ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, КАТЕГОРИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ФОРМЫ РАБОТЫ
© Садовникова М. Н., 2006
Садовникова М. Н. — преподаватель кафедры уголовного права Юридического института ИГУ, руководитель Фонда «ЮВЕНТА», член Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области
В криминологической науке, в практической деятельности субъектов профилактики преступности вполне определенно выделяются три уровня предупреждения преступности: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный.
Подобный подход отражают и международные стандарты. Так, исходя из смысла норм Руководящих принципов ООН, для предупреждения преступности среди несовершеннолетних1 можно выделить следующие уровни профилактики преступности несовершеннолетних:
• первый уровень профилактики, т. е. общие меры по обеспечению социальной справедливости и равенства возможностей, что в свою очередь содействует устранению таких глубинных причин преступности, как нищета и другие формы маргинализации;
• второй уровень профилактики, т. е. меры, направленные на оказание помощи детям, относящимся к группам повышенного риска, например тем, чьи родители сами испытывают особые трудности или же пренебрегают родительскими обязанностями2;
• третий уровень профилактики, включающий меры, позволяющие избежать ненужного контакта с системой правосудия, а также меры по предупреждению повторных правонарушений и направленные на индивидуальную работу с несовершеннолетними.
Не отрицая важности всех уровней профилактики преступности, хотелось бы подчеркнуть особую значимость3 индивидуальной профилактической работы.
Возможности индивидуальной профилактики с психологической точки зрения очевидны. Они определяются, прежде всего, как психологическими особенностями личности несовершеннолетнего правонарушителями, так и знаниями о структуре механизма преступного поведения. Возможности профилактики «...определяются тем, в какой мере удастся изменить те составляющие механизма преступного поведения, которые образуют его начальные стадии...»4, т. е. зависят от влияния на такие составляющие, как потребности, влечения, жизненные планы несовершеннолетнего, которые во взаимодействии с внешней средой (которая представлена проблемными ситуациями) определяют интересы, ценностные ориентации и возможности субъекта (объективные и субъективные)5.
Однако для проведения индивидуальной профилактической работы общество должно быть готово в силу своих экономических, организационных, правовых возможностей.
Понятие «индивидуальной профилактической работы», «индивидуальной профилактики» не находит единого подхода к определению в юридической
литературе. Так, в частности, Д. А. Кириллов относит к индивидуальной профилактической работе «. меры по ресоциализации личности лиц, от которых можно реально ожидать совершения преступлений6». Тождественна формулировка понятия индивидуальной профилактической работы Г. А. Аванесова, который отмечает: «...индивидуальная профилактическая работа рассчитана, прежде всего, на конкретную работу с конкретным человеком. Она используется тогда, когда поведение индивида свидетельствует о реальной возможности перехода его на антиобщественные пози-ции»7. Более детальным, однако, отражающим те же аспекты, выступает определение Фильченкова Г. И., который считает, что «индивидуальная профилактика заключается в своевременном выявлении лиц, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения преступлений, и принятии к таким лицам предусмотренных законом мер воспитательного и иного воздействия в целях предупреждения преступлений, устранения причин и условий, им способствующих»8.
Таким образом, можно отметить, что во всех этих определениях индивидуальная профилактическая работа относится к лицам, еще не совершившим уголовно наказуемых деяний. Вызывает сомнения возможность проведения индивидуальной профилактики с лицами, еще не совершившими уголовно наказуемого деяния, а только либо демонстрирующими антиобщественные позиции (Г. А. Аванесов); либо от которых можно ожидать совершения преступлений (Д. А. Кириллов, Г. И. Фильченков) с точки зрения соблюдения прав человека.
Наиболее приемлемым, по нашему мнению, выступает определение Бурлакова В. Н.: «индивидуальная профилактика включает в себя деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами.»9. При этом автор выделяет несколько видов индивидуальной профилактики преступлений, которые зависят от стадий генезиса личности преступника. Первый вид, который осуществляется тогда, когда совершаются различные правонарушения непреступного характера; второй вид осуществляется в отношении лиц, совершивших или совершающих преступление; третий — охватывает лиц, уже совершивших преступления и приговоренных к различным мерам уголовно-пра-
вового воздействия; четвертый вид индивидуальной профилактики реализуется в отношении лиц, отбывших уголовное наказание.
Проводя сравнительный анализ мер уголовного наказания и индивидуальной профилактической работы, О. В. Филимонов справедливо отмечает, что «. если меры уголовного наказания назначаются только за совершение определенного преступления и только после его совершения, то меры индивидуально-профилактического воздействия могут применяться как до преступления, так и после, если его совершение не повлекло за собой применение мер уголовного наказания либо если лицо, несмотря на их применение, продолжает совершать антиобщественные действия.»10. Соглашаясь с мнением автора, хотелось бы отметить, что проведение индивидуальной профилактической работы по отношению к несовершеннолетним осужденным должно проводиться во всех без исключения случаях, т. е. не только в отношении тех, «.кто продолжает совершать антиобщественные действия». По нашему мнению, институт наказания в настоящее время нуждается в параллельной системной комплексной индивидуальной профилактической работе в отношении каждого осужденного с точки зрения достижения целей уголовного наказания. Не отрицая данного подхода, О. В. Филимонов также отмечает, что «.в случаях, когда имеются основания для параллельного осуществления мер правовой ответственности и мер индивидуальной профилактики, последние могут быть использованы для большей индивидуализации предупредительного воздействия, восполнения «слабых» мест в наказании и т. п. ,..»и.
Рассматривая более детально индивидуальную профилактику, как «. конкретизацию общесоциальных и специальных предупредительных мер в отношении отдель-
12
ных лиц.», другие авторы12 выделяют семь этапов воздействия на объект:
• раннюю профилактику в форме социальной защиты (помощи), заключающуюся в выявлении и устранении криминогенных ситуаций, неблагоприятных жизненных условий, контингентов повышенного риска, групп, конкретных лиц до того, как эти ситуации и условия сформировали существенные искажения ценностных ориентаций и мотиваций;
• раннюю профилактику в форме сочетания социальной помощи и корректирующего воздействия, если негативное влияние неблагоприятных жизненных условий уже привело к искаженной позиции групп или конкретных лиц и к социально неодобряе-мому поведению;
• непосредственную профилактику, когда социально неодобряемое поведение лица (группы) превратилось в систематическое совершение правонарушений, характер которых указывает на возрастающую опасность перехода на преступный путь;
• профилактику непосредственной опасности совершения преступлений;
• пресечение на стадии приготовления или покушения на преступление, включающее меры, направленные на то, чтобы не допустить продолжения уже начатого преступления и доведение его до конца, а также на создание обстановки, исключающей дальнейшую преступную деятельность;
• процессуальные меры профилактики по фактам совершенных преступлений, а также меры реализации целей уголовноправовой превенции;
• профилактику рецидива на стадии отбывания наказания и ресоциализации после его отбывания, включающую устранение и нейтрализацию негативных условий пенитенциарного и постпенитенциарного характера (социальная помощь, воспитательное воздействие, контроль).
Стоит отметить, что в ходе проведения индивидуальной профилактической работы формулирование, определение содержания очередных этапов воздействия на объект в каждой ситуации должно осуществляться (определяться) в зависимости и с учетом уже проделанной работы в отношении данного объекта. Так, думается, что содержание (в том числе и с уголовно правовой точки зрения, которая отражается непосредственно и в мере уголовно-правового воздействия (условное осуждение или лишение свободы)) индивидуальной профилактики зависит от того, на каком этапе она проводилась впервые. Являясь непрерывным процессом, имеющим основные последовательные этапы, тем не менее, ограниченные во времени (об этом речь пойдет ниже), индивидуальная профилактика характеризуется «.взаимоподдержкой и переносом на следующий этап задач, которые не удалось решить на предыдущем.»13. Безус-
ловно, что более результативной является профилактика на более ранних этапах ее проведения.
Рассуждая об индивидуальной профилактической работе в отношении несовершеннолетних осужденных, можно классифицировать всех несовершеннолетних осужденных на несколько групп, исходя из вида наказания, назначенного несовершеннолетнему, и органа, осуществляющего исполнение наказания:
1) несовершеннолетние осужденные к видам наказания, не связанным с лишением свободы (обязательные работы, исправительные работы; лишение права заниматься определенной деятельностью), а также условно осужденные;
2) несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы;
3) несовершеннолетние, осужденные к штрафу;
4) несовершеннолетние, осужденные за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденные судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия (в соот. с ч.1 ст. 92 УК РФ);
5) несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, освобожденные судом от наказания и помещенные в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием (в соот. с ч. 2 ст. 92 УК РФ).
Считаем, что результативность индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних определяется рядом необходимых условий. Основным условием реализации индивидуальной профилактики на практике является ее законодательное урегулирование.
Законодательной базой для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних осужденных к видам наказания, не связанным с изоляцией от общества, а также в отношении условно осужденных несовершеннолетних, в настоящее время в Российской Федерации является ФЗ № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г.
Изучение практики повседневной работы с несовершеннолетними правонарушителями доказывает, что даже предусмотренные
данным законом возможности проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними не используются.
В соответствии с данным Законом индивидуальная профилактическая работа (далее ИПР) — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий (ст. 1 ФЗ № 120). Считаем, что данное понятие не отражает подхода к ИПР, как работе с отдельно взятым несовершеннолетним и его семьей, и скорее отражает профилактику в целом, необходимо также отметить, что индивидуальная профилактическая работа — это деятельность не только по социальнопедагогической реабилитации, но и по психологической, правовой.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ № 120 деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основываются на следующих принципах:
• законности;
• демократизма;
• гуманного обращения с несовершеннолетними;
• поддержки семьи и взаимодействия с ней;
• индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
• государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
• обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Считаем, что индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних должна осуществляться и на следующих принципах, которые также должны быть законодательно закреплены, т. к. отражают суть индивидуальной профилактики:
• активного участия несовершеннолетнего и его родителей в индивидуальной профилактической работе;
• межведомственного взаимодействия органов, задействованных в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетним правонарушителем, преследование ими общей цели в процессе работы, согласование мероприятий между собой, совместное анализирование проделанной работы;
• обеспечения индивидуальной ответственности должностных лиц за реализацию норм законодательства, касающихся несовершеннолетних правонарушителей;
• всесторонности изучения личности несовершеннолетнего правонарушителя;
• комплексности подхода в работе с несовершеннолетним правонарушителем, т. е. участие в мероприятиях по ИПР специалистов различного профиля: юристов, психологов, педагогов, воспитателей и др.;
• поэтапности (плановый характер) осуществляемых мероприятий по ИПР;
• систематичности — программа ИПР непрерывна во времени, т. е. по ходу ее реализации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ № 120, основными задачами ИПР являются:
• предупреждение безнадзорности, беспризорности правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
• обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении;
• выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Считаем необходимым расширение задач за счет законодательного закрепления функции психологической и правовой реабилитации.
Категории лиц, в отношении которых проводится ИПР, вполне обоснованно подразделяются на две большие группы:
1) несовершеннолетние;
2) родители или иные законные представители несовершеннолетних.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ № 120, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нужда-
ются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Таким образом, законодателем закреплены категории несовершеннолетних, которые подпадают под проведение индивидуальной профилактической работы. Данный список не является исчерпывающим. Так, в соответствии ч. 3 той же статьи, индивидуальная профилактическая работа может проводиться и в отношении иных несовершеннолетних в случае необходимости предупреждения правонарушений либо для оказания социальной помощи и (или) реабилитации несовершеннолетних с согласия руководителя органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Считая необходимым своевременность внесения изменений в законодательство, нужно отметить, что п. 7 ст. 5 ФЗ № 120 не соответствует редакции ныне действующего Уголовного кодекса. Так, в данном пункте говорится о такой категории несовершеннолетних, как освобожденные от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки, однако еще Федеральным Законом от 8 декабря 2003 г. ст. 77 Уголовного Кодекса РФ, регулирующая вопрос освобождения от уголовной ответственности в связи с изменением обстановки, была упразднена. Однако появилась ст. 80.1, которая регулирует вопрос освобождения от уголовного наказания в связи с изменением обстановки. Тем самым, считаем необходимым включение категории несовершеннолетних, освобожденных от наказания в связи с изменением обстановки в п. 10 ст. 5 ФЗ № 120.
Считаем необоснованным и с правовой (т. к. является дискриминацией), и с психо-лого-социально-педагогической точек зрения ограничение в п. 9 ст. 5 ФЗ № 120 категорией несовершеннолетних, обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу. Таким образом, решение задач,
поставленных перед органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, находится в прямой зависимости от места пребывания ребенка — и дети, находящиеся под стражей, выпадают из категории несовершеннолетних, которым может быть оказана помощь. Считаем, что детям, находящимся в изоляции, еще в большей степени требуется решение таких вопросов, как защита их прав и законных интересов, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, проведение индивидуальной профилактической работы в отношении родителей, если этого требует ситуация (что является задачей органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), тем более, что многие из этих задач можно решать без прямого контакта с ребенком, что осложняется, если ребенок находится под стражей.
Вызывает некоторые сомнения смешение в ч. 1 ст. 5 ФЗ № 120 различных категорий несовершеннолетних, в частности тех, которые уже совершили правонарушения, и тех, которые являются безнадзорными, беспризорными, содержатся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации. Думается, что более оправданным было бы выделение этих категорий несовершеннолетних в отдельную статью.
Часть вторая ст. 5 ФЗ № 120 регламентирует вопросы проведения индивидуальной профилактической работы в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних. Так, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ № 120 входят комиссии по делам несовершеннолетних и
защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. При этом в ч. 2 данной статьи говорится о том, что в перечисленных органах и учреждениях системы профилактики могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Другие органы, учреждения и организации осуществляют ИПР в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 ФЗ № 120 основаниями проведения ИПР в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 ч. 1 ФЗ № 120, если они зафиксированы в следующих документах:
1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) приговор, определение или приостановление суда;
3) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;
4) документы, определенные ФЗ № 120 как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
ИПР осуществляется различными субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, представлен-
ных Федеральным законом № 120, однако при отсутствии какого-либо координационного органа ИПР осуществляется разрозненно этими субъектами или не осуществляется вовсе.
Обобщение практики работы с несовершеннолетними, условно осужденными и осужденными к видам наказаний, не связанным с изоляцией от общества в Иркутской области определило необходимость создания организационно-правовой формы взаимодействия субъектов профилактики между собой в процессе осуществления ИПР с данной категорией несовершеннолетних.
В рамках реализации Фондом «ЮВЕНТА» на территории Иркутской области проекта: «Развитие механизмов социального сопровождения несовершеннолетних в системе уголовного правосудия: сотрудничество
шести субъектов Российской Федерации» было проведено несколько встреч, круглых столов, на которых обсуждался вопрос ресоциализации несовершеннолетних осужденных. Так появилась идея создания Советов содействия, как формы взаимодействия различных субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
30 августа 2006 г. создание Советов содействия утверждено постановлением мэра г. Иркутска «. в целях принятия мер по стабилизации подростковой преступности на территории г. Иркутска, организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, условно осужденными, осужденными к видам наказания, не связанным с изоляцией от общества, в соответствии с Федеральным Законом от 24.06.1999 № 120 — ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ от 24.07.1998 № 124-Фз «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», руководствуясь ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 37, 38, 42, 74 Устава г. Иркутска.».
Советы содействия при комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав комитета создаются во всех округах г. Иркутска в целях организации комплексной индивидуальной профилактической работы несовершеннолетними, условно осужденны-
ми, осужденными к видам наказания, не связанным с изоляцией от общества.
Совет содействия представляет собой постоянно действующий координационный орган для реализации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними данной категории. В состав Совета содействия входят представители: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовно-исполнительной инспекции; отделов по делам несовершеннолетних ОВД г. Иркутска. Совет организует свою работу во взаимодействии с иными субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, привлекает к работе различные общественные организации и объединения.
Организационно-правовой основой деятельности Советов содействия является Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в ст. 5 которого закрепляется проведение органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними осужденными, условно осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
Советы содействия в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, в частности Конвенцией ООН о правах ребенка, Руководящими принципами ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Минимальными стандартными правилами ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением, а также Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», иными нормативно-правовыми актами.
Целью организации деятельности Советов содействия являются:
1) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Задачами деятельности Совета содействия являются:
• выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений несовершеннолетних, профилактика их повторного совершения;
• организация системной индивидуальной профилактической работы по ресоциализации указанной категории несовершеннолетних на территории г. Иркутска;
• организация системы взаимодействия в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовноисполнительной инспекции; отделов по делам несовершеннолетних ОВД г. Иркутска;
• оказание мер по социально-педагогической, психологической, правовой реабилитации несовершеннолетних указанной категории, оказание им различных видов практической помощи;
• создание механизмов взаимодействия посредством включения различных государственных и общественных структур в работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних.
Основаниями проведения мероприятий в рамках индивидуальной профилактической работы Советами содействия является приговор суда в отношении несовершеннолетнего.
Мероприятия по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними условно осужденными проводятся в сроки, необходимые для оказания социальной или иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, но не менее испытательного срока, установленного судом, в течение которого осужденный должен своим поведением доказать свое исправление.
Мероприятия по индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, осужденными к альтернативным видам наказания, проводятся в сроки, необходимые для оказания социальной или иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений, но не менее срока исправительных, обязательных работ, установленного судом, в течение которого осужденный должен своим поведением доказать свое исправление.
Основной формой деятельности Совета содействия является заседание. Заседания Совета содействия организует и проводит специалист (или ответственный секретарь) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решения Совета содействия принимаются коллегиально и оформляются в виде Плана социального сопровождения несовершеннолетнего, который подписывают все члены Совета содействия. Заседания Совета содействия проводятся ежемесячно. Заседания Совета содействия протоколируются секретарем, который избирается Советом содействия или назначается председателем на каждое заседание. Протоколы хранятся у председателя Совета содействия.
По итогам квартала составляется отчет (согласно утвержденной форме) о проделанной работе, копия которого направляется в отдел охраны и защиты прав несовершеннолетних Управления по делам молодежи и защите прав несовершеннолетних комитета по социальной политике и культуре.
В соответствии со своими целями и задачами Совет содействия, при наличии оснований, указанных в пункте IV настоящего положения, составляет персонифицированную информационную карту по форме согласно приложению 1 к Положению о Советах содействия, содержащую комплекс сведений о несовершеннолетнем и его семье.
План социального сопровождения несовершеннолетнего включает установление сроков проведения индивидуальной профилактической работы, а также организацию контроля над выполнением мероприятий социальной реабилитации и адаптации несовершеннолетних, осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетнего.
План социального сопровождения несовершеннолетнего содержит:
• информацию о несовершеннолетнем, отраженную в Персонифицированной карте несовершеннолетнего;
• основания для проведения индивидуальной профилактической работы (информацию из приговора суда);
• программу мероприятий в отношении несовершеннолетнего с указанием конкретных представителей комиссии по делам не-
совершеннолетних и защите их прав, уголовно-исполнительной инспекции; отдела по делам несовершеннолетних ОВД г. Иркутска, ответственных за каждое мероприятие и сроков проведения мероприятия в соответствии с формой Плана ресоциализации.
• результаты работы с несовершеннолетним, отраженные в отчетах представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уголовно-исполнительной инспекции; отдела по делам несовершеннолетних ОВД г. Иркутска.
В рамках установленной компетенции Совет содействия решает вопросы применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Совет содействия организует и проводит групповые мероприятия для несовершеннолетних указанной категории, привлекает для этой работы специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также различные общественные организации.
Совет содействия имеет право:
• обращаться в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав с предложениями о наложении административных взысканий на родителей, уклоняющихся от воспитания детей;
• выходить с инициативой в отделы опеки и попечительства комитета по управлению соответствующим округом администрации г. Иркутска об определении несовершеннолетних указанной категории, оставшихся без родительского попечения в государственные учреждения, либо о применении иных форм семейного жизнеустройства;
• обращаться в образовательные учреждения города по вопросам организации обучения несовершеннолетних, имеющих проблемы в учебе, по индивидуальному учебному плану;
• содействовать в организации досуга несовершеннолетних, занятости их общественно полезной деятельностью, отдыха в летний период;
• ходатайствовать в соответствующие органы об оказании материальной помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, о рассмотрении во-
просов лишения родительских прав или восстановления в родительских правах родителей несовершеннолетних, об изъятии из семьи несовершеннолетних, находящихся в положении, опасном для жизни;
• знакомиться с условиями жизни несовершеннолетних в семье и оказывать родителям помощь в их воспитании;
• осуществляя деятельность, направленную на оказание психолого-педагогической помощи, ходатайствовать в соответствующие органы с целью: социально-педагогической диагностики жизненной среды несовершеннолетних, включающей школьную, семейную и др.; консультирования родителей по реконструкции системы семейных отношений; консультации педагогов по выработке дифференциального подхода к обучению и воспитанию отдельных учащихся; консультации несовершеннолетних, находящихся в сложных жизненных ситуациях; проведения коррекционных занятий с несовершеннолетними; социально-педагогического патронажа ребенка и его семьи;
• выходить с предложением о заслушивании социальных педагогов образовательных учреждений, где обучается несовершеннолетний;
• содействовать реализации уголовного наказания в виде исправительных работ, обязательных работ, выполнению несовершеннолетним возложенных судом дополнительных обязанностей, а также назначенных судом дополнительных наказаний;
• ходатайствовать в соответствующие органы по условно осужденным несовершеннолетним об отмене полностью или частично либо дополнении возложенных судом обязанностей; об отмене условного осуждения и о снятии с осужденного судимости, или о продлении испытательного срока; об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного судом (ст. 73, 74 УК РФ);
• решать иные вопросы, необходимые для ресоциализации указанной категории несовершеннолетних.
Организационное, методическое и консультативное обеспечение деятельности Совета содействия осуществляется отделом охраны и защиты прав несовершеннолетних Управления по делам молодежи и защите прав несовершеннолетних комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска.
Отделом охраны и защиты прав несовершеннолетних Управления по делам молодежи и защите прав несовершеннолетних комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска реализуются мероприятия по:
• организации работы Советов содействия во всех округах г. Иркутска;
• разработке методических основ деятельности Советов содействия;
• проведению семинаров, конференций по вопросам, связанным с деятельностью Советов содействия, формам и методам работы с несовершеннолетними с отклоняющимся (девиантным) поведением, формам защиты прав несовершеннолетних правонарушителей; нормативно-правовой базы в области несовершеннолетия, прав и свобод несовершеннолетних, а также механизмов их защиты, международных стандартов обращения с несовершеннолетними;
• обобщению опыта работы Советов содействия;
• проведению анализа и оценки эффективности деятельности Советов содействия;
• разработке проектов целевых программ, участие в обсуждении проектов целевых программ в отношении данной категории несовершеннолетних;
• разработке нормативно-правовых актов, касающихся несовершеннолетних данной категории.
В настоящее время Советы содействия созданы во всех округах г. Иркутска, сотрудники органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних отмечают первые результаты взаимодействия в рамках работы Советов содействия. Думается, что такая форма может быть распространена не только на другие муниципальные образования Иркутской области, но и на другие субъекты РФ. □
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних // Права человека начинаются с прав ребенка. Иркутск, 2005. С. 142.
2 Профилактика и реинтеграция // Innocenti digest. М., 1998. С. 15.
3 Значимость индивидуальной профилактической работы также отмечают авторы: Бекаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних : учеб. пособие. М., 20о4. С. 83.
4 Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. С. 241.
5 Там же. С. 240.
6 Кирилов Д. А. Индивидуальная профилактика преступлений органами внутренних дел. Тюмень, 1994. С. 17
7 Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 410.
8 Фильченков Г. И. Обеспечение контроля за поведением несовершеннолетних, осужденных условно и к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора : учеб. пособие. М., 1995. С. 64.
9 Криминология : учебник / под ред. В. Н. Бурлакова, Н. М. Кропачева. СПб., 2002. С. 180.
10 Филимонов О. В. Индивидуальная профилактика преступлений: (Правовые проблемы). Томск, 1985. С. 14.
11 Филимонов О. В. Индивидуальная профилактика преступлений: Правовые проблемы. Томск, 1985. С. 15.
12 Криминология: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /
A. И. Гуров и др.); науч. ред. Н. Ф. Кузнецова,
B. В. Лунеев. М., 2005. С. 195.
13 Там же. С. 289.