Научная статья на тему 'Особенности социальных представлений о неуспехе и неудаче в период ранней взрослости'

Особенности социальных представлений о неуспехе и неудаче в период ранней взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
518
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Нечепоренко Ольга Петровна

The article is devoted to the study of peculiarities of social conceptions of failure and misfortune. It concerns the social conceptions of failure and success during early mature age which is the period of a person’s self-consciousness formation and the period of a person’s energetic involvement in all spheres of activity. The article shows the differences in social conceptions of failure and misfortune depending on the level of a person’s success.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социальных представлений о неуспехе и неудаче в период ранней взрослости»

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 1. С. 25-29.

© Л.И. Дементий, О.П. Нечепоренко, 2009 УДК 316.37

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕУСПЕХЕ И НЕУДАЧЕ В ПЕРИОД РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Л.И. Дементий, О.П. Нечепоренко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The article is devoted to the study of peculiarities of social conceptions of failure and misfortune. It concerns the social conceptions of failure and success during early mature age which is the period of a person’s self-consciousness formation and the period of a person’s energetic involvement in all spheres of activity. The article shows the differences in social conceptions of failure and misfortune depending on the level of a person’s success.

Высокие социальные требования современного общества формируют стремление личности быть успешной. Успех становится главной ценностью современного общества и критерием благополучного существования, «гонка» за наивысшими результатами в профессиональной, семейной, личностной и других сферах очевидна. На этом фоне все больше появляется лиц, переживших неудачный опыт. Недостижение поставленных целей можно объяснять по-разному: неблагосклонностью судьбы и сложившимися обстоятельствами или недостатком собственной активности и определенным набором личностных качеств.

Конструкт «неуспех» и в зарубежной, и в отечественной психологии, к сожалению, недостаточно самостоятельно становится предметом исследования. Между тем значимость этого явления для личности не менее высока, чем категория успеха.

Как известно из немногочисленной литературы по проблеме неуспеха, неуспех (как и успех) - понятие исключительно субъективное. В связи с этим актуальными становятся исследования социальных представлений о неуспехе, неудаче, определяющих содержание и степень слитности данных понятий.

Неуспех упоминается в психологической литературе чаще всего как антоним успеха. И только единичные исследования посвящены изучению неуспешности и ее факторов (в первую очередь это изучение выученной беспомощности М. Селигманом и его учениками). Современные прикладные исследования неуспеха довольно часто связаны с учебной неуспеваемостью (Ю.Э. Макарев-ская, А.А. Амбарцумян, Е.С. Засыпкина, Л.Е. Адамова и др.), ситуациями длитель-

ной безработицы, неблагополучия (А.В. Селезнева, М.В. Бучатская и др.) и т. д.

В целом, неуспех рассматривается как недостижение результата, поставленных целей, а также негативные переживания и состояние неопределенности, сопровождающие этот процесс.

Проведенный нами культурологический анализ показал, что в русской культуре основными факторами, влияющими на достижение личностного успеха, являются удача, везение, благоприятное стечение обстоятельств, наличие определенных связей и т. д., а не усилия, активность, труд, как это можно проследить в западной культуре [4, 8]. Данные особенности русской культуры и менталитета российского общества нашли отражение в словарях и словесных выражениях. Поэтому при описании человека, не достигшего поставленных целей, скорее всего в русской культуре мы услышим термин «неудачник», а не «неуспешник», при этом значение термина не изменится, что доказывает слитность понятий неуспех / неудача в русской культуре.

Отметим, что в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «неуспех» отсутствует [6]. Лингвистический анализ синонимов и антонимов понятия «неуспех» (прежде всего, это такие термины, как неудача, неудачливый, неудачник, неудачный; успех, успешный; удача, удачливый) и порой тавтологические определения одного понятия через другое (удача - это успех, неуспех - это неудача и т. д.) доказывают синонимичность употребления понятий «неуспех» и «неудача», что, в свою очередь, свидетельствует об актуальности изучения социальных представлений данных понятий.

Концепция социальных представлений разработана С. Московичи, который отмечал, что каждое общество в рамках своей жизнедеятельности создает собственную теорию, затрагивающую различные характеристики обыденного сознания. Согласно С. Московичи, существуют социальные по природе представления, или суждения, о различных аспектах социальной жизни общества. С. Московичи рассматривал такие социальные представления, как определенные «визитные карточки социальных групп», в которых отражается отношение группы к социально значимому объекту [5].

Само слово «успех» близко по этимологии слову «преуспеть», которое означает самоутвердиться в обществе, выделиться в нем, соответствовать социальным параметрам преуспевания. Таким образом, этимология и семантическое содержание слова неуспех означает «не успеть»; неуспешный человек - «не успевающий делать нечто вовремя», не умеющий согласовывать свои планы и устремления, не достигающий своих целей.

К.А. Абульханова-Славская отмечает, что социальное время, предъявляя личности свои требования, четко обозначает, в какой период человек должен уложиться, чтобы «успеть», т. е. социально не отстать [1]. Высокие социальные требования современного общества формируют желание личности соответствовать социальному времени, идти «в ногу» со временем. К.А. Абульханова-Славская отмечает, что в данной ситуации личность может выбрать одну из двух стратегий. Стратегия «опережения» соответствует такому способу организации личного времени, когда для того, чтобы не отстать, успеть, нужно «быть немного впереди». Данная стратегия отражает высокую степень активности личности в планировании своих действий, целеполагании, преобразовании действительности и своего личного времени (его активное использование или резервирование). Выбор данной стратегии детерминирует успех личности.

Стратегия «запаздывания» характеризуется пассивным перераспределением личного времени (не сегодня, так завтра), низкой активностью личности в планировании и реализации событий собственной жизни, отсутствием стремления к саморазвитию, что приводит к неуспеху.

Зачастую термин неуспех изучается в сопоставлении или конкуренции с понятием

успех. Подобная тенденция прослеживается и в психологических школах, проводящих теоретические и эмпирические разработки конструкта «успех-неуспех».

В зарубежной психологии проблема успеха / неуспеха личности имеет длительную историю изучения, в рамках которой можно выделить два основных подхода. Первый подход -мотивационный, изучающий успех / неуспех как один из преобладающих мотивов достижения: мотив стремления к успеху, мотив избегания неудач (Г. Мюррей, Д. Мак-Клеланд,

X. Хекхаузен, Дж. Аткинсон, Р. Уайт, Ю.М. Орлов и др.), кроме того в рамках данного подхода конструкт успех / неуспех изучается в контексте целеполагания личности (К. Левин, Ф. Хоппе, М. Юкнат). В рамках второго подхода неуспех рассматривается как отсутствие самоактуализации, самореализации, низкая самоэффективность (А. Адлер, К.Г. Юнг, А. Мас-лоу, К. Роджерс, А. Бандура).

Основываясь на положениях, отмеченных ранее, мы провели исследование, основной целью которого стало изучение социальных представлений о неуспехе и неудаче. Данная цель конкретизировалась в следующих исследовательских задачах:

1) изучение социальных представлений о неуспехе и неудаче у успешных и неуспешных студентов;

2) выявление различий в социальных представлениях о неуспехе и неудаче в зависимости от степени успешности - неуспешности.

В качестве исследовательского инструментария нами был использован метод незаконченных предложений. Данная методика относится к группе проективных и предназначена для изучения направленности личности, а также выявления системы отношений личности. А. Пейн и А. Тендлер впервые применили данную методику для исследования личности в первой половине XX в. Эта методика позволяет изучить социальные представления о различных явлениях действительности с помощью развития словесной ассоциации [2].

В нашем варианте методики незаконченных предложений респондентам предлагалось завершить три предложения: «неуспех для меня -это...» и «неудача для меня - это...»; а также указать, в чем различия этих понятий (если таковые существуют).

В исследовании принимали участие 50 студентов старших курсов, выборка уравнена по полу и возрасту. Выборка студентов представляется релевантной цели исследования, так как в учебно-профессиональной деятельности студентов есть возможность объективно выделить успешных и неуспешных по критерию успеваемости. Возрастной диапазон 19-25 лет относится к периоду ранней взрослости в соответствии с периодизацией

Э. Эриксона. Нам интересен данный возрастной период в связи с тем, что это период формирования самосознания личности, становления ее системы представлений, ценностей; кроме того, в данный возрастной период личность активно включается во все сферы жизнедеятельности, ориентируясь на высокие достижения, которые задаются социальными требованиями современного общества.

В качестве методов статистической обработки данных, полученных в исследовании, нами были использованы контент-анализ данных и коэффициент углового преобразования Фишера (критерий ф*) для определения значимости различий [7].

Основные результаты исследования

Контент-анализ мнений респондентов, опрошенных нами на предмет содержания понятий «неуспех» и «неудача», а также различий в данных понятиях, позволил нам выделить пять основных групп по содержанию представлений.______________________________

Первое различие данных понятий заключается в том, что неуспех зависит от человека, от его усилий и активности, а неудача - от сложившихся обстоятельств, т. е. неудача -это дело случая.

Второе различие данных понятий заключается в том, что неудача - это частный случай неуспеха, неуспех - более комплексное понятие, более глобальное, более общее, характеризующееся радом неудач. Из неудач складывается неуспех, неуспех - это серия неудач. Таким образом, неуспех - более глобальное событие.

Третье различие социальных представлений о «неуспехе» и «неудаче» заключается в их длительности. Неудача характеризуется моментальностью, неуспех - длительным временем. Неудача - это временное явление, ситуационное, которое можно исправить, тогда как неуспех постоянен.

Четвертый вариант включает социальные представления респондентов, считающих, что между данными понятиями различий не существует.

Пятая группа мнений включает в себя такие различия в представлениях о данных понятиях, которые не вошли в предыдущие группы.

На рис. 1 представлены различия социальных представлений о «неуспехе» и «неудаче» в группе успешных студентов.

18%

28%

42 %

□ Неуспех - сумма неудач

□ Неуспех - я, неудача ■ случай

□Длительность

□ Нет □Другое

Рис. 1. Социальные представления о «неуспехе» и «неудаче» в группе успешных студентов

Анализ данных, представленных на рис. 1, позволяет утверждать, что наиболее часто встречающееся различие в социальных представлениях о «неуспехе» и «неудаче» для успешных студентов заключается в том, что неуспех зависит от активности личности, а неудача - от определенного стечения обстоя-

тельств (42 % респондентов). Вторым по частоте встречаемости у успешных студентов является мнение о неуспехе как о более широком понятии, суть которого заключается в сумме неудач (28 %). Далее следует группа респондентов, указывающих на различия в длительности данных явлений (18 %). Только

8 % успешных студентов указывают на отсутствие различий в данных понятиях и 4 % отмечают различия в других аспектах.

Таким образом, большая часть успешных студентов (42 %) определяет различия данных понятий во вкладе личности в данное событие, в степени активности личности в

данных ситуациях, детерминируя неуспех личностными основаниями, а неудачу внешними обстоятельствами.

Различия в социальных представлениях о «неуспехе» и «неудаче» в группе неуспешных студентов представлены на рис. 2.

2 %

□ Неуспех - сумма неудач

□ Неуспех - я, неудача -случай

□Длительность

□ Нет □Другое

Рис. 2. Социальные представления о «неуспехе» и «неудаче» в группе неуспешных студентов

Наиболее распространенными для неуспешных студентов являются следующие различия в представлениях о «неуспехе» и «неудаче». Во-первых, неуспех по сравнению с неудачей является более глобальным понятием и представляет собой серию неудач (30 %). Во-вторых, 28 % неуспешных студентов не обнаруживают различий между данными понятиями. Кроме того, 24 % неуспешных студентов считают, что неуспех зависит от собственных усилий, а неудача - от стечения обстоятельств. 16 % респондентов указывают на различия в длительности протекания данных явлений, и 2 % относят различия к другой сфере.

В целом, мнения неуспешных студентов разделились примерно одинаково: часть студентов считает неудачу структурной единицей неуспеха, часть обнаруживает разную степень активности личности и влияния обстоятельств, кроме того, среди неуспешных студентов высок процент тех, кто различий в данных понятиях не наблюдает.

Значимость различий в представлениях успешных и неуспешных студентов о «неуспехе» и «неудаче» была выявлена с помощью критерия ф* Фишера. Сравнительный анализ системы представлений в двух группах испытуемых показал, что не обнаружены значимые различия по таким отличительным характеристикам, как «неуспех - это сумма не-

удач» (ф*эмп. - 0,15), длительность (ф*эмп. -

0,17). Наблюдается тенденция значимости отличий по характеристике «неуспех зависит от личных усилий, а неудача - от стечения обстоятельств» (ф*ЭМп. - 1,37 при р< 0,08), успешные студенты чаще пользуются данными определениями понятий. Достоверные значимые различия в двух группах респондентов выявляются по одной характеристике - «в понятиях неуспех и неудача различий не существует» (см. табл. 1).

Сравнительный анализ социальных представлений о неуспехе и неудаче в двух исследуемых группах показал, что неуспешные студенты достоверно чаще не обнаруживают различий в понятиях «неуспех» и «неудача».

Таким образом, успешные испытуемые, в силу наличия опыта достижения реального успеха в жизни, оценивают неуспех с точки зрения недостаточных усилий личности, низкой инициативности, не оптимального использования всех внутренних личностных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; тогда как неудача, обладая ситуативным характером, представляется успешным как совокупность факторов внешнего мира, воздействующих на личность и оказывающих на нее дезорганизующее влияние (случай, внешние обстоятельства, другие люди и т. д.).

Т а б л и ц а 1

Значимость различий в представлениях о неуспехе и неудаче у успешных и неуспешных студентов (по ф*-критерию Фишера)

Характеристика Значение ф*-критерия Фишера Уровень значимости

Неуспех - сумма неудач 0,15 -

Неуспех - я, неудача - случай 1,37 0,08

Длительность 0,17 -

Различий нет 1,89* 0,02

Другое 0,42 -

Примечание: * р< 0,05.

Отсутствие разграничений в понятиях «неуспех» и «неудача» для неуспешных испытуемых, на наш взгляд, связано с приобретенной в ситуациях переживания неуспеха особенностью примиряться со сложившейся ситуацией, пассивно покоряться ей вне зависимости от того, вызвана данная ситуация низкой активностью личности как субъекта жизнедеятельности или стечением обстоятельств. То есть слитность понятий «неуспех» и «неудача» для неуспешных испытуемых детерминируется наличием у них выученной беспомощности.

М. Зелигман (основатель концепции выученной беспомощности) определяет выученную беспомощность как состояние, которое возникает в ситуации, когда человеку кажется, что внешние события не зависят от него и он ничего не может сделать, чтобы их предотвратить или изменить [3]. Поэтому суть выученной беспомощности заключается в том, что человек примиряется со своей судьбой и смиренно покоряется ей. Согласно концепции М. Зелигмана, выученная беспомощность переносится человеком на другие ситуации, и тогда стиль объяснения неудачника сводится к тому, что неудачи будут преследовать его не только в данной конкретной ситуации, но и в любой другой, которая может возникнуть на его жизненном пути в любой момент времени. Кроме того, человек, обладающий выученной беспомощностью, уверен, что во всех своих неудачах виноват он сам, тогда как успех, если он вдруг происходит, вызван случайным удачным стечением обстоятельств или другими людьми. В нашем исследовании выученная беспомощность неуспешных испытуемых определяет отсутствие различий в социальных представлениях о неуспехе и неудаче.

Таким образом, в результате проведенного исследования нами были обнаружены особенности в содержании представлений о неуспехе и неудаче у успешных и неуспешных

представителей периода ранней взрослости. Успешные испытуемые детерминируют неуспех личностными основаниями, а неудачу -внешними обстоятельствами. Неуспешные испытуемые часто не обнаруживают различий в понятиях «неуспех» и «неудача».

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 2004. - 520 с.

3. Зелигман М. Как научиться оптимизму: пер. с англ. - М.: Вече, 1997. - 432 с.

4. Лабунская В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах. - М., 1999. - С. 358.

5. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. -1995. - Т. 16. - № 1. - С. 3-18.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М., 2004. - 944 с.

7. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2007. - 350 с.

8. Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. -№ 3. - С. 81-93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.