Научная статья на тему 'Инновационные технологии профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования'

Инновационные технологии профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ЭКОНОМИСТ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНТЕКСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНЫЙ КЛАСТЕР / HIGHER ECONOMIC EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / ECONOMIST / SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / INTERACTIVE EDUCATION / CONTEXTUAL EDUCATION / EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC CLUSTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирдан Александр Петрович

В статье обобщены аргументы в научной дискуссии по вопросу использования инновационных технологий профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования. Методическим инструментарием проведенного исследования стали общенаучные и конкретно научные методы (анализ научных трудов, сравнение, классификация, обобщение). Анализ педагогических источников и подходов к решению проблемы показал, что в трудах отечественных педагогов рассмотрены различные аспекты теории и методики профессионального образования будущих экономистов. Актуальность исследования заключается в том, что автором статьи предпринята попытка теоретически обосновать перспективы инновационных технологий профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования. Определено, что современным запросам профессиональной подготовки будущих экономистов отвечает технология интерактивного обучения, предусматривающая основные инновационные практики (форматы) профессиональной подготовки тренинг, наставничество, обучение действием, коучинг (индивидуальный и командный), менторинг, деловые и имитационные игры, фасилитацию и др. Обоснованы преимущества внедрения технологии образовательно-научных кластеров, что обеспечивающих переход от массовой и репродуктивной профессиональной подготовки специалистов на уровень индивидуально-творческой подготовки будущих экономистов. Охарактеризировано контекстное образование как технология решения проблемы интеграции учебной, научной и профессиональной деятельности будущих экономистов в системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирдан Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

The article summarizes the arguments in the scientific discussion on the use of innovative technologies of professional training of future economists in the system of continuous education. The general scientific and concrete scientific methods (the analysis of scientific works, comparison, classification, generalization) have become methodological tools of the conducted research. The analysis of pedagogical sources and approaches to solving the problem showed that in the works of Russian teachers, various aspects of the theory and methodology of professional education of future economists were considered. The relevance of the study lies in the fact that the author of the article has attempted to theoretically substantiate the prospects for innovative training technologies for future economists in the system of continuing education. It has been determined that the technology of interactive education, which provides for the main innovative practices (formats) of the vocational training training, mentoring, learning by doing, coaching (individual and team), mentoring, business and simulation games, facilitation, and others. The advantages of introducing the technology of educational and scientific clusters that ensure the transition from mass and reproductive vocational training to is on the level of individual and creative training of future economists. Characterized contextual education as a technology for solving the problem of integrating the educational, scientific, and professional activities of future economists in the system of continuing education.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования»

педагогически Кирдан Александр Петрович

науки ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ...

UDC378

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Кирдан Александр Петрович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и социально-поведенческих наук Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины (20300, Украина, Умань, улица Садовая, 2, e-mail: kirdan_alex@ukr.net)

Аннотация. В статье обобщены аргументы в научной дискуссии по вопросу использования инновационных технологий профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования. Методическим инструментарием проведенного исследования стали общенаучные и конкретно научные методы (анализ научных трудов, сравнение, классификация, обобщение). Анализ педагогических источников и подходов к решению проблемы показал, что в трудах отечественных педагогов рассмотрены различные аспекты теории и методики профессионального образования будущих экономистов. Актуальность исследования заключается в том, что автором статьи предпринята попытка теоретически обосновать перспективы инновационных технологий профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования. Определено, что современным запросам профессиональной подготовки будущих экономистов отвечает технология интерактивного обучения, предусматривающая основные инновационные практики (форматы) профессиональной подготовки - тренинг, наставничество, обучение действием, коучинг (индивидуальный и командный), менторинг, деловые и имитационные игры, фасилитацию и др. Обоснованы преимущества внедрения технологии образовательно-научных кластеров, что обеспечивающих переход от массовой и репродуктивной профессиональной подготовки специалистов на уровень индивидуально-творческой подготовки будущих экономистов. Охарактеризировано контекстное образование как технология решения проблемы интеграции учебной, научной и профессиональной деятельности будущих экономистов в системе непрерывного образования.

Ключевые слова: высшее экономическое образование, профессиональная подготовка, экономист, система непрерывного образования, инновационные технологии, интерактивное обучение, контекстное образование, образовательно-научный кластер.

THE INNOVATIVE TECHNOLOGIES OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE ECONOMISTS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION

© 2019

Kirdan Оleksandr Petrovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Social-Behavioral Sciences Pavlo Tychyna Uman state pedagogical university (20300, Ukraine, Uman, Sadova street, 2, e-mail: kirdan_alex@ukr.net)

Abstract. The article summarizes the arguments in the scientific discussion on the use of innovative technologies of professional training of future economists in the system of continuous education. The general scientific and concrete scientific methods (the analysis of scientific works, comparison, classification, generalization) have become methodological tools of the conducted research. The analysis of pedagogical sources and approaches to solving the problem showed that in the works of Russian teachers, various aspects of the theory and methodology of professional education of future economists were considered. The relevance of the study lies in the fact that the author of the article has attempted to theoretically substantiate the prospects for innovative training technologies for future economists in the system of continuing education. It has been determined that the technology of interactive education, which provides for the main innovative practices (formats) of the vocational training - training, mentoring, learning by doing, coaching (individual and team), mentoring, business and simulation games, facilitation, and others. The advantages of introducing the technology of educational and scientific clusters that ensure the transition from mass and reproductive vocational training to is on the level of individual and creative training of future economists. Characterized contextual education as a technology for solving the problem of integrating the educational, scientific, and professional activities of future economists in the system of continuing education.

Keywords: higher economic education, vocational training, economist, system of continuous education, innovative technologies, interactive education, contextual education, educational and scientific cluster.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Необходимость системных инноваций формирует стратегические направления развития высшего образования Украины, одним из которых является развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий. Высокая вариабельность внешней и внутренней среды, многообразие изменений, внедряемых в высшее экономическое образование, существенно усложнили задачу управления его развитием, определив необходимость разработки инновационных подходов, форм и методов.

Анализ законодательно-нормативного обеспечения профессиональной подготовки будущих экономистов позволил выявить тенденции реформирования отечественной системы высшего экономического образования: включенность всех заинтересованных лиц (стейкхолдеров) в решение проблемы стандартизации и обеспечения качества высшего образования и образовательной деятельности; «качественную» направленность результатов образования, что приводит к интенсификации внедрения системных инноваций; использование

потенциала информатизации - увеличение количественно-качественной части знаний и информации как общественного ресурса во всех аспектах функционирования высшего экономического образования.

В практике современных высших учебных заведений Украины широко используются технологии дифференцированного и проблемного обучения, игровые и информационные технологии обучения, кредитно-мо-дульная технология, личностно-ориентированное и сту-дентцентрированное обучение. Однако цифровая трансформация образования и экономики, запрос стейкхолде-ров на выпускника-профессионала, глобализационные и интеграционные процессы побуждают к пересмотру форм, технологий и методов профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. В диссертационных работах украинских исследователей отображены актуальные проблемы теории, практики и методики

Kirdan Oleksandr Petrovich pedagogical

THE INNOVATIVE TECHNOLOGIES ... sciences

профессионального образования, а именно: процессы фундаментализации профессиональной подготовки будущих экономистов (Ю. Ткач) [1]; теоретико-методические основы системы интегративной профессиональной подготовки будущих экономистов (Е. Иванченко) [2] и др. В научных исследованиях изучаемой проблемы раскрыты вопросы формирования профессионально значимых умений и навыков будущих экономистов у высших учебных заведениях (И. Кустовская) [3]; формирования профессиональной компетентности будущих экономистов в процессе практической подготовки (Е. Яковенко) [4] и др. В других публикациях автора отображены методические аспекты использования инновационных форм и методов профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования - технология электронного обучения, геймификация образования, технология контекстного обучения и др. [5-7].

Формирование целей статьи (постановка задачи). Цель статьи - обосновать перспективы использования инновационных технологий профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В современных высших учебных заведениях Украины научный и практико-ориентированный поиск направлен на создание и использование эффективных технологий, в том числе основанных на принципиально новых идеях. Поэтому особое значение приобретает практический инновационный опыт, опирающийся на максимальное использование личностных потенциальных способностей и преподавателей высшей школы, и соискателей высшего образования. Одной из актуальных задач социально-экономического развития Украины является подготовка будущих экономистов, отвечающим запросам общества. Поэтому неудивительно, что современные высшие учебные заведения находятся в поиске механизмов развития и трансформаций технологий обучения в высшей школе, предусматривающих альтернативную архитектонику и образовательного процесса, и образовательной среды.

Вопрос инновационных образовательных технологий в течение последних десятилетий является одним из первоочередных в теории и практике высшей школы. Именно это обусловливает необходимость научного осмысления и выделения унифицированных критериев и показателей выявления эффективных форм и технологий обучения. На наш взгляд, к критериям отбора эффективных инновационных технологий подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования целесообразно отнести: определение возможностей и границ обеспечения мобильности и непрерывности процесса профессиональной подготовки будущего экономиста; определение особых организационных форм и параметров системы управления образовательным процессом; анализ трансформации содержания образования; комплексность воздействия на формирование интегральной, общих и профессиональных компетенций будущих экономистов в системе непрерывного образования.

Изучение наработок отечественных ученых по проблеме инновационных образовательных технологий свидетельствует о широком отефлексировании проблемы научным сообществом. На основании критерия содержания и способа передачи информации, ученые выделяют наиболее распространенные разновидности инновационных образовательных технологий в высшей школе: модульно-рейтинговая, интерактивная технология обучения и преподавания; личностно-ориентирован-ная технология воздействия на личность студента; информационно-коммуникативная технология обучения и преподавания; проектная технология; интегрированная развивающая технология.

Обобщая различные подходы к определению сущности понятия «педагогическая технология» Е. Антонова [8, с. 10] пришла к выводу, что в современной интер-28

претации оно используется для обозначения: 1) проекта определенной педагогической системы, которая может быть реализована на практике; 2) сумы научно обоснованных приемов воспитательного воздействия на человека или группу людей; 3) упорядоченной совокупности действий, операций и процедур, инструментально обеспечивают получение диагностированного и прогнозируемого результата в условиях постоянно меняющегося образовательно-воспитательного процесса; 4) средства деятельности и соответствующие структурно-функциональные блоки (механизмы), взятые в активном деятельном состоянии, предусматривающие органическое сочетание объективированных средств деятельности, способностей и умений; 5) совокупности психолого-педагогических установок, предусматривающая специальный подбор и структурирование форм, методов, средств, приемов, дидактических условий, содержания обучения и воспитания на основе общей методологии целепола-гания, ориентированного на удовлетворение интересов социальной политики государства; 6) последовательно взаимосвязанной системы действий педагога, направленной на решение воспитательных педагогических задач; 7) планового последовательного практического воплощения предварительно спроектированного педагогического процесса.

На основании классификации Е. Антоновой, среди технологий, апробированных в собственной научно-педагогической деятельности по профессиональной подготовке бакалавров и магистров экономических специальностей в Уманском государственном педагогическом университете имени Павла Тычины, наиболее эффективными были технологии обучения на основании личностной ориентации педагогического процесса (лич-ностно ориентированные технологии, технологии индивидуализации обучения); технологии активизации и интенсификации деятельности студентов (игровые технологии, проблемное обучение, технология кейс-стади) и технологии обучения на основании эффективности управления и организации учебного процесса (модульное обучение, кредитно-модульная технология, модуль-но-рейтинговая технология, технология дистанционного обучения).

На наш взгляд, современным запросам профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования отвечает технология интерактивного обучения, которая предусматривает основные инновационные практики (форматы) профессиональной подготовки - тренинг, наставничество, обучение действием, коучинг (индивидуальный и командный), мен-торинг, деловые и имитационные игры, фасилитация и др.

Рассмотрим современные технологии обучения с позиций целесообразности их использования в профессиональной подготовке будущих экономистов в системе непрерывного образования.

Так, достаточно распространенной является технология проблемно-модульного обучения, которая предусматривает принципиально новые основы организации процесса преподавания и обучения, существенное увеличение времени самостоятельной работы студентов в процессе обучения [9-13].

Образовательно-научные кластеры - инновационная образовательная технология, которая менее широко представлена в высших учебных заведениях и направлена на подготовку будущих экономистов. На наш взгляд, ее уместно более широко внедрять в образовательном процессе по подготовке будущих экономистов, ведь использование этой технологии гарантированно решает главную задачу непрерывного образования - формирование и развитие экономиста как высокопрофессионального специалиста, конкурентоспособного на отечественном и международном рынке труда. Считаем, что внедрение технологии образовательно-научных кластеров обеспечит переход от массовой и репродук-Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

педагогически науки

Кирдан Александр Петрович ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ...

тивной профессиональной подготовки специалистов на высший уровень - индивидуально-творческой подготовки будущих экономистов. Кроме того, именно кластеры дают возможность объединить в образовательном процессе усилия и интересы всех стейкхолдеров в единый комплекс экономического образования, воспитания и развития. Образовательно-научные кластеры позволяют использовать современный инструмент совершенствования деятельности - бенчмаркинг, ориентированный на выявление основополагающей проблемы, разработку специальных средств ее мониторинга и решения. К тому же кластеры - единственная междисциплинарная динамическая структура, в основании которой возможность приобретения и распространения новых знаний, технологий, информации.

Технология контекстного образования обоснована А. Вербицким. По убеждению педагога, основная цель технологии - формирование и развитие способности студента к выполнению целостной профессиональной деятельности как будущего специалиста и гражданина [14].

Основная идея контекстного образования заключается в том, чтобы совместить усвоение будущим экономистом теоретических знаний (а значит и приобретение общих и профессиональных компетенций) с профессиональной деятельностью. Для этого необходимо последовательно моделировать формы образовательной деятельности студентов в системе непрерывного экономического образования и будущей профессиональной экономической деятельности.

В дидактических работах обосновано содержание контекстного образования. Если основным источником содержания традиционного образования будущих экономистов в системе непрерывного образования Украины является дидактически адаптированное содержание наук, то в контекстном образовании целесообразно выделить три составляющие: содержание наук; содержание будущей профессиональной экономической деятельности (например, заложенные программные результаты обучения в стандарте подготовки бакалавра экономики, описание профессиональных функций, проблем и задач профессиональной деятельности будущего экономиста [15]), а также морально-этические качества будущего экономиста как личности и профессионала, члена общества и гражданина Украины.

Именно поэтому содержание и логика профессиональной экономической деятельности будущего экономиста, моделирование ее предметного и социального контекстов усложняют содержание образования рядом новых качеств, среди которых выделим: системность и межпредметность знаний и формирования интегральной компетентности; возможности дополнения содержания образования за счет осмысления студентом будущей профессиональной деятельности и активное включение в нее; рефлексия содержания профессиональных действий и поступков, должностных функций и обязанностей, должностных и личных интересов будущих экономистов; осмысление общественно-нравственных норм, правил, требований, социокультурных и социальных последствий профессиональной экономической деятельности и др.

На наш взгляд, в профессиональной подготовке будущих экономистов в системе непрерывного образования целесообразно обратить внимание на формирование целостной личности будущего специалиста, а затем на динамику формирования его общекультурных, социальных и профессиональных компетенций.

Согласно теории контекстного образования, модель деятельности будущего экономиста воплощается в деятельностно-личностной модели его подготовки. Предметное содержание деятельности студента целесообразно спроектировать как систему учебных проблемных ситуаций и задач, постепенно усложняющихся и приближающихся к профессиональным, конкретизированным в программных результатах обучения стандар-

тов высшего образования по экономическим специальностям, утвержденным в 2018 г. [15].

Контекстное обучение, по нашему мнению, имеет ряд преимуществ, а именно: студент находится в дея-тельностной позиции, поскольку сочетается активное теоретическое и практическое обучение; содержание учебных дисциплин (приобретение общих и профессиональных компетенций) усваивается в контексте решения смоделированных профессиональных ситуаций, способствует развитию профессиональной мотивации, личностного осознания значения обучения.

Использование в образовательном процессе профессиональной подготовки будущих экономистов индивидуальных, парных, групповых и коллективных форм работы позволяет каждому из студентов демонстрировать свой интеллектуальный и личностный потенциал, развивать деловые и нравственные качества личности, обеспечивает единство обучения и воспитания в непрерывном образовании [11-15]. Накопление студентом опыта использования цифровой информации, на наш взгляд, будет способствовать приобретению опыта профессиональной деятельности, обеспечивать его личностный рост.

На наш взгляд, в контекстном образовании, при должном научно-методическом обосновании, могут найти свое органическое место традиционные и новые педагогические технологии. К тому же оно имеет широкие возможности для использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения. Фактически, контекстное образование, как технология, близка к технологиям студентцентрированного обучения, поскольку предполагает субъект-субъектное взаимодействие.

По нашему убеждению, одной из эффективных форм реализации технологии контекстного образования в профессиональной подготовке экономистов на 3-4 курсах образовательно-профессиональных программ подготовки бакалавров и 5-6 курсах подготовки магистров, может стать сочетание теоретического обучения (4 дня в неделю) и практической подготовки (1 день в неделю). Фактически закрепление студентов экономических специальностей за базами прохождения практической подготовки - активной практической деятельность в сочетании с теоретическим обучением поможет не только окунуться в профессиональную экономическую среду, но и отрефлексировать приобретенные теоретические знания, проследить динамику формирования компетенций, способствует профессиональному становлению и развитию.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Определено, что современным запросам профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования отвечает технология интерактивного обучения, которая предусматривает основные инновационные практики (форматы) профессиональной подготовки - тренинг, наставничество, обучение действием, коучинг (индивидуальный и командный), менторинг, деловые и имитационные игры, фасилитация и др.

Акцентировано на преимуществах внедрения технологии образовательно-научных кластеров, обеспечивающих переход от массовой и репродуктивной профессиональной подготовки специалистов на высший уровень - индивидуально-творческой подготовки будущих экономистов.

Констатировано, что приоритетом профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования есть формирование целостной личности будущего специалиста, диагностика динамики формирования его общекультурных, социальных и профессиональных компетенций. Обосновано, что контекстное образование как технология обучения является интегрированной формой деятельности и мышления, в которой отражается сущность процессов, происходящих

Kirdan Oleksandr Petrovich

THE INNOVATIVE TECHNOLOGIES .

pedagogical sciences

в науке, экономике и обществе, а затем решается главнейшая педагогическая проблема - интеграция учебной, научной и профессиональной деятельности будущих экономистов в системе непрерывного образования.

Перспективами дальнейшего исследования является обоснование использования технологии ситуационного обучения в профессиональной подготовки будущих экономистов в системе непрерывного образования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ткач Ю. М. Теоретичш i методичш засади фундаменталiзацГi професшно! тдготовки майбуттх eKOHOMicmiB: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. Хмельницький, 2018. 42 с.

2. 1ванченко С. Теоретико-методичнi засади системи iнтегративноi професшно! тдготовки майбуттх економiстiв: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. Одеса, 2011. 41 с.

3. Кустовська I. М. Формування професшно значущих умшь i на-вичок майбуттх економiстiв у вищих навчальних закладах: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Вiнниця, 2011. 21 с.

4. Яковенко О. I. Формування професшно! компетентностi майбуттх економiстiв у процес практично! тдготовки: автореф. дис. ... к-та пед. наук: 13.00.04. Ки!в, 2015. 20 с.

5. Юрдан О. П. Контекстне навчання як сучасний тренд професшно! тдготовки майбуттх економiстiв у системi неперервно! освiти. Розвиток освтньо! системи: европейський вектор: матерiали IIМiжнародноi науково-методично! конференцИ, Харюв. 2019. С. 63—65.

6. Юрдан О. П. Методологiчнi тдходи до модертзацп тдготовки фахiвцiв освiтнiх ступенiв «бакалавр» та «маг^тр» зi спецiальностi 051 «Економжа». Модернiзацiя освiтнього середовища: проблеми та перспективи: матерiали третьо! Мiжнар. наук.-практ. конф., Умань, 2018. С. 19-20.

7. Юрдан О. П. Методичнi тдходи до формування компетент-ностей здобувачiв вищоi освiти освiтнiх ступетв «бакалавр» та «маг^тр» зi спецiальностi «Економiка». Методичний потенщал, тренди та формати трансформаци Свропейських освiтнiх систем: тези доповiдей. Харюв. 2018. С. 93-95.

8. Сучаснi технологи в освiтi. Ч. 1. Сучаснi технологи навчання: наук.-допом. бiблiогр. покажч. Вип. 2/НАПН Укра!ни, ДНПБ Укра!ни iм. В. О. Сухомлинського; [упоряд.: Фiлiмонова Т. В., Тарнавська С. В., Орищенко I. О. та т.; наук. консультант Антонова О. С.; наук. ред. Березiвська Л. Д.]. Ки!в, 2015. 377 с.

9. Белова Т.А., Григорьева Н.В. Профессионально-ориентированное обучение как средство формирования социокультурной компетенции будущих экономистов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 7-9.

10. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.

11. Креер М.Я., Пилипчук Е.Д. Применение инфографики в обучении иностранному языку студентов - экономистов и его учебно-педагогический потенциал // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 131-135.

12. Попова Н.В. О повышении качества математической подготовки экономистов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 272-274.

13. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Влияние профессионального стандарта на процесс обучения бакалавров экономического направления //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 144-146.

14. Вербицкий А. А. Контекстное образование: теория и технологии. Москва, МПГУ, 2017. 286 с.

15. Стандарт вищоi освiти 051 «Економка» освiтнього ступеня «бакалавр». URL: https://mon.gov.ua/storage/app/мedia/vishchaosvita/ zatverdzeni%20standarty/12/21/051-ekonomika-bakalavr.pdf

30

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.