Научная статья на тему 'Субъективный и объективный профессиональный неуспех: типологический подход'

Субъективный и объективный профессиональный неуспех: типологический подход Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
950
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕУСПЕХ / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ОЦЕНКА / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЛОКУС КОНТРОЛЯ / САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ОПТИМИЗМ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / PROFESSIONAL FAILURE / PERSONALITY TYPOLOGY / SUBJECTIVE AND OBJECTIVE ASSESSMENT / RESPONSIBILITY AND LOCUS OF CONTROL / SELF ESTEEM AND LEVEL OF CLAIMS / OPTIMISTIC / PERFECTIONISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кролевец Ольга Петровна

Статья посвящена проблеме неуспеха личности и профессионального неуспеха в частности. По результатам исследования выявлены и описаны типы личности по критерию объективного и субъективного переживания профессионального неуспеха. При построении типологии были учтены такие личностные особенности, как ответственность, локус контроля, самооценка, уровень притязаний, перфекционизм, оптимизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective and objective professional failure: a typological approach

The article is devoted to the problem of the failure of personal and professional failure in particular. The results of the study identified and described the types of personality on the criterion of objective and subjective feelings of professional failure. When building typology were taken into account such personal characteristics as responsibility, locus of control, self-esteem, level of claims, perfectionism, optimism.

Текст научной работы на тему «Субъективный и объективный профессиональный неуспех: типологический подход»

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 4. С. 68-74. УДК 159.923

О. П. Кролевец

СУБЪЕКТИВНЫЙ И ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НЕУСПЕХ:

ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Статья посвящена проблеме неуспеха личности и профессионального неуспеха в частности. По результатам исследования выявлены и описаны типы личности по критерию объективного и субъективного переживания профессионального неуспеха. При построении типологии были учтены такие личностные особенности, как ответственность, локус контроля, самооценка, уровень притязаний, перфекционизм, оптимизм.

Ключевые слова: профессиональный неуспех; типология личности; субъективная и объективная оценка; ответственность и локус контроля; самооценка и уровень притязаний; оптимизм; пер-фекционизм.

O. P. Krolevets

SUBJECTIVE AND OBJECTIVE PROFESSIONAL FAILURE: A TYPOLOGICAL APPROACH

The article is devoted to the problem of the failure of personal and professional failure in particular. The results of the study identified and described the types of personality on the criterion of objective and subjective feelings of professional failure. When building typology were taken into account such personal characteristics as responsibility, locus of control, self-esteem, level of claims, perfectionism, optimism.

Key words: professional failure; personality typology; subjective and objective assessment; responsibility and locus of control; self esteem and level of claims; optimistic; perfectionism.

Одной из наиболее важных сфер для реализации взрослого человека является профессиональная деятельность, которая демонстрирует уровень его достижений, профессионализма и определяет перспективы развития его личности. В рамках концепции А. Н. Леонтьева, на каждом этапе возрастного развития человека существует особая система деятельности, основной в которой является ведущий вид деятельности или активности. Так, для периода взрослости ведущей является именно профессиональная деятельность [1]. Серьезные достижения и успех в профессии вызывают комплекс положительных эмоций, радость, удовлетворение собой, повышают притязания и амбициозность личности. Напротив, отсутствие таковых результатов в профессиональной деятельности в период взрослости свидетельствует о переживании неуспеха, что сопровождается набором нега-

тивных эмоциональных переживаний и может привести к стагнации в профессиональном и личностном развитии.

Е. А. Климов в рамках исследований профессионального становления и развития личности рассматривает понятия «успех / неуспех» применительно к профессиональной деятельности и выделяет субъективный и объективный компоненты данных феноменов. Субъективный (внутренний) компонент заключается в самостоятельной оценке работающим человеком своей успешности / неуспешности в профессиональной деятельности, тогда как объективная (внешняя) оценка складывается из оценок коллег по работе, менеджеров разного уровня, а также потребителей продуктов деятельности данного работника. Кроме того, объективную оценку успешности / неуспешности профессиональной деятельности производят различные

© Кролевец О. П., 2017 68

проверяющие комиссии (аттестационные, инспекторские и т. д.), которые учитывают в первую очередь внешние показатели успешности / неуспешности и на их основе дают официальную оценку эффективности деятельности конкретной личности [2].

Опираясь на работы классических и современных психологов, неуспех мы рассматриваем как комплексное понятие, включающее несколько составляющих. Во-первых, это то, что можно оценить внешне или со стороны - отсутствие запланированных достижений, поставленных целей. Во-вторых, это комплекс отрицательных переживаний, сопровождающих процесс недостижения, и состояние неопределенности, которое испытывает личность в данный момент [3].

Основываясь на положениях, отмеченных ранее, мы провели исследование, главной целью которого стало построение типологии по критерию объективного и субъективного переживания профессионального неуспеха. В качестве исследовательского инструментария были подобраны методики, адекватные цели и задачам нашего исследования: 1) шкальная техника Т. Дембо - С. Я. Рубинштейн [4]; 2) опросник «Ответственное поведение» Л. И. Дементий [5]; 3) методика Е. Г. Ксе-нофонтовой, направленная на выявление ло-куса контроля личности [6]; 4) методика «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И. И. Грачевой [7]; 5) опросник «Стиль объяснения успехов и неудач» М. Зелигмана в адаптации Т. О. Гордеевой и В. Ю. Шевяхо-вой [8]; 6) методика определения индекса жизненной удовлетворенности Б. Ньюгартен в адаптации Н. В. Паниной [9]; 7) метод шкалирования (шкала Т. Дембо) для определения уровня жизненной успешности / неуспешности (субъективная оценка успешности) [4].

Выборку нашего исследования составили две группы респондентов; критерий разделения на группы - объективная оценка достижений личности в качестве успеха или неуспеха. Так, в исследовании в качестве объективно успешных приняли участие сотрудники крупных коммерческих предприятий и государственных учреждений города Омска, имеющие постоянное место работы, достаточно высокий заработок и высокую должность (руководители среднего и высшего звена, предприниматели, госслужащие) - всего 112 человек. Как неуспешные нами были

опрошены 103 безработных, длительное время состоящих на учете в службе занятости г. Омска [10].

С целью построения типологии личности, позволяющей проследить процесс формирования типов, их содержательную наполненность личностными особенностями, мотивирующими личность на достижения или оказывающими дезорганизационный эффект, мы воспользовались кластерным анализом - методом К-средних. В основу выделения личностных типов были положены психологические особенности респондентов, социально-демографические характеристики и особенности переживания неуспеха. В итоге была составлена типология с четырьмя кластерами, которые наиболее полно соответствуют нашим эмпирическим данным. Основные характеристики, оказавшие наибольшее влияние на формирование кластеров, представлены в таблице 1.

Та блица 1

Характеристики, оказавшие наибольшее влияние на формирование типов личности

№ п/п Характеристики Влияние характеристики (Г)

1 Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний 160,4***

2 Оптимизм в ситуациях неудачи 121 7***

3 Стабильность оптимизма 82 6***

4 Уровень притязаний 6 6***

5 Осуществление своих намерений 6 2***

Примечание: *** - значимое влияние при р < 0,001.

Итак, характеристики, которые оказывают наибольшее влияние на формирование типов личности на высоком уровне значимости (при р < 0,001) - это расхождение между самооценкой и уровнем притязаний ^ = 160,4), оптимизм в ситуациях неудачи ^ = 121,7), стабильность оптимизма ^ = 82,6). Кроме того, значительное влияние на формирование типов (на таком же высоком уровне значимости р < 0,001) оказал уровень притязаний ^ = 6,6) и такой компонент ответственности, как осуществление своих намерений ^ = 6,2).

Остановимся более подробно на описании выделенных типов неуспешной и успешной личности.

Тип 1. «Неуспешные оптимисты» (см. табл. 2).

Данный тип составил 18 % от всех респондентов, принявших участие в исследовании (всего 215 человек), то есть 39 человек, из них 25 женщин, 14 мужчин. Большинство представителей данного типа объективно являются неуспешными людьми - 15 %, и толь-

ко 3 % объективно успешных. Внутри кластера 72 % оценивают себя субъективно неуспешными, 28 % - субъективно успешными. Таким образом, данный тип характерен в большей степени для неуспешных респондентов.

Таблица 2

Результаты кластерного анализа (методом К-средних) при построении типов личности по критерию объективного и субъективного переживания профессионального неуспеха (средние значения)

Переменные Кластеры1 (типы)

Тип 1. Неуспешные оптимисты1 Тип 2. Неуспешные безответственные пессимисты1 Тип 3. Исполнители-реалисты/ Тип 4. Успешные ответственные оптимисты1

Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний 39,4 50,8 14,4 14,6

Оптимизм в ситуациях неудачи 125,0 103,2 108,1 135,3

Стабильность оптимизма 66,8 52,6 57,0 71,0

Уровень притязаний 85,3 85,8 85,4 93,4

Осуществление своих намерений 3,9 3,7 4,6 6,0

Типичный представитель данного кластера - безработная замужняя женщина 35 лет, имеющая средне-специальное образование, одного ребенка, состоящая на учете в службе занятости в качестве безработного в течение 16 месяцев, имеет доход до 5 тыс. руб. в месяц. Объективно неуспешна, свою успешность оценивает как среднюю (59 баллов из 100) и имеет высокие притязания в отношении дальнейших достижений (87 баллов из 100).

Атрибутивный стиль данных респондентов характеризуется оптимистичностью и является адекватным происходящей ситуации: достаточно оптимистичны в неудачах, стараются не приписывать их причины себе, не распространять на все сферы жизни и рассматривать их как локальные явления. Ситуация достижения успеха воодушевляет их, успехи стремятся объяснить своими стараниями. Поддержка со стороны других людей способствует укреплению веры в себя, повышает оптимистичность и активность в достижении поставленных целей. Стремятся анализировать причины неудач, чтобы в дальнейшем достичь своей цели-мечты - быть эффективными и успешными. Высокий уровень притязаний, большое расхождение между реальной и идеальной оценкой себя, отсутствие значимых достижений в профессиональной деятельности свидетельствуют о неудовлетворенности собой и своей жизнью представителями этого типа. Показатель ответствен-

ности находится в нижних пределах нормы. Следовательно, для данных респондентов не характерна планомерность и последовательность в достижении поставленных целей, им свойствен низкий уровень самостоятельности, активности, ситуативность в проявлении ответственности, отсутствие умения организовать собственную жизнь. Представители этого типа не боятся новых обязанностей, стараются выполнять обещания и регулировать свои эмоции в процессе ответственных мероприятий, соглашаются пройти переобучение или повысить свою квалификацию в службе занятости, готовы работать над собой в рамках индивидуальной и тренинговой деятельности с психологом. С другой стороны, они не имеют высокого уровня развития саморегуляции жизнедеятельности и в важных ситуациях могут полагаться на судьбу, проявляя невысокий уровень субъектности. Совокупный анализ данных показателей и личностных особенностей типичного представителя кластера позволяет предположить, что ресурс ответственности, оптимистичности и успешности у представителей этого типа существует, однако, в силу неуверенности и невысокой активности они не могут его реализовать, добиться поставленных целей и в полной мере проявить себя субъектом своей жизни, согласовывая внешние и внутренние условия.

В целом, практически все изучаемые нами характеристики у респондентов, отно-

сящихся к типу «Неуспешные оптимисты», находятся в границе средних значений. Наиболее яркие особенности этого типа: высокий уровень притязаний, оптимистичность, неуверенность в себе.

Тип 2. «Неуспешные безответственные пессимисты» (см. табл. 2).

Данный тип включает 17 % всех респондентов, принявших участие в исследовании, всего 38 человек, из них 22 женщины, 16 мужчин; по численности практически равный первому. Подавляющее большинство представителей данного типа - это объективно неуспешные - 16 %, и только 1 % успешны. Внутри кластера субъективно неуспешными оценивают себя также подавляющее большинство - 87 %, тогда как 13 % - успешными. Таким образом, данный тип характерен для неуспешных респондентов.

Типичный представитель данного кластера - безработная незамужняя женщина 28 лет, имеющая высшее образование, без детей, состоящая на учете в службе занятости в качестве безработного в течение 11 месяцев, не имеющая никакого дохода. Объективно неуспешна, свою успешность оценивает как среднюю (55 баллов из 100) и имеет очень высокие притязания в отношении дальнейших достижений (90 баллов из 100).

Для представителей данного типа характерен максимальный «разрыв» между самооценкой и уровнем притязаний (самооценка низкая, притязания - высокие), т. е. диагностируется расхождение социально заданных ориентиров и внутренних оценок себя, когда реальная и идеальная самооценка личности максимально не совпадают. В подобной ситуации очень высокие притязания, характерные для личности, не выполняют своей мотивирующей функции, а, наоборот, дезорганизуют ее. «Неуспешные безответственные пессимисты» считают, что от активности самой личности мало что зависит, в связи с чем считают себя страдающими, не способными влиять на свою жизнь. Данный факт проявляется в отсутствии стремления что-либо изменить в сложившейся ситуации с работой: представители этого типа убеждены в бессмысленности какой-либо деятельности, что проявляется и в поведении (при беседе в рамках индивидуальных консультаций они отказываются от любых предложений по переобучению, повышению квалификации и т. д.). Желание быть успешным и достигающим остается

только желанием и не находит своего проявления в соответствующей субъектной позиции человека и в его поведении.

У представителей типа «Неуспешные безответственные пессимисты» выявлена выученная беспомощность, то есть им свойственно убеждение, что ситуация, в которой они оказались и которая ни в коей мере их не устраивает, совершенно не зависит от их поведения, а также от предпринимаемых ими усилий изменить эту ситуацию. Для данных респондентов характерен пессимистический стиль объяснения происходящих с ними событий: успехи воспринимаются как случайные, временные, от них не зависящие, а неудачи как постоянные и длительные. Кроме того, для них характерна ригидность в осознании причин событий, фиксация на выяснении вопроса «кто виноват» (что дезорганизует активность личности), а также вера в то, что от них самих ничто не зависит и не поддается контролю. Особенно негативные события они рассматривают как то, что будет продолжительным и коснется большей части их жизни. Из-за неудачи в определенной сфере склонны низко оценивать свои способности и в других сферах, и в жизни вообще (в беседах с представителями данной группы очень ярко прослеживается такая взаимосвязь). Они склонны «застревать» на ситуациях неудачи, тем самым парализуя свою активность в достижении дальнейших целей. Это характерно для профессиональной сферы и проявляется в общении и взаимодействии с другими людьми.

Ответственность и ее компоненты имеют низкую выраженность у представителей типа «Неуспешные безответственные пессимисты». Они пасуют перед трудностями, эмоционально воспринимают любую неудачу, даже незначительную, «застревают» на этой негативной эмоции надолго, но стремятся выполнять данные обещания. Испытывают страх перед новыми обязанностями и видами деятельности, чем также объясняется нежелание пройти переобучение на новую востребованную специальность. В отличие от остальных респондентов (успешных, и неуспешных) представители этого типа имеют четкие когнитивные представления об ответственности и долге, что, к сожалению, не всегда имеет поведенчески результативное выражение: переживание неудачного опыта переходит в стагнацию, чему способствуют особенности

эмоциональной сферы, и все попытки удачного разрешения сложившейся ситуации остаются на уровне размышлений, планов, идей.

Все изучаемые нами характеристики у респондентов типа «Неуспешные безответственные пессимисты» имеют низкую выраженность, что свидетельствует о нарушении субъектности личности. Для них характерна безответственность, выученная беспомощность, низкая самооценка и очень высокий уровень притязаний.

Тип 3. «Исполнители-реалисты» (см. табл. 2).

Данный тип составил 36 % респондентов, принявших участие в исследовании, является самым многочисленным и комбинированным: всего 78 человек, из них 23 % (49 человек) объективно успешные и 13 % (29 человек) объективно неуспешные. Кластер составляют 34 женщины и 44 мужчины. У большей части представителей этого типа субъективная оценка успешности высока: 58 % оценивают себя успешными 42 % - субъективно неуспешны.

Типичный представитель данного кластера - успешная замужняя женщина 33 лет, имеющая высшее образование, без детей, стабильно работающая в течение 4-х лет, является руководителем среднего звена и имеет доход 10-25 тыс. руб. Свою успешность оценивает как среднюю и имеет высокие притязания (но при этом расхождение между данными показателями незначительное).

Анализ особенностей атрибутивного стиля свидетельствует о преобладании реалистичной оценки происходящих событий. Для представителей этого типа оптимистичное мышление не характерно, особенно по сравнению с другими респондентами (типы 1 и 4), хотя пессимизм или выученная беспомощность для них также не свойственны. Представители данного типа рассматривают неудачи как местные, локальные события, которые будут непродолжительными, стараются не винить себя в каждой подобной ситуации, тогда как успехи распространяют на все сферы жизни. Изучаемые показатели опросника «Стиль объяснения успехов и неудач» находятся в нижних пределах нормы.

Ответственность представители данного типа проявляют ситуативно (изучаемый параметр находится в области средних значений): имеют представления об ответственности, но не всегда выполняют обещания, ста-

раются не брать на себя дополнительных обязанностей и выполняют работу в пределах требований, стремятся довести начатые дела до конца. В работе являются исполнителями, а не инициаторами какой-либо деятельности.

Для «Исполнителей-реалистов» характерна адекватная самооценка, высокий уровень притязаний и при этом незначительное расхождение между ними, свидетельствующее о наличии желаемого уровня достижений или отсутствии больших амбиций и удовлетворенности занимаемым положением.

В целом, наиболее яркая характеристика типа «Исполнители-реалисты» - это адекватная самооценка, высокий уровень притязаний, ситуативная ответственность, реализм в оценке происходящего, удовлетворенность жизнью.

Тип 4. «Успешные ответственные оптимисты» (см. табл. 2).

Данный тип включает в себя 28 % всех респондентов, принявших участие в исследовании, из них 33 женщины, 27 мужчин. По численности второй (после типа №3 «Исполнители-реалисты») - всего 60 человек. Основу данного типа составляют объективно успешные респонденты (25 % из 28 %); и только 3 % респондентов в настоящее время переживают профессиональный неуспех. У подавляющего большинства представителей этого типа субъективная оценка успешности очень высокая: 83 % оценивают себя успешными и 17 % субъективно неуспешными.

Типичный представитель данного кластера - успешный неженатый мужчина 37 лет, без детей, имеет высшее образование, стабильно работает в течение последних 5 лет, является предпринимателем и имеет доход более 25 тыс. руб. в месяц, не вполне удовлетворен взаимоотношениями с противоположным полом. Очень высоко оценивает свою успешность и имеет очень высокие притязания в отношении дальнейших достижений.

Представители типа «Успешные ответственные оптимисты» являются высокоответственными, особенно по отношению к трудностям, встречающимся на жизненном пути, умеют планировать свою деятельность, обладают навыками тайм-менеджмента, не боятся новых видов деятельности и всегда выполняют данные обещания, ощущая себя источником происходящих событий. Кроме того, у них имеются когнитивные представления об ответственности и долге, и в процессе выполне-

ния важных дел они способны контролировать свои эмоции. Для них характерны высокая самооценка и очень высокий уровень притязаний, которые в сочетании с высокой удовлетворенностью жизнью (незначительное расхождение между реальной и идеальной оценкой себя) обеспечивают представителям типа «Успешные ответственные оптимисты» позитивную картину восприятия окружающего.

Представители данного типа обладают оптимистичным стилем атрибуции: они оптимистично относятся к любой жизненной ситуации, неудачи, рассматривают как местные, локальные, не распространяют их на другие сферы жизни и осознают, что многие события жизни являются подконтрольными и зависят от активности самой личности, тогда как обстоятельства или другие люди не в состоянии существенно препятствовать достижению задуманного. Данный стиль объяснения жизненных событий также называется авторами опросника как «конструктивный», то есть подобный способ атрибуции, основываясь на идее активности самой личности, способствует достижению личностного успеха. Характерны максимально высокие показатели оптимизма в ситуациях неудачи, когда неудача рассматривается как временное явление и осознается, что только от активности личности зависит достижение поставленных целей.

Таким образом, все изучаемые нами характеристики у респондентов, относящихся к типу «Успешные ответственные оптимисты», выходят за пределы нормы и находятся в области высоких значений: наиболее высокие показатели по оптимизму, самооценке, уровню притязаний и ответственности.

Подводя итог анализу типологии неуспешных и успешных личностей по критерию объективного и субъективного переживания профессионального неуспеха, мы сделали следующие выводы:

1. В процессе кластеризации выявлено 4 типа личностей, переживающих неуспех, на основе анализа личностных особенностей, удовлетворенности жизнью, особенностей переживания неудачного опыта, а также с учетом субъективной и объективной оценки успешности / неуспешности. Два типа харак-

теризуют объективно неуспешных респондентов «Неуспешные оптимисты» и «Неуспешные безответственные пессимисты» (примерно равные по численности); один тип - объективно успешные «Успешные ответственные оптимисты» и комбинированный тип «Исполнители-реалисты»;

2. На формирование типов личности наибольшее влияние оказывают расхождение между реальной и идеальной оценкой себя, оптимизм, уровень притязаний, ответственность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304 с.

2. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): учеб. пособие. - М. : Моск. психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 320 с.

3. Нечепоренко О. П. Профессиональный неуспех как фактор влияния на психологическое здоровье личности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12 «Психология и педагогика».

- 2012. - Выпуск 2. - С. 73-80.

4. Практикум по возрастной психологии // под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб. : Речь, 2002. - 694 с.

5. Дементий Л. И. Ответственность: типология и личностные основания: монография. -Омск : Омск. гос. ун-т, 2001. - 192 с.

6. Дементий Л. И. Теоретические основания и диагностика ответственности и локуса контроля: учебно-методическое пособие. -Омск : Омск. гос. ун-т, 2001. - 72 с.

7. Грачева И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. -2006. - Т. 27. - № 6. - С. 73-81.

8. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. -М. : Смысл, 2009. - 152 с.

9. Никишина В. Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.

- 208 с.

10. Нечепоренко О. П. Объективные характеристики неуспешности личности // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - Омск. Изд-во ОмГУ. - 2009. - № 2. -С. 30-37.

Информация о статье

Дата поступления 5 мая 2017

Дата принятия в печать 19 октября 2017

Сведения об авторе

Кролевец Ольга Петровна - преподаватель кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия). Е-mail: [email protected].

Для цитирования

Кролевец О. П. Субъективный и объективный профессиональный неуспех: типологический подход // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2017. № 4. С. 68-74.

Article info

Received May 5, 2017 Accepted October 19, 2017

About author

Krolevets Olga Petrovna - Lecturer Department of Social Psychology, Omsk state university n. a. F. M. Dostoevskiy (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

For citations

Krolevets O. P. Subjective and objective professional failure: a typological approach Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 4, pp. 68-74. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.