Научная статья на тему 'Волонтерское движение как инновационный наркологический сервис'

Волонтерское движение как инновационный наркологический сервис Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
246
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / PROPHYLAXIS OF CHEMICAL DEPENDENCE / VOLUNTEER MOVEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Харькова Ольга Александровна, Червина Н. А., Парамонов А. А., Соловьев А. Г.

В работе обоснована организация и систематизирована структура деятельности регионального молодежного волонтерского движения, ориентированного на первичную профилактику химической зависимости среди подростков. Основной акцент сделан на использование интегративного подхода с активным вовлечением всех участников образовательного процесса. Приведен пример создания эмблемы и сформулированы основные задачи волонтерского движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Харькова Ольга Александровна, Червина Н. А., Парамонов А. А., Соловьев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER MOVEMENT AS THE INNOVATIVE FORM OF NARCOLOGICAL SERVICE

The work proves the organization and the structure of activity is systematized for the regional youth volunteer movement focused on primary prophylaxis of chemical dependence among teenagers. The basic accent is made on the use of integrative approach with active involving of all participants of educational process. The work gives the example of creation of an emblem and the primary goals for the volunteer movements are formulated.

Текст научной работы на тему «Волонтерское движение как инновационный наркологический сервис»

УДК 613.83:616.89-008.441.33-084:061.235

ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕРВИС*

© 2007 г. О. А. Харькова, *Н. А. Червина,

**А. А. Парамонов, А. Г. Соловьев

Северный государственный медицинский университет,

*Архангельский областной психоневрологический диспансер, **городская гимназия № 3, г. Архангельск

Профилактика аддиктивного поведения — как стремления уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния [5]

— весьма актуальна среди молодежи. За последние годы зарегистрирован рост подросткового алкоголизма почти в два раза [1], при этом отмечается тенденция экспансии химической аддикции не только среди юношей, но и среди лиц женского пола. В качестве причин негативного социального явления выделяют как незавершенность процессов формирования личности, так и школьную дезадаптацию, усугубляемую сложными отношениями в семье [6]. Гармоничные семейные отношения, оптимальный стиль воспитания (т. е. высокая требовательность и контроль с принятием и эмоциональной поддержкой ребенка родителем), благоприятная адаптация к новым школьным условиям, конструктивные отношения со сверстниками и учителями определяются как значимые защитные факторы по отношению к приобщению к психоактивным веществам (ПАВ) [4]. В целом в социогенезе аддиктивного поведения выделяют четыре уровня причинных комплексов [5]:

• макросоциальный — особенности социально-экономического положения в стране и социальной политики государства (глубокий социально-экономический кризис с ростом безработицы, инфляции, неплатежей, беспризорности, нарушения конституции и исчерпание правовых механизмов государственного регулирования, утрата доверия населения к руководству, отчуждение и обнищание народа, дегуманизация общественных отношений, рост преступности и коррупции, проституции и суицидов, асоциального и аморального поведения и т. д.);

• мезосоциальный — особенности профессиональной деятельности и психологический климат трудового или учебного коллектива, неформальной молодежной группы (асоциальная среда и дефицит социального стимулирования, мода и стиль поведения в данной среде, пренебрежение работой и учебой, делинквентность, зависимость от ситуации, конформное и пассивное поведение, а также нарушение социализации и трудности адаптации в новой социальной среде);

• миллисоциальный — особенности обычаев, традиций и стиля жизни семьи как особого по значимости института социализации личности (нарушение структуры и функции семьи, низкий образовательный и культурный уровень родителей, неправильное воспитание, уходы из дома и бродяжничество, плохие жилищные условия и т. д.);

• микросоциальный, или личностный, уровень, включающий особенности преимущественно нравственно-ценностной и мотивационноустановочной сфер (низкий уровень общей культуры и социального развития личности, узкий круг интересов, отсутствие увлечений, хобби,

*Работа поддержана Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ), проект № 07-06-48617а/с.

В работе обоснована организация и систематизирована структура деятельности регионального молодежного волонтерского движения, ориентированного на первичную профилактику химической зависимости среди подростков. Основной акцент сделан на использование интегративного подхода с активным вовлечением всех участников образовательного процесса. Приведен пример создания эмблемы и сформулированы основные задачи волонтерского движения.

Ключевые слова: профилактика химической зависимости, волонтерское движение.

утрата перспективы и смысла жизни, незрелость личности, чрезмерное любопытство и одновременно незнание вреда употребления ПАВ, неразвитость нравственных чувств и неустойчивость личностных отношений, неадекватная самооценка).

Таким образом, разнообразие факторов и условий в социогенезе аддиктивного поведения следует учитывать при выборе и разработке превентивных мероприятий. В то же время профилактическая деятельность не должна исчерпываться только традиционными методами психолого-педагогического воздействия (лекционные занятия, семинары, конференции и т. д.) на основании негативно-ориентированного подхода, акцентированного на отрицательных последствиях приема ПАВ, что не позволяет достичь поставленных целей [2]; детям и подросткам при этом, как правило, отводится пассивная роль слушателей и эффект такого информирования оказывается невысоким. Из-за отсутствия достаточного жизненного опыта подростки не всегда способны целесообразно использовать услышанную, прочитанную и увиденную информацию, а избыточность теории может непреднамеренно спровоцировать любопытство и интерес к проблеме. Другими словами, профилактика должна быть прежде всего позитивной в своей основе, главное в ней — гигиеническое и культурное воспитание, привитие с раннего детства жизнеутверждающих потребностей и навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья, развитие способностей к достижению социального благополучия. Наибольший эффект может принести лишь использование интегративного подхода в профилактике аддиктивного поведения, который ориентирован не только на знания о ПАВ и последствиях их употребления, но и мотивацию на укрепление здоровья, формирование жизненных навыков [3]. В связи с этим создание подросткового антинаркотического волонтерского движения является одним из релевантных направлений первичной превенции в современных условиях.

Целью работы явилось обоснование организации волонтерского движения, ориентированного на первичную профилактику химической зависимости среди подростков.

В течение последних лет в Северном государственном медицинском университете (СГМУ) г. Архангельска разработана модель комплексного медико-социального и психолого-педагогического сопровождения антиалкогольной и антинаркотической профилактической работы с молодежью, которая, с одной стороны, интегрирует разобщенные диагностику региональной социальной ситуации, консультативную работу, учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность, психологические вмешательства, а с другой — вовлекает в профилактику всех участников образовательного процесса: школьников, родителей, педагогов, психологов, социальных и медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов, представителей администрации территории.

В процессе реализации данной программы силами

учащихся старших классов школ Архангельска выполнялись социологические исследования антинаркоти-ческой направленности. Научно-исследовательская работа представляла собой своеобразную форму организации учебного процесса, предполагающую самостоятельное изучение школьниками наркологической проблемы (табакокурение, алкоголизация, наркомания) с последующей презентацией и защитой работ. В результате сформировалась группа активистов среди подростков, желающих продолжить свою деятельность в этом направлении в рамках созданного волонтерского движения «ПротивоТАНКовое сооружение».

Силами преподавателей СГМУ и волонтеров была разработана эмблема (Свидетельство Российского авторского общества № 11971 от 7.06.2007), в которой заложена совокупность идей, являющихся приоритетными в профилактике зависимости (см. рисунок на внутренней задней стороне обложки).

Во-первых, в основе содержания эмблемы заложен прообраз противотанкового «ежа», используемого в военной практике во время Второй мировой войны. «Еж» не просто препятствовал дальнейшему движению стального чудовища (танка), он останавливал его, лишал возможности двигаться, делая легкой добычей для противника. Поэтому цель волонтерского движения — не только предупредить вовлечение детей и подростков в употребление ПАВ, но и поставить надежные заслоны на пути распространения этого социального недуга.

Во-вторых, важным моментом в работе волонтера является оказание помощи и поддержки сверстникам, попавшим в сети асоциального окружения. Изображение на эмблеме можно трактовать как руки помощи, протянутые нуждающимся.

В-третьих, в зависимости от контингента, на который направлена превентивная деятельность, различают первичную профилактику, ориентированную на тех, кто не употребляет алкоголь, табак и другие ПАВ, вторичную — на работу с теми, кто уже попробовал, но еще не успел «втянуться», и лицами из группы социального риска и третичную — на лечение и реабилитацию аддиктов. Три руки, представленные на эмблеме, символизируют каждый из вышеперечисленных уровней превенции.

Однако в сферу деятельности волонтеров входит только первичная профилактика. Методологические аспекты первичной профилактики зависимости от ПАВ у детей имеют следующие особенности:

• групповая работа с учащимися, для которой необходимы навыки работы с группой, возможность донести до ее участников информацию, оказать помощь в приобретении знаний, развитии позитивных навыков в противодействии предложенному приему спиртных и табачных изделий и наркотических препаратов;

• работа в малых группах — взаимодействие учащихся лицом к лицу, приобретение навыков такого рода контактов (лидерство, умение общаться, принимать решения и преодолевать конфликты);

• использование упражнений-энергизаторов — для повышения концентрации внимания и преодоления усталости в группе;

• установление положительной эмоциональной атмосферы при проведении занятий (недопустимость критиканства, уважение чувств окружающих, конфиденциальность).

В-четвертых, качество профилактической работы определяется уровнем подготовки волонтеров. Пересечение рук является воплощением идеи об объединении специалистов в обучении добровольцев и использовании мультидисциплинарного подхода к реализации превентивных интервенций, цель которого — формирование мотивации эффективного социально-психологического и физического развития подростков, позитивного отношения к общественному мнению, адекватного социального мышления, стремления вести здоровый образ жизни, а также целенаправленное распространение знаний и навыков по противодействию употреблению ПАВ у детей дошкольного и школьного возраста, родителей и учителей, формирование навыков стресспреодо-левающего поведения. Волонтерское сообщество действует на основе принципа самоуправления, самостоятельно определяя круг проблем, имеющихся на сегодняшний день, и осуществляя поиск путей их разрешения. Взрослые выполняют, как правило, консультирующую функцию.

И наконец, в-пятых, планируя профилактическую работу, мы ориентируемся на мировой опыт волонтерских организаций в сфере профилактики зависимости и стремимся к сотрудничеству и обмену опытом с другими движениями независимо от цвета кожи и расовой принадлежности.

На сегодняшний день волонтеры привлекаются к изучению социально-психологических аспектов потребления ПАВ в учебных заведениях, обеспечивают подготовку наглядных материалов, средств контрпропаганды алкогольных напитков и сигарет, под руководством специалистов проводят мероприятия, посвященные здоровому образу жизни и профилактике употребления ПАВ в школьной среде. Волонтерами разработаны игровые формы ведения превентивной антинаркотической работы, такие как: семинар-тренинг «No addiction — коктейль положительных эмоций», «Здоровый образ жизни — каким я его представляю?», «За независимость от зависимости», молодежный агитмарафон «Я нужен России здоровым», викторина «Все, что я знаю о ТАБАКЕ», а также пользующиеся все большей популярностью игры «Кто хочет стать миллионером» и «Сто к одному», прототипом которых явились популярные телевизионные передачи, и т. д.

Игра является одним из эффективных способов повышения мотивации у детей и подростков в области профилактики употребления ПАВ. Игровая деятельность в образовательной сфере является не только формой обучения, но и методом закрепления

знаний, способом воспитания нравственно-волевых качеств. Игровые формы могут быть использованы для формирования разных психологических свойств личности: организаторских и коммуникативных качеств оценки и самооценки, повышения уверенности в себе, общественной активности, лидерских качеств, умений переживать стресс, отказываться от рискованных предложений, не боясь потерять авторит, и т. д. Подобная форма работы произвела удивительный эффект: с одной стороны, все мероприятия позитивно принимались подростками, с другой — они сами являлись активными участниками профилактического процесса, а не просто слушателями, и наконец, игровые методики, раскрепощенная обстановка и отсутствие строгого взгляда учителя способствовали лучшему усвоению информации и позволяли принять верное решение в различных жизненных ситуациях.

Итак, волонтерское движение должно включать в себя несколько этапов. Первый — информационнопросветительский: волонтерами разрабатываются и раздаются листовки, выпускаются информационные стенды для распространения сведений о негативном влиянии одурманивающих веществ на молодое поколение; второй — безопасное поведение, обучение молодежи правильному поведению для предотвращения знакомства с ПАВ посредством ролевых и деловых игр, театрализации, брейнсторминга и т. д.; третий — досуговый — блок включает организацию свободного времени учащихся: волонтеры организуют кружки по интересам на базе школ, тематические вечера, дискотеки «свободные от ПАВ».

Таким образом, добровольчество — это осознанный выбор и способ активного участия молодежи в формировании потребности быть здоровым. Профилактическая работа в виде волонтерского движения позволяет решить одновременно несколько задач: формирование устойчивых антинаркотических и антитоксических внутриличностных барьеров как у самих волонтеров, так и у тех подростков, с которыми они контактируют, развитие чувства ответственности, фортификация жизненных навыков посредством общественно полезных дел.

Список литературы

1. Кошкина Е. А. Особенности употребления алкоголя среди молодежи в России на современном этапе / Е. А. Кошкина, В. В. Киржанова, Н. И. Павловская и др. // Наркология. — 2007. — № 1. — С. 19.

2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде / под ред. В. Л. Белова. — М. : Изд. дом «Нарконет», 2002. — С. 96.

3. Руководство по наркологии / под ред. Н. Н. Иванца.

— М. : Изд. дом «Медпрактика», 2002. — Т. 1. — 444 с.

4. Семья и дети в антинаркотических программах профи-

лактики, коррекции, реабилитации : руководство для школьных и клинических психологов, специалистов образовательных учреждений, социальных работников. — М., 2003.

5. Сидоров П. И. Наркологическая превентология : руководство / П. И. Сидоров. — М. : МЭДпресс-информ, 2006. - 719 с.

6. Шилова Т. А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе : методические рекомендации / Т. А. Шилова. — М., 2005. — 92 с.

VOLUNTEER MOVEMENT AS THE INNOVATIVE FORM OF NARCOLOGICAL SERVICE

O. A. Kharkova, *N. A. Chervina, **A. A. Paramonov, A. G. Soloviev

Northern State Medical University,

* Arkhangelsk regional psychoneurological clinic,

**City gymnasium school N 3, Arkhangelsk

The work proves the organization and the structure of activity is systematized for the regional youth volunteer

movement focused on primary prophylaxis of chemical dependence among teenagers. The basic accent is made on the use of integrative approach with active involving of all participants of educational process. The work gives the example of creation of an emblem and the primary goals for the volunteer movements are formulated.

Key words: prophylaxis of chemical dependence, volunteer movement.

Контактная информация:

Харькова Ольга Александровна — ассистент института психологии и психиатрии Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск

Тел. (8182) 25-57-66; e-mail: harkovaolga@yandex.ru

Статья поступила 07.09.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.