Попова Е.И., Карпова Н.В.
первичная профилактика аддиктивного
поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности
В последнее время наблюдается резкий рост употребления психоактивных веществ среди детей, подростков и молодежи.
Установлено, что возраст, в котором происходит поэтапное вовлечение в употребление психоактивных веществ (ПАВ), формирование химической зависимости, составляет от 6 до 36 лет. Уже в дошкольном возрасте имеют место токсикомания и даже ранний алкоголизм, особенно пивной.
Современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы, которая должна начинаться до наступления «критического возраста». Основная задача первичной профилактики не столько предотвратить употребление ПАВ, сколько сформировать у ребенка психическое, социальное и духовное здоровье, которое обеспечит ему полезные поведенческие навыки и установки и в конечном итоге - эффективную социальную адаптацию.
Сложившаяся превентивная практика в образовательной среде в основном направлена на подростковый возраст и молодежь, то есть на возраст, когда в эпицентре профилактических действий находится уже проблема, а не ее предупреждение.
Поэтому нам представляется актуальным сместить акценты в направлении профилактической деятельности не столько на младший школьный, сколько на старший дошкольный возраст.
Комплексные исследования профилактики злоупотребления психоактивными веществами связаны с именами С.В. Березина, И.Г. Ванкона, Е.В. Змановской, Ц.П. Короленко, Л.В. Кравцовой, В.М. Крук и др.
Вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних рассматривались в связи с проблемами нарушения в развитии личности (А.Е. Личко, В.С. Мухина, Х. Ремшмидт); нарушением в деятельностной линии онтогенеза (Д.Б. Эльконин); влиянием социокультурных особенностей (В.Д. Менделевич); влиянием характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением (Л.Б. Шнейдер); деформацией личности в результате нарушенных социальных отношений со взрослыми и сверстниками (И.С. Кон, А.А. Реан) и др.
Научно-теоретические исследования в области профилактики употребления ПАВ проводились зарубежными представителями разных школ, основных психологических направлений - гуманистической психологии, когнитивно-поведенческой психологии, психоанализа, бихевиоризма (А. Дж. Самерофф, Г. Паттерсон, Н. Гемези, М. Роттер, А. Бандура и др.).
Наиболее полно и системно проблема формирования резильентности, как формы первичной профилактики зависимостей изучалась С. Ваништендалем.
Разработкой антинаркотических образовательных программ занимались О.В. Зыков, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, А.Г. Макеева, О.Л. Романова и др.; зарубежные исследователи И. Лешнер, Л. Сибли, Д. Сибли, Р.Тиш, Д. Скеблз и др.
Изучению проблем детей и подростков с аддиктивным поведением, социально-психологических механизмов аддиктивного поведения посвящены работы И.В. Курбатова, Л.В. Мардахаева, А.Б. Фомина, Ц.П. Короленко, Т.А. Доских, Д.В. Семенова и др.
Анализ теоретических основ проблемы позволил нам определить основополагающие подходы к созданию авторской концепции первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности.
Будучи социально обусловленным качеством, резильентность формируется в процессе социализации личности ребенка и обеспечивает мобилизацию и развитие личных ресурсов самого ребенка.
К числу факторов, необходимых для формирования предпосылок резильентности в период дошкольного возраста можно отнести:
• наличие четких моральных ориентиров (сопереживание (сочувствие) другим людям и желание добра другому, способность оказывать помощь другим людям; радость, получаемая от служения и др.);
• сформированность основных социальных навыков, необходимых для конструктивного взаимодействия с окружающими (доброжелательное отношение к окружающим, владение разными формами общения («я умею понимать другого», «я умею действовать сообща», «я умею договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей», владение способами разрешения конфликтов; умение выражать как позитивные, так и негативные чувства, умение устанавливать новые контакты, положительное отношение к себе, готовность к социальному доверию и др.);
• позитивную самооценку, самоуважение;
• наличие в ближайшем микросоциальном окружении ребенка хотя бы одного взрослого, которому ребенок доверяет и который безоговорочно принимает ребенка таким, какой он есть [1].
Мы полагаем, что решение данной научной проблемы исследования может быть осуществлено на основе интегративного подхода, представляющего собой варианты комбинаций следующих профилактических подходов, а именно: подхода, основанного на аффективном (эмоциональном) обучении; подхода, основанного на влиянии социальных факторов; подхода, основанного на формировании жизненных навыков и подхода, основанного на укреплении здоровья, синтез которых обладает значительным теоретико-методическим потенциалом для профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности и способствует обновлению содержательных аспектов, а также форм и методов исследуемого процесса [2].
Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении, позволяет ста-
вить вопрос о важности аффективного обучения, которое базируется на понимании того, что зависимость от психоактивных веществ чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Дети с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками. Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что несомненно пагубно влияет на формирование личности в целом.
Подход, основанный на влиянии социальных факторов, базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя началу наркотизации. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития ребенка является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим важно наличие в ближайшем микросоциальном окружении ребенка хотя бы одного взрослого, которому ребенок доверяет и который безоговорочно принимает ребенка таким, какой он есть.
Подход, основанный на формировании жизненных навыков, направлен на то, чтобы повысить у детей старшего дошкольного возраста устойчивость к различным социальным влияниям, преодолеть тревогу, сформировать основные социальные навыки, необходимые для конструктивного взаимодействия с окружающими, позитивную самооценку, самоуважение, а также четкие моральные ориентиры.
Подход, основанный на укреплении здоровья, определяет здоровье как состояние полного физического благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков. Это позитивная концепция, берущая за основу социальные, личностные и физические возможности человека. Важной составляющей концепции является жизненная компетентность. В контексте нашего исследования здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни ребенка-дошкольника.
С позиций системного подхода сущность первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста рассматривается нами как целостный системный процесс, представляющий совокупность структурных и функциональных компонентов, детерминированных влиянием окружающей среды.
Ядро концепции первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности составляют закономерности и принципы.
Закономерности сформулированы нами следующим образом:
• прогностичность процесса первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста на основе целостности и единства всех предпосылок резильентности;
• признание ребенка самостоятельной личностью, находящейся в неразрывной
связи со своим окружением и актуальной жизненной ситуацией;
• обусловленность первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста микросоциальным окружением ребенка.
Данные закономерности обуславливают определение следующих принципов:
• долгосрочности и непрерывности;
• адресности;
• позитивной социализации ребенка;
• ситуационной адекватности;
• превентивности;
• личной ориентированности;
• баланса инициатив детей и взрослых.
Разработанная нами технология первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок ре-зильентности представляет систему средств и способов психолого-педагогической деятельности, обеспечивающей формирование предпосылок резильентности и развитие компетентности специалистов дошкольной образовательной организации и родителей посредством взаимосвязи:
- содержания программы первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста «Здоровый выбор», в основе которой - био-пси-хо-социо-духовная модель здорового образа жизни;
- интеграции и вариативности форм организации опыта жизнедеятельности (совместная, индивидуальная, познавательная, проектная деятельность и др.);
- средств первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности (ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры, игры-драматизации и др.);
- партисипативных методов и приемов (метод ситуационного анализа, игровое проектирование, метод анализа жизненных ситуаций, взаимное компромиссное согласование, метод вопросов и ответов, элементы дискуссий, групповое консультирование, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, развивающие игры и др.), направленных на поиск согласия между воспитателем и воспитанником; целенаправленное, совместное выявление проблем и соответствующих действий, возможность создания надлежащих условий и установок, учет голоса каждого ребенка в решении той или иной проблемной ситуации, а также на улучшение сотрудничества субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации.
Эффективность внедрения технологии обуславливается:
• созданием единого профилактического пространства до начала реализации программы в дошкольной образовательной организации:
- акмеологический модуль обеспечит психологическую и профессиональную подготовку специалистов дошкольной образовательной организации (психологов, социальных педагогов и воспитателей) к профилактической деятельности (информирует о целях и задачах проекта, особенностях профилактических мероприятий, теоретических аспектах этого вида профилактики, о психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, о факторах риска приобщения к психоактивным веществам и
т.п.);
- модуль «родительский консалтинг» обеспечит родителей информацией об особенностях аддиктивного поведения детей, о сущности зависимости от ПАВ, факторах и подходах к первичной профилактике, о важности собственного примера конструктивного поведения, совместной с детьми позитивной деятельности и т.п.;
- модуль превентивного обучения направлен на формирование у старших дошкольников предпосылок резильентности (приобретение социальных навыков и умений: коммуникабельности, ответственности, умения сдерживать гнев и контролировать проявления негативных эмоций, умения планировать свою деятельность и взаимодействовать с окружающими и др., а также развитие самооценки и чувства собственного достоинства в условиях позитивного микросоциального окружения (принимающего и поддерживающего взрослого);
• созданием условий для развития компетентности специалистов дошкольной образовательной организации и родителей, базирующихся на интеграции:
- лекториев, семинаров, бинарных семинаров, практических занятий, презентаций, «круглых столов», дебатов, дискуссий, организованных как обучающе-развиваю-щие ситуации;
- активных действенных форм: семинары-практикумы, творческие отчеты, открытые просмотры, педагогические конкурсы, проекты профилактических мероприятий, проведение методических занятий с супервизорами и др.
Как видно, существенные аспекты проблемы первичной профилактики аддик-тивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности связаны с установлением теоретико-методологических основ первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности, созданием технологии первичной профилактики аддиктивного поведения в период дошкольного детства и профилактической программы, в основе которой лежит био-психо-социо-духовная модель здорового образа жизни, разработкой научно-методического обеспечения концепции и технологии первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста.
литература
1. Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор (первичная профилактика) / под общей ред. О.В. Зыкова. М.: РБФ НАН, 2010. - 342 с.
2. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М.: Издательство института психотерапии, 2002. 228 с.