Пспхопогпя
правонарушаюшего
поведения
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ФОКУСЕ ПСИХОЛОГО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА
С. С. Рыжаков
В статье рассматриваются комплекс причинно-следственных связей и условия преступности несовершеннолетних, а также вопросы организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Ключевые слова: криминология, несовершеннолетний, психология, семья, преступный, условие, причина, поведение.
Основной причиной интенсивного возникновения и развития психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия их семейного воспитания, выражающиеся в том числе и в наличии различных нервнопсихических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.
В качестве социально отягощенных дефектов психофизического развития и состояния, имеющих более высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы:
- различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрасте (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);
- ярко выраженные, начиная с детского возраста, невропатологические черты и патохарактерологические реакции (чрезмерная крикливость и плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, аффективность, раздражительность, постоянное беспокойство, крайние формы двигательной активности и т. д.);
- заболевания алкоголизмом;
- явления физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность -и т. д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
- пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками и воспитателями, в учебе и труде, осложняющий приобретение необходимой информации и социального опыта (5, 3).
В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных подростков характерна следующая характеристика:
- постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т. д.);
- следование отрицательным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам и наркотикам, участие в азартных играх;
- бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;
- ранние половые связи, половая распущенность;
- постоянные ссоры в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;
- культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся успехами в учебе, дисциплинированным поведением;
- привычка к присвоению всего, что «плохо лежит», что можно безнаказанно отнять у слабого (4, 290-291).
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних согласно текущему законодательству являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социальнопедагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих категорий лиц:
- безнадзорных или беспризорных;
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача;
- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
- не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
- условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
- получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
- освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
- осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
- осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
- родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (6).
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Наиболее активный период социализации подрастающего поколения протекает ныне в сложных условиях экономической и политической нестабильности, беспрецедентной ломки традиционных ценностей. Многие семьи постоянно находятся в состоянии дефицита средств и времени на нужды воспитания и развития детей. Растет
безнадзорность детей, их формирование и социализация все чаще происходят вне семьи и дома, в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.
Значительная часть подростков идет «на улицу» в поисках заработка. Во многих случаях это негативно сказывается на их общем развитии и учебе. Часть из них сами бросают школу, других исключают за неуспеваемость по достижении 14 лет. Это ведет к образованию довольно большой группы риска - несовершеннолетних подростков, которые не учатся и официально не работают, будучи в основном предоставлены сами себе (1, 5).
Применительно к несовершеннолетним процессы и явления социальной действительности, создающие негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым способствующие совершению ими преступлений, исследованы криминологами достаточно полно. К их числу, в разные годы, были отнесены, например:
- значительная социальная дифференциация несовершеннолетнего населения по уровню материальной обеспеченности, социальному статусу;
- нарушение принципов оплаты труда, потребления денежных и иных материальных благ (жизнь не по средствам в родительской семье, низкая или уравнительная оплата труда воспитателей и педагогов и др.);
- различия в характере и содержании обучения, воспитания и труда отдельных групп детей и подростков, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций в жизни общества, так и различия этих позиций на ближайшую перспективу;
- процессы разрушения родительской семьи;
- противоречие между духовными и особенно материальными потребностями детей и подростков, их родителей и реальными возможностями их удовлетворения;
- низкий уровень правовой культуры;
- недостаточное ресурсное и кадровое оснащение сферы жизнедеятельности общества, специализированной для проведения целенаправленной работы по исправлению и перевоспитанию детей и подростков (3, 695-696).
В качестве издержек воспитания в причинном комплексе, детерминирующем преступное поведение несовершеннолетних, на наш взгляд, можно выделить:
а) криминогенное влияние трудностей и недостатков в деятельности социальных институтов, непосредственно ответственных за обучение, воспитание несовершеннолетних, их исправление и перевоспитание (постоянное использование антипедагогических форм и методов воспитательного воздействия; проведение воспитательной и профилактической работы без должного учета возрастных, психологических, нравственных и иных личностных особенностей несовершеннолетних);
б) криминогенное воздействие негативных условий микросреды (продолжительное и целеустремленное отрицательное воздействие на детей и подростков со стороны деморализированных лиц, включая прямое вовлечение их в преступную деятельность и иное антиобщественное поведение);
в) обстановку жизни и воспитания, характеризующуюся проявлениями жестокости, различных конфликтно-агрессивных форм поведения окружающих;
г) стойкие социально обусловленные негативные деформации личности несовершеннолетних (дефекты психофизического и интеллектуального развития и состояния, черты характера негативного свойства).
Важную роль в профилактике подростковой преступности играют семейное воспитание и социализация. Суть заключается в той атмосфере, которая окружает детей, в характере их общения с родителями. Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети обделены и не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Неудовлетворенность отношениями в семье, с родителями компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, которая постепенно становится референтной для подростков. Последние активно усваивают ее нормы и ценности, зачастую асоциального свойства.
В ряду факторов, вызывающих ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями, назовем: сверхзанятость родителей; конфликтную ситуацию в семье; пьянство родителей; случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия); отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы; типичные ошибки родителей в воспитании детей; особенности подросткового возраста и др. (2, 14).
Применительно к реалиям российской действительности можно указать социально-психологические детерминанты, влияющие на криминализацию несовершеннолетних. К ним мы относим:
- массовое семейное неблагополучие;
- негативное влияние ближайшего бытового окружения вне семьи (неформальных групп и связей), включая вовлечение в преступную деятельность со стороны взрослых преступников и несовершеннолетних, имеющих преступный опыт;
- кризис системы школьного и профессионального образования;
- отсутствие надлежащего правового воспитания;
- длительная трудовая незанятость подростков;
- неорганизованность досуга несовершеннолетних и, в первую очередь, по месту жительства;
- ослабление социального контроля со стороны государственных и общественных организаций, правоохранительных органов, включая различные недостатки и упущения в их деятельности;
- неуклонный рост таких социально негативных явлений среди подростков и их родителей или лиц, их заменяющих, как пьянство, наркомания, токсикомания, социальный паразитизм, половая деморализация;
- социальные процессы, связанные с экономическими, национальными и этническими проблемами, влекущие резкий рост стрессовых и конфликтных ситуаций в обществе.
Одним из главных регуляторов поведения подростка, как было замечено выше, становится группа сверстников. Именно под ее воздействием совершается более половины правонарушений и преступлений. Компания с антиобщественной направленностью играет очень важную роль в десоциализации своих членов. С одной сто-
роны, она дает возможность самоутвердиться, реализует такие социально и психологически значимые для старших подростков потребности, как самостоятельная активность, включение в общее дело и иерархию, наличие риска и власти. С другой стороны, это приобщает их к уголовной субкультуре.
Становлению несовершеннолетних на путь преступлений способствует ряд общесоциальных факторов, а именно:
- снижение эффективности воздействия институтов социализации (семьи, школы, трудовых коллективов и т. д.);
- неблагополучие в семье;
- несовершенство образовательной системы (стало правилом удаление из школ неблагополучных детей);
- сокращение рабочих мест для молодежи;
- падение жизненного уровня;
- сокращение социальной инфраструктуры детства и резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
- резкий поворот в ценностных ориентациях общества и снятие многих моральных запретов;
- усиление влияния асоциальных криминальных групп в социуме.
Кроме того, резко сократилось посещение детьми внешкольных учреждений. Это связано с тем, что старая структура этих учреждений была подорвана или разрушена, так как многие из них не смогли выжить в настоящих условиях, а новая еще не создана. Услуги части из них, работающих с детьми, также стали платными. Кроме того, в платные школы ушли из обычной школы наиболее квалифицированные кадры в связи с более высокой оплатой труда, что привело к снижению качества обучения в массовой школе.
Сокращается число детей, имеющих возможность отдохнуть в оздоровительных лагерях. Признаком кризиса стала растущая маргинализация общества, т. е. усиление таких его характеристик, как неустойчивость, промежуточность, переходность. Основным источником усиления маргинализации является растущая безработица. Многие молодые люди прямо со школьной скамьи пополняют армию безработных, что может подтолкнуть данную категорию людей на совершение преступлений. Характерно, что каждое четвертое преступление несовершеннолетних совершено подростками, которые не работают и не учатся. Этот криминальный факт, с одной стороны, есть следствие продолжающегося отчисления несовершеннолетних правонарушителей из общеобразовательных школ, с другой - результат отсутствия механизмов обеспечения трудовой занятости подростков (1, 14).
Следует отметить, что причины преступности несовершеннолетних нередко отождествляются с издержками воспитания и воспринимаются в отрыве от причин преступности взрослых. На наш взгляд, эта проблема должна ставиться в более широком и едином контексте. Источники преступности взрослых и несовершеннолетних имеют гораздо больше общего, чем особенного. Социальная несправедливость, отчуждение, бездуховность и, как результат, дезинтеграция с моральными и
правовыми ценностями общества, дезинтеграция социальной, нравственной и психологической структуры личности, которые характерны для процесса криминализации как взрослых, так и несовершеннолетних. Другое дело, что издержки воспитания, точнее, социализации, дают более болезненную реакцию у несовершеннолетних в силу их социальной и психобиологической незрелости. Единство же причинного комплекса доказывается и тем фактом, что структура преступности несовершеннолетних, с учетом естественных различий, мало чем отличается от структуры преступности взрослых.
Таким образом, в процессе эффективной разработки любой научной проблемы важную роль играет изучение сути вопроса. Индивидуальный подход позволяет лучше понять современные проблемы, дает возможность вычленить закономерности развития теории и практики, трудноуловимые без ретроспективного анализа. Это относится и к исследованию преступлений среди несовершеннолетних. Подчеркнем, что данная тема всегда привлекала внимание специалистов в области права, психологии, педагогики и других отраслей научного знания. Необходимость же особого внимания к любому виду преступлений несовершеннолетних обусловлена и тем, что для них характерны распространенность, а также тенденции к росту и организованности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верин В. В., Карманов М. А. Факторы повышения уровня преступности несовершеннолетних и причины ее детерминации в условиях социальных перемен. - М., 1999.
2. Иващенко Г. М., Плоткин М. М., Ширинский В. И. Детский труд в условиях перехода к рынку // Семья в России. -2006. - № 3.
3. Криминология / под общей ред. А. И. Долговой. - М., 1997.
4. Криминология / под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. - М., 1997.
5. РивманД. В. Виктимологический аспект аналитической работы в ОВД. - Л., 1977.
6. Собрание законодательства Российской Федерации. -1999. - №> 26. - Ст. 3177.
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА*
Э. В. Леус, А. Г. Соловьев, П. И. Сидоров
Выявлены особенности личности правонарушителей, находящихся в спецшколе закрытого типа для несовершеннолетних; представлен социальный портрет современных подростков, совершивших уголовно и административно наказуемое преступление. Показано, что «неадаптированные» подростки (со сроком пребывания до 6 месяцев) в период приспособления к новым условиям жизнедеятельности проявляют высокую тревожность, затрудненность деятельности, необщительность, социальную пассивность,
склонность к повышенному самоанализу, сложности в социальной адаптации, тогда как для «адаптированных» (более 6 месяцев) характерны стрессоустойчивость, активность, работоспособность и спонтанность поведения.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, делинквентное поведение, психология преступного поведения несовершеннолетних.
Проблема отклоняющегося поведения вызывает большой интерес исследователей в различных научных областях. Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело со сложной формой социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов, а девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов - юридических, моральных или социальных. Девиантность устанавливается соответствием или несоответствием поступков социальным нормам и ожиданиям, которые могут быть спорными (6). Поведение несовершеннолетних отличается рядом особенностей, обусловленных недостаточностью жизненного опыта, связанным с этим низким уровнем самокритичности, отсутствием всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, двигательной и вербальной активностью, внушаемостью, подражательностью, обостренностью чувства независимости, стремлением к престижу в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения. При оптимальных условиях воспитания указанные особенности личности и поведения подростков могут быть нейтрализованы соответствующей социально положительной деятельностью, тогда как при неблагоприятных они «катализируют» вредные влияния, приобретают негативную направленность (9; 10).
Оказавшись в трудной жизненной ситуации и чувствуя безразличие к своей судьбе, несовершеннолетние пытаются сами решать свои проблемы, зачастую криминальными и жестокими способами; при этом многие правонарушения совершаются демонстративно, с проявлениями немотивированной агрессии и цинизма. Одной из мер наказания подростков за неоднократное совершение уголовных и административных правонарушений (хищения, грабежи, вымогательства, бродяжничество) является ограничение свободы действий и помещение в учреждения закрытого типа - колонии, спецшколы, специализированные профессионально-технические училища.
В целях выявления криминального и семейного анамнеза и составления социально-психологического портрета несовершеннолетних правонарушителей было обследовано 65 мальчиков-подростков в возрасте от 11 до 16 лет (средний возраст 13,55 ± 0,12 лет), находящихся по решению суда в спецшколе - закрытом исправительном учреждении на территории Архангельской области.
Для изучения особенностей личности подростков использованы многофакторный личностный опросник Кеттела, индивидуально-типологический тест Собчик,
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и Администрации Архангельской области по проекту № 08-06-48634 а/С.