Научная статья на тему 'Исследование факторов зависимого поведения подростков Заполярья'

Исследование факторов зависимого поведения подростков Заполярья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
424
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / АЛКОГОЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / ADOLESCENTS / ALCOHOL DEPENDENCE / FACTORS OF ALCOHOL ADDICTION FORMATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прялухина А. В., Храпенко И. Б.

Исследование посвящено изучению факторов зависимого поведения подростков Заполярья. Особенностью данной работы является экологическая составляющая проблемы, поскольку условия жизни в заполярном регионе способствуют развитию зависимого поведения. Проанализированы современные отечественные и зарубежные исследования факторов формирования алкогольной зависимости. В эмпирическом исследовании выделены психосоциальные факторы алкогольной зависимости подростков, определены и проанализированы особенности их проявления в данной возрастной группе. Определены психические состояния, мотивы потребления алкоголя, коммуникативные и организаторские склонности, специфика локуса контроля, стиль семейного воспитания, родительского отношения и семейных взаимоотношений нормативных и девиантных подростков. В результате определены наиболее важные факторы, определяющие появление зависимого поведения у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE FACTORS OF ADOLESCENTS’ DEPENDENT BEHAVIOR IN THE POLAR REGION

The research is devoted to the study of factors of dependent behavior of adolescents in the Arctic. The peculiarity of this work is the environmental component of the problem, as the living conditions in the polar region contribute to the development of dependent behavior. Modern Russian and foreign research on factors of alcohol dependence formation are analyzed. The empirical part of the conducted research identifies psychosocial factors of alcohol dependence in adolescents, identified and analyzed the features of their manifestations in this age group. Mental states, motives of alcohol consumption, communicative and organizational tendencies, peculiarities of locus of control, style of family education, parental attitude and family relations of normative and deviant teenagers are defined. As a result, the most important factors determining the appearance of dependent behavior in adolescents are being determined.

Текст научной работы на тему «Исследование факторов зависимого поведения подростков Заполярья»

УДК 613.86

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ ЗАВИСИМОГО

ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ЗАПОЛЯРЬЯ

А.В. Прялухина, И.Б. Храпенко

Аннотация. Исследование посвящено изучению факторов зависимого поведения подростков Заполярья. Особенностью данной работы является экологическая составляющая проблемы, поскольку условия жизни в заполярном регионе способствуют развитию зависимого поведения. Проанализированы современные отечественные и зарубежные исследования факторов формирования алкогольной зависимости. В эмпирическом исследовании выделены психосоциальные факторы алкогольной зависимости подростков, определены и проанализированы особенности их проявления в данной возрастной группе. Определены психические состояния, мотивы потребления алкоголя, коммуникативные и организаторские склонности, специфика локуса контроля, стиль семейного воспитания, родительского отношения и семейных взаимоотношений нормативных и девиантных подростков. В результате определены наиболее важные факторы, определяющие появление зависимого поведения у подростков.

Ключевые слова: подростки, алкогольная зависимость, факторы формирования алкогольной зависимости.

STUDY OF THE FACTORS OF ADOLESCENTS'

DEPENDENT BEHAVIOR IN THE POLAR REGION

A. Pryalukhina, I. Hrapenko

Abstract. The research is devoted to the study of factors of dependent behavior of adolescents in the Arctic. The peculiarity of this work is the environmental component of the problem, as the living conditions in the polar region contribute to the development of dependent behavior. Modern Russian and foreign research on factors of alcohol dependence formation are analyzed. The empirical part of the conducted research identifies psychosocial factors of alcohol dependence in adolescents, identified and analyzed the features of their manifestations in this age group. Mental states, motives of alcohol consumption, communicative and organizational tendencies, peculiarities of locus of control, style of family education, parental attitude and family relations of normative and deviant teenagers are defined. As a result, the most important factors determining the appearance of dependent behavior in adolescents are being determined.

Keywords: adolescents, alcohol dependence, factors of alcohol addiction formation.

Одной из фундаментальных проблем в современной подростковой среде является раннее употребление спиртосодержащих напитков. Процесс употребления алкоголя у подростков Заполярья обусловлен определенной социальной ситуацией развития. В результате влияния климатогеографических и геохимических средовых факторов развивается синдром полярного напряжения (синдром эмоционального напряжения), который выражается

утомляемостью, нарушением сна, депрессивными расстройствами из-за особого светового режима в Заполярье (полгода - день, полгода - ночь). Параллельно проявляется эмоциональная холодность, безразличие к родителям и близким людям, страх перед действительностью и появляется желание уйти от реальности посредством приобщения к алкоголю.

С точки зрения ряда исследователей формирование привязанности подростка к алкоголю происходит в результате воздействия ряда факторов.

Первый фактор - генетический, предполагающий алкоголизм в роду. Второй фактор - социальный (трансформация социальных отношений в обществе, молодежная субкультура, семейные застольные традиции, нарушение родителями поведенческих паттернов). Третий психологический фактор включает проблемы самоопределения, сложность идентификации, мотивы подчинения группе сверстников, потерю смысла жизни.

Генетический фактор. По мнению многих ученых, алкоголизм родителей увеличивает риск раннего приобщения подростка к алкоголю, способствует расстройству поведения и психическим нарушениям. Результаты исследований, Кущёва Д.В. (2012) свидетельствуют о связи между высокой степенью наследственной отягощенности алкоголизмом, тяжестью течения заболевания и показателями биопсихосоциальных факторов [4]. Так, дети, родившиеся от родителей больных алкоголизмом, но усыновленные и

воспитывающиеся в «здоровых» семьях с неродными братьями и сестрами, входят в группу высокого риска «алкоголизма» независимо от условий воспитания и социального окружения.

Социальный фактор. Поскольку алкогольные привычки, как правило, различаются в разных культурах, то в настоящее время в разных странах идет активное обсуждение культуры потребления алкоголя. Michael Savic, (2016), White A. (2015), выделяют несколько критериев классификации питьевых культур: праздники и религиозные мероприятия; культура страны рождения; высокая степень пьянства и низкая культура населения, которая соотносится с системами контроля для соблюдения общественных норм поведения; гендерные различия [11;13]. Например, во многих странах уровень избыточной алкоголизации женщин все больше приближается к мужскому.

Многие исследователи подростковой алкоголизации существенную роль в ее формировании отводят родительским отношениям к детям. Шульга Т.И., Филатов А.В. (2017), исследуя отношения девиантных подростков к матерям (возраст 13 - 14 лет, n = 60), выделяют родительские отношения, провоцирующие алкогольное поведение детей [8]. Установлено, что 70% подростков испытывают враждебность, директивный стиль,

непоследовательность воспитания со стороны матери. Во многих работах авторы отмечают излишнюю эмоциональную дистанцию родителей с ребенком, отношение взрослых к ребенку как «неудачнику», неуверенность родителей в предъявлении к подростку требований в определенных жизненных ситуациях.

Важно также подчеркнуть, что наиболее распространенным видом насилия по отношению к детям является психологическое и физическое пренебрежение со стороны родителей, за которым следует физическое, эмоциональное, сексуальное насилие и эмоциональное пренебрежение. Данное положение можно считать правомерным, так как неадаптированное функционирование семьи в дальнейшем способствует подростковой алкогольной зависимости, которая может сохраниться на протяжении всей жизни.

Так, датские ученые Susan Cronin, Siobhan Murphy, Ask Elklit (2016) на выборке 4718 молодых людей (24 года) указывают, что результатом пережитого в детстве эмоционального, сексуального и физического насилия является ранний опыт употребления алкоголя [12]. Результаты исследования показали

взаимосвязь между жестоким обращением с девочками в детстве со стороны родителей и высокой степенью их вовлеченности в употребление спиртных напитков в подростковом возрасте (увеличение в 16 - 25 раз). По мнению авторов, высокая связь указывает на то, что употребление алкоголя девочками-подростками используется как механизм защиты после жестокого обращения. Следствием такого воспитания оказывается несформированность навыков достижения цели и управления поведением в стрессовых ситуациях; авторитарное общение, т.е. требование родителями выполнения действий, работы высокого качества, не давая ребенку права на ошибку. В результате у подростка развивается глубокое чувство вины и психологической зависимости от людей, выполняющих качественно работу; появляются проблемы взаимопонимания со стороны педагогов. Социальными факторами, оказывающими влияние на приобщение подростков к употреблению алкоголя, по мнению российских ученых, являются: доступность, относительная несложность приобретения алкоголя (на дискотеках, в кафе и т.д.); низкий уровень информированности о профилактике алкогольной патологии.

Психологические факторы. Специфика психологических факторов подростковой алкоголизации находит свое выражение в нерешенных задачах данного возраста, детерминированых потребностью избегания чувства одиночества и потребностью в искаженных асоциальных установках (Реан А. А., 2015). Шарафиев Э.С. (2016) связывает причину употребления алкоголя с проявлением конфликта между социальными нормами и нежеланием подростка их выполнять [5;7]. Внутриличностный конфликт нарушает общение с окружающими и приводит к адаптации в асоциальных референтных группах.

Феноменология депрессии в развитии подросткового алкоголизма исследована Alexis C Edwards (2014). Авторами на выборке британских подростков (возрасте 13 - 15 лет, n = 7100) у мальчиков выявлена положительная связь между употреблением спиртных напитков и поздней депрессией, но не тревогой, у девочек - с поздней депрессией и тревогой [9].

Полученные Eilin K. Erevik (2017) данные также показали связь между симптомами депрессии, тревоги молодых людей и злоупотреблением алкоголя [10]. Авторы данную взаимосвязь объясняют тем, что алкоголь снимает чрезмерный стресс (дистресс) в краткосрочной

перспективе, увеличивая его в долгосрочной перспективе, но в последствие постепенно формируется порочный круг. Однако в исследовании подчеркиваются некоторые различия в характере употребления алкоголя. Так, симптомы депрессии увеличиваются при больших дозах употребления спиртных напитков. Однако при частом употреблении алкоголя в малых дозах, симптомы депрессии не обнаруживаются. В то же время люди с высоким уровнем тревожности склонны к частому и умеренному употреблению спиртных напитков.

На основании Российского мониторинга экономического положения и здоровья (РМЭЗ) Кислицыной О.А. (2009) была получена информация о подростках 14 - 17 лет (п = 815) [3]. Результаты показали выраженную связь появления симптомов депрессии в основном у девочек и употреблением алкоголя. Однако такая связь не значима для девочек-подростков, у которых пьющие матери.

Анализ многочисленных исследований подростковой алкоголизации позволил выделить психологические причины: неспособность подростков адекватно воспринимать трудные жизненные ситуации и неумение выходить из жизненных трудностей; несформированность психологической защиты, помогающая снимать эмоциональное напряжение; «мышление по желанию». Реальная действительность у таких подростков только тогда существует, когда соответствует их желаниям и потребностям. Если окружающая действительность непонятна или недоступна, то провоцируется конфликт.

Таким, образом, перечисленные факторы приводят к нарушению соматического и психического здоровья, дисфункциональности эмоциональной близости, трудностям регуляции собственного поведения, имитации негативных стереотипов поведения взрослых, совершению преступлений, развитию алкогольной зависимости.

Личностные особенности подростков, употребляющих алкоголь.

Многочисленные исследования личностных свойств подростков, имеющих опыт злоупотребления алкоголем, выделяют следующие особенности: инфантильность эмоциональной сферы, психоэмоциональное напряжение, аффективные расстройства [1]; негативное «Я» (неприятие себя, недоверие к другим) [5]; нарушения мотивационной сферы [2]; низкая самооценка [5;6].

Описание исследования. На основе теоретического анализа проблемы была разработана программа исследования, которая

включала методики, наиболее полно отражающие вопрос влияния различных факторов на формирование алкогольной зависимости. Для определения направленности мотивации потребления алкоголя использовались: методика Завьялова В.Ю. «Мотивация потребления алкоголя» (МПА); тест Айзенка Г. «Самооценка психических состояний» позволил выявить уровни психических состояний (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность); тест-опросник субъективного контроля (У СК) Дж. Роттера в адаптации Бажина Е.Ф., Голынкиной Е.А., Эткинда А.М. предоставил возможность выявить уровни субъективного контроля; коммуникативные и организаторские склонности оценивались при помощи методики Синявского В.В. и Федоришина Б.А. «Методика оценки коммуникативных и организаторских

склонностей (КОС - 1); методики Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. «Анализ семейных взаимоотношений» (АВС) и методики «Дети оценивают родителей» (РОД) позволили определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье (стиль семейного воспитания и родительского отношения).

Достоверность результатов оценивали посредством статистического критерия Фишера для независимых выборок, сравниваемых попарно, при уровне статистической значимости различий р<0,01 с учётом дисперсии.

Результаты исследования. Первоначально выборка составила 239 подростков. После выявления «группы риска», которая составила 54 человека, было проведено выравнивание контрольной группы нормативных подростков до 54 человек. Для определения стиля воспитания в исследовании приняло участие 54 родителя девиантных подростков, склонных к алкоголизации.

По методике В.Ю. Завьялова и по данным наблюдений социальных служб, были выявлены испытуемые, имеющие склонность к алкогольной зависимости. Всего 22,6% от общего количества испытуемых имели алкогольную зависимость, что составляет 54 человека, среди которых 78% юношей и 22% девушек. Результаты исследования, проведённого среди этих испытуемых, дают основание предположить, что для них характерны потребность в приеме очередной дозы алкоголя; упрощенная система отношений с родителями, друзьями, сверстниками; неуверенность и недовольство собой; отсутствие потребности в учебной деятельности и досуге. Определено, что ведущими мотивами потребления алкоголя являются псевдокультурные и гедонистические.

На основании полученных данных среди всех испытуемых по методике Айзенка Г. «Самооценка психических состояний» можно выделить общую тенденцию для всей выборки (п = 108): у всех испытуемых уровень агрессивности колеблется от среднего до высокого без значимых различий. Были выявлены некоторые особенности, по другим психическим состояниям (п = 108): для 44% среди всех испытуемых характерны общительность и средний уровень тревожности, однако, они проявляют неуверенность при необоснованно сложившихся обстоятельствах. У 20% испытуемых уровень тревожности высокий, т.е. такие подростки отличаются неуверенностью, унынием, боязнью брать на себя ответственность. Высокий уровень фрустрации (тревога, уныние, неуверенность) продемонстрировали 33% опрошенных. У 22% респондентов уровень фрустрации на среднем уровне, для таких подростков характерно отчаяние, эмоциональное расстройство из-за неудач, неспособность справляться с трудностями. Среди 25% опрошенных отмечен высокий уровень ригидности, что говорит об обидчивости, несамостоятельности принятия решений, расторможенности и др. 56% имеют средний уровень ригидности, у таких подростков адекватная эмоциональная реакция в ситуации нравственного выбора.

В процессе общения и диагностики респондентов было выявлено, что подростки имеют существенные затруднения в коммуникации со сверстниками и взрослыми. Этот фактор побудил вывить уровень

организаторских и коммуникативных склонностей у респондентов с проявляющейся зависимостью к алкоголю. По методике Синявского В.В. и Федоришина Б.А. было выявлено следующее: у 33% испытуемых уровень коммуникативных качеств низкий, у 11% -уровень коммуникативных качеств ниже среднего, 33% - высокий, у 22% - уровень коммуникативных качеств очень высокий. Сравнительный анализ полученных данных показал, что психическое состояние подростков влияет на употребление алкоголя подростками и зависит от развития их коммуникативных навыков.

В ходе исследования результаты среди 54 девиантных подростков группы свидетельствуют о том, что среди 70% наблюдается экстернальный локус контроля, а у 30% - интернальный локус контроля. Существенных различий как в контрольной группе (п = 54, злоупотребление алкоголем отсутствует), так и в экспериментальной (п = 54; есть злоупотребление алкоголем) не выявлено.

Среди социальных факторов влияния на формирование зависимого поведения в качестве приоритетного, был выделен семейный.

Для определения воздействия именно этого фактора было проведено исследование по определению стиля семейного воспитания родителей подростков (АСВ), склонных к употреблению алкоголя (п = 54) и самих подростков (п = 54) по методике РОД. Результаты исследования представлены ниже, см. рисунок 1.

0,4

У ° о 1П со ш

: о

: у 0,3

0,2

! о 0,1

Ф"

Ф

Ф 1 I ¥

НОРМА 1 1 1 I 1 1 I 1 1 I

1 1 1 1 1 1 1 1 I 1 1 1

Ф

_____!_

Ф

Ф

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ

Стили воспитания среди родителей девиантных подростков 14-15 лет

Ф

Родителей оценивают дети 14-15 лет

Рисунок 1. - Сравнительный анализ результатов исследования по влиянию стиля воспитания на формирование девиантного поведения (п = 54; ф*э=1,01<ф*кр=1,з1 , р<0,05)

Преобладающие стили воспитания позволяют прояснить ряд закономерностей влияния воспитания на появление алкогольной зависимости у подростков. Исследование показало, что предпочтение того или иного вида опеки, либо ее отсутствие может привести к формированию отклоняющегося поведения. Наиболее негативные последствия такого воспитания - формирование созависимости и на ее основе различных форм девиантного поведения.

Выводы: 1. Оценка психических состояний среди всех испытуемых не выявила существенной разницы между девиантными и нормативными подростками, что позволяет сделать вывод о том, что само по себе психическое состояние не является фактором формирования зависимого поведения.

2. Исследование выявило доминирующее влияние семейного фактора на формирование зависимого поведения. Выявлено также влияние недостатков развития коммуникативных навыков на алкоголизацию подростков.

Полученные данные позволяют выстроить направление профилактической работы с учетом выявленных данных на конкретной выборке девиантных подростков. В первую очередь - это просветительская работа с родителями: открытый лекторий, групповые консультации. Причем эта работа должна начинаться с того момента, когда дети еще ходят в детский сад, и в начальной школе. Основные мероприятия по профилактике должны касаться обучения родителей навыкам взаимодействия с детьми, направленные на решение их эмоциональных и поведенческих проблем.

Литература:

1. Алехин А.Н. Образ родителей у подростков с донозологическими формами алкоголизации / А.Н. Алехин, А.В. Локтева // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2016. - Т. 2. -№ 3. - С. 36-41.

2. Алферова Т.А. Нарушения мотивации достижения в структуре патологии мотивации / Т.А. Алферова, Г.И Акбулатова, Н.Б. Жиенбаева, О.Б. Тапалова // Universum: Медицина и формакология: электрон. научн. журн. - 2015. № 7-8(19).

3. Кислицына О.А. Подростки и алкоголь: факторы риска / О.А. Кислицына // Вопросы наркологии. - 2009. - № 2. - С. 66-78.

4. Кущёв Д.В. Роль генетических и средовых факторов в формировании алкогольной зависимости у человека: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 03.02.07 / Кущев Дмитрий Владимирович. - Белгород. - 2012. -27 с.

5. Реан А.А. Семья, социальные установки и асоциальное поведение детей и подростков / А.А. Реан // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 12. - № 1. - С. 29-40.

6. Чеховская М.В. Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением / М.В. Чеховская, Д.А. Рожней // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. -2018. - № 2. - С. 159.

7. Шарафиев Э.С. Терциарная социализация аддиктивной личности / Э.С. Шарафиев // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. Научно-теоретический журнал. - 2016. - № 2. -188 с. - С. 56-62.

8. Шульга Т.И. Особенности отношения девиантных подростков к матерям / Т.И. Шульга, А.В.

Филатов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2017. - № 3.

9. Alexis C. Edwards, Jon Heron, Danielle M. Dick, Matt Hickman, Glyn Lewis (2014) Adolescent Alcohol Use Is Positively Associated With Later Depression in a Population-Based U.K. Cohort. Journal of Studies on Alcohol and Drugs, 75(5), 758-765 (2014). - Режим доступа: https://doi.org/10.15288/jsad.2014.75.758

10. Eilin K. Erevik, Stale Pallesen, 0ystein Vedaa, Cecile S. Andnsassen, Torbj0rn Torsheim (2017) Alcohol use among Norwegian students: demographic, personal, and psychological health characteristics. Northern Alcohol and Drug Research (NAD) Vol 34, Issue 5, 2017. Pp. 415429. - Режим доступа: https://doi.org/10.1177/ 1455072517709918

11. Michael Savic, Robin Room, Janette Mugavin, Amy Pennay, Michael Livingston (2016) Defining "drinking culture": A critical review of its meaning and connotation in social research on alcohol problems. Drugs: education, prevention, and politics Vol 23, 2016 - Issue 4. -Режим доступа: https://doi.org/10.3109/ 09687637.2016.1153602

12. Susan Cronin, Siobhan Murphy, Ask Elklit (2016) Investigating the relationship between childhood maltreatment and alcohol misuse in a sample of Danish young adults: Exploring gender differences. Northern Alcohol and Drug Studies. Vol 33, Issue 3, 2016. - Режим доступа: https://doi.org/10.1515/nsad-2016-0022

13. White A., Castle, IJP, Chen S.M., Shirley M., Roach D., and Hingson R. (2015). Convergence of patterns of alcohol use and related outcomes among women and men in the United States, 2002-2012. Alcoholism: Clinical and experimental studies, 39, 1712 - 1726.

Сведения об авторах:

Прялухина Алла Вадимовна (г. Мурманск, Россия), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии Мурманского арктического государственного университета, e-mail: [email protected]

Храпенко Инна Борисовна (г. Мурманск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Мурманского арктического государственного университета.

Data about the authors:

А. Pryaluhina (Murmansk, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor of Psychology Department Psychological-Pedagogical Institute Murmansk Arctic State University, e-mail: [email protected]

I. Hrapenko (Murmansk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of Psychology Department Psychological-Pedagogical Institute Murmansk Arctic State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.