педагогические науки
Балашова Елена Сергеевна, Мальцева Светлана Михайловна, Бушуева Анастасия Алексеевна и другие ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ...
УДК 37.061:159.96:140.8
DOI: 10.26140/anip-2019-0802-0002
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
© 2019
Балашова Елена Сергеевна, кандидат философских наук, доцент кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Бушуева Анастасия Алексеевна, студент Поздышева Юлия Владимировна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности формирования алкогольной зависимости в подростковом возрасте. На сегодняшний день, говоря о проблеме подросткового алкоголизма, мы говорим о здоровье, благополучии и безопасности всей нации. Масштабы распространения алкоголизма в подростковой среде - одна из самых социально опасных проблем нашего общества. Установлено, что некоторые особенности мировоззрения подростка способствуют алкоголизации в этом возрасте. Поэтому именно подростки входят в группу риска, ведь алкоголизм у них развивается быстрее, а лечение его у подростков, даётся гораздо труднее, чем у взрослых. Объект исследования: процесс развития алкоголизма у подростков. Предмет исследования: мировоззренческие особенности подростка как фактор формирования алкогольной зависимости в подростковом возрасте. Цель состоит в раскрытии группы причин формирования алкогольной зависимости у подростков, выявлении влияния алкоголя на здоровье подростков, изучении методов борьбы с подростковой алкогольной зависимостью. В работе описываются характерные черты личности в подростковом возрасте; влияние алкоголя на организм подростка. Рассматриваются мировоззренческие, психологические, социальные и биологические аспекты развития алкоголизма у подростков. Выявлена необходимость профилактической работы с ними и её компоненты, определены ее направления. Методы исследования: анализ научной литературы, изучение статистических данных, сопоставление обобщение и систематизация. Результаты изучения личностных особенностей детей подросткового возраста с алкогольной зависимостью могут быть использованы в учреждениях общего образования с целью профилактики формирования алкогольной зависимости в связи с высоким контингентом данной проблемы среди подростков.
Ключевые слова: подросток, алкоголизм, мировоззрение, факторы алкогольной зависимости, семейные отношения, личность.
THE IMPACT OF THE IDEOLOGY ON THE FORMATION OF ALCOHOL DEPENDENCE IN ADOLESCENCE
© 2019
Balashova Elena Sergeevna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of General History, Classical Disciplines and Law Malteeva Svetlana Mfchailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Bushueva Anastasia Alekseevna, student Pozdnysheva Yulia Vladimirovna, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. This article discusses the features of the formation of alcohol dependence in adolescence. Today, speaking about the problem of teenage alcoholism, we are talking about the health, well-being and safety of the whole nation. The prevalence of alcoholism among adolescents is one of the most socially dangerous problems of our society. It is established that some features of the adolescent's worldview contribute to alcoholization at this age. Therefore, adolescents are at risk, because alcoholism they develop faster, and its treatment in adolescents is much more difficult than in adults. Object of research: the process of alcoholism in adolescents. Subject of research: worldview features of a teenager as a factor in the formation of alcohol dependence in adolescence. The aim is to reveal the group of reasons for the formation of alcohol dependence in adolescents, to identify the impact of alcohol on the health of adolescents, the study of methods of combating teenage alcohol dependence. The paper describes the characteristics of personality in adolescence, the influence of alcohol on the body of a teenager. Worldview, psychological, social and biological aspects of alcoholism development in adolescents are considered. Necessity of preventive work with them and its components is revealed, its directions are defined. Research methods: analysis of scientific literature, study of statistical data, comparison, generalization and systematization. The results of the study of the personal characteristics of adolescents with alcohol dependence can be used in General education institutions to prevent the formation of alcohol dependence due to the high contingent of this problem among adolescents. Keywords: teenager, alcoholism, worldview, factors of alcohol dependence, family relations, personality.
Подростковый возраст - время интенсивного формирования личности. Поиск своего места в мире становится в это время ведущей потребностью. Предпосылками формирования мировоззрения молодого человека становятся накопленный к этому времени некоторый жизненный опыт и достаточно сформировавшееся абстрактное мышление. Однако мировоззренческий поиск зачастую отличается крайними формами максимализма. Подросток хочет найти простой и однозначный ответ на сложнейшие смысложизненные вопросы человечества. Статус взрослого человека наделяет дополнительными правами и возможностями, в том числе, как кажется подростку, и в решении выше обозначенных задач.
Право употреблять алкоголь воспринимается как атрибут взрослости.
Актуальность проблемы исследования состоит в том, что пьянство и алкоголизм продолжают оставаться одной из самых социально значимых тем для нашего государства. В частности, одной из самых актуальных на сегодняшний день является проблема подросткового алкоголизма. Ранним алкоголизмом считается период употребления алкогольных напитков, а также проявление их побочных эффектов в возрасте до восемнадцати лет. По количеству подростков - алкоголиков Россия занимает одно из первых мест в мире. Возраст, в котором подростки начинают употреблять алкоголь, стреми-
Balashova Elena Sergeevna, Maltceva Svetlana Michailovna, Bushueva Anastasia Alekseevna and others pedagogical
THE IMPACT OF THE IDEOLOGY ON THE FORMATION OF ALCOHOL ... sciences
тельно снижается. Положительное отношение детей к алкоголю формируется очень рано. Особенно остро эта проблема проявляется в неблагополучных семьях. Но и в вполне благополучных отношение к употреблению алкоголя часто вполне демократичное. Выпить банку пива после рабочего дня не считается зазорным, а во время семейных застолий родители сами предлагают подростку алкоголь.
Кроме того алкоголизм является одним из главных факторов риска возникновения и усугубления других заболеваний и обуславливает смертность от неестественных причин. В состоянии алкогольного опьянения человек способен нанести непоправимый вред как своему здоровью и жизни, так и здоровью и жизням близких ему людей. По статическим данным, до 80% взрослых, больных алкоголизмом, начали употреблять алкоголь именно в подростковом возрасте[1, 2].
Ранее проблема подросткового алкоголизма не привлекла к себе столь широкого внимания. Употребление подростками алкоголя рассматривалось скорее как исключение, вызванное какими-либо неблагополучными условиями жизни, чем как правило, и поэтому не вызывало опасений [3,4]. Сейчас же употребление алкоголя подростками вошло в норму и стало - одной из важнейших социально-общественных проблем государства. Кроме того, статистика показывает, что именно в состоянии алкогольного опьянения подростками совершается большинство правонарушений и преступлений. Тем временем рост числа злоупотребляющих алкоголем девушек приводит к ранним беременностям, многочисленным абортам и рождению детей с психическими и физическими отклонениями [5, с. 11-12].
Именно подростковый возраст выделяют как самый психически неустойчивый, а потому уязвимый для внешних воздействий, стрессовых и конфликтных ситуаций такие учёные как: Я.В. Замановская, Р.М. Грановская, Я.И. Гилинский, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. Г. Навай-тис считает, что психологические проблемы подростка могут возникать вследствие личностного кризиса или конфликтов с близкими людьми. Так, уровень потребления алкоголя учениками старших классов сильно превышает уровень употребления алкоголя студентами. Это подтверждается исследованиями российских учёных (Е.Б. Иванова, Г.Б. Ткаченко, Р.Х. Хафизов) и объясняется тем, что у студентов, в соответствии с их возрастом сформирована психическая устойчивость. Студенты-люди уже с преимущественно сформировавшимся мировоззрением. Западные учёные в своих исследованиях выделяют в качестве значимого фактора эмоциональный фон подростка [6, с. 77; 7 с. 271-273].
Подростково-юношеский алкоголизм формируется в среде, насыщенной алкогольными установками, традициями и тем самым интенсивно давящей на него. Исследования показывают, что взрослые люди, отвечая на вопрос: «С кем вы, будучи подростком, юношей, начали употреблять спиртные напитки?» — давали такие ответы: с товарищами по учебе и двору — 33%, с товарищами по работе — 52%, с родными и близкими в семье — 15%. Из опрошенных 663 учащихся старших классов на вопрос: «С кем, в какой обстановке впервые попробовали спиртное?» — 43% ответили — дома, в праздники, с родителями, 9% — дома, но без родителей, 18% — на вечеринке у друзей, 16% — угостили работающие товарищи, 4% — на проводах в армию [5, с. 11-12; 8 с. 121-123].
По результатам опросов, в 90-е годы средний возраст юношей на момент первого употребления спиртного составлял 16-18 лет. По прошествии десятилетия этот возраст снизился до 10-12 лет. Разница в формировании зависимости от алкоголя у взрослых людей и у подростка заключается в том, что у взрослого сформировавшегося человека окончательное привыкание к алкоголю формируется спустя 5-10 лет регулярного употребления алкоголя, а для развития подросткового алкоголизма 24
буется всего 2-3 года регулярного употребления спиртного. Еще одним фактором формирования алкогольной зависимости у подростков является доступность спиртных напитков в магазинах. Чаще всего они начинают с потребления слабоалкогольных «безобидных» коктейлей и пива. На этом фоне начинает формироваться подростковый пивной алкоголизм [9, с. 20-24]. Кроме того, организм подростка гораздо более реагирует на алкоголь. Употребление подростками алкоголя влечет за собой быстрое ухудшение физического здоровья, психическую и интеллектуальную деградацию. У больных алкоголизмом так же довольно часто выявляются необратимые негативные изменения репродуктивной системы.
Рассмотрим некоторые факторы формирования подросткового алкоголизма. Некоторые исследователи выделяют такой фактор, как наследственная предрасположенность к алкоголю. По статистике у детей пьющих родителей алкогольная зависимость возникает в 3-4 раза чаще, чем у сверстников, чьи родители не употребляют алкоголь. Нередко ситуация усугубляется влиянием сверстников. Часто подростки из неблагополучных семей попадают в асоциальные подростковые социальные группы. Пребывание в такой компании и стремление соответствовать ей, повысить свой социальный статус и быть «крутым» приводит к необдуманным поступкам со стороны подростков [10, с. 98].
Так же к факторам, увеличивающим вероятность развития подросткового алкоголизма, относят искажения системы воспитания в родительской семье, влияние ближайшего окружения, социальных установок и стереотипов. Искажения системы воспитания могут проявляться в виде гиперопеки, чрезмерного контроля, противоречивых или завышенных требований, двойных стандартов или недостаточного внимания к эмоциональным, интеллектуальным и физическим нуждам ребенка. У пациентов, страдающих подростковым алкоголизмом, в детстве нередко выявляются эпизоды физического насилия со стороны родителей [11].
Л.Г. Леонова и Н.Л. Бочкарева называют некоторые особенности подросткового возраста, являющиеся факторами риска формирования аддиктивного поведения: повышенный эгоцентризм; тяга к сопротивлению; амбивалентность и парадоксальность характера; стремление к неизвестному, рискованному; стремление к независимости; болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность; незрелость нравственных убеждений; кризис идентичности; склонность преувеличивать степень сложности проблем; преобладание пассивных копинг-стратегий в преодолении стрессовых ситуаций [12, с. 214].
Ученые выделяют как минимум три формы психологической зависимости подростков от алкоголя, связанных, на наш взгляд с мировоззрением:
- с целью ухода от неприятной ситуации, от необходимости решения неприятного вопроса временного погружения в мир иллюзий и хорошего настроения;
- с целью преодоления комплекса неполноценности, когда подросток в компании выпивающих людей может свободно говорить на любые темы, хвастаться отчасти выдуманными успехами, героизировать себя и прошедшие события;
- с целью преодоления страха смерти, опасности. Проблема смысла жизни и смерти выходит на первые места в системе мировоззренческих ориентаций подростка и вызывает повышенную тревожность[13, 14].
В. Буриан считает значимым фактором, оказывающим влияние на приобщение подростков к психоактивным веществам, взаимодействие матери и ребенка в раннем детстве. Особо негативные последствия недостаточности такого взаимодействия проявляются в подростковом возрасте. В тот период, когда связь с родителями прекращается, её заменяют связи с другими людьми. Разрыв близости с родителями может вызвать
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 2(27)
педагогические науки
Балашова Елена Сергеевна, Мальцева Светлана Михайловна, Бушуева Анастасия Алексеевна и другие ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ...
у подростка, депрессивные переживания. Вследствие этого он может начать бороться с ней с помощью алкоголя и наркотиков [15, с. 348; 16 с. 214]. Таким образом, можно выделить несколько основных групп факторов, способствующих развитию алкогольной зависимости у подростков: биологические, психолого-мировоззренческие и социальные.
Подростковый возраст сам по себе выступает как фактор риска возникновения различных заболеваний, в том числе и зависимостей. Поэтому становится ясно, что для решения этой проблемы просто необходима профилактическая работа с подростками. Для максимального эффекта она должна включать в себя три направления:
1. Образовательный компонент.
Его суть - дать подросткам знание о вредном воздействии алкоголя на организм; ознакомить их со способами понимания и принятия своих чувств и эмоций, и механизмами работы с ними. Объяснить принципы формирования мировоззрения, его возрастные особенности.
2. Психологический компонент.
Психологическая помощь подростку. Помощь в формировании адекватной самооценки, навыков принятия и выполнения решений; умения отстаивать свои границы, нести ответственность за свои действия; умения при необходимости обратиться за помощью. Показать, что неустойчивость взглядов и оценок - проблема возраста в большей степени, чем проблема одного конкретного человека. Это свидетельство того, что мировоззрение, жизненные установки и планы формируются. А алкоголь скорее тормозит этот естественный процесс, чем способствует ему.
3. Социальный компонент.
Включает в себя помощь в социализации подростка и овладении навыками коммуникации [17, с. 98]. Нужно показать, что мир без алкоголя - это реальность. Легче вступает в коммуникацию человек уверенный в себе, которому есть что предложить собеседникам, а не находящийся под воздействием алкоголя.
Воздействие алкоголя на организм очень пагубно. Алкоголь разрушает организм подростка, губительно влияет на психику и здоровье, ведет к формированию алкоголизма. Это приводит подростка к низкому самоконтролю и может повлечь за собой совершение им в дальнейшем преступлений. Механизмы заболевания алкогольной зависимостью среди подростков ещё недостаточно изучены и требуют дальнейших исследований, для устранения причин этой проблемы [18, с. 11-34, 19].
Таким образом, подростковый алкоголизм является одной из самых важных общественных проблем. Так как алкоголь крайне негативно влияет не только на организм подростков, а соответственно и на здоровье нации, но и на мировоззрение личности. Формирование алкогольной зависимости в подростковом возрасте обусловлено влиянием нескольких групп факторов. Психика подростков ещё не сформирована, а потому крайне уязвима. Одним из возможных способов решения проблемы подросткового алкоголизма является профилактическая работа с подростками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мальцева С.М., СулимоваИ.Д. Невротические ценности в культуре общества потребления //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 7-Том 2 (33). С. 51-56.
2. Мальцева С.М., Максимова К.А., Морозкина В.А. Взгляды И. Канта и Г. Гегеля на субъективизацию когнитивного процесса // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 289-291.
3. Balashova E.S., Smolina N.A. Rénovation of industrial objects and areas in the context of cross-cultural communication //Последние тенденции в области науки и технологий управления. 2015. № 3. С. 111-118.
4. Саракаева С.А., Сокаев Х.М. Основные направления повышения у подростков устойчивой мотивации к здоровому образу жизни //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 317-320.
5. Гудкова И.В., Бобылев Е.Л. Отношение детей раннего подросткового возраста к алкоголю // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2017. С. 11-12.
6. Князев Ю.Н. Профилактика зависимости среди молодежи : метод. пособие / гл. ред. Ю. Н. Князев. - Бобруйск : Медицина, 2003.
77 с.
7. Вальчук Д.С., Агибалова Т.В., Бузик О.Ж., Гуревич Г.Л., Тучина О.Д., Курлович Н.М. Психотерапия, направленная на патоло-гическе влечение к алкоголю //Школа В.М. Бехтерева: От истоков до современности 2017. С. 271-273.
8. Савинская А.А. Отношение студентов к алкоголю // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2017. № 13. С. 121-123.
9. Мархоцкий Я.Л. Современные взгляды на пиво: о пользе и вреде // Здаровы лад жыцця. 2004. №12. С.20-24.
10. Ураков И. Г. Алкоголь : личность и здоровье. М. : Медицина,
1986. 98 с.
11. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Коротеева О.Д. Социально-психологические особенности детей из неполных семей // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 37-40.
12. Хриптович В.А. Психолого-педагогические основы обучения школьников здоровому образу жизни. Мн. : БелЭн, 2001. - 214 с.
13. Малахова Ж.Л. Отношение к алкоголизму потенциальных родителей и перспективы здоровья будущего поколения // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 8. С. 44.
14. Краснобаева Ю. Цель жизни - помойка?! //Гомельская прауда. 2008. № 8 (53). С.7.
15. Воронкова А.А., Кашина О.П. Проблема формирования языковой личности и духовной зрелости современных российских предпринимателей // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 34173421.
16. Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: учеб. пособие. Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. 384 с.
17. Билибин Д.П. Профилактика алкогольной болезни и наркомании : учеб. пособие. М.: Просвещение, 1991. 214 с.
18. Мархоцкий Я.Л. Алкоголизм - злейший порок человечества 2006. № 4. С. 11-34.
19. МаюровВ.Н. Антиалкогольное воспитание. -М.: Просвещение,
1987. -98 с.
Статья поступила в редакцию 13.03.2019 Статья принята к публикации 27.05.2019