DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-232
УДК 159.9.075
ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Р.И. Петриков (Красноярск, Россия) Н.Т. Селезнева (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В статье представлен обзор теоретических положений и исследований, посвященных особенностям возникновения алкогольной зависимости в подростковом возрасте. При этом алкогольная зависимость представлена как комплексный феномен, включающий следующие составляющие: аддиктивная склонность, зависимое поведение, мотивы употребления алкоголя. Отмечается противоречие между непрерывным ростом подросткового алкоголизма; снижением возраста лиц, которые употребляют алкогольные напитки; увеличением количества девочек-подростков, употребляющих алкогольные напитки, и недостаточным количеством психолого-педагогических исследований в области особенностей формирования алкогольной аддикции у старших подростков.
В качестве исследовательской задачи авторами была определена попытка выделить и описать показатели алкогольной зависимости у старших подростков. Показано, что существует связь между зависимым поведением, алкогольной зависимостью и мотивами потребления алкоголя в подростковом возрасте. Цель статьи - выявить особенности формирования алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
Методологию исследования составляют идеи возрастного развития в подростковом и юношеском возрасте (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, Э. Эриксон и др.); анализ работ по проблемам зависимого поведения и его профилактике (А.А. Александрова, А.В. Гоголева, М.В. Романникова, Н.А. Сирота, Т.А. Шилова, В.М. Ялтонский и др.).
Общий объем выборки составил 162 подростка 9-х классов: 80 юношей и 82 девушки, обучающихся в образовательных учреждениях г. Красноярска.
Диагностический пакет представлен следующими методиками: анкетный опрос «Отношение подростков к спиртным напиткам», тест-опросник «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова и В.А. Корзунина, тест-опросник «Склонность к зависимому поведению» (на примере алкогольной зависимости) В.Д. Менделе-вича, опросник В.Ю. Завьялова «Мотивы употребления алкоголя». Для сравнения выборок использованы и-критерий Манна - Уитни и расчет коэффициента корреляции Спирмена.
Результаты. Исследование показало, что подростки характеризуются низкой психологической устойчивостью к неблагоприятной социальной сре-
де и слабой адаптацией в образовательном пространстве. Выявлен риск развития алкогольной зависимости при определенных социальных условиях, причем у девушек в большей степени выражена направленность на употребление спиртных напитков.
Первое знакомство с алкоголем подростков состоялось до 10 лет, подростки пробовали алкоголь, и половина из них предпочитает пиво, но при этом употребляют крепкие напитки. Внутренние психологические причины позволяют подросткам чаще употреблять алкоголь для поднятия настроения, раскрепощения в общении, для того чтобы становиться «своим» в группе. Последнее особенно актуально для девушек.
Ведущими мотивами потребления алкоголя являются преимущественно мотивы традиционного и гедонистического подтипов у девушек и псевдокультурного и атарактического подтипов у юношей, что может свидетельствовать об отсутствии алкогольной болезни как таковой, но это является тревожным симптомом для подростков.
Существует связь между степенью выраженности аддиктивной склонности, алкогольной зависимости и мотивации потребления алкоголя (умеренно выраженный аддиктивный риск, признаки тенденции, приобщение к алкоголю, традиционные мотивы, признаки повышенной склонности, субмиссив-ные мотивы, выраженные признаки аддиктивной склонности, признаки повышенной склонности, употребление алкоголя за компанию, псевдокультурный тип мотивов, гедонистические мотивы, атарактиче-ские мотивы).
Заключение. Исследование позволило выявить подростков с различной степенью риска алкогольной зависимости, в отношении которых требуется проведение профилактической работы.
Сделаны выводы о том, что изучение отношения подростков к алкоголю расширит понимание феномена алкогольной зависимости и, без сомнения, будет полезно для целенаправленного планирования и осуществления психолого-педагогической профилактики в условиях образовательного учреждения. На основе полученных данных может быть разработана программа профилактики с использованием современных интерактивных технологий.
Ключевые слова: зависимость, алкогольная зависимость, аддиктивная склонность, зависимое поведение, старшие подростки.
< И
а
с
и'
к
м н К
и ^
д и 8
0
1
к
м 00 н и
РМ
с и
о
[-4
0
ё
и
РМ
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
к
н и
И
Постановка проблемы. Предупреждение алкогольной зависимости в подростковой среде - одна из серьезных психолого-педагогических проблем [Красин-ская, 2019; Прялухина, Синкевич, 2017; Пьян-кова, 2016; Селиванова и др., 2020; и др.]. Ее востребовательность связана с недостатками в учебно-воспитательном пространстве, со сложной социально-экономической ситуацией в стране. В связи с этим А.Е. Николаева отмечает, что сочетание факторов антиобщественного поведения и правонарушений среди подростков в определенной сфере является серьезным показателем недостатков профилактической и воспитательной работы [Николаева, 2017].
В то же время формирование алкогольной зависимости у подростков на данном этапе остается гораздо менее изученным. Наше исследование было направлено на выявление особенностей возникновения алкогольной зависимости у подростков старшего возраста в зависимости от возраста и пола.
Цель статьи - выявить особенности возникновения алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
Методология исследования. В исследовании мы опираемся на научные идеи возрастного развития в контексте изучения зависимого поведения в подростковом и юношеском возрасте в работах Л.С. Выготского, А.В. Петровского, Э. Эрик-сона и др.; исследования по проблемам зависимого поведения и его профилактике: А.А. Александрова, А.В. Гоголева, М.В. Романникова, Н.А. Сирота, Т.А. Шилова, В.М. Ялтонский и др.
Общий объем выборки составил 162 подростка 9-х классов: 80 юношей и 82 девушки, -обучающихся в образовательных учреждениях г. Красноярска.
Для изучения осведомленности обучающихся о вредных привычках и выявления отношения подростков к спиртным напиткам использовался анкетный опрос «Отношение подростков к спиртным напиткам». Для диагностики склонности к зависимому поведению использовался тест-опросник В.В. Юсупова и В.А. Корзунина «Аддиктивная склонность». Для диагностики за-
висимого поведения (алкогольной зависимости) применялся тест-опросник «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича. Для исследования мотивов употребления алкоголя подростками применялся опросник В.Ю. Завьялова «Мотивы употребления алкоголя».
Для сравнения выборок использовались и-критерий Манна - Уитни и расчет коэффициента корреляции Спирмена.
Обзор научной литературы. Проблема употребления алкоголя среди подростков по-прежнему остается одной из важнейших социально-психологических проблем в психологической практике. Рамки этого исследования очень разнообразны и отражены в многочисленных научных исследованиях В.В. Веселов-ского, Б. Братуся, Г. Горячкина, И.Л. Злотникова, В.Д. Мастюковой, В.Ф. Матвеевой, В.Ф. Якубовича, которые стремились изучать, диагностировать и предотвращать алкогольную зависимость у подростков.
В исследованиях Р. Грановской, Я. Заманов-ского, В. Ялтонского показано, что личностный кризис или конфликты с окружающей средой, вызванные психической нестабильностью, уязвимостью к стрессовым ситуациям и внешним воздействиям, имеют решающее влияние на формирование психологических проблем подростка.
Психологическая наука и практика убедительно показывают необходимость учета, изучения и анализа психолого-социальной проблемы - алкоголизации подростков [Климович, 2018; Макарова, 2017; Тазуркаев, 2015; Фомина, Орлов, 2018; Копытов, Быченко, Глебов, 2018; Мальцева, Балашова, 2020; Шамардина, До-ровских, Кожевникова, 2020; Хомарова, Ломакина, 2020]. В научной характеристике феномена основными понятиями становятся: аддитивное поведение, зависимость, алкогольная зависимость.
Опираясь на данные современной психологии по вопросам алкогольной аддикции, а также на результаты, полученные в ходе анализа и обобщения теоретико-практического опыта, мы выделили несколько точек зрения на определе-
ние понятия «аддитивное поведение», которые можно свести к двум основным: сильная склонность (неумеренное пристрастие), влечение к чему-либо; форма девиантного (отклоняющего) поведения.
На сегодняшний день нет четкого различия между такими понятиями, как «аддиктивное» поведение, «зависимость». Здесь уместно обратить внимание на точку зрения В.А. Одиноко-вой, которая в данном контексте обсуждает наличие неблагоприятных последствий: психологических, социальных и медицинских при потреблении алкоголя.
Отечественные исследователи Е.В. Ахма-деева, С.И. Галяутдинова высказывают мысль о том, что аддикция - вредная привычка или страсть к чему-то, - изменяя психическое состояние, является промежуточным звеном между симптомами привыкания и формированием вредных привычек.
За рубежом также наблюдается несомненный интерес к аддикциям как синониму зависимости (A.C. Edwards, J. Heron, D.M. Dick, M. Hickman, E.K. Erevik, S. Pallesen, O. Vedaa, C.S. Andn-sassen, M. Savic, R. Room, J. Mugavin, A. Pen-nay, M. Livingston, S. Cronin, S. Murphy, A. Elklit, B.L Stevenson, R.D. Dvorak, N.J. Kuvaas и др.).
Аддиктивное поведение, согласно В. Миллеру и М. Ландри [Miller, 1987; Landry, 1984], период злоупотребления некоторыми веществами, в том числе алкоголем и никотином, которые меняют психическое состояние еще до формирования зависимости. Так, В.Д. Менделевич справедливо указывает на сложность сопоставления результатов исследований при отсутствии единых критериев аддиктивного поведения1.
Глубокое и всестороннее рассмотрение различных аспектов теории и практики в аспекте проблематики нашего исследования содержится в трудах Н.Н. Немчина, В.А. Ласточкина, А.Н. Якушева, А.В. Давыдова, К.С. Лисецкого, где дается научное обоснование причин и наличия опыта употребления алкоголя подростками.
Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности, или Подросток в окружении соблазнов. Казань, 2002.240 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001839034
Причины и последствия ранней алкоголизации подростков представлены в исследованиях И.Е. Булыгиной, А.Г. Золотникова, Б.М. Левина, Л.Д. Мирошниченко, И.Н. Пятницкой и др.
В исследуемой проблематике вопрос о психологических механизмах формирования алкогольной зависимости в подростковой среде становится центральным и рассматривается в работах Н.И. Григорьева, В.Ю. Завьялова,
A.М. Коровина, М.С. Попова, О.Л. Романова, У. Брем, Р. Мос.
Результаты исследований Б.М. Левина,
B.Д. Рожнова, В.Е. Пелипаса, А.Е. Личко и В.Д. Москаленко не только акцентируют внимание на медицинских и психологических аспектах ранней алкоголизации подростков, но и указывают на причины и закономерности употребления алкоголя в подростковом возрасте.
Интересные экспериментальные данные получены в работах Т.И. Палачевой, И.А. Про-гудина, А.В. Копытова, А.В. Локтевой, Н.А. Фоминой. Результаты показывают половые различия в психологической динамике алкоголизации подростков, взаимосвязь между отношением к социальной рекламе и риском зависимости от алкоголя, роль биологических и психологических факторов в формировании алкогольной зависимости в подростковом возрасте, выделяют причины отклоняющегося поведения и формирования установок на принятие алкоголя у современных подростков.
Таким образом, можно говорить о том, что существует единство взглядов многих исследователей на проблему ранней алкоголизации в подростковом возрасте.
В то же время следует подчеркнуть, что при всей актуальности вышеперечисленных научных исследований, не исчерпывающих многих проблем, их важность в последнее время возросла в связи с увеличением числа подростков со склонностью к алкогольной зависимости.
Мы намерены расширить эту область знаний результатами нашего исследования особенностей возникновения алкогольной зависимо-
< И
я
а
4
с
PQ
5 s
ES
W H
S
и ^
д и s
0
1
к
W PQ H
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
s
1
>>
0
1
и w tr
s
Ь
1-й <
G
сти у подростков старшего возраста с учетом региональных особенностей.
« S
к
H
и
w
PQ
Результаты исследования. Для диагностики подростков, склонных к аддиктивному поведению, мы использовали методику В.В. Юсупова и В.А. Корзунина «Аддиктивная склонность». Результаты исследования представлены в табл. 1.
Как показано в табл. 1, в группе старших подростков преобладают испытуемые: 48,78 % (40) девушек и 38,75 % (31) юношей, у которых
аддиктивный риск не выражен, что свидетельствует о том, что что молодые люди свободно приспосабливаются к условиям образовательного учреждения и устойчивы к неблагоприятной социальной среде; умеренно выраженный уровень склонности к зависимому поведению представлен у 36,58 % (30) девушек и 34,25 % (25) юношей.
Таблица 1
Показатели по методике «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В.А. Корзунин)
Table 1
Indicators according to V.V. Yusupov & V.A.Korzunin's technique "Addictive liability"
№ Шкалы Доля, % U-критерий Уровень значимости
Девушки (n=82) Юноши (n=80)
кол-во чел. % кол-во чел. в %
1 Аддиктивный риск не выражен 40 48,78 31 38,75 160,5 0,01
2 Умеренно выраженный аддиктивный риск 30 36,58 25 31,25 704,5 0,05
3 Выраженные признаки аддиктивной склонности 12 14,64 24 30,00 175,0 0,01
Далее выявлены испытуемые: 14,61 % (12) девушек и 30,00 % (24) юношей, у которых диагностированы выраженные признаки ад-диктивной склонности. Молодые люди не могут противостоять неблагоприятной социальной среде, с трудом адаптируются к условиям учебного заведения. Подростки этой группы отличаются низкой психологической устойчивостью и сильным желанием выделиться в компании. Для оценки склонности к алкогольной
зависимости в группе старших подростков применялся тест В.Д. Менделевича «Склонность к зависимому поведению».
Из данных, полученных в табл. 2, можно отметить, что у 30,49 % девушек и 28,75 % юношей выявлен низкий уровень алкогольной зависимости, отсутствуют личностные качества, которые способствовали бы формированию зависимости (аддикции) и склонности к употреблению алкогольных напитков.
Таблица 2
Показатели по тесту «Склонность к зависимому поведению» (алкогольная зависимость)
(В.Д. Менделевич)
Table 2
Indicators on V.D. Mendelevich's test "Addictive behavior" (alcohol dependence)
№ Шкалы Доля, % U-критерий Уровень значимости
Девушки (n=82) Юноши (n=80)
кол-во чел. % кол-во чел. %
1 Низкий уровень 25 30,49 23 28,75 378,0 0,23
2 Признаки тенденции 34 41,46 39 48,75 958,0 0,03
3 Признаки повышенной склонности 23 28,05 18 22,50 409,5 0,01
4 Признаки высокой вероятности - - - - - -
У 41,46 % девушек и 48,75 % юношей выявлена склонность к алкогольной аддикции. Это говорит о том, что при определенных социальных условиях подростки подвержены риску развития алкогольной зависимости. Риск развития психологической зависимости от алкоголя диагностирован у 28,05 % девушек и 22,50 % юношей.
Для определения уровня информированности об алкоголе нами проведено анкетирование. Результаты рассмотрим в виде процентных соотношений девушек и юношей.
Относительно уровня склонности к употреблению алкоголя: отсутствие психологической склонности к употреблению алкоголя и неодобрение самого процесса употребления выявлено у 28,05 % девушек и 25,00 % юношей; стремление демонстрировать склонность к алкогольным напиткам, возможность приобщения к употреблению при случае у 51,22 % девушек и 50,00 % юношей; приобщение к распитию алкоголя у 20,73 % девушек и 25,00 % юношей.
Пробовали алкоголь до 10 лет: 42,68 % девушек и 38,75 % юношей; в 11-17 лет - 26,83 % девушек и 22,50 % юношей; с 18 лет - 12,20 % девушек и 18,75 % юношей; никогда не пробовали - 18,29 % девушек и 20,00 % юношей. Большинство респондентов - 43,90 % девушек и 31,25 % юношей - употребляют спиртное по праздникам, но 25,61 % девушек и 40,00 % юношей употребляют в неделю 1-2 раза и 6,10 % девушек и 15,00 % юношей практически каждый день.
По видам употребляемых алкогольных напитков предпочтение отдано: пиву - у 56,10 % девушек и 45,00 % юношей, винам и алкогольным коктейлям - 24,39 % девушек и 30,00 % юношей, у 19,51 % девушек и 25,00 % юношей -крепкие напитки.
Среди подростков основными причинами употребления алкогольных напитков являются: «для поднятия хорошего настроения» отмечают 41,49 % девушек и 33,75 % юношей; у 26,83 % девушек и 31,25 % юношей - привлекает ритуал, за кампанию; для «снятия стресса» - 14,63 % девушек и 11,25 % юношей.
При употреблении спиртных напитков у каждого возникают свои ощущения, при этом подростки не являются исключением. Респонденты назвали разнообразные последствия, которые произошли под действием алкогольных напитков: физические изменения: головокружение -41,46 % девушек и 36,25 % юношей, недомогание - 32,93 % девушек и 40,00 % юношей, рвота -20,73 % девушек и 17,50 % юношей, состояние сонливости - 4,88 % девушек и 6,25 % юношей.
Мнения подростков об алкоголизме среди молодежи характеризуются следующим образом: «Увеличилось в последнее время количество молодых людей, которые употребляют алкоголь», - так считают 46,34 % девушек и 48,78 % юношей; «Газеты и СМИ неадекватно отражают проблему алкоголизма среди молодежи» -отмечают 24,49 % девушек и 23,75 % юношей; «Основная причина распространения алкоголя среди молодых людей - его доступность», - отметили 29,27 % девушек и 26,25 % юношей.
Основными мерами эффективной борьбы с ранним употреблением алкоголя среди молодежи были названы: «Родители обязаны с раннего детства объяснять опасность алкоголя и не подавать детям „плохой" пример», - 30,49 % девушек и 24,50 % юношей; «Ужесточить наказания за продажу алкогольных напитков детям и усилить контроль за торговыми предприятиями», - 28,05 % девушек и 25,00 % юношей; «Проводить систематическую психолого-педагогическую профилактическую работу с детьми на предмет опасности употребления алкогольных напитков», - 41,44 % девушек и 47,17 % юношей.
Все основные результаты анкетного опроса позволили «представить» картину отношения подростков к алкоголю: 81,43 % респондентов пробовали алкогольные напитки в столь юном возрасте и в настоящее время употребляют спиртные напитки. Многие из них употребляют слабоалкогольные напитки (пиво, алкогольные коктейли, джин с тоником и др.). Тенденция подростков к употреблению алкоголя высока, более половины подростков имеют склонность к употреблению алкоголя.
< И
а
с
и'
к
м н К
и ^
д и 8
0
1
к
м 00 н и
Л
с и
о
[-4
0
ё
и
Л
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
К
Н
и
И
С целью изучения мотивации употребления алкоголя и риска алкоголизации в группе старших подростков была использована методика В.Ю. Завьялова. Результаты определения силы мотивов представлены в табл. 3.
У девушек доминируют субмиссивные мотивы (29,27 %) - чрезмерная внушаемость, отсутствие собственного мнения и снижение волевых механизмов - и традиционные, культурные (45,12 %), продиктованные обществом принципы. Спиртные напитки - постоянный спутник многих событий и ритуальных обычаев.
Девушки берут пример с членов семьи, родственников, друзей, употребление алкоголя «по
праздникам» для которых не имеет никакого отрицательного подтекста. Наименее значимы -псевдокультурные (25,61 %).
При этом значимость данных мотивов по сравнению с другими мотивами достоверно выше (р<0,05; р<0,001).
У юношей доминируют псевдокультурные мотивы (40,00 %) - желание привлечь к себе внимание, поднять самооценку в глазах других, стремление приспособиться к алкогольным традициям и ценностям среды - и традиционные мотивы (36,25 %) - алкоголь воспринимается юношами как первый опыт употребления алкогольных напитков, связанный с культурными традициями.
Таблица 3
Показатели по опроснику «Мотивы употребления алкоголя» (В.Ю. Завьялов)
Table 3
Indicators according to V.Yu. Zavyalov's questionnaire "Motives for drinking alcohol"
№ Мотивы Доля, % U-критерий Уровень значимости
Девушки (n=82) Юноши (n=80)
кол-во чел. % кол-во чел. %
1 Социально-психологические
1.1. Традиционные 37 45,12 29 36,25 1964,0 0,001
1.2. Псевдокультурные 21 25,61 32 40,00 2450,5 0,01
1.3. Субмиссивные 24 29,27 19 23,75 2310,0 0,02
2 Личностные, персональные
2.1. Гедонистические 33 40,24 22 27,50 2819,0 0,01
2.2. Атарактические 25 30,49 31 38,75 2665,0 0,02
2.3. Гиперактивация поведения 24 29,27 17 21,25 2872,5 0,01
3 Патологические - - - - 2 -
К этому подростков побуждает само общество, провоцирующее потребление алкоголя при каждом значимом событии в течение всей жизни. Наименее значимы - субмиссивные мотивы (23,75 %).
В триаде «Личностные, социально значимые мотивы» доминируют атарактические мотивы (46,16 %) - желание нейтрализовать негативные эмоциональные переживания (стресс, тревога, страх) с помощью алкоголя, тем самым смягчить эмоциональный дискомфорт - и гедонистические мотивы (38,46 %) - желание получить физическое и психологическое удовольствие от воздействия алкоголя, состояние алко-
гольной эйфории, способствующей быстрому и резкому подъему настроения.
При этом значимость этих мотивов по сравнению с другими мотивами достоверно выше (р<0,01; р<0,02). Мотивы похмельные, аддик-тивные и самопожертвование не выявлены.
Для оценки значимости употребления алкоголя в подростковой среде мы определили величину индекса мотивационного напряжения и выявили подростков со сформированной психологической (физической) зависимостью от алкоголя или еще находящейся в стадии формирования.
Результаты исследования риска алкоголизации испытуемых представлены в табл. 4.
Таблица 4
Показатели индекса мотивационной напряженности по методике «Мотивы употребления алкоголя» (В.Ю. Завьялов)
Table 4
Indicators of the motivational tension index according to V.Yu. Zavyalov's technique
"The motives for drinking alcohol"
№ Шкалы Доля, % U-критерий Уровень значимости
Девушки n=82) Юноши (n=80)
кол-во чел. % кол-во чел. %
1 Злоупотребление алкоголем нет 45 56,10 47 58,75 3379,0 0,74
2 Проявление злоупотребления алкоголем 34 41,46 27 33,75 453,0 0,05
3 Злоупотребление алкоголем 2 2,44 6 7,5 1,0 0,12
На основании шкалы мотивационного напряжения у 56,10 % девушек и 58,75 % юношей индекс мотивации мотивационного напряжения характеризуется как норма.
Направленность психологической зависимости отмечается у 41,46 % девушек и у 33,75 % юношей, а также просматривается тенденция критической психологической зависимости от алкоголя у 2,44 % девушек и 7,5 % юношей. Заметим, что риск возникновения алкоголизма как у девушек, так и у юношей достаточно высок. Были выявлены статистически значимые различия в риске алкоголизации между девушками и юношами (р<0,05).
Результаты, полученные по анкетному опросу по методике «Аддиктивная склонность» В.В. Юсупова и В.А. Корзунина, результаты методики на основе теста «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича и опросника В.Ю. Завьялова «Мотивы потребления алкоголя», были подвергнуты корреляционному анализу, в ходе которого выявлены следующие корреляционные связи.
В группе девушек корреляционные связи представлены следующим образом. Выявлены достоверно значимые корреляции шкалы «Умеренно выраженный аддиктивный риск» со шкалой «Признаки тенденции» (г= 0,5669, р<0,01). Между шкалой «Признаки тенденции» и шкалами: «Приобщение к алкоголю» (г= 0,4855, p<0,05) и «Традиционные мотивы» (г= 0,4331, p<0,01). Между шкалой «Признаки повышенной
склонности» и шкалой «Субмиссивные мотивы» (г= 0,4630, p<0,02). При умеренно выраженной склонности к зависимому поведению велик риск возникновения алкогольной зависимости при определенном социальном окружении, что, в свою очередь, ведет к употреблению спиртных напитков за компанию, раскрепощению, а в некоторых случаях и к агрессии.
В группе юношей корреляционные связи представлены следующим образом. Выявлены достоверно значимые корреляции шкалы «Выраженные признаки аддиктивной склонности» со шкалами «Признаки повышенной склонности» (г= 0,3702, p<0,01) и «Употребление алкоголя за компанию» (г= 0,3766, p<0,02). Между шкалой «Признаки тенденции» и шкалами «Псевдокультурный тип мотивов» (г= 0,2948, p<0,02) и «Гедонистическиемотивы» (г= 0,3628, p<0,01). Между шкалой «Признаки повышенной склонности» и шкалой «Атарактические мотивы» (г= 0,3785, p<0,05).
При выраженности аддиктивного поведения возрастают психологическая алкогольная зависимость и концентрация на потреблении алкоголя. В социальном окружении (друзья, одноклассники) возникает потребность выглядеть лучше в их глазах и получить удовольствие по принципу «От жизни нужно получить максимум». Алкоголь для юношей - средство от грусти, напряжения и неудовлетворенности.
Выявленные корреляционные взаимосвязи позволяют констатировать следующее: чем
< И
а
4
с
PQ
5 к
ш н S
и ^
д и К
0
1
к
ш PQ Н
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
3
1
и
>>
0
1
и
W V S
ь
[-4 <
э
с
S
к
н и
w
PQ
больше выраженность симптоматики аддиктив-ной склонности, тем выше выраженность алкогольной зависимости и алкогольной мотивации.
Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые частные выводы, представляющие интерес для нашего исследования.
1. В целом результаты исследования позволяют выделить связь между склонностью к зависимому поведению и алкогольной зависимостью.
2. Существует связь между степенью выраженности аддиктивной склонности, алкогольной зависимости и мотивации потребления алкоголя.
3. Велика вероятность возникновения какой-либо зависимости (от общего количества респондентов) у 48,25 % подростков.
4. Риск алкогольной зависимости обнаружен у 45,06 % подростков, а риск психологической зависимости от алкоголя у 25,31 % подростков. Девушки в большей степени направлены на употребление спиртных напитков.
5. Показывают демонстративное поведение склонности к спиртным напиткам и имеют склонность к употреблению алкоголя более 50 % респондентов.
6. Первое знакомство с алкоголем у 81,43 % подростков состоялось до 10 лет. В период, когда отчетливо проявляется подражание ребенка 2. поведению старших [Савостьянов, 2018].
7. Подростки пробовали алкоголь, и половина (50,62 %) из них страдают «пивным» алкоголизмом, но при этом крепкие напитки употребляют 22,22 %. Употребление такого «безобидного» спиртного напитка - первый шаг к формированию алкогольной зависимости.
8. Вероятность периодического употребле- 3. ния алкоголя обнаружена у 45,06 % подростков.
9. Повышенный риск попробовать те или иные алкогольные напитки свойственен 25,31 % подросткам.
10. Психологическая зависимость отмечает- 4. ся у 41,46 % девушек и у 33,75 % юношей, критическая психологическая зависимость от алкоголя выявлена у 2,44 % девушек и 7,5 % юношей.
11. На важность профилактических мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, указали 41,44 % девушек и 47,17 % юношей.
Исследование позволило выявить подростков с различной степенью риска алкогольной зависимости, в отношении которых требуется проведение профилактической работы.
Изучение отношения подростков к алкоголю расширит понимание феномена алкогольной зависимости и, безусловно, будет полезно для организации профилактической работы с подростками, направленной на профилактику последствий и причин употребления алкоголя, с одной стороны, а с другой - на формирование здорового образа жизни.
На основе полученных данных может быть разработана программа профилактики с использованием современных интерактивных технологий.
Библиографический список
1. Балашова Е.С., Мальцева С.М., Бушуева А.А., Позднышева Ю.В. Влияние особенностей мировоззрения на формирование алкогольной зависимости в подростковом возрасте // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 2(27). С. 23-25. URL: https://www.elbrary.ru/item. asp?id=38498225
Дробышев В.В., Денисов А.П., Кун О.А., Денисова О.А., Филиппова Е.Д. Особенности формирования подросткового алкоголизма в сельской местности // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. URL: http://www.science-education.ru/ ru/article/view?id=28593 (дата обращения: 18.07.2020).
Климович Е.А. Анализ мотива потребления алкоголя и его влияние на развитие зависимости у подростков // Медицинский журнал. 2018. № 1. С. 88-92. URI. http://rep. bsmu.by:8080/handle/BSMU/18548 Копытов А.В., Быченко И.В., Глебко О.П. Особенности мотивации потребления алкоголя у лиц с алкогольной зависимостью подросткового и молодого возраста // Психиа-
трия, психотерапия и клиническая психоло- 13. гия. 2018. Т. 9, № 4. С. 496-506. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=36457613
5. Красинская Е.С. К вопросу профилактики наркомании и алкоголизма в подростко- 14. вой среде // Modern Science. 2019. № 5-1.
С. 227-230. URL:https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=38212700
6. Макарова Ю.А. Профилактика алкоголизма среди подростков // Аллея науки. 2017. 15. № 9. С. 726-729. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=29448983
7. Мальцева С.М., Балашова Е.С. Социальные причины подросткового алкоголизма // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 116-118. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0030 16.
8. Николаева А.Е. Особенности аддиктивного поведения подростков // Молодой ученый. 2017. № 13. С. 585-587. URL: https://moluch. ru/archive/147/41327/
9. Прялухина А.В., Синкевич И.А. Подростковая алкоголизация в теории и практике научной мысли // Казанский педагогиче- 17. ский журнал. 2017. № 6 (137). С. 167-172. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ podrostkovaya-alkogolizatsiya-v-teorii-i-praktike-nauchnoy-mysli
10. Пьянкова Л.А. К проблеме подросткового алкоголизма // Психология и педаго- 18. гика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 54. С. 27-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-podrostkovogo-alkogolizma
11. Селиванова О.А., Быстрова Н.В., Панфило- 19. ва Н.В. Исследование зависимости подростков от слабоалкогольных напитков // Международный журнал медицины и психологии. 2020. Т. 3, № 2. С. 28-33. URL: https:// www.elibrary.ru/query_results.asp.
12. Савостьянов А.И. Актуальные проблемы подрастающего поколения // Педагоги- 20. ческая наука и практика. 2018. № 2 (20).
С. 106-110. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/podrostkovyy-alkogolizm-dvoynaya-opasnost
Тазуркаев У.И. Проблема алкоголизма среди подрастающего поколения // Молодой ученый. 2015. № 17. С. 488-491. URL: https:// moluch.ru/archive/97/21702/ Тенгизова Ж.А. Профилактика алкоголизма и наркомании в подростковой среде // Евразийский юридический журнал. 2017. № 9 (112). С. 324-326. URL: https://elibrary. ru/item.asp?id=30462720 Фомина Н.А., Орлов В.Б. Исследование алкогольных установок у современных подростков // Прикладная юридическая психология. 2018. № 1 (42). С. 32-40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-alkogolnyh-ustanovok-u-sovremennyh-podrostkov
Хомаров М.А., Ломакина И.С. Проблемы алкогольной зависимости у школьников и ее профилактика // Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: сб. ст. VI Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2020. С. 116-118. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=42746752 Черникова Е.В. Профилактика подросткового алкоголизма как направление социально-педагогической деятельности // Современные здоровьесберегающие технологии. 2019. № 3. С. 105-117. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=42652360 Шамардина М.В., Доровских О.А., Кожевникова А.А. Психологический портрет созави-симого подростка // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 198-207. DOI: 10.31862/2500-297X-2020-1-198-207 Cronin S., Murphy S., Elklit A. Investigating the relationship between childhood maltreatment and alcohol misuse in a sample of Danish young adults: Exploring gender differences // Northern Alcohol and Drug Studies. 2016. Vol. 33, is. 3. URL: https://doi.org/10.1515/ nsad-2016-0022
Edwards A.C., Heron J., Dick D.M., Hickman M., Lewis G. Adolescent alcohol use is positively associated with later depression in a population-based U.K. Cohort // Journal of Studies on Alcohol and Drugs. 2014, Nо. 75 (5).
<
PQ £ a
4
с
PQ
¡5 к
EÜ W H К
и ^
д
PQ
к
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
и
о
l-ч
0
ё и ft
s
1
и
>>
0
1
и w V
к
ь
l-ч <
э
с
S
к
Н U
w
PQ
P. 758-765. URL: https://doi.org/10.15288/ jsad.2014.75.758
21. Erevik E.K., Pallesen S., Vedaa O., Andnsassen C.S., Torsheim T. Alcohol use among Norwegian students: demographic, personal, and psychological health characteristics // Northern Alcohol and Drug Research (NAD). 2017. Vol. 34, is. 5. P. 415-429. https://doi.org/10.1177/ 1455072517709918.
22. Landry M. Addiction diagnostic update DSM-III-R psychoactive substances use disorder// J. Psy-choact. Drugs. 1987. Vol. 19, № 4. P. 379-381. DOI: 10.1080/02791072.1987.10472426
23. Miller W. Addictive behaviours: treatment of alchoholism, drug abuse, smoking and obesity. Oxford: Pergamon Press, 1984. 353 p.
URL: https://www.amazon.in/Addictive-Be-haviours-Treatment-Alcoholism-Smoking/ dp/0080308376.
24. Savic M., Room R., Mugavin J., Pennay A., Livingston M. «Defining drinking culture»: A critical review of its meaning and connotation in social research on alcohol problems // Drugs: Education, Prevention, and Politics. 2016. Vol. 23, is. 4. https://doi.org/10.3109/ 09687637.2016.1153602.
25. Stevenson B.L, Dvorak R.D., Kuvaas N.J. [et al.] Cognitive control moderates the association between emotional instability and alcohol dependence symptoms // Psychology of Addictive Behaviors. 2015. https://doi.apa.org/ doiLanding?doi=10.1037 %2Fadb0000045
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-232
AGE-SEX RELATED DEVELOPMENT
OF ALCOHOLIC DEPENDENCE AMONG ADOLESCENTS
R.I. Petrikov (Krasnoyarsk, Russia) N.T. Selezneva (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Statement of the problem. The article provides an overview of the theoretical provisions and research on the formation of alcohol dependence in adolescence. At the same time, alcohol dependence is presented as a complex phenomenon, which includes the following components: addictive liability, dependent behavior, motives of alcohol consumption. There is a contradiction between the continuous growth of adolescent alcoholism, decrease in the age of persons who consume alcoholic beverages, the increasing number of adolescent girls who consume alcoholic beverages, and the insufficient number of psychological and pedagogical studies in the field of alcohol addiction development among elder adolescents. As a research task, the authors identified an attempt to identify and describe the indicators of alcohol dependence among elder adolescents. It has been shown that there is a connection between addictive behavior, alcohol dependence and the motives of alcohol consumption in adolescence.
The purpose of the article is to reveal the features of alcohol dependence development in adolescence.
Research methodology. In the study, we rely on the scientific ideas of age-related development in the context of studying addictive behavior among adolescents in the works by L.S. Vygotsky, A.V. Petrovsky, E. Erickson, and others; research on the problems of addictive behavior and its prevention (A.A. Aleksandrova, A.V. Gogoleva, M.V. Ro-mannikova, N.A.Sirota, T.A.Shilova, V.M. Yaltonsky, etc.).
The total sample size was 162 adolescents in the 9th grade: 80 boys and 82 girls studying in educational institutions of Krasnoyarsk.
The diagnostic package is represented by the following methods: questionnaire survey "Attitude of adolescents to alcoholic beverages", test questionnaire "Addictive liability" by V.V. Yusupov and V.A. Korzunina, test questionnaire "Liability to addictive behavior" (on the example of alcohol dependence) by V.D. Mendelevich, V.Yu. Zavyalov's questionnaire "The motives for consuming alcohol". To compare the samples, the Mann-Whitney U-test and calculation of the Spearman correlation coefficient were used.
Results. The study showed that adolescents are characterized by low psychological resistance to an unfavorable social environment and poor adaptation in the educational space. The risk of alcohol dependence development was revealed under certain social conditions, and the girls were more strongly oriented towards the use of alcoholic beverages. The first acquaintance with alcohol of adolescents took place before the age of 10, adolescents tried alcohol, and half of them prefer beer, but at the same time drink strong drinks. Internal psychological reasons allow adolescents to use alcohol more often to raise their spirits, to liberate themselves in communication, to become 'cronies' in the group. The latter is especially true for girls. The leading motives for alcohol consumption are mainly the motives of the traditional and hedonic subtypes among girls and the pseudo-cultural and ataractic subtypes among boys, which may indicate the absence of alcoholic illness as such, but this is an alarming symptom for adolescents. There is a relationship between the severity of addiction, alcohol dependence and motivation for alcohol consumption (moderately pronounced addictive risk, signs of a tendency, addiction to alcohol, traditional motives, signs of increased addiction, submissive motives, pronounced signs of addiction, signs of increased liability, alcohol consumption for the company, pseudo-cultural type of motives, hedonistic motives, ataractic motives).
Conclusion. The study made it possible to identify adolescents with varying degrees of risk of alcohol dependence, who require preventive work to be carried out with them. It is concluded that the study of adolescents' attitudes to alcohol will expand the understanding of the phenomenon of alcohol dependence, and, no doubt, will be useful for purposeful planning and implementation of psychological and pedagogical prevention in an educational institution. Based on the data obtained, a prevention program can be developed using modern interactive technologies.
Keywords: dependence; alcohol addiction; addictive liability; addictive behavior; older teenagers.
References
1. Balashova E.S., Maltseva S.M., Bushuyeva A.A., Pozdnysheva Yu.V. The influence of the peculiarities of the worldview on the formation of alcohol dependence in adolescence //
Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologi (Azimuth scientific research: pedagogy and psychology). 2019. Vol. 8, No. 2 (27). P. 23-25. URL: https://www.elbrary.ru/item. asp?id=38498225
<
PQ £ a
4
с
PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w
PQ H
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
1 I
>>
0
1
и w V
s
b
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
2. Drobyshev V.V., Denisov A.P., Kun O.A., Denisova O.A., Filippova E.D. Features of adolescent alcoholism development in rural areas // Sovremen-nye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education). 2019. No. 1. URL: http://www.science-education.ru/ru/ar-ticle/view?id=28593 (access date: 07/18/2020).
3. Klimovich E.A. Analysis of the motive of alcohol consumption and its influence on the development of addiction among adolescents // Meditsinskiy zhurnal (Medical journal. 2018). No. 1. P. 88-92. URI. http://rep.bsmu.by:8080/ handle/BSMU/18548.
4. Kopytov A.V., Bychenko I.V., Glebko O.P. Features of motivation for alcohol consumption among adolescents and young people with alcohol dependence // Psikhiatriya, psikhotera-piya i klinicheskaya psikhologiya (Psychiatry, psychotherapy and clinical psychology). 2018. Vol. 9, No. 4. P. 496-506. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=36457613
5. Krasinskaya E.S. On the issue of prevention of drug addiction and alcoholism among adolescents // Modern Science. 2019. No. 5-1. P. 227-230. URL: https: //www.elibrary.ru/ item.asp? Id = 38212700
6. Makarova Yu.A. Prevention of alcoholism among adolescents // Alleya nauki (Alley of Science). 2017. No. 9. P. 726-729. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29448983.
7. Maltseva S.M., Balashova E.S. Social causes of teenage alcoholism // Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal (Baltic Humanitarian Journal). 2020. Vol. 9. No. 2 (31). P. 116-118. DOI: 10.26140 / bgz3-2020-0902-0030
8. Nikolayeva A.E. Features of addictive behavior among adolescents // Molodoy uchenyy (Young scientist). 2017. No. 13. P. 585-587. URL: https://moluch.ru/archive/147/41327/
9. Pryalukhina A.V., Sinkevich I.A. Teenage alcoholism in the theory and practice of scientific thought // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal (Kazan pedagogical journal). 2017. No. 6 (137). P. 167-172. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/podrostkovaya-alkogolizatsi-ya-v-teorii-i-praktike-nauchnoy-mysli
10. Pyankova L.A. On the problem of adolescent alcoholism // Psikhologiya i pedagogika: meto-dika i problemy prakticheskogo primeneniya (Psychology and pedagogy: methods and problems of practical application). 2016. No. 54. P. 27-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/k-probleme-podrostkovogo-alkogolizma
11. Selivanova O.A., Bystrova N.V., Panfilova N.V. Study of the dependence of adolescents on low alcohol drinks // Mezhdunarodnyy zhurnal meditsiny i psikhologii (International Journal of Medicine and Psychology). 2020. Vol. 3, No. 2. P. 28-33. URL: https://www.elibrary.ru/query_ res ults.asp
12. Savostyanov A.I. Actual problems of the younger generation // Pedagogicheskaya nauka i praktika (Pedagogical science and practice). 2018. No. 2 (20). P. 106-110. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/podrostkovyy-alko-golizm-dvoynaya-opasnost
13. Tazurkayev U.I. The problem of alcoholism among the younger generation // Molodoy uchenyy (Young scientist). 2015. No. 17. P. 488-491. URL: https://moluch.ru/archive/97/21702/
14. Tengizova Zh.A. Prevention of alcoholism and drug addiction in adolescent environment // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal (Eurasian Law Journal). 2017. No. 9 (112). P. 324-326. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30462720
15. Fomina N.A., Orlov V.B. Study of alcohol attitudes in modern adolescents // Prikladnaya yuri-dicheskaya psikhologiya (Applied legal psychology). 2018. No. 1 (42). P. 32-40. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-alkogol-nyh-ustanovok-u-sovremennyh-podrostkov
16. Khomarov M.A., Lomakina I.S. Problems of alcohol dependence among schoolchildren and its prevention. In: Proceedings of the VI International scientific and practical conference "Innovative development: the potential of science and modern education". Penza, 2020. P. 116-118. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42746752.
17. Chernikova E.V. Prevention of adolescence alcoholism as a direction of social and pedagogical activity // Sovremennye zdorov'esberegayushchie tekhnologii (Mod-
ern health-saving technologies). 2019. No. 3. P. 105-117. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=42652360
18. Shamardina M.V., Dorovskikh O.A., Kozhevniko-va A.A. Psychological portrait of a codependent teenager // Pedagogika i psikhologiya obra-zovaniya (Pedagogy and psychology of education). 2020. No. 1. P. 198-207. DOI: 10.31862 / 2500-297X-2020-1-198-207
19. Cronin S., Murphy S., Elklit A. Investigating the relationship between childhood maltreatment and alcohol misuse in a sample of Danish young adults: Exploring gender differences // Northern Alcohol and Drug Studies. 2016. Vol. 33, is. 3. URL: https://doi.org/10.1515/nsad-2016-0022
20. Edwards A.C., Heron J., Dick D.M., Hickman M., Lewis G. Adolescent alcohol use is positively associated with later depression in a population-based U.K. Cohort // Journal of Studies on Alcohol and Drugs. 2014. Is. 75 (5). P. 758-765: https://doi.org/10.15288/jsad.2014.75.758
21. Erevik E.K., Pallesen S., Vedaa O., Andnsassen C.S., Torsheim T. Alcohol use among Norwegian students: demographic, personal, and psychological health characteristics // Northern Alco-
hol and Drug Research (NAD). 2017. Vol. 34, is. 5. P. 415-429. https://doi.org/10.1177/ 1455072517709918.
22. Landry M. Addiction diagnostic update DSM-III-R psychoactive substances use disorder // J. Psy-choact. Drugs. 1987. Vol. 19. No. 4. P. 379-381. DOI: 10.1080/02791072.1987.10472426
23. Miller W. Addictive behaviours: treatment of al-choholism, drug abuse, smoking and obesity. Oxford: Pergamon Press, 1984. 353 p. URL: https:// www.amazon.in/Addictive-Behaviours-Treat-ment-Alcoholism-Smoking/dp/0080308376
24. Savic M., Room R., Mugavin J., Pennay A., Livingston M. «Defining drinking culture»: A critical review of its meaning and connotation in social research on alcohol problems // Drugs: Education, Prevention, and Politics. 2016. Vol. 23, is. 4. URL: https://doi.org/10.3109/ 09687637.2016.1153602
25. Stevenson B.L., Dvorak R.D., Kuvaas N.J. [et al.] Cognitive control moderates the association between emotional instability and alcohol dependence symptoms // Psychology of Addictive Behaviors. 2015. https://doi.apa.org/doiL anding?doi=10.1037%2Fadb0000045
<
PQ £ a
4
с
PQ
¡5 к
£
w
H К
и ^
д
PQ
к
0
1
к
w
PQ H
и
ft <
и
о
l-ч
0
ё и ft
s
1
и
>>
0
1
и w V
к
ь
l-ч <
э
с
S
к
Н U
w
PQ