Научная статья на тему 'ДИСБАЛАНС В ПОДДЕРЖКЕ УСПЕШНОЙ И НЕУСПЕШНОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ'

ДИСБАЛАНС В ПОДДЕРЖКЕ УСПЕШНОЙ И НЕУСПЕШНОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНЫЕ И НЕУСПЕШНЫЕ ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДДЕРЖКА РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИСБАЛАНСА В ПОДДЕРЖКЕ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зборовский Г. Е., Чебыкина Ю. А.

В статье рассматривается структура учащейся молодежи, включающая две основные образовательные общности - успешных и неуспешных школьников и студентов. Цель статьи состоит в доказательстве необходимости и анализе возможностей рационального распределения ресурсов в системе образования с целью поддержки как успешной, так и неуспешной учащейся молодежи. Основные методы исследования: полуформализованное экспертное интервью, фокус-группы с учащимися школ (3), студентами колледжей (2) и вузов (3). Был также осуществлен анализ 200 эссе старшеклассников на тему «Формула успеха». Результаты исследования представлены в виде структурирования образовательных общностей успешной и неуспешной учащейся молодежи на 5 групп и выявления форм и возможностей их поддержки с целью преодоления ее дисбаланса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMBALANCE IN SUPPORT OF SUCCESSFUL AND UNSUCCESSFUL STUDENTS: OPPORTUNITIES TO OVERCOME

The article considers the structure of young students, which includes two main educational communities - successful and unsuccessful schoolchildren and students. The purpose of the article is to prove the necessity and analyze the possibilities of rational resource allocation in the education system in order to support both successful and unsuccessful students. Main research methods: semi-formal expert interviews, focus groups with school students (3), college students (2) and university students (3); the analysis of 200 essays of high school students on the topic «Formula for success» was also carried out. The research results are presented in the form of structuring the educational communities of successful and unsuccessful students into 5 groups and identifying the forms and opportunities of their support in order to overcome its imbalance.

Текст научной работы на тему «ДИСБАЛАНС В ПОДДЕРЖКЕ УСПЕШНОЙ И НЕУСПЕШНОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

DOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.010 УДК 316.344.34-053.6 ББК 60.543.172-4

Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ, Ю.А. ЧЕБЫКИНА,

ДИСБАЛАНС В ПОДДЕРЖКЕ УСПЕШНОЙ И НЕУСПЕШНОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ: ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ

G.E. ZBOROVSKY YU.A. CHEBYKINA

THE IMBALANCE IN SUPPORT OF SUCCESSFUL AND UNSUCCESSFUL STUDENTS: OPPORTUNITIES TO OVERCOME

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016 «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности куспешности»

The article was prepared with the support of the RFBR, project No. 19-29-07016 «Transfer of human capital of educational communities: from failure to success»

В статье рассматривается структура учащейся молодежи, включающая две основные образовательные общности - успешных и неуспешных школьников и студентов. Цель статьи состоит в доказательстве необходимости и анализе возможностей рационального распределения ресурсов в системе образования с целью поддержки как успешной, так и неуспешной учащейся молодежи. Основные методы исследования: полуформализованное экспертное интервью, фокус-группы с учащимися школ (3), студентами колледжей (2) и вузов (3). Был также осуществлен анализ 200 эссе старшеклассников на тему «Формула успеха». Результаты исследования представлены в виде структурирования образовательных общностей успешной и неуспешной учащейся молодежи на 5 групп и выявления форм и возможностей их поддержки с целью преодоления ее дисбаланса.

The article considers the structure of young students, which includes two main educational communities - successful and unsuccessful schoolchildren and students. The purpose of the article is to prove the necessity and analyze the possibilities of rational resource allocation in the education system in order to support both successful and unsuccessful students. Main research methods: semi-formal expert interviews, focus groups with school students (3), college students (2) and university students (3); the analysis of 200 essays of high school students on the topic «Formula for success» was also carried out. The research results are presented in the form of structuring the educational communities of successful and unsuccessful students into 5 groups and identifying the forms and opportunities of their support in order to overcome its imbalance.

Ключевые слова: успешные и неуспешные школьники и студенты, рациональное распределение ресурсов в системе образования, поддержка различных групп учащейся молодежи, преодоление дисбаланса в поддержке различных групп учащейся молодежи.

Key words: successful and unsuccessful schoolchildren and students, rational distribution of resources in the education system, support for various groups of students, overcoming the imbalance in support of various groups of students.

Введение. Учащаяся молодежь представлена сегодня в структуре населения России как одна из самых массовых социальных общностей. Согласно данным Росста-та, на январь 2019 г. численность учащейся молодежи составила около 23 304 000 человек, или 16% населения страны. Школьников было 16 137 000 чел. (11%), студентов вузов - 4 161 000 чел. (2,9%), учащихся, получающих начальное профессиональное образование, - 542 000 чел., студентов техникумов и колледжей - 2 464 000 чел., что в совокупности составляло 3 006 000 человек, или 2,1% [7, с. 29-34].

Структуру учащейся молодежи можно рассматривать с позиций различных критериев. Один из них - включенность образовательных общностей учащейся молодежи в разные виды, типы и формы образования и соответствующие им образовательные организации. Так, учащиеся школ получают общее образование, студенты колледжей и техникумов - среднее профессиональное образование, студенты университетов, академий и институтов - высшее образование. Студенты колледжей и вузов могут получать профессиональное образование по очной, заочной, очно-заочной, вечерней форме. Под влиянием пандемии коронавируса резко ускорилось развитие онлайн и дистанционного образования. Это отразилось в подготовке законопроекта о порядке применения электронного и дистанционного образования как новой форме образования [1].

Каждый вид и тип образования также структурирован. Так, в общем образовании выделяется начальное, неполное и полное среднее образование, а школы как образовательные организации, в которых учащиеся получают среднее образование, структурируются по определенным типам: обычные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи. Можно структурировать также среднее профессиональное и высшее образование и его организации1.

Существующее множество видов, типов и форм образования свидетельствует о широких возможностях выбора учащейся молодежью учебных заведений, в которых она может овладевать необходимыми знаниями, приобретать различные компетенции, проходить подготовку по определенным образовательным программам и получать документы о наличии у нее общего и профессионального образования. Эти возможности используются по-разному. Одни школьники и студенты справляются успешно и эффективно с поставленными ими (и перед ними) задачами, другие делают это с большим трудом. Есть определенная группа учащейся молодежи, которой вообще не удается справиться с такими задачами. Три названных типа образовательных общностей учащихся имеют место практически во всех учебных заведениях, представляющих как общее, так и профессиональное образование.

Рассматривая образовательные общности учащейся молодежи в более широкой постановке вопроса о ее классификации, можно выделить среди них успешных и неуспешных школьников и студентов. В одной из недавних статей эти общности были уже охарактеризованы в самом общем виде [3]. По вполне понятным причинам особое внимание в ней обращалось прежде всего на неуспешную часть учащейся молодежи. Было доказано, что она обнаруживает признаки активного роста, является для общества весьма проблемной, превращается зачастую из образовательно неуспешной в социально неуспешную, оказывает негативное воздействие на ее окружение и т.д.

Данная статья в известной степени продолжает предшествующую ей публикацию. Однако акценты в ней смещаются на проблему дисбаланса в поддержке неуспешной и успешной учащейся молодежи.

Цель статьи состоит в обосновании необходимости и анализе возможностей рационального распределения ресурсов в системе образования для поддержки всех основных образовательных общностей - как успешных, так и неуспешных.

Методы и материалы. Эмпирической базой статьи стали результаты междисциплинарного исследования, проведенного научным коллективом УрФУ под руководством Г.Е. Зборовского в 2019-2020 гг. с использованием качественной микс-стратегии. Основной метод - полуформализованное экспертное интервью (п=34 чел.). Экспертами выступили представители школ, колледжей, вузов, частных образовательных центров г. Екатеринбурга и Свердловской области. Отбор экспертов осуществлялся в соответствии с двумя критериями: стажем работы в сфере образования

1 Попутно отметим, что в данной статье не затрагивается и не характеризуется такой вид образования, как дополнительное. Это объясняется тем, что им охвачены те же самые образовательные общности, что включены в иные виды общего и профессионального образования и являются объектом нашего исследования.

не менее 10 лет и наличием компетенций, необходимых для оценки его проблем с дисциплинарных позиций педагогики, психологии, социологии, экономики. Параллельно с интервью проводились фокус-группы с учащимися школ (3), студентами колледжей (2) и вузов (3). Был также осуществлен анализ 200 эссе старшеклассников на тему «Формула успеха». В выборку попали учащиеся общеобразовательных организаций четырех типов - обычных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий и лицеев. Важной задачей проведенного исследования стало выявление мнений респондентов относительно рационального и справедливого характера поддержки самых различных групп учащейся молодежи и возможных перераспределений ресурсов в пользу особенно в них нуждающихся ее представителей.

Анализ результатов авторского исследования сочетался с изучением теоретических работ и эмпирических данных зарубежных и отечественных исследований, посвященных вопросам поддержки различных групп учащейся молодежи (успешной и неуспешной). При написании статьи использовались авторские теоретические разработки проблем общего и профессионального (среднего и высшего) образования, дополнительного и непрерывного образования, исследования образовательных общностей учащихся и учителей, студентов и научно-педагогических работников [2, 4, 5, с. 506-523].

Результаты исследования.

Структурирование образовательных общностей. Для того чтобы проанализировать существующую поддержку учащейся молодежи, выявить ее вектор, характер, способы и формы для различных групп школьников и студентов, необходимо рассмотреть структуру этих образовательных общностей, их потребности, равно как и потребности образовательных организаций в самой этой поддержке. Выделяя среди них общности успешных и неуспешных в образовательном отношении молодых людей, отметим, что и первые, и вторые могут быть структурированы.

Среди первых отметим в первую очередь общность талантливых, одаренных и очень способных школьников и студентов, добивающихся значительных результатов на олимпиадах, конкурсах, чемпионатах и др. Реальная, заметная и ощутимая поддержка оказывается именно этой категории учащихся. Государство и отчасти бизнес финансирует их командировки, выплачивает стипендии, в учебных заведениях создают специальные условия для таких школьников и студентов. Основные сферы их достижений - наука, искусство, спорт.

В эту категорию не попадают успешные в образовательном отношении молодые люди, обучающиеся исключительно на отличные и хорошие оценки. В школе их поощряют похвальными грамотами и на выпуске - золотой и серебряной медалью, в колледже и вузе - повышенными и именными стипендиями, рекомендациями к поступлению соответственно в вуз и аспирантуру. Никакие иные шаги по поддержке этой второй категории успешных в образовательном отношении школьников и студентов не предпринимаются. Строго говоря, молодые люди в этом и не нуждаются, поскольку уровень их образовательной мотивации, освоения образовательной программы и стремление к достижительности высоки и без дополнительной поддержки. Последняя не оказывается им по одной простой причине: они не показывают особых, тем более выдающихся достижений в науке, искусстве, спорте.

Наконец, к успешным образовательным общностям мы можем отнести еще одну группу учащейся молодежи, чьи показатели освоения образовательной программы и мотивационные характеристики вполне удовлетворительны, но не столь впечатляющи. По пятибалльной системе оценок достижения этой группы учащихся колеблются между четверками и тройками. Результаты фокус-групп и мнения экспертов, равно как и школьные эссе, показывают, что различия учебных достижений и уровня мотивации у данной категории учащихся могут быть весьма заметными.

Эти молодые люди часто находятся на границе успешности / неуспешности или в процессе перехода от первого состояния ко второму. Они, несомненно, нуждаются в поддержке, которую они, как правило, не получают. Эта поддержка означает

помощь иногда одного педагога, а в ряде случаев - целой группы наставников. В такой поддержке могут принимать участие и родители, и психологи, и друзья, и другие субъекты ближайшего социального окружения. Однако в реальности она оказывается им крайне редко.

Тем более требуется многосторонняя помощь и поддержка неуспешной в образовательном отношении учащейся молодежи. Мы можем выделить в ее структуре по меньшей мере две группы. Первая включает в себя школьников и студентов, которым образование дается с огромным трудом, но они тем не менее мотивированы на его получение. Уровень их знаний и умений, не говоря уже о навыках, явно не соответствует требованиям образовательного стандарта и выбранных образовательных программ. Подчас им сложно овладевать самыми элементарными понятиями. К этому часто добавляется неумение учиться, работать над собой, отсутствие желания и неготовность целенаправленно включаться в практики самообразования. Но при этом у них есть желание преодолеть себя и стремление к получению знаний.

Образовательная мотивация в этом случае превращается в ключевой источник преодоления неуспешности. Это хорошо понимают и сами неуспешные школьники и студенты. Определенная часть школьников - участников нашего исследования - включила в «формулу успеха» образовательную мотивацию: «Способность легко понимать и быстро обучаться, возможно, и облегчает учебу, но без особой внутренней страсти к знаниям и любви к труду человек не будет иметь никакого успеха, потому что у него нет желания развиваться. Достигать успеха в образовании нам помогает именно мотивация» (отрывок из эссе).

Исследования показывают, что среди неуспешных школьников и студентов часто встречаются дети из проблемных как в моральном, так и финансово-экономическом плане семей, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья. Это, безусловно, усложняющие обстоятельства. Такие учащиеся требуют особого внимания, оказания соответствующей помощи и поддержки.

Ко второй группе неуспешной учащейся молодежи мы относим тех школьников и студентов, которые и не могут, и не хотят учиться. По данным наших исследований, проведенных ранее в вузах, таких студентов порядка 15%, особенно на младших курсах [4, с. 106]. В колледжах, по всей видимости, их не меньше. Здесь возникает серьёзная проблема - не только для самих молодых людей, но и для учебных заведений, в которых они учатся. По большому счету, подобных студентов нужно отчислять.

Однако в системе образования существует проблема подушевого финансирования. Приняв этих студентов, образовательная организация взяла на себя определенные обязательства, за невыполнение которых она сама себя финансово наказывает. Обучающиеся прекрасно знают это и шантажируют преподавателей. Многие из таких студентов не скрывают того, что им нужен только диплом. Возникает вопрос: нужна ли помощь и поддержка таким студентам? По всей видимости, его решение должно носить конкретный и сугубо индивидуальный характер.

Вместе с тем, хорошо известно, что во многих образовательных организациях на подобные случаи часто пытаются закрывать глаза и не доводить до отчисления таких студентов. Морально ли это с позиций общественных требований к образованию и ожиданий от него - вопрос в такой ситуации становится риторическим. Очевидно другое - ожидать социальной успешности от подобного выпускника учебного заведения невозможно.

Обозначенная проблема отношения к собственному обучению в вузе и его результатам стала предметом обсуждения в ходе фокус-групп со студентами. При этом ими были высказаны диаметрально противоположные точки зрения относительно целеполагания в образовательном процессе и тех ценностных ориентиров, которые определяют стратегии образовательной деятельности различных групп студентов. Модераторы фокус-групп отмечали остроту дискуссий, возникших между студентами, разделяющих терминальный и инструментальный смысл ценности высшего образования.

Формы и возможности поддержки образовательных общностей. Обратимся к рассмотрению различных форм поддержки учащейся молодежи. Как мы уже отмечали, они направлены, прежде всего, на самых успешных школьников и студентов из числа талантливых, одаренных и проявляющих особые способности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» ежегодно присуждаются премии молодым гражданам от 14 до 25 лет [9]. Это победители и призеры международных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе, победители и призеры всероссийских олимпиад и иных конкурсных мероприятий, а также победители региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий.

Стратегически важным документом является Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом РФ от 3 апреля 2012 г. № Пр-827) [8]. Цель концепции заключается в том, чтобы одаренные дети и талантливая молодежь смогли эффективно реализовать себя в избранной сфере профессиональной деятельности и достичь высокого качества жизни. Миссия государства в сфере поддержки одаренных детей и талантливой молодежи состоит в том, чтобы «создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей» [8].

Общенациональная система выявления и развития молодых талантов основывается на таких базовых принципах, как: приоритет интересов личности ребенка, молодого человека, его права на свободу выбора профессии, забота о его здоровье; доступность и открытость; индивидуальный подход в обучении, непрерывность и преемственность на всех уровнях образования; межведомственное и сетевое взаимодействие; сочетание государственных и общественных инициатив и ресурсов; поддержка образовательных учреждений высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

В нормативных документах, регулирующих сферу образования, также можно обнаружить принципы и меры поддержки талантливой молодежи. Так, в главе 11, ст. 77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обозначены критерии выявления одаренной молодежи. С этой целью «проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений» [10]. В названном федеральном законе предусматриваются специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования для лиц, которые проявили выдающиеся способности, в том числе для молодых людей, добившихся успехов в учебной, научной (научно-исследовательской), творческой и физкультурно-спортивной деятельности.

Представляет большой интерес постановка задачи формирования целостной системы поддержки государством и бизнесом молодежи, обладающей лидерскими навыками, инициативой и талантами. Данная система включает в себя: поддержку учреждений, общественных объединений и наставников, их подготовивших, расширение практики предоставления грантов и субсидий; обеспечение многократного увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), расширение перечня конкурсов и совершенствование методик отбора; развитие системы интернатов для талантливой молодежи, проведение летних научных лагерей и школ, исследовательских экспедиций с использованием возможностей ведущих учебных заведений и научных организаций; повышение об-

щественного статуса лауреатов премий и их наставников, активная пропаганда и популяризация достижений талантливой молодежи в России и в мире, организация стажировок в лучших отечественных и зарубежных вузах, образовательных и научных центрах мира; распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью, вовлечения молодых людей в деятельность о рганов самоуправления; вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в международные творческие, научные и спортивные объединения (табл. 1).

Таблица 1

Мероприятия, направленные на развитие и поддержку российской молодежи

Названия мероприятий Всероссийский молодежный образовательный центр «Таврида»

Всероссийский форум молодых талантов_

«Россия - страна возможностей» (включает разные конкурсы)_

Всероссийский конкурс «Цифровой прорыв» Студенческая олимпиада «Я - профессионал»

Конкурс «Мой первый бизнес»_

Грантовый конкурс молодежных инициатив_

Всероссийский конкурс «Доброволец России»_

Национальный чемпионат «Абилимпикс»

Конкурс «Студент года»_

Всероссийский молодежный форум «Территория смыслов»_

Всероссийский молодежный форум «Амур»_

Международный молодежный форум ТИМ «Бирюса»_

Молодежный форум Приволжского округа «Волга» Международный молодежный образовательный форум «БалтАртек»

Международный молодежный форум «Байкал»_

Международный молодежный образовательный форум _

Всероссийский конкурс «Национальное достояние России»_

Федеральный центр: «Сириус»

Федеральный центр: «Орленок»_

Федеральный центр: «Артек»_

Федеральный центр «Океан»_

Федеральный центр «Смена»

Особое значение приобретает постановка вопроса об оказании помощи и поддержки иным группам учащейся молодежи, не попадающим в категорию талантливых, одаренных и проявляющих особые способности школьников и студентов. Предоставление такой поддержки способствовало бы решению нескольких задач: 1) преодолению образовательной неуспешности значительной части учащейся молодежи; 2) достижению большей, чем имеющаяся сейчас, социальной справедливости и ликвидации межличностной и межгрупповой напряженности в образовательных организациях; 3) снижению уровня социального неравенства и его ощущения учащейся молодежью.

Приведем отрывок интервью с экспертом, из которого видно, какие проблемы вызывает в школьном классе подчеркивание статусных преимуществ одних учащихся относительно других в связи с дисбалансом поддержки: «Учитель выбрала для себя группу детей, с которой ездит в Сочи на конкурсы, при этом информация о поездках не озвучивается на родительском собрании. Это закрытые разговоры. И у остальных детей, которые не входят в эту группу, формируется ощущение неуспешности. Такие

ситуации очень негативно сказываются на школьниках... Одно дело, когда ситуация неуспешности проявляется на горизонтальном уровне среди самих учеников, они сами определяют, кто успешен, и совсем другое, когда происходит вмешательство внешних ресурсов ... становится очень некрасиво. Это ситуация социального неравенства, которая формируется на уровне школьного коллектива» (Е.Г., преподаватель вуза).

Необходим поиск возможностей и условий преодоления образовательной неуспешности тех групп учащейся молодежи, которые находятся в зоне риска и не получают реальной поддержки как в учебном заведении, так и за его пределами. Речь идет об описанных выше трех группах, одна из которых была отнесена к пограничной между успешными и неуспешными учащимися, а последующие две рассматривались исключительно в структуре неуспешной образовательной общности.

Первая и самая важная позиция из тех, которые требуют своей артикуляции, состоит в изменении вектора государственной образовательной политики. Устойчивый интерес государства исключительно к талантливой и успешной учащейся молодежи, получающей хорошее ресурсное обеспечение, должна быть дополнена не менее серьёзным мерами поддержки неуспешных в образовательном отношении групп школьников и студентов.

Масштабы образовательной неуспешности в российской системе образования таковы, что требуют специальных государственных программ, обеспечивающих институциональную и финансовую поддержку усилий школ, колледжей и вузов по преодолению этого феномена. Вот мнение на этот счет одного из экспертов: «Хорошо, что такие программы [по поддержке талантов и способностей] существуют.... Неуспешными ребята становятся не от того, что им не хватает этих способностей, а от того, что пока не существует эффективных методик и технологий их приближения к успешности... И это же неблагодарная вещь - подтягивать человека ... неуспешного, а намного приятнее и эффективнее взять уже успешного и помочь ему стать ещё более успешным» (Е.С., педагог частной школы развития).

Но для решения проблемы неуспешности нужны ресурсы, социальные и специальные педагогические и психологические технологии образовательного сопровождения неуспешных школьников и студентов, квалифицированные кадры, владеющие ими. Это психологи, социальные педагоги, логопеды, специалисты по профориентации и коррекционной педагогике, тьюторы. Их не хватает российским школам, колледжам и вузам. По мнению экспертов, в школах, как ни парадоксально, в ответ на увеличение числа учеников с психологическими и психофизиологическими особенностями происходит уменьшение количества узких специалистов. Во многих вузах закрылись центры психологической помощи студентам. Приведем одно из высказываний:

«В школу сегодня поступают дети с ОВЗ [ограниченными возможностями здоровья]. Но чтобы они хорошо учились и, действительно, не были ущемлены в своем праве на качественное образование, с ними должны работать, помимо учителя, тьюторы, психологи и социальные педагоги. А у нас нет для них ставок или эти ставки некем заполнить. Учитель в таких условиях не то, что не хочет, не может работать с инклюзией и делать учеников с особыми возможностями успешными. Так что право-то им на образование государство дало, а вот обеспечить его качественно не может» (С.С., зав. кафедрой,учитель школы).

Целевая переориентация образовательной политики, соответственно, должна быть подкреплена усиленными государственными инвестициями в человеческий капитал образовательных общностей, начиная с первых ступеней - дошкольного и начального школьного образования. По мнению экспертов, если мы хотим помочь всем (или большинству) неуспешных школьников и студентов, необходимо менять систему финансирования образования. Нужна разработка оптимальных подходов к инвестированию в педагогическое образование, материальное обеспечение педагогов (в сочетании со снижением их учебной нагрузки). Требуются программы дополнительного образования как важный ресурс, имеющий компенсаторный характер для комплексного решения проблемы образовательной неуспешности.

Особым направлением должны стать денежные вложения в так называемые неэффективные школы, работающие с трудным контингентом учащихся и студентов. Опыт Великобритании, Франции, Португалии, Бельгии, Швеции, Норвегии и других европейских стран подсказывает различные варианты реализации такого подхода, подчеркивающего роль и функции социального государства в отношении образования.

Работа с неуспешной учащейся молодежью должна стать предметом профессиональной деятельности педагогов, психологов, социальных работников, специалистов по профориентации, представителей образовательного менеджмента и государственного управления. Однако простое обобщение и заимствование этого опыта в России не может дать заметного эффекта, если не будут соблюдены определенные условия.

К их числу относится использование разработанных на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта различных технологий образовательного сопровождения неуспешных школьников и студентов. За рубежом такие технологии получили название программ поддерживающего обучения (remedial education). Конечно, они требуют своего особого финансирования (через государственные и/или родительские субсидии), организационных структур (психологических служб, консультационных центров), кадровых ресурсов (узких специалистов, умеющих работать в междисциплинарных командах), формирования программ сетевого взаимодействия для включения обучающихся во внеурочную (для школьников) и общественную (для студентов) деятельность.

В то же время эффективность подобных программ требует совершенствования институциональных и средовых условий деятельности и взаимодействия образовательных общностей. Речь идет о кардинальных изменениях организации педагогического труда (снижении нагрузки, ее переструктурирования), формировании действенных мер правовой защиты статуса российского педагога. Внесение в начале 2020 г. в Государственную Думу РФ инициативы по разработке закона «О статусе педагога» вселяет некоторые надежды на какие-то подвижки хотя бы в этой сфере образования [6].

По мнению наших экспертов, уровень педагогической и психологической культуры преподавателей и родителей не обеспечивает толерантного и конструктивного подхода к неуспешным школьникам и студентам. В связи с этим необходимо повышение квалификации педагогов всех типов образовательных учреждений, освоение ими современных технологий работы с неуспешными обучающимися, искоренение репрессивной культуры взаимоотношений с неуспешными. Нужна также система воспитания родителей, направленная на формирование у них культуры родительства, включающая эффективные модели детско-родительских отношений в сфере образования. Реализация программ развития педагогического и родительского сообществ может служить эффективным способом минимизации рисков образовательной неуспешности на индивидуальном и общностном уровне.

Выводы. Анализ ситуации, сложившейся в распределении ресурсов в российской системе образования для оказания поддержки различным группам учащейся молодежи, свидетельствует об имеющем место дисбалансе в осуществлении государственной образовательной политики в отношении этих групп.

При этом дисбалансе внимание уделяется сравнительно небольшой части успешной учащейся молодежи, талантливой, одаренной и обладающей значительными способностями в области науки, техники, искусства, спорта, общественной деятельности. Ее представители, добившись заметных достижений в этих сферах в процессе получения среднего и высшего образования и после окончания учебных заведений, часто уезжают за рубеж и крайне редко возвращаются в Россию.

Вместе с тем, в структуре учащейся молодежи есть немало образовательных общностей и групп среди них, которые не только не добиваются заметных успехов, но, наоборот, оказываются весьма проблемными в отношении и обучения, и образо-

вательной мотивации, и сформированности профессиональной ориентации и стремления к профессиональному самоопределению и самореализации. Эта неуспешная часть школьников и студентов, как правило, не является предметом специального внимания в учебных заведениях. В системе государственной образовательной политики она вообще не занимает никакого места. Соответственно, для нее не разработано никаких мер дополнительной поддержки в виде материальных и нематериальных ресурсов.

Наш главный вывод состоит в необходимости осознания ошибочности и односторонности государственной образовательной политики распределения ресурсов на поддержку различных групп учащейся молодежи и переориентации ее в пользу тех образовательных общностей, которые являются сегодня неуспешными и проблемными. Нежелание органов власти и управления направлять ресурсы на решение проблемы преодоления неуспешности значительной части учащейся молодежи приведет российское общество и егоэкономику, находящуюся в ситуации глубокогосистемного кризиса, к дальнейшему ухудшению.

Литература

1. Законопроект № 957354-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/957354-7 (дата обращения: 07.06.2020).

2. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология педагогического образования. Монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет; Сургут: СурГПУ, 2011. 447 с.

3. Зборовский Г.Е. Образовательная неуспешность учащихся и студентов как проблема науки и практики // Вестник СурГПУ. 2020. № 2. С. 64-75.

4. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Мечта о «хорошем» образовании: противоречия развития образовательных общностей в российских университетах // Мир России. 2019. Т. 28. № 2. С. 98-124.

5. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Социология высшего образования. Монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. 539 с.

6. Избиения педагогов вынуждают Госдуму РФ приступить к разработке нового законопроекта. URL: https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fwww. ng.ru%2Feducation%2F2020-02-05%2F8_7786_teachers.html. (дата обращения: 11.02.2020).

7. Индикаторы образования: 2020: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2020. С. 29-34.

8. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-827. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131119/ (дата обращения: 17.11.2019).

9. Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59463/ (дата обращения: 10.11.2019).

10. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/ (дата обращения: 17.11.2019).

References

1. Zakonoproekt № 957354-7 «О vnesenii izmeneniya v stat'yu 16 Federal'nogo zakona "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" v chasti opredeleniya polnomochij po ustanov-leniyu poryadkaprimeneniya elektronnogo obucheniya, distancionnyh obrazovatel'nyh

tekhnologij pri realizacii obrazovatel'nyh programm» [Draft Law N 957354-7 «On amendments to article 16 of the Federal Law "On education in the Russian Federation" regarding the definition of powers to establish the procedure for using e-learning and distance education technologies in the implementation of educational programs»]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/957354-7 (data obrashheniya: 07.062020). (In Russian).

2. Zasypkin V.P., Zborovsky G.E., Shuklina E.A. Sociologiya pedagogicheskogo obra-zovaniya [Sociology of pedagogical education]. Monografiya. Yekaterinburg: Humanitarian University; Surgut: SurGPU, 2011. 447 s. (In Russian).

3. Zborovsky G.E. Obrazovatel'naya neuspeshnost' uchashchihsya i studentov kak problema nauki i praktiki [Educational failure of students as a problem of science and practice] // Vestnik SurGPU. 2020. № 12. S. 64-75. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Mechta o «horoshem» obrazovanii: protivorechiya raz-vitiya obrazovatel'nyh obshchnostej v rossijskih universitetah [The dream of a «good» education: contradictions in the development of educational communities in Russian universities] // Mir Rossii. 2019. T. 28. № 2. S. 98-124. (In Russian).

5. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Sotsiologiya vysshego obrazovaniya [Sociology of Higher Education]. Monografiya. Yekaterinburg: Humanitarian University, 2019. 539 s. (In Russian).

6. Izbieniyapedagogov vynuzhdayut Gosdumu RFpristupit'k razrabotke novogo zakono-proekta [Beatings of teachers force the state Duma of the Russian Federation to start developing a new bill]. URL: https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fwww. ng.ru%2Feducation%2F2020-02-05%2F8_7786_teachers.html (data obrashheniya: 11.02.2020). (In Russian).

7. Indicators of education: 2020: statisticheskij sbornik [Indicators of education: 2020: statistical yearbook]. M.: NIU VSHE, 2020. S. 29-34. (In Russian).

8. Koncepciya obshchenacional'noj sistemy vyyavleniya i razvitiya molodyh talantov. Utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii 3 aprelya 2012 g. № Pr-827 [Concept of a national system for identifying and developing young talents. Approved by the President of the Russian Federation on 3 April 2012 N Pr-827]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131119/ (data obrashheniya: 17.11.2019). (In Russian).

9. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 6 aprelya 2006g. № 325 «O merah gosudarst-vennojpodderzhki talantlivoj molodezhi» [Decree of the President of the Russian Federation N 325 of 6 April 2006 «On measures of state support for talented youth»]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59463/ (data obrashheniya: 10.11.2019). (In Russian).

10. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [The Federal Law of the Russian Federation of December 29, 2012 N 273-FZ «On education in the Russian Federation»]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashheniya: 17.11.2019). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.