Научная статья на тему 'Социальный заказ и меценатская поддержка становления и развития системы непрерывного экономического образования в Украине: ретроспективный анализ'

Социальный заказ и меценатская поддержка становления и развития системы непрерывного экономического образования в Украине: ретроспективный анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION / CONTINUOUS ECONOMIC EDUCATION / SOCIAL ORDER / PHILANTHROPIC SUPPORT / UNIVERSITY / CHARITY / FUNDRAISING / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / МЕЦЕНАТСКАЯ ПОДДЕРЖКА / УНИВЕРСИТЕТ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ФАНДРЕЙЗИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирдан Александр Петрович

На основании ретроспективного подхода проанализирован процесс становления и развития системы непрерывного экономического образования в Украине. Анализ педагогических источников дал возможность констатировать, что специфической формой благотворительности является меценатство добровольная бескорыстная деятельность физических лиц касательно материальной, финансовой и другой поддержки определенных лиц и учебных заведений. В основании зарождения системы непрерывного экономического образования заложен социальный заказ на профессию экономиста и весомая общественная значимость экономической профессиональной деятельности. Отмечено, что при открытии Харьковского университета, Ришельевского лицея, Киевского политехнического института и др. ощутимой составляющей была меценатская поддержка благотворительные пожертвования, денежная помощь, поддержка научных исследований и др. Акцентировано на примерах меценатской поддержки открытия и развития университетов и учреждений высшего профессионального образования в Украине в XIX начале ХХ века. Определено, что период 1805-1920 гг. был этапом зарождения и развития профессиональной экономической подготовки как основного компонента системы непрерывного экономического образования. Сделан вывод о перспективе развития образовательного меценатства (фандрейзинга) как действенного механизма развития материально-технического, технологического и ресурсного обеспечения современных высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL ORDER AND THE PHILANTHROPIC SUPPORT FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS ECONOMIC EDUCATION IN UKRAINE: RETROSPECTIVE ANALYSIS

On the basis of the retrospective approach, the process of formation and development of the system of continuous economic education in Ukraine is analyzed. An analysis of pedagogical sources made it possible to state that a specific form of charity is the patronage voluntary disinterested activity of individuals for material, financial and other support of certain individuals and educational institutions. At the base of the birth of the system of continuous economic education was a social order for the profession of economist and significant social significance of economic professional activity. It was noted that at the opening of the Kharkov University, the Richelieu Lyceum, the Kiev Polytechnic Institute and others, tangible component was philanthropic support charitable donations, financial assistance, research support, etc. Accented by examples of philanthropic support for opening and developing universities and institutions of higher vocational education in Ukraine in the XIX early XX century. It is determined that the period of 1805-1920. was the stage of the origin and development of professional economic training as the main component of the system of continuous economic education. The conclusion is made about the future development of educational patronage (fundraising) as an effective mechanism for the development of material, technical, technological and resource support of modern higher education institutions.

Текст научной работы на тему «Социальный заказ и меценатская поддержка становления и развития системы непрерывного экономического образования в Украине: ретроспективный анализ»

Kirdan Oleksandr Petrovich

SOCIAL ORDER AND THE PHILANTHROPIC ..

pedagogical sciences

UDC 378

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ И МЕЦЕНАТСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УКРАИНЕ:

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ

© 2019

Кирдан Александр Петрович, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и социально-поведенческих наук Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины (20300, Украина, Умань, улица Садовая, 2, e-mail: [email protected])

Аннотация. На основании ретроспективного подхода проанализирован процесс становления и развития системы непрерывного экономического образования в Украине. Анализ педагогических источников дал возможность констатировать, что специфической формой благотворительности является меценатство - добровольная бескорыстная деятельность физических лиц касательно материальной, финансовой и другой поддержки определенных лиц и учебных заведений. В основании зарождения системы непрерывного экономического образования заложен социальный заказ на профессию экономиста и весомая общественная значимость экономической профессиональной деятельности. Отмечено, что при открытии Харьковского университета, Ришельевского лицея, Киевского политехнического института и др. ощутимой составляющей была меценатская поддержка - благотворительные пожертвования, денежная помощь, поддержка научных исследований и др. Акцентировано на примерах меценатской поддержки открытия и развития университетов и учреждений высшего профессионального образования в Украине в XIX - начале ХХ века. Определено, что период 1805-1920 гг. был этапом зарождения и развития профессиональной экономической подготовки как основного компонента системы непрерывного экономического образования. Сделан вывод о перспективе развития образовательного меценатства (фандрейзинга) как действенного механизма развития материально-технического, технологического и ресурсного обеспечения современных высших учебных заведений.

Ключевые слова: система непрерывного образования, непрерывное экономическое образование, социальный заказ, меценатская поддержка, университет, благотворительность, фандрейзинг.

SOCIAL ORDER AND THE PHILANTHROPIC SUPPORT FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS ECONOMIC EDUCATION IN UKRAINE: RETROSPECTIVE ANALYSIS

© 2019

Kirdan Оleksandr Petrovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Social-Behavioral Sciences

Pavlo Tychyna Uman state pedagogical university (20300, Ukraine, Uman, Sadova street, 2, e-mail: [email protected])

Abstract. On the basis of the retrospective approach, the process of formation and development of the system of continuous economic education in Ukraine is analyzed. An analysis of pedagogical sources made it possible to state that a specific form of charity is the patronage - voluntary disinterested activity of individuals for material, financial and other support of certain individuals and educational institutions. At the base of the birth of the system of continuous economic education was a social order for the profession of economist and significant social significance of economic professional activity. It was noted that at the opening of the Kharkov University, the Richelieu Lyceum, the Kiev Polytechnic Institute and others, tangible component was philanthropic support - charitable donations, financial assistance, research support, etc. Accented by examples of philanthropic support for opening and developing universities and institutions of higher vocational education in Ukraine in the XIX - early Xx century. It is determined that the period of 1805-1920. was the stage of the origin and development of professional economic training as the main component of the system of continuous economic education. The conclusion is made about the future development of educational patronage (fundraising) as an effective mechanism for the development of material, technical, technological and resource support of modern higher education institutions.

Keywords: system of continuous education, continuous economic education, social order, philanthropic support, university, charity, fundraising.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях цифровой эпохи, интенсивного развития информационных технологий экономическое образование приобретает качественно новую роль - основного фактора решения ряда социально-экономических и гуманитарно-культурных проблем. Высшее образование является неотъемлемой составляющей украинской системы подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов. Для обеспечения успешного участия Украины в европейском и мировом экономическом сообществе необходимо обеспечение преемственности в непрерывном экономическом образовании.

Система непрерывного экономического образования в Украине и ее меценатская поддержка формировалась на протяжении столетий, однако обращение к актуализации ее исследования детерминирована масштабной образовательной реформой последних лет. Исследование становления и развития системы непрерывного экономического образования усиливается тем, что в ее основании - социальный заказ на значимую профессию и область профессиональной деятельности, весомая обще-

ственная значимость организации деятельности экономических учебных заведений.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы меценатской поддержки развития системы высшего образования рассматривали в контексте расширения общественной и частной инициативы по учреждению высших учебных заведений (А. Друганова [1]), благотворительности в сфере образования (Н. Сейко [2]), теории и практики управления высшими учебными заведениями (Е. Кирдан [3]) и др. Важным источником послужила монография А. Чуткого, в которой автор акцентировал внимание на всех аспектах истории становления Киевского коммерческого института: профессорско-преподавательский состав, студенческий контингент и студенческие организации, научная деятельность, содержание и структура учебного процесса, материальная база [4]. Развитие современных высших учебных заведений, обеспечение надлежащего уровня организации образовательной, научной и воспитательной деятельности невозможны без

32

Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 2(4)

педагогически науки

Кирдан Александр Петрович СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ И МЕЦЕНАТСКАЯ ...

финансирования. На протяжении последних десятилетий новое звучание приобрели понятия «благотворительность», «благотворительная деятельность», «меценатство», «меценатская деятельность», «спонсорство», «фандрейзинг» и другие. Среди современников бытует мнение, что эти социальные явления - признак филантропии современной зажиточной части общества, однако меценатская поддержка становления и развития учебных заведений имеет давнюю традицию.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи состоит в ретроспективном анализе социального заказа и меценатской поддержки становления и развития системы непрерывного экономического образования в Украине.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Зарождение системы непрерывного экономического образования в Украине длительное время происходило на фоне сложных политических, социально-экономических и цивилизационных преобразований. Современное непрерывное экономическое образование базируется на опыте деятельности высших экономических учебных заведений, которые интенсивно развивались на протяжении предыдущего исторического периода. Начало высшего экономического образования на украинских землях связано с деятельностью лицеев (в частности Ришельевского), юридических факультетов Киевского, Харьковского и Новороссийского университетов, высших коммерческих курсов и экономических институтов.

В XIX - начале ХХ века украинские университеты получали значительную меценатскую поддержку: благотворительные пожертвования, денежная помощь, поддержка научных исследований и др. Сейчас актуализировалась проблема привлечения спонсорской помощи и инвестиций. Они необходимы для осуществления научных исследований вузами, превращение их научной и научно-технической деятельности в эффективный инструмент институционального развития заведений высшего образования и социально-экономического развития Украины. Не менее остро стоит вопрос сохранения и профессионального развития кадрового состава и научно-педагогического потенциала высшей школы. Для нынешнего поколения государственных деятелей поучительно полезным, по нашему убеждению, является конструктивный исторический опыт меценатства в сфере образования. Поскольку социальный заказ и опыт меценатской поддержки деятельности учреждений высшего образования в XIX - начале ХХ века является разноплановым, охватить весь его спектр в пределах одной публикации невозможно. Мы подробно остановимся на актуализации социальной востребованности и меценатской поддержке становления и развития непрерывного экономического образования как составляющей системы высшего образования на украинских землях в XIX-начале ХХ века.

Меценатство и благотворительность - общественный феномен, который идет из глубины веков. Мы можем сегодня трактовать меценатскую и благотворительную деятельность как древнейшие гуманистические традиции. Подтверждением этому служат исследования Л. Лаврененко, которая отмечает: «... в истории цивилизации эта деятельность в различных формах проявления присутствовала всегда, без нее невозможно представить человеческого бытия» [5].

Обращение к энциклопедическим изданиям позволяет выделить основные подходы к трактовке понятия «благотворительность»: «как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность состоятельного спешить на помощь неимущему» [6]. В толковом словаре В. Даля сказано, что благодетель «тот, кто творит, делает добро другим» [7].

Общеизвестно, что понятие «благотворительность» объединяет финансовую, материальную поддержку социально незащищенных слоев населения, оказание по-

мощи сиротам, инвалидам и др. Нам импонирует подход А. Доника, который в исследовании благотворительной и культурно-образовательной деятельности семьи Терещенко, исходил из того, что благотворительность трактовал как «деятельность, которая формируется на общественных началах и частной инициативе, осуществляется физическими или юридическими лицами, и имеет такие существенные признаки 1) наличие общественно значимой цели; 2) добровольный, бескорыстный организованный характер работы; 3) высокие моральные принципы, общественный уровень понимания ее необходимости» [8].

Итак, благотворительность трактуют как бескорыстное оказание помощи тем, кто в ней нуждается, и не связан с благотворителем. Общеизвестно, что первоначальным было понимание этих терминов как проявлений христианского сострадания к ближнему и нравственная обязанность состоятельных помогать бедным, подавать милостыню нищим. Сегодня широко употребляемыми синонимичными понятиями стали «благотворительность» и «попечение».

Сейчас при употреблении понятия «благотворительность» выходят из его «широкого» смысла - добровольная деятельность, которая предусматривает направление общественных и частных финансовых и имущественных ресурсов на помощь социально незащищенным слоям населения для решения социальных проблем. Она также предусматривает поддержку профессионального, личностного, общественного развития специалистов разных профессий, соискателей высшего образования, представителей гражданского общества и др. общественных проблем, а также улучшения условий общественной жизни. Такая поддержка может предоставляться адресно через благотворительные фонды, стипендии, гранды и др.

Анализ педагогических источников свидетельствует [9, 10, 11], что специфической формой благотворительности является меценатство, как добровольная бескорыстная деятельность физических лиц по материальной, финансовой и другой поддержке определенных лиц (точнее социальных ролей, которые они исполняют), так и учреждений культуры и образования, художественной деятельности и др.

Действующее украинское законодательство трактует меценатскую деятельность как благотворительную деятельность в сферах образования, культуры и искусства, охраны культурного наследия, науки и научных исследований [12].

Социальный заказ на развитие непрерывного образования и призыв к меценатству в начале XIX века был провозглашен на государственном уровне. В 1803 г. Александр I обратился к соотечественникам с призывом материальной поддержки государственной программы реорганизации системы образования: «Мы уверены, что наши верноподданные примут деятельное участие в этих заведениях, для пользы общей и каждого из основанных, и тем самым будут способствовать ... Все благонамеренные граждане при устройстве училищ, помогая руководству патриотическими пожертвованиями для пользы общего дела, приобретут особое и преимущественное право на уважение своих соотечественников и на торжественную благодарность ...» [13]. Одним из тех, кто первым откликнулся на призыв императора, был помещик П. Демидов, который в письме к П. Завадовскому выразил свое желание передать на нужды высшего образования села с 3500 душ крепостных крестьян, 300 тыс. рублей, огромную библиотеку и пр. Кроме того, он жертвовал 200 тыс. рублей на нужды высшего образования, 100 тыс. из которых - на открытие будущего Киевского университета [14].

Ретроспективный анализ меценатской поддержки начнем с создания первого университета на украинских землях, которые в начале XIX века входили в состав Российской империи. Отметим, что решающую

Kirdan Oleksandr Petrovich pedagogical

SOCIAL ORDER AND THE PHILANTHROPIC ... sciences

роль в организации Харьковского университета сыграл В. Каразин, который за достаточно короткое время государственной деятельности способствовал основанию Министерства народного образования; приобщился к разработке «Предварительных предначертаний народного просвещения»; работал над проектами университетских уставов (в частности Харьковского университета); организовал работу структурных органов Министерства народного образования и т.д.

Один из аспектов, который сыграл решающую роль в открытии университета именно в г. Харьков - социальный заказ и огромная подготовительная работа В. Каразина по меценатской поддержке образовательной инициативы. Он заручился поддержкой местных дворян, купцов, людей, которые в течении нескольких месяцев из губернии и прилегающих к ней территорий пожертвовали на открытие университета сумму более полумиллиона рублей, провел масштабную работу во властных кругах, а в г. Харьков занимался организацией университета: для этого заложил даже свое небольшое имение, основал Харьковскую библиотеку, закупив часть книг на свои сбережения [15, 16].

По нашему убеждению, особого внимания заслуживает опыт сбора пожертвований на открытие Харьковского университета. Исторические свидетельства убедительно показывают, что благодаря усилиям В. Каразина харьковское дворянство и купцы пожертвовали на основания Харьковского университета огромные по тем временам средства: общая сумма составляла 658 506 рублей. Однако не только дворянство, но и ремесленники, бывшие казаки оказали посильную помощь для основания университета. Так, в юбилейном сборнике к 150-летию университета шла речь о взносах ремесленников Ивана и Климента Крамаренко, Григория Лаврикова и Петра Тимченко, каждый из которых внес по 50 копеек, а крестьяне и бывшие казаки бесплатно передали для возведения университетских сооружений 125 десятин пригородной земли [17, с. 11]. Денежные взносы на нужды Харьковского университета со стороны частных лиц в общем составили 9650 руб. Однако пожертвования имели не только характер денежных взносов. Так, например, в 1808 г. статская советчица А. Аленина подарила университету каменный дом в Кисловодске и 1000 руб. на его ремонт, а впоследствии - еще 1000 рублей [18].

Была ли меценатская поддержка необходима для развития Харьковского университета? Конечно, да. Ведь штатами высших учебных заведений был определен объем ассигнований на их содержание и источники финансирования, главным из которых были поступления из государственной казны. Так, на нужды Харьковского университета, согласно уставу 1804 г., из государственного казначейства ежегодно выделялось 130 тыс. рублей. Впоследствии рост численности казеннокоштных студентов и увеличение расходов на их содержание, а также открытие новых кафедр повлекло предоставление дополнительных субсидий. Свидетельством финансового дефицита, характерного для Министерства, стало вынужденное сокращение в 1815 г. штатной суммы Харьковского университета на 19200 рублей [19]; в условиях бюджетного дефицита руководство государства неоднократно использовало практику займа в финансировании [20].

Ценным считаем опыт меценатской поддержки становления и развития других типов учреждений высшего образования, которые подготавливали профессиональные экономические кадры. Например, в постановлении об открытии Ришельевского лицея отмечалось: «... по важным в коммерческом отношении расположении этого города, большом количестве его населения и значительном расстоянии от университета и высших наук, предложено учредить там особый институт или лицей, который, включая в себя все звенья образования заменит собой функционирующие в Одессе коммерческую гимназию, уездное и приходское училища и Воспитательный 34

институт» [21].

Примером социальной детерминированности системы непрерывного образования послужило мнение В. Щеглова. Он указывал, что одной из причин «появления такого рода учебных заведений [лицеев] была нехватка, с одной стороны, университетов, а с другой - гимназий, и попытки совместить в одном учебном заведении при сравнительно небольших затратах, какими были капиталы основателей этих своеобразных высших учебных заведений, выгоды высшего и среднего образования» [22].

Меценатская помощь способствовала развитию системы непрерывного и высшего образования в Украине в первой половине XIX века. Меценаты, как инициаторы и спонсоры открытия большинства лицеев и училищ (гимназий) высших наук, высказывали достаточно конкретное желание: учредить учебные заведения, которые должны «равное степень с университетами и все их преимущества, учреждая в них курс университетских наук» [23].

Меценатская поддержка открытия и развития университетов и учреждений высшего профессионального образования в Украине в XIX веке стала довольно распространенным явлением. В ряде исследований приведены убедительные факты [24] меценатства. На частные и общественные средства организовывались также Высшие женские курсы, создавались многочисленные гимназии и прогимназии, различные типы начальных школ и др. Так Г. Баженова приводит многочисленные примеры меценатской поддержки развития украинских университетов, ссылаясь на диссертационные исследования и научные статьи отечественных ученых Т. Николаевой [25], И. Суровцевой [26], В. Янкового [27]: «Много средств богатые земляки передали на учреждение стипендий для студентов, которые учились в Харьковском университете и проявляли способности к наукам. Например, в 1880 г. и 1889 г. Харьковский земельный банк пожертвовал университету по 10 тыс. руб. на учреждение премий для студентов за лучшие научные работы по экономике. В 1913 г. сумма стипендиального капитала от этого учреждения составляла уже 42800 руб.

Своим существованием обязан прогрессивной общественности и Киевский политехнический институт, где выросла целая плеяда ученых, внесших выдающийся вклад в развитие как отечественной, так и мировой науки и техники.

Вопрос о создании технического учебного заведения в юго-западном регионе Российской империи в конце XIX века возник не спонтанно. Социальная потребность в его открытии заключалась в острой необходимости подготовки отечественных специалистов для различных отраслей промышленности. В 1880 г. Киевское биржевое общество и представители собственников сахарных заводов открыли подписку на организацию в Киеве среднего технического заведения. В результате этой первой финансовой акции в пользу учебного заведения было получено 20800 руб. Позже биржевое общество на те же цели пожертвовало 20500 руб. В 1888 г. этот фонд пополнился еще 300 руб., переданными художником И. Айвазовским. К 1896 г. фонд составил 72000 руб. Именно на него обратил свое внимание С. Витте, выдвигая идею создания высшего технического учебного заведения в Киеве. После принятия официального решения о создании в городе такого заведения, вышеупомянутый фонд стал активно пополняться. Значительную финансовую помощь в организации КПИ оказали украинские предприниматели М. Терещенко и Л. Бродский, частные вклады которых составляли 150000 и 100000 руб. соответственно [28].

В предыдущих наших исследованиях [29] мы отмечали, что период 1805-1920 гг. был этапом зарождения и развития профессиональной экономической подготовки как основного компонента системы непрерывного экономического образования. Она берет начало от основа-Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 2(4)

педагогически науки

Кирдан Александр Петрович ГОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ И МЕЦЕНАТСКАЯ ...

ния университетов на украинских землях (Львовского, Харьковского, Киевского, Новороссийского и др.) и начала преподавания экономических дисциплин, с открытием кафедр на юридических факультетах. Это был период становления университетов как учреждений высшего образования на украинских землях, зарождения и развития высшего экономического образования и профессиональной экономической подготовки. Одними из первых звеньев системы непрерывного экономического образования были кафедра дипломатии и политэкономии Харьковского университета (1805 г.), кафедра натурального права и политической экономии и кафедра торгового права Львовского университета (1812) и др.

Неотъемлемой частью системы профессиональной экономической подготовки стали также заведения повышенного типа, а именно: Ришельевский лицей, в структуре которого функционировали юридическое (с 1837 г.) и камеральное (с 1841 г.) отделения, а также Нежинский юридический лицей (1840-1875 гг.) и др.

Становление высшего экономического образования на украинских землях в 1805-1905 гг. связано с преподаванием университетских курсов, прежде всего политической экономии и статистики, деятельностью выдающихся ученых-экономистов. На разных этапах формирования системы непрерывного экономического образования к преподаванию были привлечены Т. Степанов (1895-1857) - профессор политической экономии Харьковского университета, И. Вернадский (1821-1884) - профессор Киевского университета, М. Вольский (1834-1878) - профессор Новороссийского университета, М. Бунге (1823-1895) - профессор, ректор Киевского университета, Д. Пихно (1853-1913) и М. Зибер (1844-1888), А. Билимович (1876-1963) - профессора Киевского университета и др.

В 1906-1920 гг. становление системы непрерывного экономического образования и профессиональной экономической подготовки расширилось за счет профильных и отраслевых высших учебных заведений. Период ознаменован открытием первого в Украине высшего экономического учебного заведения - Киевских высших коммерческих курсов. Количественные и качественные изменения произошли в системе непрерывной подготовки будущих экономистов - учреждение профильных высших экономических учебных заведений (Киевские высшие коммерческие курсы, которые в 1908 г. реорганизованы в Киевский коммерческий институт; Харьковские высшие коммерческие курсы (1912-1916), которые трансформированы в Харьковский коммерческий институт (1916-1920) и др.).

Среди ученых, которые были приобщены к преподаванию экономических дисциплин, можно выделить всемирно известного ученого М. Туган-Барановского (1865-1919), который в 1918 г. преподавал в Киевском государственном украинском университете; преподавателей Киевского коммерческого института Е. Слуцкого (1880-1948), Р. Орженского (1863-1923) и др.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. На основании ретроспективного анализа педагогических источников констатировано, что становление и развитие системы непрерывного экономического образования на украинских землях в XIX - начале ХХ века происходило при значительной организационной и материальной меценатской поддержке - специфической форме благотворительности, добровольной бескорыстной деятельности физических лиц касательно материальной, финансовой и другой поддержки определенных лиц и учебных заведений. В основании зарождения системы непрерывного экономического образования заложен социальный заказ на профессию экономиста и весомая общественная значимость экономической профессиональной деятельности. Отмечено, что при открытии Харьковского университета, Ришельевского лицея, Киевского политехнического института и др. ощутимой составляющей также

была меценатская поддержка - благотворительные пожертвования, денежная помощь, поддержка научных исследований и др. Акцентировано на примерах меценатской поддержки открытия и развития университетов и учреждений высшего профессионального образования в Украине в XIX - начале ХХ века. Определено, что период 1805-1920 гг. был этапом зарождения и развития профессиональной экономической подготовки как основного компонента системы непрерывного экономического образования.

Перспективы развития образовательного меценатства (фандрейзинга) как действенного механизма развития материально-технического, технологического и ресурсного обеспечения современных высших учебных заведений в контексте образовательных реформ, должен подкрепляться снижением ставки налогов для меценатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Друганова О. М. Розвиток приватно'i шщативи в ocBimi Украгни (юнець XVIII — початок XX столiття): автореф. дис. на здо-буття наук. ступеня доктора пед. наук: спец. 13.00.01 «Загальна пе-дагогжа та iсторiя педагогiки». Харюв, 2009. 43 с.

2. Сейко Н. А. Доброчинтсть у сферi освти Украгни (XIX—поча-ток XX столття): автореф. д-ра пед. наук: Надiя АндрНвна Сейко; спец 13.00.05. Сощальна педагогта. Луганськ, 2009. 46 с.

3. Юрдан О. Л. Теорiя i практика управлшня вищими навчальни-ми закладами Украгни (XIX — початок XX столття): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 /Крдан Олена Леонiдiвна; Уманський дер-жавний педагогiчний унiверситет iменi Павла Тичини. Умань, 2017. 42 с.

4. Чуткий А. I. Кшвський комерцшний шститут: витоки та wторичний поступ (1906-1920 рр.): моногр. Нiжин: Лисенко М. М.

2013. 524 с.

5. Лаврененко Л. Благотворительность в народном образовании (Рус. меценаты, XVII — нач. XX вв.). Народное образование. 2003. № 2. С. 249.

6. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1902. Т. 3 (А). С. 55.

7. Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка: в 4 т. Москва: Рус. яз. 1978—1980. Т. 1. С. 94.

8. Донж О. М. Доброчинна та культурно-освiтня дiяльнiсть ро-дини Терещенюв вУкраШ (друга половина XIX ст. — початок XX ст.): дис. ... канд. wт. наук: 07.00.01 / ОлександрМиколайович Донж. Кигв, 2001. 211 с.

9. Суханова А.Ю. Благотворительность: теоретический и эмпирический анализ // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 117-120.

10. Паршакова Ю.А., Суханова А.Ю. Благотворительность как форма социального обмена // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 145-148.

11. Паршакова Ю.А. Социологические теории общества риска в контексте феномена благотворительности // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 67-71.

12. Про благодшну дiяльнiсть та благодшт оргатзацН: Закон Украгни. Вiдомостi Верховног Ради Украгни. 2013. № 25. С. 252. URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/5073-17.

13. Багалей Д. И. Опыт истории Xарьковского университета (по неизданным материалам): с приложением портретов и планов: в 2 т. Xаркiв: Паровая Типография и Литография Зильберберг, 1893—1898. Т. 1: (1802 — 1815 г.). С. 62.

14. Шевырев С. П. История Императорського Московского университета. Москва: Университетская типография, 1855. С. 320— 321.

15. Багалей Д. И. Краткий очерк истории Xарьковского университета за первые сто лет его существования (1805—1905). Xаркiв: Тип. Ун-та. 1906. С. 7, 121, 418.

16. Майструк О.Н. Общепедагогические взгляды Василия Каразина (1773-1842) //Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2014. № 2 (7). С. 58-60.

17. Xарьковский государственный университет им. А. М. Горького за 150 лет ... (1802—1955 гг.) / А. Г. Слюсарский, В. И. Астахов, И. Я. Мирошниченко и др. Xаркiв: Изд-во X.ГУ, 1955. С. 11.

18. Шевырев С. П. История Императорского Московского университета. Москва: Университетская типография, 1855. С. 371.

19. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения /Россия. М-воНарод. Просвещения. — 2-е изд. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875—1876. Т. 2: Царствование императора Николая I. 1825—1855 [год], отд. 1-е: 1825—1839 [год]. 1875. С. 876.

20. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения /Россия. М-во Народ. Просвещения. 2-е изд. СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1875—1876. Т. 2: Царствование императора Николая I. 1825—1855 [год], отд. 1-е: 1825—1839 [год]. 1875. С. 1166—1167.

21. Юрдан О. Л. Лщег у системi вищог освiти Украгни у першш третинi XIX столiття. Збiрник наукових праць Уманського державного педагогiчного утверситету iменi Павла Тичини. Умань: ФОПЖовтий О. О., 2013. Ч. 2. С. 196—197.

22. Щеглов В. Г. Высшее учебное заведение в г. Ярославле имени Демидова в первый век его образования и деятельности (6 июня 1803

Kirdan Oleksandr Petrovich

SOCIAL ORDER AND THE PHILANTHROPIC ..

pedagogical sciences

— 1903 года): истор. Очерк. Ярославль: Тип. Губ. правл., 1903. С. 80.

23. Сухомлинов М. И. Исследования по русской литературе и просвещению: материалы для истории образования в России в царствование Александра I. СПб.: Типография А. С. Суворина, 1889. С. 165.

24. Писарева Е. А. Органiзацiйно-правовi основи дiяльностi унiверситетiв РосшськоЧ iмперГi другоi половини XIX ст. (на матерiалах Украши): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. наук: спец. 12.00.01 «Теорiя та iсторiя держави i права. Харюв, 2001. 20 с.

25. Нколаева Т. М. Внесок тдприемщв в освiтньо-культурний розвиток Украши (остання третина XIX — початок XX ст.): дис... канд. wт. наук: 07.00.01. Черкаси, 2005. С. 102—103.

26. Суровцева I. Ю. Меценатство в Украт другоi половини XIX — початкуXXст.: дис... канд. wт. наук: 07.00.01. Донецьк, 2006. С. 102103.

27. Янковий В. Меценати i засновники КП1: справи i час. URL: http://kpi.ua/history-founders.

28. Шевченко В. В. Держава i громадсьюсть у розвитку наукового потенщалу: досвiд минулого. Проблеми iсторii Украши XIX-XX ст. 2009. Випуск XVI. С. 300-301.

29. Юрдан О. П. Перюдизащя розвитку професшноi тдготовки майбуттх економiстiв у закладах вищо1' освiти Украши. Педагогта формування творчоi особистостi у вищiй та загальноосвiтнiй школах: зб. наук. пр. / [редкол.: А. В. Сущенко (голов. ред.) та т.]. Запоргжжя: КПУ, 2018.Вип. 61. С. 74-78.

36

Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 2(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.