Научная статья на тему 'Прототипы неуспешного человека в сознании россиян'

Прототипы неуспешного человека в сознании россиян Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
519
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕУСПЕШНОМ ЧЕЛОВЕКЕ / НЕУСПЕХ / НЕУДАЧА / ЛИЧНОСТЬ / ПРОТОТИП / SOCIAL CONCEPTIONS OF UNSUCCESSFUL PERSON / FAILURE / MISFORTUNE / PERSONALITY / PROTOTYPE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Нечепоренко Ольга Петровна

Статья посвящена изучению социальных представлений о неуспешном человеке в современном российском обществе. Проведен анализ различий социальных представлений о неуспешном человеке, неуспехе и неудаче у лиц с разной степенью успешности. Выявлены прототипы неуспешного человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prototypes of an unsuccessful person in consciousness of the Russians

The article is devoted to the study of social conceptions of an unsuccessful person in modern Russian society. It presents the analysis of differences in social conceptions of an unsuccessful person, failure and misfortune which belong to the people with diverse levels of successfulness. The article identifies prototypes of an unsuccessful person.

Текст научной работы на тему «Прототипы неуспешного человека в сознании россиян»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

"ДК 1599 Л. И. ДЕМЕНТИЙ

О. П. НЕЧЕПОРЕНКО

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ПРОТОТИПЫ НЕУСПЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА В СОЗНАНИИ РОССИЯН

Статья посвящена изучению социальных представлений о неуспешном человеке в современном российском обществе. Проведен анализ различий социальных представлений о неуспешном человеке, неуспехе и неудаче у лиц с разной степенью успешности. Выявлены прототипы неуспешного человека.

Ключевые слова: социальные представления о неуспешном человеке, неуспех, неудача, личность, прототип.

Современное общество, предъявляя личности свои требования, четко обозначает, в какой период человек должен уложиться, чтобы «успеть, то есть социально не отстать» [1] . Высокие социальные требования современного общества формируют желание личности стремиться к успеху. Успех становится главной ценностью современного общества и критерием благополучного существования, «гонка» за наивысшими результатами в профессиональной, семейной, личной и других сферах очевидна. На этом фоне все больше появляется лиц, переживших неудачный опыт. Одни объясняют недостижение поставленных целей неудачами, обвиняя судьбу и сложившиеся обстоятельства, другие видят причины своего неуспеха в недостатке собственной активности и определенном наборе личностных качеств. Какими специфическими особенностями отличается неуспешный человек с точки зрения представителей современного общества? Являются ли понятия неуспех и неудача синонимами, или же, описывая разные жизненные явления, данные понятия не тождественны?

Несмотря на большой интерес к успеху, неуспех как категория практически не рассматривается, хотя переживание его зачастую становится более значимым для личности, чем достижение успеха. Как известно из немногочисленной литературы по проблеме неуспеха, неуспех (как и успех)—понятие крайне субъективное. В связи с этим актуальными становятся исследования социальных представлений о неуспехе, неудаче, определяющих содержание и степень слитности данных понятий. Многие исследователи, изучая успех, выделяют в нем объективный и субъективный компоненты, отмечая большую выраженность последнего (С. Л. Рубинштейн, Е. А. Климов, Л. И. Дементий, Я. С. Хаммер и др.). Так, при изучении успеха-неуспеха в профессии в качестве объективного неуспеха может рассматриваться отсутствие положительного результата в профессиональной деятельности, и, соответственного, его объективными критериями выступают тогда низкая заработная плата, непрестижная должность, отсутствие карьерного роста и т.д. Под субъективным успехом или неуспехом понимают совокупность взглядов человека о собственных профессиональных результатах. Измеряется субъективная успешность/неуспешность на основе анализа удовлетворенности человека профессиональной деятельностью и личной карьерой [2, 3, 4].

В целом, неуспех рассматривается как недостижение результата, поставленный целей, а также нега-

тивные переживания и состояние неопределенности, сопровождающие этот процесс. Культурологический взгляд на анализ понятий успех/неуспех позволяет утверждать, что в русской культуре успех личности довольно долгое время не выступал ценностью для личности и общества в целом (в связи с тенденцией «уравнивания» и «усреднения», существовавшей до 90-х годов). В американской и западной культурах, напротив, наиболее четко прослеживается ориентация на успех. В американской культуре четко дифференцируются понятия успех, удача или везение. Так, согласно Словарю иностранных слов, термин успех (success - англ.) определяется как «стремление индивида к достижению цели; ориентация на достижения». О слитности понятий неуспех/неудача в русской культуре свидетельствует тот факт, что при описании человека, не достигшего поставленных целей, скорее всего, в русской речи мы услышим термин «неудачник», а не «неуспешник», при этом значение термина не изменится. Отметим, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «неуспех» отсутствует. Лингвистический анализ синонимов и антонимов понятия «неуспех» (прежде всего, это такие термины, как неудача, неудачливый, неудачник, неудачный; успех, успешный; удача, удачливый) и порой тавтологические определение одного понятия через другое (удача—это успех, неуспех — это неудача и т.д.) доказывают слитность таких понятий в социальных представлениях, как успех/удача, неуспех/ неудача, что свидетельствует об актуальности изучения современных социальных представлений о неуспешном человеке, неуспехе и неудаче [5].

Согласно концепции социальных представлений, разработанной С. Московичи, каждое общество в рамках своей жизнедеятельности создает собственную теорию, затрагивающую различные характеристики обыденного сознания. Следовательно, можно выделить социальные по природе представления, или суждения, о различных аспектах социальной жизни общества. С. Московичи рассматривал такие социальные представления, как определенные «визитные карточки социальных групп», в которых отражается отношение группы к социально значимому объекту [6].

Основываясь на положениях, отмеченных ранее, нами было проведено исследование, основной целью которого стало изучение социальных представлений о неуспешном человеке, неуспехе и неудаче.

В качестве исследовательского инструментария нами была использована методика Х. Азумы и К. Кашиваги

в адаптации Н. Л. Смирновой с целью изучения социальных представлений о неуспешном человеке и метод незаконченных предложений для диагностики различий в понятиях «неуспех» и «неудача» [7].

В качестве методов статистической обработки были использованы: контент-анализ, частотный анализ, факторный анализ данных, выполненный методом главных компонент с варимакс-вращением и коэффициент углового преобразования Фишера для определения значимости различий [8].

В исследовании приняли участие 215 человек (112 успешных и 103 неуспешных) в возрасте 30 — 55 лет. Данная возрастная граница относится к периоду средней взрослости; кроме того, данные возрастные рамки захватывают период «акме» — наиболее продуктивный и творческий период в жизни человека, которому соответствует максимальная самореализация и пик в развитии личности. В данном периоде взрослости происходит усиленное развитие личности во всех планах: социальном, профессиональном, межличностном и т.д. [9]. Ведущим фактором развития в этом возрасте является успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности. Человек включается в различные сферы общественных отношений и деятельности, и только от его активности зависит, достигнет он успеха или потерпит неудачу.

Кроме того, анализ литературы (Е. А. Климов, Я. С. Хаммер и др.) и результатов, полученных нами в пилотажном исследовании, показал: существует ряд объективных параметров, не имеющих возрастной специфики и воспринимаемых современными членами общества как признаки неуспешности. К таким инвариантным характеристикам относятся, в первую очередь, трудности, связанные с профессиональной сферой (проблемы с трудоустройством, продвижением по карьерной лестнице, отсутствием необходимого образования, частой сменой рабочего места). В связи с чем отсутствие достижений в профессиональной деятельности в период взрослости может считаться объективным критерием неуспеха [см., подробнее, 10]. Поэтому данный критерий стал основным при формировании выборки на последнем этапе. В качестве успешных нами были опрошены 112 человек, имеющих постоянное место работы, достаточно высокий заработок и высокую должность. В качестве неуспешных нами были опрошены 103 безработных, стоящие на учете в службе занятости ЦАО г. Омска в течении 3-х и более месяцев.

Первым этапом нашего исследования было изучение социальных представлений о неуспешной личности у успешных и неуспешных людей.

Анализ характеристик неуспешной личности, оцениваемых успешными лицами, позволил разделить дескрипторы, получившие наивысшие баллы, на две группы:

— субъективные характеристики неуспешного человека — лень (62 % респондентов отмечают данное качество как наиболее характерное для неуспешной личности), пассивность (60 %), отсутствие целеустремленности (59 %), отсутствие умения грамотно распоряжаться временем (58 %), отсутствие умения преодолевать трудности (56 %), откладывание дел «на потом» (55 %), безответственность (51 %), слабая сила воли (51 %), несамостоятельность(50 %).

— объективные характеристики неуспешного человека — отсутствие карьерного роста (64 %), наличие материальных проблем (52 %), низкий социальный статус (50 %).

При описании неуспешной личности успешные представители нашей выборки чаще указывают на

субъективные причины неуспеха, большее внимание уделяют именно личностным особенностям, нежели объективным признакам неуспеха. Возможно, представители данной группы респондентов, добившись определенных высот в профессиональной деятельности, знают, что успех или неуспех зависит от личных усилий и стараний. У данных представителей нашей выборки на основе собственного опыта достижений сформировано четкое представление об успехе, условиях и способах его достижения. Именно поэтому успешные респонденты причину неуспеха в первую очередь видят в самом человеке, в его личностных качествах, в особенностях характера.

Согласно анализу наиболее часто встречаемых характеристик неуспешного человека, имеющихся в представлениях неуспешных лиц, также были выделены две группы дескрипторов:

— субъективные характеристики неуспешного человека — отсутствие целеустремленности (52 %), неудовлетворенность собой и жизнью в целом (51 %), отсутствие силы воли (49 %), лень (48 %), безответственность (46 %), неуверенность в себе (45 %).

— объективные признаки неуспешного человека — отсутствие карьерного роста (64 %), наличие материальных проблем (52 %), трудности с устройством на работу (45 %), плохая работа (44 %), аддиктивное поведение (43 %)

В целом при описании неуспешного человека неуспешные респонденты в равной степени указывают как на субъективные признаки неуспеха, характерные личностные особенности, так и на объективные, внешние признаки. Вероятно, такая тенденция, с одной стороны, свидетельствует о глубине осознания данной проблемы людьми, не добившимися успеха в жизни, о полноте восприятия ими всей картины неуспеха на основании личного опыта переживания неудач. Данная группа большее внимание уделяет объективным показателям успешности-неуспешности, в отличие от группы успешных (например, профессиональные, материальные, карьерные трудности, отсутствие признания). С другой стороны, вследствие неоднократного личного опыта переживания неудач представители данной группы склонны винить в своих неуспехах других людей и сложившиеся обстоятельства, нежели искать причины неуспеха в собственных личностных особенностях, защищая таким образом свою самооценку.

Сравнительный анализ выраженности дескрипторов, проведенный с помощью р* критерия Фишера, показал: при описании неуспешного человека неуспешные респонденты использует меньшее количество дескрипторов, их более низкую выраженность, в силу чего социальные представления успешных респондентов могут быть оценены как более осознанные и осмысленные [1 ].

С помощью факторного анализа нами была выявлена структура социальных представлений респондентов, на основе которой выстроены прототипы неуспешного человека. Полученные данные свидетельствуют о том, что успешные респонденты в первую очередь обращают внимание на личностные характеристики и на особенности поведения человека в обществе. Таким образом, первый прототип неуспешного человека в представлении людей, добившихся успеха в жизни, отличается чертами инфантилизма, эгоистичности, характер его поведения в обществе напоминает поведение ребенка (первый фактор «Самоуверенность - эгоистичность» описывает 12 % от общей дисперсии). Кроме того, зачастую такие люди, по мнению успешных респондентов, являются

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011

недостаточно хорошо воспитанными, недисциплинированными, зачастую ведут себя излишне самоуверенно, что, в свою очередь, может приводить к возникновению конфликтов с окружающими.

Качества, нашедшие отражение во втором типаже, говорят об успешности личности в профессиональном плане. Согласно представлениям успешных людей, неуспешный человек зачастую, испытывает сложности при устройстве на работу, если же он трудоустраивается, то чаще всего работа не является престижной и привлекательной, зачастую наоборот, низкооплачиваемой (второй фактор «Материальная необеспеченность — проблемы с работой» описывает 11 % от общей дисперсии). Находясь в таком положении, он не стремится достигать большего, не хочет развиваться, не желает прилагать усилий для изменения своей жизни к лучшему. Неуспешный человек обычно занимает низкий социальный статус в обществе и поэтому, по мнению успешных респондентов, не имеет общественного признания.

Дескрипторы, вошедшие в третий прототип, отражают пассивную жизненную позицию (третий фактор «Нерешительность - несамостоятельность» описывает 8 % от общей дисперсии). Согласно представлению успешных респондентов, в ситуации нехватки контроля над обстоятельствами неуспешная личность перестает предпринимать попытки изменения ситуации к лучшему в силу негативных ситуаций из прошлого опыта, аналогичная тенденция сохраняется и в новых ситуациях, где подобный контроль возможен (характерен феномен выученной беспомощности).

Таким образом, полученная факторная структура социальных представлений в группе успешных отражает важность внутренних детерминант неуспеха — это те внутренние характеристики, от которых зависит результат деятельности человека (безответственность, нерешительность и др.), а также указывает на объективные проявления неуспешности, которые можно наблюдать со стороны (проблемы с трудоустройством и т.д.).

Для неуспешных респондентов наиболее распространенными прототипами неуспешной личности являются следующие. Первый прототип включает качества, указывающие на особенности поведения человека обществе, на отношение к выполняемой деятельности (первый фактор «Невоспитанный -необязательный» описывает 12 % от общей дисперсии). Неуспешный человек, согласно представлениям неуспешных лиц, плохо воспитан (недисциплинированный, нечестный), пасует перед трудностями, его характеризует необязательность, отсутствие стремления к саморазвитию, проявление форм поведения, не принятых в обществе, — за что его не уважают окружающие.

Второй прототип указывает на преобладание показателей уровня поведенческой активности в социальных представлениях неуспешных личностей о неуспешном человеке (второй фактор «Бездеятельность» описывает 10 % от общей дисперсии). Вероятно, это связано с личным опытом представителей данной группы. Возможно, причины собственных неудач они склонны видеть в себе, в своих личностных качествах. Неуспешный человек не любит усердно трудиться, бороться за свои интересы, быть настойчивым и добиваться поставленных целей. Таким образом, неуспешные респонденты признают, что основанием их неуспешности является нежелание действовать, а также отсутствие веры в себя и свои возможности.

Третий типаж доказывает важность для респондентов профессиональной сферы в жизни человека,

что, в свою очередь, является вполне закономерным, ведь нами были опрошены люди в возрасте от 30 до 55 лет, для которых ведущей деятельностью в данный период жизни является именно профессиональная. Неуспешный человек, согласно представлениям неуспешных респондентов, зачастую испытывает сложности при устройстве на работу или же имеет не престижную, не привлекательную, не интересную для него работу (третий фактор «Материальная необеспеченность — проблемы с трудоустройством» описывает 10% от общей дисперсии). Такие люди склонны к частой смене рабочего места, непостоянству в профессиональном плане. Следствием таких проблем с работой могут стать финансовые трудности. Кроме того, неуспешные респонденты отмечают отсутствие у неуспешного человека самореализации, наличие же такой проблемы в данный возрастной период может стать причиной развития депрессии, неврозов.

Следует отметить, что общая особенность, характерная и для успешных, и для неуспешных представителей нашей выборки, заключается в том, что структура социальных представлений о неуспешном человеке обеих групп в некоторой степени отражает стратегию «запаздывания» (по К. А. Абульхановой -Славской) в организации личного времени: отсутствие стремления к самореализации, низкая активность личности, конформизм, несамостоятельность [ 1].

Завершающим этапом нашего исследования стало изучение социальных представлений успешных и неуспешных респондентов о неуспехе и неудаче.

Так, наиболее часто встречающееся различие в понятиях «неуспех» и «неудача» для успешных лиц заключается в детерминации события: 31 % успешных респондентов считает, что неуспех зависит от активности личности, а неудача—от определенного стечения обстоятельств. Вторым по частоте встречаемости у успешных людей является мнение о неуспехе и неудаче как о тождественных понятиях (28 %). Далее следует группа респондентов, считающая неуспех более широким понятием, суть которого заключается в сумме неудач (23 %). Только лишь 12 % успешных личностей указали на различия в длительности данных явлений, считая неудачу кратковременным событием, а неуспех — более длительным, а 6 % успешных отметили различия в других аспектах.

Для половины неуспешных респондентов (50 %) различий в понятиях «неуспех» и «неудача» не существует. По мнению же 21 % неуспешных лиц, разница в детерминации данных событий: неуспех зависит от собственных усилий, а неудача—от стечения обстоятельств. Для 14 % респондентов понятие неуспех по сравнению с неудачей является более глобальным и представляет собой серию неудач. Кроме того, 11 % неуспешных указывают на различия в длительности протекания данных явлений и 4 % видят различия в другой сфере.

Значимость различий в представлениях успешных и неуспешных респондентов о неуспехе и неудаче была выявлена с помощью критерия р* Фишера. Неуспешные представители нашей выборки достоверно чаще не обнаруживают различий в данных понятиях (р<0,01). Успешные респонденты чаще, чем неуспешные, обнаруживают различия по основанию причинной обусловленности (р<0,05) и широте данных понятий (р<0,05).

На основе анализа социальных представлений о неуспешном человеке у успешных и неуспешных личностей нами сформулированы следующие выводы.

1. Ядром социальных представлений о неуспешном человеке являются такие характеристики, как

отсутствие целеустремленности, безответственность, пассивность, отсутствие карьерного роста, неумение распоряжаться временем и преодолевать трудности, неудовлетворенность жизнью, материальная необеспеченность, отсутствие воли. Данные характеристики образуют относительно инвариантный слой в социальных представлениях о неуспешной личности. В сознании россиян прослеживается тенденция рассматривать неуспех в первую очередь в профессиональном плане.

2. Наряду с относительно инвариантными образованиями в социальных представлениях существует пласт вариативных образований: социальные представления о неуспешном человеке имеют свою специфичность у лиц с разной степенью успешности. Успешные респонденты указывают на личностную незрелость и инфантилизм неуспешного человека, его нежелание и боязнь брать на себя ответственность и двигаться в достижении поставленной цели. Лица, не добившиеся успеха в жизни, видят причины неуспеха в пассивности, бездеятельности личности, а также отмечают влияние внешних обстоятельств (неудачи, проблемы с трудоустройством и др.). Намечается тенденция искать причины неуспеха во внешнем плане и отмечать внешние признаки неуспешной личности в большей степени для лиц, имеющих личный опыт переживания неудач.

3. Для успешных респондентов наиболее яркий прототип неуспешного человека отличается чертами инфантилизма, незрелости, его образ близок к образу ребенка, поскольку включает такие характеристики, как легкомысленность, избалованность, невоспитанность, эгоизм. Тогда как прототипом неуспешного человека для лиц, уже переживавших неудачи на жизненном пути, является неактивный, безынициативный человек с пассивной жизненной позицией.

4. Существуют различия в определении понятий «неуспех» и «неудача» у успешных и неуспешных респондентов. Успешные детерминируют неуспех личностными основаниями, а неудачу внешними обстоятельствами. Неуспешные часто не обнаруживают различий в данных понятиях.

Библиографический список

1. Абульханова - Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абу-льханова - Славская. —М. : Мысль, 1991. — 299 с.

2. Климов, Е. А. Пути в профессионализм : учеб. пособие / Е. А. Климов. — М. : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2003. — 320 с.

3. Дементий, Л. И. Ответственность как ресурс личности : монография / Л. И. Дементий. — М. : Информ-Знание, 2005. — 188 с.

4. Хаммер, Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты / Я. С. Хаммер // Вопросы психологии. — 2008. — № 4. — С. 147-153.

5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М. : А ТЕМП, 2004. — 944 с.

6. Московичи, С. Социальные представления : исторический взгляд / С. Московичи // Психологический журнал. — 1995. — Т. 16. —№ 1. — С. 3—18.

7. Воловикова, М. И. Представления русских о нравственном идеале / М. И. Воловикова.—М. : Изд-во Институт психологии РАН, 2004. — 312 с.

8. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие / А. Д. Наследов. — 3-е изд., стереотип. — СПб. : Речь, 2007. — 392 с.

9. Бодалев, А. А. Смысл жизни и акме человека : соотношение «будничного» и «высшего Я» / А. А. Бодалев // Психолого-педа-гогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. — М. : ПИ РАО. — 1997.— С. 29 — 32.

10. Нечепоренко, О. П. К вопросу об объективной оценке неуспеха / О. П. Нечепоренко // Достижения, проблемы, перспективы современной науки : материалы межвуз. науч.-практ. конф., 12 апреля — 12 июня 2010. — М. : Изд-во СГУ, 2010. — С. 62 — 71.

ДЕМЕНТИЙ Людмила Ивановна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии.

НЕЧЕПОРЕНКО Ольга Петровна, аспирантка кафедры социальной психологии, ассистент кафедры общей психологии.

Адрес для переписки: e-mail: 777progress@mail.ru

Статья поступила в редакцию 26.05.2011 г.

© Л. И. Дементий, О. П. Нечепоренко

Книжная полка

МакЛаод, Х. Игнорируй всех, или Как стать креативным / Х. МакЛаод ; пер. с англ. — М. : Карьера Пресс, 2011. - 198 с. - 1БВЫ 978-5-904946-10-4.

Эту книгу называют библией креативности. Хью МакЛаод имеет феноменальную популярность - два миллиона человек каждый день заходят на его сайт gapingvoid.com. Хью - один из самых известных современных карикатуристов и интернет-консультантов. Как-то ради собственной забавы он стал набрасывать карикатуры на оборотной стороне визиток. Он делал то, к чему чувствовал призвание. Вопреки мнению окружающих, вопреки полезности, вопреки здравому смыслу. А спустя несколько лет это занятие стало приносить ему сумасшедшие гонорары. А у вас не было желания сделать что-то свое, воплотить в жизнь свою собственную идею -опубликовать томик стихов, снять фильм, открыть кафе, написать уникальную программу для компьютера, раскрутить агентство по недвижимости? Было? И вы отказались? Вы будете жалеть об этом всю свою жизнь. А Хью МакЛаод дерзнул. Он сделал это. В этой книге 40 ключевых эссе, которые помогут вам выплеснуть креативность и реализовать себя в этой жизни. Ибо, пожалуй, самое важное - это быть собой.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (99) 2011 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.