Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ'

МЕХАНИЗМЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

948
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подросток / резильентность / механизмы развития резильентности / факторы развития резильентности подростков. / adolescent / resistance / mechanisms of resistance development / factors of adolescent resistance development.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быстрова Наталья Владимировна, Мамонтова Татьяна Сергеевна, Панфилова Ольга Валерьевна

в статье проведен обзор теоретических и практических исследований, посвященных выявлению основных механизмов и факторов, стимулирующих развитие резильентности подростков. В ходе проведенной работы авторами были выявлены шесть групп факторов: социальная поддержка, обеспечивающая признание подростка как личности; способность находить цель и смысл жизни; коммуникабельность; самопознание и адекватная самооценка; самоуважение и принятие самого себя; оптимизм и чувство юмора. В статье приведены основные механизмы развития резильентности, уровни «резильентной» личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Быстрова Наталья Владимировна, Мамонтова Татьяна Сергеевна, Панфилова Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS AND FACTORS OF DEVELOPMENT THE TEENAGERS` RESILIENCE

the article reviews theoretical and practical studies devoted to identifying the main mechanisms and factors that stimulate the development of teenagers` recilience. The authors have identified six groups of the factors during the work: social support that provides recognition of a teenager as a person; the ability to find a purpose and meaning of life; sociability; self-knowledge and adequate self-esteem; self-esteem and self-acceptance; optimism and a sense of humor. The article presents the main mechanisms of development the resistance, levels of "resistant" personality.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ»

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований УДК 159.923

Быстрова Наталья Владимировна Bystrova Natalya Vladimirovna

Кандидат педагогических наук, доцент the Candidate of pedagogical sciences, associate professor

Мамонтова Татьяна Сергеевна Mamontova Tatyana Sergeevna Кандидат педагогических наук, доцент the Candidate of pedagogical sciences, associate professor

Панфилова Ольга Валерьевна Panfilova Olga Valeryevna Кандидат педагогических наук, доцент the Candidate of pedagogical sciences, associate professor Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета Ishim Pedagogical Institute named after P.P. Ershov (the branch)

Tyumen State University

МЕХАНИЗМЫ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ

MECHANISMS AND FACTORS OF DEVELOPMENT THE TEENAGERS' RESILIENCE

Аннотация: в статье проведен обзор теоретических и практических исследований, посвященных выявлению основных механизмов и факторов, стимулирующих развитие резильентности подростков. В ходе проведенной работы авторами были выявлены шесть групп факторов: социальная поддержка, обеспечивающая признание подростка как личности; способность находить цель и смысл жизни; коммуникабельность; самопознание и адекватная самооценка; самоуважение и принятие самого себя; оптимизм и чувство юмора.

В статье приведены основные механизмы развития резильентности, уровни «резильентной» личности.

Ключевые слова: подросток, резильентность, механизмы развития резильентности, факторы развития резильентности подростков.

Abstract: the article reviews theoretical and practical studies devoted to identifying the main mechanisms and factors that stimulate the development of teenagers' recilience. The authors have identified six groups of the factors during the work: social support that provides recognition of a teenager as a person; the ability to find a purpose and meaning of life; sociability; self-knowledge and adequate self-esteem; self-esteem and self-acceptance; optimism and a sense of humor.

IIМеждународная научно-практическая конференция

The article presents the main mechanisms of development the resistance, levels of "resistant" personality.

Key words: adolescent, resistance, mechanisms of resistance development, factors of adolescent resistance development.

Изменения, происходящие сегодня в различных сферах общественной жизни, имеют множество рисков и негативных последствий для развития личности. Современные подростки зачастую не могут противостоять нестабильности, неопределенности, испытывают затруднения в адаптации и сохранении целостности своего «Я».

Говоря о способности подростка противостоять негативному влиянию, жизненным невзгодам, стрессам, преодолевать трудности и двигаться вперед развиваясь, следует, в первую очередь, остановится на таком психологическом понятии, как «резильентность».

Долгое время данное понятие изучалось в основном на теоретическом уровне. Зарубежными и отечественными учеными выделены подходы к его определению: когнитивный бихевиоризм, согласно которому в основу резильентности ложатся эффективные поведенческие стратегии преодоления человеком трудностей различного характера; конструктивизм, отводящий ведущую роль активной жизненной позиции индивида; экологический реализм, рассматривающий, в основном, социальные факторы преодоления трудностей; кросс-культурный подход, основанный на изучении способов реагирования людей в условиях всевозможных рисков в зависимости от расовой принадлежности, пола, возраста, места проживания и т.п.

Определяя резильентность, ученые опираются на следующие понятия: «защитные факторы» (Rutter М., [1, c. 603]), «способность к восстановлению» (Федунина Н.Ю., [2, c. 72]), «положительная адаптация» (Bonanno G.A., [3, с. 21]), «стрессоустойчивость» (Рыльская Е.А., [4, с. 57]), «жизнестойкость» (Александрова Л.А., [5, с. 82], Maddi S.R., [6, с. 261]), «жизнеспособность» (Махнач А.В., Лактионова А.И., [7, с. 82]), «достижение успеха» (Шубникова Е.Г., [8, с. 110]) и др.

Эти и другие понятия позволяют определить «резильентность» как «способность человека к преодолению неблагоприятных жизненных обстоятельств с возможностью восстанавливаться и использовать для этого внутренние и внешние ресурсы, способность к жизни во всех ее проявлениях, способность существовать и развиваться» [9] (Селиванова О.А. и др.).

Остановимся на характеристике «резильентного» человека и качествах, его характеризующих. Для примера рассмотрим двух подростков, проживающих в семьях, где отцы - алкоголики. Один, поддавшись примеру отца, позволяет себе в определенных ситуациях употреблять слабоалкогольные напитки (в состоянии грусти, стресса, или, напротив, «отмечая» радостное событие). А другой подросток активно сопротивляется негативному влиянию своего отца, осуждает его поведение и не притрагивается к спиртному. Возникает вопрос: почему у второго подростка уровень резильентности оказываетсявыше, чем у первого? Что этому способствует?

Ваништендаль С. выделяет характеристики «резильентного» поведения: 1) положительные личностные качества, позитивная устойчивая мотивация и успешная адаптация в сложных жизненных условиях; 2) сопротивление разрушению, эффективная защита собственной личности при сильном давлении окружающей среды; 3) построение полноценной, социально адаптированной жизни в трудных условиях [10].

Как считают А.В. Махнач и А. И Лактионова, на «резильентное» поведение способны влиять определенные группы факторов: 1) внутренние факторы: индивидуально-личностные характеристики человека (темперамент, стремление к самостоятельности, уверенность в себе и в своих возможностях, общительность, оптимизм, чувство юмора) [7, с. 290]; 2) внешние факторы: социальное окружение подростка, культурный уровень, экологическое воспитание, успехи в учебе [11, с. 195].

По B. Leipold и др. [12; 13], резильентную личность характеризуют такие качества, как: эмоциональная стабильность; чувство юмора, духовность; осмысленность жизнепостроения, навык решения проблем, разрешения

IIМеждународная научно-практическая конференция конфликтов; адекватная самооценка;оптимизм;уважительное отношение к себе и другим людям и др.

Ф.И. Валиева [14, с. 97] выделяет похожие характеристики резильентной личности: оптимизм, вера в себя, стрессоустойчивость; способность понимать самого себя; мотивация на успех; целеустремленность, работоспособность; самоконтроль; жизнестойкость; общительность, коммуникабельность, экстравертированность; эмоциональная экспрессивность, жизнерадостность, импульсивность; благоразумие, рассудительность в общении, осторожность; эмпатия.

Об уровне развития резильентности человека крайне сложно судить, поскольку жизненные трудности, непреодолимые для одного человека, могут оказаться «пустяшными» для другого. И здесь следует учитывать не только способность индивида сопротивляться неблагоприятным обстоятельствам, но и культурные традиции, принятые в его окружении, национальную принадлежность и вероисповедание человека, нравственные установки общества в целом и многие другие факторы.

Несмотря на это, отдельные ученые (Ананьев Б.Г. и др., [15]) выделяют уровни резильентной (устойчивой) личности:

1. Функциональный уровень, на котором индивид в силу своей природной биологической сущности выживает в неблагоприятных обстоятельствах, адаптируясь к окружающей его действительности.

2. Операциональный уровень, на котором у человека появляются жизненные планы, идеи, проекты, которые он пытается реализовать.

3. Мотивационно-личностный уровень, характеризующийся социальной детерминацией человеческих отношений, гармонией и взаимодействием человека и окружающей среды.

Если подросток нормально адаптирован к окружающей среде, то в нем активно развивается способность и к сопротивлению, и к созиданию. Однако в случае нарушения данной гармонии, резильентность постепенно утрачивается. Более того, резильентность вообще может находиться в «спящем» состоянии,но

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований вследствие различных событий, происходящих в жизни подростка, эта «спящая» способность сопротивляться и строить жизнь вопреки негативным факторамможет перейти в «активную фазу» и усиливаться по мере надобности [10].

Становится очевидным, что резильентность можно и нужно развивать. Для этого нужны эффективные механизмы «запуска» резильентности и программа поддержки индивида, желающего стать более «резильентным».

Ваништендаль С. к механизмам развития резильентности человека относит: 1) социальное окружение и безоговорочное признание ребенка; 2) способность находить внутреннюю закономерность, цель и смысл жизни; 3) приобретение различных специфических навыков и умений; 4) чувство собственного достоинства; 5) чувство юмора [10].

Основываясь на отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных выявлению ведущих факторов, влияющих на развитие резильентности, и опыте применения различных когнитивных, эмоциональных и поведенческих методик и техник, лежащих в основе когнитивно-поведенческой и рационально-эмоциональной поведенческой терапии (именно эти формы психотерапии последнее время занимаются разработкой практических рекомендаций по развитию резильентности), мы попытались соотнести характеристические свойства резильентной личности с возможными механизмами развитиярезильентности подростков.

Назовем основные факторы, влияющие на резильентностьподростков и механизмы ее развития:

1. Социальная поддержка, обеспечивающая признание подростка как личности; это то пространство отношений, в котором подрастающий человек создает непосредственные отношения с другими, так называемый обмен ресурсами, где каждый из взаимодействующих может предоставлять поддержку для другого или, напротив, быть объектом поддерживающих действий. В данном контексте социальную поддержку определяют: - хорошие отношения с членами семьи;

IIМеждународная научно-практическая конференция

- тесная и прочная эмоциональная близость, по меньшей мере, с одним из родителей или родственников;

- хорошие отношения с друзьями;

- социальная поддержка вне семьи, в ближайшем окружении; и т.п.

Эти и другие характеристики позволяют создавать благополучное психосоциальное пространство взаимодействий подростков, по-своему внося в него свой значимый вклад, иногда выполняя компенсаторную функцию для удовлетворения «социального мира» подрастающего человека.

Механизмами развития будут являться: программы, направленные на укрепление института семьи и дружеских неформальных отношений; групповые проекты, требующие участия членов семьи и/или друзей, позитивная в эмоциональном плане воспитательная среда, которая способствует соблюдению подростком социальных норм поведения.

2. Способность подростка понимать и находить цель и смысл жизни, а именно:

- умение поставить реалистичные цели и организовать деятельность по их достижению;

- уверенность в себе, в своих способностях и в своей силе;

- сохранение долгосрочной перспективы и оценка неблагоприятных обстоятельств и личных жизненных невзгод в более широком жизненном контексте;

- вера в лучшее, позитивные ожидания,оптимизм;

- познавательные способности; и т.п.

Понимание целей и смысла жизни зарождает жажду жизни, помогает справляться с тревожными состояниями, которые так часто возникают в подростковом возрасте, во время гормональных изменений. Первостепенную роль в развитии психологически грамотного миропонимания конечно же играет семья, родители ребенка как ключевые фигуры, ответственные за формирование ценностно-смыслового потенциала подрастающего человека, их любовь, забота, полезные идеи.

Также механизмами развития могут выступать и: проекты, приобщающие подростка к природе, искусству; командные виды спорта; забота о растениях, животных, других людях; забота о собственном теле и духе, увлечение спортом; философствование, вера в Бога; социальные модели, способствующие выработке способности преодолевать временные трудности или принимать жизненные обстоятельства, которые нельзя изменить; техники определения, помогающиеподростку использовать язык менее разрушительным образом (например, вместо «я не могу...» - «я ещё не научился...»).

3. Коммуникабельность подростка:

- умение решать проблемы и эффективно преодолевать трудности;

- умение налаживать контакт с другими (в том числе, с незнакомыми) людьми;

- управление собственными эмоциями;

- принятие чужого мнения, способность к компромиссу;

- умение «дружить»; и т.п.

Как известно, мир виртуальных игр слишком активно воздействует на психику растущего человека, что выражается в деструктивном поведении и возникающих порой непреодолимых трудностях в реальных жизненных ситуациях. Неизбежность трудностей в общении создает некий вакуум-защиту, в который скрывает себя ребенок, тем самым создавая себе свой мир, где нет места страху, унижений. Такая защита вскоре оборачивается трагедией для ребенка, когда тот выходит в окружающий мир и, сам того не понимая, оказывается жертвой социальной самоизоляции, дефицита коммуникаций...

Поэтому здесь следует обратить внимание на такие механизмы развития резильентности, как: групповые социальные проекты; тренинги на общение и принятие чужого мнения; театрализованные представления; ролевые игры, развивающие социальные умения и рефлексивные способности.

4. Самопознание и адекватная самооценка, включающая:

- самообладание;

- адекватная самооценка;

IIМеждународная научно-практическая конференция

- самоконтроль;

- самомотивация;

- социальная ответственность; и т.п.

Самопознание - это важнейшее условие включения подрастающего человека в социум и установления с ним адекватных взаимодействий; представляет собой уникальный процесс накопления и приобретения индивидом представлений о самом себе, благодаря которому формируется оценка физических характеристик, нравственных качеств, способностей, поступков. Отсюда следуют такие механизмы его развития, как: ролевые игры; опыт эффективного решения проблем, вселяющий уверенность в собственных силах и повышающий самооценку; поиск возможностей для самопознания после переживания потери; разумный баланс между социальной ответственностью и требованиями нашего общества с его культом успеха; обучение принятию ответственности за свои иррациональные взгляды; чтение материалов, книг по самопознанию и самопомощи; техники позитивного восприятия действительности, противостояния «дурным» привычкам (курение, алкоголизм и пр.).

5. Самоуважение и принятие самого себя:

- стрессоустойчивость;

- борьба с комплексами неполноценности;

- внимание к собственным нуждам и чувствам;

- принятие жизненных ценностей и социальных установок;

- способность предпринять решительные действия, оказавшись в неблагоприятной ситуации.

Самоуважение - это наиважнейшая характеристика личности человека, это позитивная установка в отношении себя, принятие своих успехов как следствий проявления положительных качеств, поступков, несущих одобряемый социальный эффект. Самоуважение и принятие себя - это высшая степень развития личности. Поэтому так важно особенно в подростковом возрасте уделять внимание формированию способности осознавать свою самоценность.

Нередко многие психологи говорят о том, что нужно принимать себя, но не говорят, каким образом это делать. Мы предлагаем следующие механизмы развития этим ценностям: эмоциональные установки на безусловное принятие самого себя; опыт эффективного противостояния стрессам; позитивное восприятие кризисов и негативных событий; поддерживающие энергичные самовнушения; поиск логики, порядка и смысла в собственном развитии; дискутирование на тему иррациональных идей и взглядов подростков; поиск различий между абсолютными (потребности, требования, императивы) и неабсолютными (предпочтения, желания, мечтания, планы) ценностями; обучение чему-то других людей.

6. Оптимизм и чувство юмора:

- осознание несовершенства мира и неизбежности неудач;

- понимание того, что все в жизни относительно;

- парадоксальное мышление;

- уверенность, что все будет хорошо, даже когда все плохо;

- творчество и воображение; и т.п.

С практической точки зрения именно чувство юмора помогает человеку справляться с возникающими трудностями, тревожными мыслями, страхами. Умение пошутить в минуты опасности есть нечто иное, как показатель резильентности, т.е. жизнестойкости человека. Развитию этого важного умения могут помочь следующие механизмы: творческие проекты; игры и тренинги, стимулирующие развитие чувства юмора; юмористические методы, помогающие бороться со стрессами (сводящие иррациональные идеи подростков к абсурду и показывающие, насколько эти идеи противоречивы и нелепы); техники развития воображения.

Таким образом, бесспорным остается факт необходимости развития у современного подростка резильентности. Для успешности данного процесса необходим учет влияния внешних и внутренних факторов, реализация основных, универсальных механизмов развития (социальное окружение и признание подростка; способность видеть цель и смысл жизни; коммуникабельность;

IIМеждународная научно-практическая конференция самопознание и адекватная самооценка; чувство собственного достоинства; чувство юмора и др.). Мы видим необходимость в осуществлении исследований и разработке специфических механизмов развития резильентности относительно различных категорий подростков, в том числе, склонных к аддиктивному поведению.

Исследование проводится при поддержке РФФИ, проект № 20-013-00605.

Библиографический список:

1. Rutter M. Resilience in the face of adversity // British Journ. of Psychiatry. 1985. V. 147. P. 598-611.

2. Федунина Н.Ю. Понятие устойчивости к травме и посттравматического роста // Московский терапевтический журнал. 2006. №4. С.69-80.

3. Bonanno G.A. Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely adverse events? // American Psychologist. 2004. Vol. 59. P. 20-28.

4. Рыльская Е.А. Научные подходы к исследованию жизнеспособности человека в зарубежной психологии // Теория и практика общественного развития. 2014. № 8. С. 57-58.

5. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. Выпуск. 2. Кемеров: Кузбаадвузиздат, 2004. С. 82-90.

6. Maddi S.R. On hardiness and other pathways to resilience // American Psychologist. 2005. V. 60. № 3. P. 261-262.

7. Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации. Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 5. С. 69-84.

8. Шубникова Е.Г. Развитие превентивной педагогики в России и за рубежом // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей по материалам VIII

Новые импульсы развития: вопросы научных исследований Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И.Я. Яковлева, 2019. С. 110-118.

9. Теоретический обзор исследований по проблеме резильентности в научной литературе / Селиванова О.А., Быстрова Н.В., Дереча И.И., Мамонтова Т.С., Панфилова О.В. // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 3. Том 8. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN320.pdf (дата обращения 18.08.2020).

10. Ваништендаль С. Резильентность» или оправданные надежды. Раненный, но не побежденный [Электронный ресурс]. - Женева: Bice. - 1998. -Режим доступа: https://danilovcy.ru/rezilentnost-ili-opravdannye-nadejdy/ (дата обращения 17.08.2020).

11. Makhnach A.V. Resilience in Russian youth // International Journal of Adolescence and Youth. Volume 21, 2016.Issue 2. P. 195-214.

12. Leipold B., Greve W. Resilience: A conceptual bridge between coping and development // European Psychologist. 2009. Vol. 14. P. 40-50.

13. Werner E., Smith R. Overcoming the odds: High risk children from birth to adulthood. Ithaca. NY: Cornell University Press. 1992. 280 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Валиева Ф.И. Индивидуально-личностные предпосылки резильентного поведения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2016. № 4. С. 97-101.

15. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. Москва: Наука, 1977. 120 с.

© Н.В. Быстрова, Т.С. Мамонтова, О.В. Панфилова, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.