Педагогическая психология
DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-143-158
И.И. Дереча, Т.С. Мамонтова, О.А. Селиванова
Тюменский государственный университет, 625003 г. Тюмень, Российская Федерация
Социально-психологические особенности отношения подростков к употреблению слабоалкогольных напитков
Статья посвящена актуальной проблеме профилактики употребления подростками слабоалкогольных напитков. Авторами выполнен анализ теоретических и практических исследований по выявлению мотивов и последствий зависимости подростков от слабоалкогольных напитков. В статье приводятся статистические данные, свидетельствующие о наличии ранней подростковой алкоголизации. В рамках проведенного исследования авторами выполнен анализ результатов опроса 142 подростков в возрасте от 12 до 17 лет, показавший, что подавляющее большинство подростков (до 96% от числа опрошенных), употребляющих время от времени слабоалкогольные напитки, не относят себя к категории «употребляющих», не осознают вред от употребления алкогольной продукции, ряд слабоалкогольных напитков не относят к таковой категории, считая их употребление безвредным. Основным результатом исследования стал социально-психологический портрет подростка, склонного к употреблению слабоалкогольных напитков. В заключении статьи делается вывод о необходимости проведения профилактической работы с детьми младшего подросткового возраста, основанной на теории развития резильентности как врожденного динамического свойства личности сопротивляться негативным воздействиям ближайшего окружения и общества в целом с возможностью восстанавливаться и развиваться.
© Дереча И.И., Мамонтова Т.С., Селиванова О.А., 2021
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Ключевые слова: зависимость подростков от слабоалкогольных напитков, отношение подростков к употреблению алкоголя, профилактический потенциал развития резильентности подростков
Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках реализации проекта № 20-013-00605 «Профилактический потенциал развития резильентности у подростков со слабоалкогольной зависимостью».
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Дереча И.И., Мамонтова Т.С., Селиванова О.А. Социально-психологические особенности отношения подростков к употреблению слабоалкогольных напитков // Педагогика и психология образования. 2021. № 1. С. 143-158. DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-143-158
DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-143-158
I.I. Derecha, T.S. Mamontova, O.A. Selivanova
University of Tyumen,
Tyumen, 625003, Russian Federation
Psychological portrait of a teenager addicted to low alcohol drinks
The article is devoted to the current problem of prevention of the use of low-alcohol drinks by adolescents. The authors performed an analysis of theoretical and practical studies to identify the motives and consequences of low-alcohol dependence of adolescents. The article provides statistical data indicating the presence of early adolescent alcohol addiction. The analysis of the results of a survey of 142 adolescents aged from 12 to 17 showed that the vast majority of adolescents (up to 96%) who occasionally consume low-alcohol drinks do not consider themselves as "drinkers", and do not realize the harm from the use of alcoholic beverages, considering them and their use harmless. Thus, the main result of the study was a socio-psychological portrait of a teenager prone to drinking u low-alcohol drinks. The article concludes that it is necessary to carry out preventive
Iwork with young adolescents, based on the theory of development of resilience,
д
as an innate dynamic property of a person to resist the negative influences of their immediate environment and society as a whole with the ability to recover and develop.
Key words: low alcohol dependence of adolescents, the attitude of adolescents to alcohol consumption, the preventive potential for the development of adolescent resilience
Acknowledgments. The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 20-013-00605 "Preventive potential for the development of resilience in adolescents with low alcohol dependence".
CITATION: Derecha 1.1., Mamontova T.S., Selivanova O.A. Psychological portrait of a teenager addicted to low alcohol drinks. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 1. Pp. 143-158. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2021-1-143-158
Сегодня в России уделяется пристальное внимание проблеме сохранения и укрепления здоровья молодежи. Дают положительные результаты федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. На различных уровнях реализуются общественные инициативы, основной целью которых является улучшение состояния физического и духовно-нравственного здоровья граждан России, качественного повышения их уровня жизни. Задачей этих инициатив является воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, в стремлении к общественно-полезной и созидательной деятельности, в развитии здравоохранения, физкультурно-спортивного движения, обустройстве и охране окружающей среды, популяризации и распространении здорового образа жизни.
Несмотря на предпринимаемые государством меры, глобальные социально-политические и экономические изменения в стране, стремительное развитие общества и общественных отношений, повышенные требования к человеку как субъекту сложно организованной жизнеде- ^ ятельности приводят к усугублению отдельных проблем, связанных ^ к с воспитанием порастающего поколения. ^ ^
Так, проблема употребления слабоалкогольных напитков подрост- § о ками и молодежью, которая появилась достаточно давно, в последнее 5 время становится весьма актуальной.
Проведенные в России исследования говорят о неутешительных результатах: в младшем подростковом возрасте количество употребляющих слабоалкогольную продукцию колеблется от 8 до 37% от общего количества опрошенных; в среднем подростковом возрасте -от 30 до 54%; в старшем подростковом возрасте - от 42 до 82% [4; 15; 19].
Зарубежные ученые констатируют: зависимость от слабоалкогольных напитков в основном формируется в подростковом и юношеском возрасте, до 18 лет [24; 27].
Целью проведенного исследования стало выявление мотивов и последствий зависимости подростков от слабоалкогольных напитков, а также отношения современных подростков к проблеме употребления слабоалкогольных напитков и определение сформированности установок на их употребление.
Теоретические основы
Многочисленные практические исследования (L.O. Bauer, 2002; J. Fogarty, 2002; А. А. Ковалев, 2005; А.Г. Соловьев, А.Г. Новикова, 2008-2012; Ю.Ю. Кушнерова, 2010; О.О. Агулова, 2014; А.М. Камало-ва, 2014; Н.В. Карпова, Т.Г. Бохан, 2014; М.А. Полойникова, Н.В. Куни-цын, 2018; Н.А. Фомина, В.Б. Орлов, 2017-2018) говорят о том, что проблема зависимости подрастающего поколения от слабоалкогольных напитков приобретает в мире угрожающий характер. Многие отмечают, что уже в пятом классе (младший подростковый возраст) количество лиц, употребляющих слабоалкогольные напитки, может достигать 30% от общего количества рассматриваемых выборок (Н.В. Куницын, А.Г. Новикова, И.А. Новикова, М.А. Полойникова, А.Г. Соловьев, П.И. Сидоров и др.).
Результаты практических исследований говорят о том, что зависимость от слабоалкогольных напитков формируется незаметно и быстро, по сравнению с другими психоактивными веществами, а лечить такой алкоголизм сложнее, чем обычный [7; 9]. Зависимость от слабоалкогольных напитков легче предупредить профилактическими мерами, чем применять приемы психологической коррекции зависимости тогда, когда проблема уже имеет место. g К слабоалгокольным напиткам, согласно ГОСТу Российской Феде-
S к рации № Р52845-2007, мы относим готовые к употреблению спирт-I ^ ные напитки, в которых массовая доля этилового спирта составляет от 1,2 до 9% (пиво, спиртосодержащие коктейли, сидр и др.). Под зави-3" 5 симым поведением в этом случае понимается фиксация внимания индивидом на определенных видах деятельности, становящихся для него
сверхценными, теряя возможность быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. В данном случае речь идет об искаженном понимании подростком нормального психоэмоционального состояния и навязчивом желании «улучшить» это состояние посредством употребления слабоалкогольных напитков.
Н.А. Фомина и В.Б. Орлов провели исследование алкогольных установок у современных подростков, выяснив, что ранняя подростковая групповая алкоголизация (чаще всего пивная), приводящая к быстрой физической и психической зависимости и разрушению личности, становится сегодня в молодежной среде распространенным символом взросления и неформального объединения. В рамках своего исследования авторы выявили установки на употребление слабоалкогольных напитков у подростков в возрасте от 12 до 17 лет: непонимание вреда алкогольных напитков, отсутствие отрицательного эмоционального отношения к ним, неумение контролировать и регулировать собственное поведение в соответствии с социальными нормами, неспособность противостоять и противодействовать негативным алкогольным традициям в субкультуре современного общества [19].
Исследователи А.Г. Соловьев и А.Г. Новикова установили, что употребление пива лицами подросткового возраста приводит к ухудшению у них познавательной деятельности, снижает быстроту реагирования, ухудшает динамику нервных процессов, ослабляет внимание и умственную деятельность [15].
Одной из причин массового распространения употребления пива среди подростков Ю.Ю. Кушнерова считает «нежелание и неумение решать собственные увеличивающиеся в процессе взросления проблемы, а также сильное воздействие из вне, которое проявляется в массивной, наступательной рекламе пива, делающей употребление пива социально приемлемым и даже одобряемым» [10, с. 310]. Среди негативных последствий употребления слабоалкогольной продукции автор выделяет снижение интеллекта, ухудшение памяти, бессонницу, тревожность, агрессивность [Там же].
Н.В. Карпова, Т.Г. Бохан считают зависимость от слабоалкогольных напитков предпосылкой нарушения духовно-нравственного самосознания у современной молодежи. Авторы экспериментально доказали, что ^ у зависимых подростков доминирует эгопрагматическое самосознание, и к заключающееся в материальном и статусном благополучии, с преобла- 1 | данием значимости индивидуального биологического «Я» при отсут- 2 | ствии социальной направленности ценностей, низкий уровень духовно- 3" 5 го самосознания, неадекватная самооценка [4].
А.М. Камалова, изучая эмоциональный компонент социального интеллекта студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям, выяснила, что молодые люди с «зависимостью» имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, «плохо понимают свои эмоции и чувства других людей, не могут управлять своей эмоциональной сферой, поэтому в обществе их поведение менее адаптивно, и они хуже добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими» [3, с. 661].
О.А. Агулова определила, что у лиц юношеского возраста, предрасположенных к алкогольной зависимости, фиксируется неоправданно высокий уровень самооценки, которая носит компенсаторный характер, что подтверждается преобладающим сочетанием у них завышенной неадекватной самооценки и низкого уровня притязаний [1].
М.А. Полойникова, Н.В. Куницын зафиксировали различия в уровне эмоциональной возбудимости у подростков, находящихся и не находящихся в зоне риска алкогольной зависимости: подростки, обладающие более высокой эмоциональной возбудимостью, проявляющейся в импульсивности в поведении и принятии решений, более склонны к употреблению психоактивных веществ [13].
Об этом же говорит ряд исследований зарубежных коллег. Так, Л.О. Бауэр, выявляя особенности функциональной асимметрии головного мозга лиц, имеющих алкогольную и наркотическую зависимости, приходит к выводу, что у них снижена активность правого полушария. Это проявляется в расторможенности, многоречивости, спонтанности принимаемых решений, преобладании негативных эмоциональных переживаний [21].
В работе Дж. Фогарти, М. Фогель-Спротт находим вывод о том, что употребление слабоалкогольных напитков приводит к нарушению динамики нервных процессов, двигательной активности и угнетающе действует на центральную нервную систему [24].
Ряд проанализированных нами исследований посвящен выявлению и характеристике уровней зависимости подростков и молодежи от психоактивных веществ, в частности, от слабоалкогольных напитков (Н.В. Карпова, А.А. Ковалев, Н.В. Куницын, В.Д. Менделевич, М.А. Полойникова, L.O. Bauer и др.). от Так, например, Н.В. Карпова выделяет три уровня пивной аддикции:
& к «норма», «риск», «аддикция», основанные на обобщении результатов Е о проведения трех методик «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, § § В.А. Корзунин), «Ранние признаки алкоголизма» (К.К. Яхин, В.Д. Мен-S" 5 делевич) и «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич)
П
148
[5, с. 130].
М.А. Полойникова, Н.В. Куницын, используя методику экспресс-диагностики алкоголизма и наркомании у подростков RAFFT (Relax, Alone, Friends, Family, Trouble) (модификация А.Ю. Егорова) и собственную анкету-опросник, выделяют два уровня алкогольной (наркотической) зависимости: вне зоны риска развития алкогольной (наркотической) зависимости; в зоне риска развития алкогольной (наркотической) зависимости [13, с. 205].
Таким образом, становится ясно, что исследования проблемы зависимости подростков от слабоалкогольных напитков в основном ориентированы на определение причин и следствий алкогольной аддикции.
Обсуждение
Мы провели собственное исследование с целью выявления отношения современных подростков к проблеме употребления слабоалкогольных напитков и определения сформированности установок на их употребление. Исследование было проведено посредством структурированного интервью, содержащего вопросы открытого типа [18], сформулированные в соответствии с тематическими блоками исследования. Установки оценивались по тем признакам, которые проявлялись испытуемым в процессе самоотчета о соответствующем поведении. В опросе приняли участие 142 подростка в возрасте от 12 до 17 лет школ города Ишима и Ишимского района Тюменской области. Респондентам необходимо было анонимно ответить на десять вопросов, которые, в частности, выявляли количество употребляющих слабоалкогольную продукцию, виды употребляемого алкоголя, причины употребления, частоту и объем употребления, отношение к этому и уровень информированности подростков о негативных последствиях употребления слабоалкогольных напитков. Добровольное согласие участия в опросе и анонимность его проведения позволяет говорить о правдивости ответов респондентов.
Участники опроса были поделены на две группы по возрастному признаку: в первую группу попали подростки в возрасте от 12 до 14 лет, во вторую - от 15 до 17 лет.
Выяснилось, что подавляющее большинство опрошенных (92,5% первой группы и 100% второй) отрицают факт употребления ими любой алкогольной продукции. В то время как отношение к употреблению сла- | боалкогольных напитков у ребят разное: в среднем подростковом воз- & к расте (1-я группа) только 57,5% опрошенных относятся к этому отрица- е о тельно, в старшем подростковом возрасте (2-я группа) - только 54,8%. § о Сравнительные результаты отношения подростков к употреблению S" 5 слабоалкогольных напитков приведены в табл. 1.
Таблица 1
Отношение подростков к употреблению слабоалкогольных напитков
1 группа, средний подростковый возраст, 12-14 лет 2 группа, старший подростковый возраст, 15-17 лет
Положительно 2 (2,5%) 2 (3,2%)
Нейтрально 22 (27,5%) 24 (38,7%)
Отрицательно 46 (57,5%) 34 (54,8%)
Затруднились с ответом 10 (12,5%) 2 (3,2%)
Степень отношения «нейтрально», наряду с «положительно», следует отнести к тревожному результату, поскольку именно среди таких ребят, в основном, и были выявлены употребляющие слабоалкогольные напитки.
12,5% подростков 1-й группы и 25,8% 2-й группы признались, что большинство их сверстников, с которыми они общаются, употребляют те или иные слабоалкогольные напитки. С возрастом процент «употребляющих» растет, причем довольно значительно. Однако то, что старшие подростки не относят себя к категории «употребляющих», может говорить о начинающейся у них слабоалкогольной зависимости.
В перечень напитков, которые употребляют подростки первой группы, попали: пиво (употребляют 2,5% опрошенных), Blazer (2,5%), шампанское (5%) и вино (2,5%). Половина из этих ребят считают, что они не употребляют алкогольную продукцию, поскольку перечисленные напитки к алкогольным не относят и считают их «безвредными». Следует отметить, что, к примеру, в состав слабоалкогольного напитка Blazer, крепость которого колеблется в пределах 6-12°, входит кофеин, который в соединении с этиловым спиртом вызывает у человека сильнейшую зависимость от употребления спиртного.
Старшие подростки употребляют вино (3,2%), шампанское (6,4%) и крепкие алкогольные напитки (3,2%). Все до единого отрицают факт к употребления ими алкогольной продукции, поскольку делают это, по их мнению, крайне редко.
1 ^ Частота употребления алкоголя в группах примерно одинаковая:
2 о один раз в год (к примеру, новогодний праздник) - 12,5% подростков
1-й группы и 9,7% подростков 2-й группы; реже одного раза в месяц пьют пиво и вино 5% подростков 1-й группы; 2-3 раза в месяц 6,4%
подростков 2-й группы употребляют пиво и шампанское в малых объемах (1-2 бокала) и крепкие алкогольные напитки также в малых объемах (1-2 рюмки); один подросток 1-й группы признался в употреблении пива в достаточно больших объемах: более 1,5 литров за одно употребление. Результаты заставляют задуматься о причинах употребления детьми алкоголя.
На вопрос «Что заставляет Вас употреблять алкогольную и слабоалкогольную продукцию», мы получили следующие ответы: любопытство (16,4% опрошенных), участие в семейном праздничном застолье (14,7%), желание быть «как все» среди сверстников (6,4%), желание поднять себе настроение (3,2%), затруднились назвать причину 2,5% опрошенных.
Поскольку отдельные ребята признавались, что употребление спиртного принято в их семье, и первый опыт употребления они получили именно на семейном празднике, следует признать, что старт употребления алкогольных напитков не всегда начинается «на улице» (как это принято считать).
Об этом же говорят результаты исследования американских коллег А. Братек, Дж. Бейл и др.: зависимость от слабоалкогольных и алкогольных напитков начинает формироваться у молодых людей в 70-72% случаев в семье, под влиянием семейных традиций частого употребления алкоголя [23].
О негативных последствиях регулярного употребления слабоалкогольных напитков знают 57,5% опрошенных 1-й группы и 87,1% 2-й группы.
Отметим, что неспособность ребенка сопротивляться семейным устоям, желание подростка быть «как все», подчинение навязчивой рекламе слабоалкогольной продукции и т.п. говорят о неустойчивости детей в социально-психологическом плане. У подростков, употребляющих слабоалкогольные напитки, отмечается пассивное отношение к проблеме, желание оправдать себя, скрыть аддикцию.
Незнание отдельными подростками негативных последствий регулярного употребления слабоалкогольных напитков, быстрое и незаметное формирование слабоалкогольной зависимости, отсутствие отрицательного эмоционального отношения к алкоголю, неумение контролировать к и регулировать собственное поведение в соответствии с социальными и к нормами, неспособность противостоять и противодействовать негатив- 1 ^ ным алкогольным традициям в субкультуре современного общества 2 | говорят о необходимости разработки новых подходов к реализации про- 3" 5 филактических программ для подростков.
Следует отметить, что работ, посвященных поиску эффективных профилактических мер или программ реабилитации подростков, зависимых от слабоалкогольных напитков, как показал проведенный нами анализ имеющихся исследований, очень мало.
Имеются отдельные исследования, посвященные разработке вариантов проведения психологической коррекции пивной алкоголизации с помощью средств психологического воздействия. Так, Н.В. Карпова применяет для этого индивидуальное консультирование и групповую (тренинговую) работу, включающую в себя визуализацию, мышечную релаксацию, рациональную психотерапию и т.п. [6].
Ю.Ю. Кушнерова, анализируя современные подходы к психокор-рекционным и реабилитационным программам аддиктивных личностей, формулирует ряд наиболее перспективных методов, повышающих эффективность адаптации пивозависимых: мотивационное консультирование, семейная психокоррекция, нейролингвистическое программирование и групповая работа [10].
М.А. Полойникова, Н.В. Куницын говорят о необходимости сознательного выстраивания подростком жизненной тактики и стратегии «через работу личности не только со внутренней реальностью, но, прежде всего, с реальностью отношений с миром» [13, с. 209].
Однако большинство ученых говорят о необходимости разработки и проведения эффективной профилактической работы среди подростков. Например, А.Г. Новикова: «Высокая распространенность пивной алкоголизации среди учащихся свидетельствует о необходимости введения профилактических мероприятий (первичная и вторичная профилактика), которые должны иметь комплексный характер с вовлечением всех участников образовательного процесса» [16, с. 33].
О.О. Агулова, резюмируя собственное исследование, говорит о том, что полученные в ее работе результаты «могут быть полезными при разработке психологических средств профилактики алкогольной зависимости у лиц юношеского возраста» [1, с. 157].
А.М. Камалова также заканчивает свое исследование рекомендацией к использованию полученных ею результатов для профилактики и коррекции проблем общения и взаимодействия молодежи, склонной к алко-к гольной и наркотической зависимостям [3, с. 656-662]. и к Н.А. Фомина, обращаясь к педагогам и психологам, просит учиты-
1 ^ вать особенности личностной ответственности современных подрост-
2 § ков в процессе организации работы по снижению и профилактике фор-3" 5 мирования у них алкогольных установок и гармонизации их личности
ч в целом [20].
Нами было замечено, что ни в одном из упомянутых исследований не рассматривается возможность использования в профилактических целях теории развития резильентности человека как врожденного динамического свойства личности преодолевать неблагоприятные жизненные обстоятельства с возможностью восстанавливаться и развиваться, используя внутренние и внешние ресурсы.
На сегодняшний день исследование резильентности человека является одним их приоритетных направлений не только в западной гуманистической позитивной психологии [23; 25; 26 и др.], но и в отечественной психологии и педагогике [2; 11; 14 и др.]. Многие авторы говорят о том, что проводить коррекционную работу с «зависимыми» не столь эффективно, как если бы сам подросток имел внутренние и внешние ресурсы сопротивляться окружающим его соблазнам и опасностям. Разработка профилактического потенциала теории развития резильентно-сти становится сегодня приоритетной задачей решения проблемы употребления подростками слабоалкогольных напитков.
Развитие резульентности подразумевает развитие у ребенка таких личностных качеств, которые обеспечивали бы не только способность приспосабливаться к социальной, экономической и прочей окружающей его среде, но и активно сопротивляться, противодействовать кризисным явлениям, планировать собственную жизнь в соответствии с поставленными целями, добиваться успеха [2; 14; 22; 25], быть психически устойчивым или резильентным.
Заключение
Таким образом, к социально-психологическим особенностям отношения подростков к употреблению слабоалкогольных напитков следует отнести то, что подавляющее большинство подростков (до 96% от числа опрошенных), употребляющих время от времени слабоалкогольные напитки, не относят себя к категории «употребляющих», не осознают вред от употребления алкогольной продукции, ряд слабоалкогольных напитков не относят к таковой категории, считая их употребление безвредным. Кроме того, проведенный анализ исследований показал, что для зависимых от слабоалкогольных напитков подростков характерны такие социально-психологические особенности, значимые для развития ^ резильентности, как низкий уровень самоконтроля, неадекватная завы- 3 к шенная (или наоборот, заниженная) самооценка, частая депрессивность, 1 | тревожность, агрессивность, эмоциональная возбудимость, импульсив- 2 | ность в поведении и принятии решений, преобладание негативных эмо- 3" 5 циональных переживаний.
Для решения проблемы употребления подростками слабоалкогольных напитков необходимо организовать эффективную профилактическую работу с детьми младшего подросткового возраста, имеющими склонность к алкогольной аддикции. Одним из перспективных направлений преодоления алкогольной аддикции является развитие резильентности.
Однако вышеперечисленные выявленные в ходе исследования подростков особенности позволяют сделать заключение о том, что сам факт употребления слабоалкогольных напитков не расценивается ими в негативном ключе, следовательно, не осознается в качестве препятствия либо проблемы, требующей преодоления либо решения, - условия, лежащего в основе использования профилактического потенциала резильентности как личностной характеристики.
Это делает актуальным и перспективным рассмотрение вариантов включения в содержание профилактических мероприятий с участием несовершеннолетних форм и методов работы, актуализирующих ретроспективный анализ нарративов, связанных с опытом употребления, перенос негативных элементов опыта с неосознаваемой в осознанную сферу.
ч s
Ф и
Библиографический список / References
1. Агулова О.О. Специфжа взаемозв'язку самооцшки та рiвня домагань у огаб юнацького вжу, схильних до алкогольно! залежносп // Нау-ковий огляд. 2014. Т. 6. № 5. С. 157-165. [Agulova O.O. The specifics of the relationship of self-esteem and the level of claims in adolescents prone to alcohol dependence. Scientific View. 2014. Vol. 6. No. 5. Pp. 157-165. (In Ukraine)]
2. Валиева Ф.И. Основы адаптивности: резильентность: Учебное пособие / Под общ. ред. Н.И. Алмазовой. СПб., 2016. [Valieva F.I. Osnovi adaptivnosti: resilentnocti [The basics of adaptability: Resilience]. St. Petersburg, 2016.]
3. Камалова А.М. Эмоциональный компонент социального интеллекта студентов, склонных к алкогольной и наркотической зависимостям // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 656-662. [Kamalova A.M. The emotional component of the social intelligence of students prone to alcohol and drug addiction. Modern Problems of Science and Education. 2014. No. 3. Pp. 656-662. (In Russ.)]
4. Карпова Н.В., Бохан Т.Г. Зависимость от слабоалкогольных напитков как предпосылка нарушения духовно-нравственного самосознания у современной молодежи // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 5 (146). С. 129-133. [Karpova N.V., Bohan T.G. Dependence on low alcohol drinks as a prerequisite for the violation of spiritual and moral self-awareness among modern youth. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2014. No. 5 (146). Pp. 129-133. (In Russ.)]
5. Карпова Н.В. Особенности функциональных характеристик идентичности у лиц юношеского возраста в зависимости от степени выраженности пивной аддикции // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 81-85. [Karpova N.V. Features of functional characteristics of identity in young people depending on the severity of beer addiction. Pedagogical Education in Russia. 2013. No. 1. Pp. 81-85. (In Russ.)]
6. Карпова Н.В. Современные подходы к психологической коррекции зависимости от слабоалкогольных напитков в период молодости // Науковедение. 2014. № 6 (25). С. 149-156. [Karpova N.V. Modern approaches to the psychological correction of dependence on low-alcohol drinks during youth. Naukovedenie. 2014. No. 6 (25). Pp. 149-156. (In Russ.)]
7. Ковалев А.А. Особенности формирования и клинические проявления пивного алкоголизма: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2006. [Kovalev A.A. Osobennosti formirovaniya i klinicheskie proyavleniya pivnogo alkogolizma [Features of the formation and clinical manifestations of beer alcoholism]. PhD thesis. Moscow, 2006.]
8. Ковалев А.А. Факторы риска, способствующие формированию пивного алкоголизма // Современные достижения наркологии: сборник материалов конференции, посвященной 20-летию ННЦ наркологии Росздрава. М., 2005. С. 61-62. [Kovalev A.A. Risk factors contributing to the formation of beer alcoholism. Sovremennye dostizheniya narkologii. Moscow, 2005. Pp. 61-62. (In Russ.)]
9. Кошкина Е.А., Киржанова В.В. Особенности употребления алкоголя среди молодежи в России на современном этапе // Наркология. 2007. № 1. С. 19-23. [Koshkina E.A., Kirzhanova V.V. Features of alcohol consumption among young people in Russia at the present stage. Narcology. 2007. No. 1. Pp. 19-23. (In Russ.)]
10. Кушнерова Ю.Ю. Место пивной аддикции в жизни современной молодежи // Наука и современность. 2010. № 4. Ч. 1. С. 308-312. [Kushnerova Yu.Yu. Place of beer addiction in the life of modern youth. Science and Modernity. 2010. No. 4. Part 1. Pp. 308-312. (In Russ.)]
11. Муравьева А.А., Олейникова О.Н. Недооцененная компетенция, или Педагогические аспекты формирования резильентности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 2 (121). С. 16-21. [Muravyova A.A., Oleinikova O.N. Underestimated competence or pedagogical aspects of the formation of resi-lience. Kazan Рedagogical Journal. 2017. No. 2 (121). Pp. 16-21. (In Russ.)]
12. Новикова А.Г., Соловьев А.Г. Функциональная асимметрия полушарий головного мозга при алкогольной зависимости // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2012. Т. 10. № 3. С. 13-17. [Novikova A.G., Soloviev A.G. Functional asymmetry of the cerebral hemispheres in alcohol dependence. Reviews on Clinical Pharmacology and Drug Therapy. 2012. Vol. 10. No. 3. Pp. 13-17. (In Russ.)]
13. Полойникова М.А., Куницын Н.В. О риске развития алкогольной зависимости у подростков с разным уровнем эмоциональной возбудимости // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2018. С. 202-212. [Poloinikova M.A.,
ч g
Ф и
Kunitsyn N.V. About the risk of developing alcohol dependence in adolescents with different levels of emotional excitability. Aktualnie voprosi psihologii razvitiya i formirovaniya lichnosti: metodologiya, teoriya i praktika. St. Petersburg, 2018. Pp. 202-212. (In Russ.)]
14. Рыльская Е.А. Психология жизнеспособности человека: Дис. ... д-ра психол. наук. Ярославль, 2014. [Rylskaya E.A. Psihologiya jiznesposobnosti cheloveka [Psychology of human vitality]. Dr. Diss. Yaroslavl, 2014.]
15. Соловьев А.Г., Новикова Г.А. Психофизиологические характеристики подростков с высокой степенью риска развития пивной зависимости // Вопросы современной педиатрии. 2009. Т. 8. № 1. С. 25-29. [Soloviev A.G., Novikova G.A. Psychophysiological characteristics of adolescents with a high degree of risk of developing beer dependence. Current Pediatrics. 2009. Vol. 8. No. 1. Pp. 25-29. (In Russ.)]
16. Социально-психологические особенности пивной алкоголизации у подростков / А.Г. Новикова, И.А. Новикова, А.Г. Соловьев, П.И. Сидоров // Экология человека. 2008. № 7. С. 30-34. [Novikova A.G., Novikova I.A., Soloviev A.G., Sidorov P.I. Socio-psychological features of beer alcoholization in adolescents. Ekologiya cheloveka (Human Ecology). 2008. No. 7. Pp. 30-34. (In Russ.)]
17. Твердохлебова Н.В., Бохан Т.Г. Структурно-содержательные характеристики самосознания у лиц юношеского возраста с разной выраженностью пивной аддикции // Сибирский психологический журнал. 2011. № 41. С. 64-75. [Tverdokhlebova N.V., Bohan T.G. Structural and content characteristics of self-consciousness in young people with different severity of beer addiction. Siberian Journal of Psychology. 2011. No. 41. Pp. 64-75. (In Russ.)]
18. Трубицына Л.В. Слабоструктурированное интервью как метод качественного исследования в психологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 3. С. 72-84. [Trubitsyna L.V. Weakly structured interview as a method of qualitative research in psychology. Theoretical and Experimental Psychology. 2019. Vol. 12. No. 3. Pp. 72-84. (In Russ.)]
19. Фомина Н.А., Орлов В.Б. Исследование алкогольных установок у современных подростков // Прикладная юридическая психология. 2018. № 1. С. 32-40. [Fomina N.A., Orlov V.B. The study of alcohol installations in modern adolescents. Applied Legal Psychology. 2018. No. 1. Pp. 32-40. (In Russ.)]
20. Фомина Н.А., Орлов В.Б. Соотношение установок на употребление алкоголя и особенностей личностной ответственности у современных под-
ix ростков // Прикладная юридическая психология. 2017. № 3. С. 94-103.
[Fomina N.A., Orlov V.B. The ratio of attitudes to the use of alcohol and ¥ s the characteristics of personal responsibility in modern adolescents. Applied
| о Legal Psychology. 2017. No. 3. Pp. 94-103. (In Russ.)]
gx 21. Bauer L.O. Differential effects of alcohol, cocaine and opioid abuse on event-^ и related potentials recorded during a response competition task. Drug and
Alcohol Dependence. 2002. Vol. 66. No. 2. Pp. 137-145.
22. Bonanno G.A. Loss, trauma, and human resilience: Have we underestimated the human capacity to thrive after extremely adverse events? American Psychologist. 2004. Vol. 59. Pp. 20-28.
23. Bratek A., Beil J., Banach M. et al. the impact of family environment on the development of alcohol dependence. Psychiatria Danubina. 2018. Vol. 25 (Supplement 2). Pp. 74-77.
24. Fogarty J., Vogel-Sprott M. Cognitive processes and motor skills differ in sensitivity to alcohol impairment. J. Stud. Alcohol. 2002. Vol. 63. No. 4. Pp. 404-411.
25. Maddi S.R. On hardiness and other pathways to resilience. American Psychologist. 2005. Vol. 60. No. 3. Pp. 261-262.
26. Rutter M. Resilience in the face of adversity. British Journal of Psychiatry. 1985. Vol. 147. Pp. 598-611.
27. Werner E.E. Resilient offspring of alcoholics: a longitudinal study from birth to age 18. Journal of Studies on Alcohol. 2015. No. 47 (1). Pp. 34-40.
Статья поступила в редакцию 14.08.2020, принята к публикации 16.09.2020 The article was received on 14.08.2020, accepted for publication 16.09.2020
Сведения об авторах / About the authors
Дереча Ирина Ивановна - кандидат педагогических наук; доцент кафедры педагогики и психологии педагогического факультета, Тюменский государственный университет
Irina I. Derecha - PhD in Pedagogy; associate professor at the Department of Pedagogy and Psychology of the Faculty of Pedagogy, University of Tyumen, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Мамонтова Татьяна Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой физико-математических дисциплин и профессионально-технологического образования факультета математики, информатики и естественных наук, Тюменский государственный университет
Tatyana S. Mamontova - PhD in Pedagogy; head at the Department of Physics and Mathematics, Vocational and Technological Education of the Faculty of Mathematics, Computer Science and Science, University of Tyumen, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Селиванова Ольга Антиевна - доктор педагогических наук; профессор кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики, Тюменский государственный университет
Olga A. Selivanova - Dr. Hab. in Pedagogy; professor at the Department of General and Social Pedagogy of the Institute of Pedagogy and Psychology, University of Tyumen, Russian Federation E-mail: [email protected]
ч g
Ф и
Заявленный вклад авторов
Дереча И.И. - планирование исследования, выполнение анализа теоретических и практических исследований по выявлению мотивов и последствий зависимости подростков от слабоалкогольных напитков
Мамонтова Т.С. - планирование исследования, организация и участие в проведении анкетирования подростков, обработка и анализ полученных статистических данных, подготовка и редактирование текста статьи
Селиванова О.А. - общее руководство направлением исследования, планирование исследования, составление социально-психологического портрета подростка, склонного к употреблению слабоалкогольных напитков
Contribution of the authors
Derechа I.I. - planning a study, performing an analysis of theoretical and practical research to identify the motives and consequences of adolescents' dependence on low-alcohol drinks
Mamontova T.S. - planning the research, organizing and participating in the survey of adolescents, processing and analyzing the statistical data obtained, preparing and editing the text of the article
Selivanova O.A. - general direction of the research direction, research planning, drawing up a socio-psychological portrait of a teenager prone to drinking low alcohol drinks
Œ
ГО
^
и
ф Œ
ZT Ы
ы О
О ^
О
ш х
^ ы
CD и
С с
с с
158