УДК 33.336.36.1/5
МЕЦЕНАТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПИНСКАЯ МИЛЯУША РАШИТОВНА, д-р экон. наук, доцент, директор Центра налоговой политики и налогового администрирования Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет, Москва, Россия MPinskaya@fa.ru
ИВАНОВ АКРАМ, д-р техн. наук, ведущий научный сотрудник Центра налоговой политики НИФИ
Минфина России, Москва, Россия
eknalogpravo@mail.ru
Предметом анализа является государственное стимулирование меценатства. Объектом исследования выступают факторы, оказывающие влияние на поддержание и преумножение меценатской деятельности. Цели статьи - обобщение инструментов государственной поддержки меценатской деятельности, выявление их недостатков и разработка рекомендаций по совершенствованию государственных преференций.
Показаны отличия правового регулирования меценатской и благотворительной деятельности. Разработанные рекомендации по стимулированию меценарской деятельности могут применяться органами государственной власти федерального и регионального уровня, органами местного самоуправления при разработке нормативных правовых актов по совершенствованию государственной поддержки и преумножения меценатской деятельности. Сделан вывод о том, что в условиях сокращения прямого государственного финансирования меценатской деятельности расширение каналов государственной поддержки следует осуществлять за счет косвенных налоговых инструментов. Ключевые слова: меценатская деятельность; культура; налоговые льготы: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций.
Philanthropic Activity through the Prism of the State Support
PINSKAYA MILYAUSHA R., ScD (Economics), associate professor, Director of the Centre for Tax Policy and Tax Administration, the Tax Policy and Customs Tariff Regulation Department, Financial University, Moscow, Russia MPinskaya@fa.ru
IVANOV AKRAM, ScD (Engineering), Chief Scientific Offcer at the Moscow Research Finance Institute of Ministry
of Finance of Russia, Moscow, Russia
eknalogpravo@mail.ru
The paper analyzes the promotion of philanthropy by the state. Factors that influence philanthropic activities and their expansion are examined. The purpose of the research was to summarize the tools used by the government to support philanthropic activities, identify their flaws and develop recommendations for improving the state preferences. The difference in the legal regulation of philanthropic and charitable activities is shown. The classification of tax incentives contributing to the development of philanthropic activities is made and their shortcomings are revealed, which made it possible to develop recommendations for improving tax privileges for the value-added tax, corporate profit tax and personal income tax.
The recommendations of philathropic activity can be used by federal and regional authorities as well as local administrations in the development of statutory legal instruments related to improvement of the state support and expansion of the philanthropic activities. It is concluded that when the direct government funding of philanthropic
activities is shrinking the expansion of the state support channels should be carried out using indirect tax tools. Keywords: philanthropic activities; culture; tax privileges; value-added tax; corporate profit tax; corporate property tax.
Содержание меценатской деятельности, ее отличие от благотворительной деятельности
Признаками цивилизованности любого общества являются сохранение и преумножение культурных ценностей. Создание театров, библиотек, музеев, картинных галерей, поддержка ученых, художников, литераторов являются давними традициями российского общества. Меценатство является важной составляющей предпринимательского имиджа [1].
Начиная с 2014 г. в Российской Федерации поддержка меценатской деятельности регулируется Федеральным законом от 04.11.2014 № 327-ФЗ «О меценатской деятельности» (далее — Закон № 327-ФЗ), принятого вместо Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Статьей 4 Закона № 327-ФЗ введено обособленное от благотворительной деятельности понятие меценатства как деятельности по безвозмездной передаче имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездное выполнение работ и оказание услуг в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства. Такое разделение позволяет урегулировать соотношение объектов меценатства и получателей меценатской поддержки.
Согласно Закону № 327-ФЗ задачами меценатской деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства являются:
1) содействие формированию условий для сохранения культурных ценностей;
2) реализация приоритетных программ сохранения культурных ценностей;
3) поддержка государственных, муниципальных, негосударственных некоммерческих организаций культуры;
4) поддержка образовательных организаций, реализующих образовательные программы в области культуры и искусства.
Сторонами, участвующими в меценатской деятельности, являются собственно меценаты, а также получатели меценатской поддержки и государство. В качестве меценатов могут выступать физические и юридические лица, безвозмездно передающие денежные средства, имущество или право пользования и распоряжения им государственным или муниципальным учреждениям культуры и образования, а также безвозмездно выполняющие работы и оказывающие услуги в целях сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства в законодательно установленных формах. Получателями меценатской поддержки являются государственные, муниципальные, негосударственные некоммерческие организации культуры, образовательные организации, реализующие образовательные программы в области культуры и искусства. Государство предусматривает поощрительные меры, применяемые в отношении меценатов, регулирует отношения между меценатами и получателями поддержки.
Отличия благотворительной и меценатской деятельности приведены в таблице.
Государственная поддержка меценатской деятельности может осуществляться в форме прямой и косвенной поддержки. В первом случае речь идет о государственных субсидиях, премиях, грантах, перечисляемых непосредственно из государственных средств на счета получателей, во втором случае — о налоговых льготах. Наиболее распространенными мерами экономического стимулирования в регионах России являются налоговые льготы, предоставление грантов на финансирование программ по государственному социальному заказу [2, 3]. С учетом выявленных в таблице различий между меценатской и благотворительной деятельностью целесообразность введения налоговых стимулов по отношению к меценатской деятельности при наличии таковых применительно в целом к бла-
Таблица
Отличия благотворительной и меценатской деятельности
Отличительный признак Меценатская деятельность Благотворительная деятельность
Цель Обеспечение сохранения и развития профессиональных видов культурной деятельности Обеспечение социального благополучия в обществе
Мотивы Социальная взаимопомощь Сострадание и милосердие
Меры экономического стимулирования для субъектов деятельности Почетные звания и награды, увековечивание на объектах деятельности. Получение меценатской поддержки не является основанием для сокращения бюджетного финансирования бюджетной организации Отдельные преференции и налоговые льготы в отношении тех, кто оказывает такую деятельность
Источник: составлено авторами.
готворительной деятельности представляется нам очевидной.
Рассмотрим меры экономического стимулирования в сфере меценатской деятельности более подробно.
Субъекты экономического стимулирования меценатской деятельности
Полномочия по государственной и муниципальной поддержке меценатской деятельности переданы Законом № 327-ФЗ в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что вызывает определенное недоумение, поскольку в сферу регулирования региональными и местными властями попадают организации регионального и местного значения, а финансирование государственной поддержки культуры организаций общенационального значения традиционно осуществляется на федеральном уровне управления. Полагаем, что следует дополнить ст. 7 Закона № 327-ФЗ включением органов государственной власти Российской Федерации в перечень тех, кто осуществляет меры экономической поддержки меценатов и получателей меценатской поддержки.
Указанный нормативный акт не предусматривает в качестве обеспечения государственных гарантий стимулирования меценатской деятельности налоговые льготы, распространяющиеся на меценатов, поскольку льготы по налогам и сбо-
рам регулируются законодательством о налогах и сборах.
Содержание налогового стимулирования меценатской деятельности
Под налоговым стимулированием меценатской деятельности по нашему мнению, понимается форма косвенной государственной поддержки частных инвестиций в культуру, образование в области культуры и искусства путем предоставления и реализации на практике различных инструментов налоговой политики: целевых налоговых льгот, пониженных налоговых ставок, освобождений.
Предоставление налоговых стимулирующих механизмов и налоговых льгот культуре и образованию влияет на уровень совокупного спроса, соотношение между издержками производства и ценой продукции (работ, услуг), принятие решений об инвестировании свободных денежных средств, содействуя тем самым сохранению и развитию культурного пространства страны.
Вместе с тем налоговые льготы и прочие стимулирующие налоговые инструменты справедливо рассматривать как выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые бюджет недополучает в результате снижения налоговых ставок, применения налоговых освобождений и других мер. Поэтому применение косвенных форм налогового стимулирования инвестиций в культуру и образование со стороны бизнес-структур и частных лиц повлечет сокращение
доходов бюджета. Однако при установлении налоговых льгот в области меценатской деятельности надо учитывать важность создания благоприятного инвестиционного климата, а также результаты реализации налогоплательщиками полученных преимуществ. Кроме того, роль культуры и искусства в формировании человеческого капитала значительна, что подтверждают результаты некоторых исследований [см., например, 3а, с. 62-68]. Следовательно, высок ресурсный потенциал данной сферы, который наряду с образованием и наукой вносит весомый вклад в модернизацию производства, повышение уровня ВВП и благосостояния граждан, что благоприятно отражается на будущем увеличении налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Налоговые льготы
В настоящее время в России предусмотрен ряд налоговых льгот и преференций преимущественно для культурных организаций и деятелей культуры и искусств по федеральным налогам и сборам: налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, государственной пошлине, а также по региональным и местным налогам: налогу на имущество организаций, земельному налогу.
Налог на добавленную стоимость. От налогообложения освобождаются:
• безвозмездная передача предметов в благотворительных целях (пп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, далее — НК РФ);
• реализация изделий народных художественных промыслов (пп. 6 п. 3 ст. 149 НК РФ);
• работы по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации, определенные услуги, оказываемые организациями культуры (пп. 15, 20 п. 2 ст. 149 НК РФ);
• работы (услуги) по производству кинопродукции (пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ);
• ввоз на территорию Российской Федерации культурных ценностей, приобретенных и полученных в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, архивами (п. 4 ст. 150 НК РФ) и др.
Освобождение от налогообложения означает, что НДС, входящий в стоимость указанных товаров и услуг, не принимается к вычету. При этом организация, заплатившая поставщикам, должна подтвердить характер пожертвования на основании договора, заключенного между меценатом и получателем меценатской поддержки, актом о принятии имущества (услуг), подписанным получателем, а также документом о целевом использовании полученной помощи, если получателем является некоммерческая организация. Если освобождение не получает документального подтверждения, полученные товары и услуги квалифицируются налоговым органом как подарок, с которого даритель должен начислить НДС по ставке 18%х. Представляется, что существующий порядок освобождения от НДС не способствует развитию меценатства в силу чрезмерной усложненности процедуры доказывания права на льготу.
Налог на прибыль организаций. Согласно действующему налоговому законодательству при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в рамках целевого финансирования, в виде лимитов бюджетных обязательств (ассигнований), в виде грантов (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Обязательным требованием для получения льготы является ведение раздельного учета доходов (расходов). Однако данная льгота уменьшает налоговые обязательства получателей помощи — бенефициаров, а не тех, кто ее предоставляет — доноров.
С 2014 г. стоимость приобретенных изданий и стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд Российской Федерации, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 6 п. 1 ст. 256 НК РФ). Однако приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства амортизации не подлежат, т.е. расходы на их приобретение не учитываются при формировании налоговой базы2. Другими словами, если
1 Письмо Минфина России от 22.01.2009 № 03-07-11/16 «О признании передачи подарков работникам организации объектом налогообложения по НДС».
2 Письмо УФНС России по г. Москве от 28.06.2010 № 16-15/ 067484@ «Об учете в целях налогообложения прибыли сто-
предметы искусства приобретаются в офис для эстетических целей, законодательство запрещает учитывать их в налоговых расходах для целей налогообложения прибыли. Иногда мотивом подобных действий могут стать обеспечение инвестиционной эффективности соответствующих решений, а в некоторых случаях и стремление уклониться от уплаты налогов, а не меценатские побуждения. Это означает, что приобретение картин или иных работ в целях поддержки малоизвестных художников может обусловить возникновение спорных затрат, и меценату нужно быть готовым к тому, что придется отстаивать право учета в налоговых расходах стоимости приобретенной картины.
Музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вправе не применять общеустановленный порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества (за исключением объектов недвижимости). Их затраты на приобретение и модернизацию, реконструкцию, дооборудование, достройку, техническое перевооружение объектов основных средств учитываются в полной сумме в момент приобретения указанных объектов (п. 7 ст. 259 НК РФ). Однако эта преференция адресована не меценатам, а тем, кто является получателем их помощи.
Меценатская деятельность может быть осуществлена только из чистой прибыли после налогообложения. Так, расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей, а также целевые отчисления, произведенные налогоплательщиком на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (ст. 270 НК РФ), хотя размер ставки налога в части, подлежащей зачислению в региональный бюджет для организаций, занимающихся меценатской деятельностью, может быть снижен (абз. 4 п. 1 ст. 284 НК РФ).
Согласно действующему законодательству субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы в части сумм
имости произведений искусства».
налога на прибыль организаций, поступающих в региональные бюджеты. Состояние региональных бюджетов вряд ли приведет к сохранению льготных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций [4].
Помимо этого, налогоплательщики вправе получать профессиональные налоговые вычеты за создание, исполнение или иное использование произведений литературы и искусства (п. 3 ст. 221 НК РФ).
Непосредственно донорам меценатской помощи предоставляются социальные налоговые вычеты в сумме доходов, перечисляемых в виде пожертвований благотворительным организациям, некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области культуры и образования, а также некоммерческим организациям на формирование или пополнение целевого капитала (пп. 1 п. 1 ст. 219 НК РФ). Это означает, что физическое лицо, оказавшее безвозмездную помощь организациям (в том числе некоммерческим организациям) в области культуры и образования, вправе рассчитывать на уменьшение своего налогооблагаемого дохода, но не более чем на 25 % суммы дохода, полученного им в налоговом периоде. При этом следует обратить внимание на то, что законодатель не предусматривает получение социального налогового вычета, если, во-первых, меценатская деятельность осуществляется только в отношении организаций, а не филиалов и представительств российских организаций, во-вторых, помощь оказывается организации, а не непосредственно физическому лицу.
Государственная пошлина. Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей, авторы культурных ценностей за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей (пп. 8, 9 п. 1 ст. 333.35). Собственно для меценатов предусмотрена лишь одна льгота — уменьшение размера государственной пошлины в пять раз при регистрации средств массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения (п. 3 ст. 333.34).
Налог на имущество организаций. С 2013 г. не признаются объектом налогообложения объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов России федерального зна-
чения (пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ). Указанная льгота действует в любом случае, даже если в здании расположены офисные помещения или магазины или если эти здания включены в региональный перечень недвижимости3. В связи с тем, что этот налог является региональным, органы власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы, чем они активно пользуются.
Земельный налог. Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, ограниченные в обороте, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ). Указанная льгота действует в отношении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Если же земельный участок перешел в частную или иную форму собственности, то право на льготу утрачивается. В ряде регионов (в Тульской, Воронежской, Ивановской областях, Республике Хакасия, Алтайском крае, Республике Татарстан) оказывается дополнительная налоговая поддержка в виде льготирования размещения объектов культуры, искусства, образования.
Проделанный анализ показал, что налоговые льготы направлены, прежде всего, на снижение налоговой нагрузки получателей меценатской помощи без специального обременения бенефициаров льгот обязанностью направлять высвобождающиеся средства на решение проблемы комплексной модернизации сети учреждений культуры, обновление материально-технической базы, совершенствование реализации творческих проектов.
Перспективы развития налогового стимулирования меценатской деятельности
Законотворческая деятельность в области регулирования меценатства имеет долгую исто-
3 Письмо Минфина России от 03.02.2014 № 03-05-05-01/4065 «Об исчислении налога на имущество организаций по объекту культурного наследия (зданию), включенному в качестве объекта торговли в перечень объектов недвижимого имущества в порядке, установленном ст. 378.2 НК РФ».
рию. Впервые законопроект был подготовлен в 1998 г., обсуждался вплоть до 2011 г., однако так и не получил благополучного завершения [см. 5-7]. В октябре 2014 г. в Государственную Думу Российской Федерации были внесены на рассмотрение два законопроекта (№ 624310-6, № 624319-6), предлагающие нормы, направленные на стимулирование привлечения к меценатской деятельности граждан и организаций в виде предоставления им льгот по НДФЛ, налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций. В пояснительной записке отмечается, что «в настоящее время меценатская деятельность носит разовый, несистемный и бесконтрольный характер. Сложилась ситуация, когда меценатство является крайне невыгодным мероприятием»4.
Законодателю предлагалось предусмотреть налоговые льготы не только российским, но и иностранным меценатам. В частности, ввести право получения многократной гуманитарной или многократной рабочей визы для иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в целях осуществления меценатской деятельности, а также закрепить за иностранными физическими лицами, осуществляющими меценатскую деятельность на территории Российской Федерации, льготное право на оформление въездных документов, права на работу и получение гражданства Российской Федерации.
Помимо этого, предлагалось предоставить меценату право включать средства, направляемые получателям меценатской поддержки в состав внереализационных расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором были произведены соответствующие расходы, в размере, не превышающем 10% полученной в этом отчетном (налоговом) периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанных расходов5.
4 Пояснительная записка «К проекту № 624319-6 федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О меценатской деятельности"».
5 Пояснительная записка «К проекту № 624310-6 федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О меценатской деятельности"».
Представляется, что предлагаемые меры могли бы способствовать привлечению частных инвесторов к сохранению и преумножению культурных ценностей нашей страны, однако в последующем законотворческая деятельность в области поддержки меценатства была приостановлена, а один из упомянутых законопроектов был снят с рассмотрения.
Предложения по государственной поддержке развития и преумножения меценатской деятельности
Перспективной формой государственной поддержки меценатства является смешанное финансовое участие, широко применяемое за рубежом. Суть его заключается в выделении государством определенного объема государственной помощи при наличии частного финансирования. В частности, такая сложная система со-финансирования под названием «Схема стимулирования деловой поддержки искусства» была впервые предложена в 1984 г. в Великобритании. Согласно этой схеме каждый фунт частной помощи мецената сопровождался выделением одного фунта государственных субсидий для компаний, впервые занявшихся меценатской деятельностью, или трех фунтов для компаний, имеющих стаж подобной деятельности. В течение трех лет в Великобритании появилось 536 новых меценатов, а 232 действующих мецената увеличили свою помощь [8, о 122]. Представляется, что такая форма софинансирования могла бы быть заимствована и в нашей стране.
В условиях сокращения бюджетного субсидирования следует акцентировать внимание на совершенствовании косвенных, в первую очередь налоговых мер, направленных на расширение каналов финансирования культуры и образования в области культуры и искусства.
В целях развития меценатской деятельности целесообразно расширить спектр налоговых льгот за счет:
• установления пониженной ставки НДС на некоторые товары и услуги культурного назначения как эффективной формы государственного регулирования потребления предметов культуры и искусства, включая книжную продукцию. Снижение НДС — наиболее широко применяемая форма вли-
яния на культурное потребление в виде скрытого субсидирования отраслей культуры, особенно в случаях неэффективности рынка, когда рынок слишком мал (например, книжная продукция не для массового читателя);
• предоставления организациям, осуществляющим безвозмездную передачу имущества, в том числе денежных средств, или прав владения, пользования, распоряжения имуществом и (или) безвозмездно выполняющим работы и оказывающим услуги в сфере культуры и образования в области культуры и искусства, направленные на сохранение культурных ценностей и развитие деятельности в сфере культуры и образования, права на уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму произведенных расходов, но не более чем на 1% выручки от реализации за соответствующий период, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ (по аналогии с расходами на рекламу). Исчисление и уплата авансовых платежей в течение налогового периода должны производиться без учета льготы. Такая льгота позволит меценату вернуть часть потраченных им средств при окончательном расчете с бюджетом по итогам налогового периода;
• предоставления социального вычета по НДФЛ в размере фактически произведенных физическим лицом расходов, но не более 260 тыс. руб. в год (по аналогии с имущественным налоговым вычетом). Стимулирование частных пожертвований в рамках индивидуального подоходного налога широко распространено в США, Японии, Нидерландах [9], Италии [10]. В некоторых странах, таких как Венгрия, Литва, Польша, Словакия, Румыния, Словения, распространено явление «процентной филантропии», когда налогоплательщики выделяют определенную долю своего подоходного дохода конкретной некоммерческой организации [11].
Представляется, что налоговые льготы в сфере меценатской деятельности могут стать достойной альтернативой государственным расходам на культуру и образование в области культуры и
искусства, способствующей сохранению и преумножению культурного достояния нации.
При этом государству надо принимать во внимание налоговые риски, связанные с применением налоговых инструментов для стимулирования меценатской деятельности (появление выпадающих налоговых доходов по налогу на прибыль
организаций). Однако, по оценкам экспертов, государству прямое направление средств на меценатство вместо уплаты налогов действительно сулит только выгоду, поскольку объем выпадающих бюджетных доходов будет меньше прямых государственных расходов на социальные нужды [12].
Литература
1. Щитова Н.Г. Благотворительность и меценатство как составляющие предпринимательского имиджа // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 2 (46). С. 216-219.
2. Ларионова Т.П. Государственное регулирование благотворительной деятельности: анализ регионального законодательства // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. № 4. С. 52-60.
3. Куштанина Е.В. Региональная культурная политика: государственные обязанности в сфере культуры в региональном законодательстве // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 2.С.111-130.
3а. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада: докл. К XVII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 19-22 апр. 2016 г. / отв. ред.Я. И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова, Л.И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. C. 62—68.
4. Гончаренко Л. И. К вопросу о налоговом стимулировании // Инновационное развитие экономики. 2014. № 6-1 (23). С. 26-30.
5. Крамарова Е.Н. Правовые аспекты институционализации благотворительности и меценатства в Российской Федерации // Философия права. 2012. № 3 (52). С. 126-130.
6. Акрамовская А. Г. Благотворительность по закону: правовое регулирование благотворительной деятельности в России. URL: http://www.maecenas.ru/fresh/1_2006_2/2006_1_19.html (дата обращения: 01.08.2016).
7. Синицына О.Н. Нормативно-правовое регулирование меценатства как одного из инструментов менеджмента в сфере культуры // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2006. № 27. С. 185-188.
8. Яковлева Е.Е. Экономика общественного сектора в России и в мире // Известия ЮФУ. Технические науки. 2006. № 17 (72). С. 117-125.
9. Kazuko G. and Hemels S., 2006. Tax Incentives for Charitable Giving to Arts and Culture: a Comparison between the USA, Japan and the Netherlands. In: ACEI (The Association for Cultural Economics International), 14th International Conference on Cultural Economics. Vienna, Austria 6-9 July 2006. Boston: ACEI. URL: http://www.fokus.or.at/index.php?id=30 (accesssed: 04.08.2016).
10. Cavalieri M. and Mignosa A., 2006. The role of public indirect support for culture in Italy. In: ACEI (The Association for Cultural Economics International), 14th International Conference on Cultural Economics. Vienna, Austria 6-9 July 2006. Boston: ACEI. URL: http://www.fokus.or.at/index.php?id=30 (accesssed: 04.08.2016).
11. Uzelac A., Primorac J., Jelincic D.A., Srakar A., Zuvela A. Förderung privater Investitionen im Kulturbereich. Studie. Brüssels. European Parlament, 2011. 250 S. URL: http://www.europarl.europa. eu/studies (accesssed: 04.08.2016).
12. Меснянко А. Меценатов привлекут налогами. URL: https://www.miloserdie.ru/article/mecenatov-privlekut-nalogami/ (дата обращения: 25.11.2016).
References
1. Shhitova N. G. Charity and philanthropy as components of the business image [Blagotvoritel'nost' i mecenatstvo kak sostavljajushhie predprinimatel'skogo imidzha]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv — Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts, 2012, No. 2 (46), pp. 216-219.
2. Larionova T. P. State regulation of charitable work: analysis of regional legislation [Gosudarstvennoe regulirovanie blagotvoritel'noj dejatel'nosti: analiz regional'nogo zakonodatel'stva]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 12. Psihologija. Sociologija. Pedagogika — Bulletin of St. Petersburg State University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy, 2009, No. 4, pp. 52-60;
3. Kushtanina E. V. Regional cultural policy: public responsibilities in the field of culture in regional legislation [Regional'naja kul'turnaja politika: gosudarstvennye objazannosti v sfere kul'tury v regional'nom zakonodatel'stve]. Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravlenija — Questions of state and municipal management, 2016, No. 2, pp. 111-130.
3a. Human capital as a factor of socio-economic development [Chelovecheskij kapital kak faktor social'no-jekonomicheskogo razvitija]. The short version of the report [Text]: proc. The seventeenth of APR. Intern. scientific. Conf. on development of economy and society, Moscow, 19-22 Apr. 2016 / ed. Ed. Y.I. Kuzminov, L.N. Ovcharova, L.I. Yakobson; Nat. issled. University «Higher school of Economics». M.: Publishing House. House of the Higher school of Economics, 2016, pp. 62-68.
4. Goncharenko L. I. On the question of tax incentives [K voprosu o nalogovom stimulirovanii]. Innovacionnoe razvitie ekonomiki — Innovative development of economy, 2014, No. 6-1 (23), pp. 26-30.
5. Kramarova E. N. Legal aspects of the institutionalization of charity and philanthropy in the Russian Federation [Pravovye aspekty institucionalizacii blagotvoritel'nosti i mecenatstva v Rossijskoj Federacii]. Philosophy of Law — Filosofija prava. 2012, No 3 (52), pp. 126-130;
6. Akramovskaja A. G. Charity under the law: legal regulation of charitable activities in Russia [Blagotvoritel'nost' po zakonu: pravovoe regulirovanie blagotvoritel'noj dejatel'nosti v Rossii]. Available at: http:www.maecenas.ru/fresh/1_2006_2/2006_1_19.html (accessed: 01.08.2016).
7. Sinicyna O. N. Legal regulation of philanthropy as a tool for cultural management [Normativno-pravovoe regulirovanie mecenatstva kak odnogo iz instrumentov menedzhmenta v sfere kul'tury]. Nauchno-tehnicheskij vestnik informacionnyh tehnologij, mehaniki i optiki — Scientific and Technical Gazette of Information Technologies, Mechanics and Optics, 2006, No. 27, pp. 185-188.
8. Jakovleva E. E. Economy of the public sector in Russia and in the world [Jekonomika obshhestvennogo sektora v Rossii i v mire]. Izvestija JuFU. Tehnicheskie nauki — Scientific and Technical Gazette of Information Technologies, Mechanics and Optics, 2006, No. 17 (72), pp. 117-125.
9. Kazuko G. and Hemels, S., 2006. Tax Incentives for Charitable Giving to Arts and Culture: a Comparison between the USA, Japan and the Netherlands. In: ACEI (The Association for Cultural Economics International), 14th International Conference on Cultural Economics. Vienna, Austria 6-9 July 2006. Boston: ACEI. Available at: URL: http:.www.fokus.or.at/index.php?id=30 (accessed: 04.08.2016).
10. Cavalieri M. and Mignosa A., 2006. The role of public indirect support for culture in Italy. In: ACEI (The Association for Cultural Economics International), 14th International Conference on Cultural Economics. Vienna, Austria 6-9 July 2006. Boston: ACEI. Available at: http://www.fokus.or.at/index.php?id=30 (accessed: 04.08.2016).
11. Uzelac A., Primorac J., Jelincic D.A., Srakar A., Zuvela A. Förderung privater Investitionen im Kulturbereich. Studie [Encouraging private investment in the cultural sector. Study. Brussels. European Parliament]. Brüssels. European Parlament, 2011, 250 p. Available at: http://www.europarl.europa. eu/studies (accessed: 04.08.2016).
12. Mesnyanko A. Patrons will attract taxes [Pokrovitelej budut privlekat'nalogami]. Available at: https:// www.miloserdie.ru/article/mecenatov-privlekut-nalogami/ (accessed: 25.11.2016).