рисков низких результатов. С другой стороны, способность образовательных организаций преодолевать негативные внешние факторы определяется степенью сформированности управленческих механизмов на всех уровнях управления образованием: региональном, муниципальном и школьном, так как очевидно, что с рядом принципиальных вызовов (ресурсными дефицитами, локальным социальным и экономическим контекстом) образовательная организация не может справиться в одиночку.

В виду сложности и масштабности задач по поддержке школ с низкими образовательными результатами необходима организация деятельности по определению способов преодоления школьной неуспешности и улучшению сложного социального контекста, выстраиванию образовательной политики высоких ожиданий как по отношению к учащимся, так и по отношению к педагогическому коллективу, уровню профессионализма учителей и созданию условий для максимально успешного обучения всех учащихся вне зависимости от их способностей и стартовых возможностей.

В отчете ФГБУ «ФИОКО» «Резильентность. Оценка по модели PISA-2020» выделены три группы практик, тесно связанных с повышением образовательных результатов и с повышением резильентности образовательной организации [13]:

- способность учителя, владеющего предметом на высоком профессиональном уровне, строить объяснение материала исходя из текущих потребностей учащихся;

- умение учителя выстраивать с учащимися продуктивные отношения, поддерживающие процесс обучения;

- навыки предоставления учащимся развивающей обратной связи.

Учитывая результаты данного исследования, необходимо констатировать, что при подготовке будущих учителей следует формировать у них необходимые компетенции, которые позволят повышать резильентность как своих учеников, так и образовательной организации в целом. Для этого можно включить в основные профессиональные образовательные программы подготовки студентов по направлениям бакалавриата 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) или магистратуры 44.04.01 «Педагогическое образование» соответствующую дисциплину и/или учебный модуль.

Конструктивно учебный модуль сочетает в себе элементы модели школьной эффективности (school effectiveness) и академической устойчивости. В процессе конструирования учебного модуля авторами-разработчиками учитывались результаты полевого исследования, в котором приняли участие школы с низкими образовательными результатами Республики Татарстан (24 школы) и школы с устойчивыми академическими результатами ОГЭ и ЕГЭ за последние 3 года (24 школы).

Предполагается, что в рамках освоения учебного модуля студенты - будущие учителя будут знать отличительные особенности и методы диагностики резильентности, основные факторы повышения образовательной и психологической резильентности; научатся анализировать проблемы повышения резильентности, оценивать состояние образовательной резильентности, подбирать психолого-педагогические подходы к решению проблем повышения резильентности; овладеют способами теоретического исследования феномена образовательной резильентности, методами текущей и этапной диагностики психологической резильентности обучающихся и педагогов, способами практического решения проблем повышения резильентности.

С 2022/2023 учебного года в Елабужском институте ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в основные профессиональные образовательные программы подготовки будущих учителей включен учебный модуль «Феномен образовательной резильентности». Учебный модуль содержит дисциплину «Психолого-педагогические и технологические основы повышения резильентности», вводящую обучающихся в проблемное поле работы школ с низкими образовательными результатами. В содержание данной дисциплины входят следующие тематические линии:

1. Личная резильентность как фактор развития человеческого капитала.

2. Психологические характеристики резильентных педагогов, диагностика и способы повышения их психологической резильентности.

3. Психологические характеристики резильентных обучающихся, диагностика и способы повышения их психологической резильентности.

4. Групповая резильентность как фактор развития социального капитала.

5. Институциональная резильентность как фактор организационной устойчивости образовательной организации.

6. Конструирование учебных и воспитательных событий в условиях резильентного образования.

В учебный модуль включен «Технологический практикум», позволяющий обучающимся освоить технологии преодоления комплекса проблем в области управления неуспешной школой, сценирования успешного обучения (эффективная образовательная программа, конструирование эффективного урока по предметным областям и др.) и формирования внутришкольной организационной культуры (выстраивания эффективных горизонтальных связей между учителями и др.).

Также в учебный модуль входит и практика, в рамках которой будущие учителя в отобранных резильентных школах и школах с низкими образовательными результатами будут:

- оценивать стратегии функционирования неуспешных (с низкими образовательными результатами) и резильентных школ;

- разрабатывать комплекс технологий преодоления неуспешности школ, работающих в сложных контекстах;

- апробировать комплекс технологий преодоления школьной неуспешности;

- овладевать инструментами оценивания эффективности технологий преодоления школьной неуспешности.

Выводы. Обучающиеся, освоившие содержание учебного модуля, будут способны выявлять проблемы и дефициты в

таких аспектах образовательной практики неуспешных школ и резильентных школ как управление, конструирование основных и дополнительных образовательных программ, сценировать уроки по предметным областям, оценивать эффективность образовательных практик неуспешных и резильентных школ, уровень сформированности внутришкольной культуры.

Таким образом, обучающиеся освоившие предлагаемый учебный модуль, смогут эффективно выполнять трудовые функции в школах с низкими образовательными результатами, участвовать в перенастройке образовательных технологий для преодоления школьной неуспешности, а также на уровне муниципалитета принимать участие в научно-методическом сопровождении таких школ, в открытом и эффективном обмене профессиональным опытом по преодолению низких образовательных результатов.

Литература:

1. Бысик, Н.В. Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие / Н.В. Бысик, С.Г. Косарецкий, М.А. Пинская // Психологическая наука и образование. -2018. - Т. 23. - № 5. - C. 87-101.

2. Дербишир, Н.С. Управленческие стратегии директоров эффективных школ / Н.С. Дербишир, М.А. Пинская // Вопросы образования. - 2016. - № 3. - С. 110-129.

3. Звягинцев, Р.С. Личностные характеристики учащихся резильентных и неблагополучных школ: разные дети или разные школы / Р.С. Звягинцев // Вопросы образования. - 2021. - № 3. - С. 33-61.

4. Кузнецов, В.М. Моделирование мотивационного управления инновационной деятельностью педагогов в условиях становления резильентной школы / В.М. Кузнецов, Т.В. Соловьева, С.Н. Трошков // Педагогический ИМИДЖ. - 2018. -Т. 12. - № 4 (41). - С. 5-17.

5. Методика адресной помощи ШНОР (500+). - URL: https://fioco.ru/antirisk (дата обращения: 23.06.2022).

6. Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования. - Москва: ФИОКО, 2020. - 8 с.

7. Методические рекомендации по подготовке к проведению оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации. Москва: Федеральный институт оценки качества образования, 2020. - 170 с.

8. Пинская, М.А. Поверх барьеров: исследуем резильентные школы / М.А. Пинская, Т.Е Хавенсон, С.Г. Косарецкий, Р.С. Звягинцев [и др.] // Вопросы образования. - 2018. - № 2. - С. 198-227.

9. Пинская, М.А. Учет контекстной информации при оценке качества работы школы / М.А. Пинская, С.Г. Косарецкий, Н.С. Крутий // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 31-35.

10. Пинская, М.А. Школы, эффективно работающие в сложных социальных контекстах / М.А. Пинская, С.Г. Косарецкий, И.Д. Фрумин // Вопросы образования. - 2011. - № 4. - С. 148-177.

11. Письмо Рособрнадзора «О направлении кратких рекомендаций по работе со школами с низкими образовательными результатами на региональном уровне на период с апреля по август 2020 года» от 30.03.2020 № 01-121/13-01.

12. Приказ Рособрнадзора «Об утверждении методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования» от 19.08.2020 № 847

13. Резильентность. Оценка по модели PISA-2020. Москва: ФИОКО, 2021. - 44 с. - URL: https://fioco.ru/Media/Default/Documents/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%BD%D1%8 2%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%202020.pdf (дата обращения: 23.06.2022).

14. Bourdieu, P. The forms of capital // Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education / Eds. J. Richardson. Westport, CT: Greenwood, 1986. p. 241-258. - URL: http://www.socialcapitalgateway.org/sites/socialcapitalgateway.org/files/data/paper/2016/10/18/rbasicsbourdieu1986-theformsofcapital.pdf (дата обращения: 23.06.2022).

15. Isaev, E.I. Western European experience of prevention and overcoming school failure among children living in families with low socio-economic status / E.I. Isaev, S.G. Kosaretsky, A.M. Mikhailova // Journal of Modern Foreign Psychology. - 2019. - Vol. 8, №1. - pp. 7-16. - doi: 10.17759/jmfp.2019080101.

16. Luthar, S.S. The Construct of Resilience: A Critical Evaluation and Guidelines for Future Work / S.S. Luthar, D. Cicchetti, B. Becker // Child Development. - 2020. - №71(3). - P. 543-562.

17. Masten, A.S. Resilience and development: Contributions from the study of children who overcome adversity / A.S. Masten, K.M. Best, N Garmezy // Development and psychopathology. - 1990. - №2(04). - P. 425-444.

18. Pronk, S. Differences between adolescents who do and do not successfully completetheir program within a non-residential alternative education facility / S. Pronk, E.A. Mulder, G. van den Berg, G.J.J.M Stams &. Children and Youth Services Review. -2020, Vol. 109. - https://doi.org/10.1016/jxhildyouth.2019.104735

Педагогика

УДК 372.881.111.1

кандидат педагогических наук, доцент Шкабара Ирина Евгеньевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКОМУ АСПЕКТУ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена проблеме создания эффективной образовательной среды на уроках английского языка при обучении лексической стороне иноязычной речи. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что современный учитель иностранного языка нуждается в надежном и эффективном инструментарии для достижения главной цели обучения иностранному языку - развитии иноязычной коммуникативной компетенции. Среди имеющихся в российском образовательном пространстве электронных ресурсов внимание автора привлекли образовательные интернет-платформы. На основе метода анализа данных интерактивных средств обучения в статье определены преимущественные характеристики и отличительные свойства образовательных интернет-платформ. К ним относятся оптимальность, эффективность и доступность. В статье дается перечень образовательных интернет-платформ, программы которых соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам. На примере образовательной интернет-платформы «Взнания показано, что образовательные интернет-платформы являются эффективным средством для формирования лексических навыков обучающихся. Приводятся данные соответствия данной образовательной платформы Примерной программе по английскому языку для уровня основного общего образования, а также этапам формирования лексического навыка при овладении лексическим аспектом речи на уроках английского языка. В статье сделан вывод о целесообразности применения данной и подобных интернет-платформ не только для формирования лексических навыков, но и для организации развивающего обучения как основы учебного процесса по иностранном языку.

Ключевые слова: образовательная среда, информационная площадка, электронные образовательные ресурсы, образовательная интернет-платформа, обучение иностранному языку, обучение лексическому аспекту речи, лексический навык.

Annotation. The article is devoted to the problem of creating an effective educational environment in English lessons when teaching the lexical side of the foreign language speech. The relevance of this problem is due to the fact that a modern foreign language teacher needs reliable and effective tools to achieve the main goal of teaching a foreign language - the development of foreign language communicative competence. Among the electronic resources available in the Russian educational space, the author's attention was attracted by educational Internet platforms. Based on the method of data analysis of interactive learning tools, the article identifies the predominant characteristics and distinctive properties of educational Internet platforms. These include optimality, efficiency and accessibility. The article provides a list of educational Internet platforms whose programs comply with federal state educational standards. Using the example of the educational Internet platform "Knowledge", it is shown that educational Internet platforms are an effective means for the formation of lexical skills of students. The data on the compliance of this educational platform with the Approximate English Language Program for the level of basic general education, as well as the stages of lexical skill formation when mastering the lexical aspect of speech in English lessons are presented. The article concludes that it is expedient to use this and similar Internet platforms not only for the formation of lexical skills, but also for the organization of developmental learning as the basis of the educational process in a foreign language.

Key words: educational environment, information platform, electronic educational resources, educational Internet platform, teaching a foreign language, teaching the lexical aspect of speech, lexical skill.

Введение. Достижение целей по обеспечению глобальной конкурентоспособности Российского образования непосредственно связано с качеством и условиями работы педагогов. Современные образовательные программы требуют кардинальных изменений в области методики обучения школьным предметам, в частности, иностранному языку. Создание эффективной образовательной среды на уроке иностранного языка, понимаемой как совокупность возможностей, предоставляющая обучающемуся необходимый набор информационных, предметно-пространственных, личностно-деятельностных ресурсов для обучения, воспитания и развития средствами данного учебного предмета - насущная потребность времени. За последнее время появилось множество методических разработок, рассматривающих методы и приемы развития различных видов речевой деятельности, формирования аспектов иностранного языка с помощью аутентичных и учебных интернет-ресурсов, блогов, вики технологий, подкастов, лингвистического корпуса. Каждый

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.