3. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/4449947?from=doc_ vrez (Дата обращения: 01.10.2020).
4. Электронный ресурс: https://rg.ru/2020/09/27/akksandr-bastrykin-ugolovniki-i-vziatochniki-otvechaiut-po-zakonu.html (Дата обращения: 07.10.2020).
5. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов. М., 2005. С. 178.
6. Приказ Генпрокуратуры России от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании».
7. Электронный ресурс: https://tass.ru/obschestvo/9294249 (Дата обращения: 01.10.2020).
8. Электронный ресурс: https ://genproc.gov. ru/smi/news/genproc/news -1701316/ (Дата обращения: 07.10.2020).
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Стеценко И.А.
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» доктор педагогических наук, доцент, декан факультета экономики и права Самойлова И.Н.
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой теории и философии права
LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES AIMED AT MEASURES TO PREVENT JUVENILE
DELINQUENCY
Stetsenko I.
Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) Rostov State University of Economics (RINH)» Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics and Law
Samoilova I.
Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) Rostov State University of Economics (RINH)» Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Theory and Philosophy of Law
Аннотация
Профилактика безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних - это система социальных, педагогических, правовых и иных мер направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям среди несовершеннолетних.
Abstract
Prevention of neglect, delinquency among minors is a system of social, pedagogical, legal and other measures aimed at identifying and eliminating the causes and conditions that contribute to neglect, homelessness, delinquency and anti-social actions among minors.
Ключевые слова: преступность, несовершеннолетние, семья, правоохранительные органы, административная ответственность, уголовная ответственность, правовое воспитание.
Keywords: crime, minors, family, law enforcement agencies, administrative responsibility, criminal responsibility, legal education.
Профилактика безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних - это система социальных, педагогических, правовых и иных мер направленных на выявление и устранение причин и
условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям среди несовершеннолетних1. В такую
1 Нека Л.И. Профилактика правонарушений, контроль над ростом преступности // Вопросы совершаемых несовершеннолетними, и социальный ювенальной юстиции. 2016. № 4. С. 9-11.
профилактику входит комплекс мер: правовое просвещение в средствах массовой информации, встречи с учащимися школ, колледжей, где разъясняется административная, уголовная ответственность за те или иные виды правонарушений.
Что касается правонарушителей, выделяют несколько форм: общая профилактика либо индивидуальная, которая проводится в отношении определенных лиц. В то же время ФЗ 120 называет субъекты профилактики - специализированные и не специализированные и раскрывает всю систему средств и мер профилактики правонарушений. Такие меры можем подразделить в зависимости от уровня:
- меры федерального уровня;
- меры регионального уровня;
- индивидуальные;
- групповые;
Как уже было выше сказано, за совершение проступков, в том числе и за преступления нормативно-правовыми актами Федерального закона предусмотрены следующие виды ответственности:
- административная ответственность;
- уголовная ответственность.
К сожалению, в нашем обществе, на сегодняшний день имеются несовершеннолетние, которые так же совершают общественно опасные деяния, но не достигают возраста уголовной ответственности.
Уголовная ответственность, по действующему кодексу Российской Федерации наступает с возраста шестнадцати лет. Ряд преступлений, которые предусмотрены статьей 20 ФЗ, наступает с четырнадцати лет. Но есть категория несовершеннолетних, которые склонны к совершению преступлений, не достигшие возраста уголовной ответствен-ности2.
Вся индивидуально-профилактическая работа, которая проводится с такими несовершеннолетними, скидывается из четырех этапов:
- выявление индивидуальных личностных особенностей несовершеннолетнего;
- происходит поиск, апробация индивидуальных средств, приёмов, методов, форм, способов воздействия, которые очень точно подходят к особенностям личности, так как каждый помещенный в центр несовершеннолетний индивидуален. Совершенное им общественно опасное деяние причины и условия совершения - различные.
- на этом этапе, когда уточнены причины и условия, способствующие совершения правонарушения, закрепляется полученная положительная реакция на педагогическое воздействие. Когда подросток начинает самостоятельно мыслить, осознавать правовые последствия совершенного общественно-опасного деяния.
- анализ и обобщение проведенной работы, её коррекция, определение недочетов, выявление наиболее успешных способов, средств воздействия на донного правонарушителя.
Применяются различные формы профилактической работы, которая проводится с несовершеннолетним это:
- общественно-познавательная деятельность, цель - формирует у подростков представления об окружающей действительности;
- воспитание самосознания;
- гражданственности;
- чувства собственного достоинства;
- самоуважение;
- стремление к миру;
- доброе отношение к окружающим.
Одной из форм является правовое воспитание, когда цель, которой состоит из формирования у подростков понятия социально-значимых ценностей, правовых норм, норм нравственности, самодисциплины. Но и в то же время нельзя не сказать о таком воспитании как культурно-эстетическое. Здесь важно создать условия для индивидуализации творческих задатков каждого ребенка способствующие коррекции его асоциального поведения и проведения соответствующей работы. Также можно отметить духовно-нравственное воспитание. Неотъемлемой частью является привитие навыков здорового образа жизни.
С таким несовершеннолетним неотъемлемой частью работы также является работа психолога в обязательном порядке, которая также складывается из нескольких этапов:
- психодиагностика личности.
- психокоррекция;
- психологическое консультирование;
Формы индивидуально-профилактической работы:
- беседы;
- деловые игры, которые являются распространённым методом профилактической работы. В процессе такой игры несовершеннолетний может побывать в роли не только лица, который совершил опасное деяние, но и в роли потерпевшей стороны, в роли судьи, прокурора при разрешении вопроса о привлечении к определенному виду ответственности, в том числе помещение в центр временного содержания, а так же помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
Любая профилактическая работа по предупреждению преступности
несовершеннолетних строится с учетом возраста, поведения, общественной опасности совершенного правонарушения. Необходимо ребенку не только сообщить, что совершение общественно-опасного деяния - это противозаконно, но и объяснить ребенку, что на самом деле общественно опасное деяние влечет за собой правовые последствия. Такие последствия могут влиять на дальнейшую жизнедеятельность ребенка.
Очень часто несовершеннолетние совершают правонарушения, в том числе общественно-опасные деяния не задумываясь о последствиях, совершая из расчета о том, что, не достигнув возраста к
2 Богдановский, А. Молодые преступники. Вопрос уголовного права и уголовной политики (издание 2-е,
поправленное и дополненное). С. Петербург, [Электронный ресурс] // СПС «Гарант», 2015.
ответственности не понесут наказания. В соответствии с Российским законодательством несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную ответственность. На самом деле правовое последствие в совершении подростками противоправных деяний это привлечение к уголовной ответственности. Как уже говорилось ранее, важным примером для растущего подростка, это его родители. Под их влиянием и формируется подросток как личность. К сожалению, статистика говорит нам о том, что не все подростки растут в благоприятных семьях, вследствие чего и формируется их дезадаптивная личность, вырабатывается девиант-ное поведение.
Детское семейное неблагополучие это то состояние семьи, при котором не выполняется эмоциональные, воспитательные, хозяйственно-бытовые функции семьи. Не защищаются права, и законные интересы ребенка следствием которых является формирование у ребенка негативных черт личности, социальная дезадаптация либо асоциальное поведение. Семейный кодекс РФ исходит из необходимости укрепления семьи, построение семейных взаимоотношений, чувств взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности перед семьей и всех её членов. Недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Обеспечение беспрепятственного осуществление членами семьи своих прав и возможности судебной защиты этих прав.
Работа в таком направлении производится в соответствии с законом и нормативно-правовыми актами. Такие документы детально регламентируют организацию работы по выявлению факторов детского и семейного неблагополучия. По коррекции детского семейного неблагополучия. По реализации индивидуальной программы коррекции. Составление перечней категории лиц, в отношении которых выявление факторов детского семейного неблагополучия и проведение профилактической работы ведется различными органами и учреждениями.
Координирует деятельность всех комиссий Краевая комиссия сокращенный вариант КДН и ЗП. Такое название очень часто пугает родителей, им кажется, что это те люди, которые без разбору отбирают детей за малейшую провинность родителей. В первую очередь комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав краевая обеспечивает методическое, консультационное, аналитическое сопровождение, ведёт мониторинг учёта семей, детей находящихся в социально опасном положении, мониторинг учёта преступлений которые совершаются несовершеннолетними, мониторинг учёта детей и женщин в группе риска и ведёт регистр фактов жестокого обращения и гибели несовершеннолетних.
Причинами лишения родительских прав обычно являются:
- уклонение от выполнения обязанностей родителей;
- уклонение от уплаты алиментов в том случае, когда родители сами подают друг на друга заявление о лишении родительских прав;
- болезнь родителей хроническим алкоголизмом и наркоманией это должно быть подтверждено соответствующим медицинским заключением;
- совершение умышленного преступления против жизни и здоровья своих детей, детей супруга, другого родителя детей, в том числе не являющимся родителем детей. К примеру, отчим, либо против жизни здоровья иного члена семьи;
- отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или аналогичных организаций;
- жестокое обращение с детьми, в том числе физическое и психическое насилие;
- злоупотребляют своими родительскими правами, используя свои права в ущерб интересам детей. Например, создают препятствия в обучении, когда ребенок, достигший школьного возраста, не посещает школу. Склоняют к попрошайничеству, проституции, употреблению спиртных напитков либо наркотиков;
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или моральное насилие над ним, покушаются на их половую неприкосновенность и жестокое обращение с детьми может проявляться в применении недопустимых методов воспитания это грубое пренебрежительное унижающее человеческое достоинство с детьми, оскорбление или эксплуатация детей.
Суд может с учетом интересов ребенка об отобрании ребенку родителей одного из них без лишения их родительских прав. Это называется временное ограничение родительских прав. Например, если оставление ребенка с родителями или с одним из них опасно для ребенка по обстоятельствам от родителей не зависящее сюда относится психическое расстройство или иное хроническое заболевание (туберкулез в открытой форме и др.) нельзя оставлять с таким родителем, особенно если родитель злостно уклоняется от лечения, тогда временно родителя ограничивают, в правах, ребенка помещают в центр помощи детям, родителю настоятельно рекомендуют пройти лечение.
При ограничении родительских прав, если родитель не меняет свое поведение в течение шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских правах, то органы опеки и попечительства обязаны предъявить в суд иск о лишении родительских прав.
Вся работа комиссии по делам несовершеннолетних и социальных служб направлена на то что бы дети оставались в семье для его полноценного воспитания и развития. Круг лиц, по заявлению которых судами рассматриваются дела лишения родительских прав или ограничение в родительских правах определенно в пункте 1 статьи 70 семейного кодекса РФ3. К ним относится один из родителей
3 Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 2 марта 2021 года), https://base.garant.ru/10105807/
независимо от того проживает ли вместе с ребенком или нет, лица которые заменяют родителей -это опекуны, усыновители, попечители, приёмные родители. Прокурор, органы или учреждения, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей это органы опеки попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом перечне уполномоченного по правам ребенка нет. В суд подают заявление либо прокурор, либо органы опеки попечительства.
Список литературы
1. Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 2 марта 2021 года), https://base.garant.ru/10105807/
2. Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлении» // Собрание законодательства Российской Федерации. 17.07.1995. № 29. Ст. 2759.
3. Богдановский, А. Молодые преступники. Вопрос уголовного права и уголовной политики (издание 2-е, поправленное и дополненное). С. Петербург, [Электронный ресурс] // СПС «Гарант», 2015.
4. Нека, Л.И. Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, и социальный контроль над ростом преступности // Вопросы ювенальной юстиции. 2016. № 4. С. 9-11.
ОБЗОР ПРОБЛЕМАТИКИ НЕРАВНОМЕРНОСТИ РАССЕЛЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ПО ТЕРРИТОРИЯМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНДЕКСОВ РАЦИОНАЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТОВ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Крицкая А.А.
кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики Южно-Российского
института управления - филиала «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»
Шумилина А.Б.
кандидат юридических наук, доцент кафедры «Коммерческое и предпринимательское право» Донского государственного технического университета
Дряев М.Р.
бакалавр Южно-Российского института управления - филиала «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» факультет управления
REVIEW OF THE PROBLEM OF UNEVEN SETTLEMENT OF RESIDENTS ACROSS THE TERRITORIES OF THE FEDERAL DISTRICTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FORMATION OF INDICES OF RATIONALITY AS TOOLS OF THE DEMOGRAPHIC POLICY OF
THE STATE
Kritskaya A.
Candidate of Political Science, Associate Professor of the Department of Political Science and Ethnopoli-tics of the South Russian Institute of Management - a branch of the Russian Academy national economy and public service under the President of the Russian Federation "
Shumilina A.
Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Commercial and Entrepreneurial Law, Don
State Technical University Dryaev M.
Bachelor of the South Russian Institute of Management - branch "Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation" Faculty of Management
Аннотация
Данная обзорная научная работа представляет собой исследование и анализ проблемы неравномерности расселения народа по территории Российской Федерации, а также факт неравномерного развития федеральных округов России. Производится также оценка развития и заселенности федеральных округов, образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849. В данном анализе делается акцент на специфику формирования федеральных округов в их заявленных границах, а также исследуются ситуации, в которых происходило изменение состава данных федеральных округов. На основании полученных данных, параллельно с этим производится формирование и расчёт специальных индексов рациональности расселения народа по федеральным округам РФ и строительства по