РАЗДЕЛ 1. СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ SECTION 1. SOCIOLOGY OF EDUCATION
DOI 10.26105/SSPU.2021.75.6.019 УДК 316.344.34:371.1 ББК 60.561.9+74.202.89
Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНО НЕУСПЕШНЫЕ М.С. ПИРОГОВА УЧАЩИЕСЯ В НЕУСПЕШНЫХ ШКОЛАХ:
НАДЕЖДА НА ЛУЧШЕЕ
G.E. ZBOROVSKY, EDUCATIONALLY UNSUCCESSFUL M.S. PIROGOVA STUDENTS IN UNSUCCESSFUL SCHOOLS:
HOPE FOR THE BEST
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016 «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности»
В статье ставится проблема взаимосвязи неуспешных школ и их учащихся, неуспешных в образовательном плане. В отличие от других публикаций, в данной статье акцент делается на характеристике неуспешных школ как объективного фактора, влияющего на образовательную неуспешность учащихся. Рассматриваются три типа неуспешных образовательных организаций: школы, функционирующие в сложных социальных условиях; школы с низкими результатами обучения; резильентные школы. В качестве одного из инструментов преодоления образовательной неуспешности школ этих типов рекомендуется использование стажировочной площадки, создаваемой в масштабах региона.
The problem of the relationship between unsuccessful schools and their students who are unsuccessful in educational terms is posed. Unlike other publications, this article focuses on the characterization of unsuccessful schools as an objective factor affecting the educational achievements of schoolchildren. Three types of unsuccessful educational organizations are considered: schools operating in difficult social conditions; schools with low learning outcomes; resistant schools. As one of the tools to overcome the educational «failure» of these types of schools, it is recommended for them to use discussion platform created on a regional scale.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: неуспешные школы, образовательно неуспешные учащиеся, школы с низкими результатами обучения, школы, функционирующие в сложных социальных условиях, резильентные школы.
KEY WORDS: «unsuccessful» schools, educationally unsuccessful students, schools with low learning outcomes, schools operating in difficult social conditions, resistant schools.
ВВЕДЕНИЕ. Образовательная неуспешность учащихся — один из наиболее распространенных и массовых феноменов в школьном обучении. Она включает в себя проявления академической, профессионально-ориентационной и личностной несостоятельности в сфере образования. Говоря об образовательной неуспешности школьников, мы имеем в виду прежде всего их академическую неуспешность, в основе которой, при некотором
упрощении ситуации, как нам представляется, находится неуспеваемость учеников. Но, дело, конечно, не только в ней.
Существует много факторов, от которых зависит образовательная неуспешность школьников. Среди них следует различать как объективные, так и субъективные. К объективным факторам будем относить условия жизни, семью, школу, ближайшее окружение, социальную среду, к субъективным — в первую очередь мотивацию школьников на учебу. Как это не раз доказывалось в исследованиях, они тесно связаны между собой. Только во взаимовлиянии этих факторов можно понять причины образовательной и, более широко, социальной неуспешности учащихся и выявить пути ее преодоления.
Отметим сразу: в данной статье акцент сделан на таком объективном факторе, как школа. Об этом свидетельствует и название, в котором соединены неуспешные учащиеся и неуспешные школы, то есть а) первые рассматриваются не в любых школах, а только в неуспешных, б) неуспешные школы характеризуются не как сами по себе существующие образовательные организации, а в виде социального пространства, организующего и объединяющего неуспешных учащихся.
ЦЕЛЬ СТАТЬИ состоит в том, чтобы рассмотреть определенные типы неуспешных школ как фактор, влияющий на образовательную неуспешность учащихся, и возможности преодоления негативного вектора такого влияния.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основным методом исследования явился вторичный анализ данных по сфере образования за 2018-2021 гг. Министерства образования и молодежной политики Свердловской области и Института развития образования Свердловской области, опубликованных в отчетах, методических рекомендациях и материалах мониторинга учебных достижений обучающихся и качества учебного процесса в школах с низкими результатами обучения и функционирующих в сложных социальных условиях.
Были использованы также результаты исследования, проводившегося в 2019-2021 гг. научным коллективом Уральского федерального университета под руководством Г.Е. Зборовского среди школьников Свердловской области и касавшегося проблемы их образовательной (не)успешности. Методами сбора эмпирических данных были экспертные интервью с сотрудниками образовательных учреждений (2019-2020 гг.) и массовый онлайн опрос учащихся школ Свердловской области (январь — февраль 2021 г., п = 902 чел.).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В литературе, отражающей результаты исследований названной проблемы, есть разные показатели академической неуспешности школьников и попытки выявить ее зависимость от ряда как объективных, так и субъективных факторов. Сошлемся на некоторые данные. Их авторы утверждают, что «уровень образования более половины выпускников основной школы оценивается как базовый, а около пятой части учеников 9 класса не достигают порогового уровня сформированности функциональной грамотности в соответствии с международными требованиями. Тесты свидетельствуют, что готовы к продолжению образования не более 30% выпускников основной школы» [5, с. 73].
Мы исходим из важнейшей для нас методологической предпосылки, согласно которой чем лучше школа, выше ее статус, тем ниже удельный вес академически неуспевающих и неуспешных, и наоборот, в школах с плохим качеством образования их больше. Понятно, что и в гимназиях, и в лицеях, и в школах с углубленным изучением отдельных предметов тоже есть свои неуспевающие и даже образовательно неуспешные учащиеся. Но неуспешность неуспешности — рознь. Во-первых, в количественном отношении в названных типах школ неуспешных учеников мало, и они даже близко не создают чего-либо похожего на критическую ситуацию. Во-вторых, такие учащиеся либо достигают в определенный срок минимально необходимого уровня академической успешности вследствие принятия каких-то мер, либо вынуждены переходить в другие, нестатусные, школы.
Мы акцентируем внимание на проблемах академической неуспешности школьников, обучающихся в определенном типе школ, которые принято называть неуспешными [2; 6]. Далее этот тип школ будет конкретизирован. Сразу отметим, что между ними и «хорошими», статусными школами, существует большое количество обычных школ, где численность неуспевающих учащихся оставляет желать своего сокращения, хотя и не достигает такого уровня, как в неэффективных образовательных организациях. Вместе с тем, в этих обычных, «средних» по занимаемому положению, школах почти у половины учащихся отношение к получаемым знаниям, к обучению в целом практически такое же, как в неуспешных школах.
Проведенный нами онлайн опрос школьников-старшеклассников Свердловской области показал, что 41% опрошенных в обычных школах невысоко отзываются об уровне получаемых в них знаний, об их необходимости, а, стало быть, и о самих школах. По мнению учащихся, знания, которые они приобретают (или, скажем мягче, должны приобретать), не имеют значения для их дальнейшей жизни и работы. Им достаточно получить лишь официальный документ об окончании школы. Приведенные выше данные вполне сопрягаются с мнением 47% опрошенных, считающих, что им хватает даваемого на уроках материала, и этим в школе можно ограничиться.
Образовательная неуспешность учащихся воспринимается зачастую в школах как естественный феномен, имеющий свои корни и причины. Приведем в связи с этим фрагменты из интервью двух наших экспертов — опытных педагогов, проработавших не один десяток лет в школе и обладающих высшей квалификационной категорий. Вот точка зрения эксперта об образовательной неуспешности:
«Что такое образовательная неуспешность и в чем она проявляется?Прежде всего она проявляется в нежелании учащегося вообще получать знания. И, естественно, в снижении потенциальных возможностей, снижении особенно в старших классах, снижении желания учиться. Цель их обучения в школе — только получение документа... Неуспешный — это тот, кто вообще ни о чем не думает. То есть это полное отсутствие мотивации к обучению. Ни в одной сфере, ни в одной предметной области. И глаза не горят. И глаза скучающие, спящие, не думающие, смотрящие на часы: когда закончится время урока...» (учитель истории и обществоведения, стаж работы в школе — 30 лет).
А вот второй фрагмент, говорящий уже больше об истоках неуспешности:
«Неуспешность образовательная в школе, наверное, даже не в учебе. Она начинает проявляться, как мне кажется, с начальной школы, когда дети просто не находят себя в коллективе, им некомфортно в нем, и они теряют интерес ко всему... Мотивация — это просто потеря этой комфортности в классе, она накладывает такой отпечаток, что дети теряют интерес к учебе. Вот отсюда и начинает развиваться эта неуспешность, конечно. Все это идет еще из «началки». Они когда к нам приходят, уже в среднее звено, сразу видно, кто действительно заинтересован... Я за годы своей работы поняла, что очень часто у детей это идет из семьи. Если родители даже не то, чтобы не настроены на то, чтобы ребенок получал образование, а в семье такая атмосфера: а для чего это? а мы и так можем. И не учась, ну, там чего-то добились. Да, вот это очень накладывает большой отпечаток. И заявление родителей: ну и что, я в школе двоечником был, а теперь получаю больше, чем Вы,— это существенно. У ребенка поэтому появляется нежелание учиться в принципе, это нежелание и неумение учиться и есть неуспешность» (учитель биологии, женщина, 35 лет педагогического стажа)
В статье были использованы две типологии. Первая типология была связана с выделением трех типов неуспешных школ. Это, во-первых, школы, функционирующие в сложных социальных условиях (ШНСУ). Во-вторых, это школы с низкими результатами обучения (ШНОР). В-третьих, это резильентные школы [3; 4].
Вторая типология была использована для типологической группировки неуспешных школ в комбинации признаков социального благополучия и качества образования. Эти признаки были конкретизированы благодаря двум группам индексов — ИСБШ (индекс социального благополучия школы) и качества образования, рассмотренных в их взаимосвязи [6].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Реально в стране и в любом ее регионе имеет место дифференциация школ, включающая в себя, наряду с образовательными организациями продвинутого типа (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов) и обычными, рядовыми учебными заведениями, коррекционные школы, а также школы, которые могут быть определены одним словом — неуспешные. Критериями различий этих типов школ являются в основном социальные (включая экономические) характеристики и качество образования. 85% детей из бедных и малообеспеченных семей учатся в массовых общеобразовательных школах. Немалая часть таких семей относится к числу неблагополучных. Дети из этих семей приходят в школы, имеющие дефицит кадровых и материальных ресурсов, что является серьезным фактором неуспешности этих образовательных учреждений [1; 7, с. 15].
Проблема неуспешных школ — во многом следствие не только образовательного, но и социального неравенства. Неуспешные школы, по существу, находятся на грани выживания. Это школы, в которых дети и подростки не видят смысла в учебе и не имеют перед собой перспектив. Их родители не уделяют им должного внимания. Директора этих школ оказываются загнанными в тупик, поскольку не получают ресурсов и поддержки местного руководства — администраций городов и муниципальных образований. Учителя оказываются выключенными из педагогического сообщества и не ощущают нужной поддержки.
В данной статье мы уделяем внимание неуспешным школам, которые становятся одним из основных факторов, способствующих консервации феномена неуспешности учащихся. По сути, мы имеем дело с двойным усложнением проблемы. Сами по себе неуспешные школы — один из основных объективных факторов неуспешности учащихся. Когда же происходит наложение на него других (объективных и субъективных) факторов, в особенности низкого уровня учебной и достиженческой мотивации, возникает архисложная образовательная и социальная проблема.
С одной стороны, она приобретает индивидуально-личностный характер, если исходить из того, что проблемным становится каждый неуспевающий и не мотивированный на учебу школьник. С другой стороны, когда количество таких учащихся в школе и тем более в отдельном классе зашкаливает и достигает «критической массы», проблема приобретает социальный характер, выходя за рамки образовательной среды. Возникает ситуация превращения образовательной неуспешности в социальную неуспешность. Нередко в ней создаются предпосылки для девиантного поведения какой-то группы школьников.
Говоря о неуспешных школах, рассмотрим подробнее выделенные раньше три типа учебных заведений. Как отмечалось, это школы, функционирующие в сложных социальных условиях (ШНСУ), характеризующиеся низкими результатами обучения (ШНОР), а также резильентные школы.
Сразу отметим, что мы обособляем школы каждого из этих типов от обычных школ. Это обособление существует и на уровне Министерства образования и молодежной политики области, которое считает особым направлением своей деятельности работу с ШНСУ, ШНОР, резильентными школами. Для этого в регионе была создана специальная ста-жировочная площадка. Цель ее деятельности — формировать условия для преодоления разрыва в образовательных возможностях и достижениях обучающихся, обусловленных социально-экономическими, территориальными факторами и сложностью контингента, за счёт повышения педагогического и ресурсного потенциала школ [10].
Представим развернутую характеристику каждого из названных типов школ. Под ШНОР понимаются школы, которые в течение продолжительного периода демонстрируют по определенным показателям учебные результаты хуже, чем все школы в кластере, к которому школа относится. К типу школ ШНСУ относятся образовательные организации, которые обладают рядом показателей социально-экономического неблагополучия и ресурсных дефицитов. В них обучаются дети, находящиеся в состоянии риска, т.е. на грани образовательной неуспешности/успешности и девиантного поведения. Часто эти учащиеся живут в многодетных семьях или неполных семьях, семьях с низким социально-экономическим статусом, в которых есть дети с проблемами обучения и поведения. Нередко они живут в семьях, в которых русский язык не является родным. Школы, в которых они учатся (ШНСУ), могут находиться в труднодоступных сельских территориях, с неразвитой инфраструктурой и ограниченным доступом к сети Интернет. В группе школ ШНОР такие критерии не являются обязательными, зато могут влиять иные внутренние или внешние факторы.
Поскольку качество работы школы определяется ее способностью повышать жизненные шансы каждого ученика независимо от индивидуальных стартовых возможностей и семейного контекста, постольку задачами школ, получивших статус ШНСУ и ШНОР, является создание особых условий для достижения их учащимися состояния образовательной успешности и социального благополучия [8; 9].
Третий тип проблемных образовательных организаций — резильентные школы. Впервые определение понятия резильентных школ появилось в 2010 г. в западной литературе. Их стали называть школами, «превосходящими ожидания» или «schools performing beyond expectations» [11, p. 21]. В России такие школы получили название резильентных. Есть они и в Свердловской области. Трактовка резильентности направлена на такой тип школ, в которых, несмотря на существующие трудности, дети добиваются успехов в образовании, имеют достаточно высокий средний бал успеваемости. Такие показатели достигаются благодаря особым условиям, создаваемым в образовательной организации, специальным педагогическим методам, адресности, партнерству между семьей и школой.
Сравнительный анализ, проведенный среди школ Свердловской области Министерством образования и молодежной политики в 2020 г., был ориентирован на идентификацию школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях [4]. С этой целью была проведена типологическая группировка школ с использованием таких показателей, как уровень и качество подготовки выпускников, уровень социального благополучия школы и эффективность её деятельности.
К группе № 1 были отнесены школы с низким ИСБШ (индексом социального благополучия) (1-4) и низким индексом качества (1-4). Это школы с низкими результатами обучения, функционирующие в сложных социальных условиях. Школы этой группы отличаются низким образовательным статусом родителей учеников, высоким уровнем девиантности поведения учащихся, равно как и высокой долей детей из неполных семей. Для школ рассматриваемой группы характерна скудная образовательная и культурная внешняя среда, в населенном пункте сама школа и является единственным культурным центром. Школы, о которых идет речь, расположены преимущественно вдалеке от районных центров и мегаполиса, имеют с ними плохое сообщение.
Группа № 2 включает в себя школы с низким ИСБШ (1-4) и средним индексом качества (6 и выше). В нее входят резильентные школы, способные преодолевать заданные ограничения и демонстрировать более высокие результаты, чем те, которые предписываются им установленными параметрами модели.
Группа № 3 включает школы по ИСБШ с 5 по 11, по индексу качества — с 1 по 5. Это школы «несправляющиеся». В данную группу входят депривированные сельские и городские школы. При относительно высоком уровне социального благополучия эти школы дают
более низкие результаты по сравнению с теми, что предписываются им установленными параметрами модели. Это школы, расположенные преимущественно на окраинах крупных населенных пунктов. Внешняя образовательная и культурная среда более скудная, чем в целом в населенном пункте.
Группа № 4 характеризуется ИСБШ с 5 по 7 и по индексу качества 6. Их можно отнести к условно благополучным школам. Их выпускники в большинстве своем демонстрируют средний (удовлетворительный) уровень подготовки.
Самая благополучная и в социальном плане, и в плане подготовки учащихся — группа с ИСБШ 8-11 и с индексом качества 8-11. К этой группе относятся преимущественно гимназии и лицеи, находящиеся на территории крупных населенных пунктов (крупные города и мегаполис). Они отличаются тем, что доля детей, чьи родители имеют высшее образование, высока — 80-100%, а уровень девиантности поведения учащихся очень низкий. При относительно высоких ресурсах самой школы (кадровый состав отличается высокой долей учителей высшей категории, хорошо развитая школьная инфраструктура, богатая образовательная сеть населенного пункта) очень мощным ресурсом являются родители [8].
Мы видим, что наиболее многочисленная группа школ по индексу социального благополучия — это школы с низкими результатами обучения, функционирующие в сложных социальных условиях. Согласно положениям региональной модели поддержки школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях [10], мы можем сделать вывод о том, школы Свердловской области в основном относят к группе школ адресной поддержки (1-4 группа ИСШБ и 6 и выше группа качества). Проблемы низкого качества образования в таких школах носят ситуативный характер, не системны и обусловлены, как правило, факторами социального благополучия. Выборка группы школ по индексу позволяет определить экспертам дальнейшую стратегию работы с ними.
Для школ адресной поддержки характерен низкий образовательный статус родителей, высокий уровень девиантности поведения учащихся, высокая доля детей из неполных семей. Школы отдалены от основных городских инфраструктур, отличаются скудной культурной средой. Жизнь таких школ достаточна замкнута. Многие школы находятся в состоянии так называемого информационного «голода», т.е. имеют плохие интернет-коммуникации.
Ряд школ Свердловской области отнесен к резильентным, т.е. способным преодолевать заданные ограничения и демонстрировать более высокие результаты, чем школы в похожих условиях. Для таких школ в качестве поддержки достаточно внешних мер, в частности консультирования по реализации школьной программы повышения качества образования в плане снижения факторов социального неблагополучия.
ВЫВОДЫ. Решение проблем каждой неуспешной школы — прежде всего задача самой школы. Поиск путей преодоления неуспешности лежит на пути консолидации усилий всех заинтересованных сторон: педагогического коллектива и администрации школы, учащихся, их родителей, администрации муниципального образования, на территории которого находится школа, органов правопорядка. Вместе с тем, необходима активизации деятельности Министерства образования и молодежной политики региона, направленной на решение задач не одной, а всех школ с низкими результатами обучения, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. С этой целью в Свердловской области в рамках Федеральной целевой программы развития образования была создана стажиро-вочная площадка «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов»
Цель деятельности стажировочной площадки — создание условия для преодоления разрыва в образовательных возможностях и достижениях обучающихся, обусловленных
социально-экономическими, территориальными факторами и сложностью контингента, за счёт повышения педагогического и ресурсного потенциала школ. Основными задачами стажировочной площадки стали:
1. Разработка региональной модели и механизмов поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
2. Обеспечение повышения квалификации директоров, заместителей директоров и учителей школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, по теме проекта в соответствии с целевыми показателями.
3. Обеспечение создания на школьном уровне среды, поддерживающей обучение и создающей возможности для индивидуализации подходов к обучению.
4. Организация эффективного межшкольного партнерства и сетевого взаимодействия школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, со школами с высокими результатами обучения.
5. Содействие совершенствованию материально-технических условий в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
6. Разработка и реализация системы мониторинга качества результатов обучения, а также качества преподавания, управления и качества школьной среды в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
7. Организация трансляции лучших региональных инновационных практик по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
В качестве вывода отметим, что успешная работа стажировочной площадки может рассматриваться как один из инструментов преодоления образовательной неуспешности школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Четкая реализация задач этих школ, направленных на эффективную совместную деятельность с учащимися и их родителями, будет способствовать достижению образовательного и воспитательного эффекта этой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бысик Н.В., Косарецкий С.Г., Пинская М.А. Проектирование модели профессионального развития педагогов школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, работающих с учащимися с риском образовательной неуспешности: эмпирическая основа и ключевые составляющие // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. С. 87-101.
2. Выходной, промежуточный и итоговый мониторинг учебных достижений обучающихся и качества учебного процесса в школах с низкими результатами обучения, и школ, функционирующих в сложных социальных условиях. URL: https://www.irro.m/?dd=487 (дата обращения: 12.05.2021).
3. Идентификация школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях. URL: https://www.irro.ru/?type=showitem&id=3396 (дата обращения: 24.03.2021).
4. Идентификация школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях. Краткий информационно-аналитический отчет Министерства общего и профессионального образования Свердловской области за 2020 г. URL: https://fcpro-svo.irro. ru/ (дата обращения: 24.03.2021).
5. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71-92.
6. Отчет по итогам проведения мониторинга результативности школьных программ повышения качества образования за 2018 год. URL: https://www.irro.ru/?cid=487 (дата обращения: 11.11.2020).
7. Поверх барьеров: истории школ, работающих в сложных социальных условиях // Книга для школьных администраторов и для тех, кто управляет школами на муниципальном и региональном уровнях / М.А. Пинская, Н.В. Бысик, А.Б. Милкус, С.Г. Косарецкий. М.: «Рыбаков Фонд», 2019. 191 с.
8. Региональный рейтинг качества образовательных организаций. URL: https://minobraz.egov66. ru/site/item?id=1202 (дата обращения: 12.05.2021).
9. Система работы со школами с низкими образовательными результатами. URL: https://www.irro. ru/?cid=509 (дата обращения: 21.11.2020).
10. Стажировочная площадка поддержки школ Свердловской области, функционирующих в неблагоприятных условиях. URL: https://fcpro-svo.irro.ru/ (дата обращения: 24.03.2021).
11. Hargreaves A., Harris A., Boyle A. Performance beyond expectations. 2010. URL: https://dera.ioe. ac.uk/10022/1/download%o3Fid=151888&filename=performance-beyond-expectations-full-report.pdf (дата обращения: 05.09.2021).
REFERENCES
1. Bysik N.V., Kosareckij S.G., Pinskaya M.A. Proektirovanie modeli professional'nogo razvitiya peda-gogov shkol, funkcioniruyushchih v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah, rabotayushchih s uchash-chimisya s riskom obrazovatel'noj neuspeshnosti: empiricheskaya osnova i klyuchevye sostavlyayush-chie [Designing a model of professional development of teachers of schools operating in unfavorable social conditions, working with students at risk of educational failure: an empirical basis and key components] // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2018. T. 23. № 5. S. 87-101. (In Russian).
2. Vyhodnoj, promezhutochnyj i itogovyj monitoring uchebnyh dostizhenij obuchayushchihsya i kachest-va uchebnogo processa v shkolah s nizkimi rezul'tatami obucheniya, i shkol, funkcioniruyushchih v slozhnyh social'nyh usloviyah [Final, intermediate and final monitoring of students ' educational achievements and the quality of the educational process in schools with low learning outcomes, and schools operating in difficult social conditions]. URL: https://www.irro.ru/?cid=487 (data obrashcheni-ya: 12.05.2021). (In Russian).
3. Identifikaciya shkol s nizkimi rezul'tatami obucheniya i shkol, funkcioniruyushchih v slozhnyh social'nyh usloviyah [Identification of schools with low learning outcomes and schools operating in difficult social conditions]. URL: https://www.irro.ru/?type=showitem&id=3396 (data obrashcheniya: 24.03.2021). (In Russian).
4. Identifikaciya shkol s nizkimi rezul'tatami obucheniya i shkol, funkcioniruyushchih v slozhnyh social'nyh usloviyah. Kratkij informacionno-analiticheskij otchet Ministerstva obshchego i professional'nogo obra-zovaniya Sverdlovskoj oblasti za 2020 g. [Identification of schools with low learning outcomes and schools operating in difficult social conditions. A brief information and analytical report of the Ministry of General and Vocational Education of the Sverdlovsk Region for 2020.]. URL: https://fcpro-svo.irro.ru/ (data obrashcheniya: 24.03.2021). (In Russian).
5. Klyachko T.L., Semionova E.A., Tokareva G.S. Uspeshnost' i neuspeshnost' shkol'nikov: ozhidaniya roditelej, ocenka uchitelej [Success and failure of schoolchildren: parents 'expectations, teachers' assessment] // Voprosy obrazovaniya. 2019. № 4. S. 71-92. (In Russian).
6. Otchet po itogam provedeniya monitoringa rezul'tativnosti shkol'nyh programm povysheniya kachest-va obrazovaniya za 2018 god. [Report on the results of monitoring the effectiveness of school programs to improve the quality of education for 2018.]. URL: https://www.irro.ru/?cid=487 (data obrash-cheniya: 11.11.2020). (In Russian).
7. Poverh bar'erov: istorii shkol, rabotayushchih v slozhnyh social'nyh usloviyah // Kniga dlya shkol'nyh administratorov i dlya tekh, kto upravlyaet shkolami na municipal'nom i regional'nom urovnyah [Over the barriers: Stories of schools working in difficult social conditions / / A book for school administrators and for those who manage schools at the municipal and regional levels] / M.A. Pinskaya, N.V. Bysik, A.B. Milkus, S.G. Kosareckij. M.: «Rybakov Fond», 2019. 191 s. (In Russian).
8. Regional'nyj rejting kachestva obrazovatel'nyh organizacij [Regional rating of the quality of educational organizations]. URL: https://minobraz.egov66.ru/site/item?id=1202 (data obrashcheniya: 12.05.2021). (In Russian).
9. Sistema raboty so shkolami s nizkimi obrazovatel'nymi rezul'tatami [The system of working with schools with low educational results]. URL: https://www.irro.ru/?cid=509 (data obrashcheniya: 21.11.2020). (In Russian).
10. Stazhirovochnaya ploshchadka podderzhki shkol Sverdlovskoj oblasti, funkcioniruyushchih v neblago-priyatnyh usloviyah [Internship platform for supporting schools of the Sverdlovsk region operating in unfavorable conditions]. URL: https://fcpro-svo.irro.ru/ (data obrashcheniya: 24.03.2021). (In Russian).
11. Hargreaves A., Harris A., Boyle A. Performance beyond expectations. 2010. URL: https://dera.ioe. ac.uk/10022/1/download0/o3Fid=151888&filename=performance-beyond-expectations-full-report.pdf (data obrashcheniya: 05.09.2021). (In English).