Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сребродольский Олег Владимирович

В статье анализируется процесс расширения сферы профессионального применения педагогов, психологов, социальных работников и других категорий специалистов системы образования, что ориентирует подготовку бакалавров психолого-педагогического образования на усиление внимания к правовой составляющей ее содержания. Особое место уделяется практической деятельности в области профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и характеристике профессиональных стандартов специалистов, род деятельности которых связан с данной сферой. Автором указано на необходимость повышение уровня сформированности профессиональных компетенций специалистов в области профилактики безнадзорности и правонарушений, на развитие навыков профессиональной ориентации на основе знаний законодательства, умений решать педагогические задачи различной сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сребродольский Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREPARING BACHELORS TO WORK IN THE SYSTEM OF PREVENTION OF NEGLECT AND DELINQUENCY

The article analyzes the process of expanding the scope of professional performance of teachers, psychologists, social workers and other categories of specialists in the education system, which focuses the training of bachelors of psychological and pedagogical education towards increasing attention to the legal component of its content. Special attention is paid to practical activities in the field of prevention of neglect and juvenile delinquency and the characteristics of professional standards of specialists whose occupation is related to this area. The author points out the need to increase the level of formation of professional competencies of specialists in the field of prevention of neglect and delinquency, to develop vocational guidance skills based on knowledge of legislation, the ability to solve pedagogical problems of various complexity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

Педагогика и психология образования. 2021. № 2 DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-81-91

О.В. Сребродольский

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), 109004 г. Москва, Российская Федерация

Особенности подготовки бакалавров к работе в системе профилактики безнадзорности и правонарушений

В статье анализируется процесс расширения сферы профессионального применения педагогов, психологов, социальных работников и других категорий специалистов системы образования, что ориентирует подготовку бакалавров психолого-педагогического образования на усиление внимания к правовой составляющей ее содержания. Особое место уделяется практической деятельности в области профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и характеристике профессиональных стандартов специалистов, род деятельности которых связан с данной сферой. Автором указано на необходимость повышение уровня сформированное™ профессиональных компетенций специалистов в области профилактики безнадзорности и правонарушений, на развитие навыков профессиональной ориентации на основе знаний законодательства, умений решать педагогические задачи различной сложности. Ключевые слова: профессиональное обучение, правовая подготовка, профилактика безнадзорности и правонарушений, профессиональный стандарт

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Сребродольский О.В. Особенности подготовки бакалавров к работе в системе профилактики безнадзорности и правонарушений // Педагогика и психология образования. 2021. № 2. С. 81-91. DOI: 10.31862/2500-297Х-2021-2-81-91

© Сребродольский О.В., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

о

ro ^

^ о

x x

4 £

° 5

t: ? ^

ш x x

Z о I

x S s

* tf °

n tr TO

о О а.

ш ало

F i= о

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 2

DOI: 10.31862/2500-297X-2021-2-81-91

O. Srebrodolsky

K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management

(First Cossack University),

Moscow, 109004, Russian Federation

Features of preparing bachelors to work in the system of prevention of neglect and delinquency

The article analyzes the process of expanding the scope of professional performance of teachers, psychologists, social workers and other categories of specialists in the education system, which focuses the training of bachelors of psychological and pedagogical education towards increasing attention to the legal component of its content. Special attention is paid to practical activities in the field of prevention of neglect and juvenile delinquency and the characteristics of professional standards of specialists whose occupation is related to this area. The author points out the need to increase the level of formation of professional competencies of specialists in the field of prevention of neglect and delinquency, to develop vocational guidance skills based on knowledge of legislation, the ability to solve pedagogical problems of various complexity.

Key words: vocational training, legal training, prevention of neglect and delinquency, professional standard

CITATION: Srebrodolsky O.B. Features of preparing bachelors to work in the system of prevention of neglect and delinquency. Pedagogy and Psychology of Education. 2021. No. 2. Pp. 81-91. (In Russ.). DOI: 10.31862/ 2500-297X-2021-2-81-91

Содержательные аспекты психолого-педагогической и правовой подготовки бакалавров к работе в системе профилактики безнадзорности и правонарушений в данном исследовании мы будем рассматривать с позиций контекстного обучения как концептуальной базы реализации компетентностного подхода, как эффективной основы развития правовой

о

го |_

о

X I

Ч .0

О

н го к

Ol I X

Z о I

X X и го m

CK X í^ и Ol о m го

о о

ш о_ю

F с о

-СО 82

компетентности бакалавров психолого-педагогического образования. Она в период профессиональной подготовки в вузе обеспечивает трансформацию содержания обучения, ориентированного на профессиональные действия и поступки и опирающегося на базовые социальные и предметные компетенции; нацеливает на разработку педагогических технологий творческого взаимодействия, сотрудничества, диалога и т.д. с помощью различных дидактических форм, методов и средств.

Профилактика безнадзорности и правонарушений - это система социальных, правовых, педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих асоциальным проявлениям в среде несовершеннолетних, осуществляемым с помощью совокупности методов индивидуальной психолого-педагогической работой с детьми и их семьями, находящимися в социально-опасном положении.

В контексте нашего исследования проблемы подготовки бакалавров психолого-педагогического образования и правовые аспекты их будущей профессии рассматриваются с позиции формирования правовой культуры, форм правового освоения действительности (А.С. Аникина, С.В. Воронков, В.М. Цыганаш и др.) [1; 4; 5]. Их актуальность обусловлена реалиями будущей профессиональной деятельности выпускников педагогических специальностей, связанных с расширением сферы приложения педагогического труда, и определена значимостью нормативно-правового обеспечения профилактики социально-опасных зависимостей и явлений в детской, подростковой и молодежной среде.

В конце прошлого века в результате проводимых в стране политических и социально-экономических преобразований резко ухудшилось положение большинства населения страны и в первую очередь детей. Как утверждает А.А. Беженцев, деструктивную роль также сыграла государственная реформа в сфере образования, т.к. после окончания девятого класса многие несовершеннолетние просто оказались на улице, т.к. не работали и не учились [2]. Вследствие чего возникла экстренная необходимость в создании системы учреждений и организаций, призванных на социально-правовом уровне защитить детей и успешно адаптировать их к новым условиям. В связи с этим по всей 0 стране в разных ведомствах начали создаваться отдельные учреждения | о и организации, целью которых была профилактика противоправно-

t: ? к

го поведения детей и подростков, а также защита их прав и законных S^ g ц интересов. К сожалению, эти учреждения и организации возникали бес- ^ у 2 системно, были разрозненны и не в полной мере решали задачи профи- j^-e- $ лактики и защиты детей. Практика организации данной работы подтвер- ^ s—o дила следующую гипотезу: уровень эффективности такой деятельности

находится в прямой зависимости от методической обеспеченности внедряемых форм профилактической работы, уровня сформированности профессиональных компетенций специалистов в данной области, развитости умений и навыков профессиональной ориентации в подобных ситуациях на основе знаний законодательства, решения педагогических задач различной сложности.

Социально-педагогическое направление системы психолого-педагогической работы бакалавров по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и освоению правозащитных функций ориентирует их подготовку на ознакомление с современной систематизацией ее субъектов, в которой выделяются:

- общие органы профилактики (учебно-воспитательные и культурно-развлекательные учреждения образования и органы управления образованием; органы управления и учреждения здравоохранения, спортивно-оздоровительные и другие учреждения, действующие в системе народного образования; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите; органы и учреждения по делам молодежи; учреждения культуры, спорта, туризма; молодежные объединения и другие общественные организации и движения и т.д.), осуществляющие воспитательно-профилактическую деятельность в ходе решения задач социального воспитания и формирования у подрастающего поколения правопослушного общественного поведения;

- специальные органы профилактики (правоохранительные органы, органы и учреждения внутренних дел; органы социальной защиты, опеки и попечительства, органы служб занятости; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.), непосредственно ведущие работу с подростками и семьями «группы риска», с несовершеннолетними правонарушителями, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений, осужденными судом к различным мерам наказания, не связанных с лишением свободы.

Многие из перечисленных учреждений открыты в России сравнительно недавно и прослеживается тенденция создания других типов социально-педагогических учреждений различного профиля, которые требуют определенной специализации бакалавров психолого-педагогического образования.

Исходя из принципов компетентностного подхода, ориентирующе-

го ^ ^ о

X I ^ л

° 5 t: ? ^ ф I X

Z х 1

у 2 го на усиление прикладного характера профессионального образова-

ск

ния, в том числе предметного обучения, необходимо усилить внимали ние на применении полученных результатов образования на практике.

m и-ш

г- С О

Поэтому бакалавры психолого-педагогического образования должны

иметь представление о требованиях к специалистам указанных органов согласно профессиональным стандартам, предъявляемых действующими нормативно-правовыми актами, чтобы освоить методы и приемы осуществления профилактики социальных девиаций, решая педагогические задачи коррекции асоциального поведения подопечных.

В частности, отдел опеки и попечительства играет особую роль в профилактике безнадзорности, административных и других правонарушений, совершаемых подростками, и осуществляет защиту личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Например, специалист отдела опеки и попечительства изучает семью, опыт семейного воспитания, преследуя прежде всего интересы ребенка. Действуя в рамках профессионального стандарта, он составляет акты обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующих на его воспитание, осуществляет подготовку правовых актов, предусмотренных федеральными и региональными нормативными правовыми актами, связанными с обеспечением и защитой прав ребенка; участвует в судах в качестве представителя истца (заявителя) по искам в защиту прав, свобод и законных интересов ребенка или представителя государственного органа (органа местного самоуправления) для дачи заключения по делу, а также в качестве представителя ответчика, в случаях, предусмотренных законодательством; запрашивает необходимые сведения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях; выясняет мнение ребенка в случаях, предусмотренных законодательством; взаимодействует со службой медиации для внесудебного разрешения конфликта или урегулирования судебных споров; проводит обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующих на его воспитание, готовит заключение в суд по существу спора, связанного с воспитанием детей; обеспечивает и защищает права и законные интересы ребенка по делам с участием иностранных граждан, применением права иностранных государств или вынесенных в них решений уполномоченных органов, включая случаи международного похищения ребенка в целях участия в его воспитании; обеспечивает и защищает права и законные интересы детей, вовлеченных в наихудшие формы детского труда, практику торговли людьми, 0 детскую проституцию и порнографию, в части своих полномочий и др. | о Он ведет документацию и служебную переписку, сбор и первичную статистическую и аналитическую обработку информации и пр. (http:// ^ g | www.fgosvo/ru). x у SS

Из перечисленного можно выделить, что должностные обязанности 5-е-й

о ° ^

и практическая деятельность данного специалиста показывают, что ^ рэ он должен не только осуществлять социально-правовую защиту детей,

но и оказывать социально-правовую помощь, направленную на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей, правовое информирование родителей, педагогов и др. Следовательно, правовая составляющая содержания его подготовки должна быть весьма существенной.

На современном этапе также функционируют инновационные формы учреждений, в которых представляются услуги по оказанию экстренной психологической и социальной помощи; социальные гостиные (общежития, квартиры, модули самостоятельного проживания) для социальной адаптации, мастерские (сувенирные, швейные, гончарные, столярные и сельскохозяйственные) для профессиональной ориентации и обеспечения временной занятости несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета и пр.

Все эти учреждения разной подчиненности в рамках управления образования, здравоохранения, социальной защиты, комитета культуры, средств массовой информации, отделов опеки и попечительства, спорткомитета. Но проводя социальную работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних, они плотно взаимодействуют друг с другом, создавая четырехуровневую систему профилактики. Это, в первую очередь, работа с семьей. Второе - работа учреждений профилактики и общественных организаций. Третье - работа субъектов профилактики. Четвертое - координация деятельности всех этих направлений.

Каждое учреждение в соответствии с заданием своего субъекта разрабатывает планы, каждый из них имеет свою разветвленную сеть учреждений, которые работают строго в соответствии с программой.

В связи с вышесказанным, востребованность грамотных специалистов по сопровождению детей, подростков и молодежи, оказавшихся в трудной социальной и жизненной ситуации, крайне высока. Поэтому для специалистов, работающих с данным контингентом, необходимо: знать и понимать особенности организации психолого-педагогической работы; иметь необходимые знания о психологии разного возраста; уметь проводить индивидуальные и групповые формы работы; разрабатывать и реализовывать программы их педагогического сопровождения и т.д.; знать и уметь применять законодательство образовательной отрасли; применять технологии контекстного обучения при ведущей роли таких его форм и методов, как анализ конкретных ситуаций, про-

го ^ ^ о

X I d £ ° 5 t: ? ^ ф I X Z о I

у 2 ектирование, деловые игры и др

CK

^-О-™ Например, в учреждениях образования при изучении предметов 8 общеобразовательного цикла изучается вредность потребления психо-

m

г- С О 86

активных веществ, вводятся профилактические программы социального

направления, которые осуществляют классные руководители и социальные педагоги. Среди них отметим внеурочное мероприятие «Все цвета, кроме черного», которое направлено на формирование у детей позитивного мироощущения, выработку навыков эффективной социальной адаптации в обществе, предупреждение вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков и т.д.); на расширение знаний о правилах здорового образа жизни (ЗОЖ) и готовность соблюдать их, на осознание особенности своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием; на просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о ЗОЖ, предупреждения вредных привычек. С этой целью на занятиях в доступной форме с детьми проводятся тренинги и беседы, направленные на недопущение потребления наркотических средств [3].

Программа «Правильный выбор» по профилактике правонарушений и социально-педагогической поддержке учащихся, с которыми ведется индивидуальная профилактическая работа, позволяет:

- создать условия для эффективной профилактики и предупреждения безнадзорности и правонарушений среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, предотвращения развития экстремистских настроений, формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ; развития толерантности, усвоения этических форм общения;

- развивать у детей творческие начала, оказывать психолого-педагогическую помощь тем, кто оказался в сложной жизненной ситуации;

- пропагандировать здоровый образ жизни.

Правовой контекст данных мероприятий может быть закреплен в рамках знакомства с административной ответственностью за несоблюдение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

Одной из узловых детерминант безнадзорности является кризис семей, проходящий на фоне увеличения бедности, ухудшения условий жизнедеятельности, разрушения нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей, негативных последствий глобального экономического кризиса и др., которые способствуют минимизации 0 внимания со стороны родителей к несовершеннолетним, неисполнение | о родителями своих конституционных обязанностей по заботе о детях

н ^

и их воспитании [2]. -т о Ц

Поэтому, в соответствии с основополагающим законом, ориен- ^ у 2 тированным на решение проблемы беспризорности и правонарушения ¡^-е-й несовершеннолетних (Федеральный закон Российской Федерации ^ §-ю «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения

несовершеннолетних» (http://base.garant.ru/12116087/)), в России функционируют территориальные реабилитационные центры и центры помощи семье и детям в целях улучшения и оптимизации социальных отношений в ближайшем окружении подростка и его семьи. Они выполняют несколько функций:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;

- выявление совместно с различными органами системы профилактики детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи;

- оказание педагогической, социальной, психологической, медицинской, помощи несовершеннолетним, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- обеспечение защиты их прав и законных интересов;

- содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

- профилактика социального сиротства и социально-педагогическая поддержка семьи (в т.ч. социальный патронаж), содействие ее стабилизации, осуществление реабилитационных мероприятий (оздоровительный отдых) для выбывших воспитанников приюта на базе приюта. Центры обеспечивают временное проживание несовершеннолетних,

потерявших родителей (дети-сироты в силу смерти родителей); оставшихся без попечения родителей (родители лишены родительских прав, временно ограничены в родительских правах, находятся в местах заключения), отобранных у родителей специалистами по охране прав и защите детей из социально-неблагополучных семей, а также оказавшихся в трудной жизненной ситуации (родители не работают, бродяжничают, конфликтная ситуация в семье).

Основные виды деятельности в этих учреждениях осуществляются путем предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых видов услуг: социальный патронаж и социальный контроль семей социального риска; обеспечение денежными пособиями и целевыми субсидиями; содействие улучшению жилищных условий; клубная и кружковая работа с отклоняющимися от нормы поведением несовершеннолетним; оптимизация процедур

го ~ ^ о

X I

о усыновления, стимулирования усыновления и опеки, поддержка усыно-

¡г ? к

^ § Ц вителеи и опекунов, приемных и патронатных семей и др.

ск

у 2 В функции социальных приютов для детей и подростков входит обе-

01

спечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся

о о О. ~

о_ю в трудной жизненной ситуации, оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным

представителям) в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников, организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, оказавшихся в приюте.

В рамках их деятельности примечательна деятельность специалиста по работе с семьей, который оказывает помощь разным типам семей и всестороннюю поддержку семьям с детьми на основе выявления семейного неблагополучия с помощью различных технологий; разрабатывает программы реабилитации, реинтеграции ребенка и семьи в социум; привлекает ближайшее окружение для изменения отношений между членами семьи, оздоровления социально-психологической обстановки в семье, повышения ответственности родителей за воспитание детей; обеспечивает представительство интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав (http:// docs.cntd.ru/document/499061699).

Осуществление предупредительных мер реализуется через систему форм и методов профилактики, среди которых: анкетирование, тестирование, наблюдение, опрос, беседа, анализ документов, профилактические тренинги; метод поддержки и стимулирования новых навыков; моделирование поведения в социальной среде; создание ситуации успеха, тренинг социальных навыков и модификаций поведения, метод профилактического вмешательства; метод заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации.

Деятельность Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) направлена на изучение и обобщение информационных, аналитических и статистических материалов о состоянии безнадзорности, беспризорности, наркомании, токсикомании, алкоголизма, правонарушений, гибели и травматизме, нарушениях трудовых, жилищных и иных прав несовершеннолетних, а также разработку мер, предупреждающих данные явления; внедрение новых форм, методов работы и взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, распространение положительного опыта; развитие партнерских отношений с государственными и общественными, а также некоммерческими организациями в сфере решения проблем детского и семейного неблагополучия. 0

Для того чтобы решить проблему правонарушений несовершен- | о нолетних, нужно знать, какие причины влияют на противоправное

t: ? к

поведение несовершеннолетнего правонарушителя, т.к. в задачи дея- -т о i тельности социальных учреждений по профилактике правонарушений ^ 5 2

05 ш °

несовершеннолетних входят устранение причин и условий, из-за кото- ^-g- $

о ° о-

рых несовершеннолетние совершают правонарушения самого разного ^ рэ характера. Наиболее важными причинами, влияющими на поведение

несовершеннолетних, являются: материальный уровень и отношения в семье, занятость подростка, его интересы и досуг. К сожалению, во многих семьях, дети из которых совершили правонарушения, родители практически не уделяли внимания воспитанию ребенка, либо сами вели асоциальный образ жизни. А ведь именно семейное воспитание является основой развития личности ребенка. Раннее приобщение и стремительное привыкание к спиртному детей и подростков, а также наркомания, нахождение детей и подростков вне дома в ночное время, все эти правонарушения появляются вследствие неблагополучия в семьях. Подростки, попавшие в сложные социальные, семейные, педагогические ситуации, без квалифицированной помощи им и их семьям, не могут с ними справиться и зачастую становятся несовершеннолетними правонарушителями. Поэтому таким несовершеннолетним необходимо уделять особое внимание со стороны специалистов учреждений образования, поскольку именно они, наряду с родителями, в динамике наблюдают за ними и непосредственно формируют социальные навыки подростков, могут отследить асоциальные поступки несовершеннолетних и внести существенный вклад в воспитание подрастающего поколения. В школах это - социальные педагоги, которые осуществляют мониторинг учебной и досуговой деятельности социально незащищенных категорий учащихся.

В заключение отметим, что в сложившейся ситуации возникает проблема привлечения специалистов высокой квалификации, создание условий для их творческого и профессионального развития, более полное использование их знаний и навыков. К сожалению, в российской практике не наблюдаются масштабные действия в плане подготовки специалистов в данной области.

Следовательно, подготовка бакалавров психолого-педагогического образования к работе в системе профилактики безнадзорности и правонарушений предполагает обеспечение профессиональной и личностной готовности выпускников к деятельности в данной сфере, освоению совокупности основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм и методов социально-правовой защиты детства.

° Библиографический список / References

^ о

X I d £ о ¡^

ш I § га с использованием комплекса профессионально ориентированных пра-

Z о

— го

U Ш

и -01

1. Аникина А.С. Формирование правовой компетентности будущего педаго-

вовыгх задач: Дис. ... канд. пед. наук. Нижний Тагил, 2011. [Anikina A.S. Formirovanie pravovoy kompetentnosti budushchego pedagoga s ispolzovaniem "■"o" S. kompleksa professionalno orientirovannykh pravovykh zadach [Formation

of the legal competence of the future teacher using a set of professionally

1 oriented legal tasks]. PhD thesis. Nizhny Tagil, 2011.]

2. Беженцев А.А. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: Учебное пособие. М., 2016. [Bezhentsev A.A. Profilaktika pravonarusheniy nesovershennoletnikh [Prevention of juvenile delinquency]. Textbook. Moscow, 2016.]

3. Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме черного: Книга для родителей: Методическое пособие. М., 2013. [Bezrukikh M.M., Makeeva A.G., Filippova T.A. Vse tsveta, krome chernogo: Kniga dlya roditeley [All colors except black: A book for parents]. Moscow, 2013.]

4. Воронков С.В. Формирование правовой культуры бакалавров педагогического образования в университете: Автореф. ... канд. пед. наук. М., 2013. [Voronkov S.V. Formirovanie pravovoy kultury bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya v universitete [Formation of the legal culture of bachelors of pedagogical education at the University]. PhD thesis. Moscow, 2013.]

5. Цыганаш В.М. Правосознание педагогов и содержательные основы его формирования в образовательном процессе вуза: Дис. ... канд. пед. наук. Ростов-н/Д., 2000. [Tsyganash V.M. Pravosoznanie pedagogov i soderzhatelnye osnovy ego formirovaniya v obrazovatelnom protsesse vuza [Legal awareness of teachers and the content bases of its formation in the educational process of the university]. PhD thesis. Rostov-on-Don, 2000.]

Статья поступила в редакцию 16.12.2020, принята к публикации 13.02.2021 The article was received on 16.12.2020, accepted for publication 13.02.2021

Сведения об авторе / About the author

Сребродольский Олег Владимирович - аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования Института социально-гуманитарных технологий, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Oleg V. Srebrodolsky - postgraduate student at the Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Institute of Social and Humanitarian Technologies, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (First Cossack University) E-mail: Oleg-sreb@mail.ru

о

го |_

о

X I

Ч _û

О

1— го к

Ol I X

Z о I

X X и го m

CK X с^ и Ol о m го

о о

ш о_ю

н- с О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.