Научная статья на тему 'Первичная профилактика аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности'

Первичная профилактика аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЗИЛЬЕНТНОСТИ / PREVENTION / ADDICTIVE BEHAVIOR / CHILDREN PRESCHOOL AGE / RESILIENCE / BACKGROUND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Е.И., Карпова Н.В.

В статье впервые будут освящены вопросы, связанные с разработкой педагогической концепции и технологии первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Initial prevention of senior preschool children’s addictive behavior in the resilience prerequisites formation context

The article will highlight the issues connected with the development of pedagogical concepts and technologies to prevent addictive behavior of senior preschool children at the initial stage in the resilience prerequisites formation context.

Текст научной работы на тему «Первичная профилактика аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности»

Попова Е.И., Карпова Н.В.

первичная профилактика аддиктивного

поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности

В последнее время наблюдается резкий рост употребления психоактивных веществ среди детей, подростков и молодежи.

Установлено, что возраст, в котором происходит поэтапное вовлечение в употребление психоактивных веществ (ПАВ), формирование химической зависимости, составляет от 6 до 36 лет. Уже в дошкольном возрасте имеют место токсикомания и даже ранний алкоголизм, особенно пивной.

Современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы, которая должна начинаться до наступления «критического возраста». Основная задача первичной профилактики не столько предотвратить употребление ПАВ, сколько сформировать у ребенка психическое, социальное и духовное здоровье, которое обеспечит ему полезные поведенческие навыки и установки и в конечном итоге - эффективную социальную адаптацию.

Сложившаяся превентивная практика в образовательной среде в основном направлена на подростковый возраст и молодежь, то есть на возраст, когда в эпицентре профилактических действий находится уже проблема, а не ее предупреждение.

Поэтому нам представляется актуальным сместить акценты в направлении профилактической деятельности не столько на младший школьный, сколько на старший дошкольный возраст.

Комплексные исследования профилактики злоупотребления психоактивными веществами связаны с именами С.В. Березина, И.Г. Ванкона, Е.В. Змановской, Ц.П. Короленко, Л.В. Кравцовой, В.М. Крук и др.

Вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами у несовершеннолетних рассматривались в связи с проблемами нарушения в развитии личности (А.Е. Личко, В.С. Мухина, Х. Ремшмидт); нарушением в деятельностной линии онтогенеза (Д.Б. Эльконин); влиянием социокультурных особенностей (В.Д. Менделевич); влиянием характерологических и личностных изменений, обусловленных взаимодействием с окружением (Л.Б. Шнейдер); деформацией личности в результате нарушенных социальных отношений со взрослыми и сверстниками (И.С. Кон, А.А. Реан) и др.

Научно-теоретические исследования в области профилактики употребления ПАВ проводились зарубежными представителями разных школ, основных психологических направлений - гуманистической психологии, когнитивно-поведенческой психологии, психоанализа, бихевиоризма (А. Дж. Самерофф, Г. Паттерсон, Н. Гемези, М. Роттер, А. Бандура и др.).

Наиболее полно и системно проблема формирования резильентности, как формы первичной профилактики зависимостей изучалась С. Ваништендалем.

Разработкой антинаркотических образовательных программ занимались О.В. Зыков, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, А.Г. Макеева, О.Л. Романова и др.; зарубежные исследователи И. Лешнер, Л. Сибли, Д. Сибли, Р.Тиш, Д. Скеблз и др.

Изучению проблем детей и подростков с аддиктивным поведением, социально-психологических механизмов аддиктивного поведения посвящены работы И.В. Курбатова, Л.В. Мардахаева, А.Б. Фомина, Ц.П. Короленко, Т.А. Доских, Д.В. Семенова и др.

Анализ теоретических основ проблемы позволил нам определить основополагающие подходы к созданию авторской концепции первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности.

Будучи социально обусловленным качеством, резильентность формируется в процессе социализации личности ребенка и обеспечивает мобилизацию и развитие личных ресурсов самого ребенка.

К числу факторов, необходимых для формирования предпосылок резильентности в период дошкольного возраста можно отнести:

• наличие четких моральных ориентиров (сопереживание (сочувствие) другим людям и желание добра другому, способность оказывать помощь другим людям; радость, получаемая от служения и др.);

• сформированность основных социальных навыков, необходимых для конструктивного взаимодействия с окружающими (доброжелательное отношение к окружающим, владение разными формами общения («я умею понимать другого», «я умею действовать сообща», «я умею договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей», владение способами разрешения конфликтов; умение выражать как позитивные, так и негативные чувства, умение устанавливать новые контакты, положительное отношение к себе, готовность к социальному доверию и др.);

• позитивную самооценку, самоуважение;

• наличие в ближайшем микросоциальном окружении ребенка хотя бы одного взрослого, которому ребенок доверяет и который безоговорочно принимает ребенка таким, какой он есть [1].

Мы полагаем, что решение данной научной проблемы исследования может быть осуществлено на основе интегративного подхода, представляющего собой варианты комбинаций следующих профилактических подходов, а именно: подхода, основанного на аффективном (эмоциональном) обучении; подхода, основанного на влиянии социальных факторов; подхода, основанного на формировании жизненных навыков и подхода, основанного на укреплении здоровья, синтез которых обладает значительным теоретико-методическим потенциалом для профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности и способствует обновлению содержательных аспектов, а также форм и методов исследуемого процесса [2].

Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении, позволяет ста-

вить вопрос о важности аффективного обучения, которое базируется на понимании того, что зависимость от психоактивных веществ чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска - низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию). В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях. Дети с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками. Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что несомненно пагубно влияет на формирование личности в целом.

Подход, основанный на влиянии социальных факторов, базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя началу наркотизации. С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития ребенка является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. В связи с этим важно наличие в ближайшем микросоциальном окружении ребенка хотя бы одного взрослого, которому ребенок доверяет и который безоговорочно принимает ребенка таким, какой он есть.

Подход, основанный на формировании жизненных навыков, направлен на то, чтобы повысить у детей старшего дошкольного возраста устойчивость к различным социальным влияниям, преодолеть тревогу, сформировать основные социальные навыки, необходимые для конструктивного взаимодействия с окружающими, позитивную самооценку, самоуважение, а также четкие моральные ориентиры.

Подход, основанный на укреплении здоровья, определяет здоровье как состояние полного физического благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков. Это позитивная концепция, берущая за основу социальные, личностные и физические возможности человека. Важной составляющей концепции является жизненная компетентность. В контексте нашего исследования здоровье рассматривается как источник благополучной повседневной жизни ребенка-дошкольника.

С позиций системного подхода сущность первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста рассматривается нами как целостный системный процесс, представляющий совокупность структурных и функциональных компонентов, детерминированных влиянием окружающей среды.

Ядро концепции первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности составляют закономерности и принципы.

Закономерности сформулированы нами следующим образом:

• прогностичность процесса первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста на основе целостности и единства всех предпосылок резильентности;

• признание ребенка самостоятельной личностью, находящейся в неразрывной

связи со своим окружением и актуальной жизненной ситуацией;

• обусловленность первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста микросоциальным окружением ребенка.

Данные закономерности обуславливают определение следующих принципов:

• долгосрочности и непрерывности;

• адресности;

• позитивной социализации ребенка;

• ситуационной адекватности;

• превентивности;

• личной ориентированности;

• баланса инициатив детей и взрослых.

Разработанная нами технология первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок ре-зильентности представляет систему средств и способов психолого-педагогической деятельности, обеспечивающей формирование предпосылок резильентности и развитие компетентности специалистов дошкольной образовательной организации и родителей посредством взаимосвязи:

- содержания программы первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста «Здоровый выбор», в основе которой - био-пси-хо-социо-духовная модель здорового образа жизни;

- интеграции и вариативности форм организации опыта жизнедеятельности (совместная, индивидуальная, познавательная, проектная деятельность и др.);

- средств первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности (ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры, игры-драматизации и др.);

- партисипативных методов и приемов (метод ситуационного анализа, игровое проектирование, метод анализа жизненных ситуаций, взаимное компромиссное согласование, метод вопросов и ответов, элементы дискуссий, групповое консультирование, эвристическая и проблемно-поисковая беседа, развивающие игры и др.), направленных на поиск согласия между воспитателем и воспитанником; целенаправленное, совместное выявление проблем и соответствующих действий, возможность создания надлежащих условий и установок, учет голоса каждого ребенка в решении той или иной проблемной ситуации, а также на улучшение сотрудничества субъектов образовательного процесса дошкольной образовательной организации.

Эффективность внедрения технологии обуславливается:

• созданием единого профилактического пространства до начала реализации программы в дошкольной образовательной организации:

- акмеологический модуль обеспечит психологическую и профессиональную подготовку специалистов дошкольной образовательной организации (психологов, социальных педагогов и воспитателей) к профилактической деятельности (информирует о целях и задачах проекта, особенностях профилактических мероприятий, теоретических аспектах этого вида профилактики, о психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, о факторах риска приобщения к психоактивным веществам и

т.п.);

- модуль «родительский консалтинг» обеспечит родителей информацией об особенностях аддиктивного поведения детей, о сущности зависимости от ПАВ, факторах и подходах к первичной профилактике, о важности собственного примера конструктивного поведения, совместной с детьми позитивной деятельности и т.п.;

- модуль превентивного обучения направлен на формирование у старших дошкольников предпосылок резильентности (приобретение социальных навыков и умений: коммуникабельности, ответственности, умения сдерживать гнев и контролировать проявления негативных эмоций, умения планировать свою деятельность и взаимодействовать с окружающими и др., а также развитие самооценки и чувства собственного достоинства в условиях позитивного микросоциального окружения (принимающего и поддерживающего взрослого);

• созданием условий для развития компетентности специалистов дошкольной образовательной организации и родителей, базирующихся на интеграции:

- лекториев, семинаров, бинарных семинаров, практических занятий, презентаций, «круглых столов», дебатов, дискуссий, организованных как обучающе-развиваю-щие ситуации;

- активных действенных форм: семинары-практикумы, творческие отчеты, открытые просмотры, педагогические конкурсы, проекты профилактических мероприятий, проведение методических занятий с супервизорами и др.

Как видно, существенные аспекты проблемы первичной профилактики аддик-тивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности связаны с установлением теоретико-методологических основ первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте формирования предпосылок резильентности, созданием технологии первичной профилактики аддиктивного поведения в период дошкольного детства и профилактической программы, в основе которой лежит био-психо-социо-духовная модель здорового образа жизни, разработкой научно-методического обеспечения концепции и технологии первичной профилактики аддиктивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

литература

1. Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор (первичная профилактика) / под общей ред. О.В. Зыкова. М.: РБФ НАН, 2010. - 342 с.

2. Хажилина И.И. Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М.: Издательство института психотерапии, 2002. 228 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.