"ДК 159923 О. П. НЕЧЕПОРЕНКО ^
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ЛИЧНОСТЬ В СИТУАЦИИ ДЛИТЕЛЬНОЙ ТРУДОВОЙ НЕЗАНЯТОСТИ
Статья посвящена проблеме неуспеха личности и профессионального неуспеха в частности. В работе предпринята попытка создания типологии личности по критерию успешности/неуспешности с учетом объективной и субъективной оценки. При построении типологии были учтены такие личностные особенности, как ответственность, локус контроля, самооценка, уровень притязаний, перфекционизм, оптимизм.
Ключевые слова: успех, неуспех личности, профессиональный успех/неуспех, типология личности, ответственность, самооценка.
Изменения социального и экономического характера, происходящие в нашей стране в последние годы, породили проблему безработицы. И если истоки этого явления имеют социально-экономическую природу, то последствия безработицы затрагивают психологический аспект, поскольку внедряются во все сферы жизнедеятельности человека. Перед личностью, потерявшей работу, встают новые задачи, связанные с принятием и эффективным разрешением данной ситуации. К сожалению, образ мыслей, специфика поведения и менталитет русского человека в целом, сформировавшиеся в прежние времена, привели к логическому результату: человек не был готов к такой проблеме, как потеря работы.
По данным Министерства социального развития, на конец февраля 2011 года на учете в органах занятости РФ состояло чуть более 1 миллиона 660 тысяч человек. Прогнозы официальных лиц на 2011 год носили оптимистичный характер: глава Федеральной службы по труду и занятости Юрий Герций отмечает, что в связи с реализацией программы содействия занятости населения в субъектах РФ безработица в стране будет меньше 2,1 миллиона человек; согласно мнению министра здравоохранения и социального развития РФ Татьяны Голиковой, ожидаемый уровень регистрируемой безработицы к концу 2011 года должен был составить примерно 1,5 миллиона человек [ 1, 2].
Согласно данным Росстата, официальная безработица (регистрируемая в центрах занятости РФ) в докризисном сентябре 2008 года составляла 1,2 миллиона человек. В апреле 2009 года, когда кризис охватил большую часть отраслей экономики России, данный показатель вырос практически в два раза — до 2,3 миллиона человек. Но официальные данные по уровню безработицы выглядят более оптимистично, нежели реальные. Кроме понятия «официальная» или «регистрируемая» безработица, существует понятие «общая» безработица, или неофициальная. Подсчет данного показателя основывается на методике, разработанной Международной организацией труда и называемой «неофициальной статистикой»: если человек не работает, находится в состоянии поиска рабочего места и готов приступить к работе в ближайшее время, что выясняется в ходе опроса, то он попадает в категорию безработных. Так, общая безработица в 2010 году в России составила примерно
5,6 миллиона человек, а это 7,5 % от экономически активного населения страны. В пиковый для кризиса
2009 года общая безработица РФ составила примерно
6,3 миллиона человек, что соответствует 8,4 % экономически активного населения страны [ 1].
С целью снижения уровня безработицы в России необходимо не только открывать новые рабочие места, разрабатывать программы государственной поддержки граждан и бизнеса и т.д., но и провести коррекционную работу с человеком, потерявшим работу, с личностными изменениями, произошедшими за длительный период отсутствия работы — нужно оказать серьезную помощь безработным, в том числе и психологическую.
Потеря работы является сложной жизненной ситуацией для каждого, кто сталкивается с подобными трудностями. Анализ социальных представлений граждан о ситуации потери работы позволяет нам сделать выводы об оценке данного явления как собственного поражения, следствия своей профессиональной некомпетентности и даже личного неуспеха.
Ситуация длительного отсутствия работы (большое количество неудачных попыток трудоустройства), являясь внешней по отношению к личности, может служить объективным критерием для оценки ее профессиональной успешности-неуспешности [3].
Со стороны общества неуспех личности оценивается, исходя из наличия объективного результата, то есть недостижения цели, и значимости выполненной деятельности в соответствии с системой общественных ценностей [4]. Профессиональная деятельность является ведущей в период взрослости, в связи с этим ее значение для личности достаточно высоко (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин) [5, 6]. Отсутствие трудоустройства в течение длительного времени (3 месяца и более) рассматривается нами как неуспех личности [7].
Само слово «успех» близко по этимологии слова «преуспеть», которое означает самоутвердиться в обществе, выделиться в нем, соответствовать социальным параметрам преуспевания [8]. Поэтому этимология и семантическое содержание слова «неуспех» означает «не успеть»; неуспешный человек — «не успевающий делать нечто вовремя», не умеющий согласовывать свои планы и устремления, не достигающий своей цели.
В нашей работе центральным понятием является профессиональный успех/неуспех.
«Профессиональный успех — это совокупность позитивных результатов, накопленных в течение
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
карьеры» [9]. Многие исследователи, изучая успех, выделяют в нем объективный и субъективный компоненты (С.Л. Рубинштейн, Е.А. Климов, Л.И. Дементий и др.). Так, под объективным профессиональным успехом понимается положительный результат в профессиональной деятельности, который может быть оценен окружающими людьми. В качестве объективных критериев оценки чаще всего выступают размер заработной платы, уровень занимаемой должности, карьерный рост. Тогда субъективным успехом является совокупность суждений человека о собственных профессиональных достижениях и результатах. Измеряется субъективная успешность/неуспешность на основе анализа удовлетворенности человека профессиональной деятельностью и личной карьерой [4, 9, 10].
Основываясь на положениях, отмеченных ранее, нами было проведено исследование, основной целью которого стало изучение личностных особенностей безработных граждан и построение типологии. В качестве исследовательского инструментария были подобраны методики, адекватные цели и задачам нашего исследования: 1) с целью исследования самооценки и уровня притязаний шкальная техника Т. Дем-бо — С.Я. Рубинштейн [11]; 2) опросник «Ответственное поведение» Л.И. Дементий [12]; 3) методика Е.Г. Ксенофонтовой, направленная на выявление ло-куса контроля личности [12]; 4) методика «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой [13]; 5) опросник «Стиль объяснения успехов и неудач» М. Зелигмана в адаптации Т.О. Гордеевой и В.Ю. Шевяховой [14]; 6) методика определения индекса жизненной удовлетворенности Б.Ньюгартен в адаптации Н.В. Паниной [15]; 7) метод шкалирования (шкала Т. Дембо) для определения уровня жизненной успешности/неуспеш-ности (субъективная оценка успешности) [11].
В исследовании приняли участие 103 безработных в возрасте 28 — 55 лет. Данная возрастная граница относится к периоду «акме» — наиболее продуктивному и творческому периоду в жизни человека, которому соответствует максимальная самореализация и пик в развитии личности. В данном периоде взрослости происходит усиленное развитие личности во всех планах: социальном, профессиональном, межличностном и др. [16]. Личность включается в различные сферы общественных отношений и деятельности, и только от ее активности зависит, достигнет она успеха или потерпит неудачу. Все безработные стоят на учете в службе занятости ЦАО г.Омска в течение 3-х и более месяцев.
С помощью методов математической статистики на основе качественного анализа личностных особенностей безработных граждан нами были выделены типы личности. Остановимся более подробно на анализе выделенных типов.
ТИП 1 - «неуспешный оптимист» (объективно неуспешный, но субъективно успешный)
К данной категории относятся безработные, не достаточно адекватно оценивающие положение собственных дел, завышающие свою результативность, значимость и успешность.
Данный тип составляют 29 человек, из которых
55,2 % — женщины, 44,8 % — мужчины. Возрастная специфика группы: 13,8 % (4 чел.) — до 30 лет, 27,6 % (8 чел.) — 30 — 40 лет, 31,0 % (9 чел.) — 41—50 лет,
27,6 % (8 чел.) — больше 50 лет.
В состав данной группы входят как очень ответственные граждане (их чуть больше), так и безответственные. Представители данной группы зачастую
теряются перед трудностями, но достаточно быстро собираются и способны управлять своей эмоциональной сферой, многие из них целеустремленны (стремятся доводить начатые дела до логического завершения) и умеют планировать свою деятельность. Осознают ответственность за себя и свою жизнь 28 %, тогда как 24 % не задумываются об этом вообще.
В данном типе много экстерналов, особенно в сфере неудач и в профессиональной деятельности, т.е. если такой человек не добивается поставленных целей, то во всем винит других людей, судьбу, неудачное стечение обстоятельств и т.д. Уверен, что сам мало контролируют собственную жизнь, верит в «фортуну». В профессиональной деятельности такие люди больше исполнители, нежели инициаторы какой-либо активности, не склонны к возложению на себя дополнительной ответственности.
Наличие достижений на жизненном пути меняет представителя данной группы кардинально: человек начинает верить в собственные силы, считать себя причиной своих достижений и готов предпринимать усилия для достижения положительных результатов в будущем.
Типичный представитель данной группы нуждается в поддержке со стороны других людей, в результате чего легко переходит от состояния неуверенности в себе к состоянию уверенности. Успехи и достижения значительно подкрепляют их, но без поддержки других такое состояние длится не долго. Таким образом, психологическая помощь, оказанная безработным этого типа психологами центра занятости, будет способствовать коррекции их жизненной стратегии и достижению данными лицами профессионального и личного успеха.
При этом для безработных, относящихся к типу «неуспешный оптимист», характерна адекватная самооценка, очень высокий уровень притязаний. К себе очень требовательны, что выражается в высоком уровне перфекционизма, но считают, что и общество к ним предъявляет слишком завышенные стандарты и хотели бы их снизить. От других людей совершенства не требуют. Конструктивное мышление не характерно, т.к. считают, что особенно достижения и успехи им неподконтрольны.
Специфика данного типа заключается в том, что у представителей много неоднозначных параметров — таких, где группы с высокими и низкими значениями выражены примерно одинаково: ответственность и многие ее компоненты, удовлетворенность жизнью, интернальность.
Работа психолога с представителями типа «неуспешный оптимист» будет наиболее эффективной при групповой форме организации взаимодействия. Безработные данного типа нуждаются в первую очередь в психологической поддержке, внимании со стороны окружающих, отработке навыков уверенного поведения при прохождении собеседования и других встреч с работодателем. В связи с чем продуктивность работы психолога наиболее высока при организации группы встреч, тренингов, клубов «Ищущих работу», «Алгоритм успешного трудоустройства» и т.д. Психологическая поддержка представителям данного типа является актуальной, так как в совместной работе психолога и безработного возможно нахождение ресурсов и направление активности личности в нужное русло.
ТИП 2 - «неуспешный» (объективно и субъективно неуспешный)
Объективная оценка достижений безработных в качестве неуспеха совпадает с ощущением собственной
неуспешности: это лица, не имеющие высоких достижений и оценивающие такие результаты как собственный неуспех.
Данный тип составляют 74 человек, из которых
52,7 % — женщины, 47,3 % — мужчины. Возрастная специфика группы: 10,8 % (8 чел.) — до 30 лет, 39,2 % (29 чел.) — 30 — 40 лет, 25,7% (19 чел.) — 41—50 лет,
24,3 % (18 чел.) — больше 50 лет.
Представители данного типа имеют низкие показатели по ответственности и ее компонентам. Хотя осознание ответственности присутствует и многие представители данного типа достаточно серьезны в отношении последствий своих поступков. Но, сталкиваясь с трудностями на жизненном пути, данные граждане паникуют, причем, не умея регулировать свое эмоциональное состояние, застревают на этой эмоции и бездействии надолго. Они прекращают какие-либо попытки исправить сложившуюся ситуацию, не умеют планировать, боятся новых видов деятельности (это подтверждается фактами: в службе занятости представители данного типа очень часто отказываются даже от бесплатного обучения на какую-либо новую востребованную специальность) — в связи с чем профессиональная помощь психолога представителям данного типа безработных представляется нам весьма актуальной.
Кроме того, многие безработные, относящиеся к типу «неуспешный», экстерналы во всех сферах жизнедеятельности и отрицают любую активность. Все эти проявления свидетельствуют о наличии у представителей данного типа выученной беспомощности (31%), т.е. пессимистического стиля объяснения происходящих с ними событий. Безработные этого типа рассматривают происходящие с ними негативные события как вызванные постоянными и широкими причинами и не верят, что смогут их контролировать. Неудачу или неуспех рассматривают как событие, которое затронет большую часть их жизни и продлится долго. В трудных жизненных ситуациях часто сконцентрированы на поиске виноватых, а не способов преодоления данных событий. Успех воспринимают как временный, произошедший случайно и от них не зависящий.
Своей жизнью полностью не удовлетворены, имеют низкую самооценку. Представители данного типа к себе и окружающим нетребовательны, но считают, что общество от них требует слишком многого.
Данная группа лиц нуждается в психологической поддержке: эмоциональная поддержка, осуществляемая психологами, поможет смягчить негативные последствия потери работы, к которым относятся депрессия, плохое настроение после неудачных попыток пройти собеседование, потеря веры в себя, низкая самооценка и т.д. Специфика работы психолога с представителями данного типа заключается не только в оказании эмоциональной поддержки, но и в серьезной индивидуальной работе с каждым безработным. В рамках индивидуальных встреч психолога и безработного осуществляется поиск причин возникшего состояния длительного неуспеха, нахождение ресурсов личности, их осознание и подкрепление. Результатом совместной работы психолога и безработного, относящегося к типу «неуспешный», является приобретение безработным уверенности в себе, осуществление самопознания, построение успешной жизненной стратегии и понимание путей в достижении желаемой цели — успешной карьеры.
В группе «неуспешных» нами был выделен еще один подтип - «лица с выученной беспомощно-
стью» — безработные граждане, у которых максимальный «разрыв» между самооценкой и уровнем притязаний.
Представители данного типа неуспешны с точки зрения общества и все оценивают себя неуспешными (у большинства очень низкие оценки собственной успешности).
Данный тип составляют 26 человек, из которых
53,8 % — женщины, 46,2 % — мужчины. Возрастная специфика группы: 11,5 % (3 чел.) — до 30 лет, 38,5 % (10 чел.) — 30 — 40 лет, 30,8 % (8 чел.) — 41 —50 лет,
19,2 % (5 чел.) — больше 50 лет.
Для безработных граждан, относящихся к подтипу «лица с выученной беспомощностью», характерен очень низкий уровень ответственности как на когнитивном, эмоциональном, так и на поведенческом уровне. Все респонденты — экстерналы, т.е. не верят в то, что человек в состоянии влиять на события, происходящие в его жизни. В силу чего активность личности считают бессмысленной и отрицают ее вообще. Своей жизнью неудовлетворены, имеют очень низкую самооценку, но высокий уровень притязаний, что, скорее всего, и является причиной крайне неблагоприятного психологического состояния.
У безработных типа «лица с выученной беспомощностью» перфекционизм отсутствует и, наоборот, они считают, что общество к ним слишком требовательно. У большинства представителей данной группы ярко выражено наличие выученной беспомощности, т.е. состояния, которое возникает в ситуации, когда человеку кажется, что внешние события не зависят от него, и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Неудачу или неуспех рассматривают как событие, которое затронет большую часть их жизни и продлится долго. Успех воспринимают как временный, случайный, от них не зависящий.
Следует отметить, что высокий разрыв между самооценкой и уровнем притязаний свидетельствует о том, что притязания личности не мотивируют человека на дальнейшее развитие. Представители данного типа при объективном неуспехе и переживании его не стремятся принять сложившуюся ситуацию. Возможно, это связано с неумением ставить цели либо с потерей смысла достижений. Данная группа лиц крайне нуждается в психологической помощи и коррекции, которая оказывается профессиональными психологами. Особенность работы психолога с безработными данного типа заключается в комплексном подходе, сочетании групповых и индивидуальных форм взаимодействия, в результате чего безработный научится принимать сложившуюся ситуацию, придет к пониманию своих способностей и возможностей. Таким образом, с помощью профессионального и компетентного психолога, а также при наличии мотивации изменить свою жизнь к лучшему, безработный сможет избавиться от комплекса выученной беспомощности и скорректировать свой жизненный путь. Зачастую представители данного типа направляются психологами в отдел переобучения центра занятости, где проходят курсы переподготовки на новую востребованную в современном обществе специальность.
Анализ выделенных типов позволяет отметить, существуют личностные предпосылки эффективного или неэффективного поведения безработных. Коррекция данных личностных особенностей, осознание ресурсов личности — и есть задача психолога при взаимодействии с безработным.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (105) 2012
В целом, личностные типы, выделенные нами на основе качественного анализа, позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Гражданам, находящимся в ситуации длительной безработицы, свойственны низкий уровень ответственности, экстернальность, выученная беспомощность, низкая самооценка, большой разрыв между самооценкой и уровнем притязаний. Возможно, данные личностные особенности детерминируют неуспех личности.
2. На основе данных, полученных в исследовании, выделены следующие типы безработных граждан: «неуспешный оптимист», «неуспешный», «лица с выученной беспомощностью». Граждане, находящиеся в ситуации длительной безработицы, нуждаются в психологической помощи, специфика которой зависит от личностного типа, к которому относится безработный.
3. Всем безработным необходима квалифицированная помощь профессиональных психологов, которые могут оказать всестороннее психологическое сопровождение: эмоциональную поддержку, помощь в построении успешной жизненной стратегии, осуществить перепрофориентацию и т.д. Высококвалифицированные психологи в рамках индивидуальных консультаций, а также групповой, тренинговой работы способны выявить индивидуальные причины трудностей с поиском работы, разработать рекомендации лицам, пережившим неудачный опыт, с целью коррекции собственного поведения и достижения успеха.
Библиографический список
1. Голикова, Татьяна. Официальная безработица в 2011 году составит около 1,5 млн человек. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/03/02/bezrabotitsa-anons.html (дата обращения: 14.04.2011).
2. Глава Роструда дал свой прогноз по безработице — 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rosbalt.ru/ business/2010/12/21/803082.html (дата обращения: 14.04.2011).
3. Нечепоренко, О. П. К вопросу об объективной оценке неуспеха / О. П. Нечепоренко // Достижения, проблемы, перспективы современной науки : матер. межвуз. науч.-пр. конф. 12 апреля — 12 июня 2010. — М. : Изд-во СГУ, 2010. — С. 62 — 71.
4. Дементий, Л. И. Ответственность как ресурс личности : монография / Л. И. Дементий. — М. : Информ-Знание, 2005. — 188 с.
5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность /
A. Н. Леонтьев. — М., 1975. — 304 с.
6. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин — М. : Педагогика, 1989. — 560 с.
7. Нечепоренко, О. П. Объективные характеристики не-успешности личности / О. П. Нечепоренко // Вестник Омского университета. Серия Психология. — Омск : Изд-во ОмГУ, 2009. - № 2. - С. 30-38.
8. Абульханова-Славская, К. А Стратегия жизни / К. А Абуль-ханова-Славская. — М. : Мысль, 1991. — 299 с.
9. Хаммер, Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты / Я. С. Хаммер // Вопросы психологии. — 2008. — № 4. — С. 147 — 153.
10. Климов, Е. А. Пути в профессионализм : учеб. пособие / Е. А. Климов. — М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003. — 320 с.
11. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А Го-ловей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб. : Речь, 2002. — 694с.
12. Дементий, Л. И. Теоретические основания и диагностика ответственности и локуса контроля : учеб.-метод. пособие / Л. И. Дементий. — Омск : Омск. гос. ун-т, 2001. — 72 с.
13. Грачева, И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта / И. И. Грачева // Психологический журнал. — 2006. — Т. 27. — № 6. — С. 73—81.
14. Гордеева, Т. О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач : Опросник СТОУН / Т. О. Гордеева, Е. Н. Осин, В. Ю. Шевяхова. — М. : Смысл, 2009. — 152 с.
15. Никишина, В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
B. Б. Никишина, Т. Д. Василенко. — М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 208 с.
16. Бодалев, А. А. Смысл жизни и акме человека : соотношение «будничного» и «высшего Я» / А. А. Бодалев // Психо-лого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. — М. : ПИ РАО. — 1997. — С. 29 — 32.
НЕЧЕПОРЕНКО Ольга Петровна, аспирантка, ассистент кафедры общей психологии.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.11.2011 г.
© О. П. Нечепоренко
Книжная полка
ББК 88/Д67
Донцов, А. И. Социальная стабильность: от психологии до политики : монография / Александр Донцов, Елена Перелыгина. - М. : ЭКМОС, 2011. - 541 с. - 1БВЫ 978-5-699-46317-6.
В книге раскрываются главные составляющие социальной стабильности любого государства с любым экономическим укладом. Авторы настоящего исследования стремились учесть достижения своих коллег по социальному и научно-практическому анализу. Сходным представляется путь социального познания и политических представлений проблемы социальной стабильности: от задачи избегания «наказаний» на макроуровне до ориентации на стабильность как ценность социального поведения, формата социальных векторов. Усиление роли взаимосвязанности, взаимообусловленности, системного характера изменений позволяет посмотреть на факторы, ситуации, матрицы, параметры и уровни формирования и развития социальной стабильности как на многогранный и полифункциональный процесс, отражающий органичную социальную потребность.