Научная статья на тему 'Реализация проектных методов в процессе правового образования студентов-бакалавров'

Реализация проектных методов в процессе правового образования студентов-бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / БАКАЛАВР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / LEGAL EDUCATION / LAWMAKING / BACHELOR OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сребродольский Олег Владимирович, Попович Алексей Эмильевич

Статья посвящена роли проектной деятельности в развитии правовой компетентности у бакалавров психолого-педагогического образования. Акцент сделан на ФГОС ВО нового поколения, в которых указана важность правовой подготовки к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования. Определена роль проектных методов как факторов, вызывающих качественные улучшения правовой компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сребродольский Олег Владимирович, Попович Алексей Эмильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of project methods in the process of legal education of bachelor students

The article is devoted to the role of project activities in the development of legal competence in bachelors of psychological and pedagogical education. The emphasis is on the new generation of Federal State educational Standards, which indicate the importance of legal preparation for professional activities in accordance with regulatory legal acts in the field of education. The role of project methods as factors causing qualitative improvements in students' legal competence is determined.

Текст научной работы на тему «Реализация проектных методов в процессе правового образования студентов-бакалавров»

Педагогика и психология образования. 2019. № 3 DOI: 10.31862/2500-297Х-2019-3-117-125

О.В. Сребродольский, А.Э. Попович

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), 109004 г. Москва, Российская Федерация

Реализация проектных методов в процессе правового образования студентов-бакалавров

Статья посвящена роли проектной деятельности в развитии правовой компетентности у бакалавров психолого-педагогического образования. Акцент сделан на ФГОС ВО нового поколения, в которых указана важность правовой подготовки к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования. Определена роль проектных методов как факторов, вызывающих качественные улучшения правовой компетентности студентов.

Ключевые слова: правовое образование, правотворчество, проектирование, бакалавр психолого-педагогического образования

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Сребродольский О.В., Попович А.Э. Реализация проектных методов в процессе правового образования студентов-бакалавров // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 117-125. ЭО!: 10.31862/2500-297Х-2019-3-117-125

о

© Сребродольский О.В., Попович А.Э., 2019

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

к x s ш Q. ^

О ^

ч.

ISSN 2500-297Х J

Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3

DOI: 10.31862/2500-297Х-2019-3-117-125

O. Srebrodolsky, A. Popovich

K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University), Moscow, 109004, Russian Federation

The article is devoted to the role of project activities in the development of legal competence in bachelors of psychological and pedagogical education. The emphasis is on the new generation of Federal State educational Standards, which indicate the importance of legal preparation for professional activities in accordance with regulatory legal acts in the field of education. The role of project methods as factors causing qualitative improvements in students' legal competence is determined.

Key words: legal education, law-making, bachelor of psychological and pedagogical education, design

CITATION: Srebrodolsky O.V., Popovich A.E. Implementation of project methods in the process of legal education of bachelor students. Pedagogy and Psychology of Education. 2019. No. 3. Рр. 117-125. DOI: 10.31862/2500-297Х-2019-3-117-125

Воспитание гражданской позиции личности составляет одну из главных задач современного общества и системы образования. Цель образовательного процесса состоит именно в том, чтобы помочь каждо-| му молодому человеку стать активным членом общества. Это требует ™ | не только умственного развития подрастающего поколения, но и твор-| 5 ческого потенциала, умений самостоятельно мыслить, обновлять и рас-ш ™ ширять свои знания, а также формирования образа мышления, отно-s § шений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, s 5 социальной, культурной и политической жизни, личностного станов-8 ления, центральное место в котором занимает способность быть субъектом общественных отношений, готовность участвовать в социально

Implementation of project methods in the process of legal education of bachelor students

значимой деятельности. Подготовка студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности является целью и результатом длительного процесса формирования комплекса компетенций, сформулированных в ФГОС ВО и обеспечивающих их качественную характеристику.

Правовая подготовка специалиста психолого-педагогического профиля является одной из обязательных составляющих обучения бакалавра и имеет большое значение для выпускника вуза потому, что в настоящее время в обществе идет процесс формирования «правосознательного гражданина», который социально активен, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.

Правотворческий процесс всегда привлекал внимание теоретиков права, вызывая различные споры и мнения. Сегодня он стал еще более актуальным, обеспечивая правовое регулирование важной сферы человеческой жизни - образования (Т.С. Волох, М.П. Козловцев, Н.Р. Нури-ахметова, Г.Ш. Сыпачева и др.) [1-3; 5].

Проблема формирования правовой компетентности студентов вуза заключается в противоречиях между потребностями общества и системы образования в высокой правовой активности его граждан и недостаточным уровнем правовой компетентности у бакалавров психолого-педагогического образования; необходимостью подготовки студентов вуза к правотворчеству и правоохранительной деятельности в области образования и отсутствием разработанной модели формирования правовой компетентности у будущих педагогов.

Примером внимания к этой проблеме со стороны государства может служить проведение на протяжении ряда лет в рамках национального проекта «Образование» Всероссийского конкурса молодежи образовательных и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива», который проводится ежегодно в целях: пропаганды принципов формирования правового государства; привлечения молодежи к государственному управлению посредством ее участия в законотворческой деятельности; создания условий для подготовки кадрового резерва политических лидеров и специалистов в области пра- Ц

вового регулирования; содействия распространению и развитию право- ^ | вой культуры в молодежной среде; выявления, отбора и поддержки наи- Ц 5 более перспективных проектов и других значимых инициатив молодежи | ™ для подготовки законодательных инициатив; привлечения молодежи к сотрудничеству с органами законодательной и исполнительной вла-

СС X X ф

о. ^

сти, органами местного самоуправления, аппаратами депутатских при- § ^

емных в субъектах Российской Федерации [https://edu.gov.ru/press/724/

о

119

ISSN 2500-297Х Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3

J

рпттауи1зуа^ауаукьШуа-исЬаз11уа-у^аосЬпот-1иге-х1у-узегозз1узк^о-копкигеа-тоуа^акопо1уогс^^кауа-1таа11уа/].

Качественная и широкая профессиональная подготовка предполагает организацию воспитательно-образовательного процесса вуза, позволяющая за годы обучения развить у студентов направленность на правовую деятельность в контексте профессиональной ориентации.

Правовая компетентность проявляется у выпускника в процессе организации педагогической деятельности на основании законодательства об образовании и нормативно-правовых документов, усвоения знаний о своих правах и обязанностях, своем правовом статусе, умений грамотно отстаивать их в реальных ситуациях, уважать и защищать права и интересы учащихся, их родителей (законных представителей) и своих коллег.

Современные тенденции модернизации образования отражаются в поиске новых наиболее оптимальных способов обучения с помощью содержательных и технологических моделей. В настоящее время в педагогической практике накоплен достаточно большой опыт применения различных технологий, способствующих профессиональному становлению личности. Наибольшим эффектом в этом отношении обладают те, которые предоставляют молодым людям возможность сделать шаг в реальное настоящее. Особое внимание при этом необходимо уделять совершенствованию организации и планирования самостоятельной работы студентов как способу, обеспечивающему будущему специалисту организацию индивидуальной познавательной деятельности, при которой наиболее полно раскрываются способности обучающегося, реализуется его творческий потенциал. Технология проектирования в этом отношении наиболее эффективна.

Нам представляется целесообразным рассматривать интересующую нас проблему в контексте формирования готовности специалистов к проектной деятельности как решающей важную профессиональную задачу в соответствии с требованиями образовательных стандартов |Мр:/Л£о8уо.ги/пе^г8/1/1642].

Программа бакалавриата включает универсальные компетенции, 1 среди которых важное место занимает «разработка и реализация про-^ | ектов» (УК-2), которая подразумевает способность определять круг ч у задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные спосо-ф ™ бы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. Среди общепрофессиональных компетенций особо выделяются «Нормативные основания профессиональной деятельности» (ОПК-1), в которых подчеркивается способность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормативными

СС X

S ф

о. ^

о ^

правовыми актами в сфере образования. Достижения в этой области предполагают: знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральные государственные образовательные стандарты, законодательство о правах ребенка, трудовое законодательство, конвенцию о правах ребенка; умений применять нормативно-правовые акты в сфере образования и нормы профессиональной этики; владение действиями по соблюдению правовых норм в условиях реальных педагогических ситуаций, навыками по осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС [http://fgosvo.rU/news/1/1642].

Готовность к осуществлению педагогического проектирования у студентов-бакалавров базируется на способности участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты, индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, траектории своего профессионального роста и личностного развития. Осуществление этого вида деятельности предполагает владение будущими педагогами умениями и навыками проектирования.

В современных условиях образовательная деятельность обучающегося и педагогическая деятельность педагога строится в логике: проект как завершающий этап продуктивной деятельности. Интерес к данному методу как основному виду учебной деятельности занимает особое место в множестве инновационных педагогических средств и методов современного образования. Учебный проект - это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью теоретического или практического решения поставленной проблемы. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, оперировать знаниями и находить необходимую информацию, самостоятельно формулировать свои решения.

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, |

социально и личностно значимой для студента (группы студентов) иссле- ^ | довательской, информационной, практической проблемы. Результатом ч у работы над проектом является социально и личностно значимый продукт. | ™

Важным является то, что при классификации проектов учитываются

СС X

следующие типологические признаки, использование которых в рамках ^ о> реализации нового поколения образовательных стандартов может найти ^ ^ реальное применение:

ISSN 2500-297Х Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3

- исследовательские проекты, требующие четко продуманной структуры, целей, определения актуальности, социальной значимости, методов исследования и достижения результатов;

- творческие проекты, способствующие творческому развитию личности, предполагающие соответствующее оформление результатов (совместная газета, сочинение, сценарий видеофильма, ролевая игра, программа праздника, дизайн ^^еЬ-сайта и пр.);

- ролевые, игровые проекты, в которых участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта; в центре могут быть придуманные персонажи, имитирующие социальные, деловые и правовые отношения, осложненные различными ситуациями, требующими разрешения на основе конкретных знаний или реальные герои наших дней, недавнего прошлого или современности; в таких проектах участники исследуют характер возможного поведения в предлагаемых ситуациях, особенности их речи, соблюдение/несоблюдение правил этикета и т.д.;

- ознакомительно-ориентировочные (или информационные) проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении, направлении в деятельности социально-правовой направленности; на ознакомление участников проекта с информацией о своих персонажах, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;

- практико-ориентированные проекты, ориентированные на социальные интересы их участников и возможные способы их внедрения в практику [4].

Воспитательные задачи, сформулированные в проектах, способствуют формированию мировоззрения, интересов, активного и вдумчивого отношения к деятельности различной направленности. Проект, направленный на решение конкретной проблемы, должен быть представлен оптимальным способом и с заранее запланированным результатом. Такой проект может включать в себя представление рефератов, проведения исследований и других видов самостоятельной творческой работы студентов, например, написание инструкции по какому-то виду деятель-| ности или сценария проведения мероприятия. 2 х Проектные методы по правоведению позволяют не только улуч-ч у шать, но и ускорять естественные процессы усвоения нового материала, ф ™ вызывая качественные улучшения правовой компетентности студентов, повышать уровень сформированных знаний о деятельности различных органов образования, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях, умениях анализа разнородных законодательных материалов (статистики, СМИ, нормативных актов и др.). Помимо

К X

X ф

о. ^

о ^

достижения прямых результатов обучения, решаются сопутствующие задачи по внутриличностному росту, повышению коммуникативного и поведенческого уровней, приобретению навыков делового общения, развитию ценностных ориентаций и др.

В рамках нашего исследования мы рассмотрели проект «Содействие распространению и развитию правовой культуры в педагогической деятельности», предложенный к защите группой студентов, активно интересующихся законотворчеством.

Цель проекта - развитие правовой активности студентов путем стимулирования становления их субъектности в педагогической деятельности. Основные стратегические задачи проекта, которые вытекают из общей цели:

- развить активность студентов к освоению правовых знаний в профессиональной деятельности;

- освоить опыт применения правовых знаний и умений в профессиональной педагогической деятельности;

- развить социально-значимые качества и субъектности студента в процессе деятельности;

- разработать на основе типовых нормативно-правовых документов сценарии и модели мероприятий правовой направленности для школьников.

Содержание деятельности студентов для развития собственной активности по данной программе предусматривает реализацию трех блоков: теоретико-мировоззренческого, методического и практического.

В теоретико-мировоззренческом блоке акцент сделан на передачу информации о правовой деятельности и на осмысление этой информации. Цель этого блока - осмысление теоретических знаний и ценностных установок по проблеме. В рамках этого блока проекта планируется проведение обучающих занятий по усвоению основ философии права, истории и социологии права, в которых освещаются вопросы ответственности, проблемы эффективности права, условия и причины правоотношений, структура и уровни правосознания, изучаются вопросы истории правовой культуры народов, юридический быт, воспроизводится процесс возникновения и развития права, выявляется специфика юридических понятий, анализируются конкретно-исторические право- ^ ^ вые памятники и факты, имеющие принципиальное значение для совре- ч у менной жизни, в том числе для воспитательных процессов. ш ™

Методический блок содержательно наполнен изучением, накоплением и обобщением различных методов и приемов, правил, фактов педагогической деятельности и преобразования действительности в соответствии с законами, нормативами и правилами в профессиональной

СС X

X ф

о.

о ^

I _

ISSN 2500-297Х Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3 _)

области, разработкой предложений и их описание. Содержание этого блока активизирует творческий потенциал студентов. В рамках данного блока предлагается организация во внеучебное время встреч со специалистами в данном направлении деятельности с целью как правовой пропаганды, так и правового воспитания, тематические вечера по юридическим вопросам, использование игровых технологий (дебаты, судебные заседания, дискуссионные формы, моделирование ситуаций и т.д.). Предлагается сценарий дискуссии «Я знаю свои права и свободы!».

Практический блок включает различные виды деятельности: организацию коллективных творческих дел правовой направленности с целью интегрирования знаний и умений из различных отраслей права, разработка анкет для различных возрастных категорий по правоведению и пр., а также анализ результатов выполнения проекта. Представлен отчет о проведении в школе в период педагогической практики бесед в младших классах «Основные правила поведения учащихся на улице и дороге» и в старших классах «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм»).

Таким образом, проектная деятельность может являться основным методом стимулирования интереса бакалавров психолого-педагогического направления к правовым проблемам в образовании, к их решению с помощью практического применения полученных знаний. Проектная деятельность может быть и основой в формировании универсальных учебных действий, направленных на достижение образовательных результатов правовой направленности, т.е. качественных улучшений правовой компетентности студентов.

ч у о о

К X

X ф

о. ^

о ^

Библиографический список / References

1. Волох Т.С. Обучение праву: вопросы теории и практики: Учебно-методическое пособие. Омск, 2017. [Voloch T.S. Obuchenie pravu: voprosy teorii i praktiki [Teaching law: Questions of theory and tractice]. Textbook. Omsk, 2017. (In Russ.)]

2. Козловцев М.П. Юридические знания как фактор развития правовой компетентности будущих педагогов: Дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2007. [Kozlovtsev M.P. Yuridicheskie znaniya kak faktor razvitiya pravovoy kompetentnosti budushchikh pedagogov [Legal knowledge as a factor in the development of legal competence of future teachers]. PhD Diss. Orenburg, 2007. (In Russ.)]

3. Нуриахметова Н.Р. Формирование нормативно-правовой компетентности педагога средней школы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 11 (101). С. 93-97. [Nuriakhmetova N.R. Formation of normative and legal competence of secondary school teacher.

Tomsk State Pedagogical University Bulletin. 2010. No. 11 (101). Рр. 93-97. (In Russ.)]

4. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Использование метода проектов в обучении. М., 2004. [Pastukhova I.P., Tarasova N.V. Ьрокоуаше metoda proektov v obuchenii [Using the method of projects in training]. Moscow, 2004. (In Russ.)]

5. Сыпачева Г.Ш. Определение понятия правовых компетенций будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21471164 [Sypacheva G.S. Definition of the concept of legal competences of the future teacher. Modern Problems of Science and Education. 2014. No. 2. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=21471164 (In Russ.)]

Статья поступила в редакцию 16.04.2019, принята к публикации 14.06.2019 The article was received on 16.04.2019, accepted for publication 14.06.2019

Сведения об авторах / About the authors

Попович Алексей Эмильевич - доктор педагогических наук, профессор; директор Института системной автоматизации, информационных технологий и предпринимательства, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Alexey E. Popovic - Dr. Pedagogy Hab.; director Institute of Systems Automation, Information Technology and Entrepreneurship, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University) E-mail: popovichae@mgutm.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сребродольский Олег Владимирович - старший преподаватель кафедры высшей математики, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

Oleg V. Srebrodolsky - senior teacher at the Departments of the Higher Mathematics, K.G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (the First Cossack University) E-mail: Oleg-sreb@mail.ru

ч у о о

CC X

X ф

Q. J

о ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.