не обладающих седативным эффектом и не влияющих отрицательно на психофизиологические функции военнослужащих, тем самым внедрить систему фармакологического обеспечения высокого уровня работоспособности в экстремальных условиях, повышения уровня устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов.
Реализация представленных психолого-педагогических условий показала высокую эффективность. Военнослужащие экспериментальной группы достоверно превосходили испытуемых контрольной группы по всем показателям боевой деятельности в горных условиях. Наиболее весомые различия наблюдались при проведении стрельб из автомата Калашникова после совершения марша на 10 километров в условиях горной местности.
Таким образом, основными психолого-педагогическими условиями, необходимыми для повышения эффективности военно-профессиональной деятельности военнослужащих в условиях горной местности являются: всесторонняя морально-психологическая подготовка подразделений к ведению боевых действий в горной местности; планирование и проведение мероприятий морально-психологического обеспечения, направленных на сплочение воинских коллективов, поддержание правопорядка и воинской дисциплины; принятие (уточнение) решения командиров (начальников) на ведение боевых действий с учетом психологической и физиологической усталости личного состава; обеспечение подразделений всеми видами довольствия; эффективное восстановлением боеспособности, включая психологическую реабилитацию и восстановление духовных сил отдельных военнослужащих и подразделений в целом. Практическая реализация разработанных психолого-педагогических условий позволяет в значительной степени повысить боеготовность военнослужащих для эффективных действий в условиях горной местности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Садовников, В. А. Специальная физическая тренировка курсантов вуза пограничных войск для эффективных боевых действий в условиях горной местности : учебнометодическое пособие / В. А. Садовников ; Калининградский пограничный институт ФСБ РФ. - Калининград : [б.и.], 2009. - 117 с.
2. Сопоцько, А.А. Специальная физическая тренировка и психологическая подготовка военнослужащих к действиям в условиях пустыни и гор : дис. ... канд. пед. наук / Сопоцько А.А. ; Воен. ин-т физ. культуры. - Л., 1981. - 213 с.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9
КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АЛКОГОЛИЗАЦИИ
ПОДРОСТКОВ
Анатолий Николаевич Алёхин, доктор медицинских наук, профессор,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И.Герцена), Санкт-Петербург Анна Владимировна Локтева, ассистент,
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
(НИУ «БелГУ»)
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей формирования алкогольной зависимости в подростковом возрасте. Анализируются особенности подросткового возраста. Дается краткий обзор подходов к исследованию факторов алкогольной зависимости. Представлены описания клиникоэпидемиологических аспектов формирования алкогольной зависимости у подростков. Обоснована необходимость изучения проблемы формирования алкогольной зависимости в подростковом возрасте.
Ключевые слова: подросток, алкоголь, аддиктивное поведение, факторы алкогольной зависимости, психотравмирующая ситуация.
CLINICAL-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF ALCOHOL ADDICTION AMONG
ADOLESCENTS Anatoly Nikolaevich Alexin, the doctor of medical sciences, professor,
Herzen Russian Pedagogic State University,
Anna Vladimirovna Lokteva, the assistant,
Belgorod State National Research University
Annotation
The present article is devoted to the study of the peculiarities of alcohol dependence formation among the adolescence. The article analyzes the peculiarities of adolescence. A brief overview of the approaches to the study of alcohol dependence factors has been given. The descriptions of clinical and epidemiological aspects have been presented. The necessity in study of the problems of alcohol dependence formation among the adolescence is theoretically substantiated.
Keywords: adolescent, alcohol, addictive behavior, factors of alcohol dependence, psychotraumat-ic situation.
Проблема алкогольной зависимости в настоящее время является наиболее острой в силу широкой распространенности этого явления в обществе, а также в связи с масштабностью последствий для личности, её формирования и развития. Подростковый возраст является одним из важных этапов социализации. Адаптация к происходящим изменениям условий жизнедеятельности может сопровождаться нарушениями психического состояния, а алкоголь традиционно представляет собой наиболее доступное психоактивное вещество и используется подростками. Иногда употребление алкоголя сводится к экспериментированию и ограничивается разовым потреблением, но зачастую употребление становится регулярным. Средний возраст начала употребления алкоголя составляет 14 лет. По результатам опроса с той или иной частотой алкоголь потребляют около 82% людей в возрасте 12-22 лет [7]. По мнению западный ученых, средний возраст первого употребления алкоголя в 2003 г. составлял 14 лет, в то время как в 1965 г. - 17,5 лет. Современные исследования показывают, в настоящее время проблемы алкогольной зависимости начинают проявляться еще раньше [9].
По данным Е.А. Кошкиной, в России наблюдается рост численности подростков, употребляющих алкоголь. Наибольшее число подростков со сформировавшейся зависимостью от алкоголя было выявлено в 2000 г. в Республике Карелия (37,7%), Республике Коми (35,1%), Архангельской (35,1%) и Вологодской областях (34,4%), где показатель превышает средне федеральный более чем в 3 раза [3]. Обследование подростков в других городах показало также высокий уровень потребления алкоголя. Причем в Москве и Владивостоке уровень потребления среди девушек выше, чем среди юношей. Согласно исследованиям Е.С. Скворцовой и Л.С .Кутиной уровень алкоголизации среди мальчиков
- выпускников общеобразовательных школ составляет 72^92%. Наибольший размах отмечен в промышленных центрах - в Волгограде (97,7%), в городе Кемерово (89,9%), Северном Кавказе (Ставрополь, Краснодар), Восточной и Западной Сибири (Иркутск, Томск). Москва также вошла в пятерку «лидеров» по распространенности употребления алкогольных напитков среди мальчиков. Наименьшие показатели по России отмечены в Центральном и Уральском регионах, а также в Кирове, Липецке [2].
Анализ зарубежной литературы свидетельствует, что употребление алкоголя широко распространено и среди подростков США, Канады, Норвегии, других развитых стран. По данным зарубежных исследователей, ситуация в Европе характеризуется более ранним дебютом употребления алкоголя среди подростков, особенно в последнее десятилетие. Сопоставление зарубежных и отечественных данных позволяет сделать вывод о постепенном выравнивании этих показателей в России и зарубежных странах.
В настоящее время происходит увеличение численности подростков-девушек, употребляющих алкоголь. Е.А. Кошкина отмечает, что злоупотребляющие алкоголем подростки составляют 33,3% среди юношей и 12,4% среди девушек [4]. Многие авторы указывают, что уровень потребления алкоголя среди студентов вузов гораздо ниже, нежели в старших классах школ, учреждениях начального профтехобразования. Наиболее характерную картину приобщения можно проследить при изучении отношения к психоактивным веществам учащихся системы профтехобразования. Это связано с тем, что здесь, как правило, учатся дети из неблагополучных, неполных семей, играет роль появление новых стрессовых ситуаций, таких как изменение социального окружения. Все это происходит на фоне внутренних изменений, свойственных периоду полового созревания. Е.С. Скворцова отмечает, что 90,7% семей, в которых дети злоупотребляют алкоголем, являются социально неустойчивыми семьями. Неполная, вновь созданная семья (отчим или мачеха) встречается 2,5 раза чаще у детей-аддиктантов, нежели у детей, ведущих здоровый образ жизни. В 80,6% семей детей-аддиктантов взаимоотношения между родителями были либо откровенно конфликтными, либо противоречивыми (конфликт, перемирие, снова конфликт) [7].
Приобщение подростков к алкоголю часто связано с конформным поведением в компании друзей, склонных к употреблению алкоголя. Целями употребления алкогольных напитков подростки называют: поднять настроение (35,34%), облегчить общение с противоположным полом (29,32%), справиться с плохим настроением (27,82%), «просто так» (22,93%). В группе пьющих систематически мальчиков в качестве основных причин указывались следующие: для усиления хорошего настроения - 48,36%; для общения с противоположным полом - 39,34%; для улучшения плохого настроения-35,25%. У подростков, употребляющих алкогольные напитки умеренно, отмечается существенное преобладание причин, свидетельствующих о комфорности поведения,
Таким образом, эпидемиологические данные, а также рост алкогольных психозов свидетельствуют о резком ухудшении алкогольной ситуации в подростковой среде. Социальные потрясения, переживаемые обществом в целом, находят свое отражение в подростковой среде, нередко в гиперболизированных формах. Анализ данных научной литературы и собственные исследования показывают, что это обусловлено рядом причин, связанных со спецификой возраста: существенными морфофункциональными изменениями периода полового созревания, трудностями социализации, отсутствием жизненного опыта, несформированным мировоззрением, подростковым максимализмом. Освоение социальных ролей сопровождается подражанием поведению взрослых, и это подражание может выражаться имитацией дизадаптивных стереотипов поведения взрослых: в курении, употреблении алкогольных напитков, токсических и наркотических веществ, правонарушениях и т.д. Интересно отметить, что в группе эпизодически потребляющих алкоголь подростков обоего пола, приобщение происходило преимущественно в кругу семьи. Систематически потребляющие алкоголь подростки чаще всего приобщились вне дома, в компании сверстников или старших товарищей.
В нашем исследовании, которое проводилось на базе ОГУЗ «Областной наркологический диспансер», установлено, что, среди подростков 14-16 лет:
- 48% подростков, склонных к употреблению алкогольных напитков, проживают в полных семьях, 40% - из неполных семей, 12% - вновь созданные семьи. В большинстве случаев подростки из неполных семей в анамнезе имеют опыт переживания психологической травмы, связанный с разводом родителей, и негативно окрашенное эмоционально-оценочное отношение к родителю, покинувшему семью, что является фактором риска формирования зависимого поведения. В семьях некоторых подростков (29%) родители употребляют алкогольные напитки, поэтому употребление спиртного в таких семьях не считается неприемлемым;
- подростки, склонные к употреблению алкоголя, чаще являются студентами
профтехучилищ;
- обследованные нами подростки демонстрировали выраженные патохарактерологические реакции эмансипации, которые проявляется в протесте против социальных норм, правил, в стремлении к самостоятельности при несформированной системе ценностных установок;
- результаты, полученные с помощью методики изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга, продемонстрировали доминирование внешне не обвиняющих реакций с фиксацией на препятствии и на самозащите при повышенном уровне агрессивности. 71% подростков определяют данный тип реакций как один из возможных в ситуации фрустрации; такие подростки склонны перекладывать ответственность за разрешение конфликта на окружающих;
- в целом подростки, употребляющие алкоголь, положительно оценивают себя, свое состояние, не склонны осознавать последствий алкоголизации и предпринимать какие-либо действия по предотвращению процесса формировании аддикции. У подростков формируется упрощенный взгляд на проблему алкоголизации, большинство подростков остаются лишь на уровне констатации физических осложнений, которые могут развиться вследствие употребления психоактивных веществ.
ВЫВОДЫ
Анализ результатов проводимых исследований позволил уточнить следующие клинико-психологические факторы в патогенезе алкоголизма у подростков:
1. Потребление алкоголя в подростковом возрасте так или иначе связано с трудностями адаптации к новым социальным ролям и отношениям на фоне психофизиологических изменений организма, обусловленных половым созреванием.
2. Нарушения психической адаптации в подростковом возрасте, предрасполагающие к систематическому употреблению алкоголя, связаны с формирующимися личностными особенностями подростков.
3. В связи с трансформацией культурных стереотипов в обществе девушки-подростки всё чаще используют юношеские формы дизадаптивного поведения.
4. Перспективным направлением дальнейших исследований для обеспечения эффективной психопрофилактики алкоголизма является анализ факторов психогенеза состояний психической дизадаптации у подростков.
ЛИТЕРАТУРА
1. Братусь, Б.С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме [Текст] / Б.С. Братусь. - М. : Издательство Московского университета, 1974. - 96 с.
2. Последствия потребления алкоголя для женщин, подростков, детей и семьи [Электронный ресурс] / Кошкина Е.А., Гуртовенко В.М., Паронян И.Д., Шамота А.З. // http://www.narcom.ru/cabinet/online/17.html. - Дата обращения 30.12.2011.
3. Кошкина, Е.А. Эпидемиология алкоголизма в России на современном этапе [Текст] / Е.Д. Кошкина // Психиатрия и психофармакотерапия. - 2001. - Т. 3. - № 3. - С. 89-91.
4. Кошкина, Е.А. Распространенность употребления психоактивных веществ учащимися средних специальных учебных заведений г. Москвы / Е.А. Кошкина, И.Д. Паронян, Н.Я. Константинов // Вопросы наркологии. - 1994. - № 2. - С.79-83.
5. Копыт, Н.Я. Алкоголь и подростки [Текст] / Н.Я. Копыт, Е.С. Скворцова. - М.
: Медицина, 1984. - 215 с.
6. Сидоров, П.И. Ранний алкоголизм [Текст] / П.И. Сидоров, А.В. Митюхляев. -Архангельск : Изд-во Архангельской гос. мед. академии, 1999. - 306 с.
7. Скворцова, Е.С. Распространенность курения, алкоголизации и наркотизации среди городских подростков-школьников в различных регионах Российской Федерации
[Текст] / Е.С. Скворцова // Проблемы медико-социальной реабилитации больных в психиатрии и наркологии. - М., 1992. - С. 98-101.
8. Carman, R.S. Alienation and drinking motivations among adolescent females / R.S. Carman, B.J. Fitzgerald, C. Holmgren // Journal of Personality and Social Psychology. - 1983.
- Vol. 44. - P. 1021-1024.
9. National Institute on Alcohol Abuse and Alcoholism (NIAAA) [Электронный ресурс] // http://pubs.niaaa.nih.gov/publications/aa67/aa67.htm. - Дата обращения 30.12.2011.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.1/.3
ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МИНИ-ФУТБОЛЬНЫХ КЛУБОВ
Эмиль Гуметович Алиев, доктор педагогических наук, Президент,
Андрей Анатольевич Демин, руководитель департамента,
Юрий Валерьевич Тихомиров, кандидат педагогических наук, доцент, член научнометодического совета,
Ассоциация мини-футбола России, г. Москва
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы оптимизации организации соревнований профессиональных мини-футбольных клубов. На основании результатов проведенного социологического исследования с участием экспертов различных категорий - руководителей, тренеров клубов и работников федераций футбола - выявлены неиспользованные резервы в данной сфере, сформулированы конкретные предложения по усовершенствованию организации упомянутых соревнований. Внедрение в практику инновационных технологий, по мнению экспертов, даст возможность повысить привлекательность матчей чемпионата, первенства и розыгрыша Кубка страны среди зрителей спонсоров клубов и в целом будет реально содействовать повышению уровня отечественного профессионального мини-футбола.
Ключевые слова: профессиональный спорт, организация, соревнования, мини-футбол (футзал), инновации.
PROBLEMS OF OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL FUTSAL CLUBS COMPETITIONS ORGANIZATION
Emil Gumetovich Aliev, the doctor of pedagogic sciences, President,
Andrey Anatolevich Dyomin, the head of department,
Yuri Valerievich Tikhomirov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, member of
scientific-methods committee,
Futsal Association of Russia, Moscow
Annotation
The article considers the problems of optimization of competitions among professional futsal clubs. On the basis of the results of opinion surveys in various categories: among managers, coaches and football federations employers - some unused reserves in this sphere were found and concrete proposals about optimizing the organizational part were represented. On experts opinion, putting into practice new technologies will increase the attractiveness of Championships and Cup matches among spectators, sponsors and in general will contribute to the increased level of domestic professional futsal.
Keywords: professional sport, organization, competitions, futsal, innovations.
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы совершенствования различных аспектов организации спортивных соревнований были отражены в работах целого ряда исследователей [1,3,4,5,6]. Особенно