УДК 159
ПОДРОСТКОВАЯ АЛКОГОЛИЗАЦИЯ В ТЕОРИИ
И ПРАКТИКЕ НАУЧНОЙ МЫСЛИ
А.В. Прялухина, И.А. Синкевич
Аннотация. В статье предпринята попытка системного осмысления социально-психологических подходов к изучению подростковой алкоголизации. Данная статья направлена на раскрытие понятия «алкоголизм», что позволяет более полно определить данное явление. Выделяются объективные факторы и механизмы алкогольного поведения подростков. Рассматриваются вопросы профилактики потребления алкоголя среди подростков.
Ключевые слова: аддикция, алкоголизация подростков, социальное научение, смысл жизни, позитивные и негативные оценки окружающих, неудовлетворенные потребности.
ALCOHOLIZATION YOUTH IN THEORY
AND PRACTICE OF SCIENTIFIC THOUGHT
A. Pryaluhina, I. Sinkevich
Abstract. The article attempts to systematic understanding of socio-psychological approaches study of teenage alcohol abuse. This article is aimed at the disclosure of the concept of "alcoholism", which allows you to more fully define this phenomenon. Are distinguished objective factors and mechanisms of alcoholic behavior of teenagers. The issues of prevention of alcohol consumption among adolescents.
Keywords: addiction, alcoholism teens, social learning, the meaning of life, the positive and negative evaluations of others, unmet needs.
Психологическая наука и практика убедительно доказывают, что назрела необходимость рассмотрения, изучения и анализа одной из социальных проблем - подростковой алкоголизации. Приобщение подростков к употреблению алкоголя - это, прежде всего, процесс социализации - воспитания. Социализация представляет многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному», постоянное открытие и утверждение себя как субъекта социальной мировой культуры.
По мнению ученых, психологические характеристики современной образовательной среды не удовлетворяют ни ее участников, ни общественность. По данным медицинских и психолого-педагогических исследований
последних лет: 1) в школе значительно увеличивается число нервно-психических расстройств учащихся; 2) многие дети испытывают психологические проблемы и страхи при взаимоотношениях с учителем; 3) между родителями и детьми возникают конфликты из-за школьных неудач. В.В. Барцалкина [1] заметила, что большое значение среди психологических факторов, оказывающих влияние на аддиктивное поведение, имеют неблагополучие в семье и детские психотравмы. Травматическая реакция часто возникает в ситуации чрезмерного стрессового воздействия на психику и организм
ребенка.
В.В. Барцалкина утверждает, что человек не склонен к зависимости, если он: находится в согласии с самим собой и со своими чувствами; способен адекватно выражать эмоции; поддерживает здоровые отношения с другими людьми; может позаботиться о себе. Но если травма имела место в детстве, у ребенка включаются механизмы по выживанию, и он находит выход из травмирующей ситуации, в зависимости от его способностей и особенностей темперамента. Способы могут быть различными и направленными на то, чтобы: контролировать свое состояние; заглушить эмоциональную боль; не дать себе испытывать негативные чувства. Если ситуация не меняется, то механизмы контроля становятся настолько сильными, что становится сложно пробиться к эмоциональной сфере ребенка. Однако эмоциональная боль никуда не исчезает и продолжает напоминать о себе. По мере взросления, временные защитные механизмы становятся постоянными, и в качестве «обезболивающих» средств подросток начинает использовать алкоголь, наркотики и др. Именно здесь и берет начало развитие зависимостей. Чтобы заглушить свои чувства, подросток растрачивает много ресурсов и уже не может полноценно выстраивать отношения c близкими людьми, перестает заботиться о своем здоровье и духовном развитии.
Проблема алкоголизации подростков, к сожалению, одна из острых социальных проблем, подрывающая демократический, духовно-нравственный, культурный потенциал нашего общества. С одной стороны, потребление алкоголя в современном российском обществе характеризуется прогрессирующим увеличением объемов потребления населением спиртных напитков и пива, что обогащает казну, с другой -злоупотребление алкоголем поражает и настоящее, и будущее общества, и, в первую очередь, под угрозу ставится подрастающее поколение. Поскольку в настоящее время снижается качество жизни, то в обществе происходит психическое напряжение населения. Эмоциональная напряженность приводит к развитию неуверенности и страха перед действительностью, что порождает стремление человека уйти от реальности. В большей степени этому страху подвержены подростки, которые не способны изменить свои личностные качества. Подростки в ситуации невозможности традиционным способом удовлетворить потребности в заботе, любви, признании и принятии со стороны окружающих взрослых начинают приобщаться к алкоголю. Важным является тот факт, что число подростков, попавших в алкогольную зависимость, в Российском обществе, неуклонно растет; также наблюдается тенденция омоложения возраста, с которого начинается потребление спиртного. Если в 60-х годах 20 столетия мужчины начинали потреблять спиртное с 24 лет, в 90-е годы - с 17 лет, то в настоящее время - с 14 лет.
Так, например, в г. Мурманске за 2015 год согласно данным наркологического диспансера каждый четвертый подросток регулярно употребляет пиво, 51,7% респондентов имеют неоднократный опыт употребления крепкого алкоголя, 19% респондентов-подростков хотя бы 1 раз пробовали наркотики. Чем раньше подросток приобщается к алкоголю, тем быстрее оформляется алкоголизм в силу устойчивой потребности в нем. Поэтому на сегодняшний день наиболее частым проявлением девиантного поведения являются аддикции, в частности проблема потребления подростками спиртных напитков. Социально-психологический анализ проблемы подростковой алкоголизации необходимо начать, как нам представляется, с терминологии, причин возникновения, сущности данного явления и путей его преодоления. Исследование подростковой алкоголизации нельзя глубоко понять, не изучив личностные качества подростка, потребляющего алкоголь. Анализ изучения личности аддиктивного подростка позволяет выявить динамику
формирования механизма алкогольного поведения. А это, в свою очередь, дает возможность проведения профилактики подросткового алкоголизма.
В психолого-педагогической, медицинской литературе к настоящему времени имеется целый ряд понятий, определяющих аддиктивное поведение: неумеренное пристрастие или сильная склонность, влечение к чему-либо; сильное увлечение и большая трата времени на это увлечение; следствие извращения нормальности; форма патологического поведения; форма девиантного (отклоняющегося) поведения. Многие зарубежные исследователи считают аддикцию синонимом зависимости. Однако современное состояние научного осмысления понятий «аддиктивное» поведение,
«зависимость» или «проблемное» потребление алкоголя характеризуются отсутствием четкого разграничения этих явлений.
По определению В.А. Одиноковой [7], «проблемное» потребление алкоголя охватывает «пьянство», «алкоголизм» и подразумевает наличие неблагоприятных медицинских, психологических и социальных последствий потребления алкоголя. Во многих работах авторы определяют зависимость от алкоголя, как внутреннее состояние человека от какого-либо внешнего воздействия или влияния, от которого невозможно отказаться. Выражается такое состояние в стремлении к употреблению алкоголя для достижения психологического комфорта, психического эффекта, тем самым оказывая пагубное воздействие на поведение и деятельность человека. Например, в словаре-справочнике М. Кордуэлла «Психология от А до Я» зависимость рассматривается как разновидность расстройства личности, при котором человек не только испытывает чувство беспомощности, неадекватности, но и не в состоянии принимать простейших
самостоятельных решений, поэтому опирается на других людей. Российские ученые С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева [2] интерпретируют аддикцию как вредные привычки, страсть к чему-либо, порочную склонность, которые изменяют психическое состояние и являются промежуточным звеном формирования от вредной привычки к симптомам зависимости, проявляющейся в девиантном поведении.
В работе В.Д. Менделевича [6] психическая зависимость от алкоголя взаимосвязана с удовлетворением потребности в потреблении спиртных напитков и эмоциональным состоянием человека. Установлено, что основой развития психической зависимости от алкоголя является
воздействие психоактивными веществами на стволовые и лимбические структуры мозга (систему подкрепления), что приводит к сильному возбуждению, психофизическому тонусу, тем самым обеспечивая положительные эмоциональные переживания. Повторное употребление алкоголя истощает химические процессы мозга (нейромедиаторы), что проявляется в эмоциональном дискомфорте. Таким образом, этот порочный круг обеспечивает основу психической зависимости от алкоголя. Научное осмысление сущности и содержания алкоголизации характеризуется наличием разных подходов к ее пониманию. В традиции психоанализа алкоголизм рассматривается в контексте внутриличностного конфликта, который находит свое выражение в противоречиях между инстинктивными влечениями и сознательно усваиваемыми социальными нормами.
Социологические теории объясняют распространение алкоголизма противоречиями между культурно-детерминированными нормами и смыслом употребления алкоголя. Такие противоречия варьируются в зависимости от культурной среды, а смысл употребления спиртных напитков предписывает частоту, объем приема алкоголя, тип напитка, а также определяет символическое значение потребления алкоголя. Классическая концепция Э. Дюркгейма, Р. Макайвера, Р. Мертона объясняет распространение алкоголизма интегрированностью общества. Изменения, происходящие в обществе, могут становиться для человека незначимыми; и он начинает скептически относиться к высшим ценностям и жизненным ценностям других людей. Поэтому потребление алкоголя свойственно индивидам с ослабленными социальными и эмоциональными контактами, недоступностью достижения одобряемых обществом целей в силу занимаемого социального положения или в силу дезорганизации общества, в котором он находится.
Таким образом, алкоголизация населения усиливается в период непредсказуемости общественного поведения, массового мышления, что может означать для личности неравномерную социализацию новой системы ценностей. Согласно теории социального научения (А. Бандура, Э. Торндайк, К. Халл) в проблемном потреблении алкоголя как измененном поведении подростка можно выделить взаимосвязанные факторы - поведенческие, когнитивные, средовые. Через научение в результате подкрепления практикой посредством награды или наказания, подросток овладевает опытом, и
последствия поведения определяют вероятность его повторения. Однако поведение регулируется не только внешними последствиями, но и когнитивными процессами личности, т.к. мысли, самовосприятие, чувства взаимосвязаны с реальным поведением. В процессе научения социальные факторы (культура, СМИ, семья) моделируют поведение молодого человека [12]. Таким образом, алкогольное поведение подростка может формироваться посредством социальной среды в процессе научения, и прежде всего -через отношение родителей к алкоголю. Родители, являясь, первичными посредниками социализации, могут выступать в качестве модели потребления алкоголя. Поэтому подросток формирует определенные модели поведения, отталкиваясь от позитивных или негативных реакций, воспринимаемых от значимых взрослых.
Современное состояние научного осмысления подростковой алкоголизации также
характеризуется наличием экзистенциальной концепции к ее пониманию. Э. Фромм в книге «Бегство от свободы» акцентировал внимание на проблеме понимания для современного человека свободы и пришел к выводу, что в настоящее время сущностью существования для человека служит его изоляция от социальной среды и одиночество. Подросток, освобожденный от культурных и социальных стереотипов, приобретает несвободу в смысле реализации его интеллектуальных, эмоциональных способностей, а изоляцию от общества, пробуждая в себе чувство бессилия и тревоги. Такая изоляция ставит подростка перед выбором: или избавиться от свободы при помощи новой зависимости, или самостоятельно определиться со смыслом своей жизни. Появление внутренней свободы у подростка связано с преодолением давления со стороны взрослых. В такой ситуации подросток может оказаться в состоянии одиночества, отстраненности, что может повлечь потерю смысла жизни. Неудовлетворенные потребности с окружающими могут компенсироваться проблемным потреблением алкоголя. Важно подчеркнуть, что с точки зрения экзистенциальной концепции, деструктивные проявления в поведении подростков вторичны и порождаются объективными факторами.
В отечественной психологической школе доминирует деятельностный подход, который рассматривает проблему подростковой алкоголизации через призму взаимодействия личности с окружающей средой, в результате которой происходит целостное отражение реальной действительности, преобразуемое в предметной деятельности. Данная идея нашла
отражение в работах А.Г. Асмолова, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Зейгарник, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.Д. Шадрикова и др. Деятельностный подход к исследованию подростковой алкоголизации позволяет охарактеризовать подростковую алкоголизацию, во-первых, с точки зрения оценки окружающих людей. Алкогольное поведение может оцениваться как позитивно, так и негативно. Позитивная оценка дает подростку установку на дальнейшее употребление алкогольных напитков и на получение впоследствии положительных эмоций. Негативное оценивание алкогольного поведения окружающими мешает подростку рассматривать свое поведение с иных позиций. Однако оценивание зависит от отношений между личностью подростка и окружающими, его направленности, уровня притязаний и социально-психологических условий. Во-вторых, подростковая алкоголизация зависит от степени несоответствия личностных и социальных потребностей, приводящих к расхождению мотивов и целей собственной деятельности.
По мнению ряда исследователей, для аддиктивного подростка характерна, с одной стороны, высокая познавательная активность, с другой стороны, неудовлетворенные потребности в систематическом обучении сопровождаются недостатком знаний, что может привести к определенной форме деятельности - аддикции. Такое поведение может выражаться в потреблении алкогольных напитков и удовлетворении потребности в асоциальных действиях. Таким образом, переориентация подростка с асоциальных на социальные формы поведения осуществляется посредством социально одобряемых и непризнания асоциальных потребностей, которые могут приводить к алкогольному поведению.
Согласно структурно-системному подходу в алкоголизации подростков как системе можно выделить целостные структуры качеств аддиктивной личности - неудовлетворенные потребности, мотивы, отсутствие ценностей, интересов одобряемых обществом,
направленности, в которых сочетаются наследственные факторы и внешние приобретенные (А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Г. Олпорт и др.). Такая структура личности определяет негативные отношения подростка к обществу и самому себе. В.С. Мухина, исследуя самосознание личности девиантных подростков, акцентирует внимание на историческом и онтогенетическом развитии структурных звеньев самосознания. Данное положение является правоверным, потому что механизмы нарушения социального развития
обусловлены неудовлетворением потребностей подростка в познании, понимании другого человека, принятии и привязанности к нему и обеспечивают динамику алкогольного поведения среди подростков.
Анализируя подростковую алкоголизацию, необходимо отметить, что такое явление обусловлено и опосредовано не только объективными факторами, условиями воспитания, но и немаловажную роль играют личностные характеристики подростка. В.Г. Казанская [3] определяет особенности подростков, склонных к алкоголизму: повышенный эгоцентризм; отсутствие социальных интересов; сопротивление воспитательным авторитетам; обособление подростков от взрослых; агрессивность к обществу; удовлетворенность потребности в общении в специфических группах; поиск сексуального опыта. Ц.П. Короленко, Н.В Дмитриева [4] предполагают, что алкоголю подчиняются слабые и безвольные люди. Исходя из этого, ими были выделены индивидуально - психологические механизмы формирования алкогольного поведения подростков: психическая
недоразвитость, неспособность противостоять влиянию извне, подражание поведению взрослых, несамостоятельность принятия решений и действий, обидчивость, ранимость.
По мнению ряда исследователей, алкогольное поведение подростков детерминировано: 1) потребностью избегания одиночества; 2) асоциальными установками и поведением, что затрудняет контакты с нормативными сверстниками и приводит к поверхностному общению [13,14]. Поддержание подростком отношений в привязанности утрачивает смысл, и основными становятся потребности в элементарной безопасности и инфантильных способах снижения тревоги. Удовлетворение данных потребностей осуществляется в асоциальных референтных группах, которые дают возможность снять эмоциональное напряжение, не беспокоиться по поводу социальной изоляции, самоутвердиться.
Следует отметить, что одним из важных вопросов, на наш взгляд, является вопрос об оптимизации системы профилактики по потреблению алкоголя среди подростков. По мнению О.А. Круковской [5], сущность и содержание процесса педагогической профилактики подростков, употребляющих алкогольные напитки, состоит из формирования здорового образа жизни, умения подростком анализировать свои поступки и оказывать сопротивление асоциальному групповому давлению.
Результаты исследования А. Похъола, С. Туомикоси-Коуккула [8] показывают, что социально-психологическая помощь подросткам, употребляющим алкоголь, зависит от наличия их жизненной перспективы и возможности ее видоизменять. Авторы предлагают следующие направления профилактики: 1) разработка и апробация методик исследования, которые помогут у обучающихся выявить отношение к употреблению алкоголя и представления родителей о подростках, употребляющих алкоголь; 2) разработка и апробация методики исследования, которая выявит представления педагогов об отношении подростков к алкоголю. Н.Н. Савина [9], А.В. Смирнова [10], И.С. Шемет [11] выделяют несколько направлений психологической помощи по преодолению социально-психологического неблагополучия подростков: работа с подростками с эмоционально - отчужденными отношениями, с семьями алкоголиков, детско-родительскими отношениями (кризисы возрастного развития, закрепившиеся отрицательные стереотипы внутрисемейного общения). Профилактические и коррекционные мероприятия представляют собой программы обучения родителей умению справляться с детьми. Программа помощи подросткам и родителям может включать мероприятия, направленные: 1) на формирование нового социального опыта нормативных и детско-родительских отношений в актуальных жизненных ситуациях, новых моделей идентификации, чувства привязанности к близким людям; 2) на расширение жизненной перспективы. Ученые рассматривают вопрос о том, как психотехнологии преодоления склонности к потреблению алкоголя направлены на разрешение подростком проблемных ситуаций для удовлетворения потребностей и оптимизации системы межличностных отношений. Таким образом, оптимизация системы профилактики употребления алкоголя среди подростков предполагает осуществление мероприятий, направленных: 1) на осознание подростками своих деструктивных особенностей; 2) на корректировку данных особенностей через направленность имеющихся положительных качеств; 3) через актуализацию активности социальных институтов общества в совершенствовании общения и предпочитаемых видов деятельности; 4) через совершенствование конкретных психотехнологий преодоления склонности к потреблению алкоголя.
Многообразие понятий, подходов к аддикции и психической зависимости от алкоголя свидетельствует о том, что феномен подростковой алкоголизации недостаточно изучен и требует системного исследования. Из нашего краткого анализа видно, что проблема подросткового алкоголизма разрабатывается различными социально - психологическими направлениями. Теоретический анализ основ исследования подростковой алкоголизации показал разные аспекты указанной проблемы: 1) социологический подход акцентирует внимание на исследовании противоречий между культурными нормами общества и смыслом употребления алкоголя, что означает для личности неравномерную социализацию новой системы ценностей; 2) поведенческая теория важна при рассмотрении алкоголизма, поскольку поведение личности формируется посредством взаимодействия с социальным окружением в процессе научения; 3) позиция экзистенциальной концепции позволяет согласиться с тем, что современные подростки обособлены от семьи, школы, общества, что способствует неудовлетворенным потребностям в
безопасности, самореализации (обретении свободы), приводящие к чувству одиночества, изоляции, отчужденности и, таким образом, формирующие аддиктивное поведение; 4) с позиции деятельностного подхода подростковая алкоголизация изучается в контексте взаимодействия подростка с окружающей средой; 5) представители структурно-системного подхода алкоголизацию подростка связывают с исследованием организации личности как целостной структуры, которая состоит из образующих ее качеств.
Проблема профилактики по потреблению алкоголя среди подростков всегда была в центре внимания психологов, педагогов. Безусловно, методы и профилактика подросткового алкоголизма имеют большое значение для формирования социально-ценностного поведения подростка. Поэтому ее решение зависит от наличия у подростка жизненной перспективы и возможности ее видоизменять, формирования здорового образа жизни, сопротивления групповому асоциальному давлению,
способности подростка к анализу своих поступков. Таким образом, в результате теоретического анализа установлено, что подростковый алкоголизм представляет собой социальную болезнь и является предметом дальнейшего исследования.
Литература:
1. Барцалкина В.В. Детская психическая травма и аддиктивное поведение / В.В. Барцалкина // Другое детство: Сборник тезисов Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития», Москва, 25-27 ноября. - М., МГППУ, 2009. - С. 57-59.
2. Галяутдинова С.И., Ахмадеева Е.В. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями / С.И. Галяутдинова, Е.В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. - 2013. - Т. 18. - № 1.
3. Казанская В.Г. Наркозависимость подростков в контексте их кризисов / В.Г. Казанская // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2014. - Т.5. - № 4.
4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Жизненные ловушки зависимости и созависимости / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - СПб.: Речь, 2012. - 136 с.
5. Круковская О.А. Предупреждение и преодоление наркозависимости подростков и молодежи / О.А. Круковская // Педагогическое образование России. - 2011. - № 2.
6. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2007. -768 с.
7. Одинокова В.А. Теоретическое и эмпирическое определение проблемного потребления алкоголя / В.А. Одинокова // Теория и практика общественного развития. - 2014. - №10.
8. Похъола А., Туомикоски-Коуккула С. Создание сети сотрудничества в сфере первичной
профилактики подростковой и молодежной наркомании: теоретико-методологические и организационно-практические аспекты / А. Похъола, С. Туомикоски-Коуккула [и др.]; под науч. ред. Е.М. Зубрицкой. - Мурманск: НОУ МГИ, 2009. - 215 с.
9. Савина Н.Н. Факторы защиты и факторы риска делинквентного поведения подростков / Н.Н. Савина // Вестник ТГПУ. - 2009. - Вып. 4(82). - С.92-94.
10. Смирнова А.В. Алкоголизм и девиантное поведение подростков и младших школьников. Как с ними работать? / А.В. Смирнова // Вестник практической психологии образования. - 2015. - № 4(45). - С. 63-64.
11. Шемет И.С. Принципы применения интегративных психотехнологий в социальной работе с молодежью / И. С. Шемет // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2004. - Вып. 5(50). - С. 4045.
12. Хегенхан Б. Теории научения / Б. Хегенхан, М. Олсон; пер. с англ. Л. Бутылина и др. - 6-е изд. -СПб.: Питер, 2004. - 473 с.
13. Cheverikina E.A. et all. Socio-Psychological Characteristics of College Students Who are Prone to Addictions. / Cheverikina E.A. , Rakhimgarayeva R.M., Sadovaya V.V., Zakirova V.G., Starodubets O.D., Klemes V.S. // Life Science Journal. - 2014. - 11(7s). - С. 375-380.
14. Чеверикина Е.А. Социально-психологические особенности студентов вузов, склонных к зависимости от психоактивных веществ. - Дисс. ... канд.псих.наук. - Казань, 2013. - 218с.
Сведения об авторах:
Прялухина Алла Вадимовна (г. Мурманск, Россия), доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии Психолого-педагогического института Мурманского арктического государственного университета, e-mail: [email protected]
Синкевич Ирина Алексеевна (г. Мурманск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Психолого-педагогического института Мурманского арктического государственного университета.
Data about the authors:
А. Pryaluhina (Murmansk, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Professor Department of Psychology Psychological-Pedagogical Institute Murmansk Arctic State University, e-mail: [email protected]
I. Sinkevich (Murmansk, Russia), Ph.D., Associate Professor, Head of the Department of Psychology Psychological-Pedagogical Institute Murmansk Arctic State University.