Научная статья на тему 'РЕСУРСЫ ПРАВОВОГО КОНТЕКСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РЕСУРСЫ ПРАВОВОГО КОНТЕКСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ КОНТЕКСТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / БАКАЛАВР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LEGAL CONTEXT / PROFESSIONAL TRAINING / CONTEXTUAL LEARNING / LEARNING TECHNOLOGIES / BACHELOR OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сребродольский Олег Владимирович

В статье проанализированы ресурсы правового контекста профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования. Актуальность выбранной тематики обусловлена внедрением теории контекстного обучения и реализацией инновационных технологий и интерактивных методов в процесс обучения. Автор статьи обращает внимание на педагогические технологии деятельностного типа, особо выделяет кейс и игровые технологии, элективные курсы, традиционные и современные методы контроля профессиональной подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сребродольский Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCES OF THE LEGAL CONTEXT OF PROFESSIONAL TRAINING OF A BACHELOR OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

The article analyzes the resources of the legal context of professional training of bachelors of psychological and pedagogical education. The relevance of the chosen topic is due to the introduction of the theory of contextual learning and the implementation of innovative technologies and interactive methods in the learning process. The author of the article draws attention to pedagogical technologies of the activity type, highlights case method and game technologies, elective courses, traditional and modern methods of monitoring the professional training of students.

Текст научной работы на тему «РЕСУРСЫ ПРАВОВОГО КОНТЕКСТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 3

001: 10.31862/2500-297Х-2020-3-90-99 О.В. Сребродольский

Московский государственный университет технологий имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), 109004 г. Москва, Российская Федерация

Ресурсы правового контекста профессиональной подготовки бакалавра психолого-педагогического образования

В статье проанализированы ресурсы правового контекста профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования. Актуальность выбранной тематики обусловлена внедрением теории контекстного обучения и реализацией инновационных технологий и интерактивных методов в процесс обучения. Автор статьи обращает внимание на педагогические технологии деятельностного типа, особо выделяет кейс и игровые технологии, элективные курсы, традиционные и современные методы контроля профессиональной подготовки студентов.

Ключевые слова: правовой контекст, профессиональная подготовка, контекстное обучение, технологии обучения, бакалавр психолого-педагогического образования

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Сребродольский О.В. Ресурсы правового контекста профессиональной подготовки бакалавра психолого-педагогического образования // Педагогика и психология образования. 2020. № 3. С. 90-99. 001: 10.31862/2500-297Х-2020-3-90-99

о о

О

О ^ о о а.

^ с о

© Сребродольский О.В., 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

DOI: 10.31862/2500-297X-2020-3-90-99

O. Srebrodolsky

K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management

(First Cossack University),

Moscow, 109004, Russian Federation

Resources of the legal context

of professional training of a bachelor

of psychological and pedagogical education

The article analyzes the resources of the legal context of professional training of bachelors of psychological and pedagogical education. The relevance of the chosen topic is due to the introduction of the theory of contextual learning and the implementation of innovative technologies and interactive methods in the learning process. The author of the article draws attention to pedagogical technologies of the activity type, highlights case method and game technologies, elective courses, traditional and modern methods of monitoring the professional training of students.

Key words: legal context, professional training, contextual learning, learning technologies, bachelor of psychological and pedagogical education

CITATION: Srebrodolsky O. Resources of the legal context of professional training of a bachelor of psychological and pedagogical education. Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 3. Pp. 90-99. (In Russ.). DOI: 10.31862/2500-297X-2020-3-90-99

Обновление общества, изменения в экономической, политической, общественной сферах, становление демократического правового государства выдвигают на одно из первых мест проблему развития личности как сознательного субъекта социальной деятельности. При этом определяющую роль играет формирование качественно иного уровня культуры, в том числе правовой, обеспечивающей правопорядок, соблюдение законности. В этой связи мы отмечаем интерес педагогической науки к изучению некоторых аспектов данной проблемы, направленных на расширение исследований процесса формирования и развития

О

го о

^ О к JZ _Û го Œ

Ф I ы

О JZ

ы ы и го CÙ

Œ Ы CL и ф О СП го

О О CL

ŒvO

а О

правовых компетенций будущего педагога (В.А. Балюк, Т.С. Волох, Е.Е. Герасимович, М.Е. Дуранов, М.П. Козловцев, А.В. Коротун, И.Ю. Серяева, А.А. Шайдуров, С.И. Феклин и др.).

Постоянное динамическое движение образовательного процесса обусловливается необходимостью осмысления, разработки и внедрения нового класса образовательных систем, обеспечивающих подготовку современного специалиста с актуальным набором компетенций и соответствующей технологической культурой.

В среде студентов бакалавриата психолого-педагогического образования РГУТУ им. К.Г. Разумовского нами проведен опрос «Какой уровень правовых знаний необходим, на ваш взгляд, для реализации ваших профессиональных планов?» Из 116 респондентов 76% отметили, что им необходим высокий уровень, 22% думают, что для реализации своих профессиональных планов им нужен достаточно высокий уровень правовых знаний. Совсем незначительная часть студентов (2%) считает, что им нужен средний уровень правовых знаний, и ни один студент не назвал уровня ниже среднего или низкий как необходимый для реализации своих профессиональных планов.

Преобразования в системе профессионального образования, обеспечивающего подготовку специалиста нового поколения, обладающего высоким уровнем компетенций, могут быть успешными, если они подкрепляются четкой программой их реализации, которая ориентирована на содержание обучения, т.е. на переход от теоретической информации, мало связанной с практикой и попредметно разбросанной, к системной ориентировочной основе компетентных профессиональных действий и поступков. Поэтому для получения ощутимого результата в сфере образования необходим практико-ориентированный подход, который обеспечит четкость и однозначность в действиях, ориентированных на достижение цели. Однако в традиционной образовательной системе взаимодействие учебного, научного и воспитательного процессов часто оказываются слабо согласованными, а социальная их составляющая находится вне системы, что влияет на качество усвоения предметных знаний, умений и навыков; не формируется профессиональная мотивация, содержание обучения декомпозировано по дисциплинам, а не предстает перед студентом системно и востребуется в процессе ч ^ обучения раздельно и статически, в то время как реальная профессио-| ^ § нальная деятельность специалистов системна и динамична во времени ^ 5 £ и пространстве. яео Указанные противоречия находят свое разрешение при системной интеграции, базирующейся на теории и технологиях контекстного обучения, разработанных в научно-педагогической школе А.А. Вербицкого [1].

о

о го

о о а.

ш о-^а

^ с о

Данная теория и практика подготовки специалиста подтверждает необходимость такой интеграции на разных уровнях с помощью эффективного социального партнерства с рынком труда, с социумом, с научным прогрессом.

Теории и технологии контекстного обучения, в свою очередь, основываются на процессе усвоения знаний и социального опыта в деятельности; на теоретическом освоении опыта инновационного обучения; на содержательном контексте, отражающем предметные и социальные условия будущей профессиональной деятельности [2].

Как утверждает А.А. Вербицкий, в рамках контекстного обучения студент осваивает не только предметное содержание определенной научной дисциплины, но и динамично во времени и пространстве проектирует будущую профессиональную деятельность. Ориентация на предметное и социальное содержание педагогического труда обеспечивают порождение профессиональных мотивов и интересов студентов, осмысленность усвоения знаний, активную позицию по отношению к своему общему и профессиональному развитию, влияет на уровень способностей определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. Следует также выделить проблему сочетания теоретической подготовки и необходимых элементов будущей профессиональной деятельности (квазипрофессиональной деятельности - Вербицкий А.А.) в процессе формирования опыта.

Правовой контекст в обучении студентов бакалавриата является смыслообразующим и влияет на восприятие, понимание и преобразование конкретных ситуаций, обеспечивая личностное включение в процесс познания. Моделирование правового контекста предстоящей студенту профессиональной деятельности в формах его познавательной деятельности придает учению личностный смысл, порождает интерес к освоению содержания профессионального образования.

Согласно теории контекстного обучения, развитие понятийной культуры должно соответствовать будущей профессиональной деятельности и выступать формой личностной активности будущего специалиста. Правовой контекст осваивается студентами в процессе отработки юридических понятий и категорий («справедливость», «равенство», ^ о «свобода», «достоинство», «права человека» и др.), терминов («кодекс», Ц «закон», «норма» и др.), правовых явлений («право», «преступность» ш и др.); глоссария по образовательному праву («аккредитация», «лицензирование», «педагогический работник» и др.). На современном этапе

о

s и ^ iE й О

о ^ О ° ^

они закрепляются у студентов при использовании технологий дея- ф

тельностного типа, обеспечивающих реализацию правовых знаний

в повседневной жизни и трудовой деятельности, выполнении обязанностей и соблюдении законности. Главная цель правового образования -воспитать гражданина, обладающего правовыми, политологическими, экономическими знаниями; умениями критически мыслить, анализировать, сотрудничать; ценностями, направленными на уважение прав человека, толерантность, компромиссность, достоинство, гражданское самосознание и др.

Освоение, например, понятия «трудовые отношения» рассматривается не только на основе словарных статей в информационных источниках, но и при детальном изучении Трудового кодекса РФ, т.к. совокупность всех правомерных действий формируются при изучении нормативно-правовых источников, отечественного законодательства, чтении правовой литературы, просмотре телепередач и т.д.

Современные тенденции модернизации образования отражаются в поиске новых наиболее оптимальных способов обучения, способствующих погружению в профессиональную среду, в контекст образовательной деятельности. Основными активными и интерактивными технологиями, используемыми в образовательном процессе, являются: обучение в сотрудничестве; организация проектной деятельности, дискуссии, дебаты; учебно-ролевая игра; моделирование ситуаций (кейс-стади), психотехнические упражнения; работа в малых группах; решение проблем, задач, казусов; шкала мнений, ранжирование; проективные техники и др. [4].

В.С. Кукушин, например, отмечает актуальность коллективных способов обучения, т.к. в сотрудничестве развивается мотивация к обучению, создаются условия живого непринужденного общения, проявляется желание работать в паре, в составе группы, команды и пр. [3].

М.В. Ретивых считает, что наиболее успешной в совместном совершенствовании навыков решения проблем является кейс-технология или метод ситуативного анализа, которая представляет собой исследование и оценку возможных результатов развития на основе использования полученных знаний или имеющегося опыта, активного участия студентов в групповой работе [6]. Предлагая студентам различные проблемные ситуации, необходимо следить, чтобы выход из них студенты искали сами: споря, обсуждая, высказывая свою точку зрения. Данный метод g: ^ имеет ряд разновидностей: решение ситуационных задач, выполнение | g s ситуационных упражнений, кейс-стади, метод «инцидента» и пр. s 5 S Е.А. Рассолова выделяет технологию «анализа правовых казусов»,

! $ подразумевая, что в юридической терминологии «казус» - это любая

о о а.

5 fivo конкретная ситуация, ставшая предметом исследования с правовой

о

о

точки зрения. Анализ казуса - это метод, который помогает студентам

использовать правовые нормы по отношению к реальным жизненным ситуациям. Они учатся формулировать вопросы по фактам дела, выявлять важные для данной ситуации элементы, анализировать и обобщать их и выносить решения. При использовании этого метода (как и многих других активных и интерактивных методов) у студентов включаются все уровни мышления: от простого запоминания до оценочного суждения [5]. Вот некоторые из них по теме «Образовательные отношения», где рассматриваются правовые нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие между различными субъектами системы образования: «Выпускник 9 класса подал заявление о принятии его в десятый класс. Администрация школы отказала ему в этом, мотивируя свой отказ тем, что у него плохие оценки. Правомерен ли отказ администрации школы?»; «Директор школы на собрании предупредил родителей, что их дети должны носить определенный вид "школьной" формы. Спустя 6 месяцев администрация школы отчислила несколько человек в связи с неисполнением данного требования. Правомерно ли это решение?»

Данные технологии являются формой организации познавательной деятельности. Их цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность. Обучение в диалоге позволяет взаимодействовать в системе «студент - преподаватель» и «студент - студент», работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать достоинства других.

Среди активных и интерактивных методов, широко используемых в обучении с целью эффективного усвоения материала на основе самостоятельного поиска решения учебных задач, выделяются ролевые игры, которые классифицируются как ситуативно-ролевые, деловые, дидактические, ситуативно-имитационные и др., которые включают все каналы восприятия: визуальный, кинетический и аудиальный. Чаще всего в них предлагается конфликтная социальная ситуация, и в дискуссионной форме участники игры обсуждают проблему и находят ее решение. Данные методы предполагают постановку задач, моделирование содержания и сюжета, разработку правил, привлечение определенных средств, распределение ролей, взаимодействие по правилам, формули- ^ о рование ожидаемого результата, оценку произошедшего. Они являются Ц ^ средством формирования творческого мышления, активизации мысле- | ^ деятельности и профессионального становления личности. ^ 5

Ролевую игру чаще всего определяют как игру в пределах одной профессиональной задачи, а деловую как состоящую из нескольких ролевых. Ситуативно-ролевая игра ориентирована на исполнение

О

д УЦ

о то

о ° ^

V Г\ хг~у

социальных ролей и развитие определенных навыков и умений в условной, искусственно моделируемой жизненной ситуации на основе сценария; на принятие решения и оценку поступков и поведения всех ее участников. Примером может служить тематическая игра «Прием на работу», «Прием в юридической консультации». Деловая игра ориентирует студентов на решение проблем, с которыми они могут столкнуться не только в практической деятельности, но и при решении реальных жизненных проблем. Дидактическая игра представляет собой имитационное моделирование явлений и процессов, происходящих в профессиональной деятельности с ориентацией на решение правовой задачи на основе «вопрос - ответ», достраивание недостающей фразы или восстановление текста по одному предложению и др. Иллюстративные игры направлены на детальное разъяснение правовых явлений и понятий и формирование правовой оценки какого-либо события, явления или конфликта в профессиональной среде.

Таким образом, учебные ролевые игры профессиональной направленности выполняют познавательную, мотивационую, информационную, обучающую, коммуникативную, рефлексивную и оценочную функции.

Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. В этих условиях одним из структурных компонентов профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования является проверка и оценка сформиро-ванности правовой компетентности, которые организуются на основе диагностирования и коррекции знаний и умений, учете достижений на отдельном этапе и итоговых результатов обучения.

Все виды традиционного контроля (текущий, рубежный и итоговый) используют различные формы, организуемые со студентами (собеседование, контрольные работы, проекты, курсовые работы, зачет, экзамен, защита ВКР и пр.).

К современным методам оценки знаний, умений и навыков правового контекста профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования относят:

1. Программированный контроль, который иногда называют альтер-ч ^ нативным методом (от фр. alternative - одна из двух возможностей) | g s или методом выбора, состоящим из предлагаемых вопросов, на каждый

s 5 S из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является

г М о

о

о го

О о а.

^ или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут

96

правильным. Его, как правило, проводят на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет проверить полученные студентами знания.

2. Балльно-рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала осуществляется с помощью тестирования, результаты которого могут быть представлены в дифференцированных шкалах достижений, содержащих градации оценки согласно стандарту измерения уровня сформированности правовой компетентности.

3. Портфолио призван детально фиксировать достижения студентов, отслеживать и анализировать приобретаемый опыт, фиксировать рубежные и итоговые результаты, видеть личные перспективы в профессиональной деятельности. Он рассматривается как основное средство самооценивания и самоконтроля. Одна из его разновидностей - электронное портфолио, которое может стать не только индивидуальной формой контроля и оценивания, но и групповой, и фронтальной, включать компоненты конференции, параллельного обсуждения, взаимного оценивания и т.д.

4. Мониторинг - это регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе, достижений планируемых результатов. Он предусматривает сбор информации в ходе текущей, рубежной и итоговой оценки. Среди технологий мониторинга называют: наблюдение, анализ, прогнозирование, диагностика состояния объекта или процесса, экспертиза.

В основу мониторинга положено отслеживание педагогом сформи-рованности: деятельностно-коммуникативной составляющей, т.е. способности студента к эффективной групповой работе, индивидуальной творческой деятельности, участию в самоуправлении; ценностно-ори-ентационной составляющей, т.е. способности к восприятию правовых ценностей и адекватному реагированию на них, проявляющихся в оценочных суждениях и построению своей деятельности на их основе, развитию рефлексии.

Введение элективных курсов способно кардинально изменить отношение студентов к тому, чему и как их обучают в вузе, сориентировать потребности студентов на приоритеты их профессиональной адаптации на рынке труда. Данный подход нацелен на выбор студентами компетенций, которые будут сформированы по окончании освоения содержания определенных дисциплин.

Элективное обучение, органически связанное с основными курсами, ^ о используемое как средство удовлетворения познавательной потребно- ч ^ сти и интереса студентов в вопросах развития общих и профессиональ- | ^ § ных компетенций, значимо для дальнейшей профессиональной дея- ^ 5 <§ тельности. Оно расширяет и углубляет знания студентов по различным $

разделам образовательной программы в соответствии с их доброволь- ^ ным выбором и познавательными потребностями.

I _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2020. No. 3

Тематика элективных курсов основана на принципах дополнительности, научности, профессиональной направленности. Поэтому с целью обеспечения процесса формирования правовой компетентности студентов нами разработан элективный курс «Основы профилактики правонарушений несовершеннолетних» с опорой на Профстандарт 03.006 «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» (fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/03.006.pdf). Согласно правовому контексту курса, в процессе его освоения студенты анализируют нормативно-правовые документы; исследуют противоречия в действующем законодательстве, устаревшие нормы права, фактически утратившие силу, неэффективные положения, а также выявляют способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования; социально-экономические, политические, юридические и иные последствия предложений по законодательному урегулированию указанной проблемы и т.д. В рамках элективного курса применяются методы проблемного и проектного обучения, а также личностно ориентированные технологии, метод дискуссий, мозговой штурм. Задания для контактной и самостоятельной работы предусматривают решение учебных кейсов, ситуационных задач.

Таким образом, среди приоритетных направлений обучения и вовлечения студентов в социальную практику при изучении правовых дисциплин в вузе мы отмечаем широкие возможности в этом направлении социально значимой деятельности, кейс-технологий, игровых технологий, элективных курсов, комплекса традиционных и современных методов контроля профессиональной подготовки студентов.

Библиографический список / References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. [Verbitsky A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod [Active study at a higher school: A contextual approach]. Moscow, 1991.]

2. Вербицкий А.А. «Человеческое измерение» реформы образования // Технологии построения систем образования с заданными свойствами: Материалы научно-практической конференции. М., 2013. С. 10-23. [Verbitsky A.A.

о The "human dimension" of education reform. Tekhnologii postroeniya sistem

5 obrazovaniya s zadannymi svoystvami. Moscow, 2013. Рр. 10-23. (In Russ.)]

R ™ к 3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагоги-s ° I ческих специальностей / Под общ. ред. В.С. Кукушина. М.; Ростов-н/Д.,

^ У g 2004. [Pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical technologies]. Studу guide for

о.-©- Я students. V.S. Kukushin (ed.). Moscow; Rostov-on-Don, 2004.]

^ 4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и инфор-

мационные технологии в системе образования. М., 2007. [Polat E.S.,

о

Bukharkina M.Yu. Sovremennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii v sisteme obrazovaniya [Modern pedagogical and information technologies in the education system]. Moscow, 2007.]

5. Рассолова Е.А. Формирование правовой культуры профессиональной деятельности студентов гуманитарного вуза: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2014. [Rassolova E.A. Formirovanie pravovoy kultury professionalnoy deyatelnosti studentov gumanitarnogo vuza [Formation of legal culture of professional activity of students of humanitarian university]. PhD Diss. Moscow, 2007.]

6. Ретивых М.В. Инновационные технологии обучения в вузе: концептуальные основы, педагогические средства, формы и виды // Вестник Брянского государственного университетa. 2015. № 1 (43). C. 61-65. [Retivykh M.V. Innovative technologies of education at the university: conceptual foundations, pedagogical means, forms and types. The Bryansk State University Herald. 2015. № 1 (43). Pp. 61-65. (In Russ.)]

Статья поступила в редакцию 20.01.2020, принята к публикации 03.04.2020 The article was received on 20.01.2020, accepted for publication 03.04.2020

Сведения об авторе I About the author

Сребродольский Олег Владимирович - старший преподаватель кафедры высшей математики Института системной автоматизации, информационных технологий и предпринимательства, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) Oleg V. Srebrodolsky - senior teacher at the Departments of Higher Mathematics of the Institute of Systems Automation, Information Technology and Entrepreneurship, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (First Cossack University) E-mail: Oleg-sreb@mail.ru

о о

ч ¡

О

s и й s oí Q

^ Ä ïï i^o a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.