Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗИЛЬЕНТНОСТЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быстрова Н.В., Дереча И.И., Селиванова О.А.

Цель исследования - выявить ключевые направления программных мероприятий профилактики деструктивной активности несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта. Методика и организация исследования. В научной работе обосновано понятие резильентности и его сущностных характеристик. Также раскрыто содержание модельной программы развивающих занятий с подростками, направленных на развитие резильентности (жизнестойкости), которая внедрена в работу ряда учреждений сферы спорта и физической культуры Юга Тюменской области (г. Ишим, г. Нижневартовск (ХМАО), Сладковский, Юргинский, Абатский, Ишимский и др. районы). Результаты исследования и выводы. В качестве ключевых направлений модельной программы развития резильентности определены следующие: социально-психологическое, социально-педагогическое, социально-медицинское, социально-правовое. Программа рассматривается как успешный пример реализации мероприятий, помогающих юным спортсменам и участникам занятий физической культурой приобретать навыки жизнестойкого поведения, позволяющие снизить перспективы обращения к деструктивным формам активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быстрова Н.В., Дереча И.И., Селиванова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE POTENTIAL FOR THE DEVELOPMENT OF RESILIENCE OF MINORS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Objective of the study was to identify the key areas of program activities for the prevention of destructive activity of minors by means of physical culture and sports. Methods and structure of the study. The scientific work substantiates the concept of resilience and its essential characteristics. Also disclosed is the content of a model program of developing activities with adolescents aimed at developing resilience (hardiness), which has been introduced into the work of a number of institutions in the field of sports and physical culture in the South of the Tyumen region (Ishim, Nizhnevartovsk, Sladkovsky, Yurginsky, Abatsky, Ishim and other districts). Results and conclusions. The following are defined as key areas of the model program for the development of resilience: socio-psychological, socio-pedagogical, socio-medical, social and legal. The program is seen as a successful example of the implementation of a program that helps young athletes and participants in physical education to acquire the skills of resilient behavior, which reduce the prospects of resorting to destructive forms of activity.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 21.12.2021 г.

Информация для связи с автором: towerred1966d@maill.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Быстрова1 Кандидат педагогических наук, доцент И.И. Дереча1 Доктор педагогических наук, профессор О.А. Селиванова2

1Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, Тюмень 2Тюменский государственный университет, Тюмень

PREVENTiVE POTENTIAL FOR THE DEVELOPMENT OF RESiLiENCE OF MINORS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

PhD, Associate Professor N.V. Bystrova1 PhD, Associate Professor I.I. Derecha1 Dr. Hab., Professor O.A. Selivanova2

1 Ershov Ishim Pedagogical Institute, branch of the Tyumen State University, Tyumen

2 Tyumen State University, Tyumen

Аннотация

Цель исследования - выявить ключевые направления программных мероприятий профилактики деструктивной активности несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта.

Методика и организация исследования. В научной работе обосновано понятие резильентности и его сущностных характеристик. Также раскрыто содержание модельной программы развивающих занятий с подростками, направленных на развитие резильентности (жизнестойкости), которая внедрена в работу ряда учреждений сферы спорта и физической культуры Юга Тюменской области (г. Ишим, г. Нижневартовск (ХМАО), Сладковский, Юр-гинский, Абатский, Ишимский и др. районы).

Результаты исследования и выводы. В качестве ключевых направлений модельной программы развития резильентности определены следующие: социально-психологическое, социально-педагогическое, социально-медицинское, социально-правовое. Программа рассматривается как успешный пример реализации мероприятий, помогающих юным спортсменам и участникам занятий физической культурой приобретать навыки жизнестойкого поведения, позволяющие снизить перспективы обращения к деструктивным формам активности.

Ключевые слова: резильентность, жизнестойкость, устойчивость, деструктивная активность, профилактика, профилактический потенциал занятий физической культурой и спортом.

Abstract

Objective of the study was to identify the key areas of program activities for the prevention of destructive activity of minors by means of physical culture and sports.

Methods and structure of the study. The scientific work substantiates the concept of resilience and its essential characteristics. Also disclosed is the content of a model program of developing activities with adolescents aimed at developing resilience (hardiness), which has been introduced into the work of a number of institutions in the field of sports and physical culture in the South of the Tyumen region (Ishim, Nizhnevartovsk, Sladkovsky, Yurginsky, Abatsky, Ishim and other districts).

Results and conclusions. The following are defined as key areas of the model program for the development of resilience: socio-psychological, socio-pedagogical, socio-medical, social and legal. The program is seen as a successful example of the implementation of a program that helps young athletes and participants in physical education to acquire the skills of resilient behavior, which reduce the prospects of resorting to destructive forms of activity.

Keywords: resilience, resilience, stability, destructive activity, prevention, preventive potential of physical culture and sports.

Введение. Последние десятилетия как в целом в мире, так и в нашей стране стабильно высок уровень различных деструктивных форм активности среди несовершеннолетних. Одним из приоритетных направлений в области профилактики является создание условий для обеспечения здорового образа жизни подрастающего поколения [3].

Одной из важнейших задач в данном направлении является разработка содержания методического обеспечения развития социально-психологических характеристик участников физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. В сфере молодежной политики и спорта в настоящее время происходит пересмотр традиционных подходов к профилактическим мероприятиям, выстраиваемым по «профильному» принципу (в структуре отдельных видов досуговой и спортивной деятельности в учреждениях дополнительного образования).

Одним из актуальных трендов является обращение к потенциалу врожденных динамических свойств личности воспитанников (в частности, резильентности/жизнестойкости) при построении системы мероприятий в области профилактики деструктивной подростковой активности. Важно понимать, что жизнестойкость измеряется не только уровнем приспособляемости к жизни, но и способностью к саморазвитию, стремлением вносить позитивный вклад в развитие общества [2].

Цель исследования - выявить ключевые направления программных мероприятий профилактики деструктивной активности несовершеннолетних средствами физической культуры и спорта.

Методика и организация исследования. Организация исследования включала несколько этапов: 2019-2020 г первый этап - выявление сущностных характеристик резильент-

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

ности как врожденного динамического свойства личности, теоретическое и методическое обоснование содержания ключевых направлений развития резильентности подростков - участников физкультурно-оздоровительных и спортивных программ; 2020-2021 г второй этап подготовлена и проведена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой была проверена оценка эффективности внедрения Комплексной модельной программы развития резильентности (жизнестойкости) в работу ряда учреждений сферы спорта и физической культуры Юга Тюменской области (г. Ишим, г Нижневартовск (ХМАО), Сладковский, Юргинский, Абат-ский, Ишимский и др. районы).

Результаты исследования и их обсуждение. Проблема резильентности и жизнестойкости личности изучается в контексте различных научных направлений. Ранее, в своем исследовании [3] нами показано, что многие понятия, перекликаясь с термином «резильентность», позволяют выявить различные аспекты трактовки смыслозначимых компонентов данного феномена, как в отечественной: «личностная сопротивляемость», «устойчивость» (Е. В. Кореня), «сопротивляемость» (Н. Ю. Федунина), «жизнеспособность» (Х. Боссель и др.), «жизненность», «витальность» (О. С. Разумовский, М. Ю. Хазов), «жизнетворчество» (Д. А. Леонтьев, Е. И. Рас-сказова), «адаптационная способность» (С. Г. Посохова), «ресурс», «потенциал» (Б. С. Братусь и др.), «жизнеобеспечение», «трансценденция» (Рубинштейн С. Л.), так и в зарубежной: «hardiness» (С. Кобейс, С. Мадди, С. Лютар, Л. Кир-би, Й. Шеффи), «мужество творить» (Р. Мэй), «укорененность в бытии» (М. Хайдеггер) «resiliency»,«resilience» - динамический процесс поддержания позитивной адаптации вопреки неблагоприятным условиям (Luthar, Cicchetti, Becker). В целом, в литературе выявлены зависимости между качеством сформированности резильентности/жизнестойкости и уровнем проявления деструкции в поведении несовершеннолетних.

Резильентность понимается нами [4] как врожденное динамическое свойство личности, заключающееся в способности преодолевать неблагоприятные жизненные обстоятельства с возможностью восстанавливаться и развиваться, используя внутренние и внешние ресурсы. Наши исследования позволяют нам трактовать резильентность в качестве основы для формирования жизнестойкости как личностной диспозиции, мировоззренческой установки, которая играет роль социально-психологического «напластования» на ба-зальную характеристику, определяя поведенческую стратегию, обеспечивающую нормальное функционирование и развитие, несмотря на явно неблагоприятные условия.

В Тюменской области и г Тюмени в течение последних трех лет ведется работа по профилактике деструктивной активности несовершеннолетних через развитие резильентности средствами физической культуры и спорта. В ходе реализации программных мероприятий (занятий по ОФП, реализации образовательного стандарта на занятиях физической культурой в школах, в рамках тренировочного, предсоревновательного и соревновательного периодов подготовки в спортивных секциях и т. д.) на базе 26 учреждений общего и дополнительного образования, а также учреждений физической культуры и спорта Тюменской области, осуществляющих работу по различным направлениям оздоровительной и спортивной деятельности, была реализована комплексная модельная программа развивающих занятий с подростками, направленных на развитие рези-льентности (жизнестойкости).

Реализация программных мероприятий велась по нескольким ключевым трекам:

1. Социально-психологический преследует цель формирования у подростков личностных ресурсов, которые помо-

гут им сопротивляться стрессовым, фрустрирующим обстоятельствам. В задачи трека входят:

- развитие личностных качеств, позволяющих поддерживать чувство собственного достоинства на высоком уровне (когнитивные: умение ставить цели, ясное представление конечного результата своей деятельности, осмысление конструктивных способов решения ситуации, построение плана (алгоритма) собственных действий с учетом внешних условий ситуации, умение переосмысления проблемы и т. д.; эмоциональные: эмпатийность, доброжелательность, контроль собственных эмоций, аффилиация; рефлексивные: умение разбираться в себе самом, адекватно оценивать свои достоинства и недостатки, осознание степени личной ответственности за содержание и результаты осуществляемой деятельности; волевые: планирование ситуации в соответствии с собственными целями и настойчивость в реализации, умение сохранять в течение длительного времени заинтересованность в результатах, способность попросить помощь и поддержку в субъективно сложной ситуации и пр.);

- развитие способности реалистичного оценивания и позитивного принятия не только окружающей среды, но и себя как личности;

- формирование навыка отношения к неизбежным изменениям как к вызову и возможности для роста, а не как к угрозе безопасности и стабильности.

2. Социально-педагогический преследует цель развития социально-педагогических и культурных условий проявления резильентности/жизнестойкости. В задачи трека входит:

- развитие навыков создания ситуаций успеха (в зонах «ближайшего и потенциального развития»); навыков включения подростка в изменчивую, богатую впечатлениями среду в ходе тренировочного, предсоревновательного и соревновательных периодов.

3. Социально-медицинский преследует цель развития компетенций конструктивного самосохранительного поведения (стремление человека к сохранению достигнутого уровня жизни и деятельности, гармонизация внутреннего психического развития и внешних условий жизнедеятельности). В задачи трека входит:

- освоение подростками навыков самоменеджмента (рациональное распределение времени с учетом тренировочных мероприятий, принятие и поддержание собственного имиджа и пр.);

- освоение навыков нормализации и поддержания психоэмоционального здоровья, психической и физиологической саморегуляции, профилактики эмоционального выгорания и других деструктивных состояний, способам релаксации и пр.

4. Социально-правовой преследует цель формирования субъективной правовой (нормативной) ответственности в аспекте воспроизводства освоенных в ходе занятий спортом компетенций в пространстве социального взаимодействия. В задачи трека входят:

- осознание важности и личностной значимости норм закона для себя;

- формирование системы интериоризированных правовых норм и требований к роли обладателя специальных спортивных умений и навыков (например, борьбы);

- формирование эмоционально негативного отношения к совершенным поступкам при противоречии их законодательным нормам;

- готовность принять на себя вину за нарушение нормы закона и осуществить деятельность по заглаживанию вреда.

Выводы. Реализация мероприятий программы демонстрирует положительные результаты. Более 85 % участников программных мероприятий по результатам оценивания психологическими методиками, а также по экспертным оценкам

70

http://www.teoriya.ru

№4^ 2022 Апрель | April

по социально-психологическим критериям демонстрируют 4. позитивную динамику показателей «конструктивная адаптация», «способность находить необходимые ресурсы в социальном окружении и привлекать их носителей к сотрудничеству в процессе достижения желаемой цели деятельности», 1. «преодоления актуальной трудности/проблемы».

Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00605 А «Профилакти- 2. ческий потенциал развития резильентности у подростков со слабоалкогольной зависимостью».

Литература

1. Байер Е.А. Жизнестойкость детей-сирот как качество личности выпускника детского дома / Е.А. Байер // Теория и практика физ. культуры. 2011. - № 5. - С. 45-49.

2. Быстрова Н.В. Влияние уровня жизнестойкости подростков на степень выраженности личностных качеств / Н.В. Быстрова, Т.С. Мамонтова // https://research-joumal.org/psycology/vNyanie-urovnya-zhiznestojkosti-podrostkov-na-stepen-vyrazhennosti-lichnostnyx-kachestv.

3. Приказ Минздрава России от 15.01.2020 г. № 8 «Об утверждении Стратегии формирования здорового образа жизни населения, 4. профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». - URL file:///C:/Users/User/Downloads/ H&W_Strategy_15Jan2020%20(1).pdf.

3.

Селиванова О.А. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы / О.А. Селиванова, Н.В. Быстрова, И.И. Дереча и др. // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - № 3. - С. 72 -83.

References

Bayer E.A. Zhiznestoykost detey-sirot kak kachestvo lichnosti vy-pusknika detskogo doma [Resilience of orphans as a quality of the personality of a graduate of an orphanage]. Teoriya i praktika fiz. kul-tury. 2011. No. 5. pp. 45-49.

Bystrova N.V., Mamontova T.S. Vliyaniye urovnya zhiznestoykosti po-drostkov na stepen vyrazhennosti lichnostnykh kachestv [Influence of the level of resilience of adolescents on the degree of expression of personal qualities]. https://research-journal.org/psycology/vliya-nie-urovnya-zhiznestojkosti-podrostkov-na-stepen-vyrazhennosti-lichnostnyx-kachestv.

Prikaz Minzdrava Rossii ot 15.01.2020 g. № 8 «Ob utverzhdenii Strategii formirovaniya zdorovogo obraza zhizni naseleniya, pro-filaktiki i kontrolya neinfektsionnykh zabolevaniy na period do 2025 goda» [Order of the Ministry of Health of Russia dated January 15, 2020 No. 8 "On approval of the Strategy for the formation of a healthy lifestyle of the population, the prevention and control of non-communicable diseases for the period up to 2025"]. Available at: C:/Users/ User/Downloads/H&W_Strategy_15Jan2020%20(1).pdf. Selivanova O.A., Bystrova N.V., Derecha I.I. et al. Izucheniye fenom-ena rezilyentnosti: problemy i perspektivy [Study of the phenomenon of resilience: problems and prospects]. Mir nauki. Pedagogika i psik-hologiya. 2020. No. 3. pp. 72-83.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПЛОВЦОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Григан1, 2 Ж.В. Пасечник3, Г.Н. Белых3

1Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург

2Российская академиия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург

3Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону

УДМ^С 796.015

Ключевые слова: высокоскоростная тренировка, пловцы, высокая интенсивность, тренировочный процесс.

Цель исследования - оценить влияние высокоскоростной тренировки на результаты соревновательной деятельности пловца.

Методика и организация исследования. Методика эксперимента основывалась на создании для пловца такого режима, при котором мышцы в определенный промежуток времени работали бы на «запредельном» уровне. Во избежание состояния перетренированности длина проплываемых отрезков была значительно короче соревновательных.

В эксперименте приняли участие 10 пловцов-студентов сборной команды РГУПСа. До этого все тренировались традиционным методом, проплывая в среднем по 9 км в день [1]. Общая продолжительность эксперимента - 16 недель. Тренировки проводились один раз в день, пять дней в неделю. Около 50 % этого времени отводилось на восстановление. Объем составлял около 3 км в день.

По понедельникам, средам и пятницам после разминки спортсмены проплывали серии, состоящие из пятиразово-го «прохождения» дистанции соревновательным способом: пловцы, специализировавшиеся в плавании вольным стилем, проплывали ее пять раз вольным стилем, специализировавшиеся в других видах - также пять раз, но минимум трое из них - своим способом. В период с понедельника по четверг в программу включались серии, состоящие из 60 коротких спринтерских отрезков и из 10 таких же отрезков по пятницам. Каждый последующий отрезок пловцы должны

PLANNING THE TRAINING PROCESS FOR SWIMMERS USING HIGH SPEED TRAINING

PhD, Associate Professor S.A. Grigan1, 2 J.V. Pasechnik3, G.N. Belykh3

1St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences, St. Petersburg

2Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Northwest Institute of Management,

St. Petersburg 3Rostov State Transport University, Rostov-on-Don

Поступила в редакцию 22.02.2022 г. были плыть со скоростью, по возможности превышающей скорость проплывания предыдущего. Эта часть программы рассматривалась как высокоскоростная тренировка - она являлась основной частью общей программы эксперимента. За две недели до соревнований (в период сужения) были внесены некоторые поправки: плавание соревновательных дистанций по понедельникам, средам и пятницам было сокращено с пяти до трех раз, а объем высокоскоростной тренировки сократился наполовину.

Сравнение результатов, показанных пловцами до и после эксперимента

Дистанция, м Лучший средний результат до эксперимента Средний результат, показанный после эксперимента

50 26,5 25,54

100 58,42 57,0

200 132,22 125,7

Результаты. В ходе эксперимента были получены следующие показатели (см. таблицу).

Вывод. Согласно данным, представленным в таблице, результаты были улучшены на всех трех дистанциях. Литература

1. Григан С.А. Применение цифровых технологий в планировании тренировочного процесса пловцов / С.А. Григан. - Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», - 2021. - С 27-35. - ISBN 978-5-60471594-9.

Информация для связи с автором: snetlana-grigan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.