Научная статья на тему 'Личностные особенности и типология успешных и неуспешных личностей'

Личностные особенности и типология успешных и неуспешных личностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4816
715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / НЕУСПЕХ ЛИЧНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УСПЕХ/НЕУСПЕХ / ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ОПТИМИЗМ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / PROFESSIONAL SUCCESS/UNSUCCESS / SUCCESS / UNSUCCESS OF PERSONALITY / TYPOLOGY OF PERSONALITY / RESPONSIBILITY / LOCUS OF CONTROL / SELF-EVALUATION / LEVEL OF ASPIRATIONS / PERFECTIONISM / OPTIMISM / SATISFACTION WITH LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Л. И., Нечепоренко О. П.

Рассматривается проблема неуспеха личности, и профессионального неуспеха в частности. В работе предпринята попытка создания типологии личности по критерию успешности/неуспешности с учетом объективной и субъективной оценки. При построении типологии были учтены такие личностные особенности, как ответственность, локус контроля, самооценка, уровень притязаний, перфекционизм, оптимизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal characteristics and typology of successful and unsuccessful persons

The article is devoted to the problem of person' unsuccess, in particular, professional unsuccess. This work tries to create typology of a person taking into consideration the criterion of success/unsuccess from objective and subjective pointes of view. While making the typology the following personal characteristics are considered: responsibility, locus of control, self-evaluation, level of aspirations, perfectionism, optimism.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности и типология успешных и неуспешных личностей»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 2. С. 277-284.

УДК 159.9

Л.И. Дементий, О.П. Нечепоренко

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТИПОЛОГИЯ УСПЕШНЫХ И НЕУСПЕШНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ

Рассматривается проблема неуспеха личности, и профессионального неуспеха в частности. В работе предпринята попытка создания типологии личности по критерию успешности/неуспешности с учетом объективной и субъективной оценки. При построении типологии были учтены такие личностные особенности, как ответственность, локус контроля, самооценка, уровень притязаний, перфекционизм, оптимизм.

Ключевые слова: успех, неуспех личности, профессиональный успех/неуспех, типология личности, ответственность, локус контроля, самооценка, уровень притязаний, перфекционизм, оптимизм, удовлетворенность жизнью.

Все более актуальной и изучаемой в отечественной психологии становится проблема успеха. Сегодня ни у кого не возникает сомнений в том, что успех является одной из самых важных ценностей современного общества, которое требует от личности быть успешной, возводя успешность в ранг критериев благополучного существования. Но, к сожалению, не каждый человек может соответствовать этим требованиям, и поэтому появляются те, кто пережил неудачный опыт. На фоне большого интереса к успеху неуспех как категория практически не рассматривается, несмотря на то, что переживание его зачастую становится более значимым для личности, чем достижение успеха.

Неуспех упоминается в психологической литературе чаще всего как антоним успеха. И только единичные исследования посвящены изучению неуспешности и ее факторов (в первую очередь это изучение выученной беспомощности Мартином Селигманом и его учениками). Современные прикладные исследования неуспеха довольно часто связаны с учебной неуспеваемостью (Ю.Э. Макаревская, А. А. Амбарцумян, Е.С. Засыпкина, Л.Е. Адамова), ситуациями длительной безработицы, неблагополучия (А. В. Селезнева, М. В. Бучат-ская и др.). Как феномен неуспех рассматривается лишь в качестве противоположной стороны успеха, но не отдельно. Хотя, с нашей точки зрения, проблема неуспеха заслуживает не меньшего внимания, чем тема успеха.

Анализируя понятия «успех-неуспех», мы пришли к выводу, что в русской культуре успех личности довольно долгое время не выступал ценностью для личности и общества в целом (в связи с тенденцией «уравнивания» и «усреднения», существовавшей до 90-х гг.). Проведенный нами культурологический анализ показал, что в русской культуре основным фактором, влияющим на достижение личностного успеха, является удача, везение, благоприятное стечение обстоятельств, наличие определенных связей и др., а не усилия, активность, труд, как это можно проследить в западной культуре. Данные особен-

© Л.И. Дементий, О.П. Нечепоренко, 2011

ности русской культуры и менталитета российского общества нашли отражение в словарях и словесных выражениях. Поэтому при описании человека, не достигшего поставленных целей, скорее всего, в русской культуре мы услышим термин «неудачник», а не «неуспешник», при этом значение термина не изменится, что доказывает слитность понятий успех/удача и неуспех/неудача в русской культуре.

Отметим, что в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «неуспех» отсутствует. Нами проанализированы понятия, являющиеся синонимами и антонимами к понятию «неуспех». Прежде всего это такие термины, как «неудача», «неудачливый», «неудачник», «неудачный»; «успех», «успешный»; «удача», «удачливый». В целом лингвистический анализ данных понятий и порой тавтологические определения одного понятия через другое (удача

- это успех, неуспех - это неудача и т. д.) позволяют нам сделать вывод о слитности понятий «успех/удача», «неуспех/неудача» и свидетельствуют об актуальности изучения данного явления [1].

Само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», которое означает ‘самоутвердиться в обществе, выделиться в нем, соответствовать социальным параметрам преуспевания’. Таким образом, этимология и семантическое содержание слова «неуспех» означает «не успеть»; неуспешный человек - «не успевающий делать нечто вовремя», не умеющий согласовывать свои планы и устремления, не достигающий своей цели.

К.А. Абульханова-Славская отмечает, что социальное время, предъявляя личности свои требования, четко обозначает, в какой период человек должен уложиться, чтобы «успеть», т. е. социально не отстать. Высокие социальные требования современного общества формируют желание личности соответствовать социальному времени, идти «в ногу» со временем. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что в данной ситуации личность может выбрать одну из двух стратегий. Стратегия «опережения» соответствует такому способу организации личного времени, когда для того, чтобы не отстать, успеть, нужно «быть немного впереди». Данная стратегия отражает высокую степень активности личности в планировании своих действий, целеполагании, преобразовании действительности и своего личного времени (его активное использование или резервирование). Выбор данной страте-

гии детерминирует успех личности. Стратегия «запаздывания» характеризуется пассивным перераспределением личного времени (не сегодня, так завтра - прокра-стинация), низкой активностью личности в планировании и реализации событий собственной жизни, отсутствием стремления к саморазвитию, что приводит к неуспеху [2].

В современном обществе неуспех рассматривается как недостижение результата, поставленный целей, а также негативные переживания и состояние неопределенности, сопровождающие этот

процесс.

Согласно концепциям А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о ведущей деятельности, на каждом этапе возрастного развития существует особая система деятельностей, выполняемых личностью, причем системообразующим фактором в данной системе выступает ведущий вид деятельности или активности. Так, для периода взрослости ведущим видом деятельности является профессиональная деятельность (общественно-полезный труд, коллективная производительная деятельность и т. п.) [3; 4]. Поэтому перечень возможных ситуаций изучения успеха-неуспеха личности в период взрослости возможно ограничить изучением профессиональных достижений. Соответственно, человек, не достигший результатов в профессиональной деятельности на данном возрастном этапе, является неуспешным, с точки зрения общества.

В нашей работе центральным понятием является профессиональный успех/ неуспех.

«Профессиональный успех - это совокупность позитивных результатов, накопленных в течение карьеры» [5]. Многие исследователи, изучая успех, выделяют в нем объективный и субъективный компоненты (С.Л. Рубинштейн, Е.А. Климов, Л. И. Дементий и др.). Так, под объективным профессиональным успехом понимается положительный результат в профессиональной деятельности, который может быть оценен окружающими людьми. В качестве объективных критериев оценки чаще всего выступают размер заработной платы, уровень занимаемой должности, карьерный рост. Тогда субъективным успехом является совокупность суждений человека о собственных профессиональных достижениях и результатах. Измеряется субъективная успешность/неуспеш-ность на основе анализа удовлетворенно-

сти человека профессиональной деятельностью и личной карьерой [5; 6; 7].

Основываясь на положениях, отмеченных ранее, нами было проведено исследование, основной целью которого стало построение типологии личности по критерию успешности/неуспешности.

В качестве исследовательского инструментария нами были использованы следующие методики: 1) с целью исследования самооценки и уровня притязаний шкальная техника Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн [8]; 2) опросник «Ответственное поведение» Л.И. Дементий [9]; 3) методика Е.Г. Ксенофонтовой, направленная на выявление локуса контроля личности [10]; 4) методика «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта в адаптации И.И. Грачевой [11]; 5) опросник «Стиль объяснения успехов и неудач» М. Зелигмана в адаптации Т.О. Гордеевой и В.Ю. Шевяховой [12]; 6) методика определения индекса жизненной удовлетворенности Б. Ньюгартен в адаптации

Н.В. Паниной [13]; 7) метод шкалирования (шкала Т. Дембо) для определения уровня жизненной успешности/неуспешности

(субъективная оценка успешности) [8].

В исследовании приняли участие 215 человек (112 успешных и 103 неуспешных) в возрасте 28-55 лет. Данная возрастная граница относится к периоду «акме» - наиболее продуктивному и творческому периоду в жизни человека, которому соответствует максимальная самореализация и пик в развитии личности. В данном периоде взрослости происходит усиленное развитие личности во всех планах: социальном, профессиональном, межличностном и т. д. [14; 15]. Личность включается в различные сферы общественных отношений и деятельности, и только от ее активности зависит, достигнет она успеха или потерпит неудачу.

Кроме того, анализ результатов, полученных нами в пилотажном исследовании, показал, существует ряд объективных параметров, не имеющих возрастной специфики и воспринимаемых современными членами общества как признаки неуспешности. К таким инвариантным характеристикам относятся, в первую очередь, трудности, связанные с профессиональной сферой (проблемы с трудоустройством, продвижением по карьерной лестнице и отсутствием необходимого образования, частой сменой рабочего места). В связи с чем отсутствие достижений в профессиональной деятельности в пе-

риод взрослости может считаться объективным критерием неуспеха (см. подробнее: [16]). Поэтому данный критерий стал основным при формировании выборки на последнем этапе. В качестве успешных нами были опрошены 112 человек, имеющих постоянное место работы, достаточно высокий заработок и высокую должность. В качестве неуспешных нами были опрошены 103 безработных, стоящие на учете в службе занятости ЦАО г. Омска в течение трех и более месяцев.

В психологической литературе, посвященной проблемам успеха, неоднократно отмечалось, что конструкт успех-неуспех является очень сложным и неоднозначным в плане содержательных характеристик. Известен факт отсутствия единых критериев и норм оценивания успешности. Многие психологи указывают на наличие субъективных и объективных компонентов успешности-неуспеш-ности. Объективная оценка успеха произведена нами на этапе разделения респондентов на группы с помощью авторской анкеты. Субъективную оценку успешно-сти-неуспешности мы смогли произвести с помощью метода шкалирования (шкала Т. Дембо). Анализ и интерпретация данных были построены на относительных показателях самооценки жизненной успешности и уровня притязаний с помощью первичной описательной статистики (среднее арифметическое Х = 61 и стандартное отклонение 5 = 23,1). Таким образом, объективно успешные и объективно неуспешные респонденты разделились на подгруппы в зависимости от субъективной оценки собственной успешности/не-успешности:

1) объективно успешные и субъективно успешные (74,1 %),

2) объективно успешные и субъективно неуспешные (25,9 %),

3) объективно неуспешные, но субъективно успешные (28,2 %),

4) объективно неуспешные и субъективно неуспешные (71,9 %).

Остановимся более подробно на анализе выделенных типов.

ТИП 1 «успешный» (объективно и субъективно успешный)

Объективная оценка достигнутого ими успеха совпадает с собственной оценкой успешности - достаточно многочисленная группа, представители которой обладают атрибутами успешности (хорошая карьера, высокий материальный достаток, семья), и, достигая поставлен-

ных целей, данные респонденты привыкли переживать успех и оценивать себя в соответствии с данными переживаниями.

Данный тип составляют 83 человека, из которых 51,8 % женщины, 48,2 % -мужчины.

Возрастная специфика группы: по

7,2 % (6 чел.) - лица до 30 лет и старше 50; 39,8 % (33 чел.) - 30-40 лет; 45,8 %

(38 чел.) - 41-50 лет.

Большая часть представителей данной группы - интерналы, особенно в сфере достижений вообще и в профессиональной деятельности в частности. Они высокоот-ветсвенны и профессиональны. Являются очень инициативными в своей жизненной позиции и активными в деятельности (что подтверждается низкими значениями по шкале «отрицание активности»), умеют вырабатывать оптимальный способ разрешения трудностей и противоречий и контролируют свои эмоции при выполнении ответственных дел (хотя не всегда выполняют данные обещания, что может свидетельствовать о высокой степени честности перед собой и стремлении быть в гармонии с самими собой).

Представители первого типа - перфекционисты как по отношению к себе, так и по отношению к другим, но интересным является тот факт, что для них характерны достаточно низкие показатели по социально предписанному перфекционизму. Следовательно, данные респонденты не расценивают требования со стороны общества как слишком завышенные. Высокая самооценка в сочетании с высокими показателями по оптимизму и удовлетворенности жизнью свидетельствует о том, что представители данной группы умеют наслаждаться жизнью и получать от нее удовольствие.

Среди представителей данного типа практически нет лиц с выученной беспомощностью (2,4 %), для большинства характерен конструктивный стиль мышления: неудачи на жизненном пути рассматриваются ими как временные, локальные и подконтрольные.

ТИП 2 «неудовлетворенный достижениями» (объективно успешный и субъективно неуспешный)

Группа, для которой характерны достаточно высокие достижения в различных областях жизни (объективный успех), но невысокая удовлетворенность имеющимися результатами (субъективно - неуспеш-ность). Существование данной группы соответствует экспериментальным данным,

полученным Хоппе: одинаковый объек-

тивный результат расценивается как успех для одних испытуемых и в качестве неудачи другими испытуемыми [17].

Данный тип составляют 29 человек, из которых 55,2 % - женщины, 44,8 % -мужчины.

Возрастная специфика группы: нет респондентов в возрасте до 30 лет; 37,9 % (11 чел.) - 30-40 лет; 48,3 % (14 чел.) - 4150 лет; 13,8 % (4 чел.) - стрше 50 лет.

При анализе локуса контроля представителей данной группы можно сделать вывод о том, что достаточно часто встречаются интерналы, особенно в сферах достижений, неудач и в профессиональной деятельности, но много и амбиналов. Лица с интернальным локусом контроля считают, что все происходящие с ними события являются следствием их собственной активности, амбиналы ситуативны в оценке сил, определяющих их жизнь: в некоторых ситуациях, скорее всего в ситуациях успеха и достижения поставленных целей, причины событий видят в себе, тогда как неудачи списывают на неблагоприятное стечение обстоятельств и судьбу. Для всех представителей данного типа не характерно отрицание активности - очень активная жизненная позиция у 27,6 % представителей этой группы. Высок процент тех, кто удовлетворен своей жизнью (27,6 %), но 17,2 % имеют неблагоприятное психологическое состояние и не удовлетворены жизнью.

Ответственность представители данной группы проявляют ситуативно: не пасуют перед трудностями - 38 % (возможно, связано с тем, что такие ситуации встречаются), активно принимаются за их преодоление, тщательно продумывают план действий и их последствия (31 %). Но осознание того, за что человек должен нести ответственность, практически отсутствует у 27,6 % респондентов. Сочетание высокой активности и низкой осознанности ответственности формирует представление о таком человеке как о находящемся в личностном кризисе: человек к действиям готов, но, куда приложить свою активность, вектор активности, не знает. Возможно, многое уже достигнуто (так как объективно они успешны), а что дальше, человек пока не решил, так как нет планов на будущее и не видны перспективы. Кроме того, неоднозначное проявление ответственности обнаруживается в следующем. Равное количество человек в группах с высокими и низкими значениями по следующим шка-

лам ответственности: отношение к новым обязанностям, к обещаниям и эмоциональное отношение к ответственным делам.

Перфекционизм для представителей данной группы не характерен, но они считают, что общество предъявляет слишком завышенные требования к ним. Оптимистичны в отношении неудач: если возникают неудачи, то расценивают их как местные, локальные события и не распространяют их на все сферы своей жизни. При этом достижения рассматривают тоже как локальные явления, не всегда умеют радоваться успеху, не распространяют его на все сферы своей жизни. Кроме того, причины успехов не всегда видят в себе.

Общее впечатление о типичных представителях данной группы следующее: успех им дается с трудом (в отличие от первой группы, представителям которой успех дается легко). Интересным является тот факт, что практически 50 % представителей данного типа - это лица в возрасте 40-50 лет, т. е. более зрелые представители нашей выборки, и нет ни одного респондента в возрасте до 30 лет. Так, типичные представители данной группы выглядят следующим образом: они более критичны к себе, чуть менее амбициозны и эгоистичны по сравнению с более молодыми представителями нашей общей выборки, не склонны завышать свою успешность - и даже наоборот, очень критичны в отношении собственных достижений.

В контексте нашего исследования, имея в виду взаимосвязь таких личностных характеристик, как самооценка, уровень притязаний, с одной стороны, и ус-пешность/неуспешность личности - с другой, очень интересным для интерпретации является анализ «разрыва» между самооценкой и уровнем притязаний. Согласно Хоппе, успех или неуспех как качественная оценка деятельности личности определяется соотношением между уровнем конкретных притязаний и фактическим уровнем исполнения, т. е. разницей между уровнем притязаний и самооценкой личности [17]. Таким образом, согласно логике Хоппе, чем меньше разрыв между самооценкой и уровнем притязаний, тем больше успех личности и наоборот.

Поэтому в группе успешных нами был выделен еще один подтип - респонденты, у которых разрыв между самооценкой успешности и уровнем притязаний в отношении собственной успешности очень незначительный (не более 10 баллов).

Все представители данного типа успешны с точки зрения общества; все (за исключением одного респондента), считают себя успешными. Разрыв между уровнем притязаний и самооценкой свидетельствует об отсутствии мотивации дальнейших достижений. Данный тип составляют 27 человек, из которых 40,7 % -женщины, 59,3 % - мужчины.

Возрастная специфика группы: по

7,4 % (2 чел.) - лица до 30 лет и старше 50, 51,9 % (14 чел.) - 30-40 лет, 33,3 %

(9 чел.) - 41-50 лет.

Представители данной группы - очень ответственные респонденты, всегда доводят начатые дела до конца, хорошо регулируют свои эмоции в процессе выполнения ответственных дел, имеют высокий уровень осознанности ответственности и долга, отвечают за последствия своих дел, что и приводит их к успеху, но не всегда выполняют данные ими обещания.

Имеют интернальный локус контроля, особенно интернальны в сфере достижений и в профессиональной деятельности, не склонны избегать активности. Таким образом, ответственность данных респондентов является детерминантой достигнутого ими успеха.

Предъявляют высокие требования к себе (о чем свидетельствует уровень перфекционизма, ориентированного на себя и уровень притязаний) и, скорее всего, имея высокую самооценку и высокую удовлетворенность жизнью, соответствуют этим требованиям, хотя по отношению к другим людям менее требовательны, чем к себе.

Очень оптимистичны, имеют конструктивное мышление - оценивают неудачи, происходящие с ними, как временные или случайные, а успехи воспринимают как стабильные явления (высокие значения по параметру стабильности). Рассматривают все ситуации, происходящие с ними, как подконтрольные им. В ситуациях успеха всегда заслуги приписывают себе, а не стечению обстоятельств или удаче. Выученная беспомощность вообще не характерна.

Данный тип больше характерен для мужчин в возрасте 30-40 лет.

ТИП 3 «неуспешный оптимист»

(объективно неуспешный, но субъективно успешный)

Респонденты, не достаточно адекватно оценивающие положение собственных дел, завышающие свою результативность, значимость и успешность.

Данный тип составляют 29 человек, из которых 55,2 % - женщины, 44,8 % -мужчины.

Возрастная специфика группы: 13,8% (4 чел.) - до 30 лет, 27,6 % (8 чел.) - 3040 лет, 31,0 % (9 чел.) - 41-50 лет, 27,6 % (8 чел.) - старше 50 лет.

В состав данной группы входят как высокоответственные респонеднты (их чуть больше), так и безответственные. Представители данной группы зачастую пасуют перед трудностями, но достаточно быстро собираются и способны управлять своей эмоциональной сферой, многие из них целеустремленны (стремятся доводить начатые дела до логического завершения) и умеют планировать свою деятельность. Осознание ответственности у 28 % имеется, тогда как у 24 % отсутствует совершенно.

Много экстерналов, особенно в сфере неудач и в профессиональной деятельности, т. е. если они не добиваются поставленных целей, то во всем винят других людей, судьбу, неудачное стечение обстоятельств и т. д. Уверены, что сами мало контролируют собственную жизнь, верят в «фортуну». В профессиональной деятельности больше исполнители, нежели инициаторы какой-либо активности, не склонны к возложению на себя дополнительной ответственности.

Наличие достижений на жизненном пути меняет представителя данной группы кардинально: человек начинает верить в собственные силы, считать себя причиной своих достижений и готов приложить усилия для достижения положительных результатов в будущем.

Типичный представитель данной группы нуждается в поддержке со стороны других людей, в результате чего легко переходит от состояния неуверенности в себе к состоянию уверенности. Успехи и достижения значительно подкрепляют их, но без поддержки других такое состояние длится не долго.

При этом характерна адекватная самооценка, очень высокий уровень притязаний. К себе очень требовательны, что выражается в высоком уровне перфекционизма, но считают, что общество к ним предъявляет слишком завышенные требования. От других людей совершенства не требуют. Конструктивное мышление не характерно, так как представители данной группы считают, что особенно достижения и успехи им неподконтрольны.

Специфика данного типа заключается в том, что у его представителей много неоднозначных параметров - таких, что группы с высокими и низкими значениями выражены примерно одинаково: ответственность и многие ее компоненты, удовлетворенность жизнью, интерналь-ность.

ТИП 4 «неуспешный» (объективно и субъективно неуспешный)

Объективная оценка их достижений в качестве неуспеха совпадает с ощущением собственной неуспешности: это респонденты, не имеющие высоких достижений и оценивающие такие результаты как собственный неуспех.

Данный тип составляют 74 человек, из которых 52,7 % - женщины, 47,3 % -мужчины.

Возрастная специфика группы: 10,8 % (8 чел.) - до 30 лет, 39,2 % (29 чел.)

- 30-40 лет, 25,7 % (19 чел.) - 41-50 лет, 24,3 % (18 чел.) - старше 50 лет.

Представители данного типа имеют низкие показатели по ответственности и ее компонентам. При этом осознание ответственности присутствует и многие представители данного типа достаточно серьезны в отношении последствий своих поступков. Но, сталкиваясь с трудностями на жизненном пути, данные респонденты паникуют, причем, не умея регулировать свое эмоциональное состояние, застревают на этой эмоции и бездействии надолго. Они прекращают какие-либо попытки исправить сложившуюся ситуацию, не умеют планировать, боятся новых видов деятельности (это подтверждается: в службе занятости безработные отказываются даже от бесплатного обучения по какой-либо новой, востребованной специальности).

Кроме того, они экстерналы во всех сферах жизнедеятельности и отрицают любую активность. Все эти проявления свидетельствуют о наличие у представителей данного типа выученной беспомощности (31 %), т. е. неконструктивного (пессимистического) атрибутивного стиля (стиля объяснения происходящих с ними событий). Данные респонденты рассматривают происходящие с ними негативные события как вызванные постоянными и широкими причинами и не верят, что смогут их контролировать. Неудачу или неуспех рассматривают как событие, которое затронет большую часть их жизни и продлится долго. В трудных жизненных ситуациях часто сконцентрированы на

поиске виноватых, а не способов преодоления данных событий. Успех воспринимают как временный, произошедший случайно и от них не зависящий.

Своей жизнью полностью не удовлетворены, имеют низкую самооценку. Представители данного типа к себе и окружающим не требовательны, но считают, что общество от них требует слишком многого.

Данная группа лиц нуждается в психологической поддержке.

В группе неуспешных нами был выделен еще один подтип «лица с выученной беспомощностью» - респонденты, у которых «разрыв» между самооценкой успешности и уровнем притязаний в отношении собственной успешности очень значительный (не менее 50 баллов).

Представители данного типа неуспешны, с точки зрения общества, и все оценивают себя неуспешными (у большинства очень низкие оценки собственной успешности).

Данный тип составляют 26 человек, из которых 53,8 % - женщины, 46,2 % -мужчины.

Возрастная специфика группы: 11,5 % (3 чел.) - до 30 лет, 38,5 % (10 чел.)

- 30-40 лет, 30,8 % (8 чел.) - 41-50 лет,

19,2 % (5 чел.) - старше 50 лет.

Для представителей данного типа характерен очень низкий уровень ответственности как на когнитивном, эмоциональном, так и на поведенческом уровне. Все респонденты - экстерналы, т. е. не верят в то, что человек в состоянии влиять на события, происходящие в его жизни, в силу чего активность личности считают бессмысленной и отрицают ее вообще. Своей жизнью не удовлетворены, имеют очень низкую самооценку, но высокий уровень притязаний, что, скорее всего, и является причиной крайне неблагоприятного психологического состояния.

Перфекционизм отсутствует, и, наоборот, представители этого типа считают, что общество к ним слишком требовательно. У большинства представителей данной группы ярко выражено наличие выученной беспомощности, т. е. состояния, которое возникает в ситуации, когда человеку кажется, что внешние события не зависят от него и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить. Неудачу или неуспех рассматривают как событие, которое затронет большую часть их жизни и продлится дол-

го. Успех воспринимают как временный, случайный, от них не зависящий.

Следует отметить, что высокий разрыв между самооценкой и уровнем притязаний свидетельствует о том, что притязания личности не мотивируют человека на дальнейшее развитие. Представители данного типа при объективном неуспехе и переживании его не стремятся принять сложившуюся ситуацию. Это может быть связано с неумением ставить цели либо с потерей смысла достижений. Данная группа лиц крайне нуждается в психологической помощи и коррекции.

В целом изучение личностных типов, выделенных нами на основе качественного анализа, позволяет сформулировать следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Успех детерминируется такими личностными основаниями, как высокий уровень ответственности, интернальность, оптимизм, высокая самооценка и уровень притязаний, перфекционизм, ориентированный на себя. По данным личностным характеристикам получены статистические различия в группах успешных и неуспешных: они наиболее характерны для успешных респондентов.

2. Личностными детерминантами неуспеха являются низкий уровень ответственности, экстернальность, выученная беспомощность, низкая самооценка, большой разрыв между самооценкой и уровнем притязаний.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М. : А ТЕМП, 2004. 944 с.

[2] Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М. : Мысль, 1991. 299 с.

[3] Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

[4] Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика. 1989.

[5] Хаммер Я. С. Профессиональный успех и его детерминанты // Вопросы психологии. 2008. № 4. С. 147-153.

[6] Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) : учеб. пособие. М. : Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта, 2003. 320 с.

[7] Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности : монография. М. : Информ-Знание, 2005. 188 с.

[8] Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.

[9] Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания : монография. Омск : Ом. гос. ун-т, 2001. 192 с.

[10] Дементий Л. И. Теоретические основания и диагностика ответственности и локуса контроля : учеб.-метод. пособие. Омск : Ом. гос. ун-т, 2001. 72 с.

[11] Грачева И. И. Адаптация методики «Многомерная шкала перфекционизма» П. Хьюитта и Г. Флетта // Психологический журнал. 2006. Т. 27. № 6. С. 73-81.

[12] Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач : Опросник СТОУН. М. : Смысл, 2009. 152 с.

[13] Никишина В. Б., Василенко Т. Д. Психодиагностика в системе социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 208 с.

[14] Бодалев А. А. Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни. М. : ПИ РАО, 1997. С. 29-32.

[15] Маркова А. К. Психология профессионализма. Л., 1996.

[16] Нечепоренко О. П. К вопросу об объективной оценке неуспеха // Достижения, проблемы, перспективы современной науки : материалы межвуз. науч.-практ. конф. (12 апреля - 12 июня 2010 г.). М. : Изд-во СГУ, 2010. С. 62-71.

[17] Фресс П., Пиаже Ж Экспериментальная психология. Вып. 5. М. : Прогресс, 1973. С. 344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.