Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАЗВИТИЮ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАЗВИТИЮ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ / РАЗВИТИЕ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонтова Татьяна Сергеевна, Панфилова Ольга Валерьевна, Дереча Ирина Ивановна, Быстрова Наталья Владимировна

Статья посвящена вопросу расширения сферы профессиональной деятельности психологов и социальных педагогов с ориентацией на опыт разработки и внедрения развивающих программ для работы с несовершеннолетними и их родителями, направленных на формирование и развитие резильентности детей и подростков. Приводится вариант решения проблемы подготовки бакалавров психолого-педагогического образования с позиции формирования профессиональных компетенций, позволяющих развивать у обучающихся высокий уровень резильентности как основы социальной адаптации и социального благополучия ребенка. Соотнесены характеристические свойства резильентной личности с возможными механизмами развития резильентности детей и подростков. Приведен пример содержания авторского курса учебного плана направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профиля подготовки “Психология и социальная педагогика” (бакалавриат) - “Психолого-педагогическая профилактика и коррекция девиаций у детей и подростков”». Приводятся примеры тренингов и методик развития резильентности у детей и подростков и результаты апробации программы развивающих занятий с несовершеннолетними и их родителями, направленной на формирование и развитие резильентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамонтова Татьяна Сергеевна, Панфилова Ольга Валерьевна, Дереча Ирина Ивановна, Быстрова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF BACHELORS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY FOR THE DEVELOPMENT OF RESILIENCE IN MINORS

The article is devoted to the issue of expanding the scope of professional activities of psychologists and social educators with a focus on the experience of developing and implementing developmental programs for working with minors and their parents, aimed at the formation and development of resilience in children and adolescents. A variant of solving the problem of training bachelors of psychological and pedagogical education from the standpoint of the formation of professional competencies, which allows developing a high level of resilience in students as the basis of social adaptation and social well-being of a child, is given. The characteristic properties of a resilient personality are correlated with possible mechanisms for the development of resilience of children and adolescents, on the basis of which an example of the content of the author's course of the curriculum of the bachelor program “Psychological and pedagogical education”, profile “Psychology and Social Pedagogy” - “Psychological pedagogical prevention and correction of deviations in children and adolescents”. The article provides examples of trainings and methods for the development of resilience in children and adolescents and the results of approbation of the program of developmental activities with minors and their parents, aimed at the formation and development of resilience.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАЗВИТИЮ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-103-115

Т.С. Мамонтова, О.В. Панфилова, И.И. Дереча, Н.В. Быстрова

Тюменский государственный университет, 625003 г. Тюмень, Российская Федерация

Статья посвящена вопросу расширения сферы профессиональной деятельности психологов и социальных педагогов с ориентацией на опыт разработки и внедрения развивающих программ для работы с несовершеннолетними и их родителями, направленных на формирование и развитие резильентности детей и подростков. Приводится вариант решения проблемы подготовки бакалавров психолого-педагогического образования с позиции формирования профессиональных компетенций, позволяющих развивать у обучающихся высокий уровень резильентности как основы социальной адаптации и социального благополучия ребенка. Соотнесены характеристические свойства резильентной личности с возможными механизмами развития резильентности детей и подростков. Приведен пример содержания авторского курса учебного плана направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профиля подготовки "Психология и социальная педагогика" (бакалавриат) - "Психолого-педагогическая профилактика и коррекция девиаций у детей и подростков"». Приводятся примеры тренингов и методик развития резильентности у детей и подростков и результаты апробации программы развивающих занятий с несовершеннолетними и их родителями, направленной на формирова- 2 о ние и развитие резильентности. ¡5

Ключевые слова: психолого-педагогическое образование, школьный пси- | | х холог, развитие резильентности у детей и подростков ^ - го

Подготовка бакалавров педагогического вуза к развитию резильентности у несовершеннолетних

© Мамонтова Т.С., Панфилова О.В., Дереча И.И., Быстрова Н.В., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках реализации проекта № 20-01300605 «Профилактический потенциал развития резильентности у подростков со слабоалкогольной зависимостью».

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Подготовка бакалавров педагогического вуза к развитию резильентности у несовершеннолетних / Т.С. Мамонтова, О.В. Панфилова, И.И. Дереча, Н.В. Быстрова // Педагогика и психология образования. 2022. № 3. С. 103-115. DOI: 10.31862/2500-297Х-2022-3-103-115

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-103-115

T.S. Mamontova, O.V. Panfilova, I.I. Derech8, N.V. Bystrova

University of Tyumen,

Tyumen, 625003, Russian Federation

Preparation of bachelors of a pedagogical university for the development of resilience in minors

The article is devoted to the issue of expanding the scope of professional

activities of psychologists and social educators with a focus on the experience

of developing and implementing developmental programs for working with

minors and their parents, aimed at the formation and development of resilience

in children and adolescents. A variant of solving the problem of training

bachelors of psychological and pedagogical education from the standpoint

of the formation of professional competencies, which allows developing

a high level of resilience in students as the basis of social adaptation and

social well-being of a child, is given. The characteristic properties of a resilient

y m personality are correlated with possible mechanisms for the development

of resilience of children and adolescents, on the basis of which an example

8 §_io of the content of the author's course of the curriculum of the bachelor I— 1= o

v program "Psychological and pedagogical education", profile "Psychology and

ro t;

о x x

Ct £

° 5 н го ш i Z о

CK

Social Pedagogy" - "Psychological pedagogical prevention and correction of deviations in children and adolescents". The article provides examples of trainings and methods for the development of resilience in children and adolescents and the results of approbation of the program of developmental activities with minors and their parents, aimed at the formation and development of resilience.

Key words: psychological and pedagogical education, school psychologist, development of resilience in children and adolescents

Acknowledgments. The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of scientific project No. 20-01300605 "Preventive potential for the development of resilience in adolescents with low alcohol dependence".

CITATION: Mamontova T.S., Panfilova O.V., Dere^ I.I., Bystrova N.V. Preparation of bachelors of a pedagogical university for the development of resilience in minors. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 3. Pp. 103-115. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2022-3-103-115

На сегодняшний день происходящие в обществе изменения обнажили серьезные негативные последствия влияния различных факторов на сознание и поведение несовершеннолетних, ввиду чего обосновалась серьезная научная проблема, связанная с неумением трансформации личностного взаимодействия с жизненными ситуациями стрессогенно-го происхождения. Дети, в особенности подростки, зачастую не могут противостоять нестабильности, неопределенности в настоящей жизни и в будущем, испытывают затруднения в адаптации и сохранении целостности собственного «Я». Многочисленные социальные службы, создающиеся порой бессистемно и без учета современного состояния проблем адаптации детей и молодежи к жизненным реалиям, не приводят к ожидаемым положительным результатам [7].

Если рассматривать проблему воспитания детей и подростков, способных противостоять негативному влиянию ежедневных реалий, возможным жизненным невзгодам, непрекращающимся стрессам, спо- 0 собных не только преодолевать трудности, но и двигаться вперед, | о совершенствоваться и развиваться, то в первую очередь, на наш взгляд, о | вполне обоснованно остановиться на таком психологическом понятии, -т о i как «резильентность» [3]. s у 2

Определяя резильентность, исследователи опираются на самые разно- j^-e- й образные понятия: «защитные факторы» [13], «способность к восстанов- (<В ало лению» [9], «положительная адаптация» [11], «стрессоустойчивость» [6],

«жизнестойкость» [1; 12], «жизнеспособность» [4], «достижение успеха» [10].

Анализ содержания данных понятий позволили нам определить рези-льентность как способность человека к преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств с возможностью восстанавливаться и использовать для этого внутренние и внешние ресурсы, способность существовать, жить, развиваться, самосовершенствоваться [8].

Поскольку большую часть времени подросток проводит в школе, вовлекаясь в систему учебно-воспитательной и социальной работы, есть смысл говорить о необходимости развития резильентности ребенка в рамках школьного образования силами школьного психолога, а также классного руководителя и учителей-предметников.

Остановимся подробнее на работе школьного психолога, поскольку именно он призван заботиться о психологическом и психическом здоровье школьников, выявлять и диагностировать социально-психологические проблемы детей и подростков, проводить коррекционную работу, консультировать родителей и педагогов по вопросам улучшения психологического климата в семье и школе, планировать и проводить психологическую профилактику девиантного поведения учащихся.

Целью нашего исследования стал поиск возможностей расширения сферы профессиональной деятельности психологов и социальных педагогов с ориентацией на опыт разработки и внедрения развивающих программ для работы с несовершеннолетними и их родителями, направленных на формирование и развитие резильентности детей и подростков.

В задачи исследования входили: анализ и соотнесение стандарта высшего образования подготовки бакалавров психолого-педагогического образования с содержанием соответствующего учебного плана, выявление возможности обучения будущих психологов и социальных педагогов разработке и реализации коррекционно-развивающих программ для работы с несовершеннолетними и их родителями, в частности, программ формирования и развития резильентности; поиск факторов и наиболее эффективных механизмов развития резильентности детей и подростков; анализ опыта разработки и внедрения в образовательный процесс учебного курса «Психолого-педагогическая профилактика и коррекция девиаций у детей и подростков» психолого-педагогического направления подготовки бакалавров профиля «Психология и соци-

го ^ ^ о

X I ^ £

° 5 t: ? ~

^ g ^ альная педагогика»

у 2 В контексте нашего исследования проблема подготовки будущих школьных психологов (бакалавров психолого-педагогического образования) рассматривается с позиции формирования профессиональных компетенций, позволяющих развивать у обучающихся высокий уровень

m и-ш

г- С О 106

резильентности как основы социальной адаптации и социального благополучия ребенка.

Учебный план образовательной программы высшего образования направления подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» профиля подготовки "Психология и социальная педагогика"» (бакалавриат)1 содержит ряд дисциплин («Практикум по взаимодействию социального педагога с родителями», «Социально-педагогическая диагностика семей и детей группы риска», «Психолого-педагогическое консультирование детей и подростков группы риска», «Психолого-педагогическая профилактика и коррекция девиаций у детей и подростков», «Методика включения детей и подростков в социально значимые виды деятельности» и др.), в основе которых лежит формирование у будущих психологов и социальных педагогов важнейших профессиональных компетенций:

- проектирование коррекционно-развивающих программ, программ социального сопровождения и поддержки обучающихся и их последующая реализация;

- организация взаимодействия обучающихся со сверстниками и взрослыми (в том числе педагогами и родителями);

- организация мероприятий по развитию, адаптации и социальной защите обучающихся;

- проведение консультаций, собеседований и тренингов с целью развития личности и способностей обучающихся; и т.д.

Анализ профессионального стандарта говорит о необходимости обучения будущих школьных психологов особенностям развития у школьников резильентности в широком понимании смысла данного понятия. В обязанности школьного психолога входит следующее:

а) психодиагностика, позволяющая на ранней стадии выявить нарушения в развитии детей или особенности их развития, требующие корректировки (в том числе уровень развития резильентности как важнейшей способности социально успешного ребенка);

б) психокоррекция (в том числе профилактические мероприятия, направленные на развитие резильентности учащихся), помогающая учащимся работать над проблемами, выявленными в ходе психодиагностики;

вой работы с целью развития способности ребенка к преодолению неблагоприятных жизненных ситуаций и обстоятельств, позволяющей

1 Учебный план образовательной программы высшего образования. Направление под-

в) психоконсультирование в форме индивидуальной или группо- * о

Ё| £

° 5 ^ ? ^

Ш X X Е о I

х 5 2

* М °

готовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Направленность (профиль): ^ о о. «Психология и социальная педагогика. Уровень высшего образования: бакалавриат». с^о

Тюменский государственный университет, 2021. *

в будущем сопротивляться этим обстоятельствам, справляться с трудностями, развиваться;

г) психопрофилактика (плановая работа, направленная на предотвращение вредного влияния различных тенденций, связанных с взрослением).

Ребенок с высоким уровнем резильентности обладает мощным личностным потенциалом, позволяющим ему успешно адаптироваться в ситуациях напряженности, сопротивляться негативным влияниям вопреки их сильному давлению, и при этом находить эффективные способы защиты собственной личности в условиях серьезного негативного влияния [3].

Обобщая опыт применения отечественными и зарубежными исследователями различных методов, приемов, методик, техник когнитивно-и рационально-эмоциональной поведенческой терапии, мы постарались связать характеристические свойства резильентной личности с возможными механизмами развития резильентности детей и подростков.

Назовем основные факторы и механизмы развития резильентности.

1. Социальная поддержка, в основе которой лежит признание ребенка целостной личностью, имеющей свои предпочтения, склонности, мотивы. Социальную поддержку определяют: хорошие отношения с одноклассниками, друзьями, членами семьи, эмоциональная близость с родителями, принятие ребенка вне семьи, в ближайшем окружении.

Механизмами реализации социальной поддержки будут являться программы укрепления семейных и дружеских отношений; коллективные или групповые проекты, требующие участия членов семьи, одноклассников, друзей; создание воспитательной среды, формирующей позитивные мотивы и эмоции, нацеленные на соблюдение социальных норм поведения.

Примерами методик реализации социальной поддержки будут: курс А.И. Савенковой «Путь в неизведанное» (обучение проектной деятельности), курсы Г.К. Селевко «Сделай себя сам», «Научи себя учиться», «Утверждай себя», «Найди себя», различные формы ученического волонтерства, тьюторство.

2. Понимание и принятие цели и смысла жизни, проявляющееся 0 в способности ставить реалистичные цели и организовать деятельность

1 о по их достижению, оптимистические ожидания, выстраивание долго-

срочных перспектив, уверенность в себе и в своих способностях.

2 § I Механизмами развития данных способностей могут выступать

х 5 2 проекты, приобщающие подростка к природе, искусству; проекты

05 ш ° " " 1

экологической и социальной направленности; периодические физ-

о ° ^

g культурно-оздоровительные проекты; тренинговые упражнения, позволяющие вырабатывать и развивать психологические защиты; техники,

помогающие подростку поверить в собственные силы, способности, а также кейс-технология для освоения когнитивных умений решения причинно-следственных задач, сосредоточенных на развитии каузального мышления, помогающего подросткам интерпретировать свое и чужое поведение для успешного принятия решений [2].

Примеры социальных проектов: «Мой сосед», «Книга, которой не должно быть (Красная книга)», «Сад мечты», «Профессии моего региона».

Также могут использоваться тренинги и психологические техники: «Я могу», «Я через десять лет», «Карта желаний», «Кто Я?» и др.

3. Коммуникабельность как способность налаживать контакт с людьми, управление собственными эмоциями, способность пойти на компромисс, поддерживание дружеских отношений со сверстниками и т.д.

К механизмам развития коммуникабельности ребенка можно отнести коллективные или групповые проекты социальной направленности; тренинги на развитие умения общаться, децентрироваться, идентифицироваться в общении с собеседником; ролевые игры с четким сюжетом, театрализованные постановки и др.

Примеры тренингов на развитие коммуникабельности обучающихся:

а) тренинг жизнестойкости для младших подростков (квест «Жизнь в Хогвартсе»), состоящий из нескольких этапов: знакомство и адаптация (упражнения «Приветствие», «Поменяйтесь местами», «Путешествие в лодке», «Неожиданный рассказ» и др.); основная часть тренинга (упражнения «Воображение мага (развитие креативности)», «Необычное использование предмета», «Защита от темных искусств», «Трансфигурация», «Время шалостей», «Лабиринт» и др.); завершение тренинга с проведением рефлексии, награждением отличившихся, вручением кубка школы;

б) тренинг жизнестойкости для старших подростков, целью которого является формирование умений и качеств, способствующих эффективному взаимодействию с собой и с окружающим миром; этапы тренинга: знакомство (упражнения «Социометрия», «Интервью», «Общее в имени», «Вопросы-ответы» и др.); целеполагание (упражнения «Я хочу...», «Смятая бумага», «Кто Я?», «Мои сильные стороны», «Карта желаний» и пр.); принятие решений (игра «Поступь профес- 0 сионала», упражнения «В детстве я хотел быть.», «Пробую - сде- | о лаю», «Представление киногероя», «Забота», «Принятие ответственности» и др.); управление эмоциями (упражнения «Эмоциональная пали- ^ § | тра», «Аукцион», «Анализ эмоциональных состояний. Ретроспектива мини-лекция «Психофизиология негативных эмоций» и т.п.); заверше- ^-д- £ ние тренинга (упражнения «А давайте все.», «Пирамида чувств», реф- ^ §-ю лексия «Аплодисменты по кругу»).

4. Самопознание и адекватная самооценка, включающая самообладание, самоконтроль, самомотивацию, социальную ответственность и т.п. [5].

Механизмы развития: ролевые игры; опыт эффективного решения проблем; поиск возможностей для самопознания после переживания потери; обучение принятию ответственности за свои взгляды; приемы самопознания, самовоспитания; психологические методики и техники позитивного восприятия действительности, противостояния «плохим» привычкам.

Примеры мероприятий: интервью «В чем проблема?», доверительные беседы, мотивационные собеседования, мотивационно-обучающие занятия (по О.С. Андреевой), методики «Я глазами других», «Силуэт человека», «Передай привет», «Я вчера, сегодня, завтра», «Ожидания и перспективы», «Правила. Трудные правила», «Ассоциации», «Групповой рисунок», «Неприятные дела», «Ищу друга», «Вопросы на бумажках», «Горячий стул», «Да-нет» [Там же].

5. Самоуважение и принятие самого себя, в основе которого лежат стрессоустойчивость; принятие собственных недостатков (в том числе физических); внимание к собственным ощущениям, переживаниям, взглядам, установкам и всему тому, что осознается и представляется человеком как истинная ценность собственного бытия; способность справиться с неблагоприятной ситуацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Механизмы развития самоуважения: эмоциональные установки на безусловное принятие самого себя; приемы борьбы со стрессами; позитивное восприятие кризисов и негативных событий; поиск логики, порядка и смысла в собственном развитии; поиск различий между жизненными ценностями и социальными установками.

Упражнения на развитие самоуважения и принятия себя: «Абсолютный успех», «Дружеская рука», «Узкий мост», «Ладошки», «Пустое место», «Какой Я?», «Портрет современного подростка», «Банка секретов», «Друг для друга», «Великий мастер», «Ошибки - факторы успеха», «А у меня - проблема...», «Сам себя не похвалишь - никто не похвалит», «Хочу научиться.», «Что мне доставляет удовольствие?», «Самый-самый мой плакат», «В чем мне повезло в этой жизни», «Мы похожи?», «Я никогда не.», «Остановись - подумай» [5].

6. Оптимизм и чувство юмора.

Развитию оптимизма помогают проекты творческой направленности;

го ^ ^ о

X I ^ £

° 5 t: ? ~

^ g s тренинговые игры и упражнения на развитие положительных пережива-

у 2 ний; техники развития креативности и воображения.

Проведению и анализу подобных мероприятий не в системе профессионального образования в педагог подготовке будущих психологов и социальных педагогов.

^.д.™ Проведению и анализу подобных мероприятий необходимо обучать 8 в системе профессионального образования в педагогических вузах при

m и-ш

г- С О 110

Так, в содержание курса «Психолого-педагогическая профилактика и коррекция девиаций у детей и подростков» учебного плана направления подготовки «44.03.02 Психолого-педагогическое образование» профиля подготовки «Психология и социальная педагогика» (бакалавриат), который изучается на 4-м курсе педвузов, нами были включены следующие разделы:

- содержание программы развивающих занятий с несовершеннолетними и их родителями, направленных на формирование и развитие рези-льентности.

- модельные программы развивающих занятий с несовершеннолетними;

- методика отбора в целевые группы программы (психолого-педагогический диагностический материал);

- методика реализации базовых модулей программы развивающих занятий с несовершеннолетними и их родителями по основным направлениям;

- методика реализации вариативных модулей программы развивающих занятий с несовершеннолетними и их родителями - дополнительных занятий, направленных на достижение программных задач с учетом конкретных особенностей целевой группы и имеющихся ресурсов;

- содержание системы мотивационных методик активизации стратегий преодоления трудных жизненных обстоятельств;

- критерии и показатели эффективности реализации программы развивающих занятий с несовершеннолетними и их родителями, направленных на формирование и развитие резильентности.

Опыт преподавания данного курса показал его значимость для развития следующих профессиональных компетенций будущего специалиста в области развития личностных качеств обучающихся (в частности, резильентности):

- проектирование и использование эффективных психолого-педагогических технологий коррекционно-развивающего и профилактического взаимодействия с обучающимися и их родителями;

- умение организовывать развивающую деятельность, направленную

на повышение уровня резильентности обучающихся с использова- 0 нием технологий коррекционного и профилактического взаимо- 2 о

Опрос практикующих школьных психологов и социальных педагогов в плане проблем, наиболее часто возникающих в их работе, также показал необходимость выработки у бакалавров психолого-педагогического образования умения работать над повышением уровня резильентности обучающихся.

действия.

У студентов была возможность применить полученные знания на практике в ходе проведения тренинговых занятий на базах десяти общеобразовательных школ юга Тюменской области.

В ходе психолого-педагогической практики студенты частично апробировали программу развивающих занятий с несовершеннолетними и их родителями, направленную на формирование и развитие рези-льентности. Результаты апробации положительные: доля обучающихся, имеющих средний и высокий уровни резильентности, выросла с 30,4 до 54,7% [3, с. 26-27].

В заключении отметим, что сложившиеся сегодня особенности взросления и развития подрастающего поколения призывают пересмотреть содержание подготовки специалистов, в частности, школьных психологов, занимающихся социальной поддержкой детей.

Имеющиеся программы подготовки бакалавров психолого-педагогического образования профиля подготовки «Психология и социальная педагогика» должны дополняться курсами профессиональной направленности, позволяющими вырабатывать проектировочные умения, которые бы обеспечили разработку и реализацию коррекционно-развивающих, профилактических программ, связанных с решением проблемы внутреннего и внешнего противостояния жизненным трудностям. Подобное качественное дополнение, на наш взгляд, существенно обогатит профессиональную деятельность школьных психологов, дополнив ее арсеналом эффективных методик и техник совершенствования личности ребенка, устойчивого к негативным влияниям окружающей его действительности, обеспечит возможность максимально безошибочного выполнения несовершеннолетним полученных им советов и рекомендаций.

Библиографический список / References

1. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. Вып. 2. Кемерово, 2004. С. 82-90. [Alexandrova L.A. Towards the concept of resilience in psychology. Sibirskaya psikhologiya segodnya. Vol. 2. Kemerovo, 2004. Pp. 82-90. (In Rus.)]

2. Ануфриев А.Ф. Дистанционная образовательная кейс-технология формирования диагностического мышления педагогов-психологов // Педагогика и психология образования. 2021. № 3. С. 119-132. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-119-132 [Anufriev A.F. Distance educational case technology for the formation of diagnostic thinking of educational psychologists. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 3. Pp. 119-132. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-3-119-132 (In Rus.)]

о

CD

о

X X

ct .0

О

1— CD к

Ol X X

z о X

X X и CD m

X CP и OI о СП CD

о о

Ш о_ю

F с о

— с о 112

3. Быстрова Н.В., Мамонтова Т.С., Панфилова О.В. Механизмы и факторы развития резильентности подростков // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований: Материалы II Международной научно-практической конференции / Под ред. Н.В. Емельянова. М., 2020. С. 47-58. DOI: 10.31453/kdu.ru.91304.0127. [Bystrova N.V., Mamontova T.S., Panfilova O.V. Mechanisms and factors of the development of adolescents' resilience. Novye impulsy razvitiya: voprosy nauchnyh issledovanij: Materialy IIMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. N.V. Emelyanova (ed.). Moscow, 2020. DOI: 10.31453/kdu.ru.91304.0127. Pp. 47-58. (In Rus.)]

4. Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 69-84. [Makhnach A.V., Laktionova A.I. Personal and behavioral characteristics of adolescents as a factor of their vitality and social adaptation. Psikhologicheskiy zhurnal. 2013. Vol. 34. No. 5. Pp. 69-84. (In Rus.)]

5. Методика развития резильентности у подростков с зависимостью: методические рекомендации / Селиванова О.А., Быстрова Н.В., Дере-ча И.И. и др. Тюмень, 2021. [Selivanova O.A., Bystrova N.V., Derecha I.I. et al. Metodika razvitiya rezilentnosti u podrostkov s zavisimosty [Methodology for the development of resilience in adolescents with addiction]. Tyumen, 2021.]

6. Рыльская Е.А. Научные подходы к исследованию жизнеспособности человека в зарубежной психологии // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8. С. 57-58. [Rylskaya E.A. Scientific approaches to the study of human vitality in foreign psychology. Theory and Practice of Social Development. 2014. No. 8. Pp. 57-58. (In Rus.)]

7. Сребродольский О.В. Особенности подготовки бакалавров к работе в системе профилактики безнадзорности и правонарушений // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 81-91. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-81-91 [Srebrodolskiy O.V. Features of training bachelors for work in the system of prevention of neglect and delinquency. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 2. Pp. 81-91. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-81-91 (In Rus.)]

8. Теоретический обзор исследований по проблеме резильентности в научной литературе / Селиванова О.А., Быстрова Н.В., Дереча И.И. и др. // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. Т. 8. URL: https://mir-nauki. com/PDF/04PSMN320.pdf (дата обращения: 18.12.2021). [Selivanova O.A., Bystrova N.V., Derecha I.I. et al. Theoretical review of research on the problem of resilience in scientific literature. World of Science. Pedagogy and Psychology.

2020. No. 3. Vol. 8. URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pdf (date о of access: 18.12.2021). (In Rus.)] | °

9. Федунина Н.Ю. Понятие устойчивости к травме и посттравматического g: ¡5 роста // Московский психотерапевтический журнал. 2006. № 4. С. 69-80. ¡5 i

z о х

го m

[Fedunina N.Yu. The concept of resistance to trauma and post-traumatic growth. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2006. No. 4. Pp. 69-80. (In Rus.)] к ¡¿о 10. Шубникова Е.Г. Развитие превентивной педагогики в России и за рубе- ^

жом // Психология и социальная педагогика: современное состояние ^

перспективы развития: Сб. ст. по материалам VIII Всероссийской

и

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 3

научно-практической конференции. Чебоксары, 2019. С. 110-118. [Shubnikova E.G. Development of preventive pedagogy in Russia and abroad. Psihologiya i socialnaya pedagogika: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference. Cheboksary, 2019. Pp. 110-118. (In Rus.)]

11. Bonanno G.A. Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely adverse events? American Psychologist. 2004. Vol. 59. Pp. 20-28.

12. Maddi S.R. On hardiness and other pathway store silience. American Psychologist. 2005. Vol. 60. No. 3. Pp. 261-262.

13. Rutter M. Resilience in the face of adversity. British Journal of Psychiatry. 1985. Vol. 147. Pp. 598-611.

Статья поступила в редакцию 02.04.2022, принята к публикации 10.06.2022 The article was received on 02.04.2022, accepted for publication 10.06.2022

Сведения об авторах / About the authors

Мамонтова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования факультета математики, информатики и естественных наук, Тюменский государственный университет

Tatyana S. Mamontova - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Physics and Mathematics, Vocational and Technological Education of the Faculty of Mathematics, Computer Science and Science, University of Tyumen, Russian Federation

E-mail: t.s.mamontova@utmn.ru

Панфилова Ольга Валерьевна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры педагогики и психологии педагогического факультета, Тюменский государственный университет

Oiga V. Panfilova - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Pedagogy and Psychology of the Faculty of Pedagogy, University of Tyumen, Russian Federation

E-mail: oval.2011@mail.ru

Дереча Ирина Ивановна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры педагогики и психологии педагогического факультета, Тюменский государственный университет

Irina I. Derecha - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Pedagogy and Psychology of the Faculty of Pedagogy, University of Tyumen, Russian Federation

E-mail: ishim2015@inbox.ru 114

о

CD

^ о

X X

ct .0

О

1— CD к

Ol X X

z о X

X X и CD m

CK X CP и Ol о СП CD

о о

ш о_ю

F с о

Быстрова Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры педагогики и психологии педагогического факультета, Тюменский государственный университет

Natalya V. Bystrova - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Pedagogy and Psychology of the Faculty of Pedagogy, University of Tyumen, Russian Federation E-mail: n-75@list.ru

Заявленный вклад авторов

Т.С. Мамонтова - теоретический анализ проблемы подготовки бакалавров психолого-педагогического образования, соотнесение характеристических свойств резильентной личности с возможными механизмами развития рези-льентности детей и подростков, подбор тренингов и методик развития рези-льентности у детей и подростков

О.В. Панфилова - разработка содержания авторского курса «Психолого-педагогическая профилактика и коррекция девиаций у детей и подростков» профиля подготовки «Психология и социальная педагогика» (бакалавриат)

И.И. Дереча - организация апробации программы развивающих занятий с несовершеннолетними и их родителями и подведение ее итогов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Н.В. Быстрова - организация апробации программы развивающих занятий с несовершеннолетними и их родителями и подведение ее итогов

Contribution of the authors

T.S. Mamontova - theoretical analysis of the problem of training bachelors of psychological and pedagogical education, correlation of the characteristic properties of a resilient personality with possible mechanisms for the development of resilience in children and adolescents, selection of trainings and methods for developing resilience in children and adolescents

O.V. Panfilova - development of the content of the course "Psychological and pedagogical prevention and correction of deviations in children and adolescents" of the bachelor program "Psychology and social pedagogy"

I.I. Derecha - organization of approbation of the program of developmental

activities with minors and their parents and summing up its results ro ¡5

^ о

N.V. Bystrova - organizing the approbation of the program of developmental ¡| ï activities with minors and their parents and summing up its results ° ro

Z о

s 5

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи g ш

m

о m

X # to

All authors have read and approved the final manuscript o °

i= o

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.