Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/04PSMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Селиванова О.А., Быстрова Н.В., Дереча И.И., Мамонтова Т.С., Панфилова О.В. Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Selivanova O.A., Bystrova N.V., Derecha I.I., Mamontova T.S., Panfilova O.V. (2020). Studying the phenomenon of resilience: problems and prospects. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pdf (in Russian)
Благодарим Российский Фонд Фундаментальных Исследований за предоставленную возможность осуществления научного исследования в рамках реализации гранта, проект № 20-013-00605 (2020): «Профилактический потенциал развития резильентности у подростков со слабоалкогольной зависимостью»
УДК 159.923 ГРНТИ 15.31.31
Селиванова Ольга Антиевна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Россия Профессор кафедры «Общей и социальной педагогики»
Доктор педагогических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3138-0651
Быстрова Наталья Владимировна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал), Ишим, Россия
Доцент
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7409-0481 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=671854
Дереча Ирина Ивановна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал), Ишим, Россия
Доцент кафедры «Педагогики и психологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6358-634X
Мамонтова Татьяна Сергеевна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал), Ишим, Россия Заведующий кафедрой «Физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования»
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7866-4964
Панфилова Ольга Валерьевна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал), Ишим, Россия
Доцент кафедры «Педагогики и психологии» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9487-9241
Изучение феномена резильентности: проблемы и перспективы
Аннотация. На современном этапе развития нашего общества взгляд российских ученых обращен к изучению феномена резильетности как междисциплинарной проблеме. В Европе, США накоплен определенный опыт таких исследований, который может послужить основанием для отечественных разработок. Установлено, что в публикациях зарубежных исследователей феномен «резильентность» рассматривается в трех основных подходах: когнитивного бихевиоризма, конструктивизма, экологического реализма.
Выявлено, что за термином «resilience» в зарубежной литературе закреплено понимание способности человека к преодолению трудностей в неблагоприятных жизненных обстоятельствах, способности поддерживать психологическое равновесие во время потенциально опасных ситуаций.
В отечественных изысканиях нет однозначного понимания феномена резильентности: одни ученые отождествляют с понятием «жизнеспособность» и рассматривают как врожденное качество личности, другие рассматривают в контексте адаптации/дезадаптации, и как компетенцию или умение, и как способность достойно встречать и преодолевать неблагоприятные обстоятельства и вызовы.
В статье выявлено, что феномен «резильентность» представляет собой категорию внутренних ресурсов человека: способность человека к эмоциональной саморегуляции в стрессовых ситуациях, степень физической, психической и психологической жизнеспособности. С другой стороны, в понятие резильентность органично встраиваются внешние факторы, влияющие на поведение человека, в частности, социальные.
Авторами представлен содержательный анализ отечественных и зарубежных публикаций, который позволил объединить подходы и прийти к пониманию резильентности как врожденного динамического свойства личности, выражающегося в способности индивида преодолевать неблагоприятные жизненные обстоятельства, восстанавливаться и развиваться с использованием внутренних и внешних ресурсов, а также использовать профилактический потенциал резильентности в работе с подростками со слабоалкогольной зависимостью.
Ключевые слова: резильентность; резильентное поведение; психологическая устойчивость; жизнеспособность; жизнестойкость; зависимость от слабоалкогольной продукции; профилактический потенциал
https:// mir-nauki. com
Введение
Современное общество, постоянно находящееся в состоянии структурного обновления, неопределенности развития, социальных и экономических перемен, характеризуется потребностью в людях, способных успешно адаптироваться к негативным общественным явлениям, противостоять социальным угрозам, преодолевать жизненные трудности, мотивировать себя на саморазвитие и самосовершенствование. Поэтому большинство ученых заявляют о необходимости изучения условий сохранения стабильности человека [1; 2], призывают развивать такие личностные качества, свойства, которые обеспечивали бы не только способность приспосабливаться к социальной, экономической и прочей среде, но и активно сопротивляться, противодействовать кризисным явлениям, планировать собственную деятельность в соответствии с поставленными целями, добиваться успеха, быть психически устойчивыми или же резильентными [3; 4].
На сегодняшний день исследование резильентности человека является одним из приоритетных направлений не только в западной гуманистической, позитивной, но и в отечественной психологии, а также в смежных науках.
Анализ отечественных изысканий позволил заметить, что в российских психологических исследованиях феномен резильентности недостаточно изучен. В отечественных работах можно найти теоретические подходы к определению данного понятия, характеристику резильентности как образовательной и/или профессиональной компетенции, структурные компоненты и возможные направления дальнейшего изучения феномена.
Цель статьи - осуществить теоретический обзор исследований, посвященных проблеме резильентности в научной литературе.
В публикациях зарубежных исследователей феномен «резильентность» рассматривается в трех основных подходах: когнитивного бихевиоризма, конструктивизма, экологического реализма.
Согласно первому подходу, ученые делают акцент на изучении процессов эмоциональной регуляции поведенческих реакций детей в стрессовой ситуации, способов совладания ими с жизненными невзгодами. Долгое время вне поля зрения оставались конкретные поведенческие стратегии преодоления трудностей. Этот недостаток был устранен учеными В. Хайнцем, И. Ламонтейном, Р. Стивенсоном, разработавшими практические приемы копинг-поведения (внутренний диалог, развитие чувства юмора, физическая активность).
Ведущая роль активной жизненной позиции человека в поддержании жизнеспособности рассматривается в рамках конструктивистского подхода. По мнению Д. Геллерштейна, резильентность имеет две составляющие: физическую и психологическую.
Представители экологического подхода главную роль в преодолении сложностей бытия придавали социальным факторам.
Дальнейшие исследования привели к появлению нового, кросс-культурного подхода, который отражает связь жизнеспособности и способов реагирования в ситуациях риска с расовой принадлежностью, возрастом, полом, местом проживания. Данный подход является очень перспективным в рамках совместных международных проектов ученых разных стран.
Феномен «резильентность», появившийся в XX веке, неоднозначно трактуется исследователями. Мы попытались проанализировать содержание понимания феномена
Теоретический анализ проблемы
«резильентность» в трудах зарубежных и отечественных исследователей. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Содержание феномена «резильентность» во взглядах отечественных и зарубежных ученых
Автор Содержание феномена «резильентность» («resilience»)
М. Rutter, 1985 Феномен взаимодействия защитных факторов и факторов риска, индивидуальных, семейных и социокультурных влияний [5, с. 603].
Garmezy, 1991 Способность к восстановлению и поддержанию адаптивного поведения, которое может следовать за первоначальным отступлением и беспомощностью в ответ на стрессовое событие [6, с. 72].
E. Werner, 1993 Баланс между факторами риска и защитными факторами [7, с. 503-507].
E.D. Miller, 2003 Способность быстро восстанавливать физические и душевные силы [8, с. 239-244].
G.A. Bonanno, 2004 1. Динамический процесс установления положительной адаптации в контексте неблагоприятных событий; способность личности поддерживать психологическое равновесие во время потенциально опасных ситуаций. 2. Ресурсная адаптация к изменяющимся обстоятельствам и непредвиденным условиям среды [9, с. 21-27].
Дж. Ричардсон, 2007 Процесс совладания со стрессами, переменами и неблагоприятными факторами [10, с. 57].
N. Henderson, 2013 Внутренние защитные факторы, способствующие повышению устойчивости [11, с. 27].
С. Ackerman, 2019 Устойчивость - это способность и тенденция к «отскоку назад»1.
Л.А. Александрова, 2004 Жизнестойкость - совладание с жизненными трудностями [12, c. 89].
А.В. Махнач, А.И. Лактионова, 2013 Жизнеспособность - системная характеристика человека, умение человека преодолевать серьезные проблемы и строить полноценную жизнь в трудных условиях. Это одна из базовых характеристик проявления субъектности, которая обеспечивает устойчивость в социальной среде [13, c. 72-78].
Е.Б. Забелина, Е.К. Кузнецова, 2015 Способность индивида успешно адаптироваться к стрессам и невзгодам [14, с. 12].
Ф.И. Валиева, 2016 Способность человека сохранять устойчивость к воздействию различных стрессоров со стороны, восстанавливаться в сложных обстоятельствах на основе адекватной оценки происходящих событий, системы ценностей и умения принимать решения [15, c. 98-99].
К.М. Ушаков, 2016. Способность достигать успеха в трудных условиях, вопреки обстоятельствам [16, с. 2].
А.А. Муравьева, О.Н. Олейникова, 2017 Способность достойно встречать и преодолевать неблагоприятные обстоятельства и вызовы, становясь при этом сильнее. Это умение управлять эмоциями, владеть коммуникативными навыками [17, c. 18-20].
Е.Г. Шубникова, 2019 Достижение успеха социально одобряемым путём, который согласуется с общепризнанными моральными нормами [18, с. 117].
Таким образом, теоретический анализ дефиниции «резильентность» позволяет заметить, что и отечественные, и зарубежные ученые рассматривают его как жизнеспособность и жизнестойкость одновременно. Так, с точки зрения С. Мадди (S. Maddi), жизнестойкость - это система убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром [19, c. 261]. Предложенный С. Мадди термин «hardiness» Д.А. Леонтьев переводит как жизнестойкость и определяет его как черту, которая характеризует меру преодоления личностью заданных обстоятельств и, в конечном счете, меру преодоления личностью самой себя [20, c. 260].
С. Мадди выделяет отличительные признаки жизнестойкости и жизнеспособности. Он считает, что жизнестойкость человека выражается в его храбрости и мотивации, в умении
1 Ackerman Courtney E. What is Resilience and Why is It Important to Bounce Back. URL: https ://positivepsychology. com/what-is-resilience/.
https:// mir-nauki. com
выстоять перед стрессорами в соответствии с силой их воздействия. Но жизнестойкость не дает человеку возможность оправиться от влияния стрессоров, в отличие от жизнеспособности. С. Мадди акцентирует внимание на том, что путь к жизнеспособности - это жизнестойкость, которая увеличивает потенциал жизнеспособности в сложных обстоятельствах [21].
Таким образом, за термином «resilience» в зарубежной литературе закреплено следующее содержание: способность человека к преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств с возможностью восстанавливаться и использовать для этого все возможные внутренние и внешние ресурсы, способность к жизни во всех ее проявлениях, способность существовать и развиваться.
В отечественной психологии понятие «жизнестойкость» в 60 годы XX века ввел Б.Г. Ананьев. Он рассматривал жизнестойкость сточки зрения системного подхода, как общую способность человека к эффективному функционированию. Жизнестойкость зависит от высокого уровня жизненных функций человека и от активных, продуктивных фаз его жизни
В современной отечественной психологии в настоящее время нет единого подхода к описанию данного феномена. Можно даже встретить различные написания данного феномена, например, резильентность, резилиантность, резелентность.
Ф.И. Валиева рассматривает резилиантность и как процесс, и как свойство успешной адаптации к различным воздействиям извне [23]. Продолжая научные изыскания, ученые К.А. Иванова, Ф.И. Валиева приходят к пониманию, что психологическая резилиантность это «способность успешно претерпевать давление состороны негативных факторов и демонстрировать гибкость в стрессовой ситуации [24, с. 303].
И.А. Хоменко интерпретирует данный феномен как средство для развития жизнестойкости, при этом уточняет, что именно резильентность является системообразующим в структуре жизнестойкости личности [25].
Л.В. Бударина останавливается на основном отличии жизнестойкости от психологической резильентности и замечает, что жизнестойкость это личностная черта, которая формируется в течение всей жизни, а резильентность это процесс реакции на проблему и формируется при ее непосредственном возникновении2.
Следует заметить, что содержание феномена «резильентность» одни ученые отождествляется с понятием «жизнеспособность», другие рассматривают в контексте адаптации/дезадаптации, третьи анализируют возможности формирования морального выбора, нравственных ценностей и установок у подростков и юношества, что в свою очередь определяет особенности развития жизнеспособности у подрастающего поколения.
Выделяют следующие характеристики феномена «резильентность»: (1) с теоретической точки зрения - это положительные личностные качества, позитивная устойчивая мотивация и успешная адаптация в сложных жизненных условиях; (2) с практической точки зрения -(а) сопротивление разрушению, то есть эффективная защита собственной личности при сильном давлении окружающей среды; (б) построение полноценной, социально адаптированной жизни в трудных условиях [26].
Осуществляются попытки в разработке структурных компонентов резильентности, таких как: личностные качества, компенсаторные ресурсы личности, отношения с окружающими; методик ее диагностики, например, методика Childand Youth Resilience Measure (CYRM), (Оценка резильентности детей и подростков, детский вариант), разработанная в
2 https://sibac.info/archive/meghdis/7(42).pdf.
[22, с. 90].
https:// mir-nauki. com
рамках Международного проекта Resilience (IRP) сотрудниками Школы социальной работы Университета Далхаузи под руководством доктора М. Ангера;«Опросник по выявлению уровня резилиантности» Ф.И. Валиевой; Тест жизнестойкости (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).
Одной из значимых проблем современного общества является проблема поведенческих девиаций в подростковой среде. Неизменными в течение десятилетий остаются, а в отдельных случаях и нарастают, показатели подростковой преступности, суицидов, тяжких преступлений против личности [27; 28]. Фактически постоянной, меняя отдельные характеристики и поведенческие признаки, остается уровень подростковой алкоголизации [29; 30].
Правительством РФ разработана Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года. Ведется широкомасштабная работа по профилактике аддиктивного поведения подростков на уровне различных ведомств и социальных институтов. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2017 году употребление алкоголя в России составляло 15,1 литра на душу населения. По этому показателю наша страна находится на четвертом месте рейтинга ВОЗ. Двое из трех подростков употребляют алкоголь. За год приблизительно 10,6 миллиона подростков старших классов, студентов, употребили больше, чем один миллиард банок/бутылок пива.
Особенно актуальна проблема зависимости от слабоалкогольной продукции в населенных пунктах РФ (объем розничной продажи слабоалкогольных напитков, в том числе и несовершеннолетним, возрос в 2019 году по сравнению с 2018 годом на 11,7 %).
В настоящее время становится очевидным то, что существующие подходы, программы и модели профилактической работы не позволяют добиться устойчивого снижения проявлений различного рода поведенческих девиаций в подростковой среде.
В этой ситуации особое значение приобретает поиск до настоящего момента неиспользуемых ресурсов профилактической деятельности, как внешних, так и особенно значимых в контексте преодоления зависимости - внутренних, к числу которых относятся врожденные динамические свойства и характеристики личности и, в частности, резильентность.
Итак, теоретический анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует, что на сегодняшний день феномен «резильентность» имеет достаточно обширный междисциплинарный понятийный формат, который стремятся по-своему осмыслить как зарубежные, так и отечественные ученые, что еще раз указывает на изучение феномена резильентности как сложной, многогранной, актуальной проблемы современного общества, решение которой позволит избежать серьезных потерь и тяжелых последствий как для отдельной личности, так и для общества в целом.
С одной стороны, резильентность представляет собой категорию внутренних ресурсов человека: способность человека к эмоциональной саморегуляции в стрессовых ситуациях, степень физической, психической и психологической жизнеспособности. С другой стороны, в понятие резильентность органично встраиваются внешние факторы, влияющие на поведение человека, в частности, социальные.
В связи с вышеизложенным, в рамках нашего исследования, под психологической резильентностью мы будем понимать врожденное динамическое свойство личности,
Выводы
выражающееся в способности преодолевать неблагоприятные жизненные обстоятельства с возможностью восстанавливаться и развиваться, используя внутренние и внешние ресурсы.
И поскольку любое врожденное свойство личности можно развивать, резильентность также поддается развитию.
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что, несмотря на исследования отечественных и зарубежных ученых проблемы резильентности, данный феномен не рассматривается в рамках профилактической работы с подростками, зависимыми от слабоалкогольных напитков.
В соответствии с полученными результатами теоретического анализа отечественных и зарубежных работ, фокус нашего исследования будет сосредоточен на преодолении недостаточно высокого уровня результативности профилактических программ в области зависимого поведения несовершеннолетних (в частности, слабоалкогольная зависимость) через разработку системы развития потенциала врожденных динамических свойств личности на примере резильентности.
ЛИТЕРАТУРА
1. The study ofyouth resilience across cultures: Lessons from a pilot study of measurement development / M. Ungar [and other] // Research in Human Development. 2008. V. 5 (3). P. 166-180.
2. Усатов И.А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический журнал «Концепт». 2016.Т. 2. С. 21-25.
3. Лактионова А.И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. М.: Институт психологии РАН, 2017. 236 c.
4. Махнач А.В. Жизнеспособность человека как предмет изучения в психологической науке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. №4. С. 5-16.
5. Rutter M. Resilience in the face of adversity // British Journ. of Psychiatry. 1985. V. 147. P. 598-611.
6. Федунина Н.Ю. Понятие устойчивости к травме и посттравматического роста // Московский терапевтический журнал. 2006. №4. С. 69-80.
7. Werner E. Risk, resilience, and recovery: perspectives from the Kauai longitudinal study // Development and psychopathology. 1993. V. 5. P. 503-515.
8. Miller E.D. Reconceptualizing the role of resiliency in coping and treatment // Journal of loss and trauma. 2003. №8. P. 239-246.
9. Bonanno G.A. Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely adverse events? // American Psychologist. 2004. Vol. 59. P. 20-28.
10. Рыльская Е.А. Научные подходы к исследованию жизнеспособности человека в зарубежной психологии // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8. С. 57-58.
11. Henderson N. Havens of Resilience // Educational Leadership, September. 2013. Vol. 71. № 1. P. 22-27.
12. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Выпуск. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2004. С. 82-90.
https:// mir-nauki. com
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21. 22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 5. С. 69-84.
Забелина Е.В., Кузнецова Д.К. Понятие психологической резильентности: основные теории // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 1. С. 10-13.
Валиева Ф.И. Индивидуально-личностные предпосылки резильентного поведения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова. Общественные науки. 2016. № 4. С. 97-100. Ушаков К.М. Новое слово «резильентность» // Директор школы. 2016. №7. С. 23.
Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Недооценённая компетенция или педагогические аспекты формирования резильентности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 16 - 21.
Шубникова Е.Г. Развитие превентивной педагогики в России и за рубежом // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей по материалам VIII Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И.Я. Яковлева, 2019. С. 110-118.
Maddi S.R. On hardiness and other pathways to resilience // American Psychologist. 2005. V. 60. № 3. P. 261-262.
Леонтьев Д.А. Многоуровневая модель взаимодействия с неблагополучными обстоятельствами: от защиты к применению // Психология стресса: материалы III Международной научно-практической конференции. Т.1. Кострома: КГУ им. Н А. Некрасова, 2013. С. 258-261.
Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. СПб.: Речь, 2002. 539 с. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. (Серия: Мастера психологии). Изд. 3-е. СПб.: Питер, 2016. 288 с.
Валиева Ф.И. Резилиантность: подходы, модели, концепции // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2014 (Сер. 12). № 2. С. 39-50. Иванова К.А., Валиева Ф.И. Развитие резилиантности у подростков // Неделя науки в СПбПУ: материалы научного форума с международным участием. Лучшие доклады. СПб: СПбПУ, 2016. С. 302-305.
Хоменко И.А. К вопросу о формировании резилентности у детей в условиях общеобразовательной практики // Вестник Герценовского университета. 2011. №9. С. 30-35.
Ваништендаль С. «Резильентность» или оправданные надежды. Женева: БИСЕ, 1998. С. 12.
Bauer L.O. Differential effects of alcohol, cocaine and opioid abuse on event-related Potentials recorded during a response competition task // Drug and Alcohol Dependence. 2002. Vol. 66. № 2. Р. 137-145.
Камалова А.М. Эмоциональный компонент социального интеллекта студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 656-662.
Кушнерова Ю.Ю. Место пивной аддикции в жизни современной молодежи // Наука и современность. 2010. № 4(1). С. 308-312.
Фомина Н.А., Орлов В.Б. Исследование алкогольных установок у современных подростков // Прикладная юридическая психология. 2018. № 1. С. 32-40.
04PSMN320
Selivanova Olga Antievna
Tyumen state university, Tyumen, Russia E-mail: [email protected]
Bystrova Natalia Vladimirovna
Tyumen state university Ishim teacher training college of P.P. Yershov (branch), Ishim, Russia
E-mail: [email protected]
Derecha Irina Ivanovna
Tyumen state university Ishim teacher training college of P.P. Yershov (branch), Ishim, Russia
E-mail: [email protected]
Mamontova Tatyana Sergeevna
Tyumen state university Ishim teacher training college of P.P. Yershov (branch), Ishim, Russia
E-mail: [email protected]
Panfilova Olga Valerievna
Tyumen state university Ishim teacher training college of P.P. Yershov (branch), Ishim, Russia
E-mail: [email protected]
Studying the phenomenon of resilience: problems and prospects
Abstract. At the present stage of development of our society, the look of Russian scientists is turned to the study of the resilience phenomenon as an interdisciplinary problem. In Europe and the United States, there is a certain experience of such research, which can serve as a basis for domestic developments. It is established that in the publications of foreign researchers, the phenomenon of "resistance" is considered in three main approaches: cognitive behaviorism, constructivism, and environmental realism.
It is revealed that the term "resilience" in foreign literature is based on the understanding of a person's ability to overcome difficulties in adverse life circumstances, and the ability to maintain psychological balance during potentially dangerous situations.
In domestic research, there is no clear understanding of the resilience phenomenon: some scientists identify it with the concept of "viability" and consider it as an innate personality trait, others consider it in the context of adaptation/maladaptation, and as a competence or skill, and as the ability to adequately meet and overcome adverse circumstances and challenges.
The article reveals that the phenomenon of "resistance" is a category of internal human resources: a person's ability for emotional self-regulation in stressful situations, the degree of physical, mental and psychological viability. On the other hand, the concept of resistance admirably encompasses external factors that affect human behavior, in particular, social.
The authors present an informative analysis of domestic and foreign publications, which allowed us to combine approaches and come to an understanding of resistance as an innate personality trait, expressed in the individual's ability to overcome adverse life circumstances, recover and mature using internal and external resources, as well as to use the prophylactic potential of resistance in working with adolescents with low alcohol addiction.
Keywords: resilience; resilience behavior; psychological stability; viability; vitality; low alcohol addiction; prophylactic potential