Научная статья на тему 'Правовое поле социального партнерства в социально-культурной сфере'

Правовое поле социального партнерства в социально-культурной сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
442
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михеева Н. А.

Статья посвящена разработке проблем обеспечения правового поля социального партнерства в СКС, исходя из теоретических и методологических основ социального управления. Проанализировав правовую базу социального партнерства и сложившуюся практику сотрудничества органов государственной власти с гражданскими организациями и предпринимательскими структурами, автор выделил наиболее значимые формы привлечения негосударственных организаций к оказанию социальных и культурных услуг населению и выявил рассогласованность между нормативно-правовыми актами разных уровней, несоответствие содержащихся в них норм реальным потребностям участников правоотношений. В статье предложена идеальная модель взаимоотношений трех секторов социального партнерства, которая может быть воплощена в жизнь при активном отношении всех его участников к проблеме сохранения и приумножения культурного потенциала российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Legal Field of Social Partnership in a Social and Cultural Sphere

The article is devoted to development of maintenance of social partnership legal field in SKS, drawing on theoretical and methodological bases of social management. Having analyzed legal base of social partnership and the developed practice of the government bodies cooperation with the civil organizations and enterprise structures, the author emphasizes the most significant forms of attraction of public organizations to providing social and cultural services for the population. Не has revealed a mismatch between statutory and legal acts of a different level, discrepancy of norms contained in them and real needs of legal relationships participants. In the article the ideal model of mutual relations of three sectors of social partnership is offered. It can be realized given the active attitude of its all participants to the problem of preservation and increase of cultural potential of the Russian society.

Текст научной работы на тему «Правовое поле социального партнерства в социально-культурной сфере»

Н. А. Михеева

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ

Гражданское общество, к которому стремится Россия, характеризуется развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами. В складывающейся системе взаимоотношений активными субъектами действий наряду с государством становятся бизнес-структуры и некоммерческие организации. О появлении большого количества общественных некоммерческих организаций свидетельствуют различные данные (табл. 1) 1.

Таблица 1

Количество некоммерческих организаций в России на 01.01.2006

Всего неправительственных, негосударственных, некоммерческих организаций В том числе: 145 743

Общественных организаций 61 943

Из них — благотворительных 1 928

Общественных фондов 8 419

Из них благотворительных 2 982

Появление новых форм взаимодействия государственного, некоммерческого и бизнес-секторов общества на поприще организации социально-культурной деятельности — это еще один из признаков развития гражданского общества в России.

Важной — и в науке, и в практической деятельности — становится тема партнерства этих секторов, которому дается следующее определение: «Социальное партнерство — это конструктивное взаимодействие организаций двух или трех секторов (государства, бизнеса и некоммерческого сообщества) при решении социально-значимых задач в рамках социального пространства, образуемого в ходе сложного взаимодействия ряда полей, возникающих из-за различия потенциалов и многообразия возможностей взаимодействующих организаций, отражающих специфику их структур, ресурсов, правил деятельности и норм поведения»2.

В различных федеральных законах названы виды взаимодействия, создающие предпосылки для развития СП, в том числе привлечение к работе в государственных органах, поддержка, привлечение к участию или право участвовать в подготовке (разработке) законов, иных нормативных актов, решений разного уровня, право на получение информации, наделение контрольными полномочиями 3.

© Н. А. Михеева, 2008

Механизмы социального партнерства (действующие и возможные)

Направление Содержание Нормативно-правовая база

1 2 3

1. Социальное о бслуживание Участие НКО в обслуживании населения наряду с другими организациями в таких сферах деятельности, где требуется лицензирование (культура, медицина, образование и т. п.). ФЗ «О некоммерческих организациях» (ст. 24) (далее — ФЗ «О НКО»).

2. Государственная поддержка Предоставление льгот некоммерческим и благотворительным организациям, включая: • льготы по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей; • полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом; • материально-техническое обеспечение и субсидирование деятельности благотворительных организаций; • отсутствие налогообложения грантов зарубежных организаций и фондов, а также безвозмездных целевых пожертвований, предоставляемых НКО общественным объединениям и благотворительным организациям. ФЗ «О НКО» (ст. 31), ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 18 — ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 17), ряд указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и инструкций Госналогслужбы РФ.

3. Стимулирование активности прямым финансированием Прямое, контрактно-договорное и конкурсное финансирование деятельности организаций и общественно полезных программ: • осуществление целевого финансирования и поддержки социально значимых программ общественных объединений по их заявкам — в форме государственных грантов; • заключение договоров на выполнение работ и предоставление услуг • финансирование на конкурсной основе благотворительных программ, реализуемых благотворительными организациями; • льготные кредиты и гарантии по кредитам. ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 17), ФЗ — «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (ст. 18), ФЗ «О НКО» (ст. 31).

4.Социальное побуждение негосударственных спонсоров Льготы физическим и юридическим лицам, оказывающим материальную поддержку в форме взносов, включая: • льготы по уплате налогов; • льготы по налогу на прибыль; • для физических лиц совокупный доход при налогообложении уменьшается на суммы, перечисленные на благотворительные цели. ФЗ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (27.12.1991, ст. 6. 1в).

5. Долевое участие в реализации социальных программ в форме государственного социального заказа Принципы, правила и положения формирования, конкурсного размещения и исполнения на контрактной основе государственных — социальных заказов на выполнение социальных программ предприятиями независимо от форм собственности с долевым участием ННКО и государства Проект ФЗ «О государственном социальном заказе»

1 2 3

Лоббистская деятельность Легализация и правовое регулирование лоббистской деятельности для содействия реализации конституционного права граждан РФ на участие в управлении делами государства посредством воздействия на процесс принятия решений органами государственной власти, а также для обеспечения большей гласности о работе этих органов. Проект ФЗ «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» (внесен 03.06.1997, принят к рассмотрению 04.07.2000).

Способы сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления с гражданскими организациями представлены в таких федеральных законах, как:

ФЗ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ (12.01.1996) ст. 31;,

ФЗ «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ (19.05.1995) ст. 17;

ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

№ 135-Ф3 (11.08.1995) ст. 18;

ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (26.05.1995).

Правовое поле для развития социального партнерства формируется и такими юридическими документами, как Распоряжения и Постановления Правительства, Указы Президента и т. д. (Например, в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу на 2003-2005 гг., в разделе № 6 «Повышение эффективности социальной политики», уделялось особое внимание «взаимодействию со структурами гражданского общества в вопросах финансирования и предоставления социальных услуг, контроля их качества»).

С этой целью были разработаны новые государственные стандарты, в том числе Госстандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения».

Отдельно выделяются три группы способов сотрудничества органов государственной власти и местного самоуправления с некоммерческими организациями:

• Взаимное информирование и координация деятельности.

• Участие некоммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных программ.

• Стимулирование государством развития деятельности некоммерческих организаций.

Эффективной формой является привлечение НКО к оказанию социальных услуг для населения на конкурсной основе. Выделяются два основных механизма конкурсного финансирования:

1. Грантовая поддержка инициативных социальных проектов по определенной номинации. Основная направленность — поддержка деятельности того или иного типа организаций (некоммерческая организация, малый бизнес и т. д.), стимулирование новых технологий решения социальных проблем.

В 1993 г. под термином ««грант» для целей налогообложения понимались целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной

форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. (Письмо ГНС). Теперь грантом признается целевая поддержка в виде финансовых средств или (и) имущества отдельных общественно полезных программ зарегистрированных в России общественных объединений, по их заявкам на конкурсной основе с обязательным последующим отчетом о выполнении программ и использовании предоставленных средств. В образовательных учреждениях и в сфере культуры на гранты, предоставляемые государственными структурами, фондами, могут претендовать студенты и аспиранты, научные работники и деятели культуры и искусства.

2. Размещение государственного или муниципального социального заказа на оказание необходимых социальных услуг определенной категории населения в соответствии с заданием, сформированным заказчиком.

Социальный заказ — одна из форм реализации целевых социальных программ, представляющая собой совокупность государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ или оказание услуг за счет бюджета города (из закона г. Москвы «О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями»).

Под государственным социальным заказом понимается экономико-правовая форма реализации приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение социально значимых проблем межгосударственного, федерального и (или) регионального уровней, обеспеченных в основном за счет средств бюджета Российской Федерации, путем заключения контрактов (договоров) на конкурсной основе.

Размещение муниципального или государственного социального заказа регулируют следующие федеральные нормативные акты:

• Бюджетный и Налоговый кодексы РФ;

• Указ Президента Российской Федерации № 305 от 08.04.1997 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд»;

• Федеральный закон № 97-ФЗ от 06.05.1999 «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». В различных регионах уже активно используются эти механизмы поддержки инициатив и творческой активности.

Но есть существенные различия в использовании этих конкурсных механизмов (см. табл. 3)4.

Таблица 3

Особенности конкурсных механизмов — социального заказа и социального гранта

Социальный заказ Социальный грант

1 2 3

Цель использования Задание органа власти (или уполномоченного органа): • на выполнение важной соц. • на проект в рамках соц. программы Поддержка властью инициативных проектов НКО или поддержка развития НКО

Претенденты Потенциально организации всех тех секторов Часто НКО третьего сектора

1 2 3

Экономическое положение претендента АТО Не только АТО-доноры, но и дотационные АТО Чаще АТО — доноры

Состояние 3-го сектора Высокий уровень профессионализма и (или) уникальные технологии, позитивный опыт работы В стадии становления

Отношение власти к социальной сфере Четкое понимание проблем и приоритетов. Умение сформировать задание Инициатива: власть формирует условия, а НКО заявляет проекты

Форма финансирования Субсидия — безвозмездно из бюджета на условиях долевого участия бюджетных и внебюджетных средств Субвенция — безвозмездно из бюджета

Налоги Как и госбюджетные, НКО не будут платить НДС и налог с прибыли Стандартное налогообложение НКО

Место встраивания в действуюшую схему в бюджете а) Через бюджеты профильных управлений и отделов б) Через защищенную строку в бюджете в) Через отдельный фонд а) Через резервный фонд АТО б) Через строку в бюджете АТО

В сфере культуры законодательство 1990-х гг. по мере понимания проблем и существовавших возможностей также предусматривало создание и деятельность негосударственных организаций, предлагало различные формы взаимодействия. Но в те времена эти положения рассматривались с позиций исключительно патерналистской политики, поэтому в законах постоянно присутствуют слова: содействие, поддержка, помощь, долевое участие и т. д. Понятие «партнерство» тогда не использовалось, т. к. некоммерческий сектор еще только создавался, поэтому патерналистское отношение к нему было оправдано. Это были первые шаги на пути развития гражданского общества.

Изучение некоторых законов РФ в сфере культуры подтверждает наши выводы, о чем свидетельствуют показатели на приведенной ниже табл. 4.

Анализ этих данных позволяет сделать вывод о важной роли первого указанного закона — Основ законодательства о культуре, в котором на 1992 г. было достаточно много позиций, связанных с государственной поддержкой некоммерческого сектора — протекционизм и содействие в создании таких организаций, сотрудничество с ними, экономические рычаги поддержки, которые по тем временам были достаточно прогрессивными.

Но статьи № 45 и № 50 этого закона утратили силу с 1 января 2005 г. (В ст. 45 речь шла о налоговых льготах всем юридическим и физическим лицам, вкладывающим свои средства на развитие культуры — со ссылкой на налоговое законодательство России и о возможности и условиях создания фондов развития культуры на всех уровнях власти и для всех хозяйствующих субъектов, включая физические лица. В ст. 50 говорилось о стимулировании негосударственных организаций к созданию новой техники и технологий для культуры посредством льгот по налогообложению, кредитования и иными способами, а также гарантировался низкий уровень арендной планы за предоставляемое помещение для профессиональной работы и льготное налогообложение на используемое творческими работниками имущество).

Правовые маханизмы поддержки государством организаций культуры некоммерческого сектора

Показатели государственной поддержки и сотрудничества с организациями некоммерческого сектора (на 2006 год) Основы закон-ва РФ о культуре Закон РФ о библиотечном деле Закон о музейном фонде РФ и музеях в РФ

1. Протекционизм в создании нац.-культурных общностей и организаций (ст. 22)

2. Содействие в создании различных обществ. негосударственных организаций, ассоциаций, гильдий, творческих союзов и т. д. (ст. 28, 32, 41)

3. Сотрудничество с зарубежными властными структурами по созданию культ. организаций за рубежом, сотрудничество с зарубежными организациями культуры (ст. 24,58) (ст. 13)

4. Установление налоговых льгот негосударственным организациям и их предприятиям (ст. 28, 30, 45) (ст. 14) (ст. 24)

5. Содействие развитию благотворительности и меценатства в сфере культуры (ст. 30)

6. Долевое участие в финансировании негосударственных организаций (ст. 30)

7. Создание и использование государственных фондов развития культуры на основе договоров с юрид. и физич. лицами (ст. 45) (ст. 13, 45)

8. Предоставление кредитов негосударственным организациям культуры (ст. 30, 51)

9. Содействие участию негосударств. организаций в реализации федер. и регион. программ на конкурсной основе (ст. 13)

10. Контроль за негосуд. частью Музейного фонда и деятельностью негос. музеев (ст. 23)

11. Госуд. поддержка негосуд. части Музейного фонда и негос. музеев в РФ (ст. 24)

В двух других проанализированных законах изучаемый аспект представлен гораздо скромнее — содействие негосударственным организациям в реализации государственных программ развития культуры, контроль за деятельностью и государственная поддержка негосударственных музеев в России.

Однако эти и другие подобные декларации по-настоящему не активизированы, и в стране пока нет четкой системы организации партнерства как с бизнес-сектором, так и с некоммерческими организациями. Хорошим стимулом для поддержки сферы культуры со стороны бизнеса и частных инвесторов стало бы принятие Закона о меценатстве.

В России на протяжении всей ее истории в различных формах существовал институт негосударственной поддержки социально-значимых сфер общественных отношений, одним из видов которой являлась меценатская деятельность.

В настоящее время законодательная база, регулирующая сферу негосударственных форм поддержки культуры, образования и науки, в том числе благотворительности, спонсорства и меценатства, представлена следующими законами:

• Закон РФ от 09.10.92 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;

• Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 135-Ф3);

• Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике»;

• Федеральный закон от 05.08.00 № 117-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» (часть вторая) (далее — НК РФ). Региональное законодательство в этой сфере представлено законами субъектов РФ, большей частью воспроизводящими положения федеральных законов и Модельного закона СНГ «О меценатстве и благотворительной деятельности», принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 06.12.97 № 10-8.

• Законы о благотворительной деятельности приняты в 26 регионах страны, закон «О меценатах и меценатской деятельности» регулирует эту сферу в Республике Саха (Якутия).

Российское законодательство, регулирующее формы негосударственной поддержки развития культуры, искусства, науки и образования, характеризуется, с одной стороны, отсутствием согласованности между нормативно-правовыми актами разного уровня, а с другой — несоответствием содержащихся в них норм реальным потребностям участников правоотношений.

Система, в которой вложенные и, тем более, получаемые благотворительные и меценатские средства облагаются налогом, представляется необоснованной. Чтобы сегодня легально перечислить рубль в форме меценатства, нужно сначала заплатить социальный налог, который составляет 37 %, налог на добавленную стоимость (18 %), налог на прибыль (24 %). Итого получается 79 %. Поэтому желание помочь, которое есть у наших бизнесменов, пропадает из-за того, что приходится большую часть этих пожертвований (около 80 %) отдавать государству.

Проявив гражданскую инициативу, вложив собственные средства, выполнив необходимые работы или оказав услуги, меценат не должен нести дополнительные расходы в виде налога.

Недостатками ныне действующего Федерального Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» являются:

• достаточно условный характер понятия налоговой льготы;

• отсутствие моральных и социальных стимулов развития меценатской деятельности;

• нерешенность ключевых вопросов по социальному заказу;

• неупорядоченность схемы финансирования конкурсов и выигравших проектов;

• несоответствие требованиям Бюджетного и Налогового кодексов РФ (до 2003 г.), а позже — требованиям новых государственных стандартов;

• неясность с вопросом о разделении административных полномочий. Ситуация осложняется тем, что в мировой практике данная сфера регулирования возникла сравнительно недавно и многие проблемы не решены до настоящего времени. Для примера рассмотрим некоторые формы материального поощрения, применяемые зарубежными странами.

В Великобритании нет ограничений на размер благотворительной льготы — компании могут направить до 100 % дохода на благотворительные взносы, не платя с этих сумм налог на доходы. При пожертвовании в денежной форме налогоплательщик может получить возврат из бюджета разницы между базовой и максимальной ставкой подоходного налога, исчисленной на сумму пожертвования; при пожертвовании не в денежной форме облагаемый доход уменьшается на рыночную стоимость таких пожертвований.

В США размер благотворительной льготы — до 10 % дохода компании; по пожертвованиям в денежной форме можно получить налоговый вычет в пределах 50 % годового дохода, по пожертвованиям не в денежной форме — 20-30 % 5.

Первый законопроект о меценатстве появился в конце 1997 г. Работа над ним объединила депутатов всех крупных фракций Государственной Думы. С помощью ФЗ «О меценатах и меценатстве» (его первое название) предполагалось создать условия в виде правовых механизмов для привлечения частных инвестиций в сферу культуры и искусства. Причинами, по которым законопроект был обречен на неудачу, считаются:

• терминологическая неточность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• налоговые и таможенные льготы можно вводить только через налоговое и таможенное законодательство;

• неотработанность правового механизма контроля за дарителями и получателями помощи и полного исключения возможности сговора между ними;

• опасность того, что предприниматели сразу будут уходить от налогов, занимаясь только меценатством.

Из-за этих веских аргументов первый законопроект был отклонен.

Включая указанный законопроект, на сегодняшний день существуют следующие подготовленные российские законопроекты:

1. проект Федерального Закона № 97803567-2 «О меценатах и меценатстве», внесенный депутатами Государственной Думы ФС РФ Т. А. Астраханкиной, С. С. Говорухиным, Н. Н. Губенко, Г. Б. Волчек, А. Б. Шиповым, Т. М. Гудима, А. А. Зотиковым, М. А. Менем, М. В. Сеславинским, В. М. Тарасовым;

2. два варианта законопроектов, подготовленных и направленных председателем Комитета по культуре Государственной Думы ФС РФ И. Д. Кобзоном в Минкультуры России на согласование: один законопроект «О меценатах и меценатской деятельности в области культуры и искусства», другой — поправки в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а также поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации;

3. проект Федерального Закона «О меценатах и меценатской деятельности в Российской Федерации», подготовленный Минкультуры России в развитие рамочных положений модельного закона «О меценатстве и благотворительной деятельности», принятого постановлением Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ в декабре 1997 года, № 10-8.

Предлагаемыми законопроектами вводится понятие меценатства, определяемое как общественно-полезное действие, предназначенное для помощи, поддержки, развития социально приемлемых традиционных или инновационных видов профессиональной художественной, научно-теоретической, прикладной образовательной или просветительской деятельности, а также отдельных лиц и коллективов, ее осуществляющих.

Названная помощь, поддержка и развитие могут осуществляться меценатами единовременно, периодически или постоянно только на некоммерческой основе.

Не является меценатством помощь и поддержка социально малозначительным профессиональным или самодеятельным видам деятельности (покровительство); помощь и поддержка социально значимым названным видам деятельности с целью извлечения прибыли (спонсорство); а также помощь нуждающимся и малоимущим, связанная с их жизнеобеспечением (благотворительность). Не является меценатством противоправная деятельность, осуществляемая под видом или прикрытием меценатства, прежде всего несущая угрозу социальной или национальной безопасности.

Отношения между меценатом и получателем меценатской поддержки могут носить договорную и не договорную формы; они регулируются в порядке, установленном российским законодательством.

Государство своей деятельностью должно способствовать развитию меценатства за счет:

• налоговой политики;

• государственного поощрения, в том числе посредством государственных наград;

• соответствующих социально значимых форм морального поощрения5.

В свою очередь, Министерство культуры и СМИ России также подготовило концепцию проекта Федерального Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которым предлагается внести изменения в Закон № 135-ФЗ и НК РФ.

Концепция проекта Федерального Закона разработана в рамках:

• Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2008 г.;

• Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 2005 г.;

• федеральных целевых программ в указанных сферах деятельности. Законопроект направлен на реализацию положений ст. 39, 43, 44 Конституции РФ.

Основными задачами законопроекта являются:

• установление основ правового регулирования меценатской деятельности как разновидности благотворительности;

• определение форм поддержки меценатской деятельности органами государственной власти;

• стимулирование применения негосударственных средств поддержки в сферах культуры, образования и науки.

Объекты меценатской деятельности — это культурное достояние и духовное наследие, учреждения культуры, искусства, образования и науки, на которые направлена финансовая, материально-техническая и иная поддержка.

Осознавая важность благотворительности (меценатства) именно в области культуры, образования и науки, требуется обозначить дополнительные формы ее государственной поддержки в указанных отраслях, а именно:

• установление почетных званий и наград и их присуждение благотворителям;

• установление порядка увековечивания имени мецената в связи с его меценатской деятельностью.

Разрабатываемый проект федерального закона призван защитить интересы тех лиц и организаций, которые действительно хотят участвовать в становлении отечественной культуры, образования и науки.

К сожалению, большинство форм и правил взаимодействия, заявленных в федеральных законах, остаются декларациями. С 1 января 2002 г. ряд норм, касающихся льготного налогообложения некоммерческих организаций, действующих в социально-культурной сфере, по сути дела, перестали действовать.

После вступления в действие 21, 23, 24 и 25 глав Налогового кодекса РФ, регулирующих уплату различных налогов НКО, существенно изменились соответствующие условия взаимодействия, например, норма, регулирующая уплату налогов на прибыль. Для российских некоммерческих организаций теперь прибыль — это полученный доход от реализации и вне реализационных операций, уменьшенный на величину произведенных расходов (определяются по главе 25 НК РФ). Налогоплательщиками при этом становятся НКО независимо от того, ведут они предпринимательскую деятельность или нет. Кроме того, теперь доноры не смогут уменьшить налогооблагаемую базу на стоимость безвозмездно переданного имущества (услуг) или на сумму взносов на благотворительные цели. Эти и ряд иных «новых» норм говорят о том, что на федеральном уровне ликвидированы доселе существовавшие меры экономического поощрения доноров НКО. Очевидно, что эта «инновация» не способствует развитию социального партнерства.

На практике органы власти также сталкиваются с трудностями, которые связаны с теоретическими пробелами, что порождает и терминологические, и методические, и управленческие проблемы, например, трудности с формированием задания. Поэтому перечень существующих проблем в использовании, например, социального заказа как основного механизма партнерства в социально-культурной сфере можно начать именно с этих проблем.

Первое.— слабая методологическая база и нерешенность ключевых вопросов:

• непроработанность схем социального заказа с учетом специфики регионов в цепочке — заказчик — покупатель — клиент — поставщик — источник финансирования;

• отсутствие рекомендаций по выбору схемы социального заказа с учетом специфики региона;

• неотработанность моделей социального заказа для разных ниш социальнокультурной сферы;

• неотработанность схем формулирования социального заказа;

• слабая научная и методическая обоснованность конкурсных процедур отбора лучших претендентов;

• необоснованность шкал для экспертных оценок;

• неизученность характера конфликта интересов среди экспертов и ЛПР 7;

• недостаточная отработка схем контроля качества исполнения СЗ.

Второе.— это тиражирование ошибок разработчиками региональных положений:

• неточные определения ключевых понятий;

• процедурные недостатки;

• невнимание к процессу обучения претендентов, экспертов и лиц, принимающих решения.

Третье — неупорядоченность схемы финансирования конкурса и выигравших проектов.

Четвертое — это несоответствие требованиям Бюджетного и Налогового кодексов РФ (до 2003 г.), а позже — требованиям новых государственных стандартов.

Для совершенствования региональных и муниципальных механизмов социального заказа необходимо:

• упорядочить процедуру разработки и реализации социальных программ;

• создать необходимую правовую основу для формирования, размещения и исполнения социальных заказов на конкурсной основе путем заключения государственных контрактов с организациями, представившими лучшие заявки;

• закрепить системный подход к реализации целевых социальных программ в сфере культуры;

• повысить эффективность использования бюджетных средств, выделяемых для решения существующих проблем;

• разграничить функции заказчиков и исполнителей социально-культурных программ, повысив ответственность последних за целевое расходование средств;

• расширить ресурсную базу целевых программ путем вовлечения в их реализацию населения, коммерческих организаций, общественных объединений и некоммерческих организаций, которые могут выступать как инициаторами, так и исполнителями государственных социальных заказов;

• обеспечить привлечение частных инвесторов для финансирования социальнокультурных программ.

В идеальном варианте развития партнерских отношений в среде социально-культурных отношений может быть выстроена следующая модель взаимных ожиданий между секторами партнерства.

Функции государства:

По отношению к НКО — разработка нормативно-правовой базы, справедливое налогообложение, развитие конкурсных механизмов (соцзаказ, гранты, лицензии), поддержка при становлении, участие в решениях в формате диалога;

По отношению к бизнесу — правовой режим и гарантии частной собственности, совершенствование налогового кодекса, развитие форм финансирования из бюджетов (кредиты, субсидии, субвенции, госзаказы), устранение недостатков рынка, развитие совершенной конкуренции;

Функции бизнеса:

По отношению к государству — инвестиции, развитие рынка товаров и услуг, спонсорство над непроизводственной сферой, создание рабочих мест, налоговые платежи;

По отношению к НКО — спонсорство в осуществлении акций НКО, предоставление помещений, оборудования, материалов, специалистов для добровольческой работы; участие бизнесменов в работе Попечительских советов НКО, в составлении экспертных заключений; осуществление внутрифирменных программ по поддержке работ НКО.

Функции НКО:

По отношению к государству — законопослушность, содействие в решении социальных проблем, новые идеи и инициативы, просвещение населения, общественные экспертизы, привлечение внебюджетныых средств и ресурсов в социальную сферу.

По отношению к бизнесу — стимулирование бизнеса путем использования средств РЯ и рекламы, взаимодействие при отстаивании интересов, помощь в продвижении товаров и услуг, участие в реализации благотворительных программ бизнес-структур.

Равное внимание к каждому аспекту взаимоотношений всех заинтересованных сторон, представленных на данной модели, несомненно, приведет к совершенствованию партнерских отношений по поддержке социально-культурной сферы и ее дальнейшего развития.

1 Российский статистический ежегодник. М., 2006. С. 53.

2Якимец В. Н. Основы, принципы и механизмы межсекторного социального партнерства в России: Автореф. докт. дис. СПб., 2002. С. 9.

3Якимец В. Н. Межсекторное социальное партнерство: Основы, теория, принципы, механизмы. М., 2003. С. 158.

4 Таблица разработана на основе материалов указанной выше монографии (С. 289) АТО — административнотерриториальное объединение.

5 Материалы МК и МК к докладу о меценатстве // иЯЬ: Ьпр//тктк.ги.

Соколов А. С. Государственная политика и перспективы развития системы партнерских отношений в сфере культуры // иЯЬ: http://www.maecenas.ru/doc/2005_3_2.html.

7 ЛПР — лица, принимающие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.